В соматической клетке картофеля 48 хромосом. Жизненный цикл клетки. Хромосомный набор клетки. Деление клеток. Деление эукариотических клеток

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Представлена подборка материалов к заданию № 27 по теме: «Задача по цитологии». Для удачного выполнения, необходимо знать теорию. Ознакомившись с планом выполнения заданий, выпускники будут точно представлять технологию выполнения подобных заданий. Тематика задания охватывает курс школьного предмета биологии. Здесь представлены задания на поиск ошибок в тексте из 2 части

задание 27.doc

subject Текстом

image Картинками

Задание 27 «Задача по цитологии» «Биоситез белка» 1. Антикодоны тРНК поступают к рибосомам в следующей последовательности нуклеотидов УЦГ, ЦГА, ААУ, ЦЦЦ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, последовательность нуклеоти- дов на ДНК, кодирующих определенный белок и последовательность аминокислот во фрагменте моле- кулы синтезируемого белка, используя таблицу генетического кода: Генетический код (иРНК) Первое основание Второе основание Тре- тье осно- вание У Ф е н Ф е н Л е й Л е й Л е й Л е й Л е й Л е й И л е И л е И л е М е т В а л Ц С е р С е р С е р С е р П р о П р о П р о П р о Т р е Т р е Т р е Т р е А л а А Т и р Т и р - - Г и с Г и с Г л н Г л н А с н А с н Л и з Л и з А с п Г Ц и с Ц и с - Т р и А р г А р г А р г А р г С е р С е р А р г А р г Г л и У Ц А Г У Ц А Г У Ц А Г У Ц А У Ц А Г

В а л В а л В а л А л а А л а А л а А с п Г л у Г л у Г л и Г л и Г л и Г 2.Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка следующая: ФЕН­ГЛУ­МЕТ. Определите, пользуясь таблицей генетического кода, возможные триплеты ДНК, которые кодиру­ ют этот фрагмент белка. 3.Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК­матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на кото­ ром синтезируется участок тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов ТТГ­ГАА­ ААА­ЦГГ­АЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК который синтезиру­ ется на данном фрагменте. Какой кодон иРНК будет соответствовать центральному антикодону этой тРНК? Какая аминокислота будет транспортироваться этой тРНК? Ответ поясните. Для ре­ шения задания используйте таблицу генетического кода. 4.В процессе трансляции участвовало 30 молекул т­РНК. Определите число аминокислот, входя­ щих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который коди­ рует этот белок. 5.Определите последовательность нуклеотидов на и­РНК, антикодоны т­РНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка (используя таблицу генетиче­ ского кода), если фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ГТ­ ГЦЦГТЦАААА. 6.Одна из цепей ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦАТ­ГГЦ­ТГТ–ТЦЦ–ГТЦ. Объяс­ ните, как изменится структура молекулы белка, если произойдет удвоение четвертого триплета нуклеотидов в цепи ДНК? 7.В биосинтезе полипептида участвуют молекулы т­РНК с антикодонами УГА, АУГ, АГУ, ГГЦ, ААУ. Определите нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, кото­ рый несет информацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин (А), гуанин (Г), тимин (Т), цитозин (Ц) в двухцепочечной молекуле ДНК. Ответ поясните. 8.В биосинтезе белка участвовали т­РНК с антикодонами: УУА, ГГЦ, ЦГЦ, АУУ, ЦГУ. Определи­ те нуклеотидную последовательность участка каждой цепи молекулы ДНК, который несет инфор­ мацию о синтезируемом полипептиде, и число нуклеотидов, содержащих аденин, гуанин, тимин, цитозин в двухцепочечной молекуле ДНК. 9.В пробирку поместили рибосомы из разных клеток, весь набор аминокислот и одинаковые моле­ кулы и­РНК и т­РНК, создали все условия для синтеза белка. Почему в пробирке будет синтезиро­ ваться один вид белка на разных рибосомах? 10.Определите:последовательность нуклеотидов на и­РНК, антикодоны соответствующих т­РНК и аминокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка (используя таблицу генетического кода), если фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклео- тидов: ГТГТАТГГААГТ. 11.Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТАЦЦЦТЦАЦТТГ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и ами­

нокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя табли­ цу генетического кода. 12.Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТТАЦАГГТТТАТ. Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и ами­ нокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя табли­ цу генетического кода. 13.Белок состоит из 100 аминокислот. Установите, во сколько раз молекулярная масса участка гена, кодирующего данный белок, превышает молекулярную массу белка, если средняя молекуляр­ ная масса аминокислоты – 110, а нуклеотида - 300. Ответ поясните. 14.В процессе трансляции участвовало 30 молекул тРНК. Определите число аминокислот, входя­ щих в состав синтезируемого белка, а также число триплетов и нуклеотидов в гене, который коди­ рует этот белок. 15.Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК­матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на ко­ тором синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов АТАГЦТГААЦГГАЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, который синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. 16.Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: - Г­А­Т­Г­А­А­Т­А­Г­Т­Г­Ц­Т­Т­Ц. Пере­ числите не менее 3 последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеоти­ да тимина на цитозин (Ц). 17.Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов ГТГТАТГГААГТ. Определите последова- тельность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и последовательность аминокис- лот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода. 18.Фрагмент рибосомного гена имеет последовательность АТТГЦЦГАТТАЦЦАААГТАЦЦААТ. Какова будет последовательность РНК, кодируемая этим участком? К какому классу РНК она будет относиться? Какова будет её функция? 19.Фрагмент рибосомного гена имеет последовательность ЦЦЦТАТГТАТТАЦГГААГАГГЦАТТ. Какова будет последовательность РНК, кодируемая этим участком? К какому классу РНК она будет относиться? Какова будет её функция? 20.Участок молекулы ДНК имеет следующий состав: Г­А­Т­Г­А­А­Т­А­Г­Т­Г­Ц­Т­Т­Ц. Перечис­ лите не менее 3­х последствий, к которым может привести случайная замена седьмого нуклеотида тимина на цитозин (Ц). 21.Даны антикодоны т­РНК. Используя таблицу генетического кода, определите последователь­ ность аминокислот во фрагменте молекулы белка, кодоны и­РНК и триплеты во фрагменте гена, кодирующего этот белок. Антикодоны т­РНК: ГАА, ГЦА, ААА, АЦЦ. 22.Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК­матрице. Фрагмент цепи ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеоти­ дов: ТЦЦГЦАТАЦГАТАГГ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, кото­ рый синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет является антикодоном тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. 23.И­РНК состоит из 156 нуклеотидов. Определите число аминокислот, входящих в кодируемый ею белок, число молекул т­РНК, участвующих в процессе биосинтеза этого белка, и количество триплетов в гене, кодирующем первичную структуру белка. Объясните полученные результаты.

24.В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота треонин (тре) заменилась на глу- тамин (глн). Определите аминокислотный состав фрагмента молекулы нормального и мутированного белка и фрагмент мутированной иРНК, если в норме иРНК имеет последовательность: ГУЦАЦАГЦГАУЦА- АУ. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. 25.Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК­матрице. Фрагмент цепи ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеоти­ дов: АЦГГТААТТГЦТАТЦ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, кото­ рый синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. 26.В результате мутации во фрагменте молекулы белка аминокислота фенилаланин (фен) замени­ лась на лизин (лиз). Определите аминокислотный состав фрагмента молекулы нормального и мути­ рованного белка и фрагмент мутированной иРНК, если в норме иРНК имеет последовательность: ЦУЦГЦААЦГУУЦААУ. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетическо­ го кода. 27.В биосинтезе полипептида участвуют молекулы тРНК с антикодонами УАЦ, УУУ, ГЦЦ, ЦАА в данной последовательности. Определите соответствующую последовательность нуклеотидов на иРНК, ДНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, используя таблицу генетического кода. 28.В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с анти­ кодонами АЦЦ, ГУЦ, УГА, ЦЦА, ААА. Определите аминокислотную последовательность синтези­ руемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность Ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генети­ ческого кода. 29.В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с анти­ кодонами ААГ, ААУ, ГГА, УАА, ЦАА. Определите аминокислотную последовательность синтези­ руемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генети­ ческого кода. 30.В биосинтезе фрагмента молекулы белка участвовали последовательно молекулы тРНК с анти­ кодонами АГЦ, АЦЦ, ГУА, ЦУА, ЦГА. Определите аминокислотную последовательность синтези­ руемого фрагмента молекулы белка и нуклеотидную последовательность участка двухцепочечной молекулы ДНК, в которой закодирована информация о первичной структуре фрагмента белка. Объясните последовательность ваших действий. Для решения задачи используйте таблицу генети­ ческого кода. 31.Дан фрагмент двухцепочечной молекулы ДНК. Воспользовавшись таблицей генетического кода, определите, какие фрагменты белковых молекул могут кодироваться кодируемой этим участком ДНК. Укажите не менее трёх этапов данного процесса. Ответ докажите. ДНК ААА – ТТТ – ГГГ – ЦЦЦ 32.Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК­матрице. Фрагмент цепи ДНК, на которой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нуклеоти­ дов: ТГЦЦЦАТТЦГТТАЦГ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК, кото­ рый синтезируется на данном фрагменте, и аминокислоту, которую будет переносить эта тРНК в ТТТ – ААА – ЦЦЦ – ГГГ

процессе биосинтеза белка, если третий триплет соответствует антикодону тРНК. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу генетического кода. 33.Фрагмент цепи иРНК имеет последовательность нуклеотидов: ЦГАГУАУГЦУГГ. Определите последовательность нуклеотидов на одной цепи молекулы ДНК, антикодоны тРНК и последова­ тельность аминокислот, которая соответствует данному фрагменту гена, используя таблицу гене­ тического кода. 34.Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТТА ГАА ТАТ ЦАГ ГАЦ Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и по- следовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, кодируемом указанным фрагментом ДНК, используя таблицу генетического кода 35.Фрагмент цепи ДНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ТТА ГАА ТАТ ЦАГ ГАЦ Определите последовательность нуклеотидов на иРНК, антикодоны соответствующих тРНК и последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка, кодируемом указанным фраг­ ментом ДНК, используя таблицу генетического кода. 36.Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК­матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на ко­ торой синтезируется участок центральной петли тРНК, имеет следующую последовательность нук­ леотидов: ЦГТ­ГГГ­ГЦТ­АГГ­ ЦТГ. Какую аминокислоту будет переносить тРНК, синтезируемая на этом фрагменте ДНК, если её третий триплет соответствует антикодону? Ответ поясните. Для решения используйте таблицу генетического кода. 37.Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов ТТТАГЦТГТЦГГААГ. В результа­ те произошедшей мутации в третьем триплете третий нуклеотид заменён на нуклеотид А. Опреде­ лите последовательность нуклеотидов на и­РНК по исходному фрагменту цепи ДНК и изменённому. Объясните, что произойдёт с фрагментом молекулы белка и его свойствами после возникшей мутации ДНК. Для решения используйте таблицу генетического кода. 38.Генетический аппарат вируса представлен молекулой РНК, фрагмент которой имеет следую­ щую нуклеотидную последовательность: ГУГАААГАУЦАУГЦГУГГ. Определите нуклеотидную последовательность двуцепочной молекулы ДНК, которая синтезируется в результате обратной транскрипции на РНК вируса. Установите последовательность нуклеотидов в иРНК и аминокислот во фрагменте белка вируса, которая закодирована в найденном фрагменте молекулы ДНК. Матри­ цей для синтеза иРНК, на которой идёт синтез вирусного белка, является вторая цепь двуцепочной ДНК. Для решения задачи используйте таблицу генетического кода. 39.Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов ТТТАГЦТГТЦГГТАГ. В результа­ те произошедшей мутации в пятом триплете первый нуклеотид Т был заменён на нуклеотид А. Определите последовательность нуклеотидов на и­РНК по исходному фрагменту цепи ДНК и по изменённому. Используя таблицу генетического кода, определите аминокислоту, появившуюся в результате мутации, и объясните, что может произойти с молекулой белка и его свойствами после возникшей мутации ДНК. «Деление клеток» 1. Общая масса всех молекул ДНК в 46 соматических хромосомах одной соматической клетки человека составляет 6х10-9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде и в соматиче- ской клетке перед началом деления и после его окончания. Ответ поясните.

2.Какое деление мейоза сходно с митозом? Объясните, в чем оно выражается и к какому набору хромосом в клетке приводит. 3.Объясните, в чем заключается сходство и различие мутационной и комбинативной изменчивости. 4.Какой хромосомный набор характерен для клеток зародыша и эндосперма семени, листьев цвет­ кового растения. Объясните результат в каждом случае. 5.Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1 и в анафазе мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изме­ нение числа ДНК и хромосом. 6.Какой хромосомный набор характерен для ядер клеток эпидермиса листа и восьмиядерного за­ родышевого мешка семязачатка цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки. 7.Синдром Дауна у человека проявляется при трисомии по 21 паре хромосом. Объясните причины появления такого хромосомного набора у человека. 8.Укажите число хромосом и количество молекул ДНК в профазе первого и второго мейотическо­ го деления клетки. Какое событие происходит с хромосомами в профазе первого деления? 9.Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хро­ мосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните результаты в каждом случае. 10.Какой хромосомный набор характерен для гамет и спор растения мха кукушкина льна? Объяс­ ните, из каких клеток и в результате какого деления они образуются. 11.Соматические клетки дрозофилы содержат 8 хромосом. Как изменится число хромосом и моле­ кул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза I? Объясните результаты в каждом случае. 12.Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хро­ мосомный набор (n) и число молекул ДНК(с) в клетке в конце телофазы мейоза I и анафазе мейо­ за II. Объясните результаты в каждом случае. 13Каковы особенности мейоза, которые обеспечивают разнообразие гамет? Укажите не менее трёх особенностей. 14.Для соматической клетки животного характерен диплоидный набор хромосом. Определите хро­ мосомный набор (n) и число молекул ДНК (с) в клетке перед мейозом I и профазе мейоза II. Объяс­ ните результаты в каждом случае. 15.Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки? 16.Какой хромосомный набор характерен для гаметофита и гамет мха сфагнума? Объясните из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки? 17.Укажите число хромосом и количество молекул ДНК в профазе первого и второго мейотиче­ ского деления клетки. Какое событие происходит с хромосомами в профазе первого деления?

18.У крупного рогатого скота в соматических клетках 60 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках яичников при овогенезе в интерфазе перед началом деления и после деле­ ния мейоза I. Объясните полученные результаты на каждом этапе. 19.В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Какое число хромосом и молекул ДНК содержится в ядре при гаметогенезе перед началом мейоза I и мейоза II? Объясните, как об­ разуется такое число хромосом и молекул ДНК. 20.Рассмотрите кариотип человека и ответьте на вопросы. 1. Какого пола этот человек? 2. Какие отклонения имеет кариотип этого человека? 3. В результате каких событий могут возникать такие отклонения? 21.Рассмотрите кариотип человека и ответьте на вопросы. 1. Какого пола этот человек? 2. Какие отклонения имеет кариотип этого человека? 3. В результате каких событий могут возникать такие отклонения? 22.Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыль­ цевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого де­ ления образуются эти клетки. 23.Соматические клетки кролика содержат 44 хромосомы. Как изменится число хромосом и моле­ кул ДНК в ядре при гаметогенезе перед началом деления и в конце телофазы мейоза I? Объясните результаты в каждом случае. 24.В соматических клетках мухи дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите число хромосом и молекул ДНК в клетках при сперматогенезе в зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Ответ обоснуйте. Какие процессы происходят в этих зонах? 25.Какой хромосомный набор характерен для споры, гаметофита и спорофита мха кукушкин лён? Из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти стадии развития мха? 26.Какой хромосомный набор характерен для клеток мякоти иголок и спермиев сосны? Объясни­ те, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки

27.Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека состав­ ляет около 6∙10−9мг. Определите массу всех молекул ДНК в ядре клетки при сперматогенезе перед началом мейоза и после окончания мейоза. Объясните полученные результаты. 28.Признаки, определяющие группу крови и резус­фактор, не сцеплены. Группа крови контролиру­ ется тремя аллелями одного гена – i0, IA, IB. Аллели IA и IB доминантны по отношению к аллели i0. Первую группу (0) определяют рецессивные гены i0, вторую группу (А) определяет доминант­ ная аллель IA, третью группу (В) определяет доминантная аллель IB, а четвертую (АВ) – две доми­ нантные аллели IAIB. Положительный резус­фактор (R) доминирует над отрицательным резус – фактором (r) У отца вторая группа крови и отрицательный резус, у матери – первая группа и положительный резус (гомозигота). Составьте схему решения задачи. Определите возможные генотипы родителей, воз- можные группы крови, резус-фактор и генотипы детей. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявится в этом случае? 29.Какой хромосомный набор характерен для вегетативной, генеративной клеток и спермиев пыль­ цевого зерна цветкового растения? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого де­ ления образуются эти клетки. 30.Общая масса всех молекул ДНК в 46 хромосомах одной соматической клетки человека состав­ ляет около 6 ∙ 10−9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в ядре при сперматогенезе перед началом мейоза, после мейоза I и мейоза II. Объясните полученные результаты. 31.Кариотип собаки включает 78 хромосом. Определите число хромосом и число молекул ДНК в клетках при овогенезе в зоне размножения и в конце зоны созревания гамет. Какие процессы проис­ ходят в этих зонах? Ответ обоснуйте (в ответе должно содержаться четыре критерия). 32.У полевой мыши 40 хромосом. Сколько хромосом у самца мыши в сперматогониях, с которых начинается формирование сперматозоидов, в зрелых сперматозоидах и в клетках зародыша? Какое деление приводит к образованию этих клеток? Из каких клеток они образуются? 33.В кариотипе яблони 34 хромосомы. Сколько хромосом и ДНК будет содержаться в яйцеклетке яблони, клетках эндосперма её семени и клетках листа? Из каких клеток образуются указанные клетки? 34.Хромосомный набор соматических клеток картофеля равен 48. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках при мейозе в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните все полученные результаты. 35.Масса молекул ДНК в соматических клетках равна 6*10­9. Чему равна масса молекул ДНК перед началом мейоза и в анафазе мейоза 1, ответ поясните. 36.В соматических клетках овса 42 хромосомы. Определите хромосомный набор и количество мо­ лекул ДНК перед началом мейоза I и в метафазе мейоза II. Ответ поясните. 37.У хламидомонады преобладающим поколением является гаметофит. Определите хромосомный набор взрослого организма и его гамет. Объясните из каких исходных клеток образуются взрослые особи и их гаметы, в результате какого деления формируются половые клетки. 38.Количество хромосом в соматической клетке дрозофилы ­ 8. Определите число хромосом и мо­ лекул ДНК у дрозофилы в период овогенеза в анафазе мейоза 1 и профазе мейоза 2. Объясните ре­ зультаты. «Правило Чаргаффа»

1. Известно, что все виды РНК синтезируются на ДНК-матрице. Фрагмент молекулы ДНК, на кото- ром синтезируется участок тРНК, имеет следующую последовательность нуклеотидов АТА-ГЦТ-ГАА-ЦГГ- АЦТ. Установите нуклеотидную последовательность участка тРНК который синтезируется на данном фрагменте. Какой кодон иРНК будет соответствовать антикодону этой, тРНК, если она переносит к месту синтеза белка аминокислоту ГЛУ. Ответ поясните. Для решения задания используйте таблицу ге- нетического кода: 2.Ген содержит 1500 нуклеотидов. В одной из цепей содержится 150 нуклеотидов А, 200 нуклеоти­ дов Т, 250 нуклеотидов Г и 150 нуклеотидов Ц. Сколько нуклеотидов каждого вида будет в цепи ДНК, кодирующей белок? Сколько аминокислот будет закодировано данным фрагментом ДНК? 3.В одной молекуле ДНК нуклеотиды с тимином (Т) составляют 24% от общего числа нуклеоти­ дов. Определите количество (в %) нуклеотидов с гуанином (Г), аденином (А), цитозином (Ц) в мо­ лекуле ДНК и объясните полученные результаты. 4.Дана цепь ДНК: ЦТААТГТААЦЦА. Определите: А) Первичную структуру закодированного белка. Б) Процентное содержание различных видов нуклеотидов в этом гене (в двух цепях). В) Длину этого гена. Г) Длину белка. 5.В соматических клетках дрозофилы содержится 8 хромосом. Определите, какое количество хро­ мосом и молекул ДНК содержится при гаметогенезе в ядрах перед делением в интерфазе и в конце телофазы мейоза I. Объясните, как образуется такое число хромосом и молекул ДНК. 6.На препарате обнаружены ткани со следующими структурами: а) пласт клеток, тесно прилегающих друг к другу, б) клетки разделены хорошо развитым межклеточным веществом, в) клетки сильно вытянутые, и в них наблюдается поперечная исчерченность. Напишите, к какой ткани относится каждая из этих структур. 7.Фрагмент цепи иРНК имеет следующую последовательность нуклеотидов: ЦУАЦААГГЦУАУ. Определите последовательность нуклеотидов на ДНК, антикодоны соответствующих тРНК и ами­ нокислотную последовательность соответствующего фрагмента молекулы белка, используя табли­ цу генетического кода. 8.Спорофит папоротника орляка имеет 52 хромосомы. Сколько хромосом у него в клетках споран­ гия, в зрелых спорах и в клетках заростка? Какое деление приводит к образованию этих клеток? Из каких клеток они образуются? 9.Фрагмент нуклеотидной цепи ДНК имеет последовательность ЦЦАТАГЦ. Определите нуклео­ тидную последовательность второй цепи и общее число водородных связей, которые образуются между двумя цепями ДНК. Объясните полученные результаты. «Энергетический обмен» 1.Объясните, в чём сходство и в чём различия биологического окисления органических веществ в клет- ке и процесса их горения в неживой природе.

2.В процессе гликолиза образовались 112 молекул пировиноградной кислоты (ПВК). Какое количе­ ство молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при полном окислении глюкозы в клетках эукариот? Ответ поясните. 3.В процессе кислородного этапа катаболизма образовалось 972 молекулы АТФ. Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образова­ лось в результате гликолиза и полного окисления? Ответ поясните. 4.В процессе кислородного этапа катаболизма образовалось 1368 молекулы АТФ. Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образова­ лось в результате гликолиза и полного окисления? Ответ поясните.

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (36, 37 и т. д.), затем подробное решение. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Объясните, почему семена мака, моркови высевают на глубину 1–2 см, а семена кукурузы и бобов – на глубину 6–7 см.

Показать ответ

Семена мака и моркови мелкие, и в них содержится небольшой запас питательных веществ. Если их посеять глубоко, то развившиеся из них растения не смогут пробиться к свету из-за недостатка питания. А более крупные семена кукурузы и бобов можно высевать на глубину 6-7 см, так как в них содержится достаточный для прорастания запас питательных веществ.

Назовите изображённый на рисунке организм и царство, к которому его относят. Что обозначено цифрами 1, 2? Какова роль этих организмов в экосистеме?

Показать ответ

1) На рисунке изображён мукор. Его относят к царству Грибов.

2) Цифрой 1 обозначен спорангий, цифрой 2 – мицелий.

3) Некоторые виды мукора вызывают болезни животных и человека, другие используются для получения антибиотиков или в качестве закваски.

Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Растения, как и другие организмы, имеют клеточное строение, питаются, дышат, растут, размножаются. 2. Как представители одного царства растения имеют признаки, отличающие их от других царств. 3. Клетки растений имеют клеточную стенку, состоящую из целлюлозы, пластиды, вакуоли с клеточным соком. 4. В клетках высших растений имеются центриоли. 5. В растительных клетках синтез АТФ осуществляется в лизосомах. 6. Запасным питательным веществом в клетках растений является гликоген. 7. По способу питания большинство растений автотрофы.

Показать ответ

Ошибки допущены в следующих предложениях:

4 – Центриоли в клетках растений отсутствуют.

5 – Синтез АТФ происходит в митохондриях.

6 – Запасным питательным веществом в клетках растений является крахмал.

Чем характеризуется гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности человека? Приведите не менее трёх признаков.

Показать ответ

1) Осуществляется через жидкие среды организма (кровь, лимфу, тканевую жидкость, полость рта) с помощью гормонов, выделяемых клетками, органами, тканями;

2) Её действие наступает через некоторое время (около 30 секунд), потому что вещества передвигаются вместе с кровью;

3) Подчинена нервной регуляции и составляет совместно с ней единую систему нейрогуморальной регуляции.

В настоящее время известно около 20 подвидов зайца-русака, которые встречаются на территории Европы и Азии. Приведите не менее четырёх доказательств биологического прогресса вида зайца-русака.

Показать ответ

1) Расширение ареала обитания;

2) увеличение количества подчиненных систематических единиц (подвидов);

3) увеличение количества особей;

4) уменьшение смертности и увеличение рождаемости.

Хромосомный набор соматических клеток картофеля равен 48. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетках при мейозе в профазе мейоза I и метафазе мейоза II. Объясните все полученные результаты.

Показать ответ

В интерфазе I происходит репликация ДНК, количество хромосом постоянно, количество ДНК увеличивается в 2 раза - 48 хромосом, 96 ДНК

Хромосомный набор в профазе I равен интерфазе - 48 хромосом, 96 ДНК

В анафазе I к полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух хроматид, количество хромосом уменьшается в 2 раза - 24 хромосомы, 48 ДНК

В интерфазе II репликации не происходит - 24 хромосомы, 48 ДНК

В метафазе II хромосомный набор равен интерфазе II - 24 хромосомы, 48 ДНК

Форма крыльев у дрозофилы – аутосомный ген, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Гетерогаметным у дрозофилы является мужской пол. При скрещивании двух дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами в потомстве появился самец с закрученными крыльями и маленькими глазами. Этого самца скрестили с родительской особью. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и полученного самца F 1 , генотипы и фенотипы потомства F 2 . Какая часть самок от общего числа потомков во втором скрещивании генотипически сходна с родительской самкой? Определите их генотипы.

Показать ответ

3) Генотипически сходна с родительской самкой 1/8 часть самок от общего числа потомков (12,5 %).

Обобщающий урок: « Митоз. Мейоз»

Цель: обобщить знания по теме « Митоз. Мейоз»

Задачи: 1. образовательные:

а) обобщение знаний по теме

б) решение заданий ЕГЭ

в) формирование представлений о главных чертах сходства и различия между процессами митоза и мейоза, их биологической сущности;

г) формирование умений последовательно выстраивать процессы митоза и мейоза;

2. развивающие:

а) развитие навыков работы с разными видами информации и способами её предъявления;

б) развитие навыков анализировать и сравнивать процессы деления клетки;

3. воспитательная:

а) Развитие познавательного интереса к информации из разных областей науки;

б) повышение интеллектуального уровня учащихся посредством внедрения компьютерных технологий и игровой деятельности.

Учебное оборудование : компьютер с мультимедийным проектором.

Структура урока:

1. Организационный момент (2 мин);

2. Актуализация знаний, основных терминов и понятий, связанных с процессами деления клетки;

3. Обобщение знаний о процессах митоза и мейоза (игра);

4. Тестирование;

5. Выводы;

6. Домашнее задание.

План урока.

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний , основных терминов и понятий, связанных с процессами деления клетки: конъюгация, кроссинговер, биваленты, хромосома, хроматида, клеточный цикл.

3. Игра. На слайде таблица, в которой зашифрованы вопросы. Зеленые квадраты – простые вопросы(1 балл), желтые квадраты – вопросы средней сложности(2 балла), красные квадраты - сложные вопросы(3 балла). Класс делится на 2 команды (до начала урока). Каждая по очереди выбирает вопросы и набирает баллы. Побеждает команда, у которой больше баллов.

Простые вопросы (1 балл)

1. Назовите фазу митоза, которая характеризуется расхождением сестринских хроматид к разным полюсам клетки?

2. Назовите фазу мейоза, в которой происходит репликация ДНК?

3. Назовите фазу мейоза, в которой происходит расхождение гомологичных хромосом к разным полюсам клетки?

4. Установите правильную последовательность фаз митоза?

5. В какую фазу мейоза происходит конъюгация и кроссинговер?

6. Назовите органоид клетки, участвующий в формировании веретена деления.

7. Деспирализация хромосом происходит в …

8. Какой процесс изображен на схеме? Что означают буквы?

9. Мейоз-это…

10. Какое деление мейоза сходно с митозом? В чем отличие?

11. Назовите процесс, благодаря которому успешно распределяется генетический материал между дочерними клетками?

12.Найдите ошибку в тексте: В профазе митоза хромосомы активно спирализуются. В метафазе спирализация хромосом становится максимальной и хроматиды расходятся к разным полюсам клетки. Анафаза протекает очень быстро.

Вопросы средней сложности (2 балла)

1) Установите последовательность процессов митоза:

А) деспирализация хромосом

Б) образование веретена деления

В) расхождение дочерних хроматид к противоположным полюсам клетки

Г) спирализация хромосом

Д) упорядоченное расположение хромосом, состоящих из 2-х хроматид, на экваторе клетки

Е) формирование 2-х дочерних клеток

Ответ: ГБДВАЕ

2) Какие процессы протекают во время мейоза?

3) денатурация

4) кроссинговер

5) конъюгация

6) трансляция

Ответ: 245

3) Установите соответствие между особенностями и процессами деления клеток.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССЫ

А) в дочерних клетках содержится 1) мейоз

гаплоидный набор хромосом 2) митоз

Б) включает 2 деления, идущих

одно за другим

В) в результате образуются две

дочерние клетки

Г) количество хромосом в дочерних

клетках – 2п

Д) является одной из фаз гаметогенеза

Е) характерно для соматических клеток

Ответ: 112212

4) Установите последовательность процессов первого деления мейоза:

А) конъюгация хромосом

Б) кроссинговер

В) расположение пар (бивалентов) гомологичных хромосом на экваторе клетке

Г) расположение гомологичных хромосом, состоящих из 2-х хроматид, к противоположных полюсам клетки

Д) спирализация хромосом с образованием бивалентов

Е) формирование ядер, деление цитоплазмы – образование 2-х дочерних клеток

— Ответ:ДАБВГЕ

5) Какие процессы изображены на рисунке? Когда происходят эти процессы? Каково их биологическое значение?

6) Определите тип и фазу деления клетки, изображенной на рисунке. Какие процессы происходят в этой фазе?

DIV_ADBLOCK321">


3) 3× 10-9 мг

3) Общая масса молекул ДНК в 46 хромосомах ядра соматической клетки человека составляет

6×10-9мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в интерфазе, конце телофазы мейоза 1 и телофазы мейоза 2. Ответ поясните.

Ответ: 1) 2×6×10-9 = 12×10-9 мг

3) 3× 10-9 мг

4) Общая масса всех молекул ДНК в одной яйцеклетке человека составляет около 3×10 -9 мг. Определите, чему равна масса всех молекул ДНК в сперматозоиде , в соматической клетке перед началом деления и после его окончания. Ответ поясните.

— Ответ: 1) 3×10 -9 мг 2) 12×10 -9 мг 3) 6×10 -9 мг

5) В чем заключается биологическое значение мейоза? Приведите не менее 3 признаков.

Ответ: 1) Поддерживает постоянство числа хромосом в ряду поколений

2)создает новые генные комбинации, обеспечивая комбинативную изменчивость

3) обеспечивает генетическую неоднородность в популяциях

4) является одной из стадий образования гамет, у растений-спор.

6) В чем заключается биологическое значение митоза?

Ответ:

1) поддерживает генетическую стабильность клеток

2) основа роста и развития

3)основа эмбрионального развития

4) лежит в основе регенерации

5) основа бесполого размножения

6) поддерживает правильность функционирования органов и тканей организма.

Подводим итоги игры.

Закрепление (тестирование)

Вариант 1.

1. Исчезновение ядерной оболочки и ядрышек происходит

1) интерфазе 2) профазе 3) метафазе 4) анафазе

2. Конъюгация хромосом характерна для

1) профазы митоза 2) профазы первого деления мейоза

3) профазы второго деления мейоза 4) метафазы митоза

3. В результате первого деления мейоза из одной материнской клетки образуются

1) четыре дочерние клетки с числом хромосом, равным материнской клетке

2) четыре дочерние клетки с уменьшенным вдвое числом хромосом

3) две дочерние клетки с увеличенным вдвое числом хромосом

4) две дочерние клетки с уменьшенным вдвое набором хромосом

4. Клеточный центр в процессе митоза отвечает за

1) биосинтез белка 2) спирализацию хромосом

3) перемещение цитоплазмы 4)образование веретена деления

5 .Укажите название последней фазы митоза

1) телофаза 2) метафаза 3) анафаза 4) профаза

6. Установите, в какой последовательности происходят в митозе указанные процессы.

А) хромосомы располагаются по экватору

Б) хроматиды расходятся к полюсам клетки

В) образуются две дочерние клетки

Г) хромосомы спирализуются, каждая состоит из двух хроматид

С5. Хромосомный набор соматической клетки собаки равен 78. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток в профазе митоза, в анафазе митоза, в телофазе митоза. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа хромосом.

Вариант 2.

1. Благодаря конъюгации и кроссинговеру при образовании гамет происходит

1) уменьшение числа хромосом вдвое 2) увеличение числа хромосом вдвое

3) обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами

4) увеличение числа женских и мужских половых клеток

2. В метафазе митоза происходит

1) расхождение хроматид 2) удвоение хромосом 3) размещение хромосом в плоскости экватора клетки 4) формирование ядерной оболочки и ядрышек

3. Сущность мейоза состоит в

1) образовании клеток с диплоидным набором хромосом

2) удвоении количества ДНК в клетках тела

3) расхождении хроматид к полюсам клетки

4) образовании гамет с гаплоидным набором хромосом

4. Расхождение хроматид к полюсам клетки происходит в

1) анафазе 2) телофазе 3) профазе 4) метафазе

5. Мейоз отличается от митоза 1) наличием интерфазы

2) числом дочерних клеток и набором хромосом в них
3) наличием профазы, метафазы, анафазы и телофазы

4) процессами спирализации и деспирализации хромосом

6.Выберите 3 правильных ответа:

Сходство профазы митоза и профазы 1мейоза заключается в том, что происходит

1) исчезновение ядерной оболочки

2) конъюгация

3) кроссинговер

4) образование веретена деления

5) спирализация хромосом

6) удвоение хромосом

С5. Хромосомный набор соматических клеток картофеля равен 48. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза 1, в телофазе мейоза 2. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа хромосом и ДНК.

Ответы.

— Вариант 1 Вариант 2

— 6)ГАБВ

— С5 С5

1) 78хр. 156ДНК 1) 48хр. 96 ДНК

2) 156 хр 156ДНК 2) 48Хр. 96 ДНК

3) 78хр 78ДНКхр. 24 ДНК

Выводы по уроку.

Домашнее задание.

№1. Хромосомный набор соматических клеток шпината равен 12. определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в метафазе мейоза1 и телофазе мейоза. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

№2.В кариотипе картофеля содержится 48 хромосом(2п). Определите число хромосом в анафазе митоза в клетках эндосперма, если у него триплоидный набор хромосом(3п). Ответ поясните.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»