Причастие на вечерней службе. Что можно и что нельзя перед причастием? Добавить свою цену в базу Комментарий

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Смысл причастия

Первым делом, в подготовке к причастию будет осознание смысла в причащении, так многие идут в церковь потому, что это модно и можно было сказать, что вы причащались и исповедались, но на самом деле такое причащение грех. Подготавливаясь к причастию, необходимо понимать, что в церковь к священнику вы идете, в первую очередь, для сближения к Господу Богу и расскаивании в своих грехах, а не устроить праздник и лишний повод, чтобы попить и поесть. При этом идти причащаться лишь потому, что вас заставили, не есть хорошо, на это таинство необходимо ходить по желанию, очищая свою душу от грехов.

Итак, желающий достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен за два-три дня молитвенно подготовить себя к этому: молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется (из молитвослова) правило ко Святому Причащению.

Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи – мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.

Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а рассказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на других. Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо или рассказывать о чужих грехах. Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае – до Херувимской песни. Без исповеди никто, кроме младенцев до семи лет, не может быть допущен к Святому Причащению. После полуночи запрещается есть и пить, к Причастию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением надо приучать и детей.

Как подготовиться к причастию?

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае – три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища – мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов – и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди – вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила к Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие – не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5–6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв к Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо прийти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Пост перед исповедью

Людям, впервые прибегающим к Причащению святых Таинств Христовых, нужно неделю постится, тем, кто реже двух раз в месяц причащается, или не соблюдает среду и пятницу посты, или часто многодневные посты не очень то соблюдает, – три дня перед причастием постится. Не есть животную пищу, не употреблять алкоголь. Да и постной пищей не объедаться, а есть в меру необходимости для насыщения и только. А вот кто каждое воскресенье (как и положено хорошему христианину) прибегает к Таинствам, можно поститься только среду и пятницу, как обычно. Некоторые еще добавляют – и хотя бы в субботу вечером, или в субботу – не есть мясного. Перед причастием с 24 часов уже не есть, и ничего не пить. В положенные дни поста употреблять только растительного происхождения пищу.

Также очень важно в эти дни удерживать себя от злобы, зависти, осуждения, пустых разговоров и телесного общения между супругами, а также в ночь после причастия тоже. Деткам до 7 лет не нужно ни поститься, ни исповедоваться.

Также, если первый раз человек идет к причастию, нужно постараться вычитать все правило, прочесть все каноны (в лавке можно специальную книжечку купить, называется «Правило ко Святому Причащению» или «Молитвослов с правилом ко причастию», там все понятно). Чтобы не было так сложно, можно это сделать, разделив на несколько дней чтение этого правила.

Чистое тело

Помните, что в храм ходить грязным не разрешается, если конечно того не требует жизненная ситуация. Поэтому подготовка к причастию подразумевает, то, что в день, когда вы идете на таинство причастия, вы должны вымыть свое тело от физической грязи, то есть принять ванну, душ или сходить в баню.

Подготовка к исповеди

Перед самой же исповедью, которая является отдельным таинством, (не обязательно после нее должно следовать Причастие, но желательно), можно пост не держать. Исповедоваться человек может в любое время, когда ощутит в сердце своем, что ему нужно покаяться, исповедовать грехи и как можно быстрее, чтобы душу не отягчали. А причаститься, должным образом подготовившись, можно и позже. В идеале, если получится, то хорошо бы и вечернюю службу посетить, и особенно перед праздниками или днем ангела своего.

Абсолютно не допустимо держать пост в еде, но никак не поменять течение своей жизни: продолжать ходить на увеселительные мероприятия, в кино на очередной блокбастер, в гости, просиживать весь день за компьютерными игрушками и т. д. Главное в дни подготовке к Причастию – прожить их отлично от других дней повседневности, потрудиться не много для Господа. Поговорить со своей душой, почувствовать почему она духовно соскучилась. И сделать, то, что давно откладывали. Почитать Евангелие или духовную книжку; навестить любимых, но забытых нами людей; попросить прощение у того, у кого было стыдно его просить и мы откладывали на потом; попробовать в эти дни отказаться от многочисленных привязанностей и вредных привычек. Проще говоря, в эти дни надо быть смелее быть лучше, чем обычно.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» – св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Как подходить к Святой Чаше?

Каждому причастнику нужно хорошо знать, как следует подходить к Святой Чаше, чтобы причащение происходило чинно и без суеты.

Перед тем как подходить к Чаше надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее. Когда отверзаются царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук. Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной. Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться. Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду. Подходить к причастию женщинам с покрытой головой.

Подойдя к Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое имя, принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить Их, а нижний край Чаши поцеловать как ребро Христово. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника. У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары. Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор или просфору выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам.

Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день. В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов Великим постом при чтении молитвы Ефрема Сирина, поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы. Придя домой, следует, прежде всего, прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении; если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там. После причащения до утра не следует также ничего выплевывать и прополаскивать уста. Причастники должны стараться хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, а чтобы праздных разговоров не было, надо читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.

Святые тайны – тело и кровь Христовы – величайшая святыня, дар Бога нам грешным и недостойным. Недаром они так и называются – святые дары.

Никто на земле не может считать себя достойным быть причастником святых тайн. Готовясь к причастию, мы очищаем свое духовное и телесное естество. Душу мы готовим молитвой, покаянием и примирением с ближним, а тело – постом и воздержанием. Подготовка эта называется говением .

Молитвенное правило

Готовящиеся к причастию читают три канона: 1) покаянный ко Господу Иисусу Христу; 2) молебный ко Пресвятой Богородице; 3) канон ангелу-хранителю. Также читается Последование ко святому причащению, в которое входят канон к причастию и молитвы.

Все эти каноны и молитвы содержатся в Каноннике и обычном православном молитвослове.

Накануне причащения необходимо быть на вечерней службе, ибо церковный день начинается с вечера.

Пост

Перед причастием приписывается говение, пощение, пост – телесное воздержание. Во время поста должна быть исключена пища животного происхождения: мясные, молочные продукты, а также яйца. При строгом посте исключается и рыба. Но постные продукты также необходимо употреблять в умеренном количестве.

Супруги во время говения должны воздерживаться от телесной близости (5-е правило святителя Тимофея Александрийского). Женщины, находящиеся в очищении (в период месячных), не могут причащаться (7-е правило святителя Тимофея Александрийского).

Поститься, конечно, необходимо не только телом, но и умом, зрением и слухом, храня свою душу от мирских развлечений.

Продолжительность евхаристического поста обычно оговаривается с духовником или приходским священником. Это зависит от телесного здоровья, духовного состояния причащающегося, а также от того, насколько часто он приступает к святым тайнам.

Общая практика поститься перед причастием – не менее трех дней.

Тем, кто причащаются часто (например, раз в неделю), продолжительность поста может быть сокращена по благословению духовника до 1–2 дней.

Также духовник может ослабить пост для людей болящих, беременных и кормящих женщин, а также учитывая другие обстоятельства жизни.

Готовящиеся к причастию после полуночи уже не едят, так как наступает день причащения. Причащаться нужно натощак. Ни в коем случае нельзя курить. Некоторые ошибочно считают, что с утра нельзя чистить зубы, чтобы не проглотить воды. Это совершенно неправильно. В «Учительном известии» каждому священнику предписана перед литургией чистка зубов.

Покаяние

Самым важным моментом в подготовке к таинству причащения является очищение своей души от грехов, которое совершается в таинстве исповеди. В душу не очищенную от греха, не примиренную с Богом не войдет Христос.

Можно иногда услышать мнение о том, что нужно отделить таинства исповеди и причащения. И если человек регулярно исповедуется, то он может приступить к причастию без исповеди. В этом случае обычно ссылаются на практику некоторых Поместных Церквей (например Элладской).

Но наш российский народ более 70 лет находился в атеистическом пленении. И Русская Церковь только-только понемногу начинает оправляться от той духовной катастрофы, которая постигла нашу страну. У нас очень мало православных храмов и священнослужителей. В Москве на 10 миллионов жителей всего около одной тысячи священников. Люди невоцерковлены, оторваны от традиций. Общинно-приходская жизнь практически отсутствует. Жизнь и духовный уровень современных православных верующих несравнимы с жизнью христиан первых веков. Поэтому мы держимся практики исповеди перед каждым причащением.

Кстати, о первых веках христианства. Важнейший исторический памятник раннехристианской письменности «Учение 12 апостолов» или по-гречески «Дидахе», говорит: «В день Господень (то есть в день воскресный. – о. П.Г. ), собравшись вместе, преломите хлеб и благодарите, исповедавши наперед прегрешения ваша, дабы чиста была жертва ваша. Всякий же, имеющий распрю с другом своим, да не приходит вместе с вами, пока не примирятся, дабы не была осквернена жертва ваша; ибо таково наречение Господа: на всяком месте и во всякое время надлежит приносить Мне жертву чистую, ибо Я Царь великий, говорит Господь, и имя Мое чудно в народах» (Дидахе, 14). И еще: «В церкви исповедуй грехи свои и не приступай к молитве своей с дурной совестью. Такой путь жизни!» (Дидахе, 4).

Важность покаяния, очищения от грехов перед причащением несомненна, поэтому немного подробнее остановимся на этой теме.

Для многих первая исповедь и причастие стала началом их воцерковления, становления как православных христиан.

Готовясь к встрече дорогого гостя, мы стараемся получше убрать в своем доме, навести порядок. Тем паче мы должны с трепетом, благоговением и тщательностью готовиться принять в дом своей души «Царя царствующих и Господа Господствующих». Чем внимательнее христианин следит за духовной жизнью, чем чаще и усерднее он кается, тем более видит свои грехи и недостоинство пред Богом. Недаром люди святые видели грехи свои бесчисленными, как песок морской. К преподобному авве Дорофею пришел один знатный горожанин городка Газы, и авва спросил его: «Именитый господин, скажи мне за кого ты считаешь себя в своем городе?» Он ответил: «Считаю себя за великого и первого в городе». Тогда преподобный снова спросил его: «Если ты пойдешь в Кесарию, за кого будешь считать себя там?» Человек тот ответил: «За последнего из тамошних вельмож». «Если же ты отправишься в Антиохию, за кого ты будешь там себя считать?» – «Там, – ответил он, – буду считать себя за одного из простолюдинов». – «Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, там за кого ты будешь считать себя?» И он ответил: «Почти за нищего». Тогда авва сказал ему: «Вот так и святые, чем более приближаются к Богу, тем более видят себя грешными» .

К сожалению, приходится видеть, что некоторые воспринимают таинство исповеди как некую формальность, пройдя которую, они будут допущены к причастию. Готовясь причащаться, мы должны со всей ответственностью отнестись к очищению своей души, чтобы соделать ее храмом для принятия Христа.

Покаяние святые отцы называют вторым крещением , крещением слезами. Подобно тому, как воды крещения омывают нашу душу от грехов, слезы покаяния, плачь и сокрушение о прегрешениях, очищают наше духовное естество.

Для чего мы каемся, если Господь и так знает все наши грехи? Бог ждет от нас раскаяния, признания их. В таинстве исповеди мы просим у Него прощения. Понять это можно на таком примере. Ребенок залез в шкаф и съел все конфеты. Отец прекрасно знает, кто это сделал, но ждет, когда сын сам придет и попросит прощения.

Само слово «исповедь» означает, что христианин пришел поведать , исповедать, рассказать сам свои грехи. Священник в молитве перед исповедью читает: «Сия рабы Твоя, словом разрешитеся благоволи». Сам человек разрешается от своих грехов посредством слова и получает от Бога прощение. Поэтому исповедь должна быть частной, а не общей. Я имею в виду практику, когда священник читает список возможных грехов, а потом просто накрывает исповедующегося епитрахилью. «Общая исповедь» была почти повсеместным явлением в советское время, когда оставалось очень мало действующих храмов и по воскресным, праздничным дням, а также постами, они были переполнены молящимися. Поисповедовать всех желающих было просто нереально. Проводить исповедь после вечерней службы тоже почти нигде не разрешалось. Сейчас, слава Богу, храмов, где проводится подобная исповедь осталось очень мало.

Чтобы хорошо подготовиться к очищению души, нужно перед таинством покаяния поразмыслить о своих грехах, вспомнить их. В этом нам помогают книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие.

Исповедь нельзя воспринимать, как только духовную моечную, душевую. Можно возиться в земле и грязи не бояться, все равно потом все отмоется в душе. И можно идти грешить дальше. Если человек подходит к исповеди с такими мыслями, он исповедуется не во спасение, а в суд и осуждение. И формально «поисповедавшись», разрешение грехов от Бога он не получит. Не так все просто. Грех, страсть наносит душе большой вред, и даже принеся покаяние, человек несет последствия своего греха. Так у больного, переболевшего оспой, остаются на теле шрамы.

Недостаточно просто исповедовать грех, нужно приложить все усилия к тому, чтобы победить склонность к греху в своей душе, не возвращаться более к нему. Так врач удаляет раковую опухоль и назначает курс химиотерапии, чтобы победить болезнь, не допустить рецидива. Конечно, не просто сразу оставить грех, но кающийся не должен лицемерить: «Покаюсь – и дальше буду грешить». Человек должен приложить все силы, чтобы встать на путь исправления, более не возвращаться ко греху. Человек должен просить у Бога помощи для борьбы с грехами и страстями.

Те, кто редко исповедуются и причащаются, перестают видеть свои грехи. Они удаляются от Бога. И наоборот, приближаясь к Нему, как Источнику света, люди начинают видеть все темные и нечистые уголки своей души. Подобно тому, как яркое солнце высвечивает все неубранные закутки помещения.

Господь не ждет от нас земных даров и приношений, но: «жертва Богу – дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50: 19). И готовясь соединиться со Христом в таинстве причащения, мы приносим Ему эту жертву.

Примирение

«Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5: 23–24), – говорит нам слово Божие.

Смертно согрешает тот, кто дерзает причащаться, имея в сердце злобу, вражду, ненависть, непрощенные обиды.

О том, в какое ужасное греховное состояние могут впасть люди, приступающие к причащению в состоянии гнева и непримирения, рассказывает Киево-Печерский патерик. «Были два брата по духу – диакон Евагрий и священник Тит. И имели они друг к другу любовь великую и нелицемерную, так что все дивились их единодушию и безмерной любви. Ненавидящий же добро диавол, который всегда ходит, “как рыкающий лев, ища кого поглотить” (1 Петр. 5: 8), возбудил между ними вражду. И такую ненависть вложил он в них, что они уклонялись друг от друга, не хотел один другого видеть в лицо. Много раз братия молили их примириться между собой, но они и слышать не хотели. Когда Тит шел с кадилом, Евагрий отбегал от фимиама; когда же Евагрий не отбегал, Тит проходил мимо него, не покадив. И так пробыли они много времени в греховном мраке, приступали к святым тайнам: Тит, не прося прощения, а Евагрий, гневаясь, – до того вооружил их враг. Однажды Тит сильно разболелся и, будучи уже при смерти, стал горевать о своем прегрешении и послал к диакону с мольбой: “Прости меня, ради Бога, брат мой, что я напрасно гневался на тебя”. Евагрий же отвечал жестокими словами и проклятиями. Старцы, видя, что Тит умирает, насильно привели Евагрия, чтобы помирить его с братом. Увидев его, больной приподнялся немного, пал ниц к его ногам и сказал: “Прости и благослови меня, отец мой!” Он же, немилостивый и лютый, отказался простить в присутствии всех, говоря: “Никогда не примирюсь с ним, ни в этом веке, ни в будущем”. И вдруг Евагрий вырвался из рук старцев и упал. Его хотели поднять, но увидели, что он уже мертв. И не могли ему ни руки вытянуть, ни рта закрыть, как у давно умершего. Больной же тотчас встал, как бы никогда и не был болен. И ужаснулись все внезапной смерти одного и скорому выздоровлению другого. Со многим плачем погребли Евагрия. Рот и глаза у него так и оставались открытыми, а руки растянутыми. Тогда старцы спросили Тита: “Что все это значит?” И он рассказал: “Видел я ангелов, отступавших от меня и плачущих о моей душе, и бесов, радующихся моему гневу. И тогда начал я молить брата, чтобы он простил меня. Когда же вы привели его ко мне, я увидел ангела немилостивого, держащего пламенное копье, и когда Евагрий не простил меня, он ударил его и тот упал мертвый. Мне же ангел подал руку и поднял меня”. Услышав это, убоялись братия Бога, сказавшего: “Прощайте, и прощены будете” (Лк. 6: 37)» .

Готовясь к причащению святых тайн нужно (если только есть такая возможность) попросить прощения у всех, кого мы вольно или невольно обидели и самим всех простить. Если не представляется возможным сделать это лично, нужно примириться с ближними хотя бы в своем сердце. Конечно, это бывает не просто – все мы люди гордые, обидчивые (кстати, обидчивость всегда проистекает от самолюбия). Но как мы можем просить у Бога прощения своих грехов, рассчитывать на отпущение их, если сами не прощаем наших обидчиков. Незадолго до причащения верующих на Божественной литургии поется молитва Господня – «Отче наш». Как напоминание нам, что Бог только тогда «оставит (простит ) нам долги (грехи ) наши», когда и мы оставим «должником нашим».

Причащение, причастие, исповедь: Что это такое и как к ним правильно подготовиться?

Что такое исповедь и причастие?

Исповедь — это наказание за грехи.

Исповедь — это «второе Крещение». Боевое Крещение, в котором мы благодаря стыду и раскаянию вновь обретаем душевную чистоту и получаем прощение грехом от Самого Господа Бога.

Исповедь — это великое таинство.

Исповедь — это бичевание собственных грехов путем их открытого, откровенного признания для того, чтобы почувствовать к ним и ко своей греховной жизни чувство глубокого омерзения и не повторять их в будущем.

Исповедь — очищение души, а здоровый дух дарует здоровое тело.

Зачем исповедаться в церкви перед священником? Неужели не достаточно того, что я раскаялась?

Нет, недостаточно. Ведь грех — это преступление, за которое надо понести наказание. И если мы будем сами себя наказывать собственным раскаянием (что, конечно, очень важно и нужно), понятное дело, что мы не будем слишком строги к самим себе.

Поэтому для окончательного и полного примирения человека с Господом существует посредник — священник (а ранее — апостолы, на которых снизошел Дух Святой).

Согласитесь, куда сложнее и стыднее рассказать о всех-всех своих многочисленных грехах во всей их красе чужому человеку, чем самому себе.

В этом и заключается наказание и смысл исповеди — человек наконец-то осознает всю глубину своей греховной жизни, понимает свою неправоту во многих ситуациях, искренне раскаивается в содеянном, рассказывает о своих грехах священнику, получает оставление грехов и уже сам в следующий раз будет бояться лишний раз согрешить.

Ведь грешить легко, приятно и даже радостно, а вот раскаиваться в собственных грехах и исповедаться — это тяжкий крест. И смысл исповеди в том и заключается, чтобы с каждым разом наш крест становился все легче — и легче.

Мы все по молодости грешим — важно вовремя остановиться, пока не поздно.

Как правильно готовиться к исповеди и исповедаться?

1. Надо как минимум 3 дня отпостовать (говеть), т.к. не есть скоромную пищу — яйца, мясо, молочные продукты и даже рыбу. Кушать хлеб, овощи, фрукты, крупы надо в умеренном количестве.

Также надо стараться меньше грешить, не вступать в интимные отношения, не смотреть телевизор, Интернет, не читать газеты, не развлекаться.

Обязательно попросите прощения у тех, кого вы обидели. Примиритесь со своими врагами если не в реальной жизни, то хотя бы в своей душе простите их.

Нельзя приступать к исповеди и причастию, имея в душе злобу или ненависть на кого-либо, - это большой грех.

2. Надо выписать все свои грехи на листике бумаги.

3. Надо посетить и простоять целую вечернюю службу в церкви в субботу, пройти через обряд соборования, когда священник елеем (маслом) ставит на лбу крестик у каждого верующего.

Женщинам нельзя ходить в церковь в брюках, с накрашенными губами и вообще с косметикой, в коротких юбках сильно выше колен, с обнаженными плечами, спиной и декольте, без платка, покрывающего голову.

Мужчинам нельзя заходить в церковь в шортах, с обнаженными плечами, грудью и спиной, в шапке, с сигаретами, выпивкой.

4. После церковной вечерней службы надо вычитать вечерние молитвы на ночь грядущим, 3 канона — Покаянный, Богородице и Ангелу-Хранителю, а также прочесть канон, размещенный внутри Последования ко Святому Причастию и состоящий из 9 песен.

По желанию можно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему.

После 12-ти ночи нельзя ничего есть и пить до самого причастия.

6. Надо успеть к началу утренней службы в храме к 7-30 или 8-00 часам утра, поставить свечку Богу, Богородице или святым, занять очередь в исповедальню и исповедаться.

Войдя в храм сделай земной поклон (наклонись и рукой достань пол), попроси Господа «Боже, милостив буди мне грешному».

7. Исповедаться надо вслух, чтобы священник слышал ваши грехи и мог понять, раскаиваетесь ли вы или нет. Лучше всего, если вы будете рассказывать о своих грехах по памяти, но если их очень много и вы боитесь всех не вспомнить, можете читать по записке, но батюшки это не очень любят.

8. Во время исповеди надо чистосердечно и откровенно говорить о своих грехах, памятуя, что священник тоже человек и тоже грешен, и что ему запрещено разглашать тайну исповеди под страхом лишения сана.

9. Во время исповеди нельзя себя оправдывать и заниматься самоизвинением, тем более грешно обвинять в своих грехах других людей — вы отвечаете только за себя, а осуждение — это грех.

10. Не жди от священника вопросов — сам честно и искреннее рассказывай о том, что мучает твою совесть, но не пускайся в долгие рассказы о себе и оправдание своих недостатков.

Говори - «виновен в обмане матери, оскорблении отца, украл 200 рублей», т.е. будь конкретен и краток.

Если после совершения греха ты исправился, так и говори: «В детстве и юношестве не веровал в Бога, но сейчас — верую», «Раньше употреблял наркотики, но уже 3 года, как исправился».

Т.е. давайте знать батюшке о том, в прошлом этот твой грех был совершен или недавно, раскаялся ли ты в нем деятельно или ещё нет.

Проверяй себя по или просто рассказывай о том, что соделал и что теперь мучает твою душу.

Постарайся честно и без утайки рассказать о всех своих грехах. Если о каком забыл или не можешь все припомнить, так и говори — виновен и в других грехах, но в каких именно — не все и не вспомню.

11. После исповеди искренне старайся не повторять тех грехов, в которых ты покаялся, иначе Господь может на тебя разгневаться.

12. Помни: исповедаться и причащаться надо 1 раз в 3 недели, хотя — чем чаще, тем лучше, главное — с чистой совестью и искренним раскаянием.

13. Помни: наличие физической или душевной болезни — это признак большого нераскаянного греха.

14. Помни: во время исповеди не важна персона священника, важен ты и твое раскаяние перед Господом.

15. Помни: те грехи, которые ты рассказал на исповеди, на следующих исповедях уже не повторяются, ибо они уже прощены.

Исключение: если после исповеди определенного греха тебя все равно продолжает мучить совесть и ты чувствуешь, что этот грех тебе не отпущен. Тогда можно ещё раз исповедаться в этом прегрешении.

Но это не значит, что об этих грехах можно забыть и грешить по новой. Грех — это рубец, который, даже зажив, навсегда оставляет след в душе человека.

16. Помни: Господь милостив и способен простить нам всё. Главное — чтобы мы сами себе не прощали наших грехов, помнили о них и исправлялись.

17. Помни: слезы, как признак раскаяния, радуют и священника, и Господа. Главное, чтобы они не были крокодильими.

18. Помни: слабая память, забывчивость — это не оправдание на исповеди. Берите в руки ручку и готовьтесь к исповеди по всем правилам, чтобы потом ничего не забыть.

Грехи — это долги, а долги надо платить. Не забывайте об этом!

19. Исповедаться и причащаться можно и нужно детям с 7 лет. С этого же возраста надо припоминать все свои грехи и раскаяться в них на исповеди.

Как правильно готовиться к причащению и причащаться?

Подготовка к исповеди — это та же подготовка ко святому причастию. После исповеди необходимо оставаться в храме.

Не стоит бояться причащения, т.к. все мы люди — недостойны святого причастия, но Господь Бог создал причастие для нас, а не нас для причастия. Поэтому никто из нас недостоин сих святых тайн, и именно поэтому мы в нем так сильно нуждаемся.

Нельзя причащаться:

1) людям, которые не носят нательного креста постоянно;

2) которые имеют злобу, вражду или ненависть на кого-либо;

3) не постившиеся накануне, не бывшие на вечернем богослужении накануне, не исповедавшиеся, не читавшие Правила ко Святому Причащению, евшие с утра в день причастия, опоздавшие на Божественную Литургию;

4) женщинам во время менструации и после истечение 40 дней после рождения ребенка;

5) женщинам и мужчинам в открытой одежде с голыми плечами, грудью, спиной;

6) мужчинам в шортах;

7) женщинам с губной помадой, косметикой, без платка на голове, в брюках;

8) сектантам, еретикам и раскольникам и тех, кто посещает подобные собрания.

Перед Причастием:

1. Нельзя есть и пить с 12-ти часов ночи.

2. Надо почистить зубы.

3. Не опаздывать к утренней службе.

4. Когда священник выносит Святые Дары перед обрядом Причащения надо сделать земной поклон (наклониться и рукой достать пол).

5. Еще раз совершить земной поклон после молитвы, которую читает священник «Верую, Господи, и исповедую...»

6. Когда открываются Царские врата и начинается причащение, надо перекреститься, а затем положить кисть левой руки на правое плечо, а кисть правой руки — на левое плечо. Т.е. должен получиться крест, правая рука — сверху.

7. Помните: первыми всегда причащаются служители церкви, монахи, дети и затем и все остальные.

8. Нельзя устраивать в очереди перед Святой Чашей давку и потасовку, выяснение отношений, иначе весь ваш пост, чтение канонов и исповедь пойдут коту насмарку!

9. Подходя к Чаше произносите про себя Иисусову молитву «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» или же пойте песнь со всеми в храме.

10. Перед Святой Чашей надо сделать земной поклон, если людей много — надо сделать его заранее, чтобы никому не мешать.

11. Женщинам необходимо стереть с лица губную помаду!!!

12. Подойдя к Чаше со Святыми Дарами — Кровью и Телом Христовым, громко и внятно назовите свое имя, откройте рот, разжуйте и проглотите Святые Дары, обязательно поцелуйте нижний край Чаши (символ проткнутого воином ребра Иисуса, из которого текла вода и кровь).

14. Нельзя у Чаши целовать руку священника и трогать Чашу руками. Нельзя у Чаши креститься!!!

15. После Чаши нельзя целовать иконы!

После Причащения надо:

1. Сделать поясной поклон перед иконой Иисуса Христа.

2. Пройти до столика с чашечками и мелко нарезанными просфорами (антидор), надо взять одну чашечку и выпить теплоту — теплый чай, затем съесть антидор. При желании и возможности можно положить в специальное блюдечко деньги.

3. Только после этого можно разговаривать и целовать иконы.

4. Нельзя уходить из церкви до окончания службы — надо обязательно прослушать благодарственные молитвы.

Если в Вашей церкви не читали после Евхаристии благодарственные молитвы по Причастии, вы должны их сами прочитать, вернувшись домой.

5. В день Причащения не становятся на колени, кроме особых постных дней (при чтении молитвы Ефрема Сирина и поклонов в Великую Субботу перед Плащаницей Христа) и дня Святой Троицы.

6. После причастия надо стараться вести себя скромно, не грешить — особенно первые 2 часа после принятия Святых Даров, не кушать и не пить слишком много, избегать громких развлечений.

7. После причащения можно целоваться друг друга, прикладываться к иконам.

Конечно, не желательно нарушать все эти правила, но лучше будет, если вы их не специально, не намеренно забудете, зато в конечном итоге искренне исповедаетесь и причаститесь.

Только Господь безгрешен, а мы, потому что грешны, потому и должны не забывать о необходимости регулярной исповеди и причащения.

Как правило, после хорошей исповеди человеку становится чуть легче на душе, он каким-то неуловимым образом чувствует, что все или часть грехов ему простились. А после причастия обычно возникает даже в очень усталом и слабом теле ощущение силы и воодушевления.

Старайтесь чаще ходить на исповедь и причастие, меньше болеть и быть более счастливыми благодаря Богу и вере в Него!



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Смысл причастия

Первым делом, в подготовке к причастию будет осознание смысла в причащении, так многие идут в церковь потому, что это модно и можно было сказать, что вы причащались и исповедались, но на самом деле такое причащение грех. Подготавливаясь к причастию, необходимо понимать, что в церковь к священнику вы идете, в первую очередь, для сближения к Господу Богу и расскаивании в своих грехах, а не устроить праздник и лишний повод, чтобы попить и поесть. При этом идти причащаться лишь потому, что вас заставили, не есть хорошо, на это таинство необходимо ходить по желанию, очищая свою душу от грехов.

Итак, желающий достойно причаститься Святых Христовых Таин, должен за два-три дня молитвенно подготовить себя к этому: молиться дома утром и вечером, посещать церковные богослужения. Перед днем причащения надо обязательно быть на вечерней службе. К домашним вечерним молитвам добавляется (из молитвослова) правило ко Святому Причащению.

Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах.

С молитвой соединяется воздержание от скоромной пищи – мяса, яиц, молока и молочных продуктов, при строгом посте и от рыбы. В остальной пище надо соблюдать умеренность.

Желающий причаститься должен, лучше всего накануне, до или после вечернего богослужения, принести искреннее раскаяние в своих грехах перед священником, чистосердечно раскрывая свою душу и не утаивая ни одного греха. Перед исповедью нужно непременно примириться как со своими обидчиками, так и с теми, кого обидел сам. На исповеди лучше не дожидаться вопросов священника, а рассказывать ему все, что есть на совести, ни в чем себя не оправдывая и не перелагая вину на других. Ни в коем случае нельзя на исповеди осуждать кого-либо или рассказывать о чужих грехах. Если нет возможности исповедаться вечером, нужно сделать это до начала литургии, в крайнем случае – до Херувимской песни. Без исповеди никто, кроме младенцев до семи лет, не может быть допущен к Святому Причащению. После полуночи запрещается есть и пить, к Причастию нужно приходить строго натощак. К воздержанию от пищи и пития перед Святым Причащением надо приучать и детей.

Как подготовиться к причастию?

Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае – три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища – мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов – и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.

Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди – вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.

Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила к Святому Причащению.

Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.

Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие – не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5–6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.

Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв к Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо прийти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.

Пост перед исповедью

Людям, впервые прибегающим к Причащению святых Таинств Христовых, нужно неделю постится, тем, кто реже двух раз в месяц причащается, или не соблюдает среду и пятницу посты, или часто многодневные посты не очень то соблюдает, – три дня перед причастием постится. Не есть животную пищу, не употреблять алкоголь. Да и постной пищей не объедаться, а есть в меру необходимости для насыщения и только. А вот кто каждое воскресенье (как и положено хорошему христианину) прибегает к Таинствам, можно поститься только среду и пятницу, как обычно. Некоторые еще добавляют – и хотя бы в субботу вечером, или в субботу – не есть мясного. Перед причастием с 24 часов уже не есть, и ничего не пить. В положенные дни поста употреблять только растительного происхождения пищу.

Также очень важно в эти дни удерживать себя от злобы, зависти, осуждения, пустых разговоров и телесного общения между супругами, а также в ночь после причастия тоже. Деткам до 7 лет не нужно ни поститься, ни исповедоваться.

Также, если первый раз человек идет к причастию, нужно постараться вычитать все правило, прочесть все каноны (в лавке можно специальную книжечку купить, называется «Правило ко Святому Причащению» или «Молитвослов с правилом ко причастию», там все понятно). Чтобы не было так сложно, можно это сделать, разделив на несколько дней чтение этого правила.

Чистое тело

Помните, что в храм ходить грязным не разрешается, если конечно того не требует жизненная ситуация. Поэтому подготовка к причастию подразумевает, то, что в день, когда вы идете на таинство причастия, вы должны вымыть свое тело от физической грязи, то есть принять ванну, душ или сходить в баню.

Подготовка к исповеди

Перед самой же исповедью, которая является отдельным таинством, (не обязательно после нее должно следовать Причастие, но желательно), можно пост не держать. Исповедоваться человек может в любое время, когда ощутит в сердце своем, что ему нужно покаяться, исповедовать грехи и как можно быстрее, чтобы душу не отягчали. А причаститься, должным образом подготовившись, можно и позже. В идеале, если получится, то хорошо бы и вечернюю службу посетить, и особенно перед праздниками или днем ангела своего.

Абсолютно не допустимо держать пост в еде, но никак не поменять течение своей жизни: продолжать ходить на увеселительные мероприятия, в кино на очередной блокбастер, в гости, просиживать весь день за компьютерными игрушками и т. д. Главное в дни подготовке к Причастию – прожить их отлично от других дней повседневности, потрудиться не много для Господа. Поговорить со своей душой, почувствовать почему она духовно соскучилась. И сделать, то, что давно откладывали. Почитать Евангелие или духовную книжку; навестить любимых, но забытых нами людей; попросить прощение у того, у кого было стыдно его просить и мы откладывали на потом; попробовать в эти дни отказаться от многочисленных привязанностей и вредных привычек. Проще говоря, в эти дни надо быть смелее быть лучше, чем обычно.

Причащение в Церкви

Само Таинство Причастия происходит в Церкви на богослужении, которое называется литургия . Как правило, литургия совершается в первой половине дня; точное время начала богослужений и дни их совершения следует узнавать непосредственно в том храме, в который вы собираетесь пойти. Обычно службы начинаются в интервале от семи до десяти часов утра; продолжительность литургии в зависимости от характера службы и отчасти от количества причастников от полутора до четырех-пяти часов. В соборах и монастырях литургии служатся ежедневно; в приходских храмах по воскресным дням и в церковные праздники. Готовящимся к Причастию желательно присутствовать на службе с ее начала (ибо это единое духовное действо), а также накануне быть на вечернем богослужении, которое является молитвенной подготовкой к литургии и Евхаристии.

Во время литургии нужно безвыходно пребывать в храме, молитвенно участвуя в службе до тех пор, пока священник выйдет из алтаря с чашей и провозгласит: «Со страхом Божиим и верою приступите». Тогда причастники выстраиваются один за другим перед амвоном (сначала дети и немощные, затем мужчины и за ними женщины). Руки должны быть сложены крестообразно на груди; перед чашей креститься не положено. Когда подойдет очередь, нужно стать перед священником, назвать свое имя и открыть рот так, чтобы можно было вложить лжицу с частицей Тела и Крови Христовых. Лжицу нужно тщательно облизать губами, и после того, как промокнут губы платом, с благоговением поцеловать край чаши. Затем, не прикладываясь к иконам и не разговаривая, нужно отойти от амвона и принять «запивку» – св. воду с вином и частицу просфоры (таким образом как бы омывается полость рта, дабы мельчайшие частицы Даров случайно не исторгнуть из себя, например, при чихании). После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем тщательно хранить душу свою от грехов и страстей.

Как подходить к Святой Чаше?

Каждому причастнику нужно хорошо знать, как следует подходить к Святой Чаше, чтобы причащение происходило чинно и без суеты.

Перед тем как подходить к Чаше надо сделать земной поклон. Если причастников много, то, чтобы не мешать окружающим, поклониться нужно заранее. Когда отверзаются царские врата, надо перекреститься и сложить руки крестообразно на груди, правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук. Подходить надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной. Первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети и только потом все остальные. Нужно уступать ближним дорогу, ни в коем случае не толкаться. Женщинам перед причастием нужно стереть губную помаду. Подходить к причастию женщинам с покрытой головой.

Подойдя к Чаше, следует громко и отчетливо назвать свое имя, принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить Их, а нижний край Чаши поцеловать как ребро Христово. Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника. У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары. Отойдя к столику с запивкой, надо съесть антидор или просфору выпить теплоту. Только после этого можно прикладываться к иконам.

Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной. Нельзя причащаться дважды в день. В день Причастия не принято вставать на колени, за исключением поклонов Великим постом при чтении молитвы Ефрема Сирина, поклонов перед Плащаницей Христовой в Великую Субботу и коленопреклонных молитв в день Святой Троицы. Придя домой, следует, прежде всего, прочитать благодарственные молитвы по Святом Причащении; если их читают в храме по окончании службы, надо прослушать молитвы там. После причащения до утра не следует также ничего выплевывать и прополаскивать уста. Причастники должны стараться хранить себя от праздных разговоров, особенно от осуждения, а чтобы праздных разговоров не было, надо читать Евангелие, молитву Иисусову, акафисты, Священное Писание.

Пост и молитвы перед Причастием

До этого года я исповедовалась и причащалась всего один раз в жизни, в отрочестве. Недавно решила снова причаститься, но забыла про пост, молитвы, исповедь... Что мне теперь делать?

По канонам Церкви перед причастием обязательно воздержание от интимной жизни и причастие натощак. Все каноны, молитвы, пост - просто средства, чтобы настроить себя на молитву, покаяние и желание исправляться. Даже исповедь, строго говоря, не является обязательной перед причастием, но это в том случае, если человек регулярно исповедуется у одного священника, если у него нет канонических препятствий к причастию (аборт, убийство, хождение к гадалкам и экстрасенсам...) и есть благословение духовника не всегда обязательно исповедоваться перед причастием (например, Светлая Седмица). Так что в вашем случае ничего особо страшного не произошло, а на будущее можете все эти средства подготовки к причастию применять.

Сколько поститься перед причастием?

Строго говоря, в «Типиконе» (уставе) говорится, что желающие причаститься должны поститься в течение недели. Но, во-первых, это монастырский устав, а «Книга правил» (каноны) содержит лишь два необходимых условия для желающих причаститься: 1) отсутствие накануне причастия интимных супружеских отношений (не говоря уже о блудных); 2) причастие должно приниматься натощак. Таким образом, получается, что пост перед причастием, чтение канонов и молитв, исповедь рекомендованы для готовящихся к причастию для более полного вызывания покаянного настроения. В наше время на круглых столах, посвященных теме причастия, священники пришли к мнению, что, если человек соблюдает в течение года все четыре больших поста, постится в среду и пятницу (а это время занимает минимум полгода в году), то для такого человека достаточно евхаристического поста, т. е. причащаться натощак. А вот если человек 10 лет в храм не ходил и надумал причаститься, то для него понадобится совсем другой формат подготовки к причастию. Все эти нюансы надо согласовывать со своим духовником.

Можно ли мне продолжать готовиться к причастию, если в пятницу пришлось нарушить пост: попросили помянуть человека и дали непостную еду?

Можете сказать об этом на исповеди, но это не должно послужить препятствием для причастия. Ибо нарушение поста было вынужденным и в данной ситуации оправданным.

Почему каконы пишутся на церковнославянском языке? Ведь их так тяжело читать. Мой муж не понимает ничего из того, что читает, и злится. Может, мне читать вслух?

В Церкви принято проводить службы на церковнославянском языке. На этом же языке мы молимся и дома. Это не русский язык, не украинский и никакой другой. Это язык Церкви. В этом языке нет матов, бранных слов, и на самом деле научиться понимать его можно буквально за несколько дней. Ведь он имеет славянские корни. Это к вопросу, почему мы используем именно этот язык. Если вашему мужу удобнее слушать, когда вы читаете, можно так поступать. Главное, чтобы он внимательно слушал. Советую вам в свободное время сесть и поразбирать текст с церковнославянским словарем, чтобы лучше понимать смысл молитв.

Мой муж верит в Бога, но как-то по-своему. Считает, что читать молитвы перед исповедью и причастием необязательно, достаточно в себе осознать грехи и покаяться. Не является ли это грехом?

Если человек считает себя таким совершенным, чуть ли не святым, что ему не нужна никакая помощь в подготовке к причастию, а молитвы являются такой помощью, то пусть причащается. Но помнит слова Святых Отцов о том, что мы тогда причащаемся достойно, когда считаем себя недостойными. А если человек отрицает необходимость молитв перед причастием, получается, он и так считает себя достойным. Пусть ваш муж обо всем этом подумает и с сердечным вниманием, читая молитвы ко причастию, готовится к принятию святых Тайн Христовых.

Можно ли быть на вечерней службе в одном храме, а утром на причастии - в другом?

Никаких канонических запретов подобной практике нет.

Можно ли читать каноны и последование ко причастию в течение недели?

Лучше со вниманием, вдумываясь в смысл читаемого, чтобы это была действительно молитва, распределить рекомендуемое правило к причастию на неделю, начиная с канонов и заканчивая молитвами ко причащению накануне принятия Тайн Христовых, чем вычитать бездумно в один день.

Как соблюдать пост и готовиться ко причастию, живя в 1-комнатной квартире с неверующими людьми?

Святые Отцы учат, что можно жить в пустыне, а в сердце иметь шумный город. А можно жить в шумном городе, но в сердце будет тишина и покой. Так что, если мы захотим помолиться, то помолимся в любых условиях. Люди молились и в тонущих кораблях, и в окопах под бомбежкой, и это была самая угодная Богу молитва. Кто ищет, тот находит возможности.

Причастие детей

Когда причащать младенца?

Если в храмах в специальной Чаше оставляют Кровь Христову, то таких младенцев можно причастить в любой момент, в любое время, лишь бы был священник. Особенно это практикуется в больших городах. Если такой практики нет, то причастить ребенка можно только когда в храме совершается литургия, как правило, в воскресенье и по большим праздникам. С грудничками можно подойти к концу службы и причастить его в общем порядке. Если приходить с младенцами к началу службы, они начнут плакать и этим мешать молиться остальным верующим, которые будут роптать и возмущаться неразумными родителями. Запивку в малых количествах можно дать младенцу любого возраста. Антидор, просфорочку дают тогда, когда ребенок в состоянии это употребить. Как правило, младенцев причащают не натощак до 3-4 лет, а потом приучают к причастию на голодный желудок. Но если 5-6-летний ребенок по забывчивости что-то выпил, съел, то его тоже можно причастить.

Дочь с года причащается Тела и Крови Христовых. Сейчас ей почти три, мы переехали, и в новом храме священник дает ей только Кровь. На мою просьбу дать ей частичку сделал замечание об отсутствии смирения. Смириться?

На уровне обычая, действительно, в нашей Церкви младенца до 7 лет причащают только Кровью Христовой. Но если ребенка приучают к причастию с самых пеленок, священник, видя адекватность младенца, когда тот подрастает, может давать уже и Тело Христа. Но надо быть очень внимательным и контролировать, чтобы ребенок не выплюнул частичку. Обычно полное причастие младенцам дают, когда батюшка и младенец привыкают друг к другу, и священник уверен, что ребенок полностью потребит Причастие. Попытайтесь один раз поговорить со священником на эту тему, мотивируя свою просьбу тем, что ребенок уже привык причащаться и Тела, и Крови Христа, а потом смиренно примите любую реакцию батюшки.

Что делать с одеждой, на которую срыгнул ребенок после причастия?

Часть одежды, на которую попало причастие, вырезается и сжигается. Дырку латаем какой-то декоративной заплаткой.

Дочери исполнилось семь лет, перед причастием ей предстоит исповедь. Как мне подготовить ее к этому? Какие молитвы перед причастием ей читать, как быть с трехдневным постом?

Главное правило в подготовке к принятию Святых Таинств в отношении маленьких детей можно заключить двумя словами: не навреди. Поэтому родители, особенно мама, должны объяснить ребенку, зачем исповедоваться, с какой целью причащаться. А положенные молитвы и каноны постепенно, не сразу, может быть, даже читать вместе с ребенком. Начинать с одной молитвы, чтобы ребенок не перетруждался, чтобы ему это не было в тягость, чтобы его эта принудиловка не оттолкнула. Точно так же и в отношении поста, ограничивать и время, и перечень запрещенных продуктов, например, отказаться только от мяса. В общем, вначале надо, чтобы мама понимала смысл подготовки, а потом без фанатизма постепенно шаг за шагом учила своего ребенка.

Ребенку назначен курс прививок против бешенства. Спиртосодержащее ему нельзя целый год. Что делать с причастием?

Веря в то, что причастие является самым лучшим лекарством во вселенной, когда подходим к нему, забываем обо всех ограничениях. И по своей вере будем исцелять и душу, и тело.

Ребенку назначили безглютеновую диету (хлеб нельзя). Понимаю, что мы вкушаем Кровь и Тело Христа, но физические характеристики продуктов при этом остаются вином и хлебом. Возможно ли причастие без вкушения Тела? Что входит в состав вина?

Еще раз повторюсь, что причастие является самым лучшим лекарством в мире. Но, учитывая возраст вашего ребенка, можно, конечно, просить, чтобы его причащали только Кровью Христовой. Вино, которое используется для причастия, может быть настоящим вином, сделанным из винограда с добавлением сахара для крепости, а может быть и винным продуктом, состоящим из винограда с добавлением этилового спирта. Какое вино используют в том храме, где вы причащаетесь, можете спросить у священника.

Каждое воскресенье причащали ребенка, но последний раз при подходе к Чаше у него началась жуткая истерика. В следующий раз уже в другом храме все повторилось. Я в отчаянии.

Чтобы не усугублять негативную реакцию ребенка на причастие, можно попробовать просто заходить в храм, не причащая. Можно попытаться познакомить ребенка с батюшкой, чтобы это общение сгладило страх ребенка, и со временем он снова стал вкушать Тело и Кровь Христа.

Причастие на Пасху, в Светлую Седмицу, слошные седмицы

Нужно ли соблюдать трехдневный пост, вычитать каноны и последование, чтобы причаститься на Светлую Седмицу?

Начиная с ночной литургии и в течение всех дней Светлой Седмицы причастие не только разрешается, но и заповедуется 66-м правилом шестого Вселенского собора. Подготовка в эти дни состоит в чтении Пасхального канона и последовании ко святому причащению. Начиная с недели Антипасхи, к причастию подготавливаются, как в течение всего года (три канона и последование).

Как готовиться к причастию в сплошные седмицы?

Церковь как любящая мать заботится не только о нашей души, но и о теле. Поэтому в преддверии, например, довольно тяжелого Великого поста дает нам некое послабление в пище через сплошную седмицу. Но это не значит, что мы принуждаемся в эти дни есть побольше скоромной пищи. То есть у нас есть право, но не обязанность. Так что как хотите готовиться к причастию, так и готовьтесь. Но помните о главном: прежде всего мы готовим свою душу и сердце, очищая их покаянием, молитвой, примирением, а желудок стоит на последнем месте.

Слышал, что на Пасху можно причаститься, даже если он не соблюдал пост. Правда ли это?

Какого-то специального правила, разрешающего причащаться именно на Пасху без поста и без подготовки, нет. По данному вопросу ответ должен дать священник после непосредственного общения с человеком.

Хочу причаститься на Пасху, но съела суп на непостном бульоне. Теперь боюсь, что причащаться мне нельзя. Что вы думаете?

Вспоминая слова Иоанна Златоуста, которые читаются в пасхальную ночь, о том, что постившиеся не осуждают непостившихся, а все радуемся, можете с дерзновением приступить к таинству причастия в пасхальную ночь, глубоко и искренне осознавая свое недостоинство. И главное - принесите Богу не содержимое желудка, а содержимое своего сердца. А на будущее, конечно, надо стремиться к исполнению и заповедей Церкви, в том числе и о посте.

При причастии батюшка в нашем храме отчитал меня за то, что я не приходила в дни поста на причастие, а пришла на Пасху. В чем различие причастия в пасхальную службу и «простое» воскресенье?

Это надо спросить у вашего батюшки. Ибо даже каноны Церкви приветствуют причастие не только на Пасху, но и в течение всей Светлой Седмицы. Никакой священник не имеет права запрещать человеку причащаться на любой литургии, если к тому нет канонически препятствий.

Причастие престарелых и болящих людей, беременных, кормящих матерей

Как правильно подойти к причастию престарелого на дому?

К больным людям желательно приглашать священника как минимум в Великий пост. Не помешает и в другие посты. Обязательно во время обострения болезни, особенно если видно, что дело идет к кончине, не дожидаясь, когда больной впадет в беспамятство, у него пропадет глотательный рефлекс или будет рвота. Он должен быть в трезвом уме и памяти.

Моя свекровь недавно слегла. Я предлагала пригласить батюшку домой для исповеди и причастия. Ее что-то останавливало. Сейчас она не всегда в сознании. Посоветуйте, что делать.

Церковь принимает осознанный выбор человека, не насилуя его волю. Если человек, находясь в памяти, желал приступить к таинствам Церкви, но по каким-то причинам этого не сделал, то в случае помутнения рассудка, помня его желание и согласие, еще можно пойти на такой компромисс, как причастие и соборование (так мы причащаем младенцев или умалишенных). Но если человек, будучи в здравом сознании, не захотел принять таинства церкви, то даже в случае потери сознания Церковь не насилует выбор этого человека и не может его причащать или соборовать. Увы, это его выбор. Подобные случаи рассматриваются духовником, непосредственно общаясь с больным и его родственниками, после чего принимается окончательное решение. А вообще, конечно же, лучше всего выяснить свои отношения с Богом в сознательном и адекватном состоянии.

Я диабетик. Можно ли мне причаститься, если утром принял таблетку и поел?

В принципе, можно, но при желании можно ограничиться таблеткой, причаститься на первых службах, которые заканчиваются ранним утром. Потом ешьте на здоровье. Если никак нельзя без еды по состоянию здоровья, тогда оговаривайте это на исповеди и причащайтесь.

Имею заболевание щитовидки, не могу идти в церковь, не выпив воды и не перекусив. Если пойду натощак, станет плохо. Живу в провинции, батюшки строгие. Получается, я не могу причащаться?

Если это требуется по медицинским показателям, никаких запретов нет. В конце концов, Господь смотрит не в желудок, а в сердце человека, и любой грамотный здравомыслящий священник должен это прекрасно понимать.

Вот уже несколько недель я не могу причаститься из-за кровянистых выделений. Что делать?

Такой срок уже нельзя назвать обычным женским циклом. Поэтому это уже болезнь. А есть женщины, у которых подобные явления бывают месяцами. К тому же и не обязательно по этой причине, а по какой-то другой во время такого явления может наступить и смерть женщины. Поэтому даже правило Тимофея Александрийского, запрещающее женщине причастие во время «женских дней», тем не менее, ради страха смертного (угроза жизни) допускает причастие. В Евангелии есть такой эпизод, когда женщина, страдающая кровотечением 12 лет, желая исцеления, дотронулась до риз Христа. Господь не осудил ее, а наоборот, она получила выздоровление. Учитывая все вышеизложенное, мудрый духовник благословит вам причаститься. Вполне возможно, после такого Лекарства у вас исцелится телесный недуг.

Отличается ли подготовка к исповеди и причастию для беременных?

Участвующим в боевых действиях военным людям срок службы считают как год за три. А во время Великой Отечественной войны в советской армии солдатам даже выдавали фронтовые 100 граммов, хотя в мирное время водка и армия были несовместимы. Для беременной женщины время вынашивания ребенка – это тоже «военное время», и это прекрасно понимали Святые Отцы, когда разрешали для беременных и кормящих женщин послабление в посте и молитве. Беременных женщин еще можно сравнить с больными женщинами – токсикоз и т.п. А правилами церкви (29-е правило святых апостолов) для болящих тоже разрешается послабление поста вплоть до полной его отмены. В общем, каждая беременная женщина по своей совести, исходя из состояния своего здоровья, сама определяет меру поста и молитвы. Я бы рекомендовал во время беременности как можно чаще причащаться. Молитвенное правило ко причащению можно совершать и сидя. В храме тоже можно посидеть, можно прийти не к началу службы.

Общие вопросы о причастии

В последние годы после воскресной литургии у меня начинаются сильные головные боли, особенно в дни причастия. С чем это может быть связано?

Подобные случаи в различных вариациях встречаются довольно часто. Смотреть на все это как на искушение в добром деле и, естественно, продолжать ходить в храм на службы, не поддаваясь этим искушениям.

Как часто можно причащаться? Нужно ли вычитывать все каноны перед причастием, соблюдать пост и исповедываться?

Цель Божественной литургии - это причащение верующих, то есть хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христовы для того, чтобы их вкушали люди, а не только служащий батюшка. В древние времена человек, который был на литургии и не причастился, затем обязан был давать объяснение священнику, почему он этого не сделал. В конце каждой литургии священник, появляясь в Царских Вратах с Чашей, произносит: «Со страхом Божьим и верою приступите». Если человек причащается раз в году, то ему нужен и предварительный недельный пост в пище, и каноны с молитвами, а если человек соблюдает все четыре больших поста, постится каждую среду и пятницу, то ему можно причащаться без дополнительного поста, постясь так называемым евхаристическим постом, т. е. причащаться натощак. Что касается правила к причастию, то надо сознавать, что оно дано, для того чтобы вызвать у нас покаянные чувства. Если мы часто причащаемся и у нас есть это покаянное чувство и нам тяжело перед каждым причастием вычитывать правило, то можно каноны опустить, но молитвы к причастию желательно все-таки прочитать. При этом нужно помнить слова преподобного Ефрема Сирина: «Боюсь причащаться, осознавая свое недостоинство, но еще больше - остаться без причастия».

Можно ли причащаться в воскресный день, если не был в субботу на всенощном бдении из-за послушания родителям? Грех ли в воскресный день не пойти на службу, если родным понадобилась помощь?

На подобный вопрос лучший ответ даст совесть человека: действительно ли не было другого выхода, чтобы не пойти на службу, или же это повод прогулять молитву в воскресный день? А вообще, конечно, православному человеку желательно по заповеди Божьей быть каждое воскресенье на богослужении. Перед воскресным днем вообще желательно быть на субботнем вечернем богослужении, а перед причастием особенно. Но если по какой-то причине не получилось быть на службе, а душа жаждет причастия, то, осознавая свое недостоинство, с благословения духовника можно причаститься.

Можно ли причащаться в будний день, т. е. после причастия идти на работу?

Можно, при этом максимально оберегать чистоту своего сердца.

Сколько дней после причастия не делать поясных и земных поклонов?

Если богослужебный устав (во время Великого поста) предписывает земные поклоны, то уже начиная с вечернего богослужения их можно и нужно класть. А если устав не предусматривает поклонов, то в день причастия совершаются только поясные поклоны.

Хочу причаститься, но на день причастия выпадает юбилей папы. Как поздравить отца, чтобы не обидеть?

Ради мира и любви можно отца и поздравить, но долго на празднике не задерживайтесь, чтобы не «расплескать» благодать причастия.

Батюшка отказал мне в причастии, потому что у меня были подкрашены глаза. Прав ли он?

Наверно, батюшка посчитал, что вы уже достаточно зрелая христианка, чтобы осознать, что в храм идут, не подчеркивая красоту своего тела, а для лечения души. А вот если пришел человек начинающий, то под подобным предлогом лишать его причастия нельзя, чтобы навсегда не отпугнуть от Церкви.

Можно ли, причастившись, получить благословение от Бога на какое-то дело? Удачное собеседование на работу, процедуру ЭКО...

Люди причащаются во исцеление души и тела, предполагая через причастие получить какую-то помощь и Божье благословение в добрых делах. А ЭКО по церковному учению - дело греховное и недопустимое. Следовательно, причащаться-то вы можете, но это совсем не значит, что это причастие поможет в задуманном вами небогоугодном деле. Причастие не может автоматически гарантировать выполнение наших просьб. Но если мы вообще будем стараться вести христианский образ жизни, то, конечно же, Господь нам будет помогать, в том числе и в земных вопросах.

Мы с мужем ходим на исповедь и причастие в разные храмы. Насколько важно супругам причащаться из одной Чаши?

В каком бы православном каноническом храме мы ни причащались, все равно, по большому счету, мы все причащаемся из одной Чаши, потребляя Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Из этого следует, что абсолютно неважно, в одном храме причащаются супруги или в разных, ибо Тело и Кровь Спасителя везде одинаковые.

Запреты для причащения

Могу ли я идти на причастие без примирения, на которое у меня нет ни сил, ни желания?

В молитвах перед причащением есть своеобразный анонс: «Хотя ясти, человече, Тело Владычне, первее примирися тя опечалившим». Т. е. без примирения священник не может допустить человека к причастию, а если человек решил самоуправно причаститься, то причастится себе в осуждение.

Можно ли причаститься после осквернения?

Нельзя, разрешается только вкусить просфору.

Можно ли мне причащаться, если я живу в невенчаном гражданском браке и накануне причастия исповедала свои грехи? Я намерена продолжать такие отношения, боюсь, иначе любимый не поймет меня.

Для верующего человека важно, чтобы его понял Бог. А Бог не поймет нас, видя, что для нас важнее мнение людей. Бог написал нам, что блудники Царства Божьего не наследуют, и по канонам Церкви такой грех на много лет отлучает человека от причастия, даже если он исправится. А сожительство мужчины и женщины без росписи в загсе называется блудом, никакой это не брак. Люди, живущие подобными «браками» и пользующиеся снисходительностью и добротой духовника, на самом деле очень подставляют их перед Богом, ведь священнику приходится брать на себя их грех, если он допускает их к причастию. К сожалению, подобная беспорядочная половая жизнь стала нормой нашего времени, и пастыри уже не знают, куда им деваться, что же делать с такими пасомыми. Поэтому пожалейте своих батюшек (это обращение ко всем подобным блудным сожителям) и узаконивайте свои отношения хотя бы в загсе, а если созреете, то получайте благословение на брак и через таинство венчания. Вам надо сделать выбор, что для вас важнее: вечная участь вашей души или временные телесные утешения. Ведь даже исповедь без намерения исправляться заранее лицемерна и напоминает поход в больницу без желания лечиться. Допустить вас к причастию или нет, пусть решает ваш духовник.

Священник наложил на меня епитимию и отлучил от причастия на три месяца, потому что у меня была связь с мужчиной. Могу ли я исповедаться у другого священника и с его разрешения причаститься?

За блуд (интим вне брака), по правилам Церкви, человека могут отлучить от причастия не на три месяца, а на несколько лет. Вы не имеете права наложенную епитимию отменять у другого священника.

Моя тетя погадала на гаечке, потом исповедалась. Священник запретил ей причащаться три года! Как ей быть?

По канонам Церкви за подобные действия (фактически - занятия оккультизмом) человек отлучается от причастия на несколько лет. Так что все, что сделал указанный вами священник, находится в рамках его компетенции. Но, видя искреннее раскаяние и желание больше не повторять ничего подобного, срок епитимии (наказания) он вправе сократить.

Я еще не окончательно избавилась от сочувствия баптизму, а хочеться пойти на исповедь и причаститься. Или подождать, пока буду полностью уверена в истинности православия?

Кто сомневается в истинности Православия, тот не может приступать к таинствам. Так что старайтесь полностью утвердиться. Ибо Евангелие говорит, что «по вере вашей дастся вам», а не по формальному участию в таинствах и обрядах церкви.

Причастие и другие таинства Церкви

Меня пригласили быть крестной ребенка. За какое время до крещения я должна причаститься?

Это не взаимосвязанные таинства. В принципе, причащаться вы должны постоянно. А перед крещением больше думать о том, как быть достойной крестной, заботящейся о православном воспитании крещаемого.

Обязательно ли нужно исповедоваться и причаститься до соборования?

В принципе, это не связанные между собой таинства. Но поскольку считается, что в соборовании прощаются забытые и неосознанные грехи, которые являются причиной болезней человека, есть традиция, которая заключается в том, чтобы мы каялись в тех грехах, которые мы помним и знаем, а потом соборовались.

Суеверия про таинство причастия

Можно ли в день причастия есть мясо?

Человек, когда собирается на прием к врачу, принимает душ, меняет белье... Подобно этому Православный христианин, готовясь к причастию, постится, читает правила, приходит чаще на Богослужения, а после причастия, если это не постный день, можете кушать любую пищу, в том числе и мясо.

Слышал, что в день причастия нельзя ничего выплевывать и никого целовать.

В день причастия любой человек принимает пищу и делает это ложкой. Т. е. фактически и, как ни странно, облизывая много раз ложку во время еды, человек ее не съедает вместе с пищей:). Многие боятся после причастия целовать крест или иконы, но ложку «целуют». Я думаю, вам уже понятно, что все действия, которые вы упомянули, можно совершать после запивки причастия.

Недавно в одном из храмов батюшка перед причастием наставлял исповедавшихся: «Не дерзайте подходить к причастию те, кто сегодня утром чистил зубы или жевал жвачку».

Я тоже перед службой чищу зубы. А жвачку жевать действительно не надо. Когда мы чистим зубы, мы заботимся не только о себе, но и о том, чтобы и окружающие не слышали от нашего дыхания неприятного запаха.

Я всегда подхожу ко причастию с сумкой. Работница храма велела ее оставить. Я раздражилась, сумку оставила и в состоянии гнева причастилась. Можно ли подходить к Чаше с сумкой?

Наверное, ту бабушку бес послал. Ведь Господу нет никакого дела, что у нас в руках, когда мы подходим ко Святой Чаше, ибо Он смотрит в сердце человека. Но, тем не менее, гневаться не стоило. Покайтесь в этом на исповеди.

Можно ли заразиться какой-то болезнью после причастия? В храме, куда я ходила, требовалось не облизывать ложку, священник сам забрасывал частичку в широко открытый рот. В другом храме меня поправили, что я неправильно принимаю причастие. Но это же очень опасно!

По окончании службы священник или диакон употребляет (доедает) оставшееся в Чаше причастие. И это при том, что в абсолютном большинстве случаев (о том, что вы написали, я вообще впервые слышу, чтобы священник «загружал» причастие в уста, как экскаватор) люди причащаются, беря причастие устами и прикасаясь к лжице (ложке). Я сам уже более 30 лет употребляю оставшиеся Дары, и ни я, ни кто-либо из других священников никогда никакими инфекционными болезнями после этого не болели. Идя к Чаше, мы должны понимать, что это Таинство, а не обычная тарелка с едой, из которой ест множество людей. Причастие - это не обычная еда, это Тело и Кровь Христа, Которые по факту изначально не могут быть источниками заразы, как не могут быть таким же источником иконы и святые мощи.

Моя родственница говорит, что причастие в день праздника Сергия Радонежского равно 40 причастиям. Разве может быть Таинство Причастия в какой-то день сильней, чем в другой?

Причастие на любой Божественной Литургии имеет одинаковую силу и значение. И в этом деле не может быть никакой арифметики. Принимающий Тайны Христовы должен всегда одинаково осознавать свое недостоинство и быть благодарным Богу, допускающим его ко причастию.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»