Встреча православной Пасхи: традиции и обычаи в России. Глазурь для пасхальных куличей. Белоснежная глазурь для кулича

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Как встретить Пасху.

Почему Церковь освящает пасхи и куличи. О поведении православных христиан в Пасху. Как поминают усопших в Дни Пасхи. Как правильно поминать усопших. Как вести себя на кладбище. Традиции украшения Пасхальных яиц. Как самому расписать писанку Как раскрас

Как встретить Пасху?

О приветствиях и Лобзании в День Пасхи.

При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу "целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй - "Христос воскресе". Оному же отвещавшу - "Воистину воскресе". Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением "Христос воскресе!" с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами - очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его "говорили, что Господь истинно воскрес" (Лк. 24, 34). В кратких словах "Христос воскресе!" заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения "Христос воскресе!" и "Воистину воскресе!" должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: "Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу".

О Пасхальных часах и Литургии.

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме - всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.

Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, - на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.

Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый "перебор", то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца.

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: "Христос воскресе!" начиная таким образом свою проповедь.

По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа - Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.

Почему Церковь освящает пасхи и куличи.

Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения.

Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

О семидневном праздновании Пасхи.

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо "Царю Небесный" - "Христос воскресе" (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня - до Вознесения Господня.

О поведении православных христиан в Пасху.

Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения.

Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: "От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище".

Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать на одного церковного Богослужения.

Как поминают усопших в Дни Пасхи.

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой - разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших.

Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище.

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в "Полном православном молитвослове для мирян".

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Что подарить на Пасху?

Конечно же, выбор подарка на Пасху зависит от вашей фантазии. Однако, есть обязательный атрибут пасхального поздравления.

Невозможно представить себе пасхальное поздравление без красного или расписанного яйца. Обычай обмениваться на Пасху красным яйцом, говоря «Христос Воскресе!», очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо - это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо. Все христиане и приветствуют друг друга красным яйцом как знаком вечной жизни.

Традиции украшения Пасхальных яиц.

Из истории.

Еще задолго до появления Христа древние народы считали яйцо прообразом Вселенной - из него родился мир, окружающий человека. Отношение к яйцу как к символу рождения отразилось в верованиях и обычаях египтян, персов, греков, римлян...

У славянских народов, принявших христианство, яйцо ассоциировалось с плодородием земли, с весенним возрождением природы.

Обычай красить яйца связан с именем римского императора Марка Аврелия (121-180 годы н. э.). В день, когда родился Марк Аврелий, одна из кур, принадлежавших его матери, якобы снесла яйцо, помеченное красными точками. Счастливое предзнаменование было истолковано как рождение будущего императора. С 224 года у римлян стало обычаем посылать в качестве поздравления друг другу окрашенные яйца. Христиане переняли этот обычай, вложив в него иной смысл: красный цвет имеет особую силу, ибо яйцо в пасхальные праздники окрашено кровью Христа.

Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казненного, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На это хозяин дома возразил: "Если курица на столе оживет, а яйца станут красными, тогда он воскреснет". И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.

Третья легенда утверждает, что это Дева Мария, чтобы развлечь младенца Иисуса, первой начала окрашивать яйца.

Еще одна легенда связывает этот обычай с именем французского короля Людовика Святого, вдохновителя крестовых походов (1226-1270) . Освобожденный из плена, он готовился вернуться на родину. Перед его отъездом был устроен пир, на котором среди прочих яств были яйца, раскрашенные в разные цвета.
Украшение яиц.

Яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка. Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Яйца можно красить в отваре луковой шелухи или в настое трав. Можно обмотать их разноцветными нитками (лучше шелковыми) и поварить.

Для украшения яиц можно использовать разноцветные почтовые открытки. Для этого надо намочить немного обратную сторону открытки и протереть ее пальцем, чтобы снять нижний слой бумаги и сделать картинку тоньше. Вырезать картинку и наклеить ее на сваренное вкрутую и охлажденное сухое яйцо.

И все же самый распространенный и традиционный цвет пасхальных яиц - красный.

Изготовление яиц.

Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня... Они могли быть самых разных размеров - от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек - их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.

В форме яйца исполняли самые разнообразные бытовые предметы- несессеры, часы, вазочки, подарочные чашки и т.д. В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами соблюдался во всех слоях общества - от крестьянской избы до царского юра, причем христосовались со всеми домашними, без различия сословий - хозяева со слугами и т.д.

При царском дворе, начиная с Алексея Михайловича, обычай подношения пасхальных яиц превратился в строго регламентировании ритуал: "...Чинно и в порядке подходили к царю бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, кравчие, близкие и приказные люди, стольники, стряпчие, дворяне московские. Царь давал им яйца гусиные, куриные и деревянные точеные, каждому по три, по два, по одному, смотря по знатности жалуемого. Яйца были расписаны золотом и яркими красками в узор или цветными травами, а в травах птицы и звери и люди", - писал Н. Костомаров.

Изготовлением таких яиц на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики (то есть художники по растительному орнаменту) Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры. Со временем все чаще стали христосоваться рукодельными яйцами, и постепенно пасхальные яйца превратились в своеобразный памятный подарок, нередко весьма дорогой и изысканный.

В XVIII-XIX веках производство пасхальных яиц становится самостоятельным видом искусства, а с конца прошлого столетия - и самостоятельной отраслью художественной промышленности. Их делали на стекольных и фарфоровых заводах, на шлифовальных фабриках, в мастерских и т.д.

В кладовой Зимнего дворца имелся постоянный запас пасхальных яиц - для императорских детей, для подарков, а также для международных промышленных выставок. Количество подарочных яиц, ежегодно поставляемых царскому двору, постоянно увеличивалось.

Эскизы для декорации пасхальных яиц, предназначавшихся царю, членам его семьи и другим знатным особам, нередко заказывали известным иконописцам и художникам (так, например, делали на императорском фарфоровом заводе, где выпуск пасхальных яиц был налажен с 1749 года).

Мировую славу снискали пасхальные яйца фирмы Фаберже. Мастера фирмы создали 56 уникальных подарочных яиц для императоров Александра III и Николая II.

Двенадцать пасхальных яиц было изготовлено для частных лиц - Александра Фердинандовича Келча (владельца нескольких золотых приисков в Сибири), для князя Юсупова и для герцогини Мальборо.

После 1917 года производство пасхальных яиц было прекращено. Однако традиция одаривать на Пасху друзей и родственников раскрашенными яйцами сохранилась.

Как самому расписать писанку

Необходимые материалы: свежие белые куриные яйца, пчелиный воск, свеча, мягкий карандаш, кистки, спички, бумажные и хлопковые салфетки, специальные красители для пасхальных яиц или анилиновые краски для шерсти, белый уксус, ложка.

Инструмент, которым пишут писанки, называется кистка. Из фольги или тонкой жести сверните конусообразную трубочку. Сворачивайте ее вокруг иглы, чтобы нижнее отверстие было как можно уже. Тонкой медной проволокой закрепите трубочку на деревянной палочке.

Горячей кипяченой водой разведите краски. Процедите. Добавьте 2 ст. ложки уксуса на 0,5 л краски. В желтую и оранжевую краски вместо уксуса добавьте 1 ч. ложку соли.

Белые яйца вымойте в кипяченой воде комнатной температуры и обсушите на полотенце.

Вымойте тщательно руки с мылом. Возьмите яйцо в левую руку, а карандаш – в правую. Мизинцем правой руки поддерживайте равновесие яйца и карандашом делите его поверхность на поля. Яйцо при этом вращайте к себе, а линию ведите от себя. Положение карандаша старайтесь не менять. В полях распределите орнамент писанки.

Зажгите свечу. Нагрейте головку кистки и заполните ее воском. Покройте горячим воском те линии и части орнамента, которые должны быть белыми. Линию старайтесь не прерывать.

Положите яйцо на ложку и аккуратно опустите на 1...2 минуты в желтую краску. Краска должна быть теплой, но не горячей, чтобы воск на яйце не растаял. Окрашенное в желтый цвет яйцо промокните бумажной салфеткой, обсушите и покройте воском желтые элементы орнамента. Если в письме писанки есть зеленые крапинки, нанесите их на скорлупу спичкой, промокните кончиком бумажной салфетки, покройте воском и окуните яйцо в красную краску. Защитив воском красный цвет, опустите яйцо в финальную – темно-красную, черную, коричневую краску или в отбеливатель «Белизна», «Лилия», если хотите иметь писанку на белом фоне.

А теперь поднесите яйцо к огню. Когда воск растает, сотрите его мягкой хлопковой салфеткой, и в ваших руках, как солнце после грозы, засияет писанка.

Готовые писанки натрите как следует несоленым салом. Лаком не покрывать! Хранить в тени, в хорошо проветриваемом помещении.

Маленькие хитрости

Прежде чем выдуть сырую нелакированную писанку, смажьте ее жиром или окуните в расплавленный парафин. Но можно и не выдувать. Яйцо высохнет, если хранить его в хорошо проветриваемом помещении, на сухой траве, в корзине из лозы или на блюдечке с зерном.
Лакированное яйцо обязательно нужно выдуть. Проколите дырочку в скорлупе яйца и аккуратно высверлите ее круглым надфилем, затем с помощью медицинского шприца медленно введите в яйцо воздух. Содержимое яйца тотчас начнет вытекать. Удалив таким образом желток и белок, наберите в шприц холодной воды и промойте скорлупку изнутри. Воду тоже вводите медленно. Высушите яйцо.
Выдуть яйцо можно и с помощью обычной соломинки через два отверстия, высверленные на противоположных концах яйца.
Вареная писанка значительно крепче, чем сырая или выдутая. Для укрепления скорлупы выдутую писанку заполните растопленным воском или парафином на треть и вращайте в руках до тех пор, пока не остынет. Воск за это время равномерно распределится по стенкам.

Как раскрасить писанку?

Для работы понадобятся: краски (гуашь), хорошие кисти №№ 1,2,3, спичечный коробок, клей ПВА.

Чтобы расписать писанку, необходимо отобрать хорошие белые яйца с шероховатой скорлупой. Гладкая поверхность плохо красится.

Сначала яйцо моют в теплой воде с питьевой содой, снимают грязь, и на пару минут опускают в воду, в которую добавлено 2-3 столовых ложки уксуса. Потом яйца просушивают.

Роспись выполняется в следующем порядке:
Сваренное яйцо необходимо положить в открытый спичечный коробок - так будет удобнее красить.
Затем красками наносят узор. Он должен просохнуть.
Раскрашенное яичко нужно покрыть клеем ПВА, размешанным с водой.

Если яйцу предстоит стать сувениром, то после раскраски нужно выдуть из него белок и желток. Для этого в скорлупе потребуется сделать два отверстия с помощью тонкого сверла или шила. Для выдувания белка и желтка можно использовать старый шприц.

В конце работы через отверстия можно продеть цветную нитку для вязания, вверху сделать петлю, а внизу - завязать нитку бантиком. Сувенир для подарка готов.

Как окрасить яйца.

Для окраски яиц лучше всего использовать луковую шелуху, которую собирают заранее. В зависимости от цвета шелухи окраска яиц получается от светло-рыжей до темно-коричневой. Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше, и варить ее около получаса до того, как в отвар опустите яйца.

Чтобы яйца при варке не лопнули, их надо около часа подержать в тепле или при комнатной температуре, при варке в воду можно добавить столовую ложку соли.

В некоторых семьях хранится обычай окрашения яиц "в крапинку". Для этого мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и далее варят в луковой шелухе обычным способом. Чтобы окрашенные яйца блестели, их вытирают насухо и смазывают подсолнечным маслом.

Рецепты крашения яиц.

Мозаичные яйца.

10 куриных яиц, краска для яиц, картофельный крахмал.

Яйца покрасить в разные цвета. Несколько яиц оставить непокрашенными. Снять скорлупу у яиц с трещинками, раздавить и кусочки скорлупы приклеить на остальные окрашенные яйца. Например, желтый кусок скорлупы на красное яйцо, белый кусок – на зеленое и т.д.Разноцветные кусочки скорлупы можно приклеить на белые яйца. В качестве клея можно использовать густой крахмальный клейстер.

Таким же способом можно приклеить к яйцам трафаретки, вырезанные из цветной бумаги.

Яйца крашенные красной краской.

Сандал 100 г, квасцы 6,5 г, подсолнечное масло 50 г, куриные яйца.

В кастрюлю средней величины всыпают сандал, наливают холодной воды и оставляю до следующего дня. Потом ставят на плиту, когда закипит, всыпают квасцы, размешивают, опускают яйца и держат на краю плиты, пока яйца не окрасятся. Затем ставят на большой огонь, кипятят 10 минут, остужают, вынимают из краски. После этого вытирают ваткой, смоченной подсолнечным маслом, вытирают досуха полотенцем и складывают на блюдо на салфетку. В одной и той же краске можно красить две-три перемены.

В желтую краску красят точно также, только яйца варят в луковой шелухе или в листьях молодой березы. Для разнообразия, окрасив яйца в красной краске, можно опустить их в желтую краску и наоборот, окрасив яйца в желтой краске – опустить в красную.

Яйца крашенные луковой шелухой.

Яйца куриные, луковая шелуха, листья петрушки или еловые веточки, марля, нитки.

Для того, чтобы на яйцо нанести рисунок листьев или растений, его обвязывают древесными листьями, стебельками петрушки или еловыми веточками. Затем яйцо заворачивают в марлю, обвязывают никтами и варят в отваре луковой шелухи 10-15 минут.

На поверхность яйца можно нанести любой рисунок. Для этого на окрашенную в темный цвет поверхность яйца острым предметом наносятся мелкие штришки.

Яйца крашенные тканью.

Лоскутки шелковой линючей материи разных цветов, яйца куриные, ветошка, нитки.

Лоскутки расщипать, смешать, яйца хорошенько вымыть, вытереть дочиста, потом опять смочить, обернуть в шелк. Все это покрыть ветошкою, обвязать нитками, опустить в кастрюльку с теплой водой. От той минуты, как закипят, варить 10 минут, вынуть, остудить, тогда уже снять ветошку и шелк.

В старину из синей сахарной бумаги вырезали узорные кусочки и тоже накладывали их на яйца вместе с шелком, перед окрашиванием.

Яйца крашенные чернилами.

Яйца куриные, шерстяные или хлопковые нитки, ветошка, чернила.

Вымыть яйца дочиста, вытереть их, обернуть ветошкой, перевязать нитками и сверху местами накапать чернил деревянной палочкой или пипеткой. Опустить в воду и когда закипит, варить еще 10 минут. Вынуть, остудить, тогда и снять ветошку.

Пасхальные яйца Фаберже

Традиция дарить пасхальные яйца - символ рождения жизни, воскресения - существовала в Европе с XVI века. Изготовление изысканно украшенных пасхальных яиц было и традицией, и старинным ремеслом в России. Еще задолго до Фаберже ювелирные яйца из драгоценных металлов и камней делались для русских царей. Но только Карл Фаберже и его художники, ювелиры, камнерезы, скульпторы-модельщики и миниатюристы сумели довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня изящества, мастерства и творческой фантазии.

Особое место среди работ Карла Фаберже занимают драгоценные пасхальные яйца-сувениры, изготовленные для российской императорской семьи. Хранящиеся внутри яиц великолепные сюрпризы - живописные миниатюры, крохотные модели дворцов, памятников, яхт, поездов, фигурки птиц, букеты цветов - являются шедеврами ювелирного искусства конца XIX - начала ХХ веков.

Создан 22 апр 2008

Традиции и обычаи в России делают этот праздник одним из главных в году для всех православных людей. Этот день имеет глубокий религиозный смысл для миллионов верующих. Поэтому празднованию Пасхи в России уделяется большое внимание.

До принятия христианства в славянской культуре существовал особый день, который символизировал приход весны и зарождение новой жизни. Наши предки отмечали его в конце марта - первых числах апреля, так как именно это время считалось началом пробуждения природы после долгой и холодной зимы. Мужчины раскладывали большие костры, стараясь вымолить благосклонность своего главного покровителя - Солнца.

А женщины выбирали самую красивую молодую девушку, раздевали, обливали ключевой водой, украшали ее тело травами, вплетали в косы полевые цветы. И проводили особый ритуал, где новоиспеченная богиня весны должна была обойти с плугом деревню, чтобы подарить земле плодородие и пробудить к жизни все растения.

Первоначально уходит корнями к событиям, описанным в Ветхом Завете. Отмечать этот праздник начали древние евреи после того, как Моисей вывел свой народ из Египта. Дословный перевод слова пасха с древнееврейского - избавление.

Но торжество, которое чтит весь христианский мир, никак не связано с иудейским освобождением от ига египтян. История и традиции празднования пасхи, которые соблюдают католики, протестанты и православные, относятся к периоду, отраженному в Новом Завете. Главный смысл - торжество жизни над смертью, которое проявилось в бессмертии Сына Божьего, воскресшего на 3 день после распятия на кресте.

День Пасхи называют Воскресением Господнем. Известны и другие варианты: Светлая, Святая или Пасха Христова. В странах, где исповедуется католицизм или протестантизм, день, когда воскрес Спаситель, отмечают немного раньше. Это связано с тем, что православная культура ведет отсчет времени по григорианскому календарю. Отправной точкой становится весеннее Равноденствие. В первое воскресенье после полнолуния, которое наступило вслед за Равноденствием, празднуется Пасха в России.

Обычай отмечать день воскрешения Иисуса Христа появился в нашей стране очень давно. Празднование Пасхи на Руси стало проводиться после крещения, которое принял князь Владимир. Сначала славяне с недоверием восприняли новую религию. Традиции празднования Святой Пасхи прижились не сразу. Этот праздник часто сопровождался языческими ритуалами, не имевшими ничего общего с христианской верой.

Постепенно пасхальные традиции пришли в соответствие с требованиями православия. Сегодня, как несколько веков назад, празднование Пасхи в России имеет определенный порядок, которому подчиняются все верующие.

Олицетворяет собой начало новой жизни. Этот день знаменует окончание самого долгого поста. Последние 6 дней перед Светлым праздником называются страстной неделей. Это самые строгие дни Великого поста, когда верующие не просто отказываются от животной пищи, а переходят на хлеб и воду. Православным полагается воздерживаться от веселья и усердно молиться.

Страстная седмица одновременно является началом подготовки к Воскресению Христову. Одна из главных пасхальных традиций - встречать этот день, полностью избавившись от всего ненужного. Речь идет не только о чистоте помыслов, но и порядке в прямом смысле слова. В четверг, именуемый чистым, принято мыться на рассвете. В старину жители деревень с первыми лучами солнца специально шли к ручью, чтобы смыть с себя грехи.

В этот день православным полагается убрать жилище и выбросить ненужные вещи. С четверга начинают готовить главные блюда для предстоящего торжества: печь куличи и красить вареные яйца.

Пасхальные символы: яйца и куличи

Главные составляющие праздничного стола - крашеные яйца и куличи, без которых не обходится Пасха, традиции предписывают готовить накануне торжества и предварительно освящать в церкви. Эти нехитрые блюда стали символами Светлого дня.

Сегодня православные считают их просто вкусным угощением, которое можно позволить себе после Великого поста. В старину куличи и разноцветные яйца имели глубокий религиозный смысл. Традиции праздновать Пасху с этими особыми символами объясняются библейскими преданиями.

Угощение

Значение

Кулич Считается, что апостолы после вознесения Христа на небо всегда клали кусок хлеба на стол во время трапезы, оставляя его для воскресшего учителя. Поэтому кулич является олицетворением этой святой пищи.
Творожная пасха В некоторых регионах к празднику готовят творожную пасху с изюмом или цукатами. Она имеет форму трапеции, символизируя Гроб Господень.
Крашеные яйца Легенда гласит, что Мария Магдалена подарила его императору, сообщив новость о чудесном воскрешении Иисуса. Считается, что с тех пор красное яйцо у православных также является символом Гроба Господня, который снаружи был каменным и мертвым, но внутри содержал живую душу Спасителя.

Красный цвет на Руси издавна считался цветом солнца, жизни и возрождения. Чтобы придать яйцам насыщенный красный оттенок, их варили в луковой шелухе. И в настоящее время этот обычай сохранился, хотя существует много других, более современных способов окрашивания пасхальных яиц.

За несколько дней до Христова Воскресения готовили только куличи и крашенки (так называли в старину пасхальные яйца). Их полагалось освятить накануне праздника. Тот, кто чтил все обряды на Пасху, всегда отдавал часть праздничных угощений нищим. Это считалось благим делом, ведь Светлое Воскресение Спасителя - всеобщее торжество, а значит, неимущие тоже должны иметь возможность отметить его по всем правилам.

Праздничный стол всегда был богатым. Люди, державшие Великий пост, могли позволить себе выпить вина или медовухи, отведать мясные и рыбные блюда. К обеду подавали холодные закуски, холодец, пекли пироги с различными начинками. В некоторых деревнях было принято закалывать ягненка, запекать его по старинным рецептам и угощать всех друзей и соседей.

Пасхальные ритуалы

Главные особенности того, как празднуют Пасху в России, пришли к нам из древности. Основным местом встречи Великого Воскресенья становится храм. Прихожане приносят с собой куличи и яйца, которые батюшка освещает в ходе торжественной . Она начинается вечером в субботу и продолжается до раннего утра. Эта служба называется Всенощной. Православные стараются надеть светлые вещи, чтобы в праздничной одежде встретить благую весть.

Около полуночи вся округа оглашается звоном колоколов, а священник объявляет всем собравшимся, что Христос Воскрес из мертвых. В этот момент наступает Пасха. Прихожане вслед за служителями церкви, несущими хоругви, выходят на Крестный ход.

Обойдя 3 раза вокруг храма, православные начинают поздравлять друг друга со спасением Иисуса. В народе этот ритуал называется христосованием. По традиции младший обращается к старшему со словами «Христос Воскресе!», в ответ слышит «Воистину Воскресе!». После такого традиционного приветствия принято 3 раза поцеловаться в обе щеки.

Ранним утром прихожане возвращаются домой, где накрывают праздничный стол. Пасху принято встречать в кругу семьи. Раньше в этот день в дом старших в роду съезжались все близкие, даже из самых дальних уголков страны. Сегодня Светлое Воскресенье отмечают более узким кругом, но праздник остается одним из главных семейных торжеств в году.

В советский период и 90-е гг. было принято ходить на кладбище в Пасху. Сегодня церковь говорит о том, что делать этого не нужно. Ведь для поминовения усопших существует специальный день. Родительская суббота отмечается вскоре после главного православного праздника.

По празднуют 7 дней. Этот период называют . Она заканчивается Красной горкой. В это время на Руси было принято играть свадьбы, так как этот небольшой отрезок времени предварял следующий религиозный пост и время, когда крестьяне начинали сеять зерно.

Сегодня семидневную пасхальную неделю соблюдают только глубоко религиозные, воцерковленные люди. Но 1 воскресенье после окончания Великого поста отмечают практически в каждой семье, в которой исповедуют православие.

Сложно найти человека, который не слышал бы о Пасхе. Даже у тех, кто не исповедует какую-либо религию, в этот праздник на столах можно увидеть крашеные яйца и куличи. В этой статье пойдет речь о том, как правильно встретить Пасху .

Далеко не все и крещеные люди знают об истинном значении православной Пасхи, о том, как проводить этот день, и что специфические блюда – отнюдь не самое важное в праздновании «торжества из торжеств», как называют Пасху верующие православные христиане.

Кстати, в виду того, что сегодня интернетом пользуются многие люди, поздравить с этим праздником помогут Христовой, которые можно бесплатно скачать на нашем сайте.

Подготовка ко встречи Пасхи

Прежде всего, следует знать, что празднование Пасхи связано с главным событием для всех православных христиан – воскресением Иисуса Христа. Поэтому верующие готовятся к этому дню в течение сорока семи дней Великого поста и Страстной седмицы. В этот период принято воздерживаться от пищи животного происхождения, развлечений, совершать дела милосердия, больше молиться дома и в храме, участвовать в Таинствах Церкви.

Существует мнение, что на Страстной неделе, особенно в Чистый четверг, нужно делать генеральную уборку дома, купаться в бане или проруби для очищения грехов и избавления от болезней. Но это не более, чем суеверие.

В это время в православных храмах совершаются важные богослужения, посвященные воспоминанию о последних днях жизни Иисуса Христа, его страданиях и смерти.

Утром Великого четверга верующие стремятся причаститься, а в Великую пятницу присутствовать на богослужении погребения Плащаницы.

Все дела по дому желательно успеть сделать в первые дни Страстной седмицы, а особо трудоемкие – на шестой неделе Великого поста.

Праздничная трапеза на Пасху

Приготовлению блюд для праздничного стола обычно посвящают время между богослужениями с четверга по субботу Страстной седмицы. Традиционно готовят куличи, творожные «пасхи», красят яйца. Своей формой в виде трапеции «пасха» символизирует пещеру, в которой похоронили Иисуса Христа. С дрожжевым тестом, из которого готовится кулич, сравнивают Христоса в Евангелии Царстве Небесном. Кроме того, приготовление кулича из дрожжевого теста является знаком перехода к Новому Завету от Ветхого, где традиционным хлебом были опресноки.


С крашеным яйцом связано предание о Марии Магдалине и римском императоре. Правитель не поверил проповеди святой о воскресении Христа, сказав, что скорее яйцо из белого станет красным, чем кто-либо воскреснет из мертвых. Мария попросила принести ей яйцо, и оно покраснело в её руках на глазах изумленного императора.

Таким образом, каждое блюдо пасхального стола имеет свою историю и значение. В Великую субботу и утром праздничного Воскресенья их освящают в православных храмах.

Не забывайте и про поздравления близки в этот светлый день. К примеру, вы можете послать .

День празднования Светлой Пасхи

Ночью с субботы на воскресенье верующие собираются на праздничное пасхальное богослужение. Во многих храмах утром также совершается служба для тех, кто не смог прийти ночью, а также чтобы причастить детей. Участие в праздничных богослужениях и причастие – основное в праздновании всех религиозных событий.

В сам день Святой Пасхи можно устроить праздничный обед или пойти в гости к близким и родным, но следует воздержаться от переедания и чрезмерного употребления алкоголя.

Празднование Пасхи длится всю неделю – эта неделя называется Светлой. Вопреки расхожему мнению, в это время не принято посещать кладбища и устраивать поминки – для этого существуют специально установленные Церковью дни.

В Светлое Христово Воскресенье, принято приветствовать друг друга словами « !» и отвечать «Воистину Воскресе!» Такое приветствие среди верующих звучит в течение сорока дней до Вознесения Господня.

Вот так вы можете правильно встретить Пасху и наполниться чистотой и положительными эмоциями в этот день, а также подарить их своим близким людям.

Комментирует священник Артемий Литвинов, настоятель храма в честь великомученика Артемия Антиохийского.

Заголовок статьи для православных христиан не вполне однозначен, потому что, казалось бы, каждый христианин имеет понятие о том, как праздновать Пасху Христову. Но почему же тогда так часто звучит вопрос: “А как правильно встретить праздник Пасхи?”

Христианское богатство кардинально отличается от мирского - если в миру мы будем раздавать то, что составляет наше богатство: деньги, имущество, иные материальные ценности, - то, непременно, обеднеем. У христианского богатства иное свойство: раздавая его - мы делаем себя богаче.

На вопрос, как правильно встретить Пасху, мне сразу приходит на ум один замечательный рассказ, раскрывающий в полной мере то, как следует встречать этот замечательный праздник.

Рассказ о сомневающемся в светлости праздника мальчике Мите, в котором, надеюсь, и вы найдете для себя много ценного

Наступила Страстная Суббота. Маленький Митя, продававший букетики фиалок, переходил от одного окна магазина к другому и не мог налюбоваться всем тем, что выставили владельцы магазинов для приманки покупателей.
“Ах, вот если бы купить хотя бы один маленький куличик! - думал Митя, стоя у окна булочной. – Как бы обрадовались мама, Катя и Женя!”.
Он развернул бумажку, в которой лежали деньги, полученные им за проданные фиалки. Там было всего десять копеек, а на них много не купишь. Правда, в руке мальчика остались еще два букетика, но когда еще продашь их!
Мите стало грустно. Он вспомнил, что его мама с самого утра хлопотала, чтобы приготовить что-нибудь к празднику, но у нее совсем не было денет. Когда-то, когда Митин папа еще был жив, у них всегда было очень весело на Пасху. А теперь...
«Светлый праздник, Светлый праздник! – пробормотал он. – Для кого Светлый, а для кого и нет!».
«По чем фиалки, мальчик? - Вдруг спросила какая-то женщина, подойдя к Мите. – Дай, голубчик, оба букетика, украшу и я пасхальный стол для дочки!». Женщина весело рассмеялась и сунула Мите в руку двугривенный, хотя фиалки стоили всего три копейки пучок. «Купи себе, миленький, куличик, разговейся на доброе здоровье! С наступающим Светлым праздником!».

У мальчика стало радостно на душе, он глубоко вздохнул и перекрестился

«Куплю сейчас самый маленький куличик, - подумал Митя, - а потом всем по одному яичку: маме – золотое, Кате – зеленое, а Жене – красное. Вот обрадуются все!».
Митя вошел в булочную и робко попросил толстого румяного булочника: «Дайте мне самый маленький куличик, но только, чтобы был вкусный». – «Хорошо, голубчик, - ответил булочник. – А расскажи мне прежде, сколько тебе лет, с кем ты живешь, что делает твой отец?». Толстый булочник так ласково смотрел на мальчика, что Митя невольно сразу проникся к нему симпатией и все откровенно рассказал. – «Ну, вот тебе кулич, мальчик, правда маленький, но очень, очень вкусный, - проговорил булочник, обсыпая сахаром небольшой куличик. – Неси его осторожно, а когда придешь домой, воткни в самую средину вот эту розу; я ее тоже заверну в бумагу».
На оставшиеся от покупки кулича деньги Митя купил всем по яичку и помчался домой, чтобы скорее обрадовать свою маму, сестру и младшего братишку. Мама, между тем, уже вымыла пол в комнате, приготовила детям чистое белье, накрыла стол старенькой скатертью. И грустно подумала о том, что ее деткам нечем будет разговеться. Ничего, кроме черного хлеба и чая, у нее не было в доме.

«Митя идет, Митя идет, - закричала Катя, - у него в руках пакет, а фиалки он, видимо, все продал». – «Здравствуй, мам, с наступающим Светлым праздником поздравляю вас всех! - торжественно проговорил Митя, кладя пакет на стол. – Вот, мама, тебе кулич, а это – яйца, только получите их, - обратился он к брату и сестре, - после заутрени.” – «Откуда у тебя, Митенька, такое богатство?» – удивилась мама. Митя рассказал ей про добрую женщину и веселого булочника. «Он такой любопытный, мамочка, такой любопытный, все расспросил; а все-таки славный!», - оживленно докладывал Митя.

Мама положила кулич на тарелку, а вокруг разложила яйца. «Надо воткнуть теперь розу, - сказал Митя, - булочник велел в самую средину. Дай, мама, я сам сделаю!». Митя отыскал среднюю точку в куличе, хотел всунуть туда цветок, но что-то в нем мешало сделать это. Митя расковырял довольно большой кусочек теста - и вдруг внутри что-то заблестело.

«Смотри, мамочка, что это там такое!?» – воскликнул Митя. Мама наклонилась и вынула золотую монетку в десять рублей

«Господи, что за чудо?» - перекрестилась она. «Это деньги, - закричали дети и запрыгали от радости вокруг стола, - теперь ты нам всего-всего накупишь!». – «Нет, детки, эти деньги не наши, - назидательно проговорила мама, - верно, булочник, нечаянно отдал этот кулич Мите. Скорее неси, сыночек, деньги в булочную», - продолжала она, обращаясь к сыну...

Через четверть часа Митя уже снова был в булочной. «Что скажешь, мальчик? Кулич, что ли, оказался невкусным?» – спросил будочник, увидев Митю. «Вы, вероятно, нечаянно продали мне не тот кулич, - ответил Митя, - вот возьмите – там был золотой». Булочник обнял Митю и поцеловал его в голову. «Эти деньги твои, голубчик, - сказал он. - Видишь ли, мне хотелось ради большого праздника доставить кому-нибудь радость. Вот я и запек в маленький куличек десять рублей. Я подумал, что тот, кто придет покупать самый маленький кулич, наверное, нуждается больше других, и для него будет большой радостью получить в самый день праздника такой подарок. Я не ожидал, что мне вернут эти деньги, а ты оказался даже лучше, чем я думал». – «Мама велела мне отнести золотой!» - пробормотал Митя, еле переводя дух от восторга. «Беги скорее, голубчик, домой; верно, у твоей мамы еще многого не хватает к празднику, а лавки, пожалуй, скоро закроют».

Митя помчался, как стрела, крепко зажав в руке золотой...

Все дети – и Катя, и Женя, и Митя – пошли вместе с мамой за покупками. У всех было так светло и радостно на душе. Митя взял у мамы целый рубль, разменял его на мелкие монеты и раздавал их всем тем, кто стоял у окон магазинов, не решаясь войти в них. Он вспомнил, как часа два тому назад ворчал, что Светлый праздник не для всех Светлый, и ему очень хотелось, чтобы всем людям было сегодня весело, и все могли разговеться хоть маленьким куличиком.
Часам к десяти у Митиной мамы уже все было готово к празднику. Рядом с маленьким куличиком стоял большой кулич, хорошенькие яички лежали в корзине с зеленью. Тут же на столе красовался беленький барашек из масла, и лежал большой кусок ветчины, украшенный розовой бумагой. Мама причесала детей, надела им новые воротнички и галстучки. Митя, Катя и Женя по очереди подходили к маленькому зеркалу и любовались своими обновками.
Раздался торжественный перезвон колоколов. Митя завернул в чистый платок маленький куличик, принесший им счастье, и пошел его освятить. Дети торопливо шли с мамой вслед за ним. Едва успели они придти в церковь, как грянул пушечный выстрел, которым обыкновенно в Страстную Субботу дают знать жителям невской столицы, что наступила полночь, и вместе с ней Светлый праздник. Вышел крестный ход, и певчие запели: «Христос воскресе!..».

«Христос воскресе, мама! – прошептал Митя, подавая яичко маме и целуясь с ней, - как светло и радостно мне сегодня! Вот уж, действительно, Светлый праздник». - «Воистину воскресе, сыночек, - ответила мама, - дай Бог, чтобы этот праздник был для всех деток на свете самым светлым и радостным!».

Вот такой круговорот радости в маленьком рассказе – все стали счастливее, радостнее и богаче

И женщина, отдавшая больше денег, чем стоили фиалки, и пекарь, положивший в куличик золотую монетку, и маленький продавец фиалок Митя, еще недавно сомневающийся в светлости праздника и получивший с помощью Божьей радость для всей семьи. И, надеюсь, каждый из Вас, прочитавший этот назидательный рассказ.

Всякая радость, а особенно пасхальная, удивительна тем, что когда ею делишься, она лишь увеличивается. В этом и заключается правильное празднование Пасхи.

Пасха – праздник не индивидуальный: себе, любимому - укрыться за трехметровым забором, поесть мяса после 40 с лишним дней поста и наесться куличей до отвала; Пасха - это праздник для всех.

Чем больше мы будем этой радостью делиться, тем больше она будет в нашей душе, в нашем сердце.

Пасхальная радость - это дар Божественной благодати, но он подается тем, кто ищет его. И, конечно, Пасхальные дни - это повод разрушить привычный «праздничный стереотип» и сделать так, чтобы наша радость не была только радостью плоти, но прежде всего - радостью сердца и духа.

Если мы хотим достойно встретить Пасху, надо сделать все возможное, чтобы жизнь пришла и поселилась в нашем доме, и осталась навсегда. Тогда мы сможем сказать, что не только день самого светлого Христова Воскресенья, но и все последующие дни нашей жизни будут Радостными, Светлыми, Пасхальными.

Главное - перед Пасхой не закрывать двери сердца своего, а всегда держать их открытыми для родных, для близких, для Бога. И тогда Пасха будет и сегодня, и завтра, и во веки веков.

Вот так правильно встречать Светлое Христово Воскресение.

С праздником Пасхи.

Христос Воскресе!

Почему Пасха — главный праздник года

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление». В этот день мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

Как происходит Богослужение в Пасху

При конце утрени священнослужители начинают христосоваться между собою в алтаре во время пения стихир. По Уставу «целование настоятеля с прочими иереи и диаконы во святом алтаре бывает сице: глаголет приходяй - «Христос воскресе«. Оному же отвещавшу - «Воистину воскресе». Так же должно совершаться христосование и с мирянами.

По Уставу священнослужители, похристосовавшись между собой в алтаре, исходят на солею и здесь христосуются с каждым из молящихся. Но такой порядок мог быть соблюдаем лишь в древних обителях, где в храме находилась лишь немногочисленная братия, или в тех домовых и приходских церквах, где бывало немного молящихся. Ныне же при громадном стечении богомольцев священник, выйдя с Крестом на солею, произносит от себя краткое общее приветствие предстоящим и заканчивает его троекратным возглашением «Христос воскресе!» с осенением Крестом на три стороны и после этого возвращается в алтарь.

О приветствиях и Лобзании в День Пасхи

Обычай приветствовать друг друга в Пасху этим словами - очень древний. Приветствуя друг друга с радостью воскресения Христова, мы уподобляемся ученикам и ученицам Господа, которые по воскресении Его «говорили, что Господь истинно воскрес» (Лк. 24, 34). В кратких словах «Христос воскресе!» заключается вся сущность нашей веры, вся твердость и непоколебимость нашего упования и надежды, вся полнота вечной радости и блаженства. Эти слова, ежегодно бессчетное количество раз повторяемые, всегда, тем не менее, поражают наш слух своей новизной и значением как бы высшего откровения. Как от искры, от этих слов верующее сердце воспламеняется огнем небесного, святого восторга, как бы ощущает близкое присутствие Самого блистающего Божественным светом воскресшего Господа. Понятно, что наши возглашения «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!» должны быть одушевлены живой верой и любовью ко Христу.

С этим пасхальным приветствием соединено и лобзание. Это древнее, идущее еще от времен апостольских, знамение примирения и любви.

С древнейших времен оно совершалось и совершается в дни Пасхи. О святом лобзании в дни Пасхи так пишет святитель Иоанн Златоуст: «Да памятуем и те святые целования, кои при благоговейных объятиях даем мы друг другу».

Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца

Обычай дарить друг другу на Пасху крашеные яйца появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.т Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным». Тут же на глазах императора свершилось чудо - яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры

Почему Церковь освящает пасхи и куличи

Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения.

Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» - «Христос воскресе» (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня - до Вознесения Господня.

О поведении православных христиан в Пасху

Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного Богослужения.

Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и святыми Тайнами наслаждайся. Ибо таким образом со Христом и мы купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище, или иное народное зрелище».

Древние христиане великий праздник Пасхи святили особыми делами благочестия, милости и благотворения. Подражая Господу, Своим Воскресением освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступников). Простые христиане в эти дни помогали нищим, сирым и убогим. Брашно (то есть еду), освященные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать на одного церковного Богослужения.

Что такоe артос

Слово артос переводится с греческого как «квасной хлеб» - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая.

Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим.

Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.

Как хранить и принимать артос

Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Как поминают усопших в Дни Пасхи

Многие в праздник Пасхи посещают кладбище, где находятся могилы их близких. К сожалению, в некоторых семьях существует кощунственный обычай сопровождать эти посещения могил своих родных диким пьяным разгулом. Но даже те, кто и не справляют на могилах своих близких языческих пьянственных тризн, столь оскорбительных для всякого христианского чувства, часто не знают, когда в Пасхальные дни можно и нужно поминать усопших.

Первое поминовение усопших совершается на второй седмице, после Фомина воскресенья, во вторник.

Основание для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой - разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей.

Как правильно поминать усопших

Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной.

По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым.

Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина.

Но особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

Прежде чем посетить кладбище, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именами усопших сродников для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами).

После Литургии нужно отслужить панихиду.

Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

Очень полезно жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Как вести себя на кладбище

Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в «Полном православном молитвослове для мирян» и в брошюре «Как вести себя на кладбище», выпущенных нашим издательством).

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

Московский Сретенский монастырь

Составление, набор, верстка, оформление «Новая книга», 1998 год

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»