Государство и российское общество в конце XIX-начале XX в презентация к уроку по истории (9 класс) на тему

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Территория и население Параметры Данные (заполнить – стр. 5) Территория Административное деление Население Национальный состав Религии Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.


Территория и население Параметры Данные Территория Более 22 млн км (второе место в мире после Бр. имп.) Административное деление Губернии и области, автономная Финляндия Население Более 128 млн человек Национальный состав Более 100 народов и народностей Религии Православие, старообрядчество, католицизм, протестантизм, ислам, буддизм, иудаизм, язычество Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.


Российская модернизация 1. Особенности (в экономике, политической, социальной сферах 3. Задачи государства, связанные с модернизацией 2. Проблемы модернизации (в экономике, политической, социальной структурах) Задания по группам: Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.


В экономике Позднее начало модернизации, необходимость догонять развитые страны в короткие сроки. Инициатива и контроль государства. Преимущественное развитие отраслей тяжелой промышленности. В политической сфере Сохранение самодержавия, отсутствие политических партий, гражданских прав и свобод населения. В социальной сфере Сохранение сословного строя, не отражающего экономического положения. Появление классов буржуазного общества, размывание сословий и сословных перегородок. Развитие меценатства, просветительской деятельности буржуазии. Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.


В экономике Модернизация требовала напряжения всех сил государства, не развивалось и не имела государственной поддержки легкая промышленность В политической сфере Политический строй не соответствовал требованиям времени и нуждам государства: производящие богатство государства классы не имели политических прав В социальной сфере Сохранение сословного строя не отражало реальное экономическое положение слоев населения. Нищета рабочих и крестьян, сохранение остатков крепостничества представляло собой угрозу социального взрыва. Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.


В экономике Завершение модернизации в короткие сроки, создание мощной экономики, являющейся основой могущества государства. В политической сфере Ликвидация самодержавия, разделение ветвей власти, создание представительского органа (парламента), наделение граждан правами и свободами. В социальной сфере Ликвидация сословного деления и связанных с ним привилегий дворянства. Улучшение положения рабочих и крестьян. Уничтожение остатков крепостничества. Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.


Закрепление 1. В 1897 г. в России проживало: А) 128 млн человек Б) 137 млн человек В) 105 млн человек 2. Модернизация – это переход А) от традиционного общества к обществу индустриальному Б) от индустриального общества к постиндустриальному В) от индустриального общества к традиционному 3. Во главе Российского государства стоял: А) Государственный совет Б) Сенат В) Император 4. Государственный гимн начинался словами: А) «Славься, Отечество…» Б) «Боже, храни императора…» В) «Боже, Царя храни…» Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.


5. К высшим государственным органам не относился (лось): А) Земская управа Б) Синод В) Сенат Г) Комитет министров 6. Привилегированное сословие в конце 19 века: А) Мещанство Б) Дворянство В) Купечество Г) Крестьянство 7. Наиболее могущественная с экономической точки зрения социальная группа: А) Купечество Б) Буржуазия В) Дворянство Г) Интеллигенция Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.


8. Группа людей в деревне, главным источником богатства которой были эксплуатация наёмного труда, торговля, ростовщичество – А) Зажиточные крестьяне Б) Бедняки В) Кулаки 9. Самая бесправная категория населения в России в конце 19 в.: А) Интеллигенция Б) Крестьяне В) Рабочие 10. Автономию в составе России имел(о): А) Польша Б) Финляндия Б) Хивинское ханство Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г. Домашнее задание § 1, термины, задание в конце параграфа Дополнительно: задания в рабочей тетради Повторить: С.Ю.Витте – биография, взгляды; понятия: монополия, Транссиб, крестьянская община Савка Н.В., учитель истории и обществознания МОУ "Февральская СОШ", 2011 г.

Тест по истории Государство и российское общество в конце XIX начале XX века для учащихся 9 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 8 заданий.

1 вариант

1. Какой процент обитаемой суши занимала Российская империя к началу ХХ в.?

1) 3 %
2) 6 %
3) 17 %
4) 25 %

2.

1) большая часть населения — рабочие
2) городское население преобладает над сельским
3) большинство населения исповедует православие
4) население России меньше 60 млн человек

3. Чем отличался процесс модернизации в России конца XIX в. от западных стран?

1) модернизация проходила по инициативе и под контро­лем государства
2) модернизация в России осуществлялась в основном в сфере сельского хозяйства
3) модернизация проходила автономно, без учета дости­жений других стран
4) в России модернизация началась раньше, чем в запад­ных странах

4. Какой из перечисленных органов власти существовал в Рос­сии в конце XIX в.?

1) Верховный тайный совет
2) Государственный совет
3) Государственная дума
4) Совет при Высочайшем дворе

5. Что из перечисленного характеризовало политический строй и систему государственного управления Российской империи в конце ХIХ в.?

1) министерская система управления
2) конституционная форма правления
3) подчинение исполнительной власти органу народного представительства
4) ограничение законодательной власти императора

6. Как называли в русской деревне тех зажиточных крестьян, которые использовали наемный труд, занимались торговлей и ростовщичеством?

1) батраки
2) отходники
3) кулаки
4) издольщики

7. Что из перечисленного характеризовало положение помещичьего хозяйства в конце XIX в.?

1) сокращение помещичьего землевладения
2) успешный переход большинства помещичьих хозяйств на капиталистические способы хозяйствования
3) существование помещичьих хозяйств за счет получения оброка с бывших крепостных крестьян
4) неиспользование наемного труда в помещичьих хозяйст­вах

8.

«В начале ХХ в. ряд народов Российской империи боролся за __________ — самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства».

2 вариант

1. Какую площадь занимала Российская империя к началу ХХ в.?

1) 3 млн кв. км
2) 5 млн кв. км
3) 11 млн кв. км
4) 22 млн кв. км

2. Первая всенародная перепись населения России 1897 г. показала, что

1) большая часть населения — промышленные рабочие
2) число грамотных составляет менее 25 % населения
3) население России меньше 60 млн человек
4) городское население преобладает над сельским

3. Высшим исполнительным органом власти в Российской империи конца XIX в. был

1) Синод
2) Государственный совет
3) Правительствующий сенат
4) Комитет министров

4. Что из перечисленного характеризовало политический строй и систему государственного управления Российской империи в конце XIX в.?

1) принцип разделения властей
2) существование органа народного представительства
3) ограничение законодательной власти императора
4) сосредоточение всей полноты власти в руках самодержца

5. Кого называли на рубеже XIX-XX вв. меценатами?

1) представителей крупной буржуазии, ведущих внешне-торговые операции
2) крупных помещиков, которые перевели свои хозяйства на капиталистический способ производства
3) людей, занимающихся исключительно умственным тру­дом и имеющих профессии, напрямую не связанные с коммерцией
4) людей, которые активно занимались благотворительно­стью и просветительской деятельностью, используя для этого свои капиталы

6. Что характеризовало положение русской деревни в конце XIX в.?

1) господство фермерского типа хозяйствования
2) более четверти крестьян были безлошадными
3) отбытие крестьянами барщины в помещичьих хозяйствах
4) отсутствие социального неравенства в деревне

7. Какая территория в составе Российской империи к началу ХХ в. обладала автономией?

1) Польша
2) Армения
3) Финляндия
4) Бессарабия

8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

«Процесс перехода от традиционного общества к обществу индустриальному, охватывающий разные стороны общественной жизни, называется процессом __________».

Ответы на тест по истории Государство и российское общество в конце XIX начале XX века
1 вариант
1-3
2-3
3-1
4-2
5-1
6-3
7-1
8-автономия
2 вариант
1-4
2-2
3-4
4-4
5-4
6-2
7-3
8-модернизации

ГОСУДАРСТВО И РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО В КОНЦЕ XIX- НАЧАЛЕ XX ВЕКА. К уроку в 9, 11 классах

Территория. Российская империи - одна из крупнейших стран мира. Территория – более 22 млн. км² (почти 17% обитаемой суши; II место после Британской империи).

Территория и административное устройство Российской империи. В начале XX в. закончилось территориальное оформление Российской империи. В ее состав помимо Великороссии входили: Прибалтика, Украина, Белоруссия, часть Польши, Финляндия, Бессарабия, Северный Кавказ и Закавказье, Казахстан Средняя Азия. В вассальной зависимости находились Бухарский эмират и Хивинское ханство. В 1914 г. под протекторат России

Соотношение городского и сельского населения в России и некоторых крупнейших странах (1908- 1914 гг.) Городское население в % Сельское население в % 15, 0 85, 0 Европейская Россия 14, 4 85, 6 Привислинские губ. 24, 7 75, 3 Кавказ 14, 5 85, 5 Сибирь 11, 9 88, 1 Средняя Азия 14, 5 85, 5 По соотношению численности Финляндия 15, 5 84, 5 городского и сельского населения Англия и Уэльс 78, 0 22, 0 Россия занимала одно из последних Норвегия 72, 0 28, 0 мест в ряду крупнейших государств Германия 56, 1 43, 9 САСШ (США) 41, 5 58, 5 Франция 41, 2 58, 8 Сельское население империи Страна значительно преобладало над городским. Из общего числа жителей 174 099 600 человек, в городах жило 24 648 400 человек, т. е. всего 14, 2% (данные 1913 года). начала XX века. Россия

Плотность населения Всё население империи, т. е. 174 099 600 человек (1913 г.), проживало на пространстве в 19 155 588 кв. вёрст Значительная часть жителей сосредотачивалась в городах, если взять только сельское население, то на одну квадратную версту приходилось 7, 8 человек. Наиболее плотно-населённым районом империи являлся Привислинский край, где на одну кв. версту приходилось 190, 0 жителей, а наименее плотнонаселённым - Сибирь, где в Плотность население России и других государств (без колоний). Страна Жителей на 1 кв. версту Россия 9, 1 Англия 157, 9 Европейская Россия 29, 6 Италия 132, 2 Привислинские губ. 120, 0 Германия 127, 7 Кавказ 30, 3 Австро-Венгрия 85, 6 Сибирь 0, 9 Франция 83, 1 Средняя Азия 3, 5 Дания 20, 5 Финляндия 11, 2 Швеция 13, 6 Бельгия 273, 1 САСШ (США) 10, 9 Голландия 177, 2 Норвегия 8, 1

Население. Ø Ø Ø Согласно переписи 1897 года – 128, 2 млн. человек (III место после Британской империи и Китая) Многонациональная страна: более 100 народов и народностей. Поликонфессиональное государство: Православие (Старообрядчество, католицизм и протестантизм); Ислам; Буддизм; Иудаизм; Язычество.

Национальный состав Российской империи По данным переписи 1897 г. (во время которой задавался вопрос не о национальности, а о родном языке) q великороссы составляли 43, 4 % населения (80, 5 млн чел.), q малороссы - 18, 4 % населения (33, 4 млн чел.), q белорусы - 4 млн чел. Все они официально считались "русскими", численность которых, таким образом, составляла 117, 9 млн чел. Вместе славянские народы (русские, украинцы, белорусы, а также поляки, болгары и другие) составляли порядка 75% населения империи. млн. чел % Русский язык 55, 667 44, 3 Украинский язык 22, 381 17, 8 Польский язык 7, 931 6, 3 Белорусский язык 5, 886 4, 7 Chart Title Русский язык Украинский язык Польский язык Белорусски й язык

Главных религиозных верований в Российской империи было шесть: 1. православное, к которому принадлежат русские, румыны и др. 2. мусульманское - почти вся масса турко-татар и горцы Кавказа; 3. католическое - поляки и большая часть литовцев; 4. протестантское - финны, германцы и часть литовцев; 5. иудейское - евреи 6. армяно-григорианское - армяне. Вероисповедный состав населения Российской Империи в % по данным Всеобщей Переписи 1897 г. Район Православные с единоверцами и старообрядцами Иудеи Прочие христиан е Прочие нехристиан е Мусульмане Европейская Россия 83, 58 3, 30 4, 07 0, 24 0, 341) Привислинск ие губ. 74, 32 4, 46 14, 01 0, 00 34, 54 0, 47 0, 61 0, 63 12, 49 0, 32 89, 97 2, 20 0, 60 0, 28 0, 60 0, 01 6, 342) Средняя Азия 9, 18 90, 29 0, 17 0, 12 0, 16 0, 02 Финляндия 1, 90 - - 98, 00 - 0, 10 - Всего по империи 69, 90 10, 83 8, 91 4, 85 4, 05 0, 96 0, 50 Католики Протестант ы 3, 82 4, 65 7, 16 0, 05 Кавказ 50, 94 Сибирь 1) В том числе 0, 18% буддистов и ламаистов. 2) В том числе 4, 30% буддистов и ламаистов.

Грамотность населения Российской империи (без Финляндии) по данным Всеобщей Переписи 1897 г. Грамотных на 1000 чел. Район Муж. Жен. Обоего пола Грамотных мужчин на 10 грамотных женщин % грамотных в населении, не считая детей до 9 лет % грамотных мужчин, не считая детей до 9 лет Европейская Россия 326 137 229 24 30 43 Привислинские губ. 342 268 305 13 41 46 Кавказ 182 60 124 26 17 26 Сибирь 192 51 123 38 16 25 79 22 53 36 6 10 293 131 211 22 27 39 Средняя Азия Всего по империи (без Финляндии)

Грамотность населения Российской империи (без Финляндии) по данным Всеобщей Переписи 1897 г. Европейская Россия Привислинские губ. Кавказ Сибирь Средняя Азия Всего по империи

75 обрабатывающая промышленность 12 ремёсла и прочие промыслы 10 частная служба 4. 6 торговля 3. 8 80 70 60 50 40 30 20 ая ст н ча го то р сл уж ба сл ы ы ом пр ие оч ла ёс ре м ра ба ты ва ю щ и ая пр ьс ко пр ом е ы ш хо ле зя йс нн о тв о ст ь 0 вл я 10 С ел населения Российской империи служило сельское хозяйство, которым было занято около ¾ её жителей. Затем следует: 1. обрабатывающая промышленность, 2. ремёсла и прочие промыслы, которыми было занято около 10%, 3. частная служба (4, 6%) 4. торговля (3, 8%). В общем этими четырьмя видами деятельности было занято свыше 92, 5% населения и на долю остальных приходилось не более 7, 5%. Сельское хозяйство об Занятость населения Основной деятельностью Series 1

Сословия в Российской империи В начале XX в. в государственных документах все подданные Российской империи делились на четыре сословия ("состояния"): 1. дворянство, 2. духовенство, 3. городские обыватели (почетные граждане, гильдейское купечество, мещане и посадские, ремесленники или цеховые) 4. сельские обыватели (то есть крестьяне). Местное (нехристианское) население Казахстана, Сибири и ряда других районов выделялось в самостоятельное "состояние" и называлось инородцами. Эта категория управлялась по особому закону. Состав населения России (без Финляндии) по сословиям на 1000 человек, по данным Всеобщей Переписи 1897 г. Дворяне и чиновники Духовенств о Почётные граждане и купцы Мещане Крестьяне Казаки Инород цы Прочие Европейская Россия 15 5 6 106 841 16 5 6 Кавказ 24 6 4 81 748 104 15 18 Сибирь 8 3 3 56 709 45 146 30 Средняя Азия 4 - 1 20 50 33 889 3 Район Всего по империи

Прочие Инородцы Казаки Крестьяне (без Финляндии) Всего по империи Мещане Почётные граждане и купцы Духовенство Дворяне и чиновники 0 100 200 300 400 500 600 700 800

В реальной жизни происходило размывание сословных перегородок, и население все более четко разделялось по классовому, т. е. экономическому, признаку. При этом особенностью России являлось одновременное существование основных классов как традиционного (феодального) общества - помещиков и крестьян, так и капиталистического - буржуазии и пролетариата. Вместе с тем внутри самих классов происходили процессы расслоения, размывания, множество людей находилось в промежуточном, пограничном состоянии между различными классами.

Социальная структура: буржуазия Наиболее могущественный с экономической точки зрения класс- БУРЖУАЗИЯ – социальный слой Российской империи, владевший собственностью на средства производства, то есть заводами и фабриками. Численный состав – 40 тыс. крупной и 400 тыс. средней, что составляет 0, 02 и 0, 2 % населения.

Социальная структура: меценаты из буржуазии МОРОЗОВ Савва Тимофеевич российский предприниматель, оказавший финансовую помощь для создания Московского художественного театра ТРЕТЬЯКОВ Павел Михайлович российский купец-предприниматель, собиратель произведений отечественного изо, основатель общедоступной частной художественной галереи. Передал в дар Москве коллекцию и здание, в которой она размещалась

Количество: 13 млн. наемных рабочих, из них 2, 8 млн. – потомственные рабочие, остальные – рабочие в первом поколении, как правило, выходцы из деревни.

Социальная структура: поместное дворянство Дворянство – высшая социальная группа в России, которая постепенно утрачивало многовековую привилегию монопольного владения землёй. В 1905 году более трети крупных поместий принадлежало недворянам. Лишь 3 % имений представляли собой образцовые хозяйства с применением сельскохозяйственных машин и наемного труда сельскохозяйственных рабочих.

Социальная структура: крестьянство q. Шло имущественное расслоение. Появились: кулаки (2 -3 %), главным источником богатств которых были эксплуатация наемного труда, торговля и ростовщичество. qзажиточные крестьяне (более 4 лошадей, столько же коров) – 15%; q. Безлошадники– 25 %; q. Бедные (отсутствие коровы) – до 10 %. Проблемы: ØМалоземелье; ØПлата за освобождение от крепостной зависимости; ØОтсутствие прав; ØТелесные наказания; ØКонтроль земских начальников.

Социальная структура: Интеллигенция. Количество: около 870 тыс. Умственный труд: ученые, преподаватели, врачи, адвокаты, журналисты, писатели, артисты и др. Играла важную роль в общественной жизни.

Территория: В нач. 20в. Российская империя – одна из крупнейших стран мира В нач. 20в. Российская империя – одна из крупнейших стран мира Более 22 млн км2 Более 22 млн км2 Второе место (уступала лишь Британской империи) Второе место (уступала лишь Британской империи) Империя делилась на губернии и области Империя делилась на губернии и области Автономию имела – Великое княжество Финляндское (автономия- самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства) Автономию имела – Великое княжество Финляндское (автономия- самоуправление, право самостоятельного решения внутренних вопросов какой-либо частью государства)


Население: К 1897г. проживало 128,2 млн человек К 1897г. проживало 128,2 млн человек К 1913г. доля горожан – 18% К 1913г. доля горожан – 18% Многонациональная страна (100народов и национальностей) Многонациональная страна (100народов и национальностей) Многоконфессиональное (государство, население которого исповедует различные религиозные учения) Многоконфессиональное (государство, население которого исповедует различные религиозные учения)
















Социальная структура Сословие? Сословие? Дворяне, духовенство, «городские обыватели»(купцы, мещане, рабочие люди), «сельские обыватели», казачество Дворяне, духовенство, «городские обыватели»(купцы, мещане, рабочие люди), «сельские обыватели», казачество Интеллигенция – от лат.понимание, познавательная сила, знание; умный, знающий (слой людей, профессионально занимающийся умственным трудом) Интеллигенция – от лат.понимание, познавательная сила, знание; умный, знающий (слой людей, профессионально занимающийся умственным трудом) Новые социальные группы (классы) – буржуазия и пролетариат Новые социальные группы (классы) – буржуазия и пролетариат





















Создание монополий Монополия? Монополия? Основная форма монополии – синдикаты (форма монополистического объединения, заключённого для совместного сбыта товаров) Основная форма монополии – синдикаты (форма монополистического объединения, заключённого для совместного сбыта товаров)


Сельское хозяйство Первое место в мире по общему объёму сельскохозяйственной продукции Первое место в мире по общему объёму сельскохозяйственной продукции с/х отсталое в техническом и аграрном положении с/х отсталое в техническом и аграрном положении Крестьянское малоземелье Крестьянское малоземелье Налоговый гнёт Налоговый гнёт Крестьянские общины Крестьянские общины

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Государство и российское общество в конце XIX – начале XX века

Цель урока:

Рассмотреть особенности развития Российской империи на рубежеXIX – XX вв., охарактеризовать социальную структуру, политический строй и уровень жизни, используя ЭОР.

Задачи:- обучающие

1. Сформировать знания об особенностях развития Российской империи на рубежеXIX – XX вв., используя ЭОР

    знать государственное управление и особенности политического развития Российской империи на рубеже XIX – XX вв.

    знать основные показатели и факторы, определяющие динамику развития Российской империи;

    знать место России в мире по численности населения, структуру российского общества, используя данные документов;

    знать образ жизни городского и сельского населения Российской империи на рубеже веков.

-развивающие:

1. Развивать умение анализировать графики, картосхемы, находить в них необходимую информацию, выявлять основные признаки.

2. Развивать умения интерпретации исходной информации в новые формы (в схему).

3. Развивать умение работать в группах - эффективно сотрудничать и взаимодействовать, выслушивать разные точки зрения о политическом развитии России.

4. Развивать умения делать умозаключения, выводы по итогам дискуссии, обсуждения проблемных вопросов.

-воспитательные

1. Воспитание российской гражданской идентичности, чувства переживания за судьбы российского народа.

2. Воспитание толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре.

Личностные результаты:

- формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе использования ЭОР;

Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

Освоение социальных норм и правил поведения работы в группах;

Формирование коммуникативной компетентности в учебно – исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты:

Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, поиска средств ее осуществления;

Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств информационно – коммуникативных технологий как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Умение извлекать необходимую информацию из различных источников;

Умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные результаты:

Формирование основных теоретических знаний о состоянии российской империи на рубеже веков;

Овладение навыками нахождения и использования исторической информации на практике;

Формирование умений и навыков использования исторических знаний в оценке процессов, протекающих в современной России;

Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний.

Тип урока - изучение новой темы

Формы работы учащихся - частично - поисковая работа, проблемное обучение, работа в парах.

Необходимое техническое оборудование - компьютерный класс, мультимедийная установка

Структура и ход урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Организационный момент-

Приветствие детей

Настрой на урок (организация на учебную деятельность)

Организация на учебную деятельность

II .

Изучение нового материала

Введение проблемного вопроса.

Российская империя на рубежеXIX – XX вв. была неограниченной монархией

Вопрос:

Если бы в XIX веке в Российской империи была принята Конституция, удалось бы избежать революционных событий 1917 года?

В ходе нашей совместной поисковой деятельности, вы сможете самостоятельно дать ответ на поставленный вопрос.

Высказывание различных точек зрений: (предположительно)

    да, возможно;

    нет, революций избежать не удалось бы;

информационный

Интерактивная карта

Демонстрирует ЭОР № 1, интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века»

Задание № 1

Работа с интерактивной картой « Российская империя в конце XIX – начале XX века»».

Найдите в списке блоков названий интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века», покажите:

1.1. границы Российской империи:

1.2.территориальное деление государства

(губернии, автономии)

1.3.народы и народности,

Изучают информационный ЭОР

№ 1 интерактивную карту «Российская империя в конце XIX – начале XX века »

Изучают функции интерактивной карты.

1. 1. Находят границы Российской империи, делают вывод, что Российская империя – крупнейшее государство мира (2 место после Британской империи):

1.2. Находят на карте губернии и автономию – Великое княжество Финляндское:

1.3. Работая с текстом

проживавшие на территории государства

учебника (стр № 5), учащиеся узнают:

В соответствии с переписью 1897 в России проживало 128 млн человек.(3 место в мире после Британской империи и Китая),

На территории государства проживало более 100 народов и народностей и население было многоконфессиональное

информационный

Слайд № 2

Демонстрирует информационный ЭОР № 2,слайд № 1. 1.,схема «Государственное управление на рубеже XIX – начале XX века »

Задание № 2. Анализ схемы «Государственное управление на рубеже XIX – начале XX века ».

Изучите схему, свои ответы запишите в тетрадь.

2. 1. Сравните политический устройство Российской империи:

А. середина XVIII века.

Б. начало XX века

Учитель уточняет информацию -

Российская империя оставалась самодержавной монархией. В руках императора сосредоточивалась вся полнота государственной власти – законодательной,исполнительной и отчасти судебной

2.2. Каковы были символы Российской империи?

Работа с документом (стр 6 учебника)

2.3. Сделайте вывод, как свод «Основных законов Российской империи» определял место императора в политической жизни России

Проходит совместная работа с учителем.

Изучаютинформационный ЭОР №2

Слайд №1. 1.

Проводят анализ схемы.

Выявляют основную тенденцию развития государства.

Ответы записывают в тетрадь:

А. В середине XVIII сформировалась система абсолютной монархии в России

Б.К началу XX века политический строй Российской империи значительных изменений не претерпел

Официальными символами государства были государственный герб, гимн и знамя.

Император – монарх самодержавный и неограниченный.

информационный

Демонстрирует ЭОР № 3, слайд № 2, схему «Государственное управление на рубеже XIX – XX веков»

Задание № 3.Работа со схемой «Государственное управление на рубеже XIX XX веков»

Учитель дополняет информацию:

- В XIX веке автономией пользовалось Царство Польское, но она была ликвидирована после подавления польского восстания

- К началу XX векаавтономное положение сохранялось только в Финляндии

На национальных окраинах усилилась централизация управления

Изучаютинформационный ЭОР № 3

Слайд № 3

Интерпретируют схему, предложенную на слайде.

Результат работы:

Губернаторы

Департаменты

Министерства

Комиссии,комитеты

Государственный совет

Комитет министров

Император

информационный

Слайд № 4 .

Демонстрирует ЭОР № 4, слайд № 4 ., картосхему « Местное управление на рубеже XIX – XX веков»

Задание № 4.

Анализ картосхемы «Местное управление на рубеже XIX – XX веков» Работа в парах.

. * Изучите интерактивную картосхему «Местное управление на рубеже XIX – XX веков», свои ответы запишите в тетрадь.

Изучают информационный

ЭОР № 4 Слайд № 2. 1.

Самостоятельная работа с картосхемой, ее анализ.

Работа в парах.

Высказывают свое мнение, заслушивают других.

Делают выводы, записывают их в тетрадь

практический

Демонстрирует ЭОР № 5, диаграммы «Население Российской империи » « Городское население России», «Пять крупнейших городов Российской империи»

Знакомит с правилами выполнения практической работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа.

Задание № 5. Практическая работа

« Социальная структура российского общества»

Изучают ЭОР № 6, тест

Самостоятельно выполняют практическую работу.

Проводят самоанализ и самооценку выполненной работы.

I .

Первичный контроль.

контрольный

тест 1, 2, 3

Демонстрирует ЭОР № 6, тематическую контрольную работу «Российская империя в конце XIX – начале XX века»», тест 1, 2, 3

Знакомит с правилами выполнения контрольной работы и возможностью проведения самооценки и самоанализа.

Демонстрирует ЭОР № 6, тематическую контрольную работу ««Российская империя в конце XIX – начале XX века» тест 1, 2, 3.

Проводят самоанализ и самоконтроль выполненной работы

Подведение итогов урока

Подведение итогов, выставление отметок

Взаимное комментирование результатов работы и отметок

Домашнее задание.

§ 1 , изучить параграф,

вопросы и задания на с 12,

дополнительное задание

подготовить сообщение об уровне экономического развития Нижнего Новгорода на рубеже веков

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»