Ночь как год тип предложения. Односоставные предложения, их разновидности. Определённо-личные предложения. Найдите предложения с пунктуационной ошибкой

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

1.Брожу по набережной снова.
2.Изба лесничего. Медвежье царство.
3. Последние шутки. Объятья.
4. Повеет полем, первой бороздой.
5. Загляну в глаза волжанки.
6. Забыли о свете вечерних окон, задули теплый рыжий очаг.
7. В Сибири не любят горячку и спешку.
8. Весны без грозы не бывает.
9.Все грущу о шинели.
10.Десять суток нам дают на отдых!
11.Вхожу в родную квартиру по лестнице ледяной.
12.Ее (черемуху) ломают ветками огромными.

II. Выполни задания теста.
1. Найдите среди данных предложений односоставное.
А. Не плачь ты попусту.
Б. Часам к двум пополудни началась гроза.
В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.
Г. Тротуары заливают асфальтом.

2. Определите тип предложения Ночь как год.
А. односоставное
Б. двусоставное

3. Какое из данных утверждений является неверным?
Определенно-личные предложения - это...
А. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы)
Б. односоставные предложения
В. предложения, употребляющиеся только в разговорной речи

4. Найдите безличное предложение.
А. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
Б. Хорошо в зимнем лесу!
В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
Г. Газеты приносят утром.

5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом.
А. двусоставное
Б. определенно-личное
В. безличное
Г. неопределенно-личное

6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут паши имена?
А. [двусост.], и [двусост.]
Б. [двусост.], и [определенно-личн.]
В. [двусост.], и [неопределенно-личн.]

7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусост.], и [безл.]. (Знаки препинания не проставлены.)
А. Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.
Б. Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
В. Небо было темное и только при вспышках молнии можно было
рассмотреть тяжелые тучи.
Г. Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.
А. Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
Б. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
В. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
Г. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

1.Прилагательное, не образующие простую форму сравнительной степени:

А) приветливый, громкий малый

В) громоздкий, исхудалый, лишний

2. Предложение с относительным
местоимением:

А) Кого я люблю и желаю?

В) Чьи волосы снега белее?

С) В каком году родился ты?

Д) Мы увидели, что произошло.

Е) Какова главная мысль рассказа?

3. Укажите предложение, соответствующие
схеме (знаки препинания не расставлены) "П", -а.

А) Сережа встал и сказал Я сегодня уезжаю

В) В хорошей посуде и чай вкусней гласит пословица

С) Он громко закричал Зачем ты сюда явился

Д) Не трогайте его закричал Дубровский

Е) Это твоя дочка спросил я смотрителя

4. Укажите сложносочиненное предложение
без знаков препинания.

А) по ночам устанавливался сильный мороз и звезды усеивали небо.

В) Луна за облаком спала но людей ей не подражали.

С) Отгремел грозами июль и лето вдруг сразу перемахнуло на осень

Д) Уснула щука да зубы не спят.

Е) то ярко светит солнце то снег летит.

5. Несклоняемое имя существительное:

А) макароны

В) вмешательство

С) терпение

Д) такси

Е) сумерки

6. Буква Ь (мягкий знак) пишется:

А) декбр…ский

В) казан…ский

С) звер…ский

Д) сибир…ский

Е) январ…ский

7. Найдите, в каком из предложений есть
дефис.

А) Друг, (кое)(в) чем я с тобой не соглашусь.

В) И вдруг в душе у Вани буд(то) солнце заискрилось.

С) В воздухе пахло чем(то) горелым.

Д) А ведь, пожалуй, следует ещё (кое)(с) кем посоветоваться.

Е) В дверях появилась (черно)окая девушка.

8. Укажите страдательное причастие
прошедшего времени.

А) организованный

В) организовать

С) организовавший

Д) организуемый

Е) организующий

9. Укажите предложение, в котором
подлежащее выражено причастием.

А) Из заросшего леса тянуло свежестью.

В) Стали просыпаться спавшие.

С) Зову гореть и жить грядущим.

Д) Вода застала работающих врасплох.

Е) Он оказался замученным.

10. Укажите пропущенные знаки
препинания:

Лишь тот достоин жизни и свободы кто
каждый день за них идет на бой.

11. Определите тип простого предложения:

Именно это заставило поступить нас иначе.

А) Односоставное назывное предложение

В) Односоставное определенно-личное предложение

С) Односоставное безличное предложение

Д) Двусоставное предложение

Е) Односоставное неопределенно-личное предложение

12.Отметить предложение с написанием ПР-
в слове

А) Нас пр…ветствует звонкие птицы, шум листвы и журчание ручья.

В) Пр…бывание казака в станице есть исключение из правил.

С) Вышли горнисты ребят пр…глашать спать.

Д) Пр…строился дятел, пробил в кленовой коре дырочку, напился сладкого соку.

Е) Дремлют кусты, лагерь встречает пр…ход темноты.

прошлом году. Как-то утром выхожу из дому и вижу..."

А7. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Оценка риска для здоровья - это процесс установления вероятности развития и степени выраженности неблагоприятных эффектов, обусловленных воздействием факторов окружающей среды на здоровье.

2) При проработке компоновочного решения автомобиля необхо­димо стремиться к рациональному размещению агрегатов с точки зрения распределения массы по осям, снижения центра масс с целью повышения устойчивости движения автомобиля, обеспечения необходимого пространства для водителя и пассажира.

3) Старайтесь двигаться так, чтобы вокруг вашего автомобиля всегда было как можно больше свободного пространства.

4) С того времени, когда Карл Бенц в 1886 году запатентовал свой первый автомобиль с бензиновым двигателем, число автомобилей во всем мире постоянно растёт.

А8. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении текста?

3) Поэтому

А9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одной из частей третьего (3) предложения текста?
1) необходимо пространство
2) они могут

3) меняет пейзаж

4) изменяют вид

А10. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.
1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью

4) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной и подчинительной связью

A11. Укажите верную характеристику слова УВЕЛИЧИВАЮЩЕЕСЯ (предложение 4).

А1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) коклЮш 2) ворОта 3) джинсОвый 4) Оптовый А2. В каком предложении

вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить ПРЕДОСТАВИТЬ? 1) Старцеву ПРЕДСТАВИЛИ Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку. 2) За этот подвиг его должны были ПРЕДСТАВИТЬ к награде. 3) Оксана получила у него обещание ПРЕДСТАВИТЬ ей должность преподавательницы русского языка. 4) Теперь он намеревался ПРЕДСТАВИТЬ с невыгодной стороны распоряжение Воронцова о Хаджи-Мурате.

A3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) в две тысячи тридцать пятом году 2) более смелый 3) четверым балеринам 4) несколько граммов

А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Ещё не успев обменяться со мной парой фраз, 1) его позвали к телефону. 2) мне было велено ехать скорее домой. 3) почувствовалась в его тоне какая-то тревога. 4) доктор уехал к тяжёлому больному.

А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) Никто из пришедших не поздоровался с ней. 2) Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из книг и журналов. 3) Во время облавы охотники уничтожили пятьдесят четыре волка. 4) Приехавшие из Сибири родственники остановились у нас. Прочитайте предложения и выполните задания

А6 - А11. (1)Сегодня уместно напомнить, что охрана природы отнюдь не сводится к очистке воздуха, воды и почвы, к сохранению редких растений и животных, к созданию заповедников и национальных парков, даже ко всему комплексу этих мероприятий. (2)... (З)Ландшафт, даже не населённый, хранит в себе следы прежней жизни. (4)... поэтому он не только природный объект, но и памятник истории и культуры. (5)От природного ландшафта неотделимы сельский быт и народная архитектура. (б)Ценным историческим памятником оказывается и вросшая в природу система сельского расселения: расположение и конфигурация усадеб, полей, лесов, дорог, прудов.

А6. Какое из приведённых ниже предложений должно стоять на месте пропущенного второго (2) предложения в данном тексте? 1) Единственный настоящий и возможный объект охраны - это весь ландшафт, целостный организм, веками складывавшийся при взаимодействии природы и общества. 2) Немецкое слово «ландшафт», ставшее в нашей стране научным понятием для географов, - всего лишь калька французского сло­ва «пейзаж». 3) Природа вдохновляет поэтов, художников, композиторов. 4) Надо своевременно зарезервировать достаточно площади под зоны отдыха и туризма.

А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста? 1) Значит. 3) Именно 2) Помимо этого, 4) Иными словами,

А8. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) пред­ложении? 1) оказывается система 2) оказывается памятником система 3) оказывается расположение и конфигурация 4) оказывается памятником система: расположение, конфигурация

А9. Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста. 1) простое осложнённое 2) сложноподчинённое 3) сложносочинённое 4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ВРОСШАЯ из шестого (6) предложения текста. 1) действительное причастие 2) страдательное причастие 3) прилагательное 4) наречие

A11. Укажите значение слова КУЛЬТУРА (предложение 4). 1) совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей 2) то же, что культурность 3) разведение, выращивание какого-нибудь растения или животного 4) высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся НН? Пусты(1)а дли(2)ая немощё(3)ая деревенская улица. Всё засыпа(4)о снегом, окута(5)о сумерками. 1)1,2,3 2)2,3,4 3) 1,2 4)1,2,3, 4,5

А13. В каком ряду во всех словах пропущена безударная непроверяе­мая гласная корня? 1) р...весник, к...мпаньон, оппозиция 2) суматошный, наотм...шь, зам...рать 3) привилегия, зав...зжать, предд...пломный 4) м...дальон, эксперимент, прот...реть

А14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? 1) пр...одолеть, пр...вязать, пр...стукнуть 2) объяснение, об...учение, об...явление 3) пред...юньский, дез...нфекция, контр...фа 4) бе...сильный, ро...сказни, бе...шумный

А15. В каком ряду в обоих словах пишется буква У(Ю)? 1) они пол.-.т, та...щий 2) они дыш.-.т, реж...щий 3) они бор...тся, кле...щий карандаш 4) футболисты держ...т оборону; стел...щийся туман

А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена бук­ва И? А. Кле...ть В. Груш...вый Б. Привередл...вый Г. Коричн...ватый 1)А, Б 2) Б, Г 3)Б 4) А, В

А17. В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых пишется И? И н(1)где: н(2) в людных местах, н(3) в глухой тайге - родник н(4) ос­таётся н(5)замеченным, к нему всегда есть тропа, - он нужен н(6) только людям, но и зверям, птицам. 1)1,2,3 2)1,4,5 3)1,6 4) 1,2,3,6

А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? 1) Теперь грустная улыбка Маруси стала мне ТАК(ЖЕ) дорога, как улыбка сестры, и я сам теперь часто ТО(ЖЕ) в ответ улыбался. 2) Кроме мелких рыбёшек, попалась нам ТАК(ЖЕ) и одна круп­ная,(ПО)ЭТОМУ мы не остались купаться, а поспешили домой. 3) Мы всё дальше и дальше заходили (В)ГЛУБЬ леса,(ПРИ)ЧЁМ и так уже почти стемнело. 4) ЧТО(БЫ) он ни предлагал, его слушали так, (КАК)БУДТО то, что он предлагал, давно известно.

Те ма урока. Обобщение по теме «Односоставные предложения».

Тип урока: повторение и систематизация изученного.

Цели урока. I . Познавательные: 1) Установить фактический уровень знаний об односоставных предложениях.

II . Практические: 1) Выяснить уровень сформированности умения видеть односоставные предложения в тексте и определять их вид.

2) Проверить умение редактировать текст в публицистическом и художественном стилях. 3) Учить строить монологическое высказывание на лингвистическую тему в научном стиле.

III . Общепредметные: 1) Контроль объема внимания, способностей применять знания об односоставных предложениях не только на репродуктивном, но и на творческом уровне. 2) Развитие умения работать в микрогруппах. 3) Учить переключать внимание сменой видов деятельности. 4) Способствовать развитию речевой культуры.

Ход урока.

I. Оргмомент.

II. Лингвистическая разминка.

Назовите типы односоставных предложений в стихах А.А.Фета.

(Стихи распечатаны каждому ученику).

1) Учись у них – у дуба, у березы.
Кругом зима. Жестокая пора!

2) Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело, -
Я ничего не пойму.

3) Шепт, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

Дополнительные вопросы классу..

Все ли типы односоставных предложений встретились в стихотворениях?

Какие еще типы односоставных предложений вы знаете?

III . Проверка домашнего задания . (упр.218)

Дать подробные связные ответы на вопросы, данные в упражнении. Привести примеры из домашней работы.

Один ученик работает у доски по карточке.

Задание: Определить тип односоставного предложения, объяснить значения новых слов.

Очень сложно овладеть искусством риторики. Дети, внимательно слушайте выступление оратора. Зимой солнце светит, да не греет. Безоблачно лазурное небо. Лесная поляна.

Стать искусным оратором – долгий и кропотливый труд. Но мы с вами должны к этому стремиться.

IV . Работа в группах.

Продолжить текст, используя все виды односоставных предложений.

1 группа «Зимним утром»

2 группа «Летний вечер»

3 группа «Осень в лесу»

Подчеркнуть односоставные предложения.

V . Раз уж мы заговорили о пейзаже, попытались передать словами настроения, ощущения, которые вызывает у человека природа, обратимся еще к одному пейзажу, изображенному К.Д.Бальмонтом в стихотворении с теплым названием «Родное».

Аллеи рек. Зеркальности озер.

Хрустальный ключ. Безгласные затоны.

Живая сказка - страшный темный бор.

Его вершин немолкнущие звоны.

Воздушность ив. Цветы родных полей.

Апрельский сон с его улыбкой маю.

Я целый мир прошел в мельканье дней,

Но лучше вас я ничего не знаю.

Ваши впечатления о стихотворении.

Назовите изобразительные средства, используемые в этом стихотворении.

Назовите грамматические основы предложений.

Чем выражены основы в большинстве предложений?

Какое значение придают стихотворению подлежащие?

Физкультминутка

VI . Работа по карточкам у доски (2 человека).

Редактирование текста.

I .

Телеграмма

Я буду двадцатого. Вы встречайте. Я целую. Нина.

II .

Страничка из дневника

Сегодня у меня была важная встреча. Я немного волновался, и я непроизвольно поглядывал на часы. Когда стрелки показывали 12, я начал собираться. Я погладил рубашку, потом я достал костюм. Я побрился, я привел в порядок волосы. Я считал, что на результаты встречи может повлиять мой внешний вид. Поэтому я хотел произвести впечатление.

Класс записывает под диктовку предложения (1 человек у доски) с комментированием.

Определить вид односоставных предложений.

1. Вижу чудное приволье.

2. Пахнет сеном над лугами.

3. Уже совсем рассвело.

4. Вон лесок.

5. Пойдемте в сад.

6. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

7. Береги платье снову, а честь смолоду.

8. Долгая зимняя ночь прошла незаметно.

VII . Самостоятельная работа.

Тест

I ВАРИАНТ

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Не плачь ты попусту.

Б. Часам к двум пополудни началась гроза.

В. Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя.

(С.Есенин.)

Г. Тротуары заливают асфальтом.

Ночь как год.

А. односоставное

Б. двусоставное

А. предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, вы, мы)

Б. односоставные предложения

В. Предложения, употребляющиеся только в разговорной речи

4. Найдите безличное предложение.

А. Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.

Б. Хорошо в зимнем лесу!

В. В воскресенье старайся побольше быть на свежем воздухе.

Г. Газеты приносят утром.

5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом .

А. двусоставное

Б. определенно-личное

В. безличное

Г. неопределенно-личное

6. Какая схема соответствует предложению Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена ?

А. двусост. и двусост.

Б. двусост. и определенно-личн.

В. двусост. и неопределенно-личн.

7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме двусост. и безл. (Знаки препинания не проставлены.)

А. еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.

Б. Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.

В. Небо было темное и только при вспышках молнии можно было рассмотреть тяжелые тучи.

Г. Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

А. Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.

Б. Уже смеркалось, и в комнате стало темно.

В. Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.

Г. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

II ВАРИАНТ

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

А. Веет с поля ночная прохлада..

Б. Осенний день шуршал ломкой листвой.

В. Свет луны во все концы.

Г. В лесу держался запах прелой травы.

2. Определите тип предложения Лед как сахар.

А. односоставное

Б. двусоставное

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это…

А. односоставные предложения

Б. предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего времени или в форме множественного числа прошедшего времени

В. предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее

4. Найдите определенно-личное предложение.

А. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

Б. Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?

В. Наконец-то позвали меня.

Г. В классе тепло.

5. Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час.

А. неопределенно-личное

Б. определенно-личное

В. безличное

6. Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой?

А. двусост. и двусост.

Б. определенно-личн. и двусост.

В. безл. и двусост.

7. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме двусост. и безл. (Знаки препинания не проставлены.)

А. Вспыхнул костер и все стали сушиться.

Б. Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.

В. Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.

Г. Минута – и вдруг туман сгущается.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

А. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.

Б. Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.

В. Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые лисья дружно блестят на солнце.

Г. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

Проверка (на доске записаны верные ответы)

VIII . Итог урока.

IX . Домашнее задание.

1 . Сочинение-миниатюра по данному началу с использованием, где это целесообразно, односоставных предложений.

Первый снег! Сколько чувств вызывает он!

2 . Комплексный анализ текста (сильным учащимся)

X . Рефлексия.

Тест 1. Односоставные предложения

1.

А. Не плачь ты попусту.

В. Тротуары заливают асфальтом.

Г. Свет луны во все концы.

2. Определи тип предложения:

А. Односоставное Б. Двусоставное.

А. Хорошо в зимнем лесу!

Б. Газеты приносят утром.

Г. Летом светает очень рано.

4.

А. В классе тепло.

Б. Наконец-то позвали меня.

В. Не бери в лес ружье.

Г. На двери повесили объявление о концерте.

5.

А. Брожу по набережной снова.

В. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

Г. Содержи тело в чистоте.

6. Определи тип предложения:

охапками.

А. Двусоставное.

Б. Неопределенно-личное.

В. Обобщенно-личное.

Г. Безличное.

7.

В. [двусоставное], и [неопределенно-личное].

8.

А. Еще молчаливы леса, и в небе звенеть еще некому.

хрустальные колокольчики.

Г. Хорошо бегать по зеленому лугу, и, набегавшись, полежать в траве под березами.

Тест 2 (1 вариант)

.

В. Односоставные предложения не могут быть распространёнными.

2. Найди среди данных предложений односоставные:

А. За дверью бегают.

Б. Моя сестра - врач.

В. Ночь темна.

Г. Мне не хватает нежности твоей.

3.

А. Его звали Григорием.

В. Осень – прекрасная пора.

Г. Четверть роты убило.

4. Найди безличные предложения:

А. Нет уз святее товарищества!

Б. Светло и чисто небо в мае.

В. Слышу шум падающей листвы.

Г. Расскажи мне сказку.

5. Найди неопределенно-личные предложения:

Б. Детей учили рисованию.

Г. За окном громко кричали.

6. Найди определенно-личные предложения:

А. Будем вместе служить.

Б. Иду по улице нарядной.

В. Не шуми ты, рожь, спелым колосом.

А. Егорушке дали ложку.

Б. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

В. Что посеешь, то и пожнёшь.

Г. В книге ищут не буквы, а мысли.

8. Укажи назывные предложения:

А. Зимой темнеет рано.

Б. Поговори со мною, мама.

Г. Сегодня на море штиль.

9.

А. На нём - солдатская гимнастёрка.

Б. Оставайтесь дома.

В. Январь.

Г. Вам с лимоном или с вареньем?

Б. Гроза была обложная и гремело отовсюду.

Тест 2 (2 вариант)

1. Укажи неверное утверждение:

Б. Односоставные предложения могут иметь два главных члена – подлежащее и сказуемое.

2. Найди среди данных предложений односоставные:

А. За дверью бегают.

Б. Вечер холодный.

В. Зима – волшебная пара.

Г. Мне не прожить без тебя.

3. Найди среди данных предложений двусоставное:

В. Запахло ландышами в лесу.

Г. Золотая осень прекрасна.

Г. Нам не видать таких сражений.

5. Найди неопределенно-личные предложения:

А. Выступающего внимательно слушали.

6. Найди определенно-личные предложения:

А. Еду на экскурсию в Москву!

Б. Будем знакомиться.

В. Ты пахни в лицо, ветер с полудня.

Г. В воздухе пахнет мятой.

7. Найди обобщённо-личные предложения:

А. Весной ландыши рвут охапками.

Б. Иванушке дали лопату.

В. Цыплят по осени считают.

Г. Траву косят рано утром.

8. Укажи назывные предложения:

А. Зимой светает поздно.

Б. На дворе ночь.

В. Сегодня на улице слякоть.

Г. Позвони мне, Андрей.

9. Укажите примеры, в которых есть неполное предложение:

А. Гуляйте пока на улице.

Б. На ней – волшебное платье!

В. Мне, пожалуйста, пять килограмм.

Г. Яркий фонарь.

10

Б. Не видно ничего и решили подождать до утра.

Ответы на Тест 1. Односоставные предложения

А. Не плачь ты попусту.

Б. Часам к двум пополудни началась гроза.

В. Тротуары заливают асфальтом.

Г. Свет луны во все концы.

2. Определи тип предложения: В середине декабря ночь как год.

А. Односоставное Б. Двусоставное.

3. Найди безличные предложения:

А. Хорошо в зимнем лесу!

Б. Газеты приносят утром.

В. В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.

Г. Летом светает очень рано.

4. Найди неопределенно-личные предложения:

А. В классе тепло.

Б. Наконец-то позвали меня.

В. Не бери в лес ружье.

Г. На двери повесили объявление о концерте.

5. Найди определенно-личные предложения:

А. Брожу по набережной снова.

Б. В Сибири не любят горячку и спешку.

В. Распахни мне объятья свои, густолистый развесистый лес.

Г. Содержи тело в чистоте.

6. Определи тип предложения: Весной цветущую черемуху ломают

охапками.

А. Двусоставное.

Б. Неопределенно-личное.

В. Обобщенно-личное.

Г. Безличное.

7. Какая схема соответствует предложению:

Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена.

А. [двусоставное], и [двусоставное].

Б. [двусоставное], и [определенно-личное].

В. [двусоставное], и [неопределенно-личное].

8. Укажи предложение, строение которого соответствует схеме:

[двусоставное], и [безличное].

А. Еще молчаливы леса, и в небе звенеть еще некому.

Б. Уже смеркалось, и надо было возвращаться домой.

В. Еще мгновение, и лодка вошла под темные своды деревьев.

Г. Вспыхнул костер, и все стали сушиться.

9. Найди предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка:

А. Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили.

Б. Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели

хрустальные колокольчики.

В. Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.

Г. Хорошо бегать по зеленому лугу, и, набегавшись, полежать в траве под березами.

10. Из каких односоставных предложений состоит стихотворение А.А.Фета:

Шепот, робкое дыханье, трели соловья,

Серебро и колыханье сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени, тени без конца,

Ряд волшебных изменений милого лица,

В дымных тучах пурпур розы, отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы, и заря, заря!..

(из назывных)

Ответы на Тест 2 (1)

Односоставные и неполные предложения .

1. Укажи неверное утверждение:

А. В односоставном предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Б. Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее.

В. Односоставные предложения не могут быть распространёнными.

Г. В неполных предложениях может быть пропущен любой член предложения.

2. Найди среди данных предложений односоставные:

А. За дверью бегают.

Б. Моя сестра - врач.

В. Ночь темна.

Г. Мне не хватает нежности твоей.

3. Найди среди данных предложений двусоставное:

А. Его звали Григорием.

Б. Гармонист, сыграй нам на гармошке!

В. Осень – прекрасная пора.

Г. Четверть роты убило.

4. Найди безличное предложение:

А. Нет уз святее товарищества!

Б. Светло и чисто небо в мае.

В. Слышу шум падающей листвы.

Г. Расскажи мне сказку.

5. Найди неопределенно-личные предложения:

А. Выберите себе книгу по вкусу.

Б. Детей учили рисованию.

В. Вдруг неожиданно всё зажглось солнечными лучами.

Г. За окном громко кричали.

6. Найди определенно-личные предложения:

А. Будем вместе служить .

Б. Иду по улице нарядной.

В. Не шуми ты, рожь, спелым колосом.

Г. В воздухе пахнет сосновой смолой.

7. Найди обобщённо-личные предложения:

А. Егорушке дали ложку.

Б. Дни поздней осени бранят обыкновенно.

В. Что посеешь, то и пожнёшь.

Г. В книге ищут не буквы, а мысли.

8. Укажи назывные предложения:

А. Зимой темнеет рано.

Б. Поговори со мною, мама.

В. Зима.

Г. Сегодня на море штиль.

9. Укажите примеры, в которых есть неполное предложение:

А. На нём - солдатская гимнастёрка .

Б. Оставайтесь дома.

В. Январь.

Г. Вам с лимоном или с вареньем?

10. Найди предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

А. Летом светает рано, а зимой – поздно.

Б. Гроза была обложная и гремело отовсюду.

В. Не видно ничего, и решили идти наудачу.

Г. Позвоню маме, и на душе сразу теплее.

Ответы на Тест 2(2)

Односоставные и неполные предложения.

1. Укажи неверное утверждение:

А. В односоставном предложении второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

Б. Односоставные предложения могут иметь два главных члена – подлежащее и сказуемое.

В. Односоставные предложения могут быть распространёнными.

Г. В неполных предложениях может быть пропущен любой член предложения.

2. Найди среди данных предложений односоставные:

А. За дверью бегают.

Б. Вечер холодный.

В. Зима – волшебная пара.

Г. Мне не прожить без тебя.

3. Найди среди данных предложений двусоставное:

А. Папа, помоги мне решить задачу.

Б. Столицу златоглавой называют.

В. Запахло ландышами в лесу.

Г. Золотая осень прекрасна.

4. Найди безличное предложение:

А. Светло и чисто небо в мае.

Б. Слышу шум падающей листвы.

В. Расскажи мне, бабушка, сказку.

Г. Нам не видать таких сражений.

5. Найди неопределенно-личное предложение:

А. Выступающего внимательно слушали.

Б. Выберите себе книгу по вкусу.

В. Вдруг неожиданно всё закружилось вихрем.

Г. За лесом загремели взрывы.

6. Найди определенно-личные предложения:

А. Еду на экскурсию в Москву!

Б. Будем знакомиться.

В. Ты пахни в лицо, ветер с полудня.

Г. В воздухе пахнет мятой.

7. Найди обобщённо-личные предложения:

А. Весной ландыши рвут охапками.

Б. Иванушке дали лопату.

В. Цыплят по осени считают.

Г. Траву косят рано утром.

8. Укажи назывные предложения:

А. Зимой светает поздно.

Б. На дворе ночь.

В. Сегодня на улице слякоть.

Г. Позвони мне, Андрей.

9. Укажите примеры, в которых есть неполное предложение:

А. Гуляйте пока на улице.

Б. На ней – волшебное платье!

В. Мне, пожалуйста, пять килограмм.

Г. Яркий фонарь.

10. Найди предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:

А. На улице было темно, но гремело отовсюду.

Б. Не видно ничего и решили подождать до утра.

В. Проведаю родителей, и на душе сразу теплее.

Г. Утром одуванчики распускаются, а к вечеру – закрываются.

8 класс

Знать : признаки всех типов односоставных предложений.

Уметь :
1) отличать односоставные предложения от двусоставных;
2) находить односоставные предложения по их значению и структурным особенностям;
3) правильно определять тип односоставных предложений;
4) правильно ставить знаки препинания в сложных предложениях, в состав которых входят односоставные предложения;
5) употреблять односоставные предложения в различных стилях речи.

Оборудование : таблица «Основные группы односоставных предложений», карточки (тест).

Тест взят из книги Г.А. Богдановой «Уроки русского языка в 8-м классе» (М.: Просвещение, 1998. С. 80–82).

ХОД УРОКА

I. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

II. Словарно-орфографическая работа.

Знать : значение и правописание слов прения, дебаты, дискуссия (стр. 94 учебника).

Уметь : использовать эти слова в речи, грамотно их писать.

Заранее подготовившийся ученик сообщает значение каждого слова.

Открываем запись на доске:

    Прения – обсуждение, публичный спор по каким-либо вопросам. Открыть прения по докладу.

    Дебаты – прения, обсуждение вопроса. Парламентские дебаты.

    Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. Научная дискуссия.

Задания 1: 1) спишите словосочетания со словами прения, дебаты, дискуссия , подчеркивая «ошибкоопасные» места и запоминая правописание данных слов (III вариант) ;
2) назовите выделенные слова одним словом, продолжите ряд данных слов (II вариант) ;
3) придумайте и запишите предложения с выделенными словами (желательно односоставные) (I вариант) .

III. Проверка домашнего задания.

1. Связный рассказ учащихся об односоставных предложениях.
2. Упражнение 216 (по вариантам).

I вариант

1. Сообщение об орфографических правилах, использованных при расстановке пропущенных букв. Графическое обозначение пропущенных орфограмм.
2. Синтаксический разбор предложения Лед как сахар .
3. Разбор предложений 6–10.

II вариант

1. Графическое обозначение пропущенных орфограмм.
2. Разбор предложений 6–10.

III вариант

Разбор предложений 6–10.

IV. Тренировочные упражнения (по вариантам).

I вариант

Конструирование предложений, одна из частей которых – односоставное предложение. Синтаксический разбор одного из придуманных предложений.

II вариант

Упражнение 217 (1-, 7-е предложения) учебника.

III вариант

Запись предложений под диктовку с объяснением постановки знаков препинания. Составление схем предложений.

Утро, и пастух гонит стадо.
Затих дождь, и посветлело на улице.
Вижу в окно, как во дворе играют дети.

V. Тест 2 .

I вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное.

а) Не плачь ты попусту.
б) Часам к двум пополудни началась гроза.
в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С.Есенин)
г) Тротуары заливают асфальтом.

2. Определите тип предложения Ночь как год .

а) односоставное;
б) двусоставное.

3.

а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов определенно указывают на лицо и число местоимений (я, ты, мы, вы);
б) односоставные предложения;
в) предложения, употребляющиеся только в разговорной речи.

4. Найдите безличное предложение.

а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
б) Хорошо в зимнем лесу!
в) В воскресенье старайся больше быть на свежем воздухе.
г) Газеты приносят утром.

5. Определите тип предложения Тропинки в лесу замело снегом .

а) двусоставное;
б) определенно-личное;
в) безличное;
г) неопределенно-личное.

6. Россия вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут наши имена ?


б) [двусоставное], и [определенно-личное];
в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].

7. Укажите предложения, строение которых соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)

а) Еще молчаливы леса и в небе звенеть еще некому.
б) Уже смеркалось и надо было возвращаться домой.
в) Небо было темное и только при вспышках молний можно было рассмотреть тяжелые тучи.
г) Еще мгновение и лодка вошла под темные своды деревьев.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка .

а) Хорошо бегать по зеленому душистому лугу и, набегавшись, полежать в траве под березами.
б) Уже смеркалось, и в комнате стало темно.
в) Прочитайте Гоголя и вы почувствуете в нем сатирика.
г) Пугачев подал знак, и меня тотчас развязали и оставили. (А.Пушкин)

II вариант

1. Найдите среди данных предложений односоставное .

а) Веет в поле легкий ветерок.
б) Осенний день шуршал ломкой листвой.
в) Свет луны во все концы.
г) В лесу держался запах прелой травы.

2. Определите тип предложения Земля как невеста :

а) односоставное;
б) двусоставное.

3. Какое из данных утверждений является неверным?

Определенно-личные предложения – это...
а) односоставные предложения;
б) предложения, в которых сказуемое-глагол стоит в форме 3-го лица множественного числа настоящего (будущего) времени или в форме множественного числа прошедшего времени;
в) предложения, в которых окончания глаголов достаточно определенно указывают на подлежащее.

4. Найдите неопределенно-личное предложение .

а) Встречай друзей, сынок!
б) Зачем все-таки человеку идти в горы по непроходимым тропам?
в) Наконец-то позвали меня.
г) В классе тепло.

5. Определите тип предложения В окружающей их осенней природе было уныло и грустно в этот час :

а) неопределенно-личное;
б) определенно-личное;
в) безличное.

6. Какая схема соответствует предложению Мне было жутко в холодном и сыром осеннем лесу, и я поспешил домой :

а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [определенно-личное], и [двусоставное];
в) [безличное], и [двусоставное].

7. Укажите предложение, строение которого соответствует схеме [двусоставное], и [безличное]. (Знаки препинания не проставлены.)

а) Вспыхнул костер и все стали сушиться.
б) Прогулка не состоялась из-за плохой погоды и мы все остались дома.
в) Подул ветерок с заречья и сразу стало свежо.
г) Минута и вдруг туман сгущается.

8. Найдите предложение, в котором допущена пунктуационная ошибка.

а) Луна зашла за мыс, и огня не стало видно.
б) Под небом мертвенно-свинцовым угрюмо меркнет зимний день, и нет конца лесам сосновым и далеко до деревень.
в) Рощицы молодых осин толпятся на берегу, и все осиновые листья дружно блестят на солнце.
г) Громко хрустел под ногами снег, и в морозном воздухе как бы звенели хрустальные колокольчики.

VI. Подведение итога урока. Запись домашнего задания.

Домашнее задание : 1) напишите сочинение-миниатюру по данному началу с использованием односоставных предложений (I вариант): Первый снег! Сколько чувств вызывает он!..
2) выпишите из произведений художественной литературы 5–6 односоставных предложений (II вариант);
3) упр. 217 (4-, 5-, 6-е предл.) (III вариант).

1 III вариант – минимальный уровень, II вариант – общий уровень, I вариант – продвинутый уровень.

2 Традиционное деление класса на два варианта.

(13)И с какою тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! (14)3десь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий - линий, идущих в унисон друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях. (15)Пахарь укладывал борозду к борозде - как причесывал, как укладывал волосок к волоску. (16)Так кладется в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди - жердь к жерди, а сами выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги - как стадо, вышедшее на водопой .

(17)Поэтому отношения природы и человека - это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». (18)И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. (19)Обе культуры - плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор как существует человечество), а развитие природы с ее многомиллионнолетним существованием - сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. (20)Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может.

1) Из предложения 1 выпишите словосочетание, в котором используется связь управление.

2) Из предложения 2 выпишите все словосочетания и укажите их типы связи.

3) Из предложения 3 выпишите словосочетание, в котором используется связь согласование .

4) Из предложения 6 выпишите словосочетание в котором используется связь примыкание


5) Укажите, какой тип связи используется в словосочетании создавали «полосыньки» из предложения 8.

6) Из предложений 9-11 укажите такое, в котором используется словосочетание со связью примыкание .

7) Из предложения 14 выпишите словосочетание со связью примыкание .

8) Укажите тип связи слов в словосочетании двух культур (предложение 17).

9) Укажите тип связи слов в словосочетании совершается издавна (предложение 19).

10) Из предложения 18 выпишите все словосочетания и укажите их типы связи.

Опред. личн .

Он, Она, Оно

Прош. вр.

Безличн .

Неопред.-личн.

Зачёт № 8

ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Типы односоставных предложений

1. Предложения с одним главным членом – СКАЗУЕМЫМ

1.1. Определённо-личные предложения

Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.

Беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения

4) В какую сторону идти никто из нас не знал, поэтому решили дожидаться рассвета, когда можно будет сориентироваться по карте.

Тест № 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

1. Снег засыпал танки (1) и (2) когда танкисты выбирались из башни подышать (3) он мгновенно покрывал их разгорячённые лица (4) как будто пытался охладить их.

1) 1, 3 2) 2, 3 3) 1, 4 4) 1, 2, 3, 4

2. К вечеру пошёл дождь (1) и (2) пока мы ехали по просёлку (3) лошади еле переступали (4) будто потеряли последние силы.

1) 1, 3 2) 2, 3 3) 3, 4 4) 1, 2, 3, 4

3. Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния (1) и (2) пока она светила (3) я увидел (4) как мерцает какая-то белая точка на берегу.

1) 1, 3, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 2, 4 4) 1, 3

4. Все меня любили (1) и (2) хотя я безмерно шалил (3) мне прощалось всё (4) что бы я ни сделал.

1) 1, 3, 4 2) 2, 3 3) 1, 2, 4 4) 1, 2, 3, 4

5. Мы знаем, что Санкт-Петербург иногда называют Северной Пальмирой, но (1) если спросить (2) что же это за Пальмира, с которой сравнивают Петербург (3) то (4) не каждый сможет ответить на этот вопрос.

1) 1, 2, 3 2) 2, 4 3) 1, 3 4) 2, 3

6. Брат со смехом говорил, что ему (1) если в чём-либо повезёт (2) то сейчас же в чём-нибудь другом не повезёт (3) так (4) что становилось хуже, чем до того (5) как повезло.

1) 1, 2, 4 2) 2, 3, 5 3) 1, 3, 5 4) 1, 2, 3, 4

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»