Кто ходит в мечеть вера. Можно ли православным заходить в мечеть

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Даже если христианин хочет приобщиться к исламским традициям и культуре из самых чистых побуждений, не всегда следует это делать, а иногда - и категорически нельзя, считают сами мусульмане.

Завершились широкие празднования, посвященные . Так, в Московском международном доме музыки устроили грандиозный концерт, послушать который пришли многие члены правительства, Совета Федерации, депутаты Госдумы, зарубежные послы. И далеко не все из них мусульмане - как заметила корреспондент «Собеседника», собрались и множество христиан. Также некоторые христиане в последнее время выбирают в качестве туристического маршрута поездку к святым для мусульман, а не православным и католикам местам.

Но стоит ли это делать? Эту щекотливую и по-восточному тонкую тему мы обсудили с генеральным директором казанского Центра мусульманского туризма и отдыха «Рахат-тур» Рушаном Мустафином:

Самое важное путешествие - это хадж [паломничество, связанное с посещением Мекки и ее окрестностей, горы Арафат, долины Муздалифа и Мина в определенное время]. Его могут совершать исключительно мусульмане и никто больше - даже в «чисто туристических» или «чисто образовательных» целях для христиан это паломничество недопустимо, - объясняет Рушан Мустафин. - В Мекку и Медину вход для христиан закрыт. Туда даже и не всякий мусульманин попасть может - для этого нужно получить специальную визу и разрешение от действующего короля.

- Если христианин раздумывает, не принять ли ему ислам, то с целью развеять сомнения можно совершить хадж?

Нет, даже в таком случае это недопустимо. Помочь определиться, принимать ислам или нет, могут беседы с духовенством, чтение книг, но хадж нельзя использовать как одно из средств. В Мекке и Медине есть и не связанные с исламом места - обычные улицы, кафе, магазины, но вход в эти два города для христиан все равно закрыт.

Ясно. А просто посещать мечети во время туристических поездок в другие города христианам можно или от этого тоже лучше воздержаться?

Культовые учреждения христианам посещать дозволяется, но при соблюдении определенных правил. Главное - быть грамотно одетым и вести себя подобающим образом.

Куда бы вы посоветовали в первую очередь поехать тем христианам, которые по каким-то причинам хотят приобщиться к исламу?

Прежде всего стоит обратить внимание на библейские места, которые одинаково святы и для христиан, и для мусульман. Это Иерусалим и Святая Земля. Перед посещением значимых для мусульман мест необходимо проконсультироваться с имамом [духовным лицом, которое заведует мечетью]. Кстати, сами мусульмане нередко не знают всех основ своей религии и допускают ужасные ошибки - например, во время паломничества начинают поклоняться могилам предков или известных пророков, просить у них помощи и защиты. Это делать категорически запрещается.

- А поближе Иерусалима? В России что-то советуете посетить?

В России никогда не рождалось мусульманских пророков, поэтому тут каких-то священных для ислама мест быть не может. Есть только места, исторически связанные с исламом - например, в Казани это места принятия булгарами ислама. Но святости эти места не несут. Очень большое и греховное заблуждение - призывать совершать подобие хаджа в казанские мечети. Люди, которые к этому призывают (а таких, к сожалению, много), попадут в ад. Да и посещение мечети христианами не принесет им ничего хорошего для спасения души, не нужно к этому стремится.

- Почему же все больше христиан сегодня не прочь зайти в мечеть в каких-то своих туристических целях?

модераторов исламских форумов и нашего исламского форума тоже…
часто спрашивают
Могу ли я — немусульманка, зайти в мечеть? если можно, то что для этого надо? и когда и как можно?я знаю, что у меня знакомая, еще до принятия Ислама, ходила в мечеть, но не знаю как и еще, я там только посмотреть смогу (если вообще можно войти) или и на мессе присутствовать тоже? вот как же я там буду, если все молятся, а я то не знаю как, да и не мусульманка я? что просто стоять? так тогда на меня все пялиться будут.

В мечеть одной первый раз идти и тем более страшно! Но знакомых девушек- мусульманок у меня нету, поэтому одна скорее всего пойду. и главное..боюсь, что плакать там начну.. вот что делать? а реветь ведь точно буду ((

Вот решила создать такую тему

В мечети мы — гости Аллаха!
Мечеть — это дом Всевышнего.

Ещё до того, как отправиться в один из домов Аллаха, по дороге в мечеть и в самой мечети, мы должны соблюдать определённые правила…

Для посещения мечети следует соответственным образом одеться. Мужчинам также полагается быть выбритыми, причесанными и опрятными. Мусульманам запрещено посещать мечеть в легкой одежде — рубашках с короткими рукавами или шортах. Женщина, проявляющая уважение к мусульманским обычаям, перед посещением мечети облачится в длинное одеяние, скрывающее руки и ноги, а на голову повяжет косынку или платок. Одежда мусульманок всегда скромна — прозрачные, обтягивающие или слишком короткие одежды совершенно неуместны, так же, как и излишек макияжа и парфюмерии.

И мужчинам, и женщинам, посещающим мечеть, полагается знать, что при входе им придется снять обувь, а в самом здании, вероятно, придется сидеть на полу.

Любая мечеть может иметь два входа — один для мужчин, другой для женщин. В мечети мужчины и женщины молятся раздельно. В зависимости от внутреннего архитектурного устройства мечети женщинам предоставляется для совершения молитвы балкон или же определенное место в глубине…

И далее: «О вы, которые уверовали! Не творите молитвы, будучи пьяными, [ и ждите], пока не станете понимать то, что говорите. [ Не творите молитвы] в состоянии осквернения, пока не совершите [предписанного] омовения, если только вы не находитесь в пути» (Коран, 4:43).

На основании этих…

Как подготовиться к походу в мечеть?

«Важно то, для чего человек приходит в мечеть, — рассказывает заместитель муфтия Татарстана Рустам Хайруллин. – Намерения человека должны быть благими».

Прежде всего, человек, собравшийся посетить храм, должен привести свой внешний вид в порядок: это касается и одежды и чистоты тела.

Заходите в мечеть только с благими намерениями. Фото: АиФ / Алия Шарафутдинова

«Женщины одеваются так, чтобы были видны только кисти рук, стопы и лицо, — рассказывает Рустам Хайруллин. – При этом одежда должна быть свободной и не очень яркой. Мужчины также стараются максимально прикрыть свое тело, на голову одевают тюбетейку».

В своих изречениях порок Мухаммед говорил, что мусульмане должны быть ритуально чисты, то есть они должны совершить полное омовение.

Тахарат - малое омовение. Мно гие обряды поклонения Аллаху нельзя выполнять без ритуально го омовения. Например, не допускается совершать намаз, таваф - обход вокруг Каабы…

Православные верующие, которые видят в своих городах или во время путешествий в другие страны большое количество мусульманских храмов, задаются вопросом - можно ли православному входить в мечеть? На это есть целый свод правил, которые относятся ко всем верующим, а также и православным, которые хотят посетить мечеть. Чтобы ответить на вопрос, можно ли православному в мечеть и узнать правила, необходимо обратиться к мусульманским источникам, где подробно рассказывается о правилах поведения в мечети. На все вопросы ответил Мунир – хазрат Беюсов, который является имамом Ленинградской области.

Многие хотят посетить мечеть

По словам имама Мунира, каждый верующий или неверующий может захотеть посетить мечеть, а по мусульманской вере это одно из лучших мест для молитв. Каждый мусульманин, совершая молитву, может придти в мечеть, а пятница считается священным днем для каждого верующего мусульманина, он совершает джума – намаз каждую неделю. В каждой мечети есть свои имамы,…

При входе в мечеть произносить: «Аллахумма ифтах ли абваба рахматика»

Мечеть – дом Всевышнего Аллаха на земле, поэтому при посещении мечети должны соблюдаться определенные правила:

1. При намерении посетить мечеть надо совершить дуа, которое читал посланник Аллаха (мир…

Ислам освободил женщину от обязанности совершать коллективную молитву в мечети, однако разрешил ей приходить в мечеть.

‘Аиша рассказывает: «Когда Посланник Аллаха совершал утреннюю молитву в мечети, с ним часто молились и верующие женщины, которые заворачивались в свои плащи и возвращались домой не узнанными» [Бухари].

Посланник Аллаха сокращал молитву, услышав позади себя плач ребёнка, поскольку понимал, что, растягивая молитву, причинит неудобства его матери, стоящей в одном из рядов молящихся. Он сам сказал: «Приступая к молитве, я желаю совершать её долго, однако, услышав плач ребёнка, сокращаю её, чтобы не причинять беспокойство его матери»[Бухари; Муслим].

Всевышний оказал женщине великую милость, освободив её от обязанности совершать обязательную молитву в мечети. Даже мужчины не всегда могут прийти в мечеть, и им нередко приходится молиться на работе, дома или ещё где-нибудь. А если бы женщине, на которой лежит вся домашняя работа и забота о муже и…

Может ли женщина посещать мечеть?

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение, сказал: «Если ваши женщины попросят у вас разрешения пойти в мечеть, не отказывайте им» (Муслим)

Если женщина соблюдает исламский этикет в одежде (покрывает аурат, не пользуется духами и благовониями) и не украшает себя так, чтобы это могло вызвать искушение и поразить людей со слабой верой, у нее нет препятствий для посещения мечети и совершения в ней молитвы. При этом сопровождение махрама (мужа или близкого родственника) не является обязательным условием.

Если женщина не покрыта и видны те части ее тела, которые запрещено показывать не махрамам, или от нее исходит запах парфюмерии, то не дозволено ей покидать дом в таком виде и тем более идти в мечеть и молиться там, так как это может привести к фитне (искушению).

Сказано в фетве Постоянного Комитета, 7/332: «Разрешено мусульманке молиться в мечети и муж не имеет права препятствовать ей, если она просит его дозволения на это, при…

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного.

Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.

Здравствуйте, уважаемый Игорь! Мы благодарим Вас за оказанное доверие.

Необходимо заметить, что ислам поощряет толерантность и мирное сосуществование между мусульманами и немусульманами. Если немусульмане заходят в мечеть для диалога, который приведет к лучшему взаимопониманию, то это приветствуется и поощряется. Ислам – это религия конструктивного диалога, и история мусульман – наилучший этому пример.

Шейх Аттия Сакр отвечает на поставленный вопрос так:

Аллах говорит: «О вы, которые уверовали! Ведь многобожники [пребывают] в скверне. И пусть они начиная с этого года не входят в Запретную мечеть. Если же вы боитесь бедности, то Аллах обеспечит вас богатством по щедрости Своей, если пожелает. Воистину, Аллах — знающий, мудрый» (Коран, 9:28).

Уважаемые читатели! Всем Вам, кто решил свой отдых провести в Турции – интересно не только море, солнце и пляж, но и достопримечательности. А, как Вы знаете, главным священным символом мусульманской культуры является мечеть. Из чего следует, что посещение мечети – это обязательная составляющая каждого туристического маршрута.

Итак, Вы уже начали задаваться вопросами: как правильно себя вести в мечети, что можно и что нельзя делать, когда посещаешь мечеть, что одеть? И можете ли Вы, европейцы, заходить в любую интересующую Вас мечеть, или следует ограничиться только теми храмами, которые непосредственно указаны в плане экскурсий? Ответить на Ваши вопросы попробуют редакторы www.antalyacity.ru в этой статье, а также расскажут Вам основные правила посещения мечетей в Турции

Многие туристы испытывают большое желание лучше понимать турецкий народ, а религия – это неотъемлемая составная часть многовековой турецкой культуры. Поэтому каждая мечеть является для них не только…

Гульфайруз несколько раз меняла место встречи для интервью Азаттыку, назначая ее то в автосалоне, то в малолюдном кафе. В итоге встреча с корреспондентом состоялась в одном из небольших кафе в Актобе. В ходе интервью женщина, все время поглядывая в сторону входа, начала рассказывать о пережитом ею за последние годы.

ОТ НИКАБА К ХИДЖАБУ

Жизнь Гульфайруз, которая пять лет назад торговала игрушками на рынке в Атырау, резко изменилась после встречи с актюбинцем по имени Хамза. Она забыла о своей мечте накопить деньги и поступить учиться, выходит за него замуж и переезжает в Актобе. Вначале она сопротивлялась, однако позже по просьбе мужа надела никаб и начала исповедовать «такфирское направление» ислама. Она перестала смотреть телевизор, слушать радио. Однако с каждым днем такая набожность у нее вызывала сомнения.

— Внутренне я признавала, что и мои, и религиозные знания моего мужа половинчаты. В душе я была против таких понятий, как «джихад», «харам», «ширк»….

А имеет ли кто нибудь юридическое право запретить мне зайти в церковь, мечеть, синагогу, по каким либо причинам??? ВН

Это будет рассматриваться как нарушение общественного порядка или хулиганство

Как же все запущено… да иди хоть сейчас…

В мусульманской стране пьяным в мечеть войти нельзя. Посадят.

А к кому-то в дом ты тоже заходишь свободно и с собакой? Не боишься, что там есть своя собака, которая не любит непрошеных гостей? Ну-ну…

Богу. Заходи куда хочешь. Только в мечеть без собаки и обувь при входе сними и трезвым. И не для того чтобы в углу обделаться или обмочится.

Если это общественное место, а не частная собственность, никто не имеет права.

Это зависит от того, в какой вы находитесь стране. Одет не так — пустят, но придётся выслушивать. Если одет неприлично — то и для улицы это не особо, а вы говорите о церкви и т. п. Они будут иметь право выгнать человека, если он голый или почти голый.

РПЦ наверное…

Начало моего религиозного поиска было тесно связано с вопросом – кто же я по национальности? Мой отец чеченец, а мать-русская. Они жили порознь, я воспитывалась матерью, а с отцом общаться возможности не было. Но еще с раннего детства меня привлекала восточная и исламская культура (под понятием восточной культуры я подразумеваю в совокупности культуры народов Кавказа, Азии, Ближнего Востока). О них я узнавала из книжек, сказок, фильмов и мультиков. Интерес мой был сильным и устойчивым: мне нравился колорит Востока, смелость, благородство, мужественность мужчин, месть и наказание своих врагов, красота и ум восточных женщин. Но вся информация, которую я узнавала об Исламе – была поверхностной и отрывочной. Не было рядом ни знакомых, ни родственников, кто мог бы подробно рассказать о религии Аллаhа. А Аллаh лучше знает, почему было именно так. Сейчас мне кажется, будь по-другому, я бы не стремилась так в Ислам.

Как сегодня, я помню тот день, когда первый раз зашла в мечеть. Я была…

Что испытывает человек, который пришел в ислам, уже имея опыт пребывания в другой религии? Это решили узнать корреспонденты белорусского портала Intex-press. Три истории о том, почему люди перешли из христианства в ислам, и как религия Аллаха изменила их жизнь.

«Я прошу продавцов помыть нож, прежде чем отрезать мне кусок говядины»

Эсма, домохозяйка, 26 лет, приняла ислам четыре года назад

Эсма росла в православной семье, много знала о религии, читала Библию. В то же время понимала, что имеются также и другие пути к Богу.

Православная церковь оттолкнула ее своими противоречиями, а также коммерциализацией. Например, наличием конкретной таксы на крещение, венчание, обязанностью покупать свечи.

«Меня от этого коробило. Что, если у меня этих денег нет? Не понимала, зачем нужно два-три часа стоять на утренних службах. Не понимала, как такой же человек, как я, может прощать мне грехи. Я поняла: между мной и Богом слишком много…

Мечеть в жизни мусульман играет огромную роль. У многих настоящая жизнь начинается как раз именно с посещения Дома Аллаха. Для мусульман мечеть – это что-то большее, чем просто красивая архитектурная постройка с куполами и минаретами. Каждый для себя ищет ответы на жизненноважные вопросы непосредственно в мечети, чтобы побыть наедине с собой и Господом, многие мусульмане тоже предпочитают мечеть. Мечеть – это олицетворение духовности, чистоты, и её внутреннее наполнение неизвестным образом переходит на наши сердца, мысли, намерения, поступки. Выходя из Дома Аллаха, чувствуешь себя совсем по-другому и мыслить начинаешь иначе.

Мечеть в жизни мусульман играет огромную роль. У многих настоящая жизнь начинается как раз именно с посещения Дома Аллаха. Для мусульман мечеть – это что-то большее, чем просто красивая архитектурная постройка с куполами и минаретами. Каждый для себя ищет ответы на жизненноважные вопросы непосредственно в мечети, чтобы побыть наедине с собой и Господом,…

Огромное количество мечетей в мире, как в странах с исконно мусульманским большинством, так и христианским, сегодня включены в списки культурного наследия всего человечества и представляют интересные объекты для исследователей и просто обычных туристов.

Это неудивительно, потому что архитектурное изящество мусульманских храмов порой поразительно. Естественно, что посетить их стремятся не только мусульмане. Допустимо ли посещение мечетей людьми не в Исламе? И если да, то с какой целью?

Покойный ученый из Сирии Мухаммад Рамазан аль-Бути, да смилуется над ним Аллах, пишет в своей книге «Фикху Сирра»:

Наш Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, встречал племя Сакиф в своей мечети, чтоб поговорить с ними и обучить их религии. Если это является допустимым для многобожников, то для людей писания это еще предпочтительнее. Также Пророк, да благословит его Аллах и…

Слово «мечеть» происходит от арабского слова «масджид», которое означает «падать ниц». То есть, мечеть – это место поклонения и молитвы. Мечети служат мусульманам для общего совершения молитв, а так же, иногда, как места собрания народа и обучения основам мусульманского вероучения.

В соответствии с этим, существует строгий этикет поведения в мечети. Посещать эти культовые здания могут не только последователи ислама, но и представители других вероисповеданий, но, разумеется, только в том случае, если люди будут вести себя подобающе. Итак, чего же ни в коем случае нельзя делать в мечети?

1. Входить в мечеть следует обязательно с правой ноги.

При этом мусульманин обязан при этом произнести: «О Всевышний, открой врата милости своей». Кроме того, войдя в помещение, мусульманин должен поздороваться со всеми, произнеся «Ас-саляму алейкум». При этом, здороваться нужно, даже если в мечети никого нет, так как считается, что в храме всегда присутствуют ангелы.

2. В мечеть нельзя входить в обуви. Это касается и мужчин, и женщин, и мусульман и иноверцев. Поэтому, собираясь в мечеть, допустим, на экскурсию, следует позаботиться о том, чтобы носки были чистые и не дырявые. Обувь оставляют при входе в специальных шкафчиках, но, если есть желание, можно взять ее с собой в пакете.

3. Следует подумать и об одежде. Она должна быть чистой и красивой. И у мужчин, и у женщин, должны быть прикрыты колени и плечи, а женщинам следует покрыть голову платком, чтобы волосы не были видны. Мусульманки одеваются так, чтобы видны были только кисти рук, ступни ног и лицо (впрочем, в некоторых странах скрывают и лицо), при этом одежда не должна быть слишком яркой и обтягивающей. Вот на это следует ориентироваться и представительниц ам других вероисповеданий, если они не хотят вызвать негодования у мусульман.

4. Ни в коем случае не стоит посещать мечеть тем, кто незадолго перед тем ел чеснок и лук. Пророк Мухаммед говорил так: «Кто поест лук, чеснок или лук-порей, пусть не приближается к нашей мечети, потому что ангелов раздражает то, что раздражает сынов Адама». Иными словами, в мечети не допускается никакого зловония. Мужчинам даже допустимо умеренно воспользоваться благовониями. А вот женщинам, напротив, парфюмерией пользоваться не стоит. Считается, что аромат, исходящий от женщины, может помешать молитвенному сосредоточению мужчин. Вероятно, поэтому, женщины молятся в мечети в специальных помещениях, отделенных от тех, где собираются мужчины.

5. Кроме того, женщинам запрещено посещать мечеть в «особенные дни».

6. Запрещено проходить перед человеком, совершающим намаз. В хадисе (хадисом называют предание о словах и действиях пророка Мухаммеда, которое затрагивает особенности жизни мусульманской общины) сказано: «Если бы проходящий непосредственно перед молящимся знал, что он совершает, то простоять сорок лет было бы лучше для него, чем пройти непосредственно перед ним».

7. Сесть на пол в мечети можно, но ни в коем случае нельзя сидеть, направив ноги в сторону Каабы. Кааба – это главная святыня ислама, храм Каабы находится в Саудовской Аравии, в городе Мекке. Направление на Мекку в каждой мечети обозначено пустой нишей в стене, именуемой михрабом. Именно к михрабу обращены лица молящихся.

8. В мечети нельзя шуметь.

9. Мужчинам и женщинам, посещающим мечеть в составе экскурсии, не следует держаться за руки, обниматься и целоваться, даже если они муж и жена.

10. Мечеть нельзя посещать в нетрезвом состоянии. Кроме того, в мечеть не пустят душевнобольного. Если кто-то пожелает взять с собой на экскурсию маленького ребенка, то должен помнить о том, что его поведение может побеспокоить других людей. В случае, если ребенок раскапризничаетс я, нужно выйти с ним из мечети.

11. Обычно, гостям разрешают фотографировать в мечети. Но следует помнить, что нельзя снимать верующих во время молитвы.

12. Выходить из мечети нужно с левой ноги. Мусульмане при этом говорят: «Аллах, прости мои грехи».

Андрей, в редакцию «Православной Жизни» регулярно приходят различные вопросы от читателей. Мы отобрали наиболее часто повторяющиеся и хотели бы их обсудить с Вами. Начнем с такого вопроса: можно ли православным заходить в католические храмы, мечети? Как там себя вести?

В одном из своих Посланий святой апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12). Следовательно, для того чтобы более корректно ответить на данный вопрос, сначала стоит определить саму цель посещения иноверческого или же инославного культового сооружения. Если мы заходим в костел или мечеть посмотреть, так сказать, расширить свой культурный кругозор, то в этом, в принципе, ничего предосудительного нет. Если же мы посещаем неправославные храмы для того, чтобы помолиться, нам следует помнить 65-е Апостольское правило: «Если кто из клира или мирянин в собрание иудейское или еретическое войдет помолиться: да будет и от чина священного извергнут, и отлучен от общения церковного». Но бывают исключения: во многих римско-католических храмах, а также в храмах, принадлежащих юрисдикции так называемого Киевского Патриархата, имеются святыни, почитаемые и православными. В приведенном выше Апостольском правиле речь идет о запрете участвовать в ОБЩЕСТВЕННОМ богослужении вместе с неправославными. Поэтому нет ничего предосудительного в том, если православный христианин с молитвой почтит ту или иную святыню, находящуюся в иноконфессиональном храме.

Относительно же того, как стоит себя вести в неправославных храмах, правилом к руководству может быть только один фактор: воспитанность. Православный христианин, где бы он ни находился, должен вести себя культурно и сдержанно. Несмотря на наши личные убеждения, мы никоим образом не вправе чем-либо обижать религиозные чувства других людей, потому что главный критерий, который отличает христианина - прежде всего любовь. И критерий этот определил Сам Господь наш Иисус Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).

- Можно ли обращаться к нетрадиционной медицине, например китайской?

Православная Церковь никогда не считала духовным препятствием достижения в области медицины. Но прежде чем прибегнуть к помощи того или иного «нетрадиционного врача», человек должен для себя понять: какими источниками он пользуется, иначе можно принести как своему телу, так и своей душе немалый вред.

Один из исследователей нетрадиционных методов лечения однажды заметил: китайцы, например, относятся к своей медицине как к религии. Подобное отношение к медицине должно насторожить православного человека, ведь выше и сакральнее религии ничего быть не может. Кроме того, немецкие ученые, исследуя практику акупунктуры, провели следующий эксперимент: одним пациентам иглы ставили, так сказать, по всем «канонам» китайской медицины, другим же, грубо говоря, наугад, лишь бы только не задеть важные органы и не навредить. В результате эффективность первого иглоукалывания составила 52 %, а второго - 49 %! То есть разницы между «умным» и «свободным» иглоукалыванием практически обнаружено не было.

Однако более остро стоит вопрос о применении в медицине некой духовной практики. Так, например, некоторые «целители» для того, чтобы излечить тот или иной недуг, предлагают своим пациентам попытаться выйти из мира физического в мир сверхчувственный, экстрасенсорный. Но мы должны помнить, что наше физическое тело - это некая преграда, которая отделяет нас от прямого непосредственного общения с миром духовным и, в частности, миром падших духов. Некоторые же восточные культы используют целый комплекс упражнений, способствующих подобному выходу в «духовный мир», и эта практика ослабляет нашу защиту от демонов. Святитель Игнатий Кавказский предостерегает: «Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они в кратчайшее время окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая им зло, явно и непрестанно содействуя злу, заражая примерами своей постоянной преступной и враждебной Богу деятельности».

Именно поэтому любая «нетрадиционная медицина», практикуя некое общение с духовным миром, даже если и сулит своим пациентам физическое выздоровление, в итоге становится опасной для их духовного здоровья.

- Что значит не ходить на совет нечестивых?

Значение данного стиха, который является первым стихом первого псалма Книги Псалтирь, весьма глубоко и многозначно. Так, святитель Афанасий Великий говорит: «совет нечестивых» - это собрание лукавых людей, которые стремятся уклонить праведника от следования путем Божиим. А святитель Василий Великий уточняет: «совет нечестивых» - это всякие нечестивые помыслы, которые, подобно невидимым врагам, одолевают человека.

Кроме того, весьма интересно, что в приведенном псалме о противостоянии праведника «совету нечестивых» говорится «в трех измерениях» - хождения, стояния и седения: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе». По словам святителя Феофана Затворника, целью такого троекратного указания является предостережение от трех главных степеней уклонения во зло: в виде внутреннего влечения ко злу (шествие ко греху), в виде утверждения во зле (стояние во грехе) и в виде борьбы с добром и пропаганды зла (совосседание с губителем, то есть диаволом).

Таким образом, хождение на совет нечестивых - это всевозможное участие во зле, будь то мыслью, словом либо же поступком. По словам преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, для того чтобы спастись, человек должен непрестанно контролировать самого себя, упражняясь в духовном делании: без последнего не будет духовной жизни.

- Можно ли ездить отдыхать, например, на лыжный курорт в Рождественский пост?

По мысли преподобного Ефрема Сирина, цель поста заключается в том, чтобы человек смог победить в себе похоти, пороки и грехи. Если же пост не помогает нам преодолеть грех, мы должны задуматься: как мы постимся, что делаем неправильно?

К сожалению, исторически сложилось так, что в жизни современного человека большая часть отпусков приходится на время Рождественского поста - в период новогодних праздников. Цель же Рождественского поста заключается в том, чтобы подготовить человека к принятию Богомладенца Христа, Который приходит в этот мир и становится человеком с целью спасти каждого из нас от власти греха и смерти. И потому главное, о чем должен думать православный христианин в преддверии Рождества, так это о том, как лучше всего, правильнее всего подготовить себя для встречи Спасителя.

Активный отдых, например лыжный спорт, очень полезен для здоровья, если он при этом совмещается с духовным возрастанием человека. В ином случае пользы от такого «оздоровления» не будет. Поэтому, если наш отдых не позволяет нам соделать наше сердце достойным вместилищем Живого Бога - лучше от такого отдыха отказаться.

- Можно ли делать тату женщине, например в косметических целях?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует решить: зачем вообще нужна подобная татуировка, каковы причины, подвигающие человека делать на своем теле те или иные изображения?

Еще в Ветхом Завете было сказано: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев. 19:28). Этот запрет в Пятикнижии Моисея повторяется далее еще дважды: в той же Книге Левит (21:5), а также в Книге Второзаконие (14:1). Моисей запрещает уродовать человеческое тело, так как подобное действие является оскорблением Творца, давшего человеку прекрасную плоть. Исторически татуировка - это признак принадлежности к какому-либо языческому культу: люди с помощью тату надеялись снискать себе особое благоволение у того или иного божества. Именно поэтому с древних времен татуировки - «мерзость пред Господом».

По слову митрополита Сурожского Антония, тело - это видимая часть души, поэтому любое внешнее изменение - это прежде всего признак внутренних, духовных перемен, происходящих в человеке. Главные признаки христианина - это скромность, кротость и смирение. Татуировка же - это, по мысли одного современного автора, побег от скромности, попытка преподнести себя более изысканно и, возможно, с целью некоего прельщения окружающих. Исходя из этого, можно сделать уверенный вывод: даже самые, как кажется, безобидные татуировки могут нанести человеку непоправимый духовный вред.

- Можно ли слушать молитвенное правило в наушниках по пути на работу или используя диск в машине?

Молитва - это прежде всего беседа с Богом. И поэтому весьма сомнительным кажется утверждение, что молиться можно и под аудиозапись.

К сожалению, современный человек, настолько упростивший свою жизнь с помощью тех или иных технологий, все меньше и меньше времени готов уделять Богу и общению с Ним. Поэтому мы и стараемся молиться под аудиозаписи, слушать вечерние и утренние молитвы в машине или по дороге домой. Но, если задуматься: насколько внимательно мы можем слушать такие записи? Насколько сосредоточенно мы можем молиться под них?

Святые отцы всегда говорили: лучше искренне сказать Богу пару слов, чем, не думая о Нем, произносить длинные молитвы. Господу нужны не слова наши, а наше сердце. И Он видит его содержимое: стремление к своему Творцу и Спасителю либо же попытка отмахнуться от Него, спрятавшись за получасовую аудиозапись.

- Чего никогда не должен делать православный?

Православный должен прежде всего бояться грешить, но не из-за страха наказания Божия. Преподобный авва Дорофей говорит: страх Божий - это вовсе не боязнь Бога как некоего отмстителя за грехи; страх Божий - это боязнь оскорбить явленную во Христе любовь Божию. Поэтому каждому православному христианину следует стараться контролировать самого себя, пресекая даже сами помыслы о совершении греха, ведь своими грехами, по слову святого апостола Павла, мы вновь распинаем Господа нашего Иисуса Христа. Грехами мы разрушаем все то, что соделано Богом для нашего же спасения. И именно этого мы должны бояться и избегать в своей жизни.

– Андрей, в редакцию «Православной Жизни» регулярно приходят различные вопросы от читателей. Мы отобрали наиболее часто повторяющиеся и хотели бы их обсудить с Вами. Начнем с такого вопроса: можно ли православным заходить в католические храмы, мечети? Как там себя вести? – В одном из своих Посланий святой апостол Павел говорит: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6:12). Следовательно, для того чтобы более корректно ответить на данный вопрос, сначала стоит определить саму цель посещения иноверческого или же инославного культового сооружения. Если мы заходим в костел или мечеть посмотреть, так сказать, расширить свой культурный кругозор, то в этом, в принципе, ничего предосудительного нет. Если же мы посещаем неправославные храмы для того, чтобы помолиться, нам следует помнить 65-е Апостольское правило: «Если кто из клира или мирянин в собрание иудейское или еретическое войдет помолиться: да будет и от чина священного извергнут, и отлучен от общения церковного». Но бывают исключения: во многих римско-католических храмах, а также в храмах, принадлежащих юрисдикции так называемого Киевского Патриархата, имеются святыни, почитаемые и православными. В приведенном выше Апостольском правиле речь идет о запрете участвовать в ОБЩЕСТВЕННОМ богослужении вместе с неправославными. Поэтому нет ничего предосудительного в том, если православный христианин с молитвой почтит ту или иную святыню, находящуюся в иноконфессиональном храме. Относительно же того, как стоит себя вести в неправославных храмах, правилом к руководству может быть только один фактор: воспитанность. Православный христианин, где бы он ни находился, должен вести себя культурно и сдержанно. Несмотря на наши личные убеждения, мы никоим образом не вправе чем-либо обижать религиозные чувства других людей, потому что главный критерий, который отличает христианина – прежде всего любовь. И критерий этот определил Сам Господь наш Иисус Христос: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). – Можно ли обращаться к нетрадиционной медицине, например китайской? – Православная Церковь никогда не считала духовным препятствием достижения в области медицины. Но прежде чем прибегнуть к помощи того или иного «нетрадиционного врача», человек должен для себя понять: какими источниками он пользуется, иначе можно принести как своему телу, так и своей душе немалый вред. Один из исследователей нетрадиционных методов лечения однажды заметил: китайцы, например, относятся к своей медицине как к религии. Подобное отношение к медицине должно насторожить православного человека, ведь выше и сакральнее религии ничего быть не может. Кроме того, немецкие ученые, исследуя практику акупунктуры, провели следующий эксперимент: одним пациентам иглы ставили, так сказать, по всем «канонам» китайской медицины, другим же, грубо говоря, наугад, лишь бы только не задеть важные органы и не навредить. В результате эффективность первого иглоукалывания составила 52 %, а второго – 49 %! То есть разницы между «умным» и «свободным» иглоукалыванием практически обнаружено не было. Однако более остро стоит вопрос о применении в медицине некой духовной практики. Так, например, некоторые «целители» для того, чтобы излечить тот или иной недуг, предлагают своим пациентам попытаться выйти из мира физического в мир сверхчувственный, экстрасенсорный. Но мы должны помнить, что наше физическое тело – это некая преграда, которая отделяет нас от прямого непосредственного общения с миром духовным и, в частности, миром падших духов. Некоторые же восточные культы используют целый комплекс упражнений, способствующих подобному выходу в «духовный мир», и эта практика ослабляет нашу защиту от демонов. Святитель Игнатий Брянчанинов (Кавказский) предостерегает: «Если бы мы находились в чувственном общении с демонами, то они в кратчайшее время окончательно развратили бы человеков, непрестанно внушая им зло, явно и непрестанно содействуя злу, заражая примерами своей постоянной преступной и враждебной Богу деятельности». Именно поэтому любая «нетрадиционная медицина», практикуя некое общение с духовным миром, даже если и сулит своим пациентам физическое выздоровление, в итоге становится опасной для их духовного здоровья. – Что значит не ходить на совет нечестивых? – Значение данного стиха, который является первым стихом первого псалма Книги Псалтирь, весьма глубоко и многозначно. Так, святитель Афанасий Великий говорит: «совет нечестивых» – это собрание лукавых людей, которые стремятся уклонить праведника от следования путем Божиим. А святитель Василий Великий уточняет: «совет нечестивых» – это всякие нечестивые помыслы, которые, подобно невидимым врагам, одолевают человека. Кроме того, весьма интересно, что в приведенном псалме о противостоянии праведника «совету нечестивых» говорится «в трех измерениях» – хождения, стояния и сидения: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе». По словам святителя Феофана Затворника, целью такого троекратного указания является предостережение от трех главных степеней уклонения во зло: в виде внутреннего влечения ко злу (шествие ко греху), в виде утверждения во зле (стояние во грехе) и в виде борьбы с добром и пропаганды зла (совосседание с губителем, то есть диаволом). Таким образом, хождение на совет нечестивых – это всевозможное участие во зле, будь то мыслью, словом либо же поступком. По словам преподобного Иоанна Кассиана Римлянина, для того чтобы спастись, человек должен непрестанно контролировать самого себя, упражняясь в духовном делании: без последнего не будет духовной жизни. – Можно ли ездить отдыхать, например, на лыжный курорт в Рождественский пост? – По мысли преподобного Ефрема Сирина, цель поста заключается в том, чтобы человек смог победить в себе похоти, пороки и грехи. Если же пост не помогает нам преодолеть грех, мы должны задуматься: как мы постимся, что делаем неправильно? К сожалению, исторически сложилось так, что в жизни современного человека большая часть отпусков приходится на время Рождественского поста – в период новогодних праздников. Цель же Рождественского поста заключается в том, чтобы подготовить человека к принятию Богомладенца Христа, Который приходит в этот мир и становится человеком с целью спасти каждого из нас от власти греха и смерти. И потому главное, о чем должен думать православный христианин в преддверии Рождества, так это о том, как лучше всего, правильнее всего подготовить себя для встречи Спасителя. Активный отдых, например лыжный спорт, очень полезен для здоровья, если он при этом совмещается с духовным возрастанием человека. В ином случае пользы от такого «оздоровления» не будет. Поэтому, если наш отдых не позволяет нам соделать наше сердце достойным вместилищем Живого Бога – лучше от такого отдыха отказаться. – Можно ли делать тату женщине, например в косметических целях? – Для того чтобы ответить на этот вопрос, следует решить: зачем вообще нужна подобная татуировка, каковы причины, подвигающие человека делать на своем теле те или иные изображения? Еще в Ветхом Завете было сказано: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен» (Лев. 19:28). Этот запрет в Пятикнижии Моисея повторяется далее еще дважды: в той же Книге Левит (21:5), а также в Книге Второзаконие (14:1). Моисей запрещает уродовать человеческое тело, так как подобное действие является оскорблением Творца, давшего человеку прекрасную плоть. Исторически татуировка – это признак принадлежности к какому-либо языческому культу: люди с помощью тату надеялись снискать себе особое благоволение у того или иного божества. Именно поэтому с древних времен татуировки – «мерзость пред Господом». По слову митрополита Сурожского Антония, тело – это видимая часть души, поэтому любое внешнее изменение – это прежде всего признак внутренних, духовных перемен, происходящих в человеке. Главные признаки христианина – это скромность, кротость и смирение. Татуировка же – это, по мысли одного современного автора, побег от скромности, попытка преподнести себя более изысканно и, возможно, с целью некоего прельщения окружающих. Исходя из этого, можно сделать уверенный вывод: даже самые, как кажется, безобидные татуировки могут нанести человеку непоправимый духовный вред. – Можно ли слушать молитвенное правило в наушниках по пути на работу или используя диск в машине? – Молитва – это прежде всего беседа с Богом. И поэтому весьма сомнительным кажется утверждение, что молиться можно и под аудиозапись. К сожалению, современный человек, настолько упростивший свою жизнь с помощью тех или иных технологий, все меньше и меньше времени готов уделять Богу и общению с Ним. Поэтому мы и стараемся молиться под аудиозаписи, слушать вечерние и утренние молитвы в машине или по дороге домой. Но, если задуматься: насколько внимательно мы можем слушать такие записи? Насколько сосредоточенно мы можем молиться под них? Святые отцы всегда говорили: лучше искренне сказать Богу пару слов, чем, не думая о Нем, произносить длинные молитвы. Господу нужны не слова наши, а наше сердце. И Он видит его содержимое: стремление к своему Творцу и Спасителю либо же попытка отмахнуться от Него, спрятавшись за получасовую аудиозапись. – Чего никогда не должен делать православный? – Православный должен прежде всего бояться грешить, но не из-за страха наказания Божия. Преподобный авва Дорофей говорит: страх Божий – это вовсе не боязнь Бога как некоего отмстителя за грехи; страх Божий – это боязнь оскорбить явленную во Христе любовь Божию. Поэтому каждому православному христианину следует стараться контролировать самого себя, пресекая даже сами помыслы о совершении греха, ведь своими грехами, по слову святого апостола Павла, мы вновь распинаем Господа нашего Иисуса Христа. Грехами мы разрушаем все то, что соделано Богом для нашего же спасения. И именно этого мы должны бояться и избегать в своей жизни. Беседовала Наталья Горошкова («Православная жизнь»)

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»