Витамины от рассеянности и невнимательности для детей. Если ребенок рассеянный: что делать? Что делать, если ваш ребенок рассеянный

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Все родители мечтают если не об идеальном и послушном ребёнке, то хотя бы приблизительно напоминающим идеал. Иногда родительская ошибка, заключающаяся в неприятии ребёнка таким какой он есть, может привести к неприятным последствиям. Постоянные морали, одёргивания крохи могут привести к вырабатыванию невнимательности и рассеянности к словам родителей. Что же делать, если ребёнок рассеянный.

Лечение рассеянного внимания у ребенка

Рассеянное внимание у ребенка что делать

Что делать, если у ребёнка рассеянное внимание. Для начала стоит определиться, от чего возникло это состояние. Возможно, ваш кроха в момент выполнения какого-либо действия задумался о чём-то своём. Это привело к невнимательности и рассеянности. Перед тем как делать выговор сорванцу, уточните, почему так произошло. Выделяют несколько видов рассеянности у детей:

  • Внешняя рассеянность проявляется чаще всего у грудничков. Малыши часто отвлекаются при кормлении на резкие звуки, громкий лай, крик, музыку.
  • Внутренняя рассеянность свойственна деткам дошкольного возраста. Это можно наблюдать, когда ребёнок «уходит в себя», не реагируя на внешние раздражители. Он может просто сидеть, смотреть безучастным взглядом в одну точку и не сразу откликнуться на зов.
  • Непроизвольная рассеянность характеризуется резким переключением с одного на другое. Например: вы о чём-то беседуете на улице с малышом. Рядом грузят мусор в мусоровоз. Процесс сопровождается скрежетом, стуком. Ребёнок машинально переключается на источник шума и наблюдает за происходящим действием. Или же малыш громко расплакался га площадке. Ваш кроха также заинтересуется этим. В итоге, всё, что вы говорите ребёнку «пролетает мимо его ушей». В таких ситуациях нужно просто отвлечь малыша и предложить более интересную тему или занятие.
  • Произвольная рассеянность. Этот вид рассеянности формируется к школьному возрасту.

Не стоит паниковать или ругать кроху за его рассеянность. Просто дети не всегда умеют долго сосредотачиваться на чём-то одном. По прошествии определённого времени, малыш просто переключает своё внимание на что-то более интересное. Например, когда вы с ребёнком делаете домашнее задание в детский сад. Малыш усердно трудится, но потом вдруг замирает, разглядывая птичку за окном, или просто наблюдая, как едут машины. Это сигнал родителям, что пора прерваться.

Что делать если ребенок рассеянный

Итак, что делать, если ребёнок рассеянный. И как лечить рассеянное внимание у детей.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять чем вылечить рассеянность у ребёнка.

  • не стоит потакать всем капризам вашего чада. С самого рождения воспитывать в ребёнке аккуратность, внимание, приучать к обязанностям;
  • не забывайте про витамины, минералы, микро- и макроэлементы. Достаточное их количество в организме ребёнка приведёт к его полноценному развитию, улучшению памяти, внимания;
  • не нагружайте малыша большим количеством кружков и занятий. В большинстве случаев это нужно только вам. Ребёнку же для гармоничного развития может хватить 1-2 внеклассный занятий. И помните, что кроху «нагружают» занятиями и в детском саду. Так, что у него обязательно должно быть время для игр.

Часто родители слышат от воспитателей и учителей жалобы на то, что их ребенок не способен сосредоточиться, витает в облаках на занятиях, легко отвлекается и, как следствие, не выполняет задания. Да и мама с папой сами замечают, что их чадо вечно «считает ворон», ничего не слыша и не видя вокруг себя.

Сегодня мы поговорим о том, откуда берется детская рассеянность и как помочь рассеянному малышу.

Стараясь воспитать внимательного ребенка, взрослые зачастую прибегают к самым недейственным и даже вредным мерам – начинают отчитывать, читать многочисленные нотации и даже наказывать своего отпрыска.

Однако никакого эффекта подобные методы не приносят, поскольку рассеянные дети не могут воспринимать длинные лекции, да и сама рассеянность не является поведенческой проблемой, которую можно устранить дисциплинарными мерами.

Особенности внимания в детском возрасте

Прежде чем говорить о рассеянности, необходимо понять, что же такое внимание.

В психологической литературе этот психический процесс понимается, как способность людей сосредотачиваться на определенных предметах и явлениях.

Попросту говоря, внимание помогает человеку выделять значимую информацию среди огромного потока разных ненужных сигналов. Какие же типы внимания встречаются у детей?

  1. Внешнее. Оно встречается почти с самого рождения малыша. Грудничок начинает поворачивать головку в ту сторону, откуда доносится звук или аромат, или пытается поймать взглядом заинтересовавший его предмет.
  2. Внутреннее. Характерно для дошкольников. Возможно, вы замечали, как ребенок иногда полностью погружается в свои мысли. Со стороны кажется, что он рассеян, однако в действительности он сосредоточен на чем-то значимом.
  3. Непроизвольное. Также характерно в большей степени для дошколят. К примеру, малыш играет в песочнице и видит у приятеля машинку с дистанционным управлением. Он сразу переключается на новый предмет, и вам придется постараться, чтобы вернуть его к строительству куличиков.
  4. Произвольное. Возникает в старшем дошкольном возрасте. Теперь дети уже могут сознательно контролировать свое внимание, прилагая для этого некоторые усилия. Особенно это касается учебной деятельности, которая не всегда интересна ребенку.

Признаки рассеянного внимания у детей

У рассеянного ребенка произвольное внимание нарушено, а значит, он не может надолго концентрироваться на каком-либо объекте или действии. Малыш рассеян, если:

  • любой звук, движение его легко отвлекает;
  • ему трудно заниматься продолжительное время одним делом;
  • иногда кажется, что он не слушает или не понимает обращенной к нему речи;
  • ему сложно соблюдать инструкции, требования, указания взрослых;
  • у него наблюдается забывчивость, которая связана со сложностями концентрации внимания, а не с проблемами с памятью;
  • забывает или частенько теряет свои вещи;
  • несмотря на высокую мотивацию, при работе совершает множество ошибок;
  • многочисленные неудачи приводят к тому, что он отдает предпочтение тем занятиям, которые не связаны с оценкой успешности – например, компьютерным играм.

Причины детской рассеянности

Несомненно, бороться с подобным недостатком необходимо, однако сначала следует выяснить, откуда берется невнимательность. Психологи выделяют несколько провоцирующих факторов.

  1. Часто рассеянность возникает из-за особенностей нервной системы. Холерики и сангвиники легко отвлекаются, особенно если занятие им не очень интересно. Инертные дети (меланхолики и флегматики) рассеянны в силу медлительности и сложности с переключением внимания.
  2. Еще одна распространенная причина – гиперактивность. Чрезмерно активный ребенок не может сосредоточиться, не слышит инструкций, не способен увлечься чем-то дольше двух-трех минут.
  3. Невнимательность может быть вызвана общей ослабленностью или различными заболевания, поскольку все силы детского организма тратятся на восстановление здоровья. Кстати, родителям стоит следить и за уровнем гемоглобина у ребенка.
  4. Иногда рассеянное поведение распространяется только на определенные действия, например, на уроки математики, занятия иностранным языком. Это может означать, что ребенку не интересны подобные упражнения.
  5. Недостаток свободного времени и отдыха, высокая загруженность нередко приводят к переутомлению. Накопившаяся усталость не дает малышу возможность сконцентрироваться на каком-либо действии.

Детская рассеянность – это не приговор. При должном родительском контроле и постоянных тренировках внимания, эту проблему можно устранить или значительно снизить ее проявление.

Чем могут помочь взрослые рассеянному ребенку?

  1. Прежде всего, проанализируйте распорядок дня своего чада. Если он быстро утомляется, нельзя загружать его многочисленными дополнительными занятиями, кружками и секциями. Также внимательно следите, чтобы ребенок высыпался и принимал витамины.
  2. Большинство детей любит собирать мозаику и пазлы. Подобные головоломки способствуют развитию концентрации внимания, поэтому постарайтесь привлечь своего рассеянного ребенка к этому занятию. Если же ребенок в процессе собирания отвлекается, придите на помощь и помогите достроить изображение.
  3. Маленьких детей можно приучать к выполнению кропотливой работы – перебиранию крупы, фасоли, нанизыванию макаронин на леску. Ребенка постарше обучите таким видам рукоделия, которые требуют сосредоточенности – например, вышивка крестиком, пирография (выжигание по дереву), бисероплетение.
  4. Прогулки на природе также помогают бороться с рассеянностью. Почаще выезжайте в лес, на дачу, где дети смогут понаблюдать за разными природными явлениями, поведением животных, птиц и насекомых. Кроме того, свежий воздух благотворно влияет на общее здоровье ребенка.
  5. Если ваше чадо ходит в школу, попросите педагога посадить его на первую парту, чтобы он не считал ворон на «камчатке». Дома тоже необходимо создать рабочую обстановку, которая исключила бы отвлекающие факторы. Не ставьте стол возле окна, выключайте во время занятий телевизор и компьютер.
  6. Обязательно обсуждайте с ребенком прочитанные книги, задавайте уточняющие вопросы: о чем была сказка, кто из персонажей ему больше всего понравился, чем закончилась история и т.д. Попросите нарисовать картинку по мотивам прочитанной книжки. Кстати, об этом поручении можно сообщить заранее, тогда малыш станет слушать внимательнее.
  7. Будьте готовы вместе выполнять домашние задания, а также повторять пройденный в школе материал, поскольку рассеянные дети зачастую пропускают существенные моменты. Чтобы ребенку было проще включаться в образовательный процесс, можно заранее рассказывать содержание предстоящего урока.

Успехи ребенка в учебе и прочих видах деятельности напрямую зависят от умения быть внимательным.

Психологи уверяют, что внимание – не данное раз и навсегда качество, его можно и нужно совершенствовать.

Поэтому постарайтесь набраться терпения и не ждите от своего рассеянного чада немедленных результатов. Самое главное – не стоит ругать малыша, наоборот, чаще хвалите и мягко направляйте, давая четкую инструкцию.

Другая информация по теме


  • Нервно-психическое развитие детей первого года жизни (Часть 1)

  • Как отучить ребенка от соски? Советы детского психолога

  • 10 лучших игр для преодоления детской агрессии

Если ваш ребёнок не может сконцентрировать внимание на чём-то одном и не умеет сосредотачиваться, то это может сильно помешать ему в жизни. Вероятно, речь в данном случае идёт о синдроме дефицита внимания. А как выявить и устранить такую проблему?

Что это такое?

Дефицит внимания у детей нередко называют синдромом дефицита внимания и гиперактивности (сокращённо СДВГ). Это состояние, сопровождающееся различными отклонениями и нарушениями поведения, умственной деятельности, социальной активности. Такой термин появился относительно недавно. Употреблять его стали в конце прошлого века.

Но как диагноз это состояние стали расценивать только в нынешнем веке. Сегодня СДВГ диагностируется примерно у каждого 10-15-ого ребёнка. Чаще всего проблема обнаруживается в возрасте от 4 до 9 лет (раньше поставить точный диагноз просто невозможно). Удивительно, но с каждым годом количество детей с такой проблемой увеличивается, некоторые специалисты даже говорят о своеобразной эпидемии.

Мальчики страдают СДВГ чаще девочек в 3-5 раз. У взрослых такое отклонение тоже встречается, но чаще дети перерастают его. В некоторых случаях проявления сохраняются и во взрослой жизни, но становятся не такими явными.

Всего выделяют несколько видов дефицита внимания:

  • Отдельный дефицит внимания без каких-либо прочих явных проявлений.
  • Дефицит внимания, сочетающийся с импульсивностью. Это более сложный случай.
  • Дефицит внимания и гиперактивность. Сложное состояние, которое существенно затрудняет обучение, социализацию и другие процессы.
  • Смешанный тип. Наиболее сложный вариант, такое состояние может иметь самые разнообразные проявления.

Как проявляется?

Как же проявляется синдром рассеянного внимания у детей? Перечислим некоторые возможные признаки такого состояния:

  • Ребёнок не может концентрировать своё внимание на чём-то одном. Это приводит к ошибкам при выполнении как школьных заданий, так и домашних простых обязанностей.
  • Может показаться, что ребёнок не слушает вас или не понимает, о чём вы с ним разговариваете.
  • Неусидчивость, невозможность и нежелание сидеть на одном месте и долгое время заниматься каким-то одним определённым делом.
  • Трудности в соблюдении инструкций, указаний, предписаний.
  • Сложности в самоорганизации и самоконтроле.
  • Беспорядок в комнате и на рабочем месте.
  • Ребёнок быстро отвлекается.
  • Нередко наблюдается забывчивость. Но связана она не с проблемами с памятью, а именно с невозможностью концентрироваться на чём-то одном.
  • Чадо часто теряет или забывает свои вещи.
  • Кажется, что ребёнок нецелеустремлённый, но на самом деле он просто не понимает, как идти к своей цели до конца, так как не может сконцентрироваться на ней.
  • Трудности во взаимодействии со сверстниками, с учителями, с родными и близкими.
  • Проблемы с поведением. Нередко дети с синдромом рассеянного внимания непослушные, шумные, грубые, делают всё назло.
  • Тревожность.
  • Беспечность, небрежность.
  • Ребёнок постоянно крутится, не может сидеть на одном месте, дрыгает ногами и руками, встаёт с места (даже когда это запрещено), пытается залезть куда-то, что-то сломать.
  • Нередко такие дети очень болтливы, но при этом не могут поддержать разговор на одну конкретную тему.
  • На вопросы ребёнок отвечает, не дослушав их до конца.
  • Нетерпеливость. Например, стояние в очереди или ожидание – это настоящие испытания для такого ребёнка.
  • Нередко дети с синдромом дефицита внимания навязчивы и могут казаться невоспитанными.

Из-за чего развивается синдром рассеянного внимания?

До сих пор неизвестна природа развития такого состояния, но существует несколько предположений и теорий. Перечислим возможные причины:

  • Большинство учёных сходятся во мнении, что важную роль играет наследственный фактор. Были выявлены особые гены, которые, возможно, влияют на поведение и провоцируют некоторые проявления синдрома рассеянного влияния.
  • Ухудшение экологической ситуации. Некоторые специалисты считают, что определенные неблагоприятные условия окружающей среды могут спровоцировать развития СДВГ.
  • Родовые травмы у ребёнка и осложнения в процессе родов (черепно-мозговые травмы, асфиксия, затяжные или трудные роды) и связанные с этим проблемы и состояния.
  • Заболевания, перенесённые будущей мамой в период вынашивания и осложнения при беременности: внутриутробные инфекции, гипоксия, обвитие пуповиной, и употребление алкоголя женщиной в период беременности, гипертонус матки и угроза выкидыша, резус-конфликт, неправильное положение плода и так далее.
  • Черепно-мозговые травмы тоже могут оказать определённое влияние.
  • Некоторые заболевания ребёнка, такие как сердечная или лёгочная недостаточность, заболевания почек, болезни головного мозга, астма.
  • Болезни, перенесенные в первые месяцы жизни, сопровождавшиеся значительным повышением температуры (такое повышение крайне негативно сказывается на состоянии мозга ребёнка).

Диагностика

Поставить точный диагноз не так легко, ведь все перечисленные выше симптомы могут встречаться и при других патологических состояниях, заболеваниях и нарушениях. Поэтому специалист должен наблюдать за состоянием и поведением ребёнка в динамике, а также исключить другие заболевания.

Особую роль играют родители, которые должны по просьбе врача точно описать особенности поведения своего чада в тех или иных ситуациях. На постановку точного и окончательного диагноза может уйти несколько месяцев.

Как избавиться от проблемы?

Стоит отметить, что в некоторых случаях дети перерастают СДВГ. Но такое возможно только при условии длительной и постоянной работы врачей, родителей и близких.

Вот какие меры может включать в себя лечение синдрома рассеянного внимания:

  1. Приём некоторых препаратов. Он необходим только в случае явных и серьёзных отклонений и нарушений. Детям могут назначаться успокоительные средства. Приём сильнодействующих препаратов в детском возрасте опасен и вреден. Любые средства должен назначать врач.
  2. Изменение образа жизни, режим. Так, если ребёнок в школе не может усидеть на месте и сильно отстаёт от своих сверстников, то есть смысл перейти на домашнее обучение. Индивидуальный подход и корректировка программы обучения позволят сделать процесс максимально комфортным для ребёнка и эффективным. Крайне важно правильно организовать режим дня. Его соблюдение поможет дисциплинировать ребёнка и приучить его к порядку.
  3. Специалист должен дать консультацию родителям и рассказать, как лучше всего организовать деятельность чада, как вести себя в тех или иных ситуациях. Во-первых, не стоит принуждать ребёнка к чему-то, это будет его только злить. Во-вторых, запаситесь терпением и не нервничайте, иначе и чадо будет нервным. В-третьих, всегда показывайте чаду, что вы любите его.
  4. В некоторых случаях требуются регулярные посещения психолога, определённые занятия и упражнения.
  5. Помочь может спорт. Он обеспечит выход энергии и позволит дисциплинировать ребёнка.

Здоровья и успехов вашему ребёнку!

Мы живем в мире, который изменяется настолько стремительно и переполнен таким большим количеством информации, что оставаться сконцентрированным и собранным становится все труднее. Далеко не каждому взрослому под силу сохранять собранность и внимательность даже тогда, когда это очень необходимо. Что уж говорить о детях…

Кроме того, все чаще педиатры ставят своим маленьким подопечным диагноз синдром дефицита внимания. А еще довольно-таки нередко в невнимательность и рассеянность своих чад вносят лепту сами родители. Все эти факторы приводят к тому, что рассеянное внимание у современных детей становится едва ли не нормой.

Рассеянное внимание у гиперактивного ребенка

Впервые диагноз синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) был описан немецким доктором Генрихом Хоффманом в 1854 году. Он дал характеристику своему пациенту, назвав его непоседой Филом. С тех пор «клинический портрет» Фила сравнивают со многими детьми по всему миру и находят стопроцентные сходства.

Ребенок с СДВГ очень активен и подвижен. Ему трудно усидеть на одном месте и хотя бы какое-нибудь продолжительное время заниматься одним делом, даже если оно в действительности интересно для него. Таких детей «везде много», и, как правило, везде они что-нибудь, да натворят. Они неаккуратны, неуклюжи, забывчивы, неусидчивы, не способны не только находиться на одном месте, но также не умеют стоять на одной ноге.

Чаще всего непоседа Фил проявляет себя в школе, когда и ставится врачебный диагноз. Он все время вертится, мешает ученикам и учителю, срывает уроки, вовсе того не желая. Ребенок с СДВГ нередко умен и иногда очень талантлив, но проявить свои способности получается редко. Кроме того, он стремиться все время быть в лидерах, но из-за неумения ладить со сверстниками редко обретает желаемый авторитет.

Одним словом, такие дети живут в дисгармонии. И говорить об этом можно очень много. Вся соль вопроса в том, что самым ярким, характерным и достоверным признаком синдрома является именно рассеянное внимание у ребенка.

Дети с СДВГ нуждаются в особом подходе к воспитанию, времяпрепровождению, учебе. Они больше остальных требуют любви и родительского времени. И если Вы заинтересованы в успешном и гармоничном развитии своего ребенка, в благополучном будущем для него, то следует подробно изучить эту тему. А мы тем временем двигаемся дальше.

Рассеянное внимание у детей: другие причины

Согласно статистике, синдром дефицита внимания диагностируют приблизительно у 5% всех детей в мире, что достаточно немало, и тенденция к увеличению этих цифр стремительно возрастает. Но на практике СДВГ готов поставить своему ребенку почти каждый родитель. Не спешите с выводами. Проанализируйте ситуацию, поведение своего ребенка и свое собственное, методы и приемы его воспитания, условия, в которых малыш живет, учится и отдыхает, его режим и нагрузки. На способность сосредотачиваться влияет огромное множество факторов, которые всегда следует учитывать, прежде чем делать какие-либо выводы.

В частности, нередко рассеянное внимание у ребенка - это спутник, следствие или результат следующих факторов:

  • Возраст . Чем младше ребенок, тем труднее ему осознанно концентрироваться на чем-то. Но даже новорожденный непроизвольно обращает свое внимание на яркий свет, большую игрушку, громкие звуки, движущиеся предметы. По мере развития малыша этот процесс будет совершенствоваться, и, в конце концов, он научится умышленно задерживать свое внимание на чем-то определенном. А пока он делает это несознательно.
  • Отсутствие режима дня . Педиатры настоятельно рекомендуют родителям с раннего детства приучать ребенка к определенному распорядку дня. Это будет способствовать не только более гармоничному развитию его нервной системы, но также укрепит физическое здоровье. А отсюда вытекает не только успешность в школе, но и способность концентрироваться вообще.
  • Особенности воспитания . Чрезмерно опекая ребенка и пытаясь ему всячески угодить, мы наносим ему неоценимый вред. Среди прочего страдает и способность к произвольному вниманию. Малыш просто знает, что Вы в любом случае все сделаете вместо него. А если нет необходимости тренировать какой-то навык, то он никак не будет развиваться и совершенствоваться - это же очевидно.
  • Соматические заболевания , то есть телесные, физиологические. Любая болезнь выводит ребенка из строя, приводит к снижению его любых способностей, активности, внимательности. Находится ребенок в состоянии заболевания или сразу после перенесенной болезни, его внимание будет в определенной степени рассеянным: необходим восстановительный период, в течение которого малыш окрепнет и оздоровится.
  • Психические расстройства . Безусловно, нарушения в работе мозга и нервной системы неизбежно влияют и на способность концентрироваться, удерживать внимание на чем-то. Но такие серьезные причины редко имеют место. Если существует проблема психического характера, то ее должен выявить невролог. Вы не можете требовать от такого ребенка повышенной внимательности. Необходимо пройти курс медикаментозной терапии и заниматься с ребенком дома, посещать развивающие детские центры.
  • Дефицит витаминно-минеральных веществ . Трудно найти школьника, у которого не обнаружился бы недостаток того или другого вещества. Плохая экология, синтетические продукты питания, повышенные физические, эмоциональные и умственные нагрузки - все это приводит к ухудшению самочувствия, быстрой утомляемости и рассеянности.
  • Защитная реакция организма . Если бы мы не могли выборочно обращать внимание на что-то конкретное и не обращать на все остальное, то, пожалуй, сошли бы с ума. Умение человека сознательно концентрироваться является своеобразным защитным механизмом, хотя отвлекающих наше внимание факторов существует большое множество, и очень часто мы обращаем на них внимание непроизвольно. Кроме того, рассеянное внимание у ребенка может быть реакцией на стресс, переутомление, усталость и даже страх. Если он млеет при одной мысли о математических уравнениях, то способность концентрировать свое внимание на уроке, и особенно - на контрольной работе, непроизвольно снижается, внимание рассеивается, страх преодолевает необходимость собраться и сконцентрироваться.
  • Отсутствие интереса . Ну, и банально: родителям и учителям может казаться, что ребенок невнимателен и несобран, между тем он прекрасно умеет сосредотачиваться, но только на интересующих его вещах. Если Вы сели с ним за уроки, но в гости нагрянула бабушка с новой игрушкой в подарок, то все его внимание устремлено точно не на учебу. Если Вы проходите с малышом мимо парка с аттракционами и по дороге повторяете таблицу умножения, то совершенно очевидно и нормально, что все его внимание устремлено на развлекающихся и веселящихся в парке детей. А потому, пытаясь сосредоточить внимание ребенка на чем-то важном для вас, создавайте для этого благоприятную атмосферу и выбирайте подходящее место и время.

Между прочим, рассеянность и невнимательность может быть следствием генетических факторов (если родители страдают алкогольной зависимостью или психической неустойчивостью; если хотя бы один из них также гиперактивен и страдает синдромом рассеянного внимания) или неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития (болезни матери во время беременности, осложнения беременности, резус-конфликтная беременность, тяжело протекающие роды и прочие).

Однако повысить произвольное внимание ребенка (то есть то, которое он задерживает осмысленно, сознательно), прилагая к этому определенные усилия, можно.

Рассеянное внимание у ребенка: лечение

Лишь в редких случаях рассеянное внимание требует медикаментозное лечение. Возможно, не будут лишними иммуностимулирующие и витаминно-минеральные препараты, натуральные успокаивающие нервную систему средства. А в остальном терапия сводится к совместным занятиям с ребенком, установлению четкого режима дня, обеспечению положительных эмоций, сбалансированного питания, достаточной физической активности и полноценного отдыха.

Даже в случае постановки диагноза СДВГ ноотропные препараты, которыми привыкли лечить данное заболевание в России, в действительности нужны лишь в единичных случаях. А потому акцент делается всегда на поведенческую терапию и создание благоприятных условий для проживания и учебы.

  1. Установите четкий распорядок дня. Безусловно, он должен быть гибким и изредка может изменяться в зависимости от обстоятельств, но в целом подъем, отход ко сну, время игр и приемов пищи должны распределяться в течение дня и иметь фиксированные временные промежутки.
  2. Наделите ребенка определенными обязанностями, которые будут отвечать его возрасту и возможностям. Не нужно выполнять вместо него то, что он способен сделать сам, и по первому зову удовлетворять его прихоти и желания. Пусть убирает после себя посуду со стола, застилает кровать после сна, собирает свои игрушки и наводит порядок в собственной комнате. Попросите его помочь налепить пироги, полить цветы или еще что-то, посильное для него.
  3. Дайте ребенку больше свободы и самостоятельности. Гиперопека вредит детишкам, не дает им проявить себя, развиваться свободными и самодостаточными. Принимайте решения совместно, советуйтесь с ребенком, обсуждайте семейные вопросы.
  4. В то же время не лишайте его помощи и не оставляйте наедине со своими проблемами. Он должен знать, что в любой ситуации Вы готовы ему помочь, но не сделать все вместо него. Это касается и уроков, и выполнения различных заданий, и разрешения конфликтов или жизненных ситуаций.
  5. Занимайтесь с ребенком. С раннего детства проводите совместные занятия, которым необходимо отводить одно и то же время в дневном распорядке. Это должно быть что-то интересное для малыша. Если он не способен хотя бы на какое-то время задерживать свое внимание на чем-то одном, начните с малого. Возьмитесь вместе построить пирамиду или раскрасить несложный рисунок. Обращайтесь к нему, возвращайте его внимание к занятию, привлекайте к действию: «Сережа, а возьми-ка теперь этот кубик», «Маша, посмотри: осталось раскрасить только серединку цветочка», «Никита, послушай».
  6. Используйте игры для повышения концентрации, улучшения внимания и наблюдательности. Такие есть в продаже (самые элементарные - детские пазлы, тематические карточки), но поиграть можно, даже стоя в очереди или идя по улице. Например, один из вас называет три характеристики загаданного предмета, а другой должен найти его в поле видимости (это может быть сумка рядом стоящей женщины, картина на стене, заколка в волосах, припаркованная неподалеку машина).
  7. Помогите ученику не бояться, полюбить «тяжелый» предмет. Вместе развяжите задачку, поразмыслите вслух над решением примера: как только он поймет, что нужно делать, и у него начнет получаться - он полюбит учиться! Важно также создать условия, в которых ребенку с рассеянным вниманием будет легче сосредоточиться на задании: выключите компьютер и телевизор; уберите с комнаты зеркала, игрушки, другие притягивающие внимание предметы; усадите его так, чтоб он не имел возможности рассматривать происходящее за окном. Пусть ему будет не на что отвлекаться.
  8. Не забывайте про похвалу. Хвалите за малейшее достижение, но не переборщите. Выделяйте только заслуги ребенка: молодец, у тебя получилось, ты сделал все правильно и так далее. Безусловно, для этого нужно позаботиться, чтобы любое дело, за которое принимается ребенок, имело хотя бы какой-то успех.
  9. Грамотно подберите для ребенка вид физической активности. Слабым детям не подходят интенсивные тренировки; гиперактивному ребенку следует подобрать вид спорта, предусматривающий достаточную физическую активность, но исключающий эмоциональные переживания (к примеру, соревнования, командные азартные игры).
  10. Исключайте эмоциональное и физическое переутомление за несколько часов до сна: лучше это время заполнить спокойными, расслабляющими занятиями (чтением, разрисовыванием, конструированием).

И напоследок: не требуйте от ребенка слишком многого. Жизнь настолько насыщенна и интенсивна, что порой просто невозможно все время оставаться в тонусе. Находите в этой суете возможность отдохнуть и расслабиться, на время отложив все заботы в сторону. Выезжая иногда вместе с ребенком в лес, устраивая семейные игры и развлечения, Вы дадите себе и ребенку возможность перезагрузиться, снять напряжение и усталость, которые все время накапливаются.

И никогда не сбрасывайте с весов особенностей разных типов темперамента и характера: все мы от природы обладаем неодинаковыми способностями к усидчивости, внимательности и кропотливости. А любить детей необходимо независимо от его успеваемости, от оправдания наших надежд и ожиданий, которые часто бывают завышенными и необъективными.

Специально для - Екатерина Власенко

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»