В рейтинге орфограмм, на которые учащиеся делают ошибки при написании диктантов, эта, пожалуй, займёт верхнюю строчку. На уроке вы еще раз потренируетесь в написании слов с безударными гласными в корне слова.
Тема: Фонетика. Графика. Орфография
Урок: Безударные гласные в корнях слов
Учебное наблюдение
Выделим безударные о в корнях словах хло пки , апло дисменты .
Можете объяснить, почему в этих словах мы написали букву о ?
Гласную в слове хлопки проверяем, подбирая проверочное слово так, чтобы данная гласная была под ударением: хлпки - хлпать.
В слове аплодисменты написание буквы о мы запоминаем. Это непроверяемая гласная. Если у вас возникают трудности с написанием непроверяемой безударной гласной, обращайтесь к орфографическому словарю. Чем чаще вы пользуетесь орфографическим словарем, тем лучше вы запомните написание так называемых словарных слов.
Следует запомнить
Рис. 1. Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» ()
Лингвистическая задача
Двум ученикам было предложено вставить пропущенную букву в слове опздать и подобрать к нему проверочное слово. Первый ученик предложил проверочное слово поздно и вставил букву о . Второй ученик утверждал, что следует вставить букву а , поскольку проверочное слово опаздывать .
опздать - пздно
опздать - опздывать
Кто же из них прав?
Чтобы правильно решить эту задачу, нужно знать правило. Запомните! Безударные гласные о - а в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать/-ивать !
Таким образом, прав был первый ученик: в слове опо здать пишем букву о , потому что проверочное слово по́ здно.
Домашнее задание
Задание №1
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
1) Листы бумаги следует хорошо скр_пить. Перестаньте скр_петь дверьми!
2) В деревне мы не нашли ни одного ст_рожила. Объект ст_рожила рота солдат.
4) Девушка прим_ряла платье. Учительница прим_рила поссорившихся друзей.
5) Перед приготовлением блинов нужно нак_лить сковородку. Мама попросила нак_лоть орехи.
Задание №2
Распределите слова по колонкам в соответствии с буквами, которые вы вставили.
Апл_дировать, б_нзин, б_дон, в_нтиляция, в_стибюль, в_трина, вин_грет, гор_зонт, г_строном, гард_роб, д_легация, д_сциплина, к_литка, к_миссия, к_блук, к_лач, лот_рея, м_тель, об_яние, пласт_лин, пол_клиника, п_риод, провол_ка, т_бун, т_бурет, ф_нарь, ярм_рка.
Литература
1. Русский язык. Теория. 5-9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова - М.: Дрофа, 2008.
2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта - М.: Дрофа, 2010.
3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А.Ю. Купаловой. - М.: Дрофа, 2012.
Тема | Правописание безударных гласных в корне |
Цель | Организовать деятельность учащихся по закреплению знаний и умений осознанного написания слов с безударной гласной в корне слова. |
Задачи | Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о безударных гласных в корне, развивать умение подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне. Развивающая: развивать умение видеть и определять на слух орфограммы, устную речь, внимание, мышление; развивать умения выдвигать предположения, сравнивать, обобщать. Воспитательная : воспитывать познавательный интерес к русскому языку, чуткое внимание к слову. Здоровьесберегающая : обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов. |
Планируемый результат | Предметные: создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные в корне , решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности Метапредметные: Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД: формирование навыков работы с учебной информацией; умения самостоятельно формулировать выводы ; развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью; Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог; формирование умения выстраивать речевые высказывания в устной форме; развитие навыков сотрудничества в группах. |
Основные понятия | Безударные гласные, безударные гласные – проверяемые и непроверяемые, проверочные слова, проверяемые слова. |
Ресурсы | Интерактивная доска SMART (программное обеспечение SMART Notebook 11), презентация для интерактивной доски, проектор, интерактивные ПК RayBook для каждого учащегося, персональные компьютеры для учащихся (4 шт.) для работы на сайте . , документ – камера MimioView, тест для учащихся, созданный в программе easyQuizzy , толковый словарь русского языка С. И. Ожегова, карточки с заданиями. |
Межпредметные связи | Работа с информационными источниками |
Технологическая карта урока
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Тип урока: закрепление и обобщение
УМК: Школа 2100
Учитель: Пакшина Л. А
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
Подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу. Я рада начать урок. Надеюсь, что вы будете активными… Жду от вас красивых ответов.
Я думаю, что мы тоже будем верить в свои силы и у нас все получится.
Сложите слово из слогов на доске. (слайд 2 ) Интерактивная доска SMART
ФИ ЛО ЛОГ
Кто такой филолог?
Прочитаем: Филолог – специалист по филологии.
Какой возникает вопрос?
Значение незнакомого слова можно узнать в толковом словаре. Толковый словарь – это словарь, в котором объясняется значение слов. У меня есть известный толковый словарь русского языка С. И. Ожегова. Слайд 3.
Посмотрим при помощи документ – камеры значение слова «филология» прямо из словаря.
Документ – камера MimioView
Если определение слова вам трудно понять, то, если взять знакомые слова «язык» и «литература», станет ясно, что филология – наука о языках и литературе.
А вы изучаете языки? Какие? Слайд 4. (русский, английский и коми), значит вы тоже немного филологи. Продолжим изучать русский язык.
Обучающиеся улыбаются друг другу.
ФИЛОЛОГ
Высказывания учащихся.
А что такое филология?
Филология – совокупность наук, изучающих духовную культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве.
Русский, английский и коми языки.
Личностные: интерес к познанию русского языка, формирование положительного отношения к процессу познания .
Регулятивные: нацеливание на успешную деятельность.
Познавательные: Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать.
II этап.
Актуализация знаний.
Определение темы, целей урока.
Цель: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе, создать условия для формирования умения находить безударный гласный в корне слова.
Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. (слайд 5 ) Интерактивная доска SMART
Проверка у доски. Что можете сказать об этих словах? Какая орфограмма во всех этих словах?
Какое слово лишнее и почему? Подберите проверочное слово.
Интерактивная доска SMART
«Мозговой штурм».
Слайд 6
1. В каком ряду верно «закончено» правило:
«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово , …
1) чтобы на согласный падало ударение.
2) чтобы после согласного стоял гласный.
3) чтобы после согласного стоял гласный или согласный звук [Н].
4) чтобы на гласный падало ударение.
Слайд 7
2. В каком ряду в слове можно проверить безударный гласный в корне слова, изменив форму слова:
1) ковёр
2) шалун
3) волна
4) свисток
Слайд 8
3. В каком ряду в слове безударную гласную можно проверить:
1) тарелка
2) пальто
3) улица
4) часовой
Слайд 9
4. В каком ряду записано сначала проверочное слово, затем проверяемое:
1) весло – вёсла
2) чистый – чистота
3) шалун – шалость
4) гроза – грозный
Слайд 10
5. В какой строке в словах в корне 2 проверяемые безударные гласные:
1) положить
2) гороховый
3) переделать
4) заколосится
Кто сможет сформулировать тему урока?
А какие цели мы поставим перед собой на этом уроке? Воспользуйтесь словами подсказками на доске. Слайд 11
Интерактивная доска SMART
Как проверить безударную гласную? Расставьте части алгоритма по - порядку. Слайд 12 Интерактивная доска SMART
Учащиеся работают со словами на доске:
в.тер ч.тверг
п.года уж.н
обл.ко м..ря
Учащиеся вписывают пропущенные буквы.
Непроверяемая безударная гласная в корне.
В слове «моря» проверяемая безударная гласная в корне.
Лишнее слово «моря». Проверочное слово «море».
Чтобы на гласный падало ударение.
- волна
- часовой
Чистый – чистота
- заколосится
Правописание безударных гласных в корне.
1.Учиться видеть и слышать орфограммы в корне слова.
2. Применять правило.
3. Подбирать проверочные слова
Учащиеся складывают алгоритм на доске, передвигая части алгоритма.
Прочитай слово.
Поставь ударение.
Выдели корень.
Подчеркни безударные гласные в корне.
Подбери проверочные слова.
Обозначь орфограмму.
Личностные: ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; развитие умения обобщать, проводить анализ, синтез, сравнения, делать выводы; развитие умения совместно с учителем определять тему и цели урока.
Познавательные: воспринимать смысл предлагаемого текста, выделять нужную информацию.
Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками, воспринимать другое мнение и позицию.
Закрепление и применение знаний . Цель: уметь применять полученные знания на практике
Работаем с презентацией. Слайд 13 Интерактивная доска SMART
1. - Подберите проверочные слова, соедините проверочные и проверяемые слова. Обозначьте орфограмму.
….. - стр..ла
….. - к..л..сок
….. - б..р..да
….. - з..л..той
….. - в..шнёвый
….. - з..л..неть
….. - м..довый
Мёд,вишня, зелень, зелёный, бороды, бородка, колос, колосья, стрелы, золото, позолота, медовик, вишенка, вишнёвая, зеленеют, бородатый, колосится, стрелок, золотая.
Какие слова лишние и почему?
2. - Самостоятельная работа. Вставьте пропущенные буквы. Устно подберите проверочные слова. Слайд 14 Интерактивная доска SMART
1 вариант . С.лить; к.рмить; б.льной; д.лёкий; м.лчун; в.рить.
2 вариант. Св.тить; п.сьмо; пч.ла; уд.влять; з.рно; пл.сать.
Слайд 15. Самопроверка с доски. Оцените свою работу.
Всё ли верно выполнили? Где были допущены ошибки?
3. - Всегда ли, чтобы правильно написать букву безударной гласной в корне, достаточно подобрать проверочное слово?
Послушайте 2 текста.
«После школы я люблю поиграть и поласкать котёнка,» - сказала Дина. «А разве котят полощут?» -удивилась Света.
Мама пошла полоскать белье на речке. Я решила помочь ей.
Какие два слова с безударной гласной в корне одинаково произносятся, но по-разному пишутся? Какие проверочные слова можно подобрать? Какой вывод можно сделать?
Слайд 16. Интерактивная доска SMART
Работа в группе. Вспомните правила работы в группе.
Каждой группе даны предложения. В некоторых словах пропущены буквы. Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить написание буквы и значение слова. Для проверки воспользуйтесь толковым словарём на сайте грамота. ру .
1 группа
Гири брат мой поднимает,
Свою силу
разв..вает
,
А на крыше мой флажок
Разв..вает
ветерок.
2 группа
К старости наш дедушка очень
пос..дел
.
Он в саду на брёвнышко сел и
пос..дел.
3 группа
Зап…вать лекарство – зап…вать песню
4 группа
У Толи братишка пломбир весь сл..зал,
Пока тот с друзьями с забора сл..зал.
- Проверка. Представитель каждой группы объясняет написание слов. Работу группы можно увидеть на экране при помощи документ – камеры. Документ – камера MimioView
Посмотрите, как можно проиллюстрировать слова, которые вы проверяли. Слайды 17-20. Интерактивная доска SMART
4. - Проверочная работа на RayBook , тест «Безударные гласные». Выберите правильный ответ. Интерактивные ПК RayBook для каждого учащегося
Тест.
Какую букву надо вставить в слова?
1.Л..сёнок е и я
2.Кр..чать и е
3. Прош..гать о а
4. Покр..снели о а
5. Пот..мнело и е
Какую отметку получили за тест? Почему? Какие ошибки допустили?
Учащиеся выходят к доске и подбирают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы, обозначают орфограммы.
Учащиеся работают самостоятельно.
Проверяют и оценивают свою работу. Исправляют допущенные ошибки.
Учащиеся слушают тексты, определяют на слух одинаковые по звучанию слова. Подбирают проверочные слова, учитывая лексическое значение слова.
Вспоминают правила работы в группе.
Работа в группах. Учащиеся работают с заданием, пользуясь сайтом . на персональных компьютерах для учащихся
Представитель от группы объясняет выполнение работы. Все видят работу на экране.
Самостоятельно выполняют тест «Безударные гласные» в программе easyQuizz , получают отметку за работу.
Устно исправляют допущенные ошибки.
Личностные: формирование мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы ; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях; готовность к сотрудничеству и дружбе;
Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения, действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью; освоение доступных способов изучения с получением информации из информационных источников;
Познавательные: умение анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явления; умение работать с информацией, развитие операций мышления: сравнения, выделение нужного, обобщения, классификации; формирование умения работать с ИКТ;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные: формирование умения слушать и слышать, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса
Слайд 22. Интерактивная доска SMART
Какие цели ставили в начале урока?
Удалось ли выполнить поставленные цели?
Что нового узнали на уроке?
Как оцениваете свою работу?
Слайд 23. Интерактивная доска SMART
Я хочу закончить урок стихотворением.
Безударный в корне – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
Подводят итоги урока.
Личностные: ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Регулятивные: на основе результатов решения речевых задач делать выводы
Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать.
Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии
Здоровьесберегающая пауза
Цель: снять утомление мышц туловища, мобилизовать внимание учащихся к дальнейшей работе.
Здоровьесберегающая пауза, как этап урока в конспекте не прослеживается, так как выражена в виде смены динамических поз учащихся в течение всего урока.
Ссылка на видеозапись урока: https :// youtu . be / d 0 ACTmpUjk (На уроке присутствовали 11 учащихся, так как 20 ноября был актированный день)
Чубурова Кристина
Конспект урока «Безударные гласные в корне слова»
Здравствуйте, меня зовут Ксения Павловна. Я рада вас видеть. Ребята, на каждом уроке вы стремитесь сделать для себя открытие, получить новые знания. Вот и сегодня мы постараемся углубить знания и узнать новое. С маленькой удачи начинается большой успех. Улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи. В добрый путь за знаниями!
У вас на столах лежат оценочные листы, в течение урока мы будем оценивать свою деятельность на уроке .
Давайте вспомним, из каких значимых частей состоят слова ? (корень, суффикс, приставка.) А что самое главное в слове ? (корень) .
Ребята, а теперь давайте вспомним какие бывают гласные ? (ударные/безударные ) .
(1 слайд) Давайте подберем однокоренные слова слову - грОза ) грозы. Прежде чем поставить пропущенную букву, давайте составим алгоритм наших действий. Что же мы сделаем в первую очередь? - прочитаем слово , а следующее действие? - поставим ударение. Хорошо, а что дальше? - выделим корень. А еще? - подчеркнем безударную гласную . И последнее? - подберем однокоренное слово , чтобы безударная была под ударением .
Какую букву пропустили в этом слове ? Букву О
Послушайте внимательно стихотворение, и постарайтесь определить тему урока :
(2 слайд)
Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Поставь под ударение.
(3 слайд) Вы, наверное, уже догадались, как будет звучать тема нашего урока . Правильно, сегодня на уроке мы говорим о правописании безударных гласных в корне слова . А что узнаем? узнаем алгоритм и правила проверки . А чему же мы с вами научимся? Находить орфограмму - безударную гласную и подбирать проверочные слова .
(4 слайд) Ребята, я вам предлагаю найти безударную гласную в корне слов , используя алгоритм который мы разработали.
мОря – ставим под ударение моря, выделяем корень мор, подчеркиваем б/гл О, подбираем проверочное слово море .
Молодцы. Давайте сделаем предположение : почему написание безударных букв надо проверять ? (потому что только ударная буква слышится ясно и отчетливо) .
Так Что нужно сделать, чтобы проверить ? (Подобрать к словам с безударной гласной проверочные слова , чтобы безударная стала ударной ).
Оцените, пожалуйста, себя в оценочном листе на данном этапе, если у вас не было затруднений, и вы справились с заданием поставьте плюс в столбике «отлично» «хорошо» «неплохо» .
(5 слайд) Физминутка 12345-678910
А теперь, я предлагаю вам поработать в парах. А кто нам напомнит правила работы в паре? (6 слайд) . Работать должны оба. Один говорит, другой слушает. Свое несогласие высказываем вежливо . Если не понял переспроси.
Ребята, у вас на карточках надо найти слова с орфограммой - безударной гласной в корне слова , и подчеркнуть орфограмму.
З. л…неть, к…р…шок, сп…шить, л…сник.
Хорошо, какие орфограммы вы увидели здесь? А на какие две группы мы можем разбить данные слова ? Что необычного вы заметили? (две безударные гласные в корне ) . Как же их проверить? Можно ли сразу две безударных гласных проверить ? Как поступить в этом случае? (проверить двумя словами ) .
(7 слайд) Зеленеть - зелень, зелёный. Какие буквы вы вставите в этом слове ?
Корешок - корень, коренья. Какие буквы вы вставите в этом слове ?
А слово СПЕШИТЬ , как напишете? А как вы догадались?
Лесник? …
Оцените, пожалуйста, себя в оценочном листе на этом этапе, если у вас не было затруднений, и вы справились, поставьте плюс в столбике «отлично» , если были небольшие затруднения в столбике «хорошо» , а если у вас остались вопросы поставьте плюс в столбике «неплохо» .
(8 слайд) Ребята, давайте вспомним, какая была тема урока ? А что мы с вами узнали? Алгоритм и правило проверки слов с безударной гласной в корне слова . А чему мы с вами научились? (находить орфограмму- безударную гласную в корне слова и подбирать проверочные слова ).Справились мы с этой задачей? А где нам это пригодиться? Чтобы грамотно писать
Ребята, если у вас получились все плюсики в первом столбике, вы получаете оценку отлично, если вы ставили плюсики во втором столбике, вы получаете оценку хорошо, ребята, а есть те, кто ставил плюсики в третьем столбике? Нет, таких детей у нас нет.
Вы молодцы, прекрасно все работали на уроке , я горжусь вами. Давайте поаплодируем друг другу! Наш урок закончен .
Публикации по теме:
Конспект занятия «Изучаем гласные буквы» Подготовка к школе детей 6 – 7лет Изучение гласных букв по БУКВАРЮ Н. С. Жуковой Читаем букву А. 1. Знакомство с буквой (Букварь – Н. С.
Цель: Научить детей выделять безударную гласную и правильно ее писать. Задачи: 1. Развивать умение выделять безударную гласную в корне слова;.
Конспект образовательной деятельности «Пропавшие гласные звуки» Цель: дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме. Задачи: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять.
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме «Безударные гласные в корне слова» Предмет: русский язык Класс: 2 Тема:.
Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.
Конспект урока по русскому языку в 1 классе «Слова, отвечающие на вопросы ктоИ что?» Тема: "Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?»". Задачи: формировать у обучающихся умение различать слова, отвечающие на вопросы «Кто?.
Класс : 5
Тема: «Безударные гласные в корне слова».
Цели: Личностные :
- Осознание алгоритма успешного учебного действия.
- Осознание практической важности данного правила.
- Ценностное отношение к умению выявлять проблему, определять цель урока, выбирать действия по достижению цели, контролировать и оценивать свою работу и поученный результат.
Регулятивные:
- Умение принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей.
Предметные:
- Знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Оборудование: компьютер, проектор, экран, аудиозапись.
Ход урока
1.Орг. момент
Создание ситуации для психологического настроя.
Представьте, что мы в осеннем лесу. Глубоко вдохнули, выдохнули. Что вы почувствовали? (свежий воздух) Поверните лицо к солнышку, улыбнитесь ему, улыбнитесь друг другу, мне.
Ребята, обратите внимание на доску
Учитель: Мы убедились, что роль языка в жизни общества огромна и быть грамотным очень важно для общения людей. В этом вы убедитесь, прочитав небольшой рассказ «Письма»
Итак, прочитайте рассказ.
Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша - в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо:
«Здравствуй, Маша!
В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».
В ответ он получил такое письмо от Маши:
«Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»
Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.
Помогите Ване разобраться, в чем его ошибки. На какую орфограмму были допущены ошибки?
(Ответ: правописание безударных гласных в корне слова.)
Что нужно знать, чтобы правильно написать это слово?
Вспомните, что такое орфограмма.
Посмотрите, в какой части слова пропущена буква?
Почему мы не слышим чётко данный звук? Как называется такая позиция гласного звука?
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем уроке? Докажите правильность своего мнения.
Какую цель мы поставим перед собой?
Какие виды безударных гласных вы знаете? (Проверяемая и непроверяемая.)
Где мы можем узнать, как пишется безударные гласные в корне слова? (поработать с учебником, обратиться за помощью к интернету).
Учитель предлагает каждому самому решить, где они будут находить нужную информацию.
2.Изучение нового материала
Учитель организует повторение базовых понятий безударных гласных в корне слова (с помощью учебника). Взаимодействует с обучающимися, создает условия для оптимального усвоения материала.
1. Лингвистическая задача «Снежная сказка» (выразительно прочитать и найти однокоренные слова)
Снежная сказка.
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки.
Снегирь – в словарь
2.Кейсовый метод. Задание. Определить, на какие виды орфограмм даны слова в этом упражнении. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы.
Сп...шу в кино, сп...шу упражнение, св...ла гнездо, св...ла в
школу, резиновые м...чи, стальные м...чи.
При выполнении этих упражнений выясняется, как учащиеся понимают значение корня.
- «Четвертое лишнее»:
Менять, сменить, заменить, мина.
Волны, волнистый, вол, волноваться.
Изба, избаловать, избушка, избенка.
Давка, давить, давно, придавить.
Линючий, полинять, ленивый, вылинять. Лепка, лепить, прилепить, слепой.
Физкультминутка .
Упражнения для снятия усталости глаз.
1.Потереть ладонью о ладонь. Закрыть глаза и положить ладони на них.
2.Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак, большой палец вверх. Глаза закрыть и провести 3 раза большим пальцем левой руки по правой стороне, а правой рукой – по левой стороне надбровных дуг от переносицы до конца бровей.
- Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.
Уд..вительно (диво, дева), м..нять (мина, замена), л..пить (липко, лепка), расч..щать (честь, чисто), л..нивый (лень, линька), скр..пучий (скрепка, скрип), м..стерить (мастер, мост).
Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.
Пос..дел на скамейке - пос..дел от старости.
Сл..зал сливки - сл..зал с дерева.
Св..ла гнездо - св..ла пятно.
Пол..скать белье - пол..скать щенка.
Зак..лю булавкой - зак..лю здоровье.
Прим..рять платье - прим..рять друзей.
Острые м..чи - футбольные м..чи.
3.Закрепление изученного материала
Если безударные гласные в корне:
а) проверяются ударением, подобрать однокоренные слова или формы слова;
б) непроверяемые, проверить написание слова по словарю;
в) чередующиеся, найти условия выбора гласной в корне.
4.Итог урока
Продолжите фразу.
Я научился…
Я хотел бы…
Оказывается, что…
5.Оценивание
6.Домашнее задание
Базовый: упр.63 (пункт 1)
Повышенный: упр.63 (пункт 1,2,3)
Открытый урок по русскому языку во 2 «Д» классе
Тема урока: « Безударные гласные в корне слова».
Цель урока: повторить и закрепить правописание безударной гласной в корне слова;
Задачи урока:
Предметные:
Обобщить и систематизировать знания о правописании безударных гласных в корнях слов;
Развивать умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корнях и аргументировать написание в них безударной гласной;
Совершенствовать алгоритм правописания слов с безударными гласными в корне;
Способствовать формированию коммуникативных навыков: выслушивать мнения других и корректно их оценивать в процессе выполнения работы.
Метапредметные:
Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление;
Развивать умение распознавать проверяемые и непроверяемые гласные в безударных слогах, объяснять её написание, проверять себя;
Развивать умение анализировать, делать вводы;
Развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимательность, творческое мышление;
Развивать навыки самооценки;
Развивать умения работать в группе.
Планируемые результаты:
Различают проверяемую и непроверяемую безударные гласные;
Объясняют выбор орфограммы.
Тип урока: закрепление пройденного материала.
Форма урока: традиционная, с игровыми элементами.
Оборудование:
Учебник русский язык, 2 класс (авт. Р.Н. Бунеева, О.В. Пронина)
Музыкальное сопровождение
Алгоритм проверки безударной гласной
Рисунок тетушки совы. Посылка почтовая, конвертики с заданиями
«Орфографический словарик», «Толковый словарь для учащихся начальных классов»
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня на уроке русского языка у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними, посылая свои добрые улыбки гостям и друг другу.
Прозвенел сейчас звонок
В класс вошли вы на урок.
За окном сейчас прохладно,
Мы работать будем ладно.
Cамое последнее слово - ладно . Что означает это слово? Где мы можем найти ему объяснение? Конечно, в толковом словаре Ожегова. Это один из самых важных источников информаций.
(ЛАДНЫЙ, -ая, -ое; -ден, -дна, -дно (разг.). 1. Во всех отношениях хороший. Выражает согласие, хорошо, да.)
Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.
Учитель:
1. - Откройте тетради, запишите число.
2. - Я вам сейчас загадаю загадки,
А вы постарайтесь найти к ним отгадки!
Жёлтый фрукт. Он очень сладкий.
Не нужна и шоколадка.
Я сушить его могу,
Получу я курагу.
Отвечай мне на вопрос.
Что же это? - …(АБРИКОС
)
Очень густо он растет,
Незаметно он цветет,
А когда проходит лето,
Мы едим его конфеты,
Не в бумажке, а в скорлупке –
Берегите, детки, зубки! (ОРЕШНИК
)
Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (ЕЛЬ
)
Наклонилась над водой, ветви опустила.
Словно девица свои волосы помыла.
Так лирична и красива!
Догадались? Это – ...(ИВА
)
Стоит чудо-дерево,
На дереве – мячики:
Летом – зеленые,
Осенью – румяные. (ЯБЛОНЯ
)
Какие это буквы? (гласные)
Как можно назвать их одним словом? («опасные»)
Когда эти буквы будут «опасные» на письме? (когда они будут в корне слова и безударными )
Какова тема нашего урока? БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА (тема урока на слайде)
Минутка чистописания .
Делу время, потехе час.
Послушайте мой рассказ.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь!
Задание: Определите порядок написания букв и запишите.
Аа Оо Ее Ии Яя
III . Постановка учебной задачи.
(вызываю к доске ученика)
– Запиши, пожалуйста, окна – окно
- Поставь ударение, какой первый звук слышишь в слове «окно»?(а ) Какой – в слове «окно»? (о )
Что ты можешь сказать об этих гласных звуках? (В русском языке в корне однокоренных слов под ударением и без ударения могут произноситься разные гласные звуки, но на письме они обозначаются одной и той, же буквой )
- Каким словом является «окно »? (проверочным )
- Скажите, пожалуйста, что такое «проверочное слово »? (проверочное слово это слово с ударным гласным в корне слова )
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Какую гласную писать,
Сразу надо повторять!
Вывод:
Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать )
Систематизация и обобщение.
Когда я пришла сегодня в школу, то перед дверью в класс, я увидела посылку, адресованную 2 «Д».
Давайте я открою ее и посмотрим, что же там внутри? (открываю посылку )
Здесь разные конвертики, и письмо от умной совы. (вывешиваю картинку совы )
Задание 1. (конверт красный)
Ребята, создайте 3 группы, рядом со второй партой (раздаю карточки)
Задание: - Прочитайте слова. Вставьте пропущенные буквы.
В…РОБЕЙ Р..КА
Д..РОГА М..РЯ
ГОР..Д Д..МА
В…СЕЛО Н..РА
К..РАНДАШ СН..ГА
(Проверка по очереди, смотря, какая команда задание выполнила быстрее )
Определите, есть ли в этих словах орфограмма «Безударная гласная в корне слова»?
Как вы это определили, что в этих словах есть данная орфограмма? (Мы слышим другие звуки )
Молодцы! Сядьте все, пожалуйста, на свои места (дети садятся за свои парты).
Физкультминутка
Итак, продолжим нашу работу.
Ребята, посмотрите внимательно на эти слова.
Чем отличаются слова 1 и 2 столбиков?
(в 1 столбике безударную гласную нельзя проверить, во 2 столбике безударную гласную можно проверить ).
Как можно проверить безударную гласную?
Какой существует алгоритм? (читаю слово, ставлю ударение, выделяю корень, изменяю слово или подбираю однокоренные слова и нахожу проверочное, пишу слово или вставляю букву, обозначаю орфограмму )
(Вывешиваю алгоритм)
Задание 2. (открываю синий конверт)
Запишите слова второго столбика себе в тетрадь, также в столбик и подберите проверочные слова к словам второго столбика (работа в тетради ).
Река – реки
Моря – море
Дома – дом
Нора – норы
Снега – снег
Вывод:
Итак, как можно проверить безударную гласную в корне слова? (безударную гласную можно проверить, подобрав проверочное слово ).
3. Задание: Запишите слова в тетрадь, вставив попущенные буквы по памяти.
КАРАНДАШ
V . Закрепление материала. (Открываю желтый конверт)
А сейчас у нас с вами будет очень интересная парная исследовательская работа.
(Раздаю карточки)
Задание: Внимательно посмотрите на предложения и данные слова к ним.
Подберите проверочное слово и вставьте пропущенную букву в проверяемое слово и объясните (работа на карточках)
Котенок сл…зал сметану.
ЛЕЗЕТ СЛИЗНУЛ
ЛИЖЕТ СЛЕЗАЕТ
Миша сл…зал с дерева.
Проверка:
Какое слово выбрали?
Почему это слово является проверочным? Какое имеет значение?
Какие слова не будут являться проверочными и почему?
Какую безударную гласную выбрали?
Каким алгоритмом пользовались?
Вывод:
Какие же слова могут быть проверочными для написания безударной гласной в корне слова? (Слова, с ударной гласной в корне слова ).
Физкультминутка.
Я буду называть слова, если слово будет являться проверочным – вы приседаете, если слово – проверяемое, то вы подпрыгиваете.
(Снежок, снежный, водный, водяной, травинка, травушка, земля, река, реки, домашний, дом, коса, косы, след, следы)
Итог урока. Рефлексия.
Какую орфограмму повторяли на уроке? (Буква безударного гласного в корне слова ).
Закончите предложения:
1. Гласная, на которую падает ударение в слове, называется – (ударной)
2. Гласная, на которую не падает ударение в слове, называется – (безударной)
3. В проверочном слове гласная в корне….. (всегда ударная)
4. В проверяемом слове гласная в корне …. (всегда безударная)
Как проверить безударную гласную в корне слова? (изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной ).
Что делать, если безударную гласную в корне слова проверить нельзя?