Одобрение крупной сделки. Какая сделка является крупной для ООО и как это посчитать

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

В соответствии с требованием статьи 51 закона № 44-ФЗ (часть 2, пункт 1, подпункт «е»), заявка на участие в конкурсе в определенных случаях должна содержать решение об одобрении крупной сделки . Этот документ необходимо приложить, когда наличие такого решения требует законодательство или учредительные документы участника. При этом оценивается как стоимость самой сделки, то есть поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ, так и сумма обеспечения заявки либо контракта.

При отсутствии решения об одобрении крупной сделки в том случае, если оно должно быть представлено, заказчик может отклонить заявку участника. В каких случаях поставщики и подрядчики должны представлять такое решение? Что необходимо проверить заказчику, чтобы безосновательно не отклонить заявку? Рассмотрим эти вопросы более детально.

Какая сделка является крупной

Условия признания сделки крупной устанавливаются законодательством и различаются в зависимости от типа юридического лица. Стоит отметить, что к разряду крупных сделок вне зависимости от типа организации может быть отнесена не только одна операция, но и несколько взаимосвязанных.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Для бюджетного учреждения (БУ) крупной считается сделка, цена которой превышает 10% балансовой стоимости активов на последнюю отчетную дату. Осуществлять такую сделку можно только с разрешения органа, имеющего полномочия и функции учредителя БУ. Такое требование устанавливает пункт 13 статьи 9.2 закон № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

А вот для унитарных предприятий крупная сделка - это сделка стоимостью от 5 млн. рублей . Это правило установлено частью 1 статьи 23 закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Одобрить крупную сделку на основании части 3 указанной статьи должен собственник имущества ГУП или МУП.

Для акционерных обществ (АО) и обществ с ограниченной ответственностью (ООО) крупная сделка составляет 25% и более от стоимости имущества ООО либо активов АО . Стоимость имущества (активов) определяется по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Законодательным актом, устанавливающим условия признания сделки крупной, для акционерных обществ является закон № 208-ФЗ, а для обществ с ограниченной ответственностью - закон № 14-ФЗ. Отметим, что уставы АО и ООО могут предусматривать иные размеры и условия признания сделки крупной .

В отношении акционерных обществ и ООО законодательство делает оговорку - крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности обществ . Из-за этого вопрос признания сделки крупной для них не всегда имеет однозначный ответ.

Одобрение крупной сделки

Одобрение крупной сделки акционерного общества в соответствии со статьей 79 закона № 208-ФЗ, принимается советом директоров (наблюдательным советом) или общим собранием акционеров .

Решение в отношении крупных сделок ООО должно быть принято общим собранием участников (статья 46 закона № 14-ФЗ). При этом общество, состоящее из одного участника, который является единоличным исполнительным органом, на основании пункта 1 части 9 указанной статьи, не обязано представлять решение об одобрении крупной сделки.

Позиция чиновников и судов

Минэкономразвития и ФАС считают, что отклонять заявку на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки неправомерно .

Если в документах нет такого решения, значит, для участника сделка не является крупной. Одновременно Закон № 44-ФЗ не требует от поставщиков и подрядчиков документально доказывать тот факт, что сделка для них не относится к разряду крупных. Указанная позиция поддерживается и большинством арбитражных судов.

Однако в отношении некоммерческих организаций или унитарных предприятий судебная практика говорит о том, что отклонение заявки на указанном основании зачастую правомерно. В данном случае законом четко оговорены критерии сделки, которая признается для указанных организаций крупной. И если, собираясь участвовать в таковой, ГУП, МУП или бюджетное учреждение не прикладывает ее одобрение, то это является нарушением законодательства.

Как быть заказчику и участнику?

Прежде чем отклонить заявку участника на основании отсутствия решения об одобрении крупной сделки, конкурсной комиссии необходимо проверить следующее:

  • действительно ли такое требование установлено законодательством для данного типа организации;
  • действительно ли сумма сделки является для участника крупной.

Если из учредительных документов АО или ООО невозможно явно установить, относится или нет сделка к их обычной хозяйственной деятельности, то на основании отсутствия решения о ее одобрении отклонять заявку не рекомендуется . В этом случае участник с большой долей вероятности может отменить решение конкурсной комиссии через ФАС или суд.

Чтобы избежать подобных ситуаций, участникам можно посоветовать только одно – прилагать указанное решение к документации. Это быстрее и эффективнее, нежели столкнуться с отклонением заявки и оспаривать решение конкурсной комиссии. Относя сделку к разряду крупных, унитарным и бюджетным организациям следует ориентироваться на ее размер, а коммерческим – принимать во внимание также тот факт, является ли операция обычной для их хозяйственной деятельности или нет.

Приобретение коммерческой недвижимости, как правило, связана с достаточно большими затратами, соответственно, сумма может быть очень велика. В таких ситуациях юрлицам необходимо определить, является ли сделка крупной. Рассмотрим далее, как это сделать.

Терминология

Крупная сделка для ООО представляет собой отчуждение либо приобретение материальных ценностей обществом, стоимость которых превышает 25% цены всего имущества компании. Оценка последнего проводится по бухгалтерской отчетности. При этом расчет осуществляется за период, предшествующий дню, в который было принято решение об одобрении крупной сделки. Устав компании может устанавливать и более высокий процент. В соответствии с учредительным документом, крупная сделка для ООО может определяться и по иным критериям. Так, к данной категории могут быть отнесены купля-продажа недвижимости, независимо от его стоимости. Крупной может признаваться также любая сделка, сумма которой превышает определенную цифру (например, больше миллиона рублей).

Федеральный закон

Совершение крупной сделки осуществляется по правилам, установленным в ст. 46 ФЗ №14. Статья также содержит подробное разъяснение непосредственно самого определения. Так, крупной считается одна (заем, кредит, поручительство, залог в том числе) либо две и более взаимосвязанных сделок, касающихся приобретения, отчуждения или возможности отчуждения косвенно или прямо имущества стоимостью 25% и больше от общей цены материальных ценностей общества, установленной по данным бухгалтерской отчетности за период, предшествующий дате принятия решения о ее заключении, если в Уставе компании не предусматривается более высокий процент.

К рассматриваемой категории не относятся те, которые совершаются в ходе обычной экономической деятельности фирмы, а также те, которые являются обязательными для юрлица на основании ФЗ или других нормативных актов, и расчеты по ним выполняются по ценам, установленным в порядке, определенном Правительством или уполномоченным им исполнительным органом. Стоимость приобретаемых материальных ценностей определяется по отчетности компании, а приобретаемого имущества - на основании суммы предложения.

Одобрение крупной сделки: образец, описание процедуры

Ни один участник не может самостоятельно приобрести или продать имущество юрлица без ведома остальных акционеров. Одобрение крупной сделки осуществляется общим собранием. Обсуждение и документирование выполняется по правилам, предусмотренным в учредительных документах. Решение об одобрении крупной сделки (образец акта представлен в статье) должно содержать информацию о:

  • Лицах, которые выступают в качестве сторон договора, выгодоприобретателей.
  • Цене.
  • Предмете договора и прочих существенных условиях.

Решение об одобрении крупной сделки может не включать в себя сведения о выгодоприобретателях, если договор заключается на торгах и в иных случаях, когда стороны не могут быть определены к моменту принятия акта. Уставом общества может предусматриваться создание совета директоров. В этом случае решение об одобрении крупной сделки ООО, касающейся отчуждения или его возможности, а также приобретения косвенно или прямо материальных ценностей стоимостью 25% и более от цены имущества компании, может относиться учредительными документами к компетенции этого органа.

Оспаривание

Договора, подписанные с нарушением требований законодательства (не получено одобрение крупной сделки, ненадлежащим образом составлен акт и пр.), могут быть признаны недействительными. Несогласный участник может подать соответствующий иск в суд. В случае пропуска срок давности по иску о признании недействительности договора в таких случаях не подлежит восстановлению.

Отказ суда

Уполномоченная инстанция может не удовлетворить требования истца признать недействительным решение о крупной сделке, осуществленной с нарушением установленных законом предписаний, при наличии какого-либо из следующих обстоятельств:

  1. Не доказано, что заключение данного договора повлекло либо может вызвать причинение ущерба и другие неблагоприятные последствия для общества либо обратившегося с иском участника.
  2. Голосование акционера, предъявляющего требования в суд о признании недействительности сделки, заключенной после одобрения на общем собрании, хотя бы он и участвовал в нем, не могло оказать влияние на результаты.
  3. К моменту разбирательства дела в суд представлены доказательства последующего согласования договора по правилам, установленным в ФЗ.
  4. В ходе рассмотрения спора доказано, что другой стороне по этой сделке не было и не должно было быть известно о ее совершении с нарушениями предписаний закона.

Последствия недействительности

В качестве основного результата в данном случае будет выступать отсутствие положительного юридического итога. Другими словами, не возникнут права и обязанности, предусмотренные заключением договора. Таким образом, недействительная сделка не повлечет юридических последствий, кроме тех, которые возникают непосредственно при признании ее таковой. В порядке исключения суд вправе прекратить действие договора не с момента его заключения, а на предстоящий период - с даты вынесения соответствующего акта. Данное положение распространяется на оспоримые сделки, если из их содержания следует, что они могут быть остановлены только на предстоящий период. В основном имеются в виду длящиеся договора, прекращение действие которых с момента их заключения нецелесообразно либо невозможно.

Двусторонняя реституция

Это еще одно важное последствие признания сделки, в том числе и крупной, недействительной. В случае прекращения действия договора стороны должны вернуться в первоначальное положение. Каждый участник обязан вернуть другому все, что он получил при совершении сделки. Двусторонняя реституция имеет место, если стороны частично либо полностью исполнили договорные требования. В случае невозможности вернуть полученное в натуре участник должен возместить его стоимость в денежной форме, если другие последствия не предусматриваются в законодательстве.

Необходимо отметить, что двусторонняя реституция на практике действует далеко не всегда. Например, нельзя вернуть товар, перепроданный третьи лицам. Возмещение же в деньгах в таких случаях не имеет смысла, поскольку покупатель уже заплатил, а повторное отчисление денег будет выступать в качестве необоснованного обогащения. Конституционный Суд по таким спорным вопросам разъяснил, что при реституции восстановление прав должно осуществляться по принципу равенства, обеспечения эквивалентности и равноценности возмещения стоимости материальных ценностей. ВС и ВАС также указали, что при применении последствий недействительности договора, обязательства по которому частично либо полностью исполнены, необходимо исходить из равной величины обязательств. В этой связи в спорных ситуациях зачастую положения о реституции на практике не работают.

Важный момент

Если заключается договор, в подписании которого присутствует заинтересованность, одобрение крупной сделки осуществляется по положениям ст. 45 ФЗ №14. Исключением является случай, когда она есть у всех участников общества. В таких ситуациях крупная сделка согласовывается в порядке, установленном статьей 46. Кроме случаев, указанных в п. 1 этой статьи, учредительными документами могут предусматриваться иные размеры или виды договоров, на которые распространяются указанные выше требования.

Исключения

Положения, в соответствии с которыми должна заключаться крупная сделка, не применяются к:

  1. Отношениям, которые возникают при переходе права на имущество в ходе реорганизации юрлица, в том числе по договорам о присоединении и слиянии.
  2. Обществам, которые состоят из одного участника, одновременно осуществляющего функции исполнительного единоличного органа в нем.
  3. Отношениям, которые возникают при переходе к юрлицу доли либо ее части в уставном капитале в случаях, установленных в ФЗ №14.

Судебная практика

По п. 2 ст. 46 ФЗ №14, если заключается крупная сделка, стоимость имущества, отчуждаемого обществом, определяется в соответствии с данными его бухучета. По разъяснениям, содержащимся в п. 2, 3 Письма ВАС №62 (обзора практики рассмотрения споров, касающихся заключения хозяйствующими субъектами рассматриваемых договоров и соглашений, в которых присутствует заинтересованность), при определении категории правоотношения следует сопоставлять стоимость предмета с балансовой ценой активов юрлица по последней утвержденной отчетности без уменьшения на сумму обязательств (долгов).

Учетным периодом, согласно ФЗ №129, выступает календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. При отсутствии бухгалтерского баланса в обществе бремя доказывания того, что заключаемый договор крупной сделкой не является, возлагается непосредственно на юрлицо. При наличии возражений лиц, участвующих в деле, относительно достоверности сведений, представленных обществом, допускается определение стоимости материальных ценностей на основании результатов проведенной бухгалтерской экспертизы по назначению суда.

Расчет процента: образец

Крупная сделка определяется по соотношению стоимости имеющегося и приобретаемого/отчуждаемого имущества. Рассмотрим пример:

  1. Стоимость объекта недвижимости - 45 млн. руб.
  2. Цена имущества юрлица - 5 млн. руб.
  3. 1% от 5 млн. = 50 тыс. руб.

Найдем стоимость совершаемой сделки в процентах от имущества юрлица:

45 млн./50 тыс. = 900%

Есть еще один вариант: разделить стоимость сделки на цену имущества (100%) и помножить затем на 100:

45 млн./5 млн. х 100 = 900%

Контроль

С 1 января 2012 года вступил в действие раздел V.1 Налогового кодекса. Он регламентирует выполнение контроля над сделками, совершаемыми между взаимозависимыми лицами. Предметом надзора выступает цена договора. В ходе контроля выполняется проверка соответствия указанной стоимости рыночным величинам. Данный процесс регулируется ст. 105.3-105.6 НК. Налоговый контроль проводится для проверки полноты начисления и уплаты сборов и налогов (на прибыль, НДС, НДФЛ, НДПИ). Любая крупная сделка подлежит регистрации в соответствующей службе. Контролю подлежат договора, отвечающие определенным требованиям ценообразования. В НК установлены следующие критерии:

  1. Сумма доходов по договорам за соответствующий период превышает 1 млрд. руб. (с 2014 года).
  2. Одна из сторон выступает в качестве налогоплательщика НДПИ, рассчитываемого по тарифу в процентах, а предметом сделки является полезное ископаемое (драгметаллы и камни, нефть и продукты ее переработки, черный и цветной металл, минеральные удобрения). Стоимостный критерий для таких договоров - 60 млн. руб.
  3. Хотя бы один участник:

Выступает как налогоплательщик ЕНВД или ЕСХН (если соглашение подписывается в рамках данной деятельности), а другая сторона не использует специальный режим обложения (стоимостный предел - 100 млн. руб./год);

Освобожден от уплаты налога на прибыль, а другой не использует такого послабления (ценовой порог - 60 млн. руб./год);

Выступает как участник проекта "Сколково", а другой - нет (критерий по сумме - 60 млн. руб./год);

Является резидентом ОЭЗ и использует льготный режим налогообложения, а второй - нет, ценовой предел - 60 млн. руб./год.

Уведомление

Налогоплательщик обязан известить надзорную инстанцию о контролируемых сделках, которые были совершены на протяжении календарного года, не позже 20 мая предстоящего периода. Данное предписание присутствует в ст. 105.16, п. 2. Уведомление направляется по месту жительства, нахождения или учета юрлица как крупного налогоплательщика. В извещении следует представить следующую информацию:


Форма уведомления, порядок заполнения, а также формат предоставления документа в электронном виде приняты и утверждены в соответствии с Приказом ФНС. Если сделка не признана контролируемой, то приведенные выше требования к ней не применяются.

В статье раскрывается понятие крупной сделки для таких коммерческих и некоммерческих организаций, как хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Автор ответит на вопросы, связанные с требованием о предоставлении в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки.

Требование о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе решения (копии решения) об одобрении или о совершении крупной сделки было включено в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее - Закон № 94-ФЗ) Федеральным законом от 30.12.2008 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступило в силу 1 марта 2009 г.

Представление решения об одобрении или о совершении крупной сделки необходимо в случае, если требование о его наличии установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах является крупной сделкой.

Федеральным законом от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 г. Закон № 94-ФЗ был дополнен гл. 3.1. “Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме”.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ, определяющей порядок прохождения аккредитации на электронной торговой площадке (далее - ЭТП), участник размещения заказа должен предоставить оператору ЭТП решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.

Определение крупной сделки

Существуют различные подходы к определению понятия “крупная сделка” в зависимости от организационно-правовой формы юридических лиц.

Крупная сделка для хозяйственных обществ

Для ООО, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее - Закон № 14-ФЗ), крупными считаются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможным отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25% от стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении вышеуказанной сделки, если уставом общества не предусмотрен более высокий порог для крупной сделки. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Таким образом, крупная сделка для ООО:
. связана с приобретением, отчуждением, возможным отчуждением имущества общества;
. может быть прямой, либо цепью взаимосвязанных сделок;
. уставом общества может быть изменен и (или) дополнен порядок и перечень крупных сделок.

Определение крупной сделки для АО дано в ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее - Закон № 208-ФЗ). Крупной сделкой в случае с акционерными обществами считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. Такими сделками могут являться, в частности, заем, кредит, залог, поручительство.

При этом балансовая стоимость определяется по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества или связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, а также с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом АО могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые им сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок.

Таким образом, различие в определении крупных сделок для АО и ООО состоит в следующем: в первом случае крупной считается сделка, составляющая 25% от стоимости активов, а во втором - 25% от стоимости имущества.

Крупная сделка для унитарных предприятий

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (далее - Закон № 161-ФЗ) для государственных и муниципальных унитарных предприятий крупной является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения таким предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% его уставного фонда или более, чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. При этом стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого указанным предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества.

Крупная сделка для государственных и муниципальных учреждений

Определение крупной сделки, совершаемой бюджетным учреждением, дано в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее - Закон № 7-ФЗ). Для целей названного Закона крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Для автономного учреждения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности

При рассмотрении понятия “крупная сделка” для юридических лиц различных организационно-правовых форм становится ясным, что под него подпадают не все сделки, совершаемые организациями и имеющие признаки крупных. В частности, к крупным не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Действующее законодательство не устанавливает четких критериев того, что является текущей хозяйственной деятельности юридического лица. В связи с этим обратимся к практике арбитражных судов.
Исходя из постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах», а также информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001. № 62 “Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность” (далее - информационное письмо № 62), к сделкам, совершенным в процессе обычной хозяйственной деятельности относятся:

Сделки по приобретению сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности;
. сделки по реализации готовой продукции;
. сделки по получению кредитов для оплаты текущих операций.

Также одним из критериев отнесения деятельности к “обычной хозяйственной” может являться упоминание данного вида деятельности в уставе юридического лица в качестве предмета его деятельности. Несмотря на возможные теоретические претензии к принципу “обычная деятельность = уставная деятельность”, связанные с неограниченной правоспособностью обществ, этот подход находит отражение в судебной практике (п. 5 информационного письма № 62).

При отнесении хозяйственных сделок к категории крупных арбитражные суды исходят, в первую очередь, из анализа видов хозяйственной деятельности, осуществляемой обществами. И, если сделка заключена в целях обеспечения выполнения определенного вида хозяйственной деятельности или прямо обусловлена данным видом хозяйственной деятельности, то она будет признана сделкой, заключенной в процессе обычной хозяйственной деятельности. Это подтверждается и судебной практикой.1

ФАС России в своей практике руководствуется данными положениями, указывая в соответствующих решениях на незаконность действий государственных заказчиков по отклонению заявок участников размещения заказа в связи с непредставлением последними решений об одобрении крупных сделок в тех случаях, когда речь идет о сделках, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности участника размещения заказа.2

Порядок одобрения крупной сделки для хозяйственных обществ

Согласно ст. 46 Закона № 14-ФЗ, решение о совершении ООО крупных сделок принимается общим собранием его участников. При сумме сделки, составляющей от 25% до 50% стоимости имущества общества, такое решение принимается советом директоров (наблюдательным советом) в случае, если в обществе образован совет директоров (наблюдательный совет) и принятие указанного решения отнесено уставом ООО к его компетенции.

В постановлении ФАС Московского округа от 25.09.2006 № КГ-А41/9019-06 по делу № А-41-К-1-2943/06 указано, что решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества в соответствии с п. 3 ст. 46 Закона № 14-ФЗ.

Крупная сделка, одобренная общим собранием участников общества с нарушением законодательства, может быть оспорена и в судебном порядке признана недействительной.

Если в ООО только один участник, то одобрение сделки может быть произведено им в простой письменной форме, без оформления протокола общего собрания участников.

Одобрение крупных сделок в АО может входить как в компетенцию совета директоров, так и общего собрания акционеров.

Совет директоров АО одобряет крупную сделку в том случае, если ее предметом является имущество, стоимость которого составляет от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества. При этом сделка должна быть одобрена единогласно, всем составом совета директоров (п. 2 ст. 79 Закона № 208-ФЗ). Каждый член совета директоров должен проголосовать лично, не передавая своих полномочий по доверенности.

В случае отсутствия кого-либо из членов совета директоров, не предоставившего письменное подтверждение одобрения крупной сделки, заседание по ее одобрению должно быть перенесено на другую дату. При несоблюдении указанного правила решение об одобрении крупной сделки будет считаться нелегитимным.

Если предметом сделки является имущество, стоимость которого превышает 50% от балансовой стоимости активов АО, то она, согласно п. 3 ст. 79 Закона № 208-ФЗ, подлежит одобрению общим собранием акционеров. При этом крупную сделку должны одобрить акционеры, владеющие голосующими акциями (владельцы привилегированных акций в голосовании не участвуют). Крупная сделка будет считаться одобренной, если за нее будет отдано 3/4 голосов акционеров, владеющих обыкновенными акциями (квалифицированное большинство). Если порядок одобрения крупной сделки был нарушен, то в соответствии с п. 6 ст. 79 Закона № 208-ФЗ она будет признана недействительной.

Сделка может быть признана недействительной как по иску акционера, так и по иску общества. В случае, если в АО имеется только один акционер, который владеет 100% акций, то для одобрения сделки генеральному директору общества необходимо получить его письменное согласие.

Именно такой позиции придерживается президиум ВАС РФ, который в информационном письме № 62 указал, что в обществах, состоящих из одного акционера, письменное согласие (одобрение) им крупной сделки равноценно решению общего собрания акционеров. Если в обществе имеется два акционера, владеющие акциями в равных долях (по 50% каждый), то необходимо решение общего собрания, т. к. в этом случае квалифицированным большинством будет считаться полный состав акционеров.

Порядок одобрения крупной сделки для унитарных предприятий

Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, от имени которых права собственника такого имущества осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Собственником имущества муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование, от имени которого права собственника указанного имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
ВАС РФ в определении от 16.04.2009 № ВАС-3929/09 по делу № А63-3891/08-С3-15 указал, что в случае, если договор, заключенный в рамках обычной хозяйственной деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия, не получил согласия собственника имущества, он будет являться несостоятельным, т. к. ст. 23 Закона № 161-ФЗ императивно устанавливает обязательность получения согласия собственника для заключения всех сделок, сумма которых превышает установленные законом пределы. Указанное положение связано с тем, что движимым и недвижимым имуществом унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены его уставом. Таким образом, практически любая сделка, заключаемая таким предприятием, будет отнесена к обычной общехозяйственной деятельности.

Отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия на совершение сделок, требующих такого согласия, а также совершение таким предприятием сделок, выходящих за рамки его специальной правоспособности (даже при условии одобрения сделки собственником имущества предприятия) может стать причиной признания указанных сделок недействительными.

Порядок одобрения крупной сделки для государственных и муниципальных учреждений

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя такого учреждения. Функции и полномочия учредителей в отношении государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 “О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения” федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 г. было поручено разработать и утвердить порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок можно рассмотреть на примере учреждений, подведомственных Минфину России. В соответствии с приказом Минфина России от 29.09.2010 г. № 111н “Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок”, бюджетное учреждение, намеревающееся выступить в качестве одной из сторон в сделке, признаваемой крупной, с целью принятия решения о предварительном согласовании должно представить в Комиссию по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минфину России, следующие документы:

Обращение руководителя бюджетного учреждения о предварительном согласовании заключения крупной сделки с указанием предмета такой сделки, контрагентов, сроков, цены и ее иных существенных условий, содержащее финансово-экономическое обоснование целесообразности заключения крупной сделки (к обращению прилагается опись направляемых документов);
. копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения;
. проект соответствующего договора, содержащий условия крупной сделки;
. подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее, чем за 3 месяца до представления такого отчета;
. сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат ее возникновения с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).

Решение о предварительном согласовании крупной сделки либо о мотивированном отказе в таком согласовании принимается указанной Комиссией в течение 30 календарных дней с даты поступления вышеперечисленных документов и оформляется приказом Минфина России.
Автономное учреждение вправе совершить крупную сделку с предварительного одобрения наблюдательного совета такого учреждения. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления указанного предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом такого учреждения не предусмотрен более короткий срок. Наблюдательный совет создается в составе не менее, чем 5 и не более, чем 11 членов.

В состав наблюдательного совета входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, а также представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Решения по вопросу одобрении крупной сделки принимаются наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки.

Крупная сделка: за и против

В заключение вернемся к требованиям, установленным Законом № 94-ФЗ в части предоставления участниками размещения заказа решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения.

Чтобы определить, является ли сделка крупной для участника размещения заказа, нужно иметь в распоряжении следующие документы и сведения:

Учредительные документы юридического лица;
. сведения о стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
. сведения о балансовой стоимости активов общества или учреждения, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;
. сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия;

Из вышеперечисленных документов в силу требований Закона № 94-ФЗ участники размещения заказа обязаны предоставить только копии учредительных документов.

Более того, не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления иных документов и сведений, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 25, п. 3 ст. 35, п. 7 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ. Закон не обязывает участника размещения заказа документально подтверждать, будет ли являться сделка на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта крупной.

Решить указанную проблему позволяет установленный ст. 41.3. Закона № 94-ФЗ порядок прохождения участниками размещения заказа аккредитации на электронной площадке. В силу п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ для получения аккредитации на ЭТП участник размещения заказа предоставляет в составе документов и сведений решение об одобрении или совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. После прохождения участником размещения заказа аккредитации на электронной торговой площадке оператор ЭТП вносит указанные документы и сведения (в т. ч. вышеуказанное решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме по одной такой сделке) в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию.

Таким образом, решение вопроса о предоставлении сведений о крупной сделке участником открытого аукциона в электронной форме заключается в обязанности участника размещения заказа указать максимальную сумму сделки, превышение которой повлечет для него обязанность предоставить решение об одобрении или о совершении крупной сделки (копию такого решения).

В иных случаях заказчику стоит исходить из того, что, если участник размещения заказа не представил в составе заявки решение о совершении крупной сделки, то подразумевается, что сделка, заключаемая им по итогам размещения заказа, для такого участника не является крупной. Таким образом, Закон № 94-ФЗ предлагает исходить из общего принципа гражданского законодательства, закрепленного в п. 3 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ, согласно которому участники гражданского оборота осуществляют свои права, действуя разумно и добросовестно.

Вместе с тем, поскольку само по себе требование о предоставлении решения об одобрении крупной сделки установлено Законом № 94-ФЗ, то заказчик вправе рекомендовать участникам размещения заказа включать в состав заявки на участие в торгах решение либо иной документ, подтверждающий, что совершаемые сделки не являются для них крупными.

1.См., например, постановления ФАС Московского округа от 12.09.2006 № КГ-А41/7615-06 по делу № А41-К1-23537/05, ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2007 по делу № А56-51025/2006.

2. См., например, решение Челябинского УФАС России по Челябинской области от 27.04.2009 № 135-ж/2009 о неправомерных действиях аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги М-51 “Байкал” - от Челябинска через Курган, ОМСК, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, решение Алтайского краевого УФАС России от 22.05.2009 по делу № 83/09 в отношении государственного заказчика - ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю при проведении открытого аукциона на поставку расходных материалов для принтеров.

Срочная регистрация на подготовку к тестированию для трудоустройства на высокооплачиваемую работу или для перехода на другую должность.

Закон требует соблюдать особые правила, если совершают крупную для ООО сделку. Какая сделка считается крупной для ООО и какие требования нужно выполнить при ее заключении.

В отношении крупных сделок для ООО существуют особые правила. Если не соблюдать установленный порядок, сделку могут оспорить, и суд признает ее недействительной. Перед тем как компания подпишет новый договор, юристам нужно выяснить:

  • не является ли сделка крупной;
  • не содержит ли устав правил о том, что данную сделку необходимо одобрять по правилам о крупных.

Обратите внимание, что в уставе нельзя изменять порядок одобрения таких сделок или отменять его ( , ). Если в уставе сохранились пункты, что можно обойтись без одобрения, они недействительны.

Гость, знакомьтесь - !

Крупной сделкой для ООО является сделка с ценой выше стоимости 25% активов компании

Понятие крупной сделки для ООО присутствует в «Об обществах с ограниченной ответственностью». Согласно закону такой сделкой называют операцию в отношении имущества, стоимость которого превышает 25% от общей стоимости имущества компании. Однако это не единственный признак. В ст. 46 закона об ООО , что такое крупная сделка для ООО. Это сделка, которая:

  1. Выходит за пределы обычной деятельности компании.
  2. Связанна с приобретением или отчуждением имущества, цена или балансовая стоимость которого выше 25% балансовой стоимости активов ООО. Балансовую стоимость определяют по последней отчетной дате. В том числе, сделка может касаться займа, кредита, залога и т. п.
  3. Предусматривает обязанность ООО передать данные активы во временное владение, пользование или по лицензионному договору (п. 1 ст. 46 закона об ООО).

Крупной может быть не одна, а несколько сделок, связанных между собой (п. 1 ст. 46 Закона об ООО). Пленум ВАС РФ пояснял, по каким признакам определяют взаимосвязанность сделок (подп. 4 п. 8 ):

  • их заключили с общей хозяйственной целью;
  • имущество имеет единое хозяйственное назначение;
  • в итоге одно лицо получает имущество в собственность;
  • между сделками непродолжительный разрыв по времени.

ВС РФ в постановлении № 27 указал, что для оценки совокупной величины нескольких сделок необходимо сравнить стоимость имущества по всем сделкам с активами в балансе, который составили до первой сделки ( п. 14 постановления № 27).

Что считается крупной сделкой для ООО по признаку нетипичности

Юристам обрганизаций важно знать, какая сделка считается крупной для ООО, а также какие сделки под эти критерии не подпадают. Если сделка относится к обычной для компании сфере деятельности, крупной ее не считают. Когда говорят о том, что сделка находится за пределами обычной деятельности компании, подразумевают, что:

  • сама компания обычно не совершает таких сделок, или их не принято совершать среди организаций, которые существуют в той же сфере бизнеса; либо
  • сделка прекращает работу компании, меняет вид или масштабы работы (п. 8 ст. 46 закона об ООО).

Еси соблюдается хотя бы один из двух признаков, это значит, что данная сделка является для ООО крупной ( п. 8 ст. 46 Закона об ООО, подп. 2 п. 9 постановления № 27, абз. 3 подп. 2 п. 3 постановления от 16.05.2014 № 28).

Условия заключения сделок перечислили в ст. 46 закона об ООО

Компания планирует нетипичную сделку об отчуждении имущества, и предметом сделки станет имущество стоимостью выше 25% активов ООО. Такую сделку необходимо одобрить . Причем по закону об ООО одобрением крупных сделок может заниматься только общее собрание участников (п. 3 ст. 46 закона об ООО). Но в законе есть оговорка. Если компанией руководит совет директоров или наблюдательный совет, в уставе можно закрепить полномочия совета на одобрение крупных сделок ООО. Тогда совет будет вправе соглашаться на такую сделку, если стоимость предмета сделки колеблется от 25% до 50% от общей стоимости активов компании. При определении, какая сделка является крупной для ООО, нужно учесть показатель цены. Если стоимость сделки выше 50% от стоимости имущества компании, согласие на нее может дать только общее собрание.

Собрание по поводу одобрения крупной сделки в ООО проводят по общим правилам. По итогам встречи участники ООО принимают решение, согласны ли они на сделку. Если инициаторы сделки получили согласие, в решении о крупной сделке ООО необходимо указать:

  1. Кто является сторонами сделки.
  2. Кто является выгодоприобретателем по сделке.
  3. Каков размер крупной сделки для ООО.
  4. Что представляет собой предмет сделки, каковы иные существенные условия заключения или в каком порядке их определяют (п. 3 ст. 46 закона об ООО).

Помимо этого, в решении могут присутствовать:

  • указание минимального и максимального пределов стоимости имущества или порядок определения этих пределов;
  • согласие общества на аналогичные сделки, а также на одновременное совершение нескольких сделок;
  • альтернативные варианты условий сделки;
  • срок, в течение которого решение о согласии в силу крупности сделки для ООО будет действительным. Если срока не указали, решение действительно один год с даты утверждения документа (если иное не следует из сути сделки или обстоятельств согласия на нее).

Сторона сделки и выгодоприобретатель могут не быть указаны в решении, если сделку заключают на торгах, а также в иных случаях, которые указали в законе (п. 3 ст. 46 закона об ООО).

В уставе компании может присутствовать требование об одобрении сделок по правилам для крупных сделок ООО, даже если сделка к таким не относится.

Бесплатные конференции в регионах

29 марта - Екатеринбург; 26 апреля - Новосибирск; 31 мая - Нижний Новгород

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.


Смотрите, какие условия суды чаще всего оценивают по-разному. Возьмите в договор безопасные формулировки таких условий. Используйте позитивную практику, чтобы убедить контрагента включить условие в договор, а негативную – чтобы убедить отказаться от условия.


Оспаривайте постановления, действия и бездействие пристава. Освобождайте имущество от ареста. Взыскивайте убытки. В этой рекомендации все, что нужно: четкий алгоритм, подборка судебной практики и готовые образцы жалоб.


Читайте восемь негласных правил регистрации. Основано на показаниях инспекторов и регистраторов. Подойдет для компаний, которым ИФНС поставила метку о недостоверности.


Свежие позиции судов по неоднозначным вопросам взыскания судебных расходов в одном обзоре. Проблема в том, что множество деталей до сих пор не прописано в законе. Поэтому в спорных случаях ориентируйтесь на судебную практику.


Отправляйте уведомление на сотовый, по e-mail или бандеролью.

Крупная сделка для ООО , как и для других хозяйственных обществ, требует одобрения со стороны собственников бизнеса. Изучим, каковы критерии отнесения сделок к крупным, а также то, каким образом владельцы фирмы дают согласие на заключение «крупного» договора.

Определение (понятие) крупной сделки в ФЗ об ОАО и ООО

Какая сделка является крупной для ООО и АО? Несмотря на то что данные организационно-правовые формы бизнеса имеют существенные различия, критерии определения крупной сделки с их участием практически одинаковые.

1. Выходит за пределы обычной экономической деятельности организации.

При этом к таким сделкам не относятся те, что типичны для правоотношений, в которые вступают организация или другие фирмы, осуществляющие аналогичные виды хозяйственной деятельности (при условии что такие сделки не приводят к ликвидации общества, изменению его вида либо существенному изменению масштабов организации).

2. Предполагает приобретение, отчуждение или аренду имущества либо оформление лицензии на пользование интеллектуальной разработкой.

3. Характеризуется ценой либо балансовой стоимостью имущества (которое является предметом сделки), превышающей 25% от балансовой стоимости всех активов общества по состоянию на 31 декабря года, предшествующего тому, в котором проведена сделка.

При покупке более 30% акций ПАО в порядке, регулируемом главой XI.1 закона № 208-ФЗ, покупатель обязан направить публичную оферту — предложение о приобретении акций иным собственникам ценных бумаг. При этом в стоимость сделки входит не только цена покупаемых акций, но и цена других акций, которые покупатель должен попытаться выкупить у текущих владельцев.

На нашем форуме можно обсудить любой вопрос, возникший у вас по налоговому и не только законодательству. Например, разбираемся, как уведомить налоговые органы о контролируемой сделке.

Как определить, является ли сделка крупной?

1. Взять бухгалтерский баланс за год, предшествующий тому, в котором сделка заключается, и ознакомиться с балансовой стоимостью всех активов фирмы (строка 1100).

2. Ознакомиться со стоимостью имущества, покупаемого (продаваемого или сдаваемого в аренду) по договору с контрагентом.

3. Сопоставить стоимость имущества по договору и балансовую стоимость (которая может включать прочие расходы, связанные с приобретением актива, например затраты на доставку).

Если имущество покупается участником сделки, то в дальнейший расчет берется закупочная цена имущества; если продается — наибольшая величина при сравнении балансовой и отпускной стоимости; если сдается в аренду — балансовая стоимость (п. 2 ст. 46 закона № 14-ФЗ, п. 1.1 ст. 78 закона № 208-ФЗ).

4. Разделить сумму, взятую в расчет по п. 2, на сумму по п. 1.

Если результат более 0,25, то сделка считается крупной (при условии соответствия прочим критериям, рассмотренным выше) и будет требовать одобрения собственников бизнеса, если иное не предусмотрено законом.

Какое значение имеет факт отнесения сделки к крупным?

Наличие законодательных оснований для признания сделки крупной дает возможность собственникам фактически защитить свой бизнес от нежелательных и несогласованных действий генерального директора. Если сделка, подпадающая под критерии крупной, будет проведена без одобрения собственников, то они получат основанную на законе возможность оспорить ее.

Заключение крупной сделки для ООО или АО, как правило, налагает на хозяйствующий субъект ряд масштабных обязательств. Чаще всего финансовых (например, связанных с оплатой закупаемого товара). Принятие таких обязательств без ведома собственников фирмы либо их доверенных лиц — во многих случаях крайне нежелательный для бизнеса сценарий.

Здесь может иметь место и коррупционная составляющая (когда директор договаривается о крупной закупке от «своего» поставщика), и недостаточная компетентность руководителя (когда поставщик не «свой», но не самый выгодный, о чем знают только собственники, а директор в силу неопытности не подозревает об этом).

Рассмотрим теперь подробнее специфику проведения крупных сделок обществами с ограниченной ответственностью.

Нужно ли одобрение крупной сделки в ООО?

Руководителю фирмы, зарегистрированной как ООО, а также директору АО важно получить согласие на данную сделку со стороны тех или иных управомоченных лиц (далее в статье мы рассмотрим, как оно может даваться).

Соответствующая сделка, проведенная без одобрения, может быть оспорена в суде на основании положений ст. 173.1 ГК РФ. При этом оспорить ее могут лица, владеющие не менее чем 1% уставного капитала ООО (п. 4 ст. 46 закона 14-ФЗ). Одобрение крупной сделки для ООО можно получить и по факту ее осуществления. Главное, чтобы согласие управомоченных лиц было получено до рассмотрения дела в суде (п. 5 ст. 46 закона 14-ФЗ).

Вместе с тем законодательство предусматривает проведение сделок, подпадающих под критерии крупных, без получения согласия со стороны каких-либо лиц. Например, если ООО имеет единственного учредителя, который одновременно является и генеральным директором.

Приобретение единственным учредителем фирмы полномочий генерального директора имеет нюансы — изучить их вы можете в статье «Образец трудового договора с генеральным директором ООО» .

Однако есть еще ряд оснований для использования возможности не одобрять крупную сделку. Изучим специфику «крупных» договоров, заключаемых свободно, подробнее.

Считается ли сделка с одним учредителем не требующей одобрения?

Да, это, как мы уже отметили выше, так. Кроме того, крупная — в соответствии с указанными выше критериями — сделка с участием ООО не требует одобрения, если (п. 7 ст. 46 закона 14-ФЗ):

1. Она осуществляется в рамках реорганизации ООО (как вариант — по договору о слиянии с другой фирмой или присоединении к ней).

Узнать больше о специфике реорганизации ООО вы можете в статье «Пошаговая инструкция реорганизации ООО путем присоединения» .

2. Предполагает получение обществом доли в его уставном капитале в случаях, предусмотренных законом 14-ФЗ.

3. Осуществляется обществом в силу закона по цене, установленной в нормативных актах.

4. ООО покупает ценные бумаги ПАО в рамках обязательного предложения.

5. Заключение крупной сделки для ООО осуществляется по правилам, определенным предварительным договором, а также при условии, что данный договор:

  • содержит сведения, удостоверяющие факт одобрения сделки;
  • заключается при одобрении лиц, дающих согласие на проведение сделки.

Изучим теперь, как обеспечить законность крупной сделки, в свою очередь, требующей согласия на ее проведение.

Каков порядок одобрения крупной сделки ООО?

Заключает крупную сделку для ООО,как мы отметили выше, ее генеральный директор. На момент ее совершения (или, если так получилось, на момент рассмотрения судом иска о признании сделки недействительной) у него должно быть на руках — как условие признания «крупного» договора законным — решение об одобрении заключения договора:

1. Изданное управомоченными лицами — участниками общего собрания собственников ООО. Если у фирмы есть совет директоров, то изданное им при условии, что:

  • у совета директоров есть соответствующие компетенции по уставу ООО;
  • стоимость имущества в рамках сделки — 25-50% от стоимости имущества ООО.
  • о лицах, выступающих в качестве сторон сделки;
  • выгодоприобретателях;
  • цене, предмете договора;
  • об иных существенных условиях сделки или механизме их определения.
  • на верхний или нижний предел стоимости реализации имущества либо порядок их установления;
  • разрешение заключить ряд аналогичных договоров;
  • альтернативные условия договора, заключение которого требует одобрения;
  • одобрение сделки при условии заключения нескольких договоров одновременно.

Когда данный срок не указан, решение считается действующим в течение 1 года с момента его принятия, если спецификой одобренной крупной сделки либо в силу обстоятельств принятия решения не предопределено иного.

Итоги

Крупной считается сделка, стоимость предмета которой превышает 25% от общей величины активов компании. При этом условия контракта должны удовлетворять критериям, установленным ст. 46 закона «Об ООО» от 08.02.1998 № 14-ФЗ и ст. 78 закона «Об АО» от 26.12.1995 № 208 (для ООО и АО соответственно).

Узнать больше об особенностях законодательного регулирования правоотношений с участием ООО вы можете в статьях:

  • «Каков порядок выхода участников из состава ООО?» ;
  • «Оформление передачи доли в ООО другому участнику» .

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»