Мама крестницы кто. Крестные родители и крестники: неформальные отношения. Главные обязанности крестных

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Собралась молодая пара малыша крестить. И тут же море вопросов: кого в крестные брать? Как крестить? Куда обращаться? Что для этого надо? С вопросами разобрались, дитя окрестили. И теперь новая дилемма: а кем приходится крестный отец отцу ребенка? И крестная мать - матери малыша? Родственниками стали, оно и понятно. Только как называются эти родственники? Сейчас все выясним.

Как выбирают крестных

Хотелось бы попросить прощения у читателей за приведенный рассказ. Его можно было бы назвать смешным, если бы не был таким грустным. Рассказ опубликован в книге священника Ярослава Шипова. И является правдивым.

Приходит в церковь мужичок. Из числа деревенских жителей. С батюшкой ему поговорить надо. Вызвали батюшку из алтаря, а визитер с места в карьер. И вопрос-то у него дикий: можно ли заново окрестить сына. Священник, конечно же, не разрешил. Крестят один раз и на всю жизнь. Но не удержался и спросил: с чем такое решение связано? На что получил ответ: выпивать с нынешними крестными нельзя. Крестная спилась, а крестный - завязал.

Мы ни в коем случае не хотим сказать, что наши уважаемые читатели крестят детей только ради вот таких посиделок. Это полный абсурд. Но давайте задумаемся: как мы выбираем крестных своим детям. Чем руководствуемся?

  1. Во-первых, мы доверяем тем людям, которые должны стать крестными.
  2. Во-вторых, мы знаем: если с нами что-то случится, то крестные малыша не оставят, будут заботиться.
  3. И в третьих, многие крестные помогают материально крестникам. Подарки дорогие покупают, гуляют и развлекают. В общем, снимают с родителей часть расходов.

Ну и люди хорошие, конечно же, выбранные крестные.

Это все так. Только абсолютно не правильный подход. И прежде чем разбираться, кем приходится крестный отец родителям ребенка, давайте выясним: как нужно крестных выбирать.

Чем мы должны руководствоваться

Крестный - это восприемник ребенка перед Богом. И в его задачу входит ответственность за духовное воспитание своего крестника.

Под духовным воспитанием подразумевается вовсе не помощь родителям материально и физически. Нет, этого никто не отменяет и не запрещает. Но основная задача - приучение крестника к вере, воспитание его в лоне церкви. Иными словами, крестный отвечает за духовную жизнь своего приемника. И именно он должен привить крестнику любовь к Богу.

Поэтому, когда мы выбираем крестных, надо обращать внимание на то, чтобы они были верующими людьми. Не просто крещенными, а знакомыми с церковной жизнью изнутри. Иначе, чему могут научить ребенка крестные, которые ни одной молитвы не знают? А на них, между прочим, ложится очень большая ответственность. Отвечать перед Богом будут за своих крестников.

Обязанности крестных перед родителями крестника

Кем приходится крестный отец отцу ребенка? Кумом самым настоящим. Считается, что с момента крещения малыша крестные и кровные родители роднятся. Даже если кровное родство не связывает их.

Это не совсем так. Обязанностей перед родителями, кроме воспитания крестника в вере, крестный не несет. По большому счету помогать им содержать ребенка - не в его компетенции. Отвечать за его духовное развитие - иное дело. А кормить, поить, одевать - задача родителей. Родственниками крестные и кровные родители не становятся. Родство духовное возникает только между восприемником и его подопечным.

Заблуждения о крестных

Кем приходится крестная мать отцу ребенка? Кумой. Что нужно знать о заблуждениях, так или иначе связанных с кумовьями?

  1. Незамужней девушке нельзя крестить девочку. Якобы она ей счастье свое отдает. Все это бред. Конечно, когда у кумы есть муж и дети, она более опытная в житейском плане. И знает, как воспитывать детей. Но она может быть совершенно неподкованной в вере. Равно, как и незамужняя девушка может быть верующей, и привить своей крестнице любовь к Богу.
  2. Такая же ахинея с неженатым парнем. Нельзя ему мальчика крестить, отдает свою судьбу. Не верьте. Это ерунда.
  3. Беременным запрещено становиться крестными. Или ребенок мертвым родится, или крестник умрет. Большей глупости придумать сложно было. Единственный момент, что женщине, готовящейся стать матерью, будет тяжело выделять время на духовное воспитание крестника. Только из-за этого уместнее отказаться от звания крестной.
  4. Если ребенок во время крещения плачет, его Бог не принимает. Откуда пошла эта чушь - неизвестно. Но до сих пор можно столкнуться с данной дикостью. Тетушки и бабушки, находящиеся на крестинах, начинают ахать и причитать. Мол, младенчик у нас плохой раз рыдает взахлеб. Это не младенчик плохой, это у тетушек да бабушек проблемы. Ребенку просто страшно, жарко, мамы рядом нет. Вот он и плачет.
  5. Если с кумой в интимные отношения не вступал - жизнь кончена. Да, бытует такое мнение, что крестные родители просто обязаны переспать друг с другом. Это недопустимо. Крестные родители не имеют права вступать в интимную связь друг с другом, родителями крестника и с самим крестником. Это великий грех, за него от церкви отлучают.

Как готовиться к крестинам?

Кем приходится крестный дочери отцу кровному? Это мы выяснили - кумом. А теперь поговорим о том, как кумовья готовятся к крестинам.

На плечи крестных ложатся следующие обязанности:

  • покупка крестика, крестильной рубашки;
  • оплата крестин;
  • расходы на свечи и прочую атрибутику.

Родители отвечают за праздничный стол. Нужно ли дарить крестным подарки? И должны ли крестные задаривать своего подопечного и его родителей? Это на усмотрение каждого из них. Есть возможность и желание? Почему бы и не подарить подарок.

Перед крестинами будущие восприемники проходят курс обязательных лекций. Сейчас это условие введено почти во всех храмах. Как минимум три лекции придется прослушать.

Как договориться о крестинах

Кум - это тот, кем приходится отец крестника крестному отцу. И он договаривается со священником о крестинах малыша.

Как это сделать? Приходите в храм, желательно в воскресенье. Отстаиваете службу. Нет времени? Тогда приходите к концу службы. Просите за свечным ящиком позвать батюшку. И говорите, что хотите стать крестным, надо ребенка окрестить.

Все остальное расскажет батюшка: когда приходить на огласительные беседы, как вести себя на крещении, какие молитвы выучить перед крестинами.

Это важно

Кем приходится крестный отец отцу ребенка и матери, мы выяснили. А что с крестной делать? Представьте ситуацию: курс лекций прослушали, день крестин назначили. Батюшка ждет, гости собрались. А у будущей крестной мамочки критические дни пришли.

В это время женщине нельзя входить в храм и приступать к каким-либо таинствам. К ним относится и крещение. Поэтому во избежание конфуза заранее загляните в женский календарь. И просите о назначении крестин после того, как пройдет неделя недомогания. По церковным правилам женщина неделю считается нечистой.

И еще: приходите на крестины в юбке или платье. Обязательно должен быть платок на голове. Крестные отцы приходят в брюках. Легкомысленные наряды, типа шорт, под запретом. Должны быть закрыты плечи и руки, поэтому майки - «борцовки» отменяются.

Заключение

Вот мы и поговорили о том, кем приходится крестный отец отцу ребенка. Запомните: крестные родители и кровные родители - кумовья. Крестный отец - это кум. Крестная мать, соответственно, кума.

В материале были разобраны основные заблуждения, связанные с крестными родителями. А также рассказано, как подготовиться к крестинам, каковы действия крестных и какие у них обязательства перед родителями своего приемника.

Тема «крестные и крестники», конечно, не сравнима с вечной темой «отцы и дети», но все-таки и она весьма актуальна в наше время. Ведь традиции восприемничества были прерваны. И часто получается так, что люди, далекие от Церкви, желающие все же крестить ребенка, выбирают для него крестного по чисто житейским соображениям. Да и в семьях воцерковленных людей, бывает, возникают преткновения в отношениях между крестными и крестниками. О некоторых подобных проблемах мы и хотим поговорить.

История вопроса
Роль крестных родителей у первых христиан невозможно понять, не зная условий, в которых они жили.
Общины первых христиан собирались по домам. Иногда дома даже специально перестраивали - сносили внутренние перегородки, устраивали крестильню. На фото - такой перестроенный дом III века. Баптистерий в "Доме собраний". Дура-Европос (Сирия).

Согласно императорским эдиктам, христианство было поставлено вне закона как вредная секта. Приобщение кого-либо к вероучению, которое отрицало божественность правящего Августа и запрещало приносить общеобязательные жертвы богам и изображениям императора, рассматривалось как государственное преступление и преследовалось по закону об оскорблении величия императора.
Для римских христиан было важно такое наставление и воспитание новокрещеных, которое помогло бы им стать настоящими членами Церкви. Особую сложность ситуации придавало то обстоятельство, что, в отличие от более поздних времен, основную часть крестившихся составляли не младенцы, а взрослые люди, приходившие к крещению сознательно. Это понуждало христиан сохранять для них длительный срок оглашения для усвоения сути вероучения и помогать им, удерживая от сомнений и отступлений.
В домах состоятельных римлян жили домашние рабы — прислуга, воспитатели, кормилицы детей. Фактически они были младшими членами семьи, причастными ко всем ее делам. Среди них постепенно распространялось христианство, и для человека, привязанного к детям, было естественно пытаться спасти ребенка для будущей жизни. Это дало основание для тайного обучения детей основам христианской веры и их крещения людьми, не состоящими с ними в кровном родстве. Эти люди становились их восприемниками, крестными родителями.
При крещении взрослого восприемник был свидетелем и поручителем за серьезность намерения и за правую веру крещаемого. При крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, восприемники давали обеты и произносили Символ веры. 54-е правило Карфагенского собора предусматривало: «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностью».
В развитие 83-го и 72-го правил Карфагенского собора Трулльский собор в 84-м правиле установил, что найденные дети, о крещении которых нет достоверных сведений, также должны были быть крещены. В этом случае восприемники становились фактически наставниками детей.
Первоначально в крещении участвовал только один восприемник: при крещении женщины — женщина, мужчины — мужчина. Впоследствии на крещение была распространена аналогия с физическим рождением: в нем стали участвовать одновременно крестный отец и крестная мать.
Церковные правила (и в полном согласии с ними — гражданские законы принявшей христианство Империи) не допускали до восприемничества физических родителей крещаемого (людей и без того для него близких), малолетних (людей, не способных по возрасту осуществлять духовное наставничество) и монахов (людей, отрешившихся от мира).
В России XVIII-XIX веков в деревнях детей крестили во младенчестве спустя несколько дней, реже — недель от рождения. Последнее было связано не с какими-то особыми обычаями, а, например, с удаленностью деревни от храма.
Как правило (исключения были крайне редки), в крещении детей участвовали восприемники. Их старались выбирать среди хорошо знакомых людей, чаще — родственников.
Среди славянских народов, в том числе и среди русских, очень быстро распространился обычай иметь одновременно крестного отца и крестную мать. Они должны были быть совершеннолетними, способными ответственно относиться к своим обязанностям. В 1836 году Синод установил нижний возрастной предел для крестных — 14 лет. При совершении самого таинства в обязанности крестного отца входила оплата всех материальных расходов по его проведению и последующего празднества, а также забота о крестике для младенца. От крестной матери требовалось преподнести младенцу ризки — ткань, в которую его заворачивали, вынув из купели, одеяло и крестильную рубаху.
Часто крестных родителей старались найти среди кровных родственников, которые могли бы в случае смерти родителей взять на себя ответственность за воспитание детей. Эта практика не осуждалась: считалось, что родственные отношения только укрепляются.

Ярослав ЗВЕРЕВ

Свадебный генерал или фея-крестная?

Крестный или, иначе говоря, восприемник — это человек, который берет на себя обязательства по церковному воспитанию ребенка. Он дает за крестника обеты Христу, отрекается от сатаны, читает Символ веры во время Таинства Крещения. После того как младенца трижды погружают в купель, священник передает его на руки крестному, который и воспринимает его от купели — поэтому «восприемник».
Но вот Таинство Крещения совершилось, его отпраздновали, жизнь потекла дальше, и через некоторое время у родителей крещеного младенца возникают претензии: «крестный (ая) нас забывает» — мало общается с ребенком, редко звонит, вплоть до того, что вообще исчезает из жизни крестника. Расстраивает даже не то, что крестный редко появляется (это, конечно, неприятно, но можно понять, учитывая, насколько сегодня все загружены). Обидно формальное отношение к восприемнику. Например, одна девушка рассказывала, что ей в крестные отцы пригласили авторитетного для них воцерковленного человека, но за всю жизнь он так и не пытался наладить с ней контакта. Однажды давно в детстве он подарил ей букетик цветов — это ее единственное воспоминание о нем. Конечно, крестный молился за нее — эта обязанность восприемника при любых обстоятельствах, — но ребенку этого было явно недостаточно.
Говоря об обязанностях крестного, трудно перечислить: мол, должен выполнять то-то и то-то. Все — кроме молитвы — зависит от ситуации. Часто крестные видят свою помощь только в «транспортировке» ребенка в храм и обратно. Но если родителям крестника нужна помощь, а у крестного есть свободное время, то сходить погулять с ребенком или посидеть с ним дома — долг любви. Многие «расчетливые» (в хорошем смысле этого слова) родители, думая о том, кого попросить стать крестным, выбирают именно таких восприемников, на которых можно положиться.
Кроме того, крестным нужно помнить, как важно для любых детей — из церковных и нецерковных семей — ощущение праздника, дружеского общения. Например, одна молодая женщина вспоминала о том, что в детстве крестная всегда после причастия водила ее в кафе «Шоколадница» или рыбный ресторан «Якорь». Посещение храма переходило в дружеское общение за праздничным столом, от всего вместе осталось в памяти впечатление волшебной сказки. Конечно, этим общение не ограничивалось. Крестная и возила ее по монастырям, и читала хорошие книги, например Никифорова-Волгина (причем именно сама читала вслух, а не дарила «правильную» книжку для галочки), и делала запоминающиеся подарки. Крестной всегда можно было позвонить перед трудным экзаменом с просьбой о молитвенной помощи — и быть уверенной, что она будет молиться за тебя.

Невоцерковленная семья: настаивать или отступиться?
Крестные, рассказывая о сложностях в отношениях с крестниками, чаще всего упоминают ситуации, связанные с тем, что родители крестника невоцерковлены. Например, сначала обещали не препятствовать воцерковлению ребенка, даже проявляли интерес к Церкви, но вскоре после крещения про все обещания забыли. На словах вроде бы возможность общения сохраняется, но реально... Летом надо на дачу, зимой — эпидемия гриппа. В остальное время то насморк, то бабушку надо навестить, то на рынок за комбинезоном съездить, да и вообще воскресенье — единственный выходной, когда выспаться можно. И если получается выбираться в храм с крестником хотя бы два раза в год — это хорошо.
Вообще, прежде чем соглашаться стать крестным ребенка из невоцерковленной семьи, необходим совет с духовником. Но что делать, если ребенка уже крестили, а родители, несмотря на свои обещания, остаются индифферентными к Церкви?
Крестные, знакомые с такой ситуацией, советуют не возить ребенка в храм, расположенный далеко от дома крестника. Лучше пойти в ближайшую церковь, предварительно узнав, когда начинается служба и в какое время удобней причастить ребенка. Если около дома несколько храмов, то лучше узнать, где менее многолюдно, где спокойнее и приветливее атмосфера.
Стоит ли крестному, которому не дают выполнять его прямые обязанности, настаивать на своих правах? Можно предположить, что агрессивная проповедь скорее всего вызовет отторжение. Значит ли, что надо отступиться? В ответ на этот вопрос хорошую историю рассказал протоиерей Феодор БОРОДИН, настоятель храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке: «Со своей будущей крестной мы с сестрой познакомились, казалось бы, случайно. В наш дом переезжала какая-то женщина, и отца попросили перенести ей мебель. Отец увидел у нее иконы. Поэтому, когда позже зашла речь о том, чтобы крестить детей, родители обратились к ней — к Вере Алексеевне. Эта нечаянная встреча изменила всю наша последующую жизнь. Все думали, что мы покрестимся — и все, но Вера Алексеевна стала нас просвещать и, видимо, очень крепко за нас молилась. Водила нас в храм. Мне это было очень тяжело. Все мое детское воспоминание от храма — это только боли в спине и бутерброды, которые она нам давала, когда мы, усталые и голодные, выходили после причастия из церкви.
Бывает, что некоторые крестные молятся, переживают за ребенка, но боятся быть навязчивыми.
А она настаивала, говорила: “Вы же мне обещали”, предупреждала: “Через две недели я возьму Аню и Федю в храм, пожалуйста, пусть они не едят с утра”. Спрашивала: “Аня и Федя, а вы читали молитвы?” Я помню, она подарила нам молитвослов и отметила три молитвы, которые надо читать. Через две недели пришла к нам: “Ну как, Федя, ты читал молитвы?” Я говорю: “Да”. Она взяла молитвослов и сказала: “Если бы ты его читал, то первая обложка бумажная была бы вот такой чертой отдавлена, этого нет, значит, ты редко его открывал. Нехорошо обманывать крестную”. Мне стало стыдно, и с тех пор я начал читать молитвы.
А еще мы были втянуты в круг христианского просвещения, который был у крестной дома. У нее было несколько десятков крестников. Она пыталась достучаться до их сердец через вечера чтения, христианского переосмысления поэзии, музыки, литературы. Благодаря этому мы совершенно по-новому открывали веру. Мы узнавали, что Православие — это не старушки в церкви, что наследие всей русской культуры по существу своему православно. Ей удалось по-настоящему воцерковить очень большое количество людей. Среди ее крестников три священника, много людей, живущих полноценной церковной жизнью. При том что большинство из нас было из семей, абсолютно далеких от Церкви».
Если все же получилось так, что отношения с нецерковными родителями крестника зашли в тупик и ваши жизненные пути разошлись, а ребенок еще слишком мал, чтобы общаться самостоятельно, то превращаться в «свадебного генерала» не следует. Честнее будет просто сердечно молиться за этого ребенка.

Подросток
Многие священники и педагоги предупреждают, что в переходном возрасте ребенок почти неминуемо будет восставать против родительского авторитета и искать поддержку вне семьи. «Такова возрастная особенность у подростков — им обязательно нужен кто-то вне семьи, авторитетный взрослый человек, на которого можно было бы положиться. И крестный может стать таким авторитетом, — говорит преподаватель воскресной школы при храме святителя Николая в Кузнецах педагог Елена Владимировна ВОСПЕННИКОВА. — Как готовить себя к этому? Во-первых, крестный с детства должен принимать участие в жизни ребенка, в любых вопросах, не только касающихся Церкви. Общение с крестным должно быть разносторонним — это и помощь в домашнем задании, и совместные походы в театр, и обсуждение того, что интересно и вам, и ребенку. Во-вторых, крестный должен быть авторитетом для ребенка. А это возможно только тогда, когда ребенок видит, что вы занимаетесь им искренне, не по долгу службы».
Но важно не просто сохранить хорошие отношения. Главное — помочь подростку не потерять веру. Как это сделать? Только личным примером. Елена Васильевна КРЫЛОВА, преподаватель Свято-Димитриевского училища сестер милосердия: «Если ребенок видит, что для крестного невозможно в воскресенье остаться дома вместо того, чтобы идти на Литургию, что жизнь крестного не существует без храма, только тогда слова крестного могут быть услышаны. Если ребенок почувствует благодаря участию в церковных таинствах, благодаря общению с крестным, что существует другая жизнь, то, даже если он отпадет в мытарствах переходного возраста, он потом вернется в Церковь. А привлечь подростка в храм можно через общие дела. Сейчас в молодежном мире вне Церкви все ограничивается тусовкой, дискотеками, а подростку нужны и реальные дела».
Таких дел в Церкви очень много: поездки в детские дома, помощь людям, миссионерские походы, восстановление старинных храмов с молодежью из «Реставроса» в самых живописных местах и еще очень много чего!



Крещение в детском доме
В древней Церкви младенцев не крестили без восприемников, поскольку в языческих семьях нельзя было гарантировать христианское воспитание. И сейчас нельзя крестить ребенка без взрослого восприемника. Но как быть с детьми в детских домах и домах ребенка? Ведь здесь ситуация совершенно особая. Крестным младенца (если их удается найти) проследить дальнейшую судьбу своего крестника очень трудно
Повод ли это для того, чтобы вообще отказываться от крещения брошенных младенцев? Светлана ПОКРОВСКАЯ, руководитель Попечительского совета свят. Алексия: «Раз в месяц мы ходим в детскую больницу, где лежат новорожденные брошенные дети с тяжелыми пороками сердца. Дети, как правило, безымянные. Батюшка нарекает им имена и крестит. Впоследствии мы не можем проследить судьбу этих детей, администрация больницы таких сведений не дает. Многие из них умирают, не дожив до трех-четырех месяцев. И выжившим малышам гарантировать христианское воспитание мы не можем. Поэтому наша деятельность вызывает противоречивое отношение. Бывало так, что я обращалась с просьбой о крещении к священнику, но он отказывался крестить без крестных, причем таких крестных, которые понесли бы свои обязанности полностью вплоть до усыновления. Но многие другие священники считают, что нельзя лишить благодати младенцев только потому, что нет восприемников. Ведь крестный может молиться за ребенка, писать его имя в записках, чтобы в алтаре вынималась частица за больного страдающего малыша, а это же очень важно. Поэтому тех, кто соглашается быть крестным, мы просим прежде всего молиться за детей».
Ситуация, когда детдомовского ребенка крестят в сознательном возрасте, значительно отличается от предыдущей. Здесь крестный должен понимать, что дети очень привязываются к взрослым, которые проявляют к ним внимание, и поэтому оставить ребенка, раз начав с ним общаться, будет нельзя. Многие боятся такой ответственности, боятся, что ребенок захочет, чтобы его взяли в семью. Марина НЕФЕДОВА (она в числе других прихожан храма Благовещения в Федосьине помогает ближайшему детскому дому крестить детей), опираясь на свой опыт, говорит: «Дети старше семи лет понимают, что крестный водит в храм, навещает, но не становится усыновителем. Мне кажется, было бы очень хорошо, если бы у детдомовских детей были крестные, которые бы общались с ними на протяжении многих лет».
Бывает так, что крестным просят стать слишком часто. Но есть разумные человеческие пределы. По мнению многих духовников, следует трезво оценить свои возможности и в тех отношениях, которые уже есть, стараться быть постоянными. Ведь с нас спросят, что мы делали и как заботились о воспринятых нами от купели.

Вероника БУЗЫНКИНА

Христовой.

После погружения младенца в купель крещения крестный принимает его из рук священника. Отсюда славянское название – восприемник . Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе, и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде.

При Крещении младенцев восприемники произносят (исповедуют) вместо них Символ веры, произносят обеты и имеют попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими ( ; , ).

Обычай иметь восприемника при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию.

Наличие двух восприемников является русской традицией. По правилам Церкви достаточно одного восприемника: крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки. На практике допускается несоответствие пола.

В Таинстве Крещения крестные обещают Богу привести к Нему малыша. Важно помнить об этом.

Кто может быть крестным

– Крестным (восприемником) должен быть православный христианин. Крестным не может быть от Церкви (регулярно не причащающийся), представитель иной религии или атеист. От восприемника требуется не только, чтобы он знал и читал его при Крещении, но и духовное воспитание крестника в будущем, ежедневная молитва за него.

– Крестный должен быть воцерковлённым человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и воспитывать его в христианской вере.

– После того, как совершено Таинство Крещения, крестного нельзя поменять, даже если он пропал без вести или отпал от веры.

– Беременная и незамужняя женщины могут быть крестными и мальчиков и девочек.

– Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка, остальные родственники – бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

– У человека должен быть только один крестный родитель. По , необходимым считается только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Наличие второго крестного есть неписаный, хотя и древний, обычай Церкви.

– Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини.

– Чином Таинства Крещения предполагается очное присутствие восприемников при его совершении. В крайнем случае допускается Крещение младенцев и без восприемников, тогда сам священник считается крестным.

– Запрещены браки между крещаемым и восприемником: восприемник не может взять в жены свою духовную дочь, и кум не может жениться на овдовевшей матери своей духовной дочери ().

Безрассудно приглашать крёстным человека нецерковного: чему может научить тот, кто сам не знает предмета? Это как выбрать проводником в опасном путешествии, где цена вопроса – жизнь (в нашем случае – Вечная), проходимца, не знающего маршрута.
Так же нерассудительно церковному человеку брать на себя перед Богом обеты воспитывать в христианской вере младенца, родители которого не только вне Церкви, но и не собираются воцерковляться, прививать своё чадо ко Христу-Спасителю.
Если же вас приглашают быть восприемником родители, которые не только не против того, чтобы крестить ребёнка, но и сами готовы стать членами церковной общины, то разумно, перед принятием собственных обетов, взять и с родителей обет исполнять Заповеди, ежедневно молиться за своих детей, приходить с ними в храм, стараться еженедельно их причащать. В идеале хорошо бы посоветовать родителям походить в воскресную школу или на занятия по катехизации: через пару занятий будет понятно, серьёзно ли они относятся к духовной жизни, либо рассматривают Крещение как магический обряд.

По древнему церковному правилу, при Крещении младенцев необходимым считался только один восприемник – мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола (Большой Требник, 5 гл., «зри»). Правило о «бытии при Крещении одному восприемнику» принадлежало первым векам христианства и строго соблюдалось в Церкви Восточной и Западной до IX века. В наше время широкое распространение получил обычай быть при Крещении двум восприемникам: крестному отцу и крестной матери.

Только православные восприемники или восприемницы имеют церковное значение. Их имена воспоминаются в молитвах и вносятся в свидетельства о Крещении. Восприемник «представляет собою лицо крещаемого и за него обеты Богу, творит, Символ исповедует и обязан восприемного сына наставить вере и закону Божию, чего не могут учинить ни невежа в вере, ни иноверный » (Книга о должностях пресвитеров приходских, 80).
Согласно с практикой древней Церкви, как иноверцы никогда не допускаются к восприемничеству, так и православному неприлично быть восприемником детей у иноверных родителей, исключая те случаи, когда дети крестятся в православную веру. Каноны Церкви такого случая, как участие при крещении в качестве восприемника лица, также не предусматривают.

Не могут быть восприемниками безумные, совершенно несведущие в вере, а также преступники, явные грешники и пришедшие в храм в нетрезвом виде. Например, не бывшие по нерадению у исповеди и Святого Причастия длительное время не могут дать руководства и назидания в жизни своим крестникам. Не могут быть восприемниками малолетние (до 14 лет), так как еще неспособны к делу учительства и нетверды в разумении веры и силы Таинства (кроме тех случаев, когда совершенно невозможно иметь совершеннолетнего восприемника).

Древняя Русская не знала такого правила, которое бы устраняло монахов от восприемничества. Известно, что крестными отцами наших русских великокняжеских и царских детей были большей частью монахи. Только впоследствии монахам было воспрещено восприемничество потому, что оно вовлекает монаха в общение с миром (Номоканон при Большом Требнике). Родители не могут быть восприемниками от купели Крещения собственных детей. Женщине, находящейся в обычном очищении, неудобно быть восприемницей. В таких случаях можно отложить Крещение или же пригласить другую восприемницу.

Церковные правила не запрещают быть восприемниками одного и того же младенца родным брату и сестре, а также отцу с дочерью или матери с сыном. В настоящее время священники не допускают мужа и жену к совместному восприемничеству одного и того же младенца. Чтобы не допустить нарушений существующих правил относительно восприемников, священник обычно заранее узнает от родителей, кого они желают иметь восприемниками для своих детей.

Молитвы за крестников

Молитва за детей и за крестников, отца

Сладчайший Иисусе! Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе. И мою и их души искупил Ты Своею неоцененною Кровию. Ради Крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, сладчайший мой Спаситель, благодатью Твоею прикоснись сердца детей моих (имена) и крестников моих (имена), огради их страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра. Укрась жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их яко же Ты Сам хочеши и спаси души их ими же веси судьбами! Господи, Боже отцев наших! Детям моим (имена) и крестникам (имена) дай сердце правое, чтобы соблюдать заповеди Твои, откровения Твои и уставы Твои. И исполнять все это! Аминь.

О воспитании детей добрыми христианами: Молитва родителей ко Господу Богу

Боже, наш милостивый и небесный Отче!
Помилуй наших детей (имена) и крестников (имена), за которых мы смиренно молим Тебя и которых предаем на Твое попечение и защиту.
Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобою и удостой их крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя.
Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали во славу Твоего имени.
Научи их благочестиво и добродетельно жить, быть добрыми христианами и полезными людьми.
Дай им здравие душевное и телесное и успех в трудах.
Избавь их от хитрых козней диавола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей.
Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи их к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы они со всеми праведными всегда благодарили Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом.
Аминь.

Молитва ко Господу Богу, составленная преподобным

Господи, Ты Един вся веси, вся можеши и всем хощеши спастись и в разум Истины прийти. Вразуми чад моих (имена) познанием истины Твоей и воли Твоея Святыя, укрепи их ходити по заповедям Твоим и мене грешного помилуй.
Аминь.
Милосердный Господи, Иисусе Христе, Тебе вручаю чад моих, которых Ты даровал мне, исполни моление мое.
Прошу Тебя, Господи, спаси их путями, которые Ты Сам знаешь. Сохрани их от пороков, зла, гордости, и да не коснется душ их ничто, противное Тебе. Но веру, любовь и надежду на спасение даруй им, и да будет свят и непорочен пред Богом их жизненный путь.
Благослови их, Господи, да стремятся они каждую минуту жизни своей исполнить Твою Святую волю, дабы Ты, Господи, мог всегда пребывать с ними Духом Твоим Святым.
Господи, научи их молиться Тебе, дабы молитва была им опорою, отрадою в скорбех и утешением жизни их, и дабы молитвою их спасались и мы, их родители.
Ангелы Твои да хранят их всегда.
Да будут чада мои чутки к горю ближних своих, и да исполнят они Твою заповедь любви. И если согрешат они, то сподоби их, Господи, принести покаяние Тебе, и Ты по Своей неизреченной милости прости их.
Когда же кончится жизнь их земная, то возьми их в Свои Небесные Обители, куда пусть ведут они с собой и других рабов Твоих избранных.
Молитвами Пречистыя Матери Твоея Богородицы и Приснодевы Марии и святых Твоих (перечисляются все святые семьи), Господи, помилуй нас, яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Сыном и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков.
Аминь.

Действительно ли учит о недопустимости брака между крестными согласно 211-й статьи Номоканона?

Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении. Григоровский С. П. Издательский совет РПЦ. 2007. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II. С. 49-51. Цитата оттуда:

«В настоящее время 211-я статья Номоканона [где указывается на недопустимость брака между восприемниками] не имеет никакого практического значения и должна почитаться отмененною… Так как при крещении достаточно быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого, то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступление в брак между собою ».

Проф. Павлов в своем курсе Церковного права так комментирует проблему духовного родства восприемника и восприемницы одного ребенка и брака между ними:

«…несколько правил апокрифического происхождения и странного содержания (например, 211 правило, запрещающее мужу и жене быть восприемниками одного и того же младенца, под страхом быть разлученными от супружеского сожития). Святейший Синод уже в первые годы своего существования стал относиться к таким правилам с большим сомнением и нередко делал постановления, прямо им противоположные, особенно по делам брачным».

В декабре 2017 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви был принят документ , в котором указано: «Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указа Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года)» .

Могут ли беременные и незамужние женщины становиться крёстными?

Беременные и незамужние женщины могут быть крестными и мальчиков и девочек, канонических запретов этого не существует. Все запреты относятся исключительно к дремучим народным суевериям и не имеют никакой силы для христиан.

С какого возраста не нужен крёстный?

Лицам старше 14-ти лет.

Как крестить ребёнка, если один или более членов семьи против?

– Таких людей следует постараться привести на встречу со священником. Здесь главное понять, что внутри у человека, почему он отказывается от крещения своего ребенка. Если люди – атеисты, переубедить их и заставить отказаться от своих взглядов бывает трудно. Но убедить в необходимости спокойного и лояльного отношения к факту крещения ребенка все же можно.

Таинство крещения - это великое событие в жизни каждого человека, и особенно для ребенка. Все обязательства, которые берут на себя восприемники перед Богом - очень серьезны и ответственны. Именно поэтому (это очень важно) крестные родители, обязанности которых состоят в понимании этой ответственности, должны передать своему крестному все знания о спасительных Таинствах Церкви, как Исповедь и Причащение, а также донести знания о смысле богослужения. В обязанности крестных родителей также входит передача знаний о смысле церковного календаря, о чудодействиях церковных икон и иных святынь.

Обязанности крестных родителей - как правильно и что делать?

Как только ребенок будет окунаться в купель, с этого момента ответственность переходит восприемникам. Теперь "вторые" родители должны будут вместе с малышом посещать церковь и богослужения, учить
соблюдать Церковный устав. Но главное - это молиться о своем крестнике и в радости, и в горе. Быть всегда рядом в трудную минуту. Какие именно обязанности крестных родителей при крещении главные? Еще от купели они должны передать им или помочь найти новую жизненную стезю. Крестный папа должен купить крестик. Цепочка, как правило, не покупается, так как по обычаям малыш носит крестик на веревочке или ленточке. Так же, как и каждому сознательному верующему человеку, восприемникам необходимо знать следующие молитвы: "Отче наш", "Символ веры", "Богородице Дево"!

Родители, также как и крестник, должны быть готовы к Таинству крещения. Восприемники должны знать основы православного учения, а также благочестиво относиться к правилам христианского благочестия. Такие важные мероприятия как Пост, Исповедь и Причастие для крестных не являются строго обязательными, но верующий должен их придерживаться. Все это должно быть грамотно передано крестнику. Если он младенец, то любовь к церкви будет прививаться с сознательного возраста. Очень хорошим знаком станет чтение молитвы Символа веры одним из восприемников. Для крестника молитва читается по половой принадлежности: для девочки - крестная мать, для мальчика - отец.

Перед Крещением желательно исповедаться, ведь важно, чтобы не только помыслы были чистыми, но и душа. На теле должны быть освященные крестики. Приглашенные должны принести пожертвования церкви. Это не обязательно, но пренебрегать обычаями не стоит.

О таких обязанностях крестные родители должны знать!

С этого дня восприемники должны защищать крестника от всевозможных искушений и соблазнов. Именно это самое опасное для детского и юношеского возраста. В будущем крестный родитель может помочь с выбором профессии. Немаловажным станет совет и при выборе спутника жизни. Русская церковь учит, что свадьбу для крестника готовят именно выбранные восприемники. Стоит отметить, что и при физических страданиях, помощь должны оказывать крестные родители и делается это в первую очередь, а братья, сестры, бабушки и дедушки - помогают только потом! Духовная связь сильнее физической!

Обязанности крестных родителей для девочки никак не отличаются от обязанностей для мальчика. Однако девочкам уделяют немного больше внимания, так как учат их смирению и вере, которая напрямую ведет к покорству. Для девочки избранная крестная мать - это второй самый близкий человек, ведь она может заменить физическую мать. В обязанности матери входит покупка крыжмы или ризки - это специальное полотенце, в которое оборачивают малыша после купели.

Если крестные родители легкомысленно относятся к своим обязанностям, то это становится тяжким душевным грехом. Именно это перейдет на судьбу выбранного крестника. Не становитесь восприемником, если не можете брать столь большую ответственность на себя, не стоит принимать приглашение и на второго крестника. Физические родители также не должны принимать отказ как пренебрежение или обиду. Ведь крестные родители обязанности должны выполнять в полной мере и с чистой душой.

Заметьте, что все люди должны быть воцерковлены, а иначе: каким образом крестник сможет пойти в церковь с восприемником? Все главные
позиции, которые должны быть привиты крестнику, - это любовь, смирение, снисходительность, терпение и непрерывный труд в духовном воспитании вашего малыша - все это и есть главные обязанности крестных родителей ! Все это также является главным доказательством истинности Православия для крестника и для восприемников.

Узнать о том, как правильно себя вести в храме во время Таинства крещения можно узнать заранее. Главным образом, нужно правильно купить крещальный набор. Если это купить кто-то один из родителей, то это не будет считаться ошибкой. Важен лишь смысл самого восприемничества, важно присутствие при совершении Таинства. Конечно, оба родителя должны дать свое согласие. Без крестных родителей крещение совершается только в особых случаях, например, если жизни ребенка может угрожать серьезная опасность.

Ещё о крестных родителях

Таинство крещение соотносит человека к Единой Апостольской церкви. Православное учение имеет свои определенные вероучительные принципы, отступать от которых нельзя. Именно поэтому поручителями крестника могут стать только люди одной веры. Восприемники принимают на себя обязанности воспитывать только Православную веру. Человек с другими вероисповеданиями этого сделать просто не сможет.

Как только пройдет крещение, то родители и малыш станут духовно ближе, породнятся. Это обязательно, крестные родители обязанности исполняют в полной мере. А такое духовное родство относится к первой степени и полностью признается церковью и ее канонами!

Стоит отметить, что подобное родство становится более сильным, нежели биологическое. Между собой эти два понятия становятся практически несовместимыми. Важным моментом является то, что родители, усыновившие ребенка, не могут стать для него крестными. Это объясняется тем, что они обретут между собой самую близкую родственную связь и не смогут продолжать брачное сожительство.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»