Сколько было детей у Адама и Евы? Что говорит Библия о детях Адама и Евы? История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Адам и Ева

Прародители человечества - мужчина и женщина - созданы «по образу и подобию Божьему» в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землей и живыми существами.

Человек был сотворен по образу Божьему и внешне, и по характеру. Бог вылепил человека из «праха земного», вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в Сад Эдемский. Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его ребер и сотворил из него первую женщину - Еву, которая стала женою для первого человека. То, что Ева была сотворена из ребра, взятого у Адама, означало, что она не будет ни господствовать над ним, ни унижаться им, но будет равной ему, любимой и защищаемой им. Часть его самого, кость от костей его и плоть от плоти его, она была его вторым «я». Это говорило о том, насколько тесной и нежной должна быть связь между ними.

Сотворенный Богом человек обладал величественным ростом и безукоризненными пропорциями. Его лицо, отмеченное здоровым румянцем, выражало довольство и радость. Адам был намного выше современных жителей земли. Ева - чуть ниже Адама, благородна и прекрасна. Безгрешная чета не носила никаких искусственных одежд; подобно ангелам, они были одеты в сияние света и славы. Теперь процесс творения земли был завершен.

Среди Эдемского сада было два особых дерева: Дерево жизни и Дерево познания Добра и Зла.

Древо жизни - особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Оно приносит плоды 12 раз в год, которые дарят вечную жизнь, и имеет листья для исцеления народов. Плоды Дерева жизни запрещены человеку для вкушения в Эдемском саду не были.

Дерево познания Добра и Зла тоже посажено Богом посреди Эдемского сада. Оно символизирует познание прежде всего этических категорий, способность осознанно выбирать между Добром и Злом.

Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и лишь плоды от Дерева познания Добра и Зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть. Бог угрожает Адаму смертью за неповиновение.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Женщина сначала колебалась, но любопытство и желания быть как Бог взяли над собой верх и она поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание». Когда она попробовала плоды, то ей показалось, будто в нее вливается какая-то живительная сила и вводит ее в высшие сферы бытия. Без страха Ева срывала и ела плоды. Испытывая какое-то странное, неестественное возбуждение, Ева набрала плодов с запретного дерева и отправилась искать в саду мужа. Она рассказала ему о своих ощущениях, уверив, что не испытала никаких проявлений Божьего недовольства, а, напротив, ощутила в высшей степени приятную бодрость, охватившую все ее существо. В его душе происходила страшная борьба. Адам решил разделить с Евой ее участь: если она должна умереть, они умрут вместе. Стоявшая перед ним Ева была прекрасна и с виду так же невинна, как и прежде, до своего непослушания. Ее любовь к Адаму стала еще горячей. Он взял плод и быстро съел его.

За проступком последовало наказание: Змей был проклят, лишен рук и ног, а также обречен ползать на животе и питаться прахом; женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него». Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.

После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Дерева жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся».

Ева зачала и родила Каина. Затем Ева зачала снова и родила второго сына - Авеля. Затем она родила дочь свою Аван.

Авель был скотоводом, а его брат Каин - земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведенного обоими братьями. Авель принес в жертву первородных голов своего стада, а Каин - плоды земли. Бог благосклонно принял только жертву Авеля, а на Каина и на дар его не призрел. Жертва Каина Господу была совершена не из любви, а из небрежения и поэтому была отвергнута. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. После этого Каин убил Авеля.

После совершенного преступления Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан. При этом был наложен запрет на месть самому Каину. Каин взял себе свою сестру Аван в жены. Потомки Авеля и Каина погибли во время Всемирного потопа.

В 130 лет у Адама и Евы родился третий сын - Сиф. Ева родила третьего сына Сифа после убийства Каином Авеля и после того, как Бог проклял Каина и его потомство. Сиф жил 912 лет и родил сына Еноса. Разные предания приписывают Сифу изобретение письменности, либо его детям - изобретение астрономии и других наук. В конце своей жизни Адам передал Сифу тайное учение. Сиф был предком Ноя и стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества. Сиф упоминается в родословии Иисуса Христа.

В честь Евы назван астероид, открытый в 1876 году.

Из книги Катастрофа на Волге автора Адам Вильгельм

автора

Из книги Побег из армии Роммеля. Немецкий унтер-офицер в Африканском корпусе. 1941-1942 автора Банеман Гюнтер

Из книги Великие неудачники. Все напасти и промахи кумиров автора Век Александр

Глава 9 ЭЛЬ-АДАМ Уже почти совсем стемнело, когда мы увидели водонапорную башню Эль-Адама. Мы ехали, пока не показалась башня управления полетами, цепочка зданий с низкими крышами и ангаров, скопившихся, словно цыплята вокруг курицы.Я хорошо знал это место – и Йозеф тоже.

Из книги Воспоминания адъютанта Паулюса автора Адам Вильгельм

Адам, или Первый неудачник Адам и Ева – если верить Библии, первые люди на Земле. Они же – первые и величайшие неудачники. Самая большая неудача – первое в истории человечества грехопадение.«В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти

Из книги В тени Большого дома автора Косцинский Кирилл Владимирович

«Вспомните, полковник Адам!» После нашего диспута профессор Арнольд попросил разрешения, если я этого желаю, продолжить наш разговор через несколько дней в моей комнате. Действительно, однажды после обеда он вошел ко мне. Шмидт был как раз в саду. Я попросил профессора

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

«Полковник Адам, в дорогу!» Летом солдаты роты обслуживания под руководством советского специалиста построили за зданием кухни маленький бревенчатый дом. Он состоял из трех помещений, которые можно было отапливать одной большой печью. Когда дом был готов, начальник

Из книги Личная жизнь Александра I автора Соротокина Нина Матвеевна

ПРОФЕССОР АДАМ УЛАМ: Когда в 1979 году Кирилл появился в Русском научном центре при Гарвардском университете, ему было уже за шестьдесят. В этом возрасте трудно менять образ жизни и привычки. Но он удивительно быстро освоился в Центре (что, кстати, - позволю себе нескромное

Из книги Довлатов и окрестности [сборник] автора Генис Александр Александрович

АДАМ МИЦКЕВИЧ (1798-1855) Биография Адама Мицкевича столь политизирована, столь искажена выдумками и «догадками» биографов, начиная с первых и завершая современными, что для ее объективного изложения приходится приложить большие усилия и ограничиться преимущественно

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

Адам Юрий Чарторыйский Отец - князь Адам Казимир Чарторыйский, известный политический деятель Польши, мать - саксонка Изабелла Флеминг. Двоюродный дядя - король польский Станислав Понятовский. Адам Юрий родился в 1770 году. Он был богат, знатен, великолепно образован. В

Из книги Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве автора Мудрова Ирина Анатольевна

Гамсун: Адам на Севере Гамсуна я впервые прочел в маминой книжке, аккуратно надписанной ее тогда еще девичьей фамилией. Замуж она вышла в восемнадцать лет, и теперь страницы хрустели и ломались, но проза Гамсуна по-прежнему производила сногсшибательное впечатление.

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

ВАЛЕРИЙ ГАЛЯМИН И ЕГОР АДАМ Молодые люди шумно и весело поприветствовали своего учителя. Настроение у всех было приподнятое.В будущем Валерий Емельянович Галямин станет директором Императорского фарфорового завода и к его столетию в 1844 году создаст уникальный музей,

Из книги Мяч, оставшийся в небе. Автобиографическая проза. Стихи автора Матвеева Новелла Николаевна

Адам и Ева Прародители человечества - мужчина и женщина - созданы «по образу и подобию Божьему» в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землей и живыми существами.Человек был сотворен по образу Божьему и внешне, и по характеру. Бог вылепил

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Адам Христофорович Тишкин Вечер завершился. Егоров и Рождественский немедленно скрылись, а Григорий Михайлович Левин сошел к народу, который его окружил. Ему были тут же рассказаны страшные истории. Старуха вечером, не очень даже поздно, выносила мусор и прямо возле

Из книги автора

Адам и Ева - Нет! - сказала Ева. - Я упряма: Я не выйду замуж за Адама! ????????????- Но почему и отчего? - ????????????Скажи мне, будь добра! ????????????- Да он калека! - у него????????????Недостаёт

Из книги автора

01. Адам Смит (1723–1790) Философ, экономист, идеолог свободного рынка, крупнейший представитель классической политической экономии ОТЕЦ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ Адам Смит является основоположником современной экономической науки. Представления о базовых законах рынка

По оценкам социологов в 2011 году на планете Земля проживало чуть больше 7 миллиардов человек. И с каждым годом эта цифра увеличивается (прогноз на 2050 год - 9 миллиардов). Чем больше людей живет на планете, тем чаще мы задаемся вопросом: "А с чего все началось?" Сколько людей жило на планете в стародавние времена, откуда они появились, и откуда берется индивидуальность в таком густо населенном мире? И самое главное - как остаться самим собой, не быть похожим ни на кого?

Чаще всего мы сталкиваемся с тем, что основной источник информации по этой теме - Библия. Именно в ней говорится, сколько было детей у Адама и Евы. Конечно, есть еще теория Дарвина и разного рода фантастические версии происхождения человечества. Но библейское объяснение нам как-то ближе и понятнее.

Почему нам это интересно

Сколько было детей у Адама и Евы? Этим вопросом в то или иное время задается каждый человек. И неважно, движет нами простое любопытство или мы сознательно ищем ответ, чтобы понять, чем в действительности так отличаются представители разных народов. А порой и в одной семье встречаются чуть ли не противоположные характеры, что изумляет еще больше. Все мы настолько разные, что сложно себе представить, что у всех людей на планете всего-то два прародителя: Адам и Ева.

Что достоверно известно из Библии

Эту книгу человечество изучает уже не одно тысячелетие. И можно ответственно заявлять, что в Библии нет четкого указания на то, сколько у Адама было детей. То есть все мы знаем, что после изгнания из рая и грехопадения Ева родила двоих сыновей. И еще через 800 лет Адам зачал третьего сына, Сифа. Этими тремя официальная версия и ограничивается. Во что сложно поверить современному человеку? Как Адаму и Еве удалось прожить столь длинную жизнь и ни разу больше не зачать ребенка? В такое "везение" не поверит даже глубоко верующий человек. Что уж говорить об атеистах!

И еще у скептиков возникает вполне резонный вопрос: если все дети Евы мужского пола, то как им удалось размножиться? Способность к деторождению ведь есть только у женщин. Мужчины в этом случае могут всего лишь помочь зачать ребенка, а вот выносить и родить - только женщина. Некоторые специалисты ставят под сомнение само наличие только двух прародителей человечества и утверждают, что Бог создал больше людей. Просто они были первыми и "прославились" тем, что согрешили. Вот мы и знаем только их историю и то, как звали детей Адама и Евы.

О чем еще можно прочесть в Библии

Однако теологи все же настаивают на том, что в Библии есть ответы на все вопросы. Нужно искать смысл в каждой строчке. В этом случае получается, что подсчитать, сколько было детей у Адама и Евы, практически невозможно. Ведь, изгнав их на Землю, Бог дал повеление: "Плодитесь и размножайтесь". За 930 лет жизни на Земле, вероятно, Адам зачал не троих сыновей, а несколько больше.

Возьмем, к примеру, факты современной истории. В книге рекордов Гиннеса зафиксировано рекордное количество детей, рожденных одной женщиной: 58. И это в начале XIX века! Поэтому сомневаться в том, что дети Адама и Евы в Библии "плохо посчитаны", не приходится. Один из историков, изучавший этот вопрос, пришел к выводу, что Адам зачал 33 сына и 23 дочери. Но и это недоказуемо.

Сыновья Адама

Имена детей Адама и Евы известны каждому мало-мальски просвещенному человеку. Библейская история о братоубийстве Авеля Каином учит нас не завидовать и не предавать самых близких и родных людей. Имя Каина стало нарицательным для обозначения злобного, завистливого и нечестного человека.

Возвращаясь к вопросу, сколько детей было у Адама и Евы, необходимо признать, что если бы их было лишь двое, то после убийства Авеля все люди были бы потомками Каина. Библия не может допустить того, чтобы человечество происходило от грешного в самом плохом смысле этого слова человека. Поэтому Каин погибает от Всемирного потопа. И тогда остается только третий официальный сын Адама - Сиф, который считается прародителем Ноя, выжившего во

Можно считать, что для определения истоков человечества все довольно просто. Дети Адама и Евы - это трое сыновей. Один (Авель) погиб от рук старшего брата. Поэтому предоставить ему, Каину, возможность плодиться дальше и сеять на Земле грех было бы неправильно. Поэтому в результате Потопа он не выживает. Но человечество все равно продолжает свою историю, а значит, был и третий сын. Именно он, Сиф, и стал продолжателем рода человеческого.

Женщины в роду Адама

Согласно древней традиции род ведется по мужской линии. Поэтому в Библии очень редко встречается упоминание чьих-то дочерей. Возможно, поэтому мы и не знаем ни одной дочери, которых зачали Адам и Ева. О них просто никто и никогда не писал, и не упоминал их имен.

Но, как уже отмечалось выше, только три сына не могли расплодиться и дать жизнь всем народностям, населяющим современную Землю. Поэтому неоспорим тот факт, что у Адама были еще и дочери. Тем более что есть прямое указание на это: и родил он сынов и дочерей. Так что смело утверждаем, что дети Адама и Евы в Библии упоминаются далеко не все. Вероятно, для Библии представляли интерес только те личности, чья жизнь принципиально повлияла на развитие человечества.

Ведь иначе опять возникает вопрос: "Откуда у Каина взялась жена?" В Библии четко говорится, что, когда он ушел в землю Нод, он был женат. Но поскольку нет никакого намека на происхождение жены Каина, остается только догадываться, кем она приходилась братоубийце: сестрой, племянницей или кем-то еще.

Браки с близкими родственниками

Если остановиться на версии, что первых людей было двое, то, без сомнения, приходит понимание того, что женились и создавали семьи с ближайшими родственниками. Буквально первые поколения людей, помимо того что были мужем и женой, приходились друг другу еще и братьями и сестрами.

Это противоречит современной морали, когда во многих странах существует запрет на браки между близкими родственниками. Но мы-то говорим о событиях, происходивших более двух тысяч лет назад. Поэтому современные принципы морали и генетики нельзя переносить на поведение первых поколений людей.

Генетические уродства

Генетические уродства - это нарушения и ошибки в генах, которые ребенку передают отец и мать. Не первый день известно, что половину генов ребенок получает от отца, а половину - от матери. За тысячелетия существования человечества накопилось невероятное множество наборов генов, и почти в каждом наборе есть так называемые "ошибки".

Современными исследователями доказано, что, чем меньше родство родителей, тем меньше вероятность передать ребенку одинаковый набор этих ошибок. В природе побеждает сильнейший, а значит, в каждой паре генов "ущербный" будет подавлен "сильным". И человек спокойно проживет жизнь, будучи красивым и здоровым. Так, если у папы в роду у всех кривой нос, а у мамы - асимметричные уши, то ребенку с большой долей вероятности достанутся нормальный нос и аккуратные уши. В крайнем случае, огрехи будут не очень заметны.

Совершенно другое дело - родители, которые состоят в близком родстве между собой. Набор их генетических ошибок почти одинаковый, и потомству он передается с коэффициентом «2». Кривой нос папы плюс кривой нос мамы даст совершенно безобразное лицо ребенку.

Запрет на браки близких родственников

В древности никем не проводились доскональные исследования. Ученых и просвещенных людей было немного. Но и обычные "дети Адама и Евы" стали подмечать такие особенности рожденного от близких родственников потомства. Поэтому сначала возникли которые осуждали интимные взаимоотношения между близкими родственниками. Появилось даже утверждение, что каждому роду нужна "свежая кровь". Поэтому принято было жен и мужей выбирать даже не из своего поселка, чтобы наверняка избежать родства родителей.

Со временем большинство стран ввело запрет на браки внутри одной семьи. На родословную и традиции стали закрывать глаза даже такие страны, как Англия, Франция и Испания. Ведь чистота крови у вельмож этих государств стояла превыше всего. Однако невероятное количество уродцев и умственно отсталых детей заставило пересмотреть свои каноны и их. Сейчас никого не удивляет, что принц женится на фотомодели, а принцесса выходит замуж за предпринимателя. А еще сто лет назад это было невозможно!

Библейская мораль

В продолжение темы запретов на близкородственные браки следует отметить, что в Библии впервые осуждение таких союзов возникает аж во времена Моисея. А это 2500 лет спустя после грехопадения Адама и Евы. Вполне понятно, что первые поколения были, что называется, "абсолютами". В генах Адама и Евы не было никаких ошибок, ведь их сотворил Бог по образу и подобию своему. Вероятно, и их дети получили чистейшие гены.

Но за грех Бог проклял людей и послал им болезни, уродства и старость. Сколько поколений так продолжалось, и в какой момент появились те самые генетические ошибки, сказать практически невозможно. Однако осуждение браков между близкими родственниками пришло в человечество через закон Божий, который огласил Моисей. Как уже говорилось, он жил почти три тысячи лет спустя. Конечно, за такое время собралась весьма обширная база генетических ошибок. Учитывая разросшуюся численность населения планеты, вполне можно было отказаться от близкородственных браков в пользу здоровья наций.

Заключение

Несмотря на массу исследований, которые теологи, генетики, историки и прочие специалисты проводят не один десяток лет, у нас нет точного ответа на вопрос: "Сколько было детей у Адама и Евы?"

Генетики, проводившие исследования сотен тысяч ДНК на протяжении 20 лет, пришли к выводу, что вполне вероятна ситуация, при которой все люди на планете могут считаться родственниками. По крайней мере, это не противоречит ни ни библейской версии появления рода человеческого.

Хочется только отметить, что если все мы - одна семья, то почему же мы так часто не понимаем близких и обижаемся друг на друга? Давайте жить дружно, родственники!

Получили одну заповедь: не вкушать от древа познания, – вот ее, дескать, и нарушили. На самом деле заповедей было больше.

Первая из них это была заповедь умножения жизни: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Вот повеление, которое Господь дал людям прежде всего. И надо заметить, что наличие такого повеления означает, что неумен тот антихристианский аргумент, который отождествляет грех Адама и Евы с их сексуальной жизнью, и затем торжествующе спрашивает, вытаскивая палец не то из носа, не то еще откуда-то: А, вот как же это размножались бы люди, если б не согрешили-то, а? – Размножались бы. И грех Адама и Евы не имеет никакого отношения к половой жизни человека, к семейной его жизни. Не в этой области произошел грех.

Вторая заповедь, которую получает Адам, это заповедь возделывания земли, заповедь труда: «в поте лица твоего ты будешь возделывать землю». Там еще пота даже нет, но просто вот, возделывай ее. Господь вводит человека в Эдемский сад и говорит: храни ее и возделывай ее. Вот здесь есть трудность в еврейском тексте Священного Писания. Дело в том, что не только в еврейском языке, но и в русском, слово сад, «гоном» мужского рода. А, тем не менее, повеление Божие говорит о женском лице, в женском роде: храни ее и возделывай ее.

Вот с одной стороны действительно ближайшее существо женского рода, которое ближе по тексту находится, оказывается земля: храни землю и возделывай землю. С другой стороны, ну, скажем, раввины полагают, что речь идет о Торе, о Слове Божием, о заповедях и о жене, которой, правда, еще нет, ее дарование предстоит впереди.

Следует заметить, что Адам создан вне Эдемского сада и вводится потом туда. Это важное замечание, потому что святые отцы, описывая жизнь человека в Эдемском саду, в райском саду, говорят, что там не было боли, не было скорби и так далее. Но, однако же, не надо эти описания механически переносить на обстоятельства антропогенеза, в тот мир, в котором человек возник. То есть изначально человек был изолирован от мира своего происхождения и помещен в некое ограниченное пространство. Этот Эдемский сад, он имел свои границы, он не заполнял собою всю землю.

Итак, заповедь труда дается человеку. В этом труде человек должен пройти большой путь. В начале библейского рассказа о сотворении человека есть такая подробность: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Однако в следующей фразе Библии слово «подобие» отсутствует: «И создал Бог человека по образу Своему». Вот, начиная, по меньшей мере, со святого , со второго столетия, христианская мысль различает эти два понятия: . Образ Бога это те таланты, которые Господь дал человеку. То, что отличает нас и от животных, и от ангелов. Способность к творчеству, прежде всего. Личностный характер нашего бытия, свобода, способность к речи, к разумной мысли, к любви. Вот это богообразные черты человека. Но, к сожалению, все эти черты человек может использовать во зло. Мы можем творить беззаконие, продумывать преступления, свою сферу мы можем не созидать, а убивать. И вот если человек подобно Богу все свои таланты направляет только к добру, тогда он достигает подобия Божия, становится преподобным.

Итак, то, что мы – образ Божий, это дано нам, а мы должны стать подобием Бога в ходе нашей жизни. Вот поэтому и дается заповедь труда. Есть нечто, что человеку нельзя подарить – самого себя. Человек должен уметь произрасти себя, понудить к труду свою душу, чтобы себя изменить в этом подвиге. Потому что, ну и мы сами по своей жизни это знаем, когда все дарится и ничего не достигается трудом, то эти дары оказываются зачастую разрушительными и смертельными и отнюдь не радостными.

), а также как имя собственное. Оно входит в выражение «сыны Адамовы» , которое никогда не означает непосредственных потомков первого человека. Им могут быть названы «люди» (в синодальном переводе «сыны человеческие») (Притч. 8, 31 ; Пс. 44, 3). Употребленное в единственном числе (букв. «сын Адамов»), оно обозначает конкретного человека (Иез. 2, 1) или любого (Иер. 49, 18).

Сотворение первых людей

Адам создан «из праха земного» (Быт. 2, 7), поэтому он - «перстный» (1 Кор. 15, 47). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Адам сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт. 1, 27). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт. 1, 26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни.

О создании жены кн. Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27), и более подробно: «...для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2, 20 -23).

Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевp. sela - это не только «ребро» (как в cинодальном переводе), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр. issah) от слова «муж» (is) (Быт. 2, 23). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей . Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).

Первый человек является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира (Быт. 1, 28). В соответствии со своим высоким предназначением человек дает имена животным (Быт. 2, 19 -20), он призван «возделывать... и хранить» окружающий мир (Быт. 2, 15). Однако совершенство Адама не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным, «как совершен Отец... Небесный» (Мф. 5, 48). Соответственно не была совершенной и свободная воля человека, т. к. она могла избирать не только добро, но и зло, о чем свидетельствует данная человеку заповедь, запрещавшая ему вкушать плоды от Древа познания добра и зла (Быт 2, 17). Поскольку только Бог дает сотворенному Им миру «жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17, 25) и только Им «мы... живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28), первый человек мог достигнуть богоподобия лишь в единстве с Богом. В противном случае он обрекал себя на автономное, внебожественное существование, которое неминуемо вело к смерти (Быт. 2, 17).

Первое грехопадение и его последствия

Неизвестно, сколь долгое время Адам и Ева находились в блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились его. Наши прародители не выдержали искушения, которому они подверглись со стороны диавола , и совершили первый грех , захотев без Бога стать, как боги (Быт. 3, 1 -6). Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от него, и этим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам - на жену, а жена - на змея. Страшное наказание постигло всех причастных этому грехопадению, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем оно было растворено первым обетованием (первоевангелием) о Спасителе мира , имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт. 3, 15), сказал Господь.

Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель . Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно и имел потомство (Быт 4).

О дальнейшей жизни прародителей известно немного: «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф . Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт 5, 3 -5).

По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее , рядом с патриархами , по христианскому сказанию - на Голгофе .

Общечеловеческое значение природы первого человека

Первые люди, Адам и Ева, являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Быт. 2, 5 сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, а в Быт. 3, 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. hawwah - жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные (Быт. 5, 1 ; 1 Пар 1), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) Адама (Лк 3, 23 -38). Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» (Деян. 17, 26).

О двух Адамах вслед за ап. Павлом учит св. Ириней Лионский , отмечая при этом, что «мы в первом Адаме оскорбили [Бога] неисполнением Его заповеди» и «примирились [с Ним] во Втором Адаме, «быв послушны даже до смерти»» . В Искуплении , по мысли того же св. отца, Христос «возглавил (recapitulavit) все человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в Адаме... мы опять получили во Христе Иисусе» .

Мысль о всечеловеческом характере природы первого человека нашла свое отражение в святоотеческом и литургическом предании правосл. Церкви. Св. Григорий Нисский считает, что «сие имя «Адам»... сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду» .

Пытаясь понять всечеловеческий характер природы Адама, некоторые христианские мыслители (напр., Вл. С. Соловьёв , прот. С. Булгаков) уклонились в спекулятивные построения, в результате которых первый человек становился уже не одной (точнее, первой) ипостасью , обладающей общечеловеческой природой, а многоипостасной личностью, в которой каждый человек каким-то невероятным образом уже присутствовал своей ипостасью. Антропологическая ошибочность таких представлений неизбежно приводила к ошибке и в области сотериологии , к искажению учения о первородном грехе и о спасении , совершенном Вторым Адамом - Иисусом Христом .

Предания об Адаме и Еве у разных народов

История Адама и Евы, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения.

С библейскими сказаниями о первом человеке сходны сказания Зенд-авесты у персов. Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли и вдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо жизни - Hôm, плоды которого дают бессмертие. Мстительный Ариман в образе змия является к прародителям, соблазняет их и нарушает счастье бессмертной души. По сказаниям персов, грифы охраняют золотую гору.

Согласно Брокгаузу, как евреи, так и персы, заимствовали свои предания о первых людях из древних ассиро-вавилонских источников, так как тождественные сказания находятся и в клинообразных надписях, составленных за 2000 лет до н.э., т. е. задолго до Моисея и Зороастра, и открытых в новейшее время в развалинах древней Ниневии . На одной плитке из коллекции плиток, извлеченных из развалин Сарданапалова дворца, хранящихся в Британском музее, находится следующая фрагментарная надпись: "После того как боги сотворили живых существ, скот и зверей и гадов полевых... бог (Хао) создал двоих...". Здесь, очевидно, речь идет о сотворении первого человека, и ассирийское предание, таким образом, согласуется с Быт. 1, 26 -30. Подобное же совпадение между библейским и древневавилонским преданием находим и относительно сказания о грехопадении, которое в ассирийских источниках иллюстрируется даже барельефными изображениями. Так, один барельеф на цилиндре, хранящемся также в British museum, изображает мужчину и женщину, сидящих у дерева и простирающих руки к его плодам. Сзади женщины подымается змея. Другой барельеф представляет также покрытое плодами дерево, окруженное крылатыми фигурами. Очевидно, первый барельеф изображает факт вкушения запрещенного плода, а второй - изгнание из рая и охранение его херувимами.

Более поздние учения наследовали представления о сотворении мира у иудеев и христиан, с той или иной степенью "творческой переработки". Так, в Коране сказано, что Бог создал тело из глины, а душу из огня. Все ангелы признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, где поселился Адам. В раю была создана Ева. Эблис из мести соблазнил первых людей, и они были сброшены на землю. Бог сжалился над раскаявшимся Адамом и послал Древа познания добра и зла , вокруг которого обвился змей. На саркофаге Юния Басса рядом с Адамом сноп колосьев, около Евы овца, что указывает на их труды после изгнания из рая.

Сюжеты из истории Адама и Евы подробно иллюстрируются в миниатюрах ранних рукописей.

Святоотеческая традиция сопоставления Христа с Адамом и предание о том, что Голгофа , где был распят Спаситель, является местом погребения Адама, обусловили изображение Адама или главы Адама в композиции «Распятие». Мысль о том, что кровь Спасителя искупила грех Адама в иконографии выражается непосредственным образом - капли крови из ран Христа падают на главу Адама. Изображение главы Адама в пещере под Голгофой известно с в. . В византийском искусстве встречаются композиции, где в нижней части по сторонам от Голгофы представлены восстающие из гробов Адам и Ева . Эту деталь можно объяснить влиянием иконографии «Сошествия во ад», известной с IX в. . Адам предстает седовласым старцем, в хитоне и гиматии, Ева - в красном платье и мафории.

Коленопреклоненные Адам и Ева по сторонам от Этимасии (престола уготованного) изображаются в композиции «Страшный Суд» . В образе старца Адам изображается в числе ветхозаветных праотцев и пророков в храмовых росписях .

В западной иконографии получил распространение тип «Распятия» с полуфигурой Адама в основании креста .

Литература

  • Малов Е., прот. Об Адаме по учению Библии и по учению Корана. Каз., 1885
  • Филарет (Дроздов), архим. [митр. Московский]. Записки на книгу Бытия.
  • Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Каз., 1902
  • Thielicke H. How the World Began: Man in the First Chapters of the Bible. Phil., 1961
  • Резная пластина с изображением «Распятия», XI в. (ГЭ)

    Хлудовская Псалтирь. ГИМ. Греч. № 129

    Собор Санта-Мария-Ассунта в Торчелло, кон. XI в.

    Монастырь Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316-1321 гг.; ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; Благовещенский собор Московского Кремля, XVI в.

    Оклад Евангелия, XII в., Дармштадт (Hessisches Landesmuseum); Переносной алтарь св. Маурициуса, XII в. (cокровищница ц. св. Серватия, Зигбург

Библейский текст делит потомков Адама и Евы на два ответвления - каинитов и сифитов - подробно перечисляя их родословную (смотри книгу Бытия, стих 4:17 - 5:32). Потомство Каина погибло во время Всемирного Потопа, к Сифу и его сыну Еносу (евр. Енош, человек) восходит все человечество. Ветхозаветный автор, описывая генеалогию адамитов, не считает нужным объяснить кто же были жены сыновей Адама и Евы. Поэтому возникает естественный вопрос, откуда взялись жены у детей прародителей?

Дети Адама и Евы Согласно каноническому ветхозаветному тексту, дети у Адама и Евы начали рождаться только после изгнания их из сада Эдемского. Но утверждение, что способность к размножению стало следствием грехопадения, ошибочно, так как противоречит благословению о размножении, данному Богом первым супругам при их сотворении (Быт. 1:28). Интересно, что до изгнания из Рая у первой женщины не было собственного имени, а она обозначалась лишь со стороны своего отношения к мужу, словом «жена». Адам нарек ей имя Ева (евр. Хавва, жизнь,) и она стала матерью всех живущих. Первенцем прародителей был Каин. «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа» (Быт. 4:1). После Каина родился Авель. Авель был пастухом, а Каин земледельцем. Каин и Авель представляют собой первый шаг на пути превращения единичного - первых людей (Адам и Ева), в множество, в человечество. Далее ветхозаветный историописец сообщает, что в 130 лет Адам произвел на свет Сифа (Шета) (Быт. 4:25, 5:3), родоначальника сифитов. О других детях прародителей в Библии упомянуто лишь вскользь - Адам жил 930 лет и родил сыновей и дочерей (Быт. 5:1–5). Ветхозаветный апокриф Книга Юбилеев сообщает: «И в третью седмину во второй юбилей родила она (Ева) Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван… И в четвертый год пятой седмины он (Адам) утешился (после убийства Авеля), и опять познал жену свою, и она родила ему сына, и он нарек ему имя - Сиф; ибо он сказал: „Господь восставил нам другое семя на земле вместо Авеля, ибо Каин убил его“. В шестую седмину он родил свою дочь Азуру.»

Апокриф Житие Адама и Евы дает следующую информацию: «И после того, как Адам породил Сифа, он жил восемьсот лет и породил тридцать сыновей и тридцать дочерей; всего шестьдесят три детя. И они повышались над лицом земли в их странах». Иосиф Флавий, ссылаясь на древнюю еврейскую традицию, отмечает, что у Адама было 33 сына и 23 дочери.

В еврейской традиции можно встретить еще более своеобразное прочтение библейского текста. Мидраш Берешит Раба, интерпретируя начальные стихи 5 главы книги Бытия, утверждает, что помимо прямых потомков Адама (Каина, Авеля и Сифа), рожденных Евой, у Адама были еще дети, матерью которых был кто-то другой. После грехопадения Адам расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин. Ева же рожала от демонов мужского пола. Потомством этих духов полон весь мир. Согласно Зохару (основное каббалистическое произведение), женой Адама до сотворения Евы была демоница Лилит, что в немалой мере определило происхождение зла в человеческом обществе.

Кто были женами Каина, Сифа и их потомков

Первым брак из детей Адама и Евы заключил Каин. «И познал Каин жену свою, и она зачала, и родила Еноха» (Быт. 4:17). Начало роду Каина было положено в земле Нод (стих 16). Нод связан по смыслу со словами «не знающий отдыха скиталец» (наванад). То есть это была земля «убежавших от Бога». Кто же была жена Каина? В отличие от канонического текста апокрифы и толкования изобилуют подробностями семейных отношений первых людей. Многие иудейские и христианские источники едины в том, что Каин и Авель были женаты на своих сестрах-близнецах. В апокрифе Книга Юбилеев говорится: «И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. И в первый год первой седмины пятого, юбилея были построены дома на земле, и Каин построил город и назвал его по имени сына своего Енох». Вслед за апокрифами Отцы Церкви (Епифаний, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст) придерживаются мнения, что женой Каина была одна из его сестер. Так как это было в начале времен, и между тем человеческому роду надо было размножаться, то было позволено жениться на сестрах.

Сыновья и дочери Адама представляли собой не только семью, но и род, поэтому отличия между братской и супружеской любовью стали более явными только после появления нескольких семей. Даже в гораздо более поздние времена и среди очень цивилизованных стран такие союзы не считались кровосмесительными. Афинский закон обязывал жениться на сестре, если она не нашла мужа в определенном возрасте. Например, Авраам женился на своей сводной сестре, Саре. Скорее всего, Каин женился еще до убиения Авеля, так как сомнительно, чтобы какая-либо женщина решилась выйти замуж за братоубийцу. Филон Александрийский называет жену Каина по имени, Темех (Themech). Раввинистическая литература одновременно ассоциирует жену Каина с его собственной сестрой близнецом, либо же с сестрой близнецом Авеля. Одна из сестер, предназначенная Авелю, была красивее, и Каин пожелав жениться на ней, решился на братоубийство. Арабское предание содержит схожее толкование. Современные исследователи Библии также придерживаются мнения, что женой первого сына Адама и Евы могла быть одна из его сестер. По рождении сына, Каин построил город, назвав его в честь сына Енох. Тем самым библейский текст говорит о важном событие в становлении человечества - переходу от кочевого к оседлому образу жизни.

Потомки Каина скорее всего так же женились на своих ближайших родственницах. Книга Юбилеев подробно описывает все заключенные браки, упоминая родственные связи и имена жен потомков Каина. В книге Бытия по имени названы только жены Ламеха, Ада и Цилла. Брак Ламеха является первым случаем многоженства. Третий сын Адама и Евы, Сиф, так же мог жениться на одной из своих сестер. Так, Книга Юбилеев повествует: «И в пятую седмину сего юбилея Сиф взял себе в жены свою сестру Азуру, и она родила ему в четвертый год Эноса.»

Довольно интересным свидетельством о заключении браков являются слова в начале 6 главы книги Бытия. «Когда люди стали умножаться на земле и родились у них дочери. Тогда увидели сыны Божии дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал». В основе этого сюжета - мифы о богах, взявших себе в жены смертных женщин и о родившихся в результате героях. Большинство иудейских и христианских толкователей под сынами Божьими разумеют Ангелов (Книга Еноха, Книга Юбилеев, Филон, Иустин Философ, Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский). Некоторые раввинистические толкователи видели здесь указание на сыновей аристократии, женившихся на женщинах низших сословий. Согласно же третьей версии толкования, которой придерживаются большинство Отцов Церкви (Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др.) и современных исследователей, сынами Божьими были благочестивые сифиты, а дочерьми потомки каинитов.

Если же брать во внимание последние исследования ДНК, свидетельствующие о том, что все человечество восходит к одной паре людей, то мнение, что женами первых детей Адама и Евы были их сестры, может быть вполне допустимо.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»