Единственное вино, не запрещенное церковью. Церковное вино. Как кагор появился в России? Красное церковное вино

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Кагор является, пожалуй, единственным представителем группы типовых классических вин, изготовленных по заказу, который был сделан Русской Православной Церковью с целью совершения в воспоминание искупительной жертвы Иисуса Христа Таинства Евхаристии (Благодарения).

Своим именем он обязан французскому городу Кагор, расположенному недалеко от Пиренеев, в окрестностях которого выращиваются интенсивно окрашенные сорта винограда – Саперави, Каберне-Совиньон, Матраса, Бастардо, Мерло и др. Такой ответственный заказ мог быть поручен только опытным виноделам, знакомым с технологией производства красных вин. Что касается сорта и качества вина, употребляемого в богослужении, то об этом сказано в «Известии учительном» – «Для совершения Таинства Евхаристии должно употребляться вино виноградное, так как на таком именно вине совершил Таинство Сам Спаситель. Виноградное вино должно быть красное, чтобы внешним видом изображало для чувственных взоров преестественную кровь Спасителя, подаваемую в Евхаристии, тем более, что несомненно употребление Спасителем на Тайной Вечере вина именно красного, которое было в общем употреблении в Палестине. И Святая Церковь искони употребляла в Таинстве Евхаристии красное виноградное вино».

Древняя Русь, не имея своих виноградников, не установила четкого вкусового отношения к вину. Нашим предкам больше нравилось вино сладкое, как и другие хмельные напитки, содержащие сахар (мед, пиво) поэтому и заказанное французам церковное вино имело традиционный вкус – сладкий.

История Русского церковного вина берет свое начало в XVII веке. В первые годы распространения христианства на Руси церковное вино ввозилось из Греции священниками – греками, а затем для этой цели использовались итальянские вина. Стоглавый Собор 1551 года допускал употребление в монастырях только фряжского вина (фрягами русские летописцы называли итальянцев). В дальнейшем вино закупалось русской церковью на Моложской, Макарьевской и Новгородской ярмарках у иностранных купцов. И только в начале XVII века персидские купцы привезли в Астрахань закавказские виноградные лозы и передали их местному монаху для посадки вблизи монастыря. Урожай этих лоз дал первое церковное вино в России. В 1613 году повелением царя Михаила Федоровича монаху было поручено поставлять вино для церковного стола и в 1658 году воевода Ромадановский отправил в Москву 41 бочку церковного вина. Из царской грамоты от 17 января 1659 года на имя астраханских воевод князя Дмитрия Львова и Никифора Беклемешева известно, что казенным виноделием заведовал Паскаюнос Падавин, которому было приказано приготовлять исключительно церковное вино. Воеводы были обязаны следить за тем, чтобы отданные в обучение русские люди несколько «навыкли» в деле приготовления церковного вина и могли без мастера делать хорошее вино.

Произведенное вино поступало в соборы, монастыри и церкви только с ведения Святого Синода, который получил это право в 1733 году. В это время в качестве церковного вина использовались волошские и молдавские вина. Эти вина, производимые в винодельческих районах России были сухими. В остальных регионах применяли завозные заморские вина. Страны-производители выбирали для отправки вина крепленные, которые лучше переносили длительное морское транспортирование. В XVII-XIX веках такими были вина типа Кагор из Франции и Беникарло – из Испании.

К концу XIX века представление о церковном вине сложилось как о сладком, умеренно – крепком, интенсивно — красном и без примесей. Из русских церковных вин в наибольшей мере этим требованиям отвечали крымские вина. В Крыму инициатором производства такого вина проявил себя владелец знаменитых Гурзуфских садов Губонин. К этому времени десертные вина типа Кагор распространились по всей территории России, как церковные. Вместе с тем, церковью употребляются и красные сухие вина.

Церковное вино на основании решения Московского съезда виноградарей и виноделов от 1902 года «выделяется из всей массы вин, потребляемых в России, в совершенно отдельную группу, подлежащую ведению духовного ведомства и может быть церковно-богослужебным сладким и церковно-богослужебным сухим».

Большая потребность в церковном вине, которое расходовалось не только для нужд церкви, но и для свадебных торжеств, именин, поминок, а также и во время болезней, так как народ приписывал ему целебные свойства, приводила к его немыслимой фальсификации. Искусственные вина этого типа производились в Москве, Ростове, Одессе, Нижнем Новгороде из воды, черничного морса, хлебного спирта, свекловичного сахара, патоки, чернослива, а нередко с добавлением сахарина, анилинового красителя, салициловой кислоты. В то же время каноны Православной церкви предписывали, что «вино же не суть, и быть не могут вся соки от различных овощей и ягод источены, сие яблочный, грушевый, вишневый, терновый, малиновый и иные сим подобные…», «Кроме сего, оно не должно кисло, остро, не заплесневело, не загнило и чем-либо не мерзко было».

Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон отмечает, что «хорошее церковное вино… очень и очень нужно, но только хорошее. Церковь причащает и больных и младенцев и умирающих и плохо, если вино будет некачественным, кислым, неприятным на вкус. Грех, соблазн и нарекания».

Случаи фальсификации как зарубежных, так и отечественных вин отмечают еще в XVII веке. Новоторговый устав 1667 года устанавливал необходимость соблюдения качества церковного вина «…церковного (вина) ввозить доброго, без подмесу, для церковных потреб…» Был издан даже ряд царских указов по поводу качества церковных вин и мерам по предотвращению их подделок. Указ от 1683 года давал право на беспошлинный ввоз вина из-за границы, а другой указ устанавливал рублевую пошлину. В обоих случаях особо определялось наказание за фальсификацию вина.

В результате многолетних обсуждений пришли к выводу, что лучшим вариантом борьбы с этим злом послужит обеспечение надлежащего контроля со стороны церкви, начиная с процесса переработки винограда и кончая розливом готового вина.

История церковного вина делается и в наше время. В агрофирме «Южная» на Тамани изготовлено вино Церковное , освященное патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, ставшее лауреатом многих международных конкурсов, получило признание и благословение вино Благодать . Вот что пишет создателям Благодати Митрополит Ставропольский и Бакинский Гедеон: «Уникальное церковное вино Благодать… полностью соответствует тем строгим требованиям, которые предъявляются к вину, используемому в Богослужении, тем более, в Таинстве Евхаристии… Изделие, названное Вами Благодать да освещается Благодатию Всесвятого Духа и да будет всем причащающимся от нея детям России во здравие души и тела».

Следует отметить, что понятия «Кагор» и «церковное вино» не являются синонимами. Церковное вино может быть представлено только Кагором или Беникарло, а также их смесью. Однако не каждый Кагор может использоваться в качестве церковного вина. Например, старый высококачественный Кагор, в окраске которого преобладают луковичные кирпичные тона, при трехкратном разбавлении водой не сможет отвечать по этому показателю требованию церковного вина.

Таким образом, Кагор, первоначально изготовленный как церковное вино в дальнейшем расширил свое значение, став основателем специальной группы вин. К Кагорам относят высокоэкстрактивные сладкие вина с интенсивной красной окраской, проявляющие во вкусе черносмородиновые, вишнево-терновые и другие специфические тона, обусловленные сортом винограда и технологией.

… Должен признаться, что для ее воплощения нет у меня ни административной, ни хозяйственной хватки, ни надлежащих средств… но мечта есть и, кажется, она стоит того, чтобы о ней рассказать.

Я живу в Крыму, и любимая моя область – это юго-запад полуострова с его живописными горами, поросшими лесом, с уютными долинами и – главное – с пещерными монастырями, вырубленными в глубокой древности. Эти ныне возрождающиеся монастыри на горах существовали сотни лет, и их было множество, не говоря уже о сельских и приходских храмах. Целая страна, имя которой – княжество Феодоро. Иногда на территории не больше 5 квадратных километров археологи находят развалины одиннадцати, тринадцати церквей…

Угасание монастырской жизни в этих пещерных горных монастырях и селениях связывают с нашествием турок на в XV веке. Тогда христианство перешло из процветающего состояния в упадочное. Впрочем, это только внешняя оценка, потому что главное, конечно, – внутренняя, сокровенная жизнь христиан, а также поступки, жизнь в согласии с верой. Христиан в Крыму и после турецкой колонизации оставалось немало, но вещественных свидетельств их жизни во времена османского владычества сохранилось немного.

Но я возвращаюсь к главной теме нашего разговора – к мечте. Так вот, на горах, посреди развалин древних монастырей и православных поселений и до сих пор можно найти одичавшие лозы винограда. Некогда в этих монастырях и селениях виноградарству и производству вина, в том числе и лучших его сортов – для литургии, богослужебного пользования, – посвящалась значительная часть повседневного трудового времени монашествующих, да и мирян. Об этом свидетельствуют как одичавшие лозы, так и многочисленные вырубленные в скалах давильни для винограда – тарапаны.

А сейчас у нас практически не производится для литургии, для церковного употребления. Пусть многочисленные наклейки типа «Монастырская изба» или «Слезы монаха» вас не обольщают: большей частью это просто клюква как в переносном, так и, увы, почти что в прямом смысле. Но даже вино, изготовленное с соблюдением технологий, чаще всего не соответствует тем специфическим требованиям, которые предъявляются вину для литургического пользования.

Требования эти, в общем, просты, но соблюдение их связано с применением трудоемких технологий. Традиционно вино для церковного употребления должно быть красным, густым и сладким, но… (и вот тут начинается самое главное) – без добавления сахара и спирта, не говоря уже о красителях и ароматизаторах. То есть это должно быть вино сухое, но вместе с тем сладкое, а достичь этого естественным способом довольно сложно. Известно, что сахар в вине перерабатывается в спирт. И для того чтобы сухое вино было сладким, нужно, чтобы после окончания естественного брожения в вине оставался еще «свободный» сахар. А для этого сусло для приготовления вина должно быть очень сладким. Как это достигается естественным образом, я скажу позже, а пока опишу в двух словах, как подходят к приготовлению церковного вина в православной Греции.

Первым долгом специалисты по виноделию, обсудив со священством, какой виноград лучше подходит для производства отличного литургического вина, выискивают наиболее удобный для выращивания именно этого сорта винограда участок земли. Вообще для винограда очень важно то, какая земля, почва, а также как расположен участок в отношении солнечного света, розы ветров, какой там микроклимат. Так вот, выбирают участок, и прежде всего священник его освящает. Дальше начинается работа, во-первых, профессиональная, а во-вторых, благословенная. А вот такое сочетание профессионализма с осознанным благоговением, с верой и молитвой – для нас в диковинку. Но это – желательная перспектива и, думается, вполне достижимая. Специалисты, да еще и верующие, освящающие свой труд сознательным призыванием Божиего благословения, – как хочется (и верится), что это станет для нас нормой. И верю, что придем мы к этому, было бы желание. Но пока – о том, как это бывает в .

Итак, виноградари благочестивые трудятся, выращивая, воспитывая (хорошее слово!) лозу специально для церковных нужд. Затем, благословившись, собирают урожай. И вот тут тоже есть свои особенности. Напомню, что для производства церковного вина используют самые сладкие сорта винограда. При этом гроздья подламываются за какое-то время до сбора прямо на лозе и подвяливаются на солнце, чтобы виноградины, лишившись влаги, сконцентрировали в себе как можно больше сахара. Это довольно сложная и трудоемкая технология, но благодаря ей вино получается достаточно сладким и после брожения, без добавления сахара. После сбора винограда начинается в прямом смысле священнодействие – непосредственно уже производство вина, которое должно быть сладким, вкусным и вместе с тем без каких бы то ни было добавлений. Конечно, у виноделов есть множество своих секретов, но так или иначе вино выстаивается, сливается несколько раз с осадка, вызревает и только тогда – освящается и употребляется для служения Божественной литургии.

Вот главная моя мечта и состоит в том, что у нас – в Крыму – будет когда-нибудь налажено такое производство. Производство церковного вина с соблюдением не только надлежащих технологий, но и канонических правил.

Но это еще не всё, о чем я хотел сказать. Помимо этой, главной мечты есть у меня и «подмечта», если можно так сказать, впрочем, тесно связанная с первой. Заключается она в том, чтобы отыскивать старые сорта винограда, одичавшие, может быть непригодные уже к употреблению, с кислыми ягодами, но всё же хранящие еще в себе то, что можно назвать «кодом». Кодом той – стародавней – жизни, того , монашеского труда, той веры, того упования, преемниками которого, хранителями и умножителями мы можем и должны быть… Такая идея духовной и материальной преемственности в области церковного виноделия. Находить эти старые сорта и пытаться их «реанимировать», воссоздавать – могу только догадываться, какое это сложное и кропотливое дело. Но и какое же благодатное вместе с тем, согласитесь!

Знаю, что в советское время такие работы селекционные по сохранению, возрождению лучших крымских сортов винограда проводились. Но в этой работе ведь не было духовного, литургического смысла, а это так важно! Да и кто сейчас хранит и продолжает это дело? Может быть, единицы энтузиастов, а так… – завозятся в Крым всё новые и новые сорта «перспективные», прежде всего в смысле коммерции и прибытка.

Знаю, что традиции церковного виноделия успешно возрождаются в других местах, например в грузинском монастыре Алаверди. Виноделие испокон веку было традиционным трудом монахов этого монастыря. И вот в последние несколько лет эта древняя традиция успешно возрождается.

Трудность такой деятельности, думаю, во многом связана именно с тем, что она не приносит быстрой прибыли. А значит, эта деятельность может и должна быть связана с такими чисто христианскими качествами, как терпение, упование на Бога, вера, трудолюбие с воздержанием, почитание традиций… Но думаю, что такое доброе и важное дело, как производство церковного вина, милостью Божией может принести тому, кто занимается им, со временем и материальную прибыль. Даже уверен в этом! Но, главное, такая деятельность может для людей, занявшихся ею, стать тем путем, в житейском, практическом смысле, которым человек совершает свое восхождение к Богу. Восхождение через добросовестный и благословенный труд, освященный упованием и . А это, несомненно, важнее любой материальной выгоды и прибыли. Только бы нам прийти к пониманию этого!

И еще одно… может быть, главное, к чему я клоню. Вся наша нынешняя жизнь напоминает тот самый кислый виноград на выродившемся и заброшенном винограднике, который всем нам предстоит сообща возродить, потрудиться над ним, с терпением и молитвой, вырастить добрый урожай и принести его Богу. Ну, вот теперь уж собственно и всё, что я хотел сказать. То есть не надо слишком расстраиваться, что виноград наш кислый, что столбики повалены, шпалеры порваны и ограда порушена, что лозы оплетены лианами и заглушены зарослями бурьяна. Хватит уже, поплакали – и будет. А теперь надо нам всем, каждому на своем месте, делать то, что можем. Кому бурьян вырывать и сжигать его в стороне от виноградника… кому землю вскапывать, хоть и трудное это дело… Каменистая она на виноградниках – так часто бывает. Но когда любишь свою землю, тогда и труд до пролития пота на ней – в радость… Кому столбики восстанавливать, натягивать между ними проволоку, чтобы было на чем лозе развиваться, расти. Кому древние лозы с бережливостью и , со знанием дела подрезать, освобождать от оплетших их диких растений, подвязывать, лечить… А всем вместе думать, как из кислого винограда сделать сладкий… Самый сладкий, какой только возможно! И химичить мы не станем, потому что цель наша не в том, чтобы гроздья были с ведро, и не в том, чтобы пустить кому-нибудь пыль в глаза и повыгодней продать урожай, а в том, чтобы принести его Господу. Хорошо ведь, согласитесь, так думать, об этом иметь первейшее свое попечение. И неужели не поможет нам Господь, если мы так будем думать и так будем трудиться? Да поможет, конечно, и так поможет, что мы только радоваться будем и умиляться, потому что доброе дело – по-настоящему доброе – всегда приносит и радость неизреченную, которую ничем другим заменить невозможно.

А насчет скорости… Вот это важно. Не надо нам спешить, как это ни странно звучит. Дело делать надо, а вот спешить – не надо. Нам всё хочется, чтобы побыстрее, а то опоздаем; всё кажется, что не успеем… Да нет же. Не опоздаем, если перестанем суетиться и вспомним, что всё в руках Божиих, а не в наших… если поймем, что всё, что нам нужно сейчас, – это не спешка, а вера, благоговение и внимание… к себе… к жизни своей… к тому, что делаем. Перед лицом Божиим. И спешка здесь может только навредить. Мне вспоминается по этому поводу притча китайская, но и для нас вполне подходящая.

Это притча о торопливом крестьянине, который посадил пшеницу, дождался, пока она взойдет, но дальше решил, что слишком уж медленно она растет и надо ей помочь. И вот этот крестьянин с великим усердием и «терпением» ходил по полю и каждый колосок подтягивал, чтобы он рос быстрее… Понятно, что в конце концов остался бедняга без урожая.

Вот так и мы иногда уподобляемся нетерпеливому крестьянину, стремясь всё поскорее сделать там, где нужна не скорость, а благоговейный и терпеливый труд, вера и внимание к себе, в согласии с Богом.

Отечество наше подобно разом и ниве, и винограднику. И всем нам предстоит потрудиться дружно, поработать смиренно, чтобы принести Господу от трудов своих кто что сможет. И тогда, приобщаясь Тела и Крови Христовой, мы непременно поймем, что важнее, чище, святее этого нет ничего на свете. Только чтобы это понять, как раз и надо нам трудиться уже сейчас, не оглядываясь и не сетуя по поводу поваленных столбиков, разрушенной ограды и кислого винограда. Дай нам, Боже, полюбить труд в Твоем винограднике, на ниве Твоей.

А об остальном, Господи, Ты обязательно позаботишься Сам!

Как кагор появился в России?

Кагор — единственное вино, которое можно употреблять в Великий пост. В преддверии Пасхи АиФ.ru объясняет, с чем это связано и почему только этот напиток позволено освящать в церкви.

Непременными атрибутами светлой Пасхи являются не только крашеные яйца и кулич, но и вино, символизирующее кровь Христа. Впрочем, освящать в Церкви можно не все вина, а только кагор. Это единственный алкогольный напиток, который священники используют в религиозных обрядах. Его можно пить и во время Великого поста. Правда, только в выходные дни и весьма умеренными дозами.

Место кагора в православии

В Библии говорится, что сам Иисус Христос сравнивал себя с виноградной лозой, а Бога-Отца — с виноградарем, который ухаживает за деревьями, отсекая бесплодные ветки. Превращение воды в вино — это первое чудо, совершённое Иисусом Христом во время брачного пира в городе Кане, недалеко от Назарета.

«Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь; всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода», — сказано в Евангелии от Иоанна.

Русская Православная Церковь использует кагор для Таинства Причастия. Креплёное вино также применяется в Таинстве Евхаристии — обряда, который помогает верующему соединиться с Богом. После сорокадневного поста христиане вкушают хлеб и вино, символизирующие Тело и Кровь Христову в качестве акта взаимной жертвенной любви.

«И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается», — так описана Тайная Вечеря в Евангелии от Луки.

Существует множество версий того, почему именно этот сорт вина стали использовать для религиозных обрядов.

Так, согласно правилам, описанным в «Известии Учительном», которое впервые отпечатали в 1699 году, Церковь должна использовать для причастия только некислое виноградное вино. Цвет напитка не уточняется, однако считается, что, поскольку во время Святого Причастия вино символизирует кровь Христа, насыщенный красный оттенок кагора больше подходит для этой цели.

Кроме того, в составе церковного вина не должно быть воды, экстрактов трав и сахара. Такой напиток получается очень крепким, поэтому в церкви его разбавляют водой.

Как кагор появился в России?

Само слово «кагор» пришло в русский язык из Франции. Там вина этого сорта называются похожим по звучанию словом «Cahors».

Впервые кагор упоминается в летописях XIII столетия. Родиной напитка насыщенного красного цвета с терпким, сладковатым вкусом считают Францию. Согласно летописям, кагор стали производить на правобережье реки Лот, где до сих пор выращивают редкие сорта винограда, из которых получаются самые вкусные, а потому и дорогие вина. Впрочем, надо заметить, что рецепт церковного кагора значительно отличается от французского.

А вот как вино стали производить в России, доподлинно неизвестно до сих пор. На территории Российской Империи виноделием не занимались вплоть до XVII века. По одной из версий, производство решили наладить потому, что поставки вина из Греции, Италии и Франции для религиозных обрядов обходились казне очень дорого. По другой, виноделием в России стали заниматься по указу Петра I — известного ценителя всего заморского. Выбор в сторону креплёного вина мог пасть и потому, что это один из немногих напитков, который мог выдержать длительную транспортировку, не потеряв своих вкусовых качеств.

Так как повторить европейскую технологию было невозможно, рецепт кагора, производимого на южных территориях страны, отличался от оригинального. В Российской Империи креплёное вино производили из сортов винограда Каберне и Саперави. Это добавляло ему необычный сладкий привкус и аромат чёрной смородины, а порой и шоколада.

Как производят кагор?

Кагор относится к видам креплёного десертного красного вина. В России, помимо отечественного, можно найти кагор из Азербайджана, Молдавии и Абхазии.

Современный кагор производят не только из винограда Каберне-Совиньон и Саперави, но и Морастель, и Мальбек. На переработку при этом поступают только ягоды с содержанием сахара не ниже 22-25%. Особое внимание уделяется их обработке, так как от выбранного метода зависит цвет напитка — одна из его основных характеристик. Отличаются и технологии производства десертного вина — у каждого производителя свой секрет. Например, при изготовлении абхазского кагора, названного в честь древнего монастыря «Новый Афон», виноград дробят и полученную мезгу нагревают до температуры в 55-60°С в течение 10-24 часов. Данная тепловая обработка способствует более полному переходу из мезги в сусло дубильных, красящих и других экстрактивных веществ, благодаря чему вино приобретает интенсивную окраску, благородный букет и полный бархатистый терпкий вкус, в которых особо выделяются тона чернослива и других плодов. В Крыму другая технология — в процессе изготовления вина к нагретой дроблёной виноградной массе добавляют виноградное бренди, после чего напиток выдерживается до полной готовности.

Причины, по которым православные христиане используют для причастия красное вино следует искать в Евангелии, где Христос сам сравнивал себя в виноградной лозой, а Бога-Отца - с виноградарем. «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец Мой - Виноградарь» (Ин. 15:1). Первое чудо, которое Христос совершил в Кане на свадебном пиру - это превращение обычной воды в превосходное вино. Он же установил и само Таинство Причастия на Тайной Вечере, обмакнув хлеб в вино и дав отведать каждому из апостолов.

Христос пил кагор?

Узнать какое именно вино пил Христос с апостолами на Вечере сейчас невозможно, но известно, что традиции виноделия в Иудее были древними. Богослов из Сан-Франциско, Дэниэл Кендалл, и ученый-антрополог Патрик МакГоверн из Пенсильванского университета считают, что в древности евреи, в отличие от своих соседей, пили довольно крепкие, концентрированные и сладкие вина. В Ветхом Завете есть строки, в которых столица Иудеи сравнивается в блудницею: «Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою» (книга Исайи.1:22), что говорит о том, что иудеи не разбавляли вино. Очень часто в библейские времена в него добавляли травы, сухофрукты, мёд, специи и даже смолу, чтобы оно дольше хранилось. В 2013 году возле Нахарии были найдены остатки вина, смешанного с мёдом, кедром, мятой, смолой и корицей. Известен случай, когда в одном из древних городов Израиля был найден сосуд с надписью, что в нем хранилось вино, сделанное из черного изюма. Это значит, что вино было не только концентрированным, но и весьма сладким и темным по цвету, то есть очень похожим на современный кагор. Зная все это, легко себе представить то темное, ароматное, напитанное южным солнцем, густое, темное вино, в которое Христос погрузил хлеб, говоря при этом: «..сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:20). Поэтому вполне закономерно, что православные христиане причащаются красным, сладким вином. В некоторых других христианских церквях это считают необязательным и причащают в том числе и светлым сухим вином.

Для России - только кагор!

После крещения Руси Владимиром дорогое вино для церковных нужд завозилось из других стран, сначала из Византии, затем - из Франции, из Италии и даже из Испании. В первый раз о кагоре, как о вине причастия, русские летописи пишут уже в XIII веке, а название происходит от названия французского местечка Kahor, где в средние века на берегу реки производились самые дорогие вина. Решение Собора 1551 года предписывало употреблять для церковного таинства итальянское «фряжское» вино. Поскольку в стране отсутствовало оперативное транспортное сообщение и приходилось преодолевать огромные расстояния, часто возникали проблемы с хранением сухих европейских вин. - они скисали, превращаясь в уксус. Поэтому, предпочтение было отдано винам с более высоким содержанием спирта - креплёным, т.к они без проблем выдерживали длительную транспортировку. Только в начале XVII века на юг России была завезена виноградная лоза из Закавказья. Русские монахи начали ее выращивать, собирать виноград и делать свое вино. Известно, что русский кагор настолько понравился знати, что уже 1613 году царь Михаил Федорович приказал поставлять его к царскому столу, ведь такое вино употреблялось не только для Евхаристии, но и подавалось по праздникам. Именно с XVII века кагор распространился по Руси как вино, тесно связанное с церковными таинствами, и поставлялся во все храмы и монастыри. Разумеется, от европейского вина русский кагор отличался как сортом винограда (в России его делали из сортов Саперави и Каберне), так и технологией приготовления.

Для Таинств нужен «правильный» кагор

С 1699 года в Служебниках священников стало печататься так называемое «Известие поучительное», описывающее должное приготовление священника в различным видам богослужения. В нём совершенно точно описывается, какое именно вино пригодно для Евхаристии: оно обязательно должно быть виноградным, неразбавленным, без добавок, иметь чистый, ясный вкус и быть «к питию приемное»; испорченное, скисшее или мутное вино к причастию было не годно. Однако в тяжелые времена церкви случалось и отступать от правила причащать православных христиан хлебом и вином - бывало, что вина просто не было. Например священномученик патриарх Ермоген в Смутное время разрешил совершать Евхаристию вишневым соком. В революционную разруху ради решения этого вопроса были специально созваны заседания Отдела о Богослужении и Совет епископов, которые разрешили в исключительных случаях при отсутствии вина совершать Евхаристию «на некоторых ягодных соках». Это решение пригодилось во время блокады Ленинграда, когда службы в храмах велись каждый день, и вместо вина прихожан причащали жидким клюквенным морсом, а просфоры делались из пайков священников.

Кагор бывает разный

Параллельно с использованием российского вина на Русь продолжали завозить и европейские вина. И примерно к XIX веку в стране сложилось преставление о кагоре, как об исключительно церковном вине, которое употребляли для таинств, праздничных застолий и даже для лечения разных болезней. Сейчас кагор в РФ производят из винограда сортов Саперави и Каберне-Совиньон, а также Мальбек и Морастель. Содержание сахара в ягодах винограда должно быть на уровне 22–25%. У каждого производителя - свои секреты, своя рецептура, например, на Кавказе давленый виноград выдерживают в тепле сутки, чтобы аромат ягод полностью передался будущему вину, а в Крыму к виноградной мезге примешивают особое виноградное бренди и только потом выдерживают до готовности. Если верить прихожанам, сейчас московские храмы предпочитают использовать для причастия испанский кагор Altra Terra, в Сибири любят «Маcсандру» и «Фанагорию», а лучшим кагором считается греческий Nama Byzantino - именно его поставляют в афонские монастыри и в Иерусалим.

Близится Пасха, Воскресение Христово - один из самых главных, любимых и чтимых в нашей православной стране праздников. Непременные атрибуты этого светлого праздника - писанки (крашеные яйца), пасхи, куличи и, конечно же, вино, символизирующее кровь Христа.
Но не всякое вино подойдет к пасхальному столу, лишь специальное - церковное. Конечно же, речь идет о кагоре - «церковном» вине, вине для причастия. Кагор - это немаловажная, прошедшая через века часть православной культуры.

Среди огромного количества наименований различных вин, кагор занимает особое, значимое положение в табеле о рангах вин. Кагор является крепленым красным десертным вином, которое имеет терпкий и достаточно мягкий вкус, в котором присутствуют оттенки чернослива или смородины, шоколада или какао.

Родиной кагора является Франция, свое название это вино получило в честь маленького провинциального городка на Юго-Западе страны, Каор /Kahors/. Город Каор имеет достаточно уникальное географическое расположение: 200 километров от Атлантического океана, столько же от Средиземного моря и от Пиренейских гор. Здесь и было впервые получено вино каор из гроздей специфического винограда «Мальбек» /оксеруа/ , который произрастает именно в этой местности. Произошло рождение этого уникального напитка в середине 13 века. При этом технология приготовления этого напитка существенно отличалась от классического приготовления вина.

Вначале производили прессование собранного винограда. Для усиления насыщенности ароматическими и вкусовыми веществами /экстрактивности/, полученный, но еще не перебродивший виноградный сок /сусло/ нагревали в специальной печи и выдерживали при температуре около 70 градусов около 24 часов. Затем проводилось естественное охлаждение сусла. После этого проходил процесс брожения, далее, выдерживая пропорции, в полученный напиток добавляли виноградный бренди. Полученное вино, каор, выдерживали в деревянных бочках, при этом срок выдержки существенно улучшал качество напитка. Все эти технологические приемы производства каора позволяли получить вино достаточно крепким, густым, с присутствием в нем характерных тонов варенья и шоколада. При этом цвет вина получался темно рубиновый, поэтому каор прозвали черным вином.

Со временем были замечены лечебные свойства этого оригинального вина. Напиток способствовал укреплению печени и кроме этого улучшал работу желудочно-кишечного тракта и сердечно сосудистой системы. Каор стал известен за пределами Франции, его слава докатилась и до Российской империи. Первым популяризатором каора в России стал царь Петр 1, которому лучшие лекари того времени рекомендовали пить этот напиток для улучшения работы желудочно-кишечного тракта. Другим популяризатором этого вина стала наша Православная Церковь, потому что, именно красное вино в Русской Православной Церкви считалось символом Крови Христовой и этот напиток используется во многих религиозных обрядах. Вскоре Православная церковь приняла каор в качестве обрядового церковного вина.

До того времени в качестве церковного вина в обрядах использовались итальянские и греческие сладкие вина не всегда достаточно красные. Каор можно было разводить водой и он не терял своего кроваво-рубинового цвета. Но этот напиток имел один недостаток в понимании русских людей, он имел терпкий /не сладкий/ вкус и не очень нравился прихожанам. Так как, в те времена в России не было своих виноградников, то вино приходилось закупать в Италии и Испании. Предпочтение было отдано французскому каору, но в заказе французским виноделам было оговорено условие о том, что напиток должен быть сладким. Французы выполнили это условие, добавляя в процессе производства сгущенный виноградный сироп.

Каор стал поставляться в Россию в достаточно больших объемах, при этом название вина в русской речи трансформировалось в кагор. Вино полюбилось большинству россиян за свой сладкий и насыщенный букет цвета, вкуса и аромата. Этот напиток использовался в качестве церковного вина в обрядах и в быту во время православных праздников. Со временем кагора в России стало не хватать, так как уменьшились посадки винограда во Франции и увеличилось потребление в России. Поэтому в конце 19 века начались работы по подготовке и началу производства кагора в России. В Крыму /Гурзуф/ были заложены обширные виноградники сорта «Саперави» /красильщик/. Этот виноград обладал высокой сахаристостью и богатым содержанием красящих веществ в кожице.

Российский кагор шел, как и все в России, своим путем, который все дальше уводил его от своего французского родственника. Были разработаны свои отечественные технологии приготовления церковного вина, но название было оставлено прежним. По Крымской технологии, полученную мезгу из сорта винограда «Саперави», нагревают, а затем естественно охлаждают. При этом экстрактивные вещества переходят в сусло, которое затем сбраживают и добавляют виноградный спирт /бренди/, и сгущенный виноградный сироп. Для улучшения букета вкуса и аромата, лучшее вино выдерживают в деревянных бочках несколько лет, получая таким образом марочный кагор. Другая часть полученного вина разливается в бутылки и классифицируется, как «ординарное».

По альтернативной технологии, для получения кагора, используют виноград любых сортов, которые имеют высокую сахаристость: Саперави, Совиньон, Кахет, Матраса, Мористель, Каберне. При этом, виноград на лозе выдерживают дополнительное время, чтобы он подвялился и приобрел более высокое содержание сахара. Затем из винограда выдавливают сок, который частично сбраживают и, чтобы сохранить повышенное содержание сахара, в него добавляют виноградный спирт. Далее, полученный состав нагревают и выдерживают при температуре 65 градусов.

Прогресс не стоит на месте, к настоящему времени произошло заметное увеличение технологических способов производства церковного вина. Образовалась отдельная группа вин, к которой относятся десертные вина с высокой степенью экстрактивности, интенсивной рубиновой окраской, ярко выраженным вкусом и ароматом. Изменять эти параметры можно, используя различные сорта винограда и их соотношения, а также применяя различные технологические процессы. При этом можно получить букет с элементами малины, смородины, сливы, чернослива, шоколада и сливок.

Основные характеристики кагоров следующие:
-ординарные вина /не проходившие процесс выдержки в деревянных бочка должны содержать 16% спирта и 16% сахара.
-марочные вина /прошедшие процесс выдержки не менее трех лет/ имеют также крепость 16% спирта, а содержание сахара в них должно быть от 18-25%.

Кагор является достаточно универсальным вином, его можно употреблять до начала трапезы, во время и после еды. Здесь каждый человек определит для себя лучшее время для употребления этого сказочного напитка. Температура напитка должна быть комнатной, а при приеме в лечебных целях его следует слегка подогреть.

В настоящее время производится достаточно большой ассортимент кагорных вин.
-Россия: «Кагор №32» /используется,как церковное вино/, «Черные глаза», «Южная ночь», «Церковное», «Кагор Тамани», …
-Украина: самый знаменитый «Кагор Южнобережный», «Черный доктор», «Золотое поле», «Партенит»…
-Молдова: марочный и коллекционный «Чумай».
-Азербайджан: марочный и коллекционный «Кюрдамир» И «Шемаха».
-Абхазия: кагор «New Athos».

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»