Что такое сандрик в архитектуре. Фасонные элементы, парапеты, сандрики. Линейные покрытия на фасадах зданий

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

К атегория: Кровельные работы

Кровельные работы на фасадах зданий

В строительстве к кровельным работам, помимо покрытия крыши, относятся также и все виды работ на фасадах зданий, при выполнении которых применяется листовая кровельная сталь, а именно: заготовка и навеска водосточных труб, покрытие всех выступающих частей на фасадах зданий (поясков, сандриков) и оконных отливов.

Изготовление элементов водосточных труб вручную

Водосточная труба, предназначенная для стока воды с кровли, состоит из водоприемной воронки, прямых частей - звеньев, колен (соединяющих прямые звенья в местах выступов стен) и отлива (отмета), отводящего воду от стены здания. Части водосточной трубы показаны на рис. 1.

Диаметр водосточных труб определяется в зависимости от площади крыши, с которой вода стекает в одну трубу.

При расчете диаметра водосточных труб на 1 м2 ската крыши принимается примерно от 1 до 1,5 см2 сечения водосточной трубы.

Изготовление прямых звеньев

Заготовка для прямых звеньев водосточных труб выкраивается из кровельных-листов, при разметке которых необходимо

Изготовление водоприемной воронки

Водоприемная воронка состоит из ободка (обечайки), конуса и стакана (рис. 2, а).

Нижняя деталь воронки (стакан) делается диаметром, равным диаметру водосточной трубы, и высотой 120…150 мм для всех типов труб. В конусе воронки нижнее отверстие всегда равно диаметру трубы, а верхнее -в 2,5 раза больше. Высота конуса колеблется от 1,25 до 1,5 диаметра трубы.

Диаметр ободка равен диаметру верхней части конуса, а высота составляет 0,75 диаметра трубы.

Обычно при заготовке водосточных труб листы кровельной стали размечаются и разрезаются поперек на две-три или четыре полосы в зависимости от диаметра трубы. Наиболее часто применяются трубы диаметром 140 и 215 мм.

Для получения труб диаметром 140 мм лист разрезается поперек на три части, а диаметром 215 мм - на две части, или же звено изготовляется из целых листов стали, свертываемых подлинной стороне листа.

При изготовлении прямых звеньев труб нарезанные части листов соединяются попарно лежачим фальцем. Затем по длинным кромкам заготовленной картины делается отгиб (в разные стороны) для соединения этих кромок лежачим фальцем (при свертывании картины в трубу). Отгиб делается у одного конца уже, чем у другого (с разницей до 4 мм), с целью получения диаметра одного конца трубы меньше другого, что облегчает стыкование звеньев друг с другом при сборке. После этого производится свертывание картин в трубу и уплотнение фальца.

Рис. 1. Водосточная труба

Рис. 2. Водоприемная воронка (а) и построение ее шаблона (б)

Построение шаблона производится следующим образом. На листе стали или картона вычерчивается по линейке боковой вид воронки, который строится в зависимости от диаметра трубы (стакана). Затем продолжают линии БГ и АВ конуса до пересечения в точке О - вершине конуса (рис. 30, б). Рядом вычерчивается шаблон развертки конуса воронки, на котором из точки О проводят циркулем две окружности: одну радиусом, равным ОБ, и другую радиусом ОВ.

От произвольной точки Б, лежащей на большой окружности, откладывают (по длине окружности) с помощью шнура длину окружности верхнего раствора конуса и прибавляют на фальцы до 10 мм.

После вырезки стали по заготовленному шаблону производится отгиб фальцев, выкатка конуса на оправке и соединение фальцев.

Стакан и ободок изготовляются так же, как и прямые звенья труб. Заготовленные части воронки отбортовываются кровельным молотком и соединяются между собой. В верхнюю часть ободка закатывается проволока или в ободке делается отгиб бортика.

Заготовка колен и отливов

Вырезка колен выполняется по предварительно заготовленному шаблону. Наиболее распространенными являются колена под углом 45°.

Переходное колено между воронкой и водосточной трубой состоит из трех звеньев 1, 2, 3 (рис. 3, а).

Заготовки звеньев раскраивают на одном листе кровельной стали (рис. 3, в), причем вначале на куске листа делают шаблон переходной кривой по данным косого среза звена. Пользуясь шаблоном переходной кривой и заданными фальцевыми припусками, делают разметку всех трех заготовок. После разрезки заготовки выкатывают, а затем соединяют одинарными лежачими фальцами (рис. 3, б). Элементы колена соединяют фальцовкой.

Рис. 3. Заготовка Звеньев переходного колена а - соединение звеньев (1-3); б - сечение фальцев колена; в - раскрой звеньев

Для соединения патрубков между собой по краям их производят отгиб кромок (бортиков). Эта операция выполняется на оправке верстака (рис. 4, а, б). В зависимости от направления стока воды, в одном патрубке делают одинарный отгиб (4 мм), а в другом - двойной (7 мм).

После примерки соединения делают вторичный отгиб (рис. 4, в) и окончательно соединяют части колена (рис. 4, г). Затем производят свалку фальца (рис. 4).

Построение и вырезка шаблонов секционных (наборных) колен выполняются аналогично заготовке шаблонов для простых колен, причем ширина вырезки отдельных секций колена принимается (при изготовлении колена под углом 45°) равной половине диаметра трубы, деленной на число секций.

Рис. 4. Отгиб кромки и соединение звеньев колен

Отливом (отметом), служащим для отвода воды от здания, заканчивается водосточная труба внизу. Отлив изготовляется и соединяется с патрубком так же, как и части колена. Соединительный фальц в месте перелома загибается на вертикальную часть. Наружный край отмета срезается и отбортовывается.

Для направления воды из желобов в воронку устраивается лоток длиной 300…400 мм, устанавливаемый в вырезах настенных желобов.

Механизированное изготовление водосточных труб

Изготовление вручную большинства элементов водосточных труб (колен, воронок, отливов) требует от кровельщиков высокой квалификации и является весьма трудоемкой операцией. Поэтому в таких крупных городах, как Москва и Ленинград, почти полностью перешли на централизованное изготовление водосточных труб. Ленинградский завод «Стройдеталь» Глав-ленинградремстроя полностью обеспечивает стройки города водосточными трубами механизированной заготовки.

При централизованном производстве элементов водосточных труб наборные колена и отливы не изготавливаются, так как эта операция трудно поддается механизации. В связи с этим при массовой централизованной заготовке эти элементы делают гофрированными (рис. 5, а), применяя специальные штампы, благодаря чему не только значительно снижается трудоемкость работы, но и повышается качество продукции.

Централизованное изготовление элементов водосточных труб производится в специальном цехе, оборудованном вальцовочными станками, ручными и приводными зиг-машинами, специальными штампами для штамповки деталей труб.

При заготовке деталей труб вручную резка (раскрой) листовой стали выполняется с помощью ручных вибрационных электроножниц (см. рис. 5, д). Такие ножницы обычно подвешиваются (за крюк на корпусе) над кровельным верстаком.

Ножницы состоят из корпуса, в который вмонтирован электродвигатель с кривошипно-шатунным механизмом, преобразующим вращательное движение эксцентрикового вала в возвратно-поступательное движение верхнего иожа. В нижней части ножниц имеется направляющая улитка с прикрепленным к пей нижним неподвижным ножом. Резка производится верхним ножом при проходе листа через направляющую улитку.

Централизованная заготовка водосточных труб осуществляется поточно-расчлененным методом. Сначала на приводных пресс-ножницах сталь раскраивается (нарезается) но заданным размерам для изготовления отдельных деталей водосточных труб (прямого звена, колена, отлива, конуса и ободка воронки и пр.), затем поступает на штамповочный станок для отгиба фальцев (для образования продольного шва в трубах). После этого на вальцовочном станке нарезанные листы стали свертываются в трубу. Верхний рабочий валик стайка имеет откидное приспособление, открыв которое можно поднять валик и отвести его в сторону для освобождения выкатанного листа. Наконец, на специальном прессе производится уплотнение (склепывание) продольного фальца.

Рис. 5. Элементы водосточной трубы механизированной заготовки и воронка

Далее звенья трубы обрабатывают последовательно на зиг-машинах для образования на концах труб трех поперечных валиков (ребер жесткости) с одновременным устройством на одном конце вмятин для свободного стыкования при навеске. На этом процесс заготовки прямых звеньев заканчивается.

Рис. 6. Технологическая схема механизированной заготовки элементов водосточной трубы

Гофрированные колена и отливы изготовляют из прямых труб. Для этого готовые (свернутые в трубу) звенья поступают на особый штамповочный пресс, где обрабатываются по спосо бу эксцентричного гофрирования (в коленах делается по 6…7 гофр, в отливах - по 4).

Срезка выходного отверстия в отливе осуществляется на виброножницах после гофрирования.

Процесс заготовки водоприемной воронки следующий. Для изготовления частей водоприемной воронки (ободка, конуса, стакана) в нарезанных листах стали на зиг-машине отбортовы-ваются кромки для фальцев и производится выкатка конуса воронки. После этого воронку собирают из заготовленных деталей с фальцовкой ободка, конуса, стакана между собой (рис. 33, б). Следующей операцией является закатка на зиг-машине проволоки в верхнюю кромку ободка воронки, и, наконец, последняя операция-соединение воронки с коленом.

Технологическая схема механизированной заготовки элементов водосточных труб на заводе «Стройдеталь» Главленинград-строя показана на рис. 34.

Водосточные трубы изготовляются из стали с массой листа 5…6 кг. Труба должна быть гладкой и ровной, так как всевозможные неровности и вмятины способствуют ее разрушению. В этих вмятинах могут скапливаться грязь и лед. Куски льда, обрушиваясь по трубе, расшатывают стыки ее отдельных звеньев.

Применение ручных и приводных станков при централизованном изготовлении элементов водосточных труб значительно увеличивает производительность труда на этих работах и улучшает качество продукции. При этом стоимость продукции снижается более чем на 50%.

Навеска водосточных труб

При навеске труб по фасаду здания в местах, где стены имеют выступающие элементы (пояски, карнизы), рекомендуется прорезать карниз, что дает возможность устанавливать трубу без перегиба. Надо помнить, что всякие перегибы водосточных труб вызывают их засорение и поломку. В местах прохождения труб сквозь горизонтальные тяги устанавливаются манжеты из кровельной стали.

Навеску водосточных труб производят в два приема. Сначала устанавливают стремена (ухваты), а затем навешивают элементы водосточных труб.

Гнезда в каменных стенах для пробок под стремена пробивают шлямбуром конструкции Г. Я. Когана. Он представляет собой стальной стержень сечением 20X20 мм, длиной 180 мм. Один конец стержня заострен на длину 50 мм и имеет также квадратное сечение. Противоположный конец его заканчивается бойком в виде головки-заклепки, по которой во время работы ударяют молотком. На стержень насажена круглая рукоятка длиной 250 мм.

При пробивке гнезд после двух-трех сильных ударов молотком по шлямбуру последний поворачивают за рукоятку в новое положение и снова наносят удары. Квадратное сечение стержня способствует удалению мелочи из гнезда, поэтому вынимать шламбур во время работы не требуется. С целью снижения трудоемкости работ при устройстве отверстий для стремян применяют электросверло.

Рис. 7. Одноместная люлька-кресло для навески водосточных труб 1 - поворотная консоль; 2 — ящик для инструмента; 3 - сиденье деревянное; 4 - упор для ног; 5 -- ограждение; 6 - секторное ограждение

Установку стремян начинают с крепления двух маячных (верхнего и нижнего) стремян, причем нижнее стремя ставят на поле стены по отвесу после установки верхнего. Остальные (промежуточные) стремена устанавливают между крайними на расстоянии друг от друга 1,3… 1,4 м, забивая их в стену на глубину 120 мм. В каменных стенах стремена забивают в швы кладки или укрепляют на деревянных пробках. Стремена должны охватывать трубу более чем на половину ее окружности. Загнутые концы их (рогачи) соединяют проволокой, туго закручиваемой при помощи плоскогубцев или бородка. При применении стремян на болтиках последние завертывают гаечным ключом.

Водосточные трубы из оцинкованной стали следует крепить к стенам здания на оцинкованных стременах, причем навеску ведут не сверху вниз, а снизу вверх; это повышает производительность труда кровельщиков и улучшает качество работ.

Части водосточных труб (звенья, колена, воронки) при сборке соединяются с запуском в стыках на 70… 100 мм. Запуск должен быть плотным и делается по ходу стекающей воды. Воронку крепят к карнизу мягкой отожженной проволокой или к лотку желоба на заклепах. Трубы должны отстоять от стены на 100… 150 мм.

Отливы следует навешивать на расстоянии 30…40см от панели. Низко навешенный отлив зимой врастает в лед, образующийся из вытекающей из трубы воды, а брызги от высоко навешенного отлива разрушают отделку цоколя и стены здания.

Работа по навеске труб выполняется обычно звеном в составе двух кровельщиков, один из которых работает с люльки, а другой находится внизу и обеспечивает вертикальное перемещение люльки и подачу звеньев труб. В таких условиях работающий внизу, как правило, загружен не полностью. Ленинградские кровельщики предложили организовать работу звеньями-тройками, в которых кровельщик, работающий внизу, обслуживает попеременно двух рабочих в люльках. Такая организация работ является наиболее рациональной, так как снижает трудовые затраты на 30%.

Для навески труб применяется усовершенствованная люлька-кресло (рис. 35), изготовленная из газовых труб. Она имеет де-ревяннное сиденье, прочный упор для ног и ограждение. Сверху сделано секторное ограждение в виде козырька из кровельной стали. В верхней части люльки имеется поворотная консоль с блоком для подъема звеньев водосточных труб. На люльке укреплен ящик для инструментов.

Инвентарные металлические консоли конструкции инж. Д. В. Дубицкого (рис. 36, а) для подвески люлек и подъема материалов широко используются в Ленинграде. Они крепятся без большого раскрытия кровли.

Металлическая консоль состоит из двух полуферм, сварен-рых из уголков сечением 35X35X5 мм и газовых труб диаметром 19 мм. Полуфермы на стыке соединяются между собой планками из полосовой стали 40X6 мм на болтах. Один конец консоли снабжен грузоподъемным блоком, на другом конце консольной фермы установлен крепежный болт длиной 500 мм и диаметром 25 мм. Масса собранной из двух частей консольной фермы 75 кг, грузоподъемность - до 250 кг, общая длина консоли 5200 мм.

Консоль доставляется на объект в разобранном виде. Каждая полуферма подается на крышу здания по лестничной клетке отдельно, что при ее массе 38 кг и длине 2600 мм не представляет затруднений. На крыше обе полуфермы соединяют девятью болтами. Через раскрытый гребень кровли болт пропускают на чердак. Под стропила через проушину болта вставляют газовую трубу длиной до 3 м, которую крепят скобами к двум соседним стропильным ногам. Благодаря простоте конструкции такие консоли могут быть изготовлены в любой построечной мастерской, имеющей электросварочный аппарат и токарный станок.

Для предохранения настенного желоба от смятия консольной фермой под ее конец у стенки желоба укладывается деревянная подушка.

Применяются также металлические консоли в виде целых ферм (а не полуферм), но это осложняет их транспортировку на крышу.

Инвентарная консоль конструкции инж. А П. Колодея может быть использована и для подвески люлек. Крепление ее производится без большого раскрытия кровли.

Рис. 8. Инвентарные металлические консоли для подвески люлек и подъема материалов а - конструкции инж. А. В. Дубицкого: 1 - консоль; 11 общий вид; 1 полуфер-мы; 2 - уголок; 3 - планки; 4 - болты; 5 - блок; 6 - крепежный болт; б - конструкции инж. А. П. Колодея; 1 - двутавровая балка № 10; 2 - серьга; 3 - блок люльки; 4 - кре нежный болт; 5 - отрезок газовой трубы; 6 - металлическая пластина; 7 - деревянная подушка; 9 - стопорный винт

Консоль (рис. 8, б) изготовляется из стальной двутавровой балки № 10. На свешивающемся конце этой балки укреплена серьга, к которой подвешивают блок люльки. Противоположный конец балки срезается так, чтобы часть нижней полки двутавра была открыта. В этой полке есть отверстие для крепежного болта. Под концом балки, расположенным на крыше, гребневый фальц кровли вскрывается для пропуска крепежного болта. На нижнем конце крепежного болта имеется кольцо, в которое пропускается отрезок газовой трубы, прикрепляемой скобами к двум соседним стропильным ногам. Между этим концом балки и кровлей прокладывается стальная пластина, укрепленная на двух деревянных брусках, которая предохраняет от смятия раскрытый гребневый фальц кровли.

Для предохранения настенного желоба от смятия балкой под ее конец у стенки желоба укладывается деревянная подушка, которая шарнирно соединена с хомутом, надетым на балку. Хомут может передвигаться вдоль балки и закрепляться в требуемом месте с помощью стопорного винта с барашков.

Применение инвентарных консолей конструкции А. П. Колодея и А. В. Дубицкого для подвески люлек исключает необходимость большого раскрытия кровли, и таким образом предотвращает проникание дождевой воды на чердак здания. Вода, стекающая по скату крыши, проходит под стальной пластиной консоли, причем гребни фальца препятствуют попаданию ее через отверстие у крепежного болта.

В ленинградском тресте Фасадремстрой для ремонта и окраски фасадов зданий, а также навески водосточных труб и линейных окрытий, применяется коленчатая электрифицированная вышка (рис. 9).

Шарнирные двухсекционные вышки Ш2СВ-14 или Ш2СВ-18 изготовляются на Ленинградском литейно-механическом заводе по проекту инж. Р. Н. Уланова. Для зданий высотой в три-четыре этажа применяются вышки II12CB-14, для зданий в пять и более этажей - вышки Ш2СВ-18.

С одного объекта на другой вышки буксируют автомобилем; на объекте они перемещаются при помощи собственного механизма передвижения.

Вышка состоит из ходовой и новоротной частей, а также подъемных устройств и электрооборудования, смонтированных на металлической раме. Поворотный круг вышки имеет нижнюю опорную, среднюю поворотную и верхнюю удерживающую части. Подъемное устройство вышки представляет собой две трубчатые фермы с шарнирами и механизмами подъема.

Рабочая кабина люльки свободно подвешена на вильчатом конце верхней фермы вышки, два фрикционных зажима уменьшают ее раскачивание.

Электрифицированная вышка обслуживается одним рабочим, ею можно управлять с двух электропультов, один из них располагается внизу на поворотной части, другой - вверху а люльке.

Рис. 9. Коленчатая электрифицированная вышка для фасадных работ

Вышка обслуживает с одной стоянки 8…9 м фронта работ по фасаду, ее секционные фермы легко обходят подвески трамвайных и троллейбусных линий, а также балконы, эркеры, карнизы и другие выступающие части зданий.

Управление перемещением рабочей кабины люльки как по горизонтали, так и по вертикали во время работы производится рабочим, находящимся в кабине, с помощью расположенного в ней электропульта.

Устойчивость и неподвижность вышки при выполнении работ по ремонту фасадов или навеске водосточных труб обеспечивается домкратами, расположенными в четырех углах тележки.

Применение электрифицированной вышки значительно увеличивает производительность труда кровельщиков по навеске водосточных труб и улучшает условия для безопасной работы.

Навеску водосточных труб можно производить также при помощи самоходной автовышки.

Наибольшее распространение на строительных объектах в Ленинграде получила вышка ВИ-23, смонтированная на базе автомобиля ЗИЛ-151 или ЗИЛ-157. Она состоит из телескопических частей (пяти труб) и двух лебедок для ее подъема. Привод подъемного механизма вышки осуществляется от двигателя автомобиля. Грузоподъемность вышки 200 кг, максимальная высота подъема рабочей кабины 21 м.

Линейные покрытия на фасадах зданий

Для предохранения от разрушения верхняя часть поясков и сандриков на фасадах зданий, а также наружных отливов у оконных проемов покрывается кровельной сталью.

Выступающие части на фасадах зданий покрывают предварительно заготовленными листами или картинами. При заготовке листы кровельной стали режут на полосы требуемой ширины, равной ширине покрываемой конструкции, с запасом 100…120 мм на загибы кромок. По длине эти полосы соединяются между собой в картины двойным или одинарным лежачим фальцем.

По сторонам листа или картины, примыкающим к кладке, отгибаются кромки шириной 20…40 мм; по противоположной стороне, образующей свес покрытия, производится отгиб отворотной ленты (капельника).

Обработка свеса (взамен отворотной ленты) может производиться закаткой в кромку проволоки. Отгиб отворотной ленты или обработка свеса путем закатки проволоки выполняется аналогично заготовке картин для карнизных свесов или настенных желобов.

При покрытии поясков и сандриков верхняя кромка листа или картины укладывается впритык к кирпичной кладке стены и прибивается к ней 25.,.50-мм гвоздями через 15….20 см (рис. 38). Выдру образует выступ штукатурки стены.

С противоположной стороны образуется свес покрытия, который укрепляется отожженной тонкой проволокой (2…3 мм), пропущенной через два отверстия в листе и своими концами привязанной к гвоздям, забитым через 50 см в стену под свесом покрытия.

Покрытие подоконных отливов производится так же, как и покрытие поясков и сандриков, с той лишь разницей, что верхняя кромка покрытия прибивается гвоздями не к стене, а к оконной коробке.

Рис. 10. Покрытие поясков, сандриков и оконных отливов

Значительное разнообразие архитектурных форм и типоразмеров выступающих частей на фасадах зданий затрудняет предварительную централизованную (вне стройплощадки) обработку (заготовку) кровельной стали для их покрытия. Заготовка же элементов для линейных покрытий на фасадах зданий непосредственно на строительном объекте позволяет изготовлять эти элементы по месту, учитывая их размеры.

При обработке кровельной стали непосредственно на объекте необходимо для механизации процесса применять простые легкие приспособления или станки, допускающие свободную их доставку с объекта на объект и легко укрепляемые на любом кровельном верстаке, такие как станок конструкции ленинградского кровельщика В. Я. Белобородкина.

Станок конструкции В. Я. Белобородкина имеет небольшие габариты и массу, он несложен в сборке и позволяет производить заготовку кровельных листов различных профилей, необходимых для линейных покрытий на фасадах зданий.

Рис. 11. Фальцегибочный станок конструкции В. Я. Белобородкина для заготовки линейных покрытий на фасадах а - общий вид станка; б – схема работы; 1 - опорный уголок; 2 - прижимная пластина; 3 - гибочный уголок; 4 - рукоятка прижимной пластины; 5 - скоба гибочного уголка

Станок (рис. 11, а) состоит из следующих основных частей: опорного уголка размерами 100ХЮ0Х12 мм, длиной 1700 мм; прижимной пластины сечением 12X100 мм, длиной 1550 мм; гибочного уголка размерами 80Х30ХЮ мм, длиной 1700 мм.

Передняя грань прижимной пластины скошена под углом 30° на ширину 30 мм. К задней грани пластины приварено ребро жесткости на уголке размерами 45X45X5 мм. Прижимная пластина и гибочный уголок вращаются на приваренных к ним полуосях в правой и левой опорах, прикрепленных к опорному уголку. Прижимная пластина снабжена съемной рукояткой, а гибочный уголок - скобой.

Сборку станка производят следующим образом. Опорный уголок и боковые опоры крепят болтами к кровельному верстаку. Прижимную пластину вставляют одной полуосью в отверстие левой опоры, а другой - в паз правой опоры. На эту полуось надевают упорную втулку, которую закрепляют стопорным болтом. Гибочный уголок правой полуосью вставляют во втулку правой опоры, а левой полуосью - в отверстие левой опоры. Разборку станка выполняют в обратном порядке.

Схема работы на станках по отгибу кромок в листах для линейных покрытий показана на рнс. 39, б.

Применение станка конструкции В. Я. Белобородкина по сравнению с работой вручную повышает производительность труда в 2…3 раза.

Устройство венчающих карнизов из листовой стали

Венчающая часть здания, как правило, оформляется карнизом, зачастую сложного профиля. Обычно карнизы вытягиваются по шаблонам. Это одна из трудоемких операций при производстве штукатурных работ на фасаде, требующая высокой квалификации рабочих-штукатуров. В го же время срок службы таких карнизов относительно небольшой, что приводит к частым ремонтам, а иногда, при недосмотре, и к обрушению штукатурки. Кроме того, штукатурные работы но вытягиванию или ремонту таких карнизов можно производить лишь в определенных температурных и атмосферных условиях. Эти обстоятельства заставили строителей искать новые, наиболее рациональные способы устройства венчающих карнизов.

В системе Главленинградремстроя на заводе «Стройдеталь» освоено централизованное изготовление сборных венчающих карнизов из оцинкованной кровельной стали в виде коробов различного архитектурного профиля длиной 1420 или 2000 мм. Такие металлические короба доставляются на строительные объекты и укрепляются на фасаде здания.

Короба из стали отличаются простотой изготовления и навески на фасадах. Применение их значительно удешевляет строительные работы, не ухудшая при этом качества архитектурного оформления фасадов. Возможность обрушения таких карнизов при эксплуатации зданий исключается. Карнизы-короба из кровельной стали можно устанавливать в любое время года.

Рис. 12. Конструкция крепления на фасаде здания сборных металлических карнизов а - профиль карниза; б - конструкция крепления карниза: 1 - деревянная кобылка; 2 - стропильная нога; 3 - подстропильный брус; 4 - доска; 5 - схватка

Крепление на фасаде здания сборных металлических карнизов производится (рис. 12) с помощью деревянных кобылок, пришиваемых гвоздями к стропильной ноге или подстропильному брусу. Кобылки делаются из досок толщиной 50 мм, обработанных с торца по профилю карниза, и устанавливаются на расстоянии 700 мм друг от друга. Под кобылкой в стену заделывается доска, которая скрепляется с кобылкой двумя схватками из досок толщиной 25 мм.

Металлические карнизы из оцинкованной стали крепятся к деревянной несущей конструкции оцинкованными гвоздями в местах вертикальных и горизонтальных швов. После установки карнизы окрашиваются масляной краской в цвет фасада.

При устройстве сборных карнизов из кровельной стали вместо штукатурных стоимость работ снижается в среднем на 50%.

Монтаж линейных покрытий на фасадах зданий (поясков, сандриков, сборных металлических карнизов), как и навеска водосточных труб, ведется (при отсутствии лесов) с передвижной коленчатой электрифицированной вышки или автовышки.

К кровельным работам относят также заготовку и навеску водосточных труб и покрытие всех выступающих частей на фасадах зданий (поясков, оконных отливов и сандриков).

Элементы водосточных труб (колена, во-частей зданий. В ленинградском тресте «Фасадремстрой» успешно применяется для предварительной обработки кровельной стали непосредственно на объекте специальный фаль-пегибочный станок. Он имеет небольшие габариты и вес, несложен в сборке и позволяет заготовлять кровельные листы различных профилей.

Станок состоит из следующих основных частей: опорного уголка длиной 1700 мм, прижимной пластины длиной 1550 мм и гибочного уголка длиной 1700 мм. Передняя грань прижимной пластины скошена под углом 30°. К задней грани пластины приварен для жесткости уголок.

Пластина и уголок вращаются на полуосях в правой и левой опорах, приваренных к уголку. Прижимная пластина снабжена съемной рукояткой, а гибочный уголок - скобой.

Сборка станка производится следующим образом. Опорный уголок и боковые опоры крепят болтами к кровельному верстаку. Прижимную пластину вставляют одной полуосью в отверстие левой опоры, а второй - в паз правой. На эту полуось надевают упорную втулку и закрепляют стопорным болтом. Гибочный уголок правой полуосью, вставляют во втулку правой опоры, а левой полуосью - в отверстие левой опоры.

Для покрытия оконных отливов вместо листовой стали иногда применяют асбестоце-ментные плиты (рис. 13). Их укладывают на постель из цементного раствора и прикрепляют шурупами или оцинкованными гвоздями к оконной коробке.

Рис. 13. Устройство оконных отливов из асбестоцементных плит: а - асбестоцементная плита; б - разрез проема с плитой



- Кровельные работы на фасадах зданий

Элементы выдающиеся из плоскости несущих стен, а также эстетические элементы на фасадах сооружений закрывают специальной сталью или черепицей, что позволяет уберечь данные элементы от воздействия осадков и не допустить избыточного увлажнения несущих стен. В случае если угол склона выступающих элементов не менее 50%, то используют черепицу, а если менее то специальную сталь.

Компоненты защитных покрытий производят в оборудованных мастерских с использованием верстаков на основе детальных карт и рисунков, все замеры производятся с натуры. Компоненты принято изготавливать таким образом – сдвоенные картины, состыкованные между собой двойным лежачим фальцем или одинарным с подсечкой. Одна из продольных кромок подвергается отгибу, которых предназначен для фиксации в борозде (на 2,5 – 3 см.), на второй кромке загибают капельник на расстоянии 5 – 7 см от края пояска. Все остальные размеры обмеряют непосредственно на месте.

Картины поясков изготавливают на основе листов стали. Изгибание листов осуществляется киянкой. Если имеется возможность, то ширину листа заготовки делают так, чтобы при продольном сечении не было лишних частей.

Монтаж подоконных сливов, сандриков и поясков производят с выносом из плоскости несущей стены на 5-7 см. Выступающие элементы с углом склона не более 30% закрываются специальной (кровельной) сталью. Для плотного крепления картин, необходимо, чтобы основание обладало ровной поверхностью.

Картины изготовленные из стали фиксируются на сандриках и поясках с применением T-образных костылей, которые фиксируются ершами, а последние в свою очередь заделывают при помощи раствора на основе песка и цемента. Сами картины при монтаже соединяются с перекрытием на 10 см. Верхняя кромка картины фиксируется к основанию при помощи деревянных пробок или дюбелей. Для покрытия ПСПС по линии уклона более 30% в зависимости от длины применяют черепицу (пазовую, плоскую, ленточную), фиксируемую при помощи раствора.

Сандрик

СА́НДРИК -а; м. Архит. Архитектурное украшение в виде карниза или небольшого фронтона над оконным или дверным проёмом на фасаде здания.

са́ндрик

небольшой карниз, расположенный над проёмом окна или двери на фасаде здания, иногда опирающийся на консоли. Часто завершается фронтоном.

САНДРИК

СА́НДРИК, небольшой карниз, расположенный над проемом окна или двери на фасаде здания, иногда опирающийся на консоли. Часто завершается фронтоном.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "сандрик" в других словарях:

    Декоративная архитектурная деталь в виде небольшого карниза, расположенного над проёмом окна или двери на фасадах зданий (реже в интерьерах). Сандрик иногда опирается на консоли и завершается фронтоном. Сандрик. (Источник: «Популярная… … Художественная энциклопедия

    Декоративный архитектурный элемент в виде небольшого карниза. Сандрик располагается над окном или дверью. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов небольшой карниз или фронтончик над дверью или окном, иногда опирающийся на кронштейны… … Строительный словарь

    - (зодч. терм.). Карниз или украшение под окном. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. САНДРИК Карниз над окнами. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их… … Словарь иностранных слов русского языка

    Карниз, фронтон, щипец, выступ Словарь русских синонимов. сандрик сущ., кол во синонимов: 4 выступ (61) карниз … Словарь синонимов

    Сандрик - – декоративный архитектурный элемент в виде небольшого карниза. Сандрик располагается над окном или дверью … Словарь строителя

    Муж., ·зодческ. карнизик или украшенье над окном. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    сандрик - Небольшой карниз или фронтончик над дверью или окном, иногда опирающийся на кронштейны [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные понятияэлементы зданий и сооружений EN… … Справочник технического переводчика

    сандрик - Карниз або фронтон, який влаштовується над вікном або дверима і часто підтримується двома кронштейнами. Серед них найпоширенішими являлися: сандрик лучковий з дугоподібним фронтоном. сандрик прямий у вигляді простого карнизу. сандрик трикутний з… … Архітектура і монументальне мистецтво

    Сандрик - декор. архит. деталь в виде небольшого карниза над проемом окна или двери. С. иногда опирается на консоли и завершается фронтоном. Сандрик … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Декоративная архитектурная деталь обычно в виде карниза или фронтончика (иногда опирающихся на кронштейны), расположенных над оконным или дверным проёмом на фасадах зданий (реже в интерьерах). Сандрик … Большая советская энциклопедия

Вставай! Иди! Гудок зовет… Не часто сейчас читают стихи Маяковского. Не то что раньше. Вспоминаю, как лучшая ученица нашего класса декламировала поучительный стишок о безнадежном бездельнике и оболтусе Власе: Без чаю и без калача выходит, еле волочась. Пошагал и встал разиней: вывеска на магазине. Грамота на то и есть! Надо вывеску прочесть!

Этическая тема труда и безделья практически не вызывала в наших малолетних рядах живого отклика, но в сюжете была своя изюминка, которая озадачивала аудиторию.

Честно говоря, я и теперь думаю, что бедняга Влас в данном случае был прав на все сто. Для чего же нужна вывеска, как не для того, чтобы на нее глазеть? И, вообще, рассматривать окружающее полезно. Ручаюсь, если уставиться на фасад старинного здания словно заправский зевака, то предстанет зрелище прелюбопытнейшее.

Как называется «эта штучка»?

Что там можно увидеть? А потом долго разглядывать? Да массу интереснейших вещей: колонны, мужские и женские головки, фигуры кариатид и ангелочков, морды львов, лица античных героев, пятиконечные звезды, вазы, лепные гирлянды, розетки…

Но сегодня говорить будем не об этих штучках из арсенала декоративного оформления фасада. Ведь на нем есть еще кое-что любопытное. Наши предметы всегда на виду, но, странным образом, их обычно не замечают.

Фасады домов умеют говорить

Вот, например, сандрик. Ну, сколько людей, услышав это слово, удивленно округлили глаза? Ах, и вы не знаете, что он собой представляет? Ну, это мы мигом исправим! Учтите, что с разной публикой здания разговаривают по-разному.

Чем лучше подготовлен человек, тем больше приятных открытий сулит ему созерцание случайного здания или выдающегося памятника зодчества. «Насмотренные» глаза специалиста видят больше и могут полноценно читать все сообщения архитектуры, что во многом недоступно массовому зрителю. Но учиться ведь никогда не поздно…

Что такое в архитектуре пояски, сандрики и обломы

Что такое карниз, известно каждому из нас. Его, как элемент, отделяющий плоскость крыши от вертикальной плоскости стены и выступающий вперед, придумали древние греки.

Изначально предназначенный принимать на себя удары природных сил – ветра, косых дождевых потоков и прямого солнечного света, он со временем стал украшением фасада. Более того, весь современный фасадный декор ведет свои корни из Древнего Мира - истинной колыбели европейской культуры.

Давайте пройдемся по купеческому Саратову. Взгляд, пробегая по фасадам, устремляется к небу. Обратите внимание на карниз – общий для всех зданий завершающий или венчающий их элемент. Видите, насколько разным он может быть?

Его самая главная часть – выступающая вперед плита, под ней поддерживающее уширение, а ниже идет горизонтальная полоса стены, называемая фризом, на которой могут помещаться разного рода украшения.

Карниз – крупный и сложный по структуре элемент. Он дробится на ряд горизонтальных форм, сечение которых по вертикали – то есть профиль – может быть или прямолинейным, или округлым, или даже сложно криволинейным. Тем не менее в терминах архитектуры любой из этих непохожих друг на друга профилей с равным правом носит странноватое название «облом».

Ну а эпоха Ренессанса получила свое название потому, что возродила интерес к античности. И это было естественно, ведь итальянские архитекторы постоянно перед своими глазами имели великолепные древние образцы – иногда лишь фрагменты построек, иногда целые и вполне прилично сохранившиеся, несмотря на вековые попытки варварски разобрать их на исходные стройматериалы.

Карниз, придуманный античными архитекторами, в период Возрождения получил новую трактовку и стал иметь несколько разновидностей, каждый со своим специальным названием:

  • Тот выступ, что завершает верхнюю часть стен, поддерживает свес крыши и соотносится со всем зданием, визуально завершая его силуэт, это венчающий карниз.
  • Декоративная полоска-карниз между этажами, что выступая из плоскости стены как бы подчеркивает ее горизонтальное членение на составные части, в терминах архитектуры носит название пояска. Кладка поясков может быть невероятно разнообразна, с простым и сложным рисунком.
  • И, наконец, сандрик - узкий карнизик, своеобразная небольшая полочка над оконным или дверным проемом. Его забавное название несет в своей основе значение «доска» или «настил», происходящее из латинского языка.

Не желаете погрызть сухарик?

Эпоха Ренессанса породила бесконечное разнообразие форм и деталей, оживляющих стены, она дала вторую жизнь античным узорам, украшавшим еще древние храмы. Теперь их рисунок снова возник как на фасадах возводимых зданий, так и на страницах трудов о зодчестве. Кстати, и кирпич, которым пользуются и поныне в строительстве, придумали римляне.

Вот на валике под карнизом чередуются яйцеобразные формы с подобиями листочков. Это ионики, очень древний орнаментальный мотив, таким еще двумя тысячелетиями ранее римские зодчие любили украшать свои монументальные сооружения.

Иногда по низу ионика идут, чередуясь, мелкие шарики, продолговатые цилиндрики, округлости в виде зерен чечевицы. Украшения такого вида называются бусами, а если они состоят только из кругляшей, то тогда их именуют горохом.

А еще для вящей красоты существуют сухарики! Также наследие античной архитектуры.

В отличие от известных хлебобулочных изделий они в архитектуре не съедобны: сухарики представляют собой ряд обращенных к низу прямоугольных выступов на карнизе, а элементы, одноименные с аппетитной многослойной выпечкой – язычки - это перевернутые ступенчатые пирамидки.

Наряду с лепными фигурными опорами, кирпичными кронштейнами-язычками, идущими в мерном ритме, украшают карнизы.

Здесь на фасаде виден еще один элемент декоративного украшения здания – глухой аркатурный пояс. Подобные ему аркатурно-колончатые пояса широко применялись в древнерусской архитектуре при оформлении стен.

В облике каждого старинного дома видно стремление к индивидуальности, похоже это было вопросом престижа для каждого домовладельца. Здесь венчающий карниз образован широким поясом с рядами сухариков, язычков и арочных мотивов.

Хотя междуэтажные пояски тоже набираются рядами сухариков и язычков, но куда чаще они представлены иными орнаментальными узорами.

Приемы орнаментальной кирпичной кладки

Наверное, сейчас не найти человека, который бы не знал, как выглядит рисунок «витрувианского человека». Знаменитое изображение Леонардо да Винчи с раскинувшим руки человеком, вписанным в круг и квадрат, названо в честь Витрувия - отца архитектурной теории, который жил во времена Юлия Цезаря и Августа.

И этот Марк Витрувий Поллион в своем трактате отметил: «В Египте строить нужно здания одного вида, в Испании требуются дома иного рода. Поскольку одни страны находятся прямо под ходом солнца, земли вторых лежат далеко от его пути, а третьи находятся меж них посредине». Римлянин имел в виду, что все элементы архитектуры, используемые при оформлении фасада, рассчитаны на восприятие здания в дневное время. Ведь тогда вечерней подсветки не было!

В палитру художественных возможностей зодчего входит умение создавать узоры при кладке стен из кирпича. Древнерусские мастера сумели отыскать те формы, которые прекрасно выглядят в условиях нашего природного освещения – и при ярком небосводе, и в рассеянном свете облачного неба.

Поясок, орнамент которого составлен из кирпичей, образующих зигзаги, называется бегунец. Так выглядит этот старинный декоративный элемент русского зодчества.

Не правда ли, подобная кладка создает эффект движения? Потому-то она и бегунец. Узор стал использоваться в русской архитектуре с середины XIV века.

Невероятно красивы на старинных домах Саратова пояски, где ряд кирпичей уложен «елочкой» к поверхности стены, отчего наружу выступают их углы на манер зубьев пилы. Этот вид кирпичной кладки - кстати, он такой же старинный - называется поребриком.

Эти узоры широко применялись при строительстве как по отдельности, так и в разных сочетаниях. Иногда пояски такой орнаментальной кладки дополнялась декоративными арочками.

Выразительную ленту горизонтального узора из висячих ступенчатых зубцов создает так называемый городчатый пояс. На доме кирпичные узорные выкладки набраны из «городка».

О связанном с историей сандрика

Хвалить что-то напрямую в России не принято. В том числе реальные предметы человеческой культуры. Но если что вызывает к ним уважение и симпатию, так это сопричастность с великими или солидный возраст. Что касается сандрика, то поиски его исторических корней уже заставили нас спуститься в замшелые глубины веков к храмам богов в акрополи древнегреческих городов, где сей предмет, своеобразной ступенькой на стене, исправно и незаметно служил по своему прямому назначению.

Но он также несет на себе знак избранности, поскольку был осчастливлен вниманием двух гениев архитектуры. Сначала это был гениальный архитектор-самоучка Филиппе Брунеллески, шесть веков назад прославившийся возведением каменного купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Он был первым, кто перестал слепо следовать принципам античности в оформлении деталей. После его творческих проектов сандрики стали использовать для украшения фасадов, причем они обретали все более замысловатый вид.

А через сто лет им стал великий Микеланджело, благодаря которому руст, колонны, пилястры, наличники, сандрики над окнами и прочие декоративные элементы архитектуры эпохи позднего Возрождения были заимствованы как образцы для подражания и таким путем разошлись по фасадам общественных зданий, дворцам и особнякам разных европейских стран.

Как могут выглядеть сандрики

Элемент самых разнообразных форм:

  • Начиная с вида бесхитростной прямой полочки,
  • Иметь классический вид карниза с треугольным или дугообразным фронтоном,
  • Впрочем, ему не возбраняется иметь фронтон произвольной композиции,
  • В поле которого может ничего не быть или находиться декоративное наполнение,
  • Сандрик также может быть украшен по центру замковым камнем,
  • Или быть разорванным посередине,
  • А по бокам опираться на два кронштейна.

Или иметь все это в разных сочетаниях. Кстати, во всех метаморфозах сандрик в большинстве случаев не утрачивает своей утилитарно-защитной функции.

Посмотреть на фото сандрики

Что и говорить, внешний облик здания оказывает большое влияние на человека, особенно при выборе места проживания. Но, даже если просто спешишь по своим делам, невольно бросаешь взгляды на дома, мимо которых проходишь.

Уже упоминавшийся выше римский гражданин однажды записал: Красота в архитектуре достигается приятным и нарядным видом сооружения и тем, что соотношения его членов соответствуют должным правилам соразмерности .

У меня нет знаний профессионального градостроителя, потому я говорить не буду ни о каких гармонично выдержанных пропорциях, раз о них и понятия не имею. Из-за чего - тут я повинно опускаю голову – вполне могла пропустить какие-либо интересные экземпляры саратовских сандриков, украшающих как памятники архитектуры, так и просто старинные дома города.

Что же касается «приятного и нарядного», то тут уж не обессудьте. Я старалась отобрать самые-самые из огромного объема фотографий, но ведь все очень субъективно.

Иногда так трудно разглядеть детали – фасады домов со стороны улицы затеняют старые деревья, растущие вдоль тротуаров.

Зона образцовой простоты

Рекомендации затрагивали уличные фасады домов, которые должны были быть выдержаны в канонах классической архитектуры, но не содержали указаний и запретов относительно боковых стен, фасадного вида со стороны двора и внутренней планировки.

В Саратовской губернии общественные и жилые здания теперь стали возводиться по специально созданным для нашего города «образцовым» проектам. Нет, конечно, собственник был в праве предложить свой вариант дома, но власти чрезвычайно неохотно одобряли подобные вольности в зодчестве.

Зато в предлагаемых редакциях зданий не возбранялось использовать при строительстве что-то из приемов декоративной кладки, например, те же поребрики, бегунцы, городчатые пояса, чтобы на фасаде эффектно заиграли свет и тени.

Кстати, само слово «классика» исходит от латинского classicus в значении «первоклассный», «образцовый». И проектные дома характеризовались всеми основными чертами, присущими классическому стилю:

  • Четкой геометрической формой,
  • Гладкими стенами светлых тонов, наличием ордера, сдержанным декором,
  • Прямоугольными или полукруглыми окнами.

Если пройтись по улицам с подобной типовой застройкой первой половины XIX века – например, по Московской, Челюскинцев или Мичурина, то можно почувствовать колорит и дух старого Саратова.

Если окна на доме часто сравнивают с глазами, тогда сандрики на фасаде можно смело уподобить бровям на лице. На стенах, лишенных особой отделки, над прямоугольными и полуциркульными глазами-окнами можно увидеть вот такие прямые и дугообразные брови. Карнизики над окнами самые простые, но даже такие сандрики преображают фасад, делая его фактурным.


Уже с некоторыми изысками

Своеобразие здания во многом определяется формой и размерами оконных проемов, а также характером их декоративного оформления. Обычно окна обрамляются с боков и сверху наличниками, которые могут быть самых затейливых очертаний. Сандрики размещают либо непосредственно над наличником, либо отстоящими от него на некотором расстоянии. Хотя ничто не мешает поместить сандрик над окном даже в том случае, когда оно вовсе обходится без наличника.

Чаще всего встречаются карнизы в виде прямоугольной конструкции, треугольные – с фронтоном той же формы, лучковые – с фронтонами дугообразной формы. Лучковые они потому, что напоминают лук с тетивой. Лаконичные и простые их формы нередко бывают безо всякого декоративного наполнения.

Иногда карнизы разных форм идут чередуясь: например, лучковые с треугольными, или, например, как здесь – с прямые с фронтонами и треугольный сандрик.

Порой сандрики покрывают кровельным железом, его ажурный край похож на реснички.

Посмотрите, как тут каждый кирпичик сандрика подтесан и подогнан на свое место!

Прямые сандрики, верные спутники окон домов в классическом стиле, порой бывают не совсем прямыми: вот карниз ступенчатый, этот – ломаный, тот – с внешним заострением посередине дуги похож на перевернутый и немного деформированный киль корабля.


Угадайте, сколько владельцев у этого старого дома, где карнизы «конем»? Впрочем, о деревянных сандриках чуть ниже.

Отогнутые ушки, консоли и фризы

Между наличником и карнизом может располагаться фриз – полоса декоративной композиции.

Иногда наличники по бокам имеют симметрично расположенные выступы. Это так называемые ушки, они бывают прямоугольной и фигурной формы.

Привычную нам форму вертикального прямоугольника окно обрело в эпоху расцвета Ренессанса, тогда же оно получило сандрик, украсилось фризом и стало подпираться по бокам консолями, которые крепились на пилястрах, полуколоннах или занимали свое место прямо на стене.

На историческом здании аптеки фигурные опоры для карнизов имеют форму спирального завитка.

Мировая волюта

Здесь нет никакой грамматической ошибки. И речь пойдет не о рублях, долларах или евро. И даже не о феномене 21 века – биткоинах. Пришла пора узнать еще один из тайных кодов архитектуры. Волюта – так называют архитектурный элемент в виде завитка. Вот такая орнаментальная деталь в обрамлении окна.

Аттик с волютами. Обратите внимание на сандрик, украшенный по внутреннему периметру мелкими сухариками.

Здесь волюты использованы при оформлении сандрика.

Какими еще бывают сандрики с волютой?

Можно указать нескольких вариаций этой характерной архитектурной детали:

  • Гладкий завиток,
  • Объемный,
  • Скульптурно проработанный виток волюты;
  • Между завитками может находиться – акротерий – центральный декоративный элемент, он может предстать в виде переплетающихся колец, розетки, плетенки, пальметты и т.д.

На этом сандрике – привет из Венеции! – эффектное украшение в виде стилизованной раковины морского гребешка.

Не спеша смакуем детали

Одной из характерных особенностей колонн ионического ордера служат закрученные спиралью завитки на капителях. Их красоту Витрувий сравнивал с кудрями в женской прическе. Посмотрите, как использование полуколонн и прямого сандрика способно придать окну торжественно-парадный вид. Стиль классицизм!

Очень благородно при оформлении оконного проема смотрится сандрик с треугольным фронтоном, который опирается на полуколонны.


Люблю бродить зеленым улицам старого Саратова, где все доступно взгляду и мило сердцу. И каждый раз видишь что-то новое, нечто, пропущенное ранее. Например, вдруг увидишь, что за декор располагается в плоскости фронтонов, картуши, гирлянды или маскароны. И как невыразимо приятно делать такие маленькие открытия…

Как тут не вспомнить о Микеланджело, в творчестве которого специалисты находят истоки архитектуры барокко! Это с легкой руки великого мастера на колоннах и пилястрах зданий появились так называемые «разорванные» сандрики.

Замковые камни россыпью

Строители древнего Рима знали много секретов. Среди прочего, они умели возводить перекрывающие большие пролеты прочные сводчатые и арочные конструкции. При кладке арок последним клался камень особой формы, который должен был как бы заклинивать свод. Этот замыкающий камень в терминах архитектуры получил название «замковый».

Присутствие подобного замкового камня можно обнаружить в оконном проеме.

Иногда клинообразный или пирамидальный элемент украшает по центру прямоугольный или арочный сандрик. И тогда он выступает вперед из плоскости карниза. Замковый камень может быть гладким или выделяться орнаментальной обработкой.

В середине замкового камня вставка под шлифованный бриллиант.

Замковый камень украшает картуш - свиток с надорванными краями.

Разновидностью замкового камня является так называемый «веерный замок», состоящий из крупного центрального камня и двух меньших по бокам, расположенных наподобие веера.

Считается, что дополнение в виде замковых камней наиболее характерно для классицизма, но встречается и в барокко. Что и говорить, лепнина всегда придает зданию индивидуальность.

Маскарон на замковом камне.

Слепые, двойные и тройные

На фотографии одно из прекрасно сохранившихся каменных зданий Провиантских складов братьев- . О них и их знаменитом особняке у Липок рассказывается здесь. Добротное, с прямоугольными нишами в стене, имитирующими оконный проем, кто поверит, что оно построено в 1879 году. Только не подумайте, что некогда это были настоящие окна, которые почему-то заложили кирпичом, Нет, такова была изначальная задумка архитектора.

Художественно оформлены были не только слепые окна. Посмотрите, так выглядит ажурная труба на их крыше. Недаром склады – архитектурный памятник!


Внутри складов сейчас – запустение, беспорядок, следы серьезного пожара. Но есть задумка спасти забытые здания от разрушения и дать им новую жизнь, превратив в центр современного искусства. Со временем тут появятся выставочные залы, мастерские, кинозалы, кафе…

Не только фальш-окна представляют собой редкостные диковинки. В море обычных окон нет-нет да и попадаются более сложные варианты проемов в стене для света. Так выглядят сандрики над сдвоенными оконными проемами.


Оформление над тройным окном.

Лучковые сандрики соединяясь в непрерывный волнообразный пояс, образуют выразительный декор.


Вот такие экземпляры. Но очень жаль, что на нашей экскурсии нам пришлось не только встретиться с архитектурными изысками Саратова, но и воочию увидеть, как они разрушаются без подлинно хозяйского догляда.

И еще. К сожалению, на зданиях почти нет оконных переплетов в их первоначальном виде. Ну, может быть, в единичных случаях. А как хорош был их оригинальный вид!


Известно, что дерево подвержено старению. Об этом и о том, каков срок его службы, много написано в статье . Да тут еще случилась повальная замена окон на пластиковые стеклопакеты, что порой радикально переменило и упростило их облик.


Что не можно глаз отвесть

По латыни «arcus» значит «дуга». Арки красивы. В них заключена естественная грация, словно в выгнутой спине . Горизонтальный сандрик сверху по плоскости стены ограничен декоративной арочной формой. Ее называют архивольт, а лунообразный сегмент стены – люнет.

Умопомрачительная пышность сандрика.

В случае богатого оформления окно превращается в целый набор из пышного наличника, нарядного подоконья, пилястр или колонн, лежащего на них античного антаблемента, над которым возносится фронтонный или дуговой сандрик.

Окно саратовского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Существует огромное количество декоративных элементов, способных превратить обычный дом в настоящий дворец. Например, кладка красного кирпича, кокошники, узоры и рельефные карнизы. Так выглядит еще один памятник архитектуры Саратова – доходный дом купца Горина.

А какая у него крыша! Чешуйчатая кровля, островерхие шатры со шпилями…

Деревянные сандрики Саратова

Если чего и было вдоволь на Руси, так это лесного богатства. Из дерева - распространенного и дешевого материала - делались дома, мебель, колыбели для младенцев, даже чашки-ложки. Любопытный штрих: накануне Первой мировой войны 52% всех зданий в Москве были деревянными. Что уж тут говорить про Саратов!


Долгое время - до конца XIX века - деревянная застройка доминировала в городе. Тогда из камня строились лишь храмы, административные здания, торговые ряды, да изредка особняки богачей. Но скоро кирпич потеснил дерево, и, благодаря своей прочности и возможности возводить из него сооружения самой произвольной конфигурации, стал основным строительным материалом.

Тем не менее и в наше время, правда, в чуть в стороне от центральных улиц и поближе к периферии, стоят как ни в чем не бывало деревянные дома. Конечно, разного уровня сохранности и разной степени художественности. И такие вот сандрики с пропильной резьбой радуют глаз в Саратове среди прочих чудес деревянного декора.

Еще несколько страниц деревянной летописи купеческого города.


Замечаете, что есть общее в оформлении каменных и деревянных городских домов? В обоих случаях используется темы волюты, прямой профилированный сандрик, фигурные кронштейны. Специалисты объясняют это тем, что многие архитектурные приемы городской архитектуры были восприняты искусными мастерами-резчиками и воплотились в жилой деревянной застройке.

Ищите их глазами, друзья!

Виктор Гюго назвал архитектуру каменной книгой. Подобно книге, слова на странице которой состоят из букв, так и произведения архитектуры состоят из отдельных первичных элементов. Несколько из них мы сегодня узнали. Думаю, что теперь уже ни у кого не будет вопросов, что это такое в архитектуре – карнизы, обломы, сухарики, пояски, сандрики, волюта… Надеюсь, теперь и вы вместе со мной скажете: «Как же раньше можно было ходить по городу и не замечать их?»

Парапеты и брандмауэры высотой более полуметра покрывают металлическими картинами с загнутыми на вертикальную часть стены кромками шириной 10 см. Если брандмауэры более низкие, картины на нихсоединяют с фартуками - для защиты стен здания. Крепление производится с помощью специального Т-образного костыля или полосовой стали. Костыли - прибиваются гвоздями длиной 50 мм на расстоянии через 65-70 см друг от друга. Следят за тем, чтобы покрытие парапетов, венчалось капельником. Покрытия усиливают крючьями из полосовой стали - для придания жесткости конструкуии. Размер полос - длина 42 см, ширина 3-4 см. Крепят крючья гвоздями к брускам.

Устройство поясков, подоконных сливов, сандриков

Пояски, сандрики, подоконные сливы и другие выступающие части здания так же отделываются кровельной сталью – она сохраняет их от вреда атмосферных осадков. Если уклон поясков, сандриков, подоконных сливов больше 50%, то их покрывают черепицей. Ширина картины для изготовления этих деталей должна быть больше ширины откоса на 85-95 мм, сверху кромку необходимо загнуть на 25-40 мм,снизу сделать свес 50-70 мм с отворотной лентой. Заготовки скрепить в картины с двойным или одинарным фальцем. Готовые детали к стене прибивают гвоздями, свес крепят проволокой к гвоздям. Пояски, сандрики, подоконники, которые покрываются кровельной сталью, должны иметь наклонные основания с гладкой поверхностью.

Покрытие слуховых окон

Слуховые окна имеют разнообразные формы – наиболее популярны конические и прямоугольные слуховые окна на один и на два ската. Покрытие слуховых окон, зачастую, выполняется таким же образом, как и основное рядовое покрытие кровли - располагая лежачие фальцы поперек ската, гребневые фальцы - по длине ската. Покрытие ведется по каркасу, обшиваемому сплошной опалубкой из досок толщиной 25 мм, в местах примыкания к рядовому покрытию делают разжелобки. Кромки рядового покрытия, примыкающие к передней и боковым стенкам слуховых окон, отгибаются на 200 мм.

Устройство водосточных труб

Водосточные трубы с воронками располагают у карнизных свесов на расстоянии 12-20 м друг от друга. Для направления воды из желоба в воронку монтируют лоток, врезая его в настенные желоба. После чего приступают к изготовлению и монтажу водосточных труб. Водосточная труба состоит из водоприемной воронки, прямых частей - звеньев, колен и отлива (отмета). Наиболее часто применяют трубы диаметром 140 и 215 мм. Располагать трубы необходимо на расстоянии 100-150 мм от стены, закрепляют их специальными штырями со скобами. Если диаметр трубы больше его крепят на расстоянии 200-220 мм штырями с хомутами. Минимальная глубина заложения штырей - 15-20 см. Сначала забивают верхний и нижний направляющие штыри, по ним натягивается шнур, по которому забивают остальные. Скобы в виде ухвата - проволокой; хомуты - болтами.

Заготовки для фальцевой кровли

Рынок кровельных материалов постоянно совершенствуется. Так 000 «Еврокровля», повышая качество выпускаемых материалов и технологию их монтожа, предлагает своим клиентам заготовки для фальцевой кровли - картины, профилированные на прокатном станке фирмы ОРАСО (Австрия).

Естественно, что ромышленная прокатка панелей фальцевой кровли различной геометрии дает возможность сведения к минимуму горизонтальных швов, что существенно повысит атмосферостойкость кровли. Современные технологии предлагают устройство фальцевой кровли с использованием рулонной технологии монтажа – что дает возможность покрывать весь скат кровли одной панелью - а это абсолютно ровные фальцевые швы и надежная гидроизоляция, наряду с эстетичным внешним видом. Рулонная технология так называется ввиду того, что картины можно собирать непосредственно на строительной площадке из рулонного металла, имеющего практически любую длину. Благодаря этой технологии можно избежать поперечных фальцев, которые чаще всего и являются причиной протечек.

Для фальцевых, как и для всех металлических жестких кровель, очень важно соблюдение температурно-влажностного режима в подкровельном пространстве, так как нарушение требуемых параметров вполне может привести к образованию конденсата,вызывающего еоррозию, либо уменьшить теплостойкость утеплителя. Обязательно использование в крепеже соединительные деталей из оцинкованной стали.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»