Икона божией матери игумения святой горы афонской. Иконы божией матери на афоне

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Монастырские архивы свидетельствуют, что в период с конца XIX по начало XX века русские монахи еженедельно раздавали милостыню нуждающимся. Еженедельно из двух южных российских портов Одессы и Таганрога, где находились афонские подворья Свято-Пантелеимонова монастыря, приходили к афонской пристани большие и малые корабли с продуктами питания и жизненно необходимыми материалами. Они предназначались для 3 000 насельников Свято-Пантелеимонова монастыря и 4 000 русскоязычных братьев, подвизавшихся в различных скитах, метохах, келлиях и каливах Святой Горы.

Увеличенная копия снимка с образом Богоматери ныне помещена у врат русского святогорского монастыря святого Пантелеимона

У Великих ворот обители собиралась толпа бедных монахов-сиромахов и благочестивых странников. Сохранились данные о том, что около 600-800 человек получали из рук монахов хлебные лепешки - череки. В урочные дни за милостынею к монастырским вратам стали приходить ничем не занимающиеся, упивающиеся и никому не подчиняющиеся люди. Накануне Успения, 14 августа 1903 года в монастырь поступило письмо из Священного Кинота, в котором выражалось недовольство относительно «бесполезной» и «вредной», по его мнению, милостыни, которая может приучить молодых и здоровых монахов к тунеядству. Высшее Священное управление Святой Горы попросило Священноначалие Свято-Пантелеимонова монастыря отменить раздачу милостыни и найти более приемлемую и несоблазнительную форму помощи. В послании, в частности, говорилось: «Подаваемая евангельски милостыня только тогда бывает приятна и любезна Богу, когда подается в разуме - людям, достойным милостыни и нуждающимся в оной. Даваемая же людям, которые недостойно представляют собой просителей милостыни и которые только на это посещение и рассчитывают, и ради этого и проживают здесь, тогда уж такая подача милостыни становится причиной вреда».

По другим данным решение прекратить раздачу милостыни было принято не под влиянием кинотского письма, а самими насельниками Свято-Пантелеимонова монастыря в связи с тем, что монастырские запасы оскудели вследствие сокращения материальной помощи из России.

21 августа 1903 года монахи Русской обители решили в последний раз соблюсти традицию и раздать милостыню, а уже потом зачитать присутствующим содержание письма из Кинота. В это время по обыкновению у главной порты уже собрались в ожидании милостыни сотни нуждающихся и странствующих людей. Во время раздачи череков иеромонах Гавриил сделал фотоснимок, на котором проявился образ Богоматери, смиренно получавшей вместе с другими просителями благословенную милостыню. Глядя на необычный снимок, монахи тут же вспомнили рассказ инока Севастиана, слышавшего от портарей, будто «один пустынник видел несколько раз женщину при раздаче череков». Некоторые из подвижников, тоже видевших наяву Дивную Деву среди убогих монахов и просителей милостыни, хотели сказать об этом привратнику, однако в самый день фотографирования Ее никто не видел.

Богородица неизменно промышляла о подвизающихся в Своем земном жребии. По велению Царицы Небесной монастырь продолжил удовлетворять нужды бедной братии: после братских трапез в обители устраивали трапезы для бедняков, а келарь выдавал им со склада продукты питания.

История почитания

Некогда святый Андрей, Христа ради юродивый, обходя Небесныя Обители, желал видеть там Божию Матерь, но услышал голос, говорящий ему, что Пресвятая Богородица снизошла в многобедный мир на помощь всем призывающим имя Ея.

Будучи причастницей неизреченной славы Божества, Она снизходит во юдоль земных скорбей, чтобы помогать страждущим людям. Пресвятая Богородица соучаствует в домостроительстве человеческого спасения, которое совершил Сын Ея. Для того, чтобы спасти человека, Господь снизошел на землю не в виде Владыки и Повелителя, но в образе раба, истощив, или уничижив Себя даже до смерти (Фил. 2, 7-11). Это самоуничижение или вольное истощание именуется в богословии кеносис (греч. κένωσις – уничижение, умаление, истощание). Подобно Сыну Своему, Пресвятая Богородица нередко является, особенно на Святой Горе Афон, “просто”, скрывая Свою славу. Так и в этом случае, Божия Матерь снизошла в виде убогой просительницы, приняла из рук старца-монаха милостыню, чтобы утешить неимущих братий, поддержать добрую традицию Обители и уладить неожиданное недоразумение. Своим снисхождением Матерь Божия вновь подтвердила Свои обетования о Святой Горе Афон.

Сразу же после чудесного события, весть о котором обошла всю Святую Гору, началось почитание образа-фотографии. Были сделаны копии, которые хранились иноками в святых углах среди икон. Фотография попала и в Россию, найдя и там своих почитателей.

В конце 1980-х годов, с началом восстановления обители, чудесная фотография была размножена с приложением краткого описания события и распространялась среди паломников. Для нового поколения русских людей, пострадавших от атеистической пропаганды, фотография послужила фактором уверения в бытии духовного мира, о чем многократно удостоверяли обитель паломники.

Празднование в честь Светописанного образа было установлено Собором старцев монастыря в 2003 году с благословения игумена архимандрита Иеремии в 100-летнюю годовщину явления для богослужебного увековечивания памяти чудесного события. Наименование «Светописанный образ» родилось в ходе составления богослужебного последования (слово «светописание» представляет собой буквальный перевод греческого слона «фотография»). Тогда же было создано иконописное изображение для богослужебного использования. На основании летописных записей и дошедших устных воспоминаний была воссоздана историческая канва события.

В 2011 году на месте явления Божией Матери была сооружена памятная часовня, в которую был подведен источник воды для совершения водосвятных молебнов. Зафиксированы случаи облегчения телесных и душевных недугов от употребления воды этого источника.

В том же году в первом этаже братского Покровского корпуса был устроен и освящен храм-параклис в честь Светописанной иконы.

В 2011 году изображение исторической фотографии на мраморной доске было установлено в монастыре Афонской иконы Божией Матери в с. Чоповики Житомирской области.

Подобная мраморная доска с изображением фотографического образа была установлена в 2012 году на приходе Феодоровского собора в Царском Селе.

В 2013 году на очередном заседании Священного Синода в Киево-Печерской лавре было принято решение включить в месяцеслов Русской Православной Церкви празднование воспоминания явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы, бывшего в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре в 1903-м году.

В этом же году был освящен первый храм в честь светописанной иконы Божией Матери за пределами Святой Горы в городе Киеве (сайт: http://hram.co.ua).

Храм в честь явления Светописанного образа Пресвятой Богородицы (Киев). Пасха 2014.

Почитание светописанных икон известно с древнейших времен христианской истории. Нерукотворенный образ и Константинопольская Плащаница (так называемая Туринская) относятся именно к этому типу изображений. Собственно, именно на них и основано иконописание и иконопочитание. Оба изображения Спасителя представляли собой один и тот же лик. По пропорциям с ними полностью совпадала Синайская икона Спасителя, что свидетельствует о несомненном заимствовании. С VI века во множестве списков распространились они и получили широкую известность, полностью вытеснив древний античный тип лика Христа, и стимулировав развитие канона иконописания на всем Православном востоке.

Относительно Нерукотворенного образа необходимо заметить, что он существует в двух видах. Это, так называемые Убрус (слав.) или Мандилион (греч. – плат), представляющий изображение Господа на убрусе или плате, и Чрепие (слав.) или Керамидион (греч. – черепица), представляющий лик Господа на кирпиче. Что такое Убрус, наверное, известно всем. А вот что такое Чрепие? Это светописанная копия самого Убруса, то есть – Нерукотворенного лика, на кирпиче или черепице. Дело в том, что Убрус был спрятан с зажженной лампадой от идолопоклонников в нише над вратами Эдессы и заложен кирпичем, то есть чрепием. В VI веке Пресвятая Богородица явилась Эдесскому епископу Евлавию и указала место сокрытия образа и благословила вновь его обрести. Когда вскрыли кладку, обнаружили, что лампада продолжала гореть, а на кирпиче, закрывавшем нишу, было точное отображение Нерукотворенного лика Спасителя. Таким образом, можно сказать, что Спас на чрепии – это светописанное отображение светописанного лика Господа на убрусе или плате. Это, как бы, вторичное светописанное отображение.

К типу вторичных светописанных изображений можно отнести такие известные в Церкви явления, как отображения оригинальных икон на стекле, обрамляющих их киоты. Например, икона “Призри на смирение”. В 1993 году лик Пресвятой Богородицы с младенцем чудесно отобразился на стекле, не соприкасаясь с ним.

К этому же типу следует отнести и другую икону. Как говорилось выше, в 1903 году копии чудесной афонской фотографии попали в Россию. С одной из них, по заказу петербургского купца Григория Григорьевича Елисеева, была написана икона, сохранившаяся до сих пор в эстонском городе Кохтла-Ярве. Икона была заказана Григорьевым для его домовой церкви в местечке Тойла. Позже она была перенесена вместе с иконостасом в православный храм Преображения Господня кохтла-ярвеского района Прованду. 13 декабря 2011 года во время реставрации в храме было снято стекло с иконы и оказалось, что образ Божией Матери отобразился на нем. Таким образом, можно говорить о явлении светописанной копии светописанного образа Пресвятой Богородицы, или вторичного светописанного образа, по аналогии с нерукотворенным ликом Господа.

Оригинальные светописанные иконы имеют для Церкви особое значение, особый статус. Они не просто возносят наш ум к первообразу, но являют нам божественные черты самих первообразов. Это первоисточники иконописного канона, формирующие представление Церкви о ликах Господа и Его Пречистой Матери. Без преувеличения можно сказать, что светописанные иконы являются одним из видов Божественного откровения.

Тропарь: Пречистому Лику Твоему покланяемся, Благая, просяще предстательства о нас, Мати Божия, Волею бо благоволила еси явитися среди братии, да избавиши от печали, ихже собрала еси. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполняеши всех, Пречистая Дево, вверяющих себе Покрову Твоему.

Кондак:
 Неизреченного и благосердаго Твоего к человеком смотрения, Чистейшая Херувим и Славнейшая без сравнения серафим. И Образ Твой Светоявленный, и самоизображенный, свидетелество явися Твоего неизреченныя любве и милосердия, почитаем той лобызающе.

“В убогой келии монаха
Я образ дивный увидал.
Душа исполнилася страха,
Когда о чуде сем узнал.

Получен снимок без обмана
Он святогорцев поразил:
Без всякой лжи или тумана
Он Божью Мать изобразил.

Царица в длинном одеяньи,
Неизречённой красоты,
В чудесно-благостном сияньи
Полна любви и чистоты.

Укрух смиренно получила,
За ней афонцы-бедняки,
Сим чудом братию учила
Не отвергать Её руки.

Она и прежде обещала,
Афон до века соблюдать.
Гора досель не обнищала
Не оскудела благодать.

В келье Афонского монаха
Я лицезрел оригинал.
Душа исполнилася страха,
И я невольно зарыдал”.

Игумен Виссарион (Остапенко)

Таинственный святой Афон, крупнейший духовный центр право-славного мира, оставил свой след в российских храмах в виде многочисленных произведений самобытной афонской иконописи второй половины 19 – начала 20 века. С возрождением на Святой Горе русского монашества и паломничества, в России вновь появляются образцы современного афонского иконописания.

Афон становится одним из ведущих иконописных центров уже с 15 в., когда после падения Византии лучшие греческие художники находят прибежище на Святой Горе. В первый период существования афонских мастерских иконописцы работали в манере позднепалеологовской живописи. В 16–17 вв. местные мастера отрабатывают иконографии, восходящие к старинным византийским изводам. Объектом многократного копирования становятся особо почитаемые греческие иконы, находящиеся в монастырях Афона. Святая Гора во все времена привлекала паломников как одно из прославленных мест христианского мира. Первый список с афонской святыни для московского царского дома был выполнен в Иверском монастыре в 17 в. С тех пор данное произведение, хранящееся и поныне в соборе Новодевичьего монастыря, и его повторения называются на Руси Иверской иконой Божией Матери.

До революции в России были наиболее распространены иконы, написанные в русских Пантелеимоновском монастыре, Ильинском и Андреевском скитах. Ильинский скит, основанный на Афоне в 1757 г. Паисием Величковским, в 1840-х годах стал заселяться паломниками из России. А в 1850-м г. купцы Василий Толмачев (в монашестве – Виссарион) и Василий Вавилов (Варсонофий) преобразовали келию преподобного Антония Великого Ватопедского монастыря в русский Андреевский скит. Со второй половины 19 в. увеличился приток русского монашества на Афон, и в 1875 г. под контроль русских перешел Пантелеимонов монастырь. Иконописные мастерские Свято-Пантелеимоновского монастыря славились по всей России. Именно в этот период в местной иконописи и появляются особенные черты, которые характеризуют для нас позднюю афонскую икону.

Афонская икона второй половины 19 – начала 20 в. настолько своеобразна и оригинальна, что узнается сразу на фоне произведений иконописи, выполненных как в греческих, так и в академических традициях. Рожденная в знаковом культовом месте – благословенном монастыре, находящемся на перекрестке Востока и Запада, она испытала влияние разных культур и разных периодов расцвета греческого искусства. Афонская иконопись впитала наследие греческой античности, византийскую изобразительную систему и иконографические типы; не обошли ее и открытия итальянского Возрождения, выработавшего свой изобразительный язык и свою живописную технику. Живоподобная манера изображения была принята местными мастерами очень осмысленно и осторожно, синтез различных истоков и влияний оказался очень удачным, удивительным образом была обретена гармония между духовным смыслом изображаемого и его воплощением. Неслучайно афонская икона стала настолько популярна, причем произошло это в определенный и очень небольшой отрезок времени.

Своеобразие и главные отличительные черты поздней афонской иконописи сложились во второй половине 19 в. К концу столетия стиль русских афонских икон приобретает ярко выраженную характерность не без воздействия балканской художественной культуры. На техническую сторону создания иконы очень сильно повлияли особенности местного климата. Так, например, для иконной доски использовали особые породы дерева (каштан, липу или кипарис), менее подверженные гниению и не так сильно страдающие от жука-короеда, уничтожающего все деревянные изделия на Святой Горе. Очень интересен древний обряд, предваряющий изготовление списка с чудотворной иконы: ее обмывали святой водой, обливали этой водой новую доску и творили на ней краски.

Подготовленная таким образом доска покрывалась воском и маслом, для создания защитного слоя, и грунтовалась по паволоке. Паволокой служил чаще всего среднезернистый холст. Тонкий слой грунта не скрывал фактуру полотняного переплетения, что создавало впечатление картины, написанной на холсте. Из-за влажного морского климата афонским иконописцам пришлось перейти на масляную живопись, так как темперные краски быстро плесневели и соль разъедала красочный слой. Неотъемлемой частью афонской иконы является золочение на полимент с чеканкой, когда на нанесенном на фон сусальном золоте осторожно, не повреждая тонкого слоя позолоты, продавливается орнамент. Золочение погружает изображенный образ в сложное пространство, наполненное светом. Ирреальный золотой фон контрастирует с фигурами, задрапированными в яркие, с глубокими складками, ткани.

Иконография афонских икон восходит к древним образцам. Это, как правило, крупные однофигурные изображения, обобщенный монументальный силуэт, четко выделяющийся на золотом фоне. Силуэту подчинен условный рисунок фигуры, нейтральный и спокойный. Неподвижность образа, создающая его вневременность, восходит к греческой иконе византийского периода. Черты ликов укрупнены и лишены острой характеристики, их объединяет единый, узнаваемый тип красоты. Идеальная правильность черт придает образам определенную отстраненность.

Особенностью афонской иконы является условное светотеневое моделирование формы, лишь отдаленно напоминающее натурную передачу объема. Освещаются наиболее выпуклые части лика и фигуры, а всё остальное с помощью полупрозрачных лессировок постепенно погружается в тень, причем падающие тени сведены к минимуму. Несмотря на использование ярких тонов в изображении одеяний, художники более внимания уделяли мягким светотеневым переходам, а не оттенкам цвета. Но и здесь избирается умеренный путь – объем фигуры уплощается, и складки одежды не обрисовывают, а словно загораживают ее. Такая трактовка формы встречается в произведениях средневековых мастеров и художников Возрождения. Письмо афонской иконы многослойное, очень тщательное, но, несмотря на это, ее поверхность абсолютно однородная, гладкая и ровная.

Бытовавшая в России афонская икона представлена сравнительно небольшим кругом сюжетов, где преобладают списки с почитаемых икон Святой Горы: Божией Матери «Парамифии (Утешение)» Ватопедского монастыря, «Троеручицы» Хиландарского монастыря, «Портаитиссы (Вратарницы)» Иверской обители, «Достойно есть» из Успенского храма Кареи и «Скоропослушницы» обители Дохиар. Особое место в этом ряду занимает образ святого великомученика Пантелеимона, покровителя русского Пантелеимоновского монастыря.

В саратовском Свято-Троицком соборе находится образ Пресвятой Богородицы «Скоропослушницы», представляющий наиболее характерные черты поздней афонской иконы второй половины 19 – начала 20 в. Сияние золотого света фона иконы мягко охватывает фигуру Богоматери с Младенцем. Текучие линии контура обрисовывают Ее плавный силуэт. Красный цвет мафория Матери оттеняется ярким зеленым гиматием Сына. Орнаменты одежд сделаны тщательно, но неброско. Лики задумчивы, отстранены, величественны и кротки одновременно. Всё в иконе подготавливает особое, отрешенное от земных забот, молитвенное состояние. Надпись в правом нижнем углу иконы гласит: «СИЯ СВ. ИКОНА ПИСАНА И ОСВЯЩЕНА НА АФОНЕ/ ВЪ РУССКОМЪ СВ. ПАНТЕЛЕЙМОНА МОНАСТЫРЕ».

Появление чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушницы» относят к 10 в., ко временам святого Неофита, основателя Дохиарской обители. Характер живописи и техника исполнения произведения подтверждают представление святых отцов о ее древнем происхождении. Иконография иконы восходит к одному из основных типов изображения Пресвятой Богородицы – «Одигитрии (Путеводительнице)».

Первое чудо исцеления от этой иконы произошло в 1664 г. Трапезарь по имени Нил, проходя по обыкновению мимо этой иконы ночью с возженною лучиною, услышал от нее слова: «На будущее время не приближайся сюда с зажженною лучиной и не копти Моего образа». Нил счел эти слова за шутку кого-либо из братии и попрежнему ходил мимо иконы, имея в руках зажженную лучину. Пресвятая Богородица рассердилась, и Нил ослеп. Страдая, он день и ночь молился перед иконою и был прощен. Снова услышал он глас Божией Матери, возвестивший, что Она будет являть милость и исполнение прошений всем прибегающим к Ее образу, именуемому «Скоропослушницей». После чего монахи, благоговейно помолившись, устроили для иконы храм.

Реже появляется в поздней афонской иконописи иконография Божией Матери «Взыскание погибших»; скорее всего, подобный образ из Троицкого собора был выполнен специально, по просьбе заказчика. Иконография иконы восходит к типу изображения Богородицы «Елеуса (Умиление)». Мать нежно прижимается к щеке Сына, приобнявшего Ее за шею. Особенностью этого извода является то, что Христос изображается вставшим в рост, и Он одет не в царские одежды, а в простой белый хитон. Всё в этой иконе говорит о материнской печали: матери молятся перед нею о погибающих детях.

Появилась подобная иконография в 17 в. Название возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» 7 века. Ложно обвиненный эконом возроптал на Бога и заключил союз с дьяволом. Уже на грани гибели он ужаснулся, опомнился и взмолился к Пресвятой Богородице, называя Ее «Взыскание погибших». Молитва была столь горячей, а раскаяние настолько глубоким и искренним, что Царица Небесная вняла просьбам Феофила. На Руси почитание икон с таким названием началось с 18 в.

Икона Матери Божией «Портаитисса (Вратарница)», известная на Руси как «Иверская», – одна из наиболее почитаемых в православном мире. Согласно преданию, этот образ, который с начала 11 в. пребывает в Иверском монастыре на Святой Горе Афон, был написан евангелистом Лукой и долгое время находился в малоазиатской Никее. О чудесном появлении иконы у Иверского монастыря рассказывают следующее: в 1004 г. ее увидели в огненном столпе недалеко от чудотворного источника Климентовой пристани. Насельники обители попытались забрать икону, но она удалялась от них. И только благодатный отшельник старец Гавриил, по велению Самой Богородицы, вышел с иконой из воды. Первоначально икону Божией Матери поместили в главном соборе Иверского монастыря, но она несколько раз чудесным образом оказывалась над вратами обители и, явившись преподобному Гавриилу, возвестила, что не хочет быть охраняемой, а сама намерена быть их хранительницей. Образ был оставлен на избранном месте и назван «Вратарницей».

Сразу же икона начала творить чудеса. Во время сарацинского набега один варвар ударил образ своим копьем. Из лика Богородицы потекла кровь, которую можно увидеть и сегодня. Поэтому на списках иконописцы воспроизводят рану Пречистой. По молитве монахов перед иконой буря потопила корабли напавших на Иверскую обитель пиратов. «Вратарница» никогда не покидала обители, в ответ на просьбы мирян монахи посылали списки чудотворного образа, заложив тем самым традицию копирования афонских святынь.

Третья афонская икона Троицкого собора, Пресвятой Богородицы «Иверской», была написана специально по заказу его настоятеля игумена Пахомия (ныне Епископа Покровского и Николаевского). О чем на обороте образа имеется соответствующая надпись: «Икона сия написана / На св. горе Афон в келии / св. николая «буразери» / для Свято-Троицкаго / собора города Саратова, / иждивением Р.б. / Владимира и вадима, / по заказу настоятеля / храма – игумена Пахомия / 2010».

Этот образ олицетворяет новый этап в иконописи Святой Горы. Во второй половине 20 в. в Греции и на Балканах происходит новое возрождение духовных традиций и церковного искусства. В настоящее время в скитах св. Николая, Данилее и других скитах и монастырях насельники занимаются писанием икон. Возрождается и обычай заказывать в русские храмы списки с афонских чудотворных образов; многие из них становятся общеправославными святынями. В своих новых иконах греки обращаются к византийскому наследию. Древней иконописью вдохновлялись и авторы образа Божией Матери «Иверской» из Троицкого собора. Икона обрела византийскую монументальность и величественность, мощное колористическое решение, а лики Матери и Младенца – яркие греческие черты. Так неужели ушли в прошлое кротость, простота и лиричность поздней афонской иконы конца 19 – начала 20 в.

Ирина Ильина

Святое предание связывает появление монашеских обителей на Святой Горе с особым попечительством Пресвятой Богородицы на Афоне. Церковное предание повествует, что Божия Матерь, по сошествии Святого Духа в день Святой Пятидесятницы, по выпавшему Ей жребию должна была отправиться в Иверскую землю, но Промыслом Божиим труд апостольства предстоял Ей в другом месте. Несколько лет спустя, после Вознесения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, оказалось, что этим другим местом стал Афонский полуостров, что и определило его будущую судьбу и историю. Спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, Пресвятая Богородица отправилась с апостолом Иоанном Богословом и другими спутниками на остров Кипр к Лазарю, о котором повествует Евангелие и которого воскресил Иисус Христос. В то время он был на острове епископом. Во время плавания случилась буря, которая отнесла их корабль к Афону и они вынуждены были высадиться на берег как раз в том месте, где со временем был основан Иверский монастырь.

Предание также упоминает о Божиих знамениях, которые сопровождали прибытие Пресвятой Богородицы на Афон. Например, люди, которые в то время находились в капище Аполлона, слышали, как идолы стали издавать голоса и возопили, чтобы народ поспешил на пристань встречать Марию, Матерь Бога всех богов. Услышав это, люди удивились, и поспешили на берег. Увидев Матерь Божию, они спросили Ее:

— Какого Ты родила Бога? И как Ему имя?
Пресвятая Дева подробно поведала собравшимся о Христе Спасителе — Сыне Божием. Люди, оказав Ей великое почтение, с радостью принимали Ее слова, многие уверовали и крестились. Во время проповеди Пречистая Дева Мария явила много знамений, подкрепляющих истину Благой Вести, прежде чем Она отплыла на Кипр.

Видя красоту Афонской земли, Пресвятая Богородица с молитвой обратилась к Своему Сыну, Господу Иисусу Христу, чтобы на этой земле воссиял Евангельский свет и чтобы проповедь Ее здесь дала обильный плод. Тогда прозвучал глас с небес:
— Это место пусть станет Твоим Уделом, и садом, и раем, и убежищем для тех, кто жаждет спасения.
Перед отъездом Она обратилась к жителям со словами:
— Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога Моего. Господь благословит изобильными плодами труды подвизающихся здесь, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века. Я же буду Заступница места сего и Ходатаица о нем пред Богом.

Сказав это, Матерь Божия благословила народ и, взойдя на корабль, отплыла на Кипр.

Сегодня на Святой Горе Афонской находится большое количество обителей, а в них — множество чудотворных икон Божией Матери, которые просто невозможно все перечислить.

Приведем лишь некоторые из них.
В Великой Лавре Афанасия Афонского особо почитают иконы Божией Матери «Кукузелисса» и «Экономисса». В Ватопедском монастыре — «Пантанасса», «Закланная», «Живоприятная», «Ктиторская», «Отрада» или «Утешение», «Елеоточивая», «Простреленная».

Главной святыней Свято-Андреевского скита стала икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».

При входе в Иверскую обитель на левой стороне находится небольшая привратная церковь, в которой пребывает чудотворная икона «Портаитисса» (Вратарница), называемая также «Иверской». С Иверским монастырем связаны самые замечательные предания. Одно из них гласит, что Богоматерь, посетив Святую Гору, пристала в Климентовой бухте, близ Иверона, где ныне сооружена часовня. А девять столетий спустя иноки-грузины из Иверской обители увидели в огненном столпе, поднимающемся от моря, икону Божией Матери, которая чудесным образом пришла на Афон по морю и была названа «Иверская». Ее поместили над воротами обители Иверской. Однажды монахи решили поместить эту икону в храме для лучшей сохранности. Но икона трижды оказывалась вновь на прежнем месте. И, явившись ночью настоятелю, Божия Матерь сказала ему:
— Не надо Меня беречь, Я вас буду оберегать.
Монастырские ворота — это то, что соединяет обитель с миром. Божия Матерь, с одной стороны, хранит Свои обители от пагубных влияний мира сего, а с другой — устремляет в мир благодатное влияние обители. Преподобный Нил Мироточивый предвидел особое значение для иноков Афона в присутствии на Святой Горе иконы «Иверской» Божией Матери.
— Пока Моя икона в сей обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет, — открыла ему Сама Царица Небесная. — Когда Я уйду из обители, тогда пусть каждый берет свои вещи и уходит куда знает, не забывая о своих монашеских обетах.
Афонские иноки верят, что в последние времена икона покинет монастырь, после чего и монахи должны будут уйти отсюда.

В Хиландарском монастыре пребывают чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица», «Млекопитательница», «Акафистная», «Попская», «Вразумившая екклисиарха», «Не сгоревшая во время пожара». В монастыре Дионисиат находится древняя икона «Похвала Богородицы», вылепленная из воска и мастики.

Монастырь Костамонит знаменит нахождением в нем иконы Божией Матери «Предвозвестительница», а монастырь Зограф — находящимся в нем чудотворными иконами Божией Матери «Услышательница» и «Акафистная-Зографская». В Пантократоре хранится икона Пресвятой Богородицы «Геронтисса» («Старица»). В Дохиарском монастыре находится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икона Божией Матери «Иерусалимская» находится в соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы Русского Пантелеимоновского монастыря, в киоте над царскими вратами, который иногда опускается. Опускается икона на широкой бархатной ленте, по которой вышит тропарь Иерусалимской Божией Матери.

Икона написана в Троицкой Кривоезерской пустыни иеродиаконом Никоном (в схиме — иеромонах Нил) в 1825 году и послана им в дар Русскому
Пантелеимоновскому монастырю. На всенощных бдениях, на Богородичные праздники и в воскресные дни, по окончании вечернего богослужения, эту святую икону с подобающей честью опускают перед царскими вратами, и перед ней читают акафист, по окончании которого братия, по чину, подходят к святой иконе с земными поклонами, благоговейно лобызая Изображенную на ней, испрашивая Ее материнского предстательства пред престолом Сына Своего и Бога.

В Карее в Успенском соборе находится чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть».

Святая Афонская Гора, которую называют монашеской республикой, изобильно процвела добродетелью и потому является величайшей святыней христианского мира. А Пресвятая Дева Мария — ее Великая Игумения.

Икона Божией Матери “Игумения Святой Горы Афонской» создана в начале ХХ века, по заказу греческого губернатора Афона, одним из мастеров в бывшей келии Св. Николай Чудотворца на Афоне. В ковчеге иконы помещены частицы Креста Господня и мощей Святых.

Предание повествует, что в І веке, через несколько лет после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, Божия Мать, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, готовилась по выпавшему ей жребию оправиться в Иверскую землю. Но ей явился Божий Ангел и сказал, что дар апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Богородица с Апостолами направлялась на остров Кипр, к епископу Лазарю, попал в бурю и причалил к Афонской горе, населенной язычниками.

Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий земной, вышла на берег и возвестила евангельское учение.

Народ языческий принял Божию Матерь и слушал Ее проповеди, затем уверовал и крестился. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство.

Она поставила там начальником и учителем одного из Апостольский мужей и сказала: «Сие место буди мне и жребий, данный мне от Сына Бога моего».
Потом, благословив народ, присовокупила: «Благодать Божия да прибудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением, и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я ж буду Заступница места сего и теплая о нем Ходатаица перед Богом».

По материалам сайта: hramushakova.ru

Тропарь, глас 3-й

Песни благодарственныя приносим Ти, Мати Божия, яко вся ны, в горе Твоей живущия, от злаго навета вражия присно избавляеши, и вся полезная нам даруеши: наследия же Царствия Небеснаго любящим Тя сподобляеши.

Кондак, глас 5-й

Кто не радуется, слыша обетования Твоя, Богомати? Кто ими не услаждается? Ты бо рекла еси, Богоневесто: добре зде житие свое скончавшия, Сыну и Богу Моему представити имам, прощение согрешений тем испросивши. Темже умильно Тебе вопием: радуйся, надеждо и спасение душ наших.

Величание

Величаем Тя, Богородице Дево, и чтим Тя, яко Верховную Афона Правительницу, и нашу Благую Наставницу и Покровительницу.

Молитва

О Едина Пречистая и Пресвятая Владычице Богородице, палато Духа Святаго, всемогущая Заступнице и Ходатаице рода христианскаго! Не отрини мене недостойнаго, грехми душу и тело осквернившаго, очисти ум мой от помышлений суетных, углебающих в пагубе мира сего прелестнаго. Укроти моя страсти и избави мя от грех моих. Подаждь же бодрость и рассуждение уму моему помраченному, да заповедей Божиих делатель искусен явлюся. Огнем любве Божественныя воспламени оледеневшее сердце мое. Паче же Тя молю, Благая Мати, якоже Максиму Кавсокаливиту, испроси и мне непрестанныя молитвы дарование, да пребудет сия во мне потоком, от зноя страстей и скорбей находящих, прохлаждающим и наполняющим, да стяжав мир сердечный помощию Твоею и очистився от скверн греховных покаянием слезным, сподоблюся в будущем веце радости и блаженства причастник быти всех преподобных отец Афонских и всех святых от века Богу благоугодивших. Аминь.

14 августа , в день Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, в конце вечернего Богослужения в строящемся храме Святого праведного воина Феодора Ушакова в Южном Бутове произошло знаменательное событие. В храм чудесным образом прибыла иконы Божией Матери «Игумения Горы Афонской».

Следует отметить, что данное событие никак не ожидалось и не планировалось. Благочестивый паломник, который несколько дней назад отбыл на Святую Гору, вернулся и привез в строящийся храм большую греческую икону Богородицы, которую он пожертвовал Подворью.

Данное событие хотя и было полной неожиданностью, но верующими было осмыслено, как знак милости Царицы Небесной и Ее всеблагого Покрова строительству и приходу в это трудное время.

Икону при входе в храм принял на свои руки настоятель и с церковными песнопениями она была внесена в Дом Божий. Настоятель осенил Святым образом всех присутствующих и объявил о знаменательном событии, знаке милости Божией и внимания Богородицы.

Прихожане с благоговением поклонились иконе и облобызали ее. После этого она была установлена на аналое рядом со Святым Крестом.

Икона Божией Матери “Игумения Святой Горы Афонской»

Святое предание связывает появление монашеских обителей на Святой Горе с особым попечительством Пресвятой Богородицы на Афоне. Церковное предание повествует, что Божия Матерь, по сошествии Святого Духа в день Святой Пятидесятницы, по выпавшему Ей жребию должна была отправиться в Иверскую землю, но Промыслом Божиим труд апостольства предстоял Ей в другом месте. Несколько лет спустя, после Вознесения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, оказалось, что этим другим местом стал Афонский полуостров, что и определило его будущую судьбу и историю. Спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, Пресвятая Богородица отправилась с апостолом Иоанном Богословом и другими спутниками на остров Кипр к Лазарю, о котором повествует Евангелие и которого воскресил Иисус Христос. В то время он был на острове епископом. Во время плавания случилась буря, которая отнесла их корабль к Афону и они вынуждены были высадиться на берег как раз в том месте, где со временем был основан Иверский монастырь.
Предание также упоминает о Божиих знамениях, которые сопровождали прибытие Пресвятой Богородицы на Афон. Например, люди, которые в то время находились в капище Аполлона, слышали, как идолы стали издавать голоса и возопили, чтобы народ поспешил на пристань встречать Марию, Матерь Бога всех богов. Услышав это, люди удивились, и поспешили на берег. Увидев Матерь Божию, они спросили Ее:
- Какого Ты родила Бога? И как Ему имя?
Пресвятая Дева подробно поведала собравшимся о Христе Спасителе - Сыне Божием. Люди, оказав Ей великое почтение, с радостью принимали Ее слова, многие уверовали и крестились. Во время проповеди Пречистая Дева Мария явила много знамений, подкрепляющих истину Благой Вести, прежде чем Она отплыла на Кипр.
Видя красоту Афонской земли, Пресвятая Богородица с молитвой обратилась к Своему Сыну, Господу Иисусу Христу, чтобы на этой земле воссиял Евангельский свет и чтобы проповедь Ее здесь дала обильный плод. Тогда прозвучал глас с небес:
- Это место пусть станет Твоим Уделом, и садом, и раем, и убежищем для тех, кто жаждет спасения.
Перед отъездом Она обратилась к жителям со словами:
- Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога Моего. Господь благословит изобильными плодами труды подвизающихся здесь, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века. Я же буду Заступница места сего и Ходатаица о нем пред Богом.
Сказав это, Матерь Божия благословила народ и, взойдя на корабль, отплыла на Кипр.
Сегодня на Святой Горе Афонской находится большое количество обителей, а в них - множество чудотворных икон Божией Матери, которые просто невозможно все перечислить.
Приведем лишь некоторые из них.
В Великой Лавре Афанасия Афонского особо почитают иконы Божией Матери «Кукузелисса» и «Экономисса». В Ватопедском монастыре - «Пантанасса», «Закланная», «Живоприятная», «Ктиторская», «Отрада» или «Утешение», «Елеоточивая», «Простреленная».
Главной святыней Свято-Андреевского скита стала икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».
При входе в Иверскую обитель на левой стороне находится небольшая привратная церковь, в которой пребывает чудотворная икона «Портаитисса» (Вратарница), называемая также «Иверской». С Иверским монастырем связаны самые замечательные предания. Одно из них гласит, что Богоматерь, посетив Святую Гору, пристала в Климентовой бухте, близ Иверона, где ныне сооружена часовня. А девять столетий спустя иноки-грузины из Иверской обители увидели в огненном столпе, поднимающемся от моря, икону Божией Матери, которая чудесным образом пришла на Афон по морю и была названа «Иверская». Ее поместили над воротами обители Иверской. Однажды монахи решили поместить эту икону в храме для лучшей сохранности. Но икона трижды оказывалась вновь на прежнем месте. И, явившись ночью настоятелю, Божия Матерь сказала ему:
- Не надо Меня беречь, Я вас буду оберегать.
Монастырские ворота - это то, что соединяет обитель с миром. Божия Матерь, с одной стороны, хранит Свои обители от пагубных влияний мира сего, а с другой - устремляет в мир благодатное влияние обители. Преподобный Нил Мироточивый предвидел особое значение для иноков Афона в присутствии на Святой Горе иконы «Иверской» Божией Матери.
- Пока Моя икона в сей обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет, - открыла ему Сама Царица Небесная. - Когда Я уйду из обители, тогда пусть каждый берет свои вещи и уходит куда знает, не забывая о своих монашеских обетах.
Афонские иноки верят, что в последние времена икона покинет монастырь, после чего и монахи должны будут уйти отсюда.
В Хиландарском монастыре пребывают чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица», «Млекопитательница», «Акафистная», «Попская», «Вразумившая екклисиарха», «Не сгоревшая во время пожара». В монастыре Дионисиат находится древняя икона «Похвала Богородицы», вылепленная из воска и мастики.
Монастырь Костамонит знаменит нахождением в нем иконы Божией Матери «Предвозвестительница», а монастырь Зограф - находящимся в нем чудотворными иконами Божией Матери «Услышательница» и «Акафистная-Зографская». В Пантократоре хранится икона Пресвятой Богородицы «Геронтисса» («Старица»). В Дохиарском монастыре находится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница».
Икона Божией Матери «Иерусалимская» находится в соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы Русского Пантелеимоновского монастыря, в киоте над царскими вратами, который иногда опускается. Опускается икона на широкой бархатной ленте, по которой вышит тропарь Иерусалимской Божией Матери. Икона написана в Троицкой Кривоезерской пустыни иеродиаконом Никоном (в схиме - иеромонах Нил) в 1825 году и послана им в дар Русскому Пантелеимоновскому монастырю. На всенощных бдениях, на Богородичные праздники и в воскресные дни, по окончании вечернего богослужения, эту святую икону с подобающей честью опускают перед царскими вратами, и перед ней читают акафист, по окончании которого братия, по чину, подходят к святой иконе с земными поклонами, благоговейно лобызая Изображенную на ней, испрашивая Ее материнского предстательства пред престолом Сына Своего и Бога.
В Карее в Успенском соборе находится чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть».
Святая Афонская Гора, которую называют монашеской республикой, изобильно процвела добродетелью и потому является величайшей святыней христианского мира. А Пресвятая Дева Мария - ее Великая Игумения.

Икона Божией Матери “Игумения Святой Горы Афонской» создана в начале ХХ века, по заказу греческого губернатора Афона, одним из мастеров в бывшей келии Св. Николай Чудотворца на Афоне. В ковчеге иконы помещены частицы Креста Господня и мощей Святых.

Предание повествует, что в І веке, через несколько лет после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, Божия Мать, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, готовилась по выпавшему ей жребию оправиться в Иверскую землю. Но ей явился Божий Ангел и сказал, что дар апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Богородица с Апостолами направлялась на остров Кипр, к епископу Лазарю, попал в бурю и причалил к Афонской горе, населенной язычниками.

Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий земной, вышла на берег и возвестила евангельское учение.

Народ языческий принял Божию Матерь и слушал Ее проповеди, затем уверовал и крестился. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство.

Она поставила там начальником и учителем одного из Апостольский мужей и сказала: «Сие место буди мне и жребий, данный мне от Сына Бога моего».

Потом, благословив народ, присовокупила: «Благодать Божия да прибудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением, и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я ж буду Заступница места сего и теплая о нем Ходатаица перед Богом».

Акафист иконе Божией Матери «Игумения Горы Афонской»

Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, приявшей от Сына Своего и Бога в жребий Себе Гору Афонскую, и давшей ю в вечное достояние православных иноков, похвальное сие возглашаем пение. Ты же, о Богомати, Заступнице сущи подвижников благочестия, спасай и избавляй от всяких бед, скорбей и напастей, и к Царствию Небесному руководи ны, духовная чада Твоя, умильно Тебе вопиющия: Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Ангелы святынею и чистотою превзошла еси, Пречистая, от юности ангельски поживши: темже ангелоподобнаго иноческаго чина изрядная Наставница и Покровительница явилася еси, путеводящи к Царствию Небесному рачителей девства и чистоты, от нихже достойно слышиши таковая: Радуйся, начало и освящение девства. Радуйся, светлейший образе целомудрия. Радуйся, праведными родительми Твоими, прежде зачатия на службу Богу обетованная. Радуйся, от неплодных ложесн по благовестию Ангела рожденная. Радуйся, в трилетнем возрасте в храм Божий введенная. Радуйся, от руки Ангела небесною пищею воспитанная. Радуйся, лествицею сочетавшихся в Тебе добродетелей на высоту духовнаго совершенства возшедшая. Радуйся, образ богоугоднаго жития в молитвах, воздержании и послушании нам явившая. Радуйся, первая в женах девство Свое Богу обещавшая и сие соблюдшая. Радуйся, к водительству иночествующих свыше избранная и предуготованная. Радуйся, в лице Иоанна девственника при Кресте Сына Твоего всех верных в сыновство приявшая. Радуйся, наипаче чину иноческому, яко житию Твоему последующему, Благая Матерь явльшаяся. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Светом Божиим, по вознесении на небеса Сына Твоего Христа Бога нашего, паде Тебе Владычице, жребий Апостольскаго служения в земли Иверстей, извещением же ангельским откровенно Ти бысть, яко оный просветится в последния дни: Ты же потрудитися имаши в земли, юже Ти Бог изволит. Темже, яко Раба Господня, смиренно повинулася еси Того воли, образ нам подающи, да и мы всегда и во всем творим волю Создателя нашего, вопиюще Ему: Аллилуиа.

Разум Божественнаго промышления Своего о жребии Богоматере открывая, не к Кипру, но к Горе Афонстей путь Ея управи Господь, идеже проповедася Его Евангелие, и тако явися земный жребий Ея. Темже молимся: управи, Богомати, и наш путь к Небесному Отечествию, да Тебе Наставнице нашей хвалебно вопием: Радуйся, Своим пришествие Афон освятившая. Радуйся, веру истинную в нем насадившая. Радуйся, в жребий Себе гору сию от Бога приявшая. Радуйся, милость Сына Твоего до скончания века месту сему обетовавшая. Радуйся, благодати Его неотступней на месте сем быти предрекшая. Радуйся, яко предречение сие доныне зрим делы исполняемо. Радуйся, теплая Ходатаица о живущих в жребии Твоем. Радуйся, всех врагов их устрашение. Радуйся, обитающим зде земных благ Подательнице. Радуйся, вечнаго их спасения Споручнице. Радуйся, яко вси христоименитии людие жребий Твой почитают. Радуйся, яко местом святым и раем монашеским той нарицают. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Сила Вышняго, предстательством Богоматере, осени Святую Гору сию, и показа ю воистинну духовный вертоград, множество преподобных в недрех своих возрастивший, яко грозды зрелы и красны: темже и сотвори сию, яко тихое пристанище всем хотящим во иноческой жизни благоугождати Господеви и пети Ему: Аллилуиа.

Имущи промышление о жребии Своем, рекла еси, Владычице, в видении первому пустынножителю преподобному Петру: несть удобнейшаго места, еже послужити Богу, разве Гора Афонская, юже с любовию приях от Сына Моего и Бога, и имущим подвизатися зде, буду Помощница и Заступница. Сего ради благодарственно вопием Ти: Радуйся, обетование Свое о горе сей исполнившая. Радуйся, грады мирския, на ней бывшия, промыслительно упразднившая. Радуйся, Гору Афонскую во владение иноков отдавшая. Радуйся, свободу ей даровавшая. Радуйся, основание Ватопедския обители царем Феодосием положившая. Радуйся, усердием царицы Пульхерии, Есфигменскую обитель создавшая. Радуйся, царя Никифора на создание Афанасиевы Лавры подвигшая. Радуйся, Иверскую обитель тщанием царей Иверских и вельможных иноков благолепно устроившая. Радуйся, Ксиропотамскую обитель усердием царя Болгарского Петра воздвигшая. Радуйся, трудами Саввы и Симеона Сербских, Хиландарскую обитель воздвигшая. Радуйся, тщанием древних Русских князей обитель страстотерпца Пантелеимона обновившая. Радуйся, ины многи разноплеменныя цари и вельможи православныя к созиданию обителей Афонских и благотворению онем подвигшая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Бурю искушения от иночествующих в жребии Твоем отвращая, невходен сей женам сотворила еси, Владычице, царице Плакидии таинственным гласом о сем возвестивши, егда та внити хотяше в храм обители Ватопедския. Сего ради издревле узаконися невходна быти женам Святая Гора, да подвизающиися зде на ней без соблазнов мирских пребывают, выну поюще Богу: Аллилуиа.

Являющи попечение велие о населении земнаго жребия Своего иночествующими, неповинно изгнанными из Египта, Сирии и Палестины, отцы чудесне зде вселила еси, Владычице, и тако умножися и возрасте сад Твой духовный, от негоже плод мног Богу принесеся – велий Собор преподобных Афонских: к ним же и нас, Богомати, сопричти, вопиющих Ти хвалебно: Радуйся, в пустынех Египта, Сирии и Палестины, подвижником благочестия возсияти помогшая. Радуйся, ученики отцев онех в Гору Афонскую чудесне преселившая. Радуйся, иноком, от градов многих иконоборцы изгнанным, вселение в горе сей даровавшая. Радуйся, чин иноческий умножившая, и книжное богатство со святыми мощами собравшая. Радуйся, Гору Афонскую со множеством пустынножительных келлий, яко едину обитель дивну сотворшая. Радуйся, возградитися зде великим и малым обителем благоволившая. Радуйся, православнаго подвижничества виды многообразны на горе сей уставившая. Радуйся, житие зде обитающих уставы иноческими твердо оградившая. Радуйся, Петра пустыннолюбиваго светлый образ отшельником показавшая. Радуйся, Афанасия богомудраго наставника общежитию даровавшая. Радуйся, Афону иноческому грех ради наших, от неверных срацин опустошену иногда быти попустившая. Радуйся, паки по сем, во исполнение обетования Своего, множеством иноков оный населившая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Светильник светлый показася, Владычице, земный Твой жребий, вселенную всю духовно просвещающий и моленьми иноков согревающий, еже благочестивый Император Алексий Комнин в послании своем ко Отцем Афонским, по внушению Твоему, премудро изобрази: темже вси о Тебе хвалебно вопием Богу: Аллилуиа.

Матернее промышление о насельницех святаго жребия Твоего уверяя, явился еси, Богомати, преподобному Афанасию, скудостию потребных смущенному, того увещавая не оставляти созидаемыя обители, и обещаяся Сама быти тоя Икономиссою: во уверение же сего повелела еси ему жезлом ударити камень, из негоже абие источник чудесне истече, иже и до ныне источает воду живу и целебну, яко верен свидетель Твоего на месте том явления. Сего ради хвалебно Тебе вопием: Радуйся, источником сим, источник Твоих нам благодеяний показавшая. Радуйся, двукратным Твоим преподобному Афанасию явлением, незримое Твое нас посещение уверившая. Радуйся, Лавры Афанасиевой Икономиссою неизменно пребывающая. Радуйся, вся обители иноческия попечением Своим не оставляющая. Радуйся, в обители Иверстей, вино, муку и елей чудесне умножившая. Радуйся, в обители Костамонитстей сосуд елеа и вся хранилища всеми потребами невидимо снабдившая. Радуйся, в обители Ватопедстей оскудевший сосуд елеа до произлития наполнившая. Радуйся, в Пантократорстей обители умножение елеа такожде сотворившая. Радуйся, в Филофейстей обители экклисиарха некоего, в роптании о скудости потребных вразумившая. Радуйся, возвестившая тому, яко невозможно есть обители быти попечения Твоего кроме. Радуйс в годину трудных обстояний о насущных к житию нашему потребах дивно промышляющая. Радуйся, о коемждо зде подвизающемся, любвеобильное попечение Свое являющая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Проповедница милостей и благодеяний Твоих насельником Святыя Горы явися чудотворная Твоя, Богомати, икона, «Скоропослушница» Тобою нареченная, пред неюже трапезаря Нила за небрежение расслаблением наказала еси, и паки, покаяния ради, прощение и исцеление тому даровала еси, возвестивши купно с сим волю Твою, да прибегают к Тебе иноцы во всех своих нуждах, обетовавши исполняти благочестивая прошения не токмо иноков, но и всех православных христиан, верно вопиющих Сыну Твоему: Аллилуиа.

Кий язык исповесть величие чудес Твоих, о Владычице, яже сотворила и твориши насельником земнаго жребия Твоего? Светолучную бо икону Твою, чудесно по морю из Никеи пришедшую, обители Иверстей вдала еси, и волю Твою открыла еси, яко хощеши быти Вратарницею обители их и Хранительницею всех живущих в горе сей. Темже хвалебно Тебе воспеваем: Радуйся, повелевшая преподобному Гавриилу в море снити и прияти святую икону Твою. Радуйся, сотворившая ему немокренно шествие по водам, яко по суху. Радуйся, иконе Твоей в малем храме при вратех обители пребывати благоволившая. Радуйся, приятием звания Вратарницы образ смирения нам показавшая. Радуйся, в пребывании святыя иконы Твоея знамение благодати и милости Сына Твоего утвердившая. Радуйся, обещавшаяся быти Хранительницею нашею в настоящем и будущем веце. Радуйся, ратники амиры агарянскаго с корабли в море потопившая. Радуйся, таковым чудом обитель Иверскую от разорения спасшая. Радуйся, икону Твою «Сладкое лобзание», из Царя-града во Афон чудесно по морю представившая и обители Филофейстей вдавшая. Радуйся, неподвижностию сея иконы во время крестных хождений на брезе морстем люди в пианстве обличившая и вразумившая. Радуйся, татя, похитившаго с сея иконы златицы, чудесне на море с кораблем удержавшая. Радуйся, сим знамением поучение к хранению церковнаго достояния нам подавшая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Хотящим иногда зломудрым латиняном внезапу на Святую Гору наити и вся иноки во свою ересь обратити, Предвозвестительницею тех нашествия явилася еси, Владычице: от иконы бо Твоея святыя, во обители Зографстей сущия, старцу некоему, в пустынней келлии «Радуйся» Тебе воспевавшему, чудесным гласом сие возвестила еси. Темже мнози преподобнии помощию Твоею лютая мучения благочестия ради, от злочестивых доблественно претерпеша и венцы победы от Христа восприяша, поюще Ему: Аллилуиа.

Новое знамение попечения Своего о насельницех земнаго жребия Твоего, Владычице, являеши от иконы Твоея «Отрада и Утешение», яко игумену обители Ватопедския чудесным гласом повелела еси не отверзати врат монастырских, но взойти на стены, и отгнати разбойники, хотевшия иноков погубити и достояние обители расхитити. Темже смиренно молим Тя, Пречистая, не остави, помощию Твоею, во всех бедах и обстояниях и нас, вопиющих Ти сице: Радуйся, с высоты небесныя весь род христианский назирающая. Радуйся, злыя враги наша в коварстве их запинающая. Радуйся, кару Божию от глав наших отводящая. Радуйся, Сына Твоего Христа Бога нашего на милость к нам преклоняющая. Радуйся, о внезапно находящих на нас вразех во благовремении возвещающая. Радуйся, от убиения и напрасныя смерти избавляющая. Радуйся, преподобномучеником Афонским посрамити лесть латинскую и мученическую кончину прияти помогшая. Радуйся, трусом земным и Ксиропотамския обители падением суемудрых папистов устрашившая и с Афона удалившая. Радуйся, чистоту Православия в жребии Твоем яко зеницу ока соблюдающая. Радуйся, ересем и расколом укрепитися зде не попускающая. Радуйся, жребий Твой треволнением мирским непричастен содевающая. Радуйся, в годину великих окрест браней, в мире и тишине сей сохраняющая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Незримое Твое, Владычице, о нас попечение яве показати хотяще, явилася еси в день Благовещения во обители Ватопедстей, идеже преподобный Косма Зографский узре Тя в подобии Госпожи, властительно в храме и трапезе повеления различная всем сказующи. Темже благоговейно сие явление воспоминающе, и впредь не лишити нас матерняго Твоего попечения просяще, поем Богу: Аллилуиа.

Благоволением Рождшагося от Тебе, Игумения и Правительница чину иноческому явилася еси, о Пресвятая Дево: темже жезл игуменский во обители Хиландарстей прияти изволила еси, возвестивши о сем единому от братий, и Троеручную Свою икону чудесне поставивши на игуменстем месте, тем мир водворивши. Темже и мы, послушницы Твои, вручаем себе Твоему водительству и попечению и хвалебно вопием: Радуйся, первая в мире Инокиня, не по чину внешния жизни, но по духу, от младенческих пелен на службу Богу посвященная. Радуйся, благоволением Всевышняго девство и рождество чудесне в Себе сочетавшая. Радуйся, обитель Саввы преподобнаго приятием звания неизменныя Игумении почетшая. Радуйся, всеми насельники земнаго Твоего жребия, яко Верховная Игумения почитаемая. Радуйся, старцем Парфением Игумениею Лавры Печерския нареченная. Радуйся, и Серафимом преподобным Игумениею Дивеевския обители наименованная. Радуйся, благодатным внушением многия из мира в иноческое житие и в земный Свой жребий приводящая. Радуйся, всем хотящим иночествовати место вселения и образ жития, душевному их устроению приличный указующая. Радуйся, от всех племен православных, иночествовати хотящих, в жребий Свой любезно приемлющая. Радуйся, всем зде живущим на сроднем своем языце службу Богу приносити благоволившая. Радуйся, отсечением за благочестие руку Иоанна Дамаскина, пред иконою Твоею слезно молившагося, чудесне исцелившая. Радуйся, благодарственное пение от него приявшая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Спасение многих устрояющая, благоволила еси, Владычице, Антония преподобнаго в земный Свой жребий призвати, и обучивши того иноческим подвигом, в новопросвещенное тогда отечество его, землю Русскую, во град Киев послати, идеже он помощию Твоею, насади новый духовный вертоград, в немже множество преподобных, с Феодосием дивным, просияша и великому Собору преподобных Афонских сопричтошася, яко духовно от того порождении. Не лиши убо, Богомати, и нас части онех отец, да с ними в Небеснем Царствии вечно воспеваем Богу: Аллилуиа.

Любовь велию христианскому роду являющи, чрез Архангела Гавриила возвестила еси чудесную Твою песнь «Достойно есть». Темже молим Тя, Пречистая: сподоби нас, недостойных, и в сем и будущем веце сию радостно взывати: Радуйся, достойно воспеваемая от Архангел и Ангел. Радуйся, ублажаемая от всех Небесных Сил. Радуйся, смиреннаго послушника Афонскаго посещения Архангельскаго удостоившая. Радуйся, благовестником Твоим песнь небесную нам возвестившая. Радуйся, яко песнь сия повсюду верными воспевается. Радуйся, яко ею всяк пол и возраст духовно утешается. Радуйся, икону Твою, пред неюже воспе Тя Архангел, до ныне целу сохраншая. Радуйся, икону сию и подобия ея во мнозех местех чудесы дивными прославльшая. Радуйся, память чудесе сего на всякое лето иноком Афонским литиею обновляющая. Радуйся, любовным в ней великих и малых обителей единением, согласию и смирению нас научающая. Радуйся, житие наше добре и Богоугодне устрояющая. Радуйся, вся благая и полезная нам дарующая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Кондак 10

Спасению верных и вразумлению неверных пособствуеши, жребий Твой непоколебим оплот Православия и твердыню иночества соделала еси, Владычице. Темже струю просвещения духовнаго отсюду во вся концы мира источаеши, подвизая вся верныя и не устнами токмо, но и житием добродетельным выну пети Богу: Аллилуиа.

Новое знамение промышления Своего о спасении нашем духовном и окормлении являющи, Владычице, чудесным гласом от иконы Твоея святыя рекла еси к изображенному с Тобою Богомладенцу Иисусу: «Сыне и Боже Мой, научи раба Твоего Косму, како ему спастися». Господь же абие отвеща: «В безмолвии да послужит Ми». Темже смиренно молим Тя, Богомати: умоли Христа Бога, да наставит на путь спасения и нас, взывающих Ти сице: Радуйся, молитву угодника Твоего Космы скоро услышавшая. Радуйся, и наша усердная моления не отвергающая. Радуйся, на стезю спасения и духовнаго преспеяния нас руководящая. Радуйся, к уединенной жизни вожделевающихся приводящая. Радуйся, во отшельничестве подвизающимся благодатная Собеседница, духовное веселие в сердца их изливающая. Радуйся, в жребии Твоем и повсюду благочестно живущая, Матернею Твоею любовию объемлющая. Радуйся, Косме Зографскому и иным отцем подвиг пустыннаго безмолвия совершити помогшая. Радуйся, Григорию Паламе, со светоносными мужи явльшаяся, и о нуждах его пещися тем повелевшая. Радуйся, Максима Кавсокаливита явлением Своим облагодатствовавшая. Радуйся, дар непрестанной молитвы и умиления сердечнаго тому даровавшая. Радуйся, Симону преподобному, в борьбе с искушениями помогшая. Радуйся, обитель Рождества Христова на камени создати тому повелевшая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Кондак 11

Пение наше смиренное не довлеет к изъявлению Твоего, Владычице, лику иноческому благоволения, наипаче же к подвизающимся в земном жребии Твоем, идеже (в Лавре Афанасия преподобнаго) видена была еси иноком Матфием, дары Твоя, яко сребренники и златицы подающая, усердных молитв ради предстоящих со страхом во храме и вопиющих Богу: Аллилуиа.

Светом небесным осиянну узре Тя, Владычице, Марк преподобный на холме грани Афона, в чудней красоте и Царственней славе, на престоле превознесенном, сонмом Ангел и преподобных Афонских окружаему и боголепно воспеваему, яко Царицу и Госпожу всяческих. Темже, Богомати Пречистая, якоже тогда жребий Твой осенила еси, тако и ныне огради нас от всех искушений, от мира и диавола находящих, да зовем Ти хвалебно: Радуйся, Архангелов и Ангелов Царице. Радуйся, горних и дольних Владычице. Радуйся, преподобнаго Марка чуднаго Своего явления сподобившая. Радуйся, Назирательницею Афона и стражем неусыпным Себе показавшая. Радуйся, яко подвизаеши с Собою на защищение наше сонмы бесплотных и соборы преподобных. Радуйся, яко купно с ними предстательствуеши о нас пред Сыном Твоим и Богом. Радуйся, яко осенением Твоим небесным ограждаеши нас от соблазнов мирских. Радуйся, яко укрепляеши нас в подвизех поста, целомудрия и молитвы. Радуйся, яко во уверение будущаго по смерти за подвиги воздаяния, певцы Твоя Григория и Иоанна в соннем дремании златицами вознаградила еси. Радуйся, яко златицам тем, воистину Тобою данным, силу чудодействия даровала еси. Радуйся, яко чудесных Твоих знамений, во благо наше содеянных, невозможно исчислити. Радуйся, яко не толико чувственно и видимо, елико благодатно и незримо, помощь Твою нам являеши. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Кондак 12

Благодати Божия, обильно изливающияся насельником земнаго жребия Твоего, от чудотворных Твоих, Богомати, икон, не лишени суть и Русския зде обители: ова имущая иконы «Иерусалимскую» и «Избавительницу», овы же – «Млекопетательницу» и «В скорбех и печалех Утешение», ихже яко залог Твоего к нам благоволения имуще, прославляем милосердый промысл Твой, и о Молдововлахийстей обители, ейже «Самоизобразившийся» Твой образ даровала еси, егоже ради евреяныня некая от смерти избавися и крещение святое восприя, вопиющи Рождшемуся от Тебе Христу Богу: Аллилуиа.

Поюще дивное чудо, яко Твоим, Богомати, промышлением, во обители Ватопедстей пред сокрытою в кладязе иконою Твоею и честным Крестом, возжженная свеща седмдесят лет неугасима соблюдеся, прославляем и иныя знамения, во спасение наше и в утоление житейских нужд в Горе Афонстей и всюду Тобою содеянные, темже и взываем: Радуйся, благодатными лучами чудотворных икон гору сию озаряющая. Радуйся, подобиями их дары многообразных благодеяний во всем мире источающая. Радуйся, двадесяти великих обителей Афонских Промыслительнице и Хранительнице. Радуйся, знамение Твоего попечения в сих проявившая. Радуйся, скитския и келейныя обители, яко Твоего вертограда насаждения, покровом Твоим сохраняющая. Радуйся, отшельническая жилища, Тобою любимая, попечением Своим не оставляющая. Радуйся, в обительских послушаниих и своея воли отсечениих труждающихся присная Помощнице и Утешительнице. Радуйся, во отшельничестве живущих и своему спасению внемлющих, благая Вразумительнице и Наставнице. Радуйся, экклисиарха некоего, в примраке недовольства лик Твой уязвившаго, расслаблением наказавшая и паки исцеление тому даровавшая. Радуйся, иереа дерзостнаго, за прикосновение к крови, на иконе Твоей запекшейся, в научение наше, смертию наказавшая. Радуйся, наказания ради и вразумления иноков, Афону пострадати от воев царя Турскаго попустившая. Радуйся, заступлением Императора Всея России жребий Твой от разорения сохранившая и благоденствие ему даровавшая. Радуйся, Верховная Афона Правительнице, и наша Наставнице и Покровительнице.

Кондак 13

О Всепетая Мати, девство и рождество чудесне в Себе сочетавшая и девственная ликостояния присно веселящая! Приими милостивно сие молебное пение и хваление наше: и якоже кокош собирает под крилу птенцы своя и покрывает их, тако и всех нас от всех бед покрый, Владычице, и собери в Небесный град, да тамо со всеми святыми Троице Святей воспеваем во веки: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

О Едина Пречистая и Пресвятая Владычице Богородице, палато Духа Святаго, всемогущая Заступнице и Ходатаице рода христианскаго! Не отрини мене недостойнаго, грехми душу и тело осквернившаго, очисти ум мой от помышлений суетных, углебающих в пагубе мира сего прелестнаго. Укроти моя страсти и избави мя от грех моих. Подаждь же бодрость и рассуждение уму моему помраченному, да заповедей Божиих делатель искусен явлюся. Огнем любве Божественныя воспламени оледеневшее сердце мое. Паче же Тя молю, Благая Мати, якоже Максиму Кавсокаливиту, испроси и мне непрестанныя молитвы дарование, да пребудет сия во мне потоком, от зноя страстей и скорбей находящих, прохлаждающим и наполняющим, да стяжав мир сердечный помощию Твоею и очистився от скверн греховных покаянием слезным, сподоблюся в будущем веце радости и блаженства причастник быти всех преподобных отец Афонских и всех святых от века Богу благоугодивших. Аминь.

Тропарь, глас 3-й

Песни благодарственныя приносим Ти, Мати Божия, яко вся ны, в горе Твоей живущия, от злаго навета вражия присно избавляеши, и вся полезная нам даруеши: наследия же Царствия Небеснаго любящим Тя сподобляеши.

Кондак, глас 5-й

Кто не радуется, слыша обетования Твоя, Богомати? Кто ими не услаждается? Ты бо рекла еси, Богоневесто: добре зде житие свое скончавшия, Сыну и Богу Моему представити имам, прощение согрешений тем испросивши. Темже умильно Тебе вопием: радуйся, надеждо и спасение душ наших.

Величание

Величаем Тя, Богородице Дево, и чтим Тя, яко Верховную Афона Правительницу, и нашу Благую Наставницу и Покровительницу.

Икона написана для обители попечением архиепископа Евлогия (ныне митрополит Владимирский и Суздальский) на Афоне.

Вот как описывает принесение иконы в пустынь Владыка.

«Большой радостью обители стала икона Божией Матери под названием совершенно новым из всех ранее известных «Игумения Святой Горы Афон», доставленная из Греции, со Святой Горы, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Теперь этот святой образ Богоматери живо утверждает веру насельников обители о каком-то особом небесном попечении из жития, нелёгком в своих буднях среди бушующего в страстях мира. Что-то близкое и подобное можно видеть в прихождении этой афонской иконы Богоматери на это историческое место, некогда освящённое тоже святой иконой Её Рождества, ставшее монашеским уделом.

У афонской иконы есть своя интересная история. Это действительно новая по своему содержанию и происхождению икона написана греческим иконописцем афонского монастыря схимонахом Паисием. Автор письма смело поставил Богоматерь с игуменским жезлом над всем монашеским островом в присутствии двух русских иноков – преподобных Антония и Силуана, ярко начертав мысль для молящихся о денно-нощном Её стоянии пред Богом за тех, кто стремится к спасению души как самому святому делу жизни. Путь с Афона в Россию, в Лукианову пустынь был для этой иконы удивительно светлым.

Организовал переправку святой иконы по морю и по воздуху настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон (Смирнов). Он увидел чудо этой иконы. На отдельном рейсе корабля под названием «Скоропослушница» она предпочла пройти по морю от Святой Горы до пристани города Уранополиса, оставив типовой и пассажирский рейс, всегда шумный и не совсем благоговейный. В Москве встречали святую икону большим составом монашеских общин Владимирской епархии как видимое благословение Богоматери для них. Не передать всех чувств, всего трепета сердец от увиденного святого образа Богородицы, красно и прямо пасхально написанного молитвой и любовью афонского инока. Здесь же заключили образ в киот с цветами. Полились первые моления перед Той, которая явилась со Святой Горы, дабы укрепить ищущих небесного покоя души. Во Владимире произошла небывалая встреча иконы его горожанами, начиная с первых его лиц. В течение месяца «Игумения Святой Горы Афон» обходила все монастыри епархии и крупные города, встречая огромное почитание горячее благоговение людских сердец.

По обителям службы проходили в ночь, обращающуюся в молениях в день для души, не знающей земного времени. Трудно охватить все случаи с людьми, увидевшими изменения в своей жизни от обращений и молений своих к Богоматери. Последней остановкой и окончательной для иконы, доставленной из города Киржача, стала Лукианова обитель. С крестным ходом, с братским пением образ Богоматери 25 октября 1999 года внесли в Богоявленский храм монастыря, украсив его небесной красотой Невесты Неневестной».

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов). Журнал Владимирской епархии «Свет истины» №2 за 2001 г. С. 16-18. «Первый в епархии».

Ныне икона располагается возле мощей прп. Лукиана в деревянном резном киоте. В монастыре установлена традиция ежевоскресно совершать перед ней чин молебенного пения (параклисис) перед началом воскресной литургии.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»