Древесина как природный конструкционный материал. Древесина как конструкционный материал Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Первым основным преимуществом древесины по сравнению с другими конструкционными материалами является постоянное возобновление ее запасов. Это характерно для нашей Родины, значительная часть которой покрыта лесами. Советский Союз обладает необозримой зеленой фабрикой, на территории которой ежедневно, ежечасно благодатные силы природы создают чудесный материал, необходимый в различных отраслях народного хозяйства. При создании других конструкционных материалов (стали, бетона, пластмассы и др.) расходуется большое количество исходного сырья, запасы которого не возобновляются, а постоянно иссякают. Кроме того, при создании большинства конструкционных материалов требуются большие затраты энергии, дефицит которой ощущается уже сейчас во многих странах. В процессе создания древесины используется энергия солнца, запасы которой колоссальны.

Вторым преимуществом древесины является малая плотность и относительно высокие удельная прочность и жесткость. В соответствующей таблице описываются эти показатели для древесины и основных конструкционных материалов.

В этой таблице даны максимальные (числитель) и минимальные (знаменатель) пределы прочности и модули упругости сосны (хвойные породы), ясеня (лиственные кольцесосудистые) и березы (лиственные рассеяннососудистые) при влажности 12%. Из приведенных данных видно, что максимальная удельная прочность древесины всех пород примерно равна удельной прочности лучших сортов стали и в 4 раза превосходит удельную прочность стали. Максимальная удельная жесткость древесины всех пород примерно равна удельной жесткости
стали и существенно превосходит удельную жесткость дюралюминия и стеклопластов.

Третьим преимуществом древесины по сравнению с другими конструкционными материалами является более легкая обрабатываемость.

Решающую роль при выборе древесины для изготовления многих изделий, конструкций играют также ее малая тепло- и электропроводность, высокая звукоизоляционность, биологическая совместимость, высокие акустические свойства, эстетичность, химическая стойкость и т. д.

Многолетние наблюдения свидетельствуют о том, что и деревянных домах, оборудованных предметами из натуральной древесины, человек чувствует себя гораздо лучше, чем в каменных и железобетонных с внутренними интерьерами из пластмасс. Замена железобетонных и каменных зданий деревянными в сельском хозяйстве способствует повышению продуктивности животноводства. Исследования акустических свойств материалов показали, что древесина является лучшим и пока незаменимым для изготовления дек музыкальных инструментов. Наличие агрессивных сред в цехах химических производств диктует необходимость замены металлических и железобетонных конструкций деревянными как более устойчивыми в отношении химических воздействий.

Однако пороки, существенно снижающие качество изделий, из древесины, малые прочность и жесткость и направлениях, перпендикулярных к волокнам, существенное снижение механических характеристик при увеличении влажности, ползучесть даже при нормальной температуре порождают в ряде случаев недоверие к древесине как конструкционному материалу. Это недоверие является большей частью следствием относительно малой изученности прочности и жесткости изделий из древесины. Тщательные теоретические и экспериментальные исследования этих вопросов необходимы для выработки рекомендаций рационального использования древесины и изделиях и определения их надежности и долговечности.

Особое внимание заслуживает использование древесины в сочетании с другими конструкционными материалами. В этом случае можно использовать положительные свойства древесины и компенсировать ее недостатки. Применение различных материалов (древесины, металла, пластмасс, железобетона) в комплексе обеспечивает наиболее эффективное использование свойств, присущих каждому из них. Таким образом, роль древесины как конструкционного материала должна постоянно возрастать.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

приветствие,

проверка готовности учащихся к уроку,

доведение плана урока до учащихся

III. Изложение нового материала.

1. История создания швейных машин.

Люди много веков шили ручными стежками, и их никогда не оставляла мысль ускорить свою работу. Первый известный нам проект швейной машины относится еще к концу 15 века. Его приписывают Леонардо да Винчи.

В 1755 году немец Карл Вейзенталь изобрел швейную машину, в которой использовалась игла с ушком посередине. Эта машина копировала принцип ручного образования стежков. А конструкция, распространенная сейчас, сложилась в общих чертах только к 50-м годам 19 века.

В 1844-1845гг американец Элиас Хоу, которого считают отцом швейных машин, используя принцип работы машины Уолтера Ханта (изобрел иглу с ушком на заостренном конце и челночное устройство), сделал в ней ряд усовершенствований и создал стабильно работающую швейную машину челночного стежка. Ему удалось получить патент на новую машину, которая работала со скоростью 300 стежков в минуту, при этом игла двигалась горизонтально, а сшиваемые ткани располагались в вертикальной плоскости и могли перемещаться только по прямой линии, и вскоре было изготовлено еще несколько таких швейных машин, каждая из которых заменяла труд пяти портных.

В 1850-1851 гг. усилиями американцев Алена Вильсона и особенно Исаака Мерите Зингера швейная машина была доведена практически до современного вида.

Помимо ручного привода машины оснащались ножным приводом, благодаря чему освобождались руки портного, Для нижней нитки использовался челнок со встроенной шпулькой по типу челнока Ханта и Хоу.

Из США швейные машины стали завозить в Европу и Азию, а с 1877 года они появились в Японии. Наибольшее распространение получила машина Исаака Зингера.

С 1870 года фирма “Зингер” открыла свой филиал и России. В подмосковном городе Подольске в 1900 году фирма основала завод, который осуществлял сборку швейных машин из деталей, доставляемых из-за границы.



Первые машины создатели старались причудливо украсить рисунками и резьбой. Машина считалась красивой, если она была богато украшена, оформлена литым орнаментом и имела композиционное решение с центром в середине орнамента.

В начале 20 века вошла в моду так называемая бутылочная форма рукава бытовых швейных машин. Эта форма в сочетании с декоративным литым столом была введена фирмой “Зингер” и оказалась настолько рациональной и совершенной, что до сих пор в ряде стран сохранилась в ряде стран в простейших прямострочных машинах, украшенная декоративными орнаментами.

2. Виды приводов.

Привод это устройство, приводящее в движение механизмы шв. машины.

Виды приводов швейных машин: Ручной; Ножной; Электропривод.

3. Устройство швейной машины с электроприводом.

(Демонстрация учителем устройства швейной машины; учащимся предлагаются карточки - картинки Приложение 1, которые они приклеивают в конспектах и обозначают детали швейной машины).

1 – платформа.
2 – стойка рукава.
3 – рукав.
4 – челночный механизм.
5 – зубчатая рейка (для продвижения ткани).
6 – выключатель.
7 – рычаг обратного хода (для закрепки).
8 – селектор шва (виды фигурных строчек и длины стежка прямой строчки).
9 – маховое колесо.
10 – устройство моталки (намотка нитки на шпульку).
11 – шток (для катушки ниток).
12 – регулятор ширины фигурных стежков.
13 – регулятор положения игловодителя.
14 – нитенаправитель.
15 – регулятор натяжения верхней нити.
16 – рычаг нитепритягивателя.
17 – игловодитель.
18 – нитенаправитель на игловодителе.
19 – игла.
20 – лапка

Правила работы за швейной машиной.

Обучающимся объясняются правила организации и техники безопасности работы за швейной машиной, затем они приклеивают в конспекте “Памятки” (Приложение №2)

Памятка.

Проверь отсутствие в ткани игл и булавок.

Сесть за швейную машину ровно, пододвинув педаль.

Ничего лишнего на столе не должно быть.

Проверь регуляторы шва.

Проверь работу швейной машины на холостом ходу (покрути маховое колесо рукой).

Проверь качество строчки (подними лапку, подложи сложенный вдвое лоскут ткани, опусти иглу, лапку, сделай первые два стежка, покручивая маховое колесо рукой на себя; далее нажимай на педаль).

Если строчка не качественная, проверь заправку нитей или отрегулируй их натяжение.

Правильное положение сидящего за швейной машиной

Обучающимся объясняются правила посадки при работе за швейной машиной, затем они приклеивают в конспекте “Памятки” (Приложение №3)

Памятка.

“Как работать за швейной машиной”

Сидеть за машиной надо прямо, на всей поверхности стула, слегка наклонив голову и корпус вперёд;

стул должен стоять так, чтобы игла находилась прямо перед вами;

расстояние между работающим и машиной должно составлять 20 – 30 см;

ноги должны опираться всей ступнёй на пол или подставку;

нельзя близко наклоняться к движущим частям машины;

необходимо следить за правильным положением рук

VI. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Какие приводы вы теперь знаете?

Из чего состоит швейная машина?

Как правильно сидеть за машиной?

VII. Домашнее задание.

Составить кроссворд или ребус по устройству швейной машины с электроприводом.

Древесина - природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы. Графическое изображение деталей из древесины Фанера и ДВП.

Цели: ознакомить учащихся с древесиной как конструкционным материалом, с видами пиломатериалов и древесных материалов; научить определять по внешнему виду образцов древесные породы; воспитывать бережное отношение к дереву и древесине.

Инструменты и оборудование: таблица «Строение древесины»; коллекция образцов древесных пород; комплект древесных пиломатериалов, шпона, фанеры, ДВП, ДСП;

Ход урока

Древесина это природный конструкционный материал. Ее получают из стволов срубленных деревьев различных пород. Различают следующие породы деревьев: лиственные (дуб, береза, липа, осина, бук др), и хвойные (ель, сосна, кедр)

Рассмотрим строение древесины:

Дерево состоит из корня (1),

ствола (2),

сучьев (3),

листьев или хвои (4).

Ствол дерева имеет более толстую(комлевую) часть у основания и более тонкую – вершинную. Сверху ствол покрыт корой. Кора состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего – лубяного. Основная часть ствола дерева состоит из древесины. В свою очередь, древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева.

Рыхлый и мягкий центр дерева называют сердцевиной. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи. Они имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева.

Камбий – тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только из камбия происходит образование новых клеток.

Породы древесины:

Сосна - хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Древесина красноватого цвета с ярко выраженной текстурой. Применяется для изготовления окон и дверей, полов и потолков, строительстве мебели, судов, вагонов, мостов.

Ель - хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Цвет белый с желтоватым оттенком. Применяется для изготовления музыкальных инструментов, мебели, окон и дверей.

Береза - лиственная порода. Твердая. Цвет белый с буроватым оттенком. Используется для изготовления фанеры, мебели, уды, ружейных лож, ручек инструментов, лыж.

Осина - лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с зеленоватым оттенком. Склонна к загниванию. Используется для изготовления спичек, посуды, игрушек, бумаги.

Липа - лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с нежно-розовым оттенком. Применяется для изготовления посуды, чертежных досок, карандашей, изделий с художественной резьбой.

Ольха - лиственная порода. Мягкая. Цвет белый, на воздухе краснеет. Служит сырьем для изготовления фанеры, долбленой уды, упаковочных ящиков.

Дуб - лиственная порода. Твердая. Цвет светло-желтый с коричнево-серым оттенком и ярко выраженной текстурой. На радиальном разрезе просматриваются сердцевинные лучи в виде блестящих полосок. Применяется для изготовления мебели, паркета, облицовывания ценных изделий, а также в конструкциях мостов и вагонов.

Пиломатериалы:

Стволы деревьев после обрезки ветвей и сучьев разрезают на бревна. Бревна распиливают вдоль и получают пиломатериалы: доски обрезные и необрезные, брусья, бруски, горбыль. Пиломатериалы имеют следующее элементы: пласть, ребро, торец, кромка.

Древесные материалы :

Кроме пиломатериалов, получают и используют также древесные материалы: древесностружечные и древесноволокнистые плиты, шпон, фанеру и др.

ДСП изготавливают на специальных машинах прессованием стружки, смешанной с синтетической смолой.

ДВП прессуют в виде листов из измельченной древесины.

ДСП и ДВП применяют для изготовления мебели и в строительстве.

Шпон – это тонкие слои древесны. Его получают на специальных станках

Фанера – это древесный материал, полеченный путем склеивания трех и более тонких листов шпона.

Этапы планирования работы по изготовлению изделия. Технология работы лобзиком. Правила безопасности при работе лобзиком и выжигателем.

Цели:

Обучающая: Познакомить с видами резьбы по дереву; технологией выпиливания ручным лобзиком по внешнему, внутреннему контуру; техникой безопасности при выпиливании.

Развивающая: развить художественный вкус и художественное творчество,

бережное обращение с материалом и инструментом, терпение, аккуратность, внимание, глазомер.

Профориентационная : познакомить с работой резчика по дереву.

Тип урока: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно-иллюстрационный.

Наглядные пособия: доска, плакаты, шаблоны, раздаточный материал, инструменты и приспособления для выпиливания, поделки и изделия.

Цели урока:

Образовательные:

Создать условия для формирования у учащихся: понятий «древесина», «строение древесины» для выработки умений различать породы деревьев по их признакам

Развивающие:

Создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления, воображения.

Воспитательные:

Создать условия для формирования само- и взаимоконтроля.

Дидактическая цель урока: создать условия для организации познавательной деятельности учащихся, приводящей к потребности в применении полученных знаний на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 22

Проект урока технологии

Тема: «Древесина – природный конструкционный материал»

5 класс

Учебник: В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс

Технология: ЛОО

Учитель: Денисенко А.И.

2011

Методическое обоснование урока

Использование занимательных заданий в учебном процессе – один из важнейших приемов развития у учащихся положительной мотивации и познавательного интереса к труду взрослых, миру профессий, одно из условий подготовки молодежи к осознанному выбору профиля своей будущей деятельности в одной из сфер общественного труда.

В 5-6 классах я стараюсь включать в образовательный процесс больше игровых и занимательных заданий для формирования устойчивого мотива к деятельности. И в тоже время они являются промежуточным звеном между начальными и старшими классами

Достижение эффективности и качества образовательного процесса, получение запланированных результатов обучения, воспитания, развития и социализации обучающихся обеспечивается организацией следующих ключевых процессов :

упорядоченный обмен информацией (коммуникация ) между всеми участниками образовательного процесса;

обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация );

мотивация всех участников образовательного процесса;

мониторинг образовательного процесса;

рефлексия педагога и обучающихся;

анализ деятельности участников и оценка результатов.

Тема урока «Древесина – природный конструкционный материал». Данный урок является 3-4 уроком в разделе «Технология обработки древесины».

Цели урока:

Образовательные:

Создать условия для формирования у учащихся: понятий «древесина», «строение древесины» для выработки умений различать породы деревьев по их признакам

Развивающие:

Создать условия для развития у учащихся памяти, логического мышления, воображения.

Воспитательные:

Создать условия для формирования само- и взаимоконтроля.

Дидактическая цель урока: создать условия для организации познавательной деятельности учащихся, приводящей к потребности в применении полученных знаний на практике.

Структурированность образовательного процесса обеспечивается разделением урока на определенные взаимосвязанные фазы (этапы, части), каждая из которых имеет свои цели, задачи и методы. Структурированность процесса позволяет создать ясный и четкий план, задать направленное поступательное движение к поставленным целям урока, обеспечить методичную проработку каждой фазы и последовательность переходов от одной фазы урока к другой, осуществлять эффективный мониторинг хода и результатов образовательного процесса.

Структура урока (90 минут)

Мотивационный 5 мин

Целеполагание 3 мин

Планирование деятельности 2 мин

Реализация плана деятельности 75 мин

Подведение итогов урока 5 мин

Инструменты и оборудование:

Учебник В.Д. Симоненко «Технология» 5 класс;

Карточки с заданиями (каждому ребенку);

Карточки для практической работы (каждому ребенку);

Тесты (каждому ребенку);

Кроссворд (каждому ребенку);

Комплекты образцов древесины различных пород (2 шт).

Методы обучения:

словесные, наглядные, практические, репродуктивные

Формы работы:

самостоятельная, индивидуальная, групповая

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методические пояснения и примечания

Мотивационный

Приветствие учеников.

Проверка явки учащихся.

Вступление.

Лесные массивы занимают в нашей стране площадь свыше 700 миллионов гектаров. Несмотря на такие огромные лесные богатства, все должны бережно относиться к лесу, так как он существенно влияет на климат, на растительный и животный мир. Кроме того, лес имеет большое значение для хозяйства страны.

Вырастить лес – непростое дело. Сначала сеют семена, потом высаживают крохотные саженцы, ухаживают за ними. Дерево растет среднем 90-120 лет, прежде чем его можно срубить и получить древесину для изготовления изделий.

Знаете ли вы, что

Береза среднего размера имеет 35...40 тысяч листьев общей площадью 100...150 квадратных метров

Cосна занимает около 15% всех лесов России, ель – 12%. - самая распространенная хвойная порода российских лесов – лиственница. Она занимает 40% всей площади наших лесов.

Дети включаются в урок.

Слушают внимательно.

Доброжелательный тон, учителя, приветствие и вступление к уроку, использование вступления располагает к общению, и создает благоприятную атмосферу, создает положительный мотивационный аспект.

Целеполагание

Древесина – один из самых распространенных материалов, который человек научился обрабатывать еще в глубокой древности. С помощью топора, ножа и других инструментов люди изготавливали дома, мосты, крепостные сооружения, орудия труда и многое другое. И в наши дни нас окружает большое количество изделий из древесины. Назовите их.

Итак, тема урока: «Древесина – природный конструкционный материал», Записать на доске.

Мебель, музыкальные инструменты, игрушки и т.д.

Записывают тему урока в тетрадь

Формулируют с помощью учителя цели на урок.

На данном этапе учащиеся при помощи учителя учатся ставить перед собой цели на урок.

Планирование деятельности

А сейчас давайте составим план действий на урок.

Повторение изученного на прошлом занятии

Изучение нового материала

Практическая работа

План урока записать на доске.

Повторим домашнее задание

Изучим новый материал

Выполним практическую работу

Наличие плана работы, приводит к организованности, дисциплинирован- ности и контролированию деятельности.

Реализация плана деятельности

4.1 Актуализация знаний

Изучение нового материала

4.3 Закрепление

Практическая работа

Повторим домашнее задание , перед вами задания 2 уровней сложности:

Задание № 1 (Приложение 1) более сложное нужно разгадать кроссворд, разгадав его вы сможете прочитать слово, которое является самым главным в изученном на прошлом занятии.

Задание № 2 (Приложение 2) вам необходимо обозначить элементы верстака.

После выполнения организуется взаимопроверка, оптимальным являться будет обмен между разными карточками.

После проверки карточки сдаются учителю.

Беседа с детьми

Существуют деревья имеющие листву, их называют?

И деревья имеющие хвою, их называют?

Назовите древесные породы которые относятся к лиственным?

Хвойным?

Из каких частей состоит дерево?

Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части

А сейчас давайте назовем «положительные качества древесины» и

«отрицательные качества древесины»

Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую - вершинную. Поверхность ствола (рис. 8) покрыта корой (7). Кора - "одежда" для дерева, состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой (6) - проводник соков, питающих дерево. Древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца (4).

Что по ним можно узнать?

Рыхлый и мягкий центр дерева - сердцевина (1). От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевидные лучи (2). Они служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева, камбий (5) - тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только в результате деятельности камбия происходит образование новых клеток. "Камбий" - от латинского "обмен" (питательными веществами).

Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола (рис. 9). Разрез (1), проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, называют торцевым. Он перпендикулярен годичным кольцам и волокнам. Разрез (2), проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным. Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез (3) проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние.

Породы древесины определяют по их следующим характерным признакам: текстуре, запаху, твердости, цвету.

Текстурой древесины называют рисунок на ее поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон.

Ценные породы древесины строгают на тонкие листы (шпон), которые наклеивают на изделия.

Физкультминутка

А сейчас закрепим знания, для этого вам нужно решить тест (Приложение 3).

Ребята, изучите описание пород деревьев в учебнике.

Раздаю комплекты образцов древесины различных пород, 1 комплект на группу. Внимательно рассмотрите образцы и определите породы древесины записывая признаки в карточку (Приложение 4).

Если остается время

то можно предложить ученикам интересные сведения о различных породах деревьев (Приложение 5).

Ребята выполняют

задание

Лиственными

Хвойные

береза, осина, дуб, ольха, липа и др.

сосна, ель, кедр, пихта и др.

Из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои

Записывают в тетрадь

Легкий, прочный, хорошо обрабатываемый режущим инструментом материал, отличается красивым внешним видом.

Горючесть, коробление при высушивании, подвержена гниению.

Учащиеся слушают и рассматривают

рис. 8 Строение древесины. (в учебнике)

Можно определить возраст дерева.

Записывают в тетрадь основные разрезы ствола:

Торцовый

Радиальный

Тангенциальный

Записывают в тетрадь

Записывают в тетрадь

Работают с учебником

Выполняют практическую работу

Слушают с интересом

Дифференцирован-ный подход наиболее оптимален, т.к. учащиеся самостоятельно определяют степень трудности задания, это снижает напряжение как нервное так и психическое, ребята чувствуют себя более комфортно. Воспитательные задачи на уроке решаются с помощью проведения взаимо- и самопроверки, которые воспитывают у детей такие качества как ответственность, взаимопомощь, аккуратность.

В ходе беседы с учениками рассматриваются новые сведения. При этом удерживается постоянная связь с уже имеющимися сведениями учеников, связь с практикой, бытом. Ученики рассуждают, основываясь не только на знаниях, но и на умениях, фактах, взятых из жизни их семьи, близких и знакомых

4.4 Домашнее задание

Запишите домашнее задание:

§2 вопросы к параграфу,

«Мост» (Приложение 6)

Написать сообщение о породе древесины (по выбору сосна, ель, береза, кедр, лиственница, осина, пихта).

Записывают д/з в дневник

5.Подведение итогов урока

5.1 Итог урока

5.2 Рефлексия

Ребята, какие знания вы сегодня получили?

Достигли ли мы целей урока? Проверим.

Как называется природный конструкционный материал, получаемый из стволов деревьев при распиливании их на части?

Назовите виды деревьев?

Ребята посмотрите пожалуйста на доску, там нарисована гора, оцените, пожалуйста себя сегодня на уроке от подножия к вершине:

Вершина горы

Урок понравился, весь материал мне понятен

Подножие горы

Урок не понравился и я ничего не понял

Высказываются по очереди

Древесина

Лиственные, хвойные

Оценивают свою работу, рисуют человечка в каком-либо месте горы

Учатся анализировать обобщать и делать выводы.

Ученики имеют возможность показать свое отношение к изученному и уроку в целом. Учитель же делает соответствующие выводы. При подготовке к следующему уроку учитывает данные результаты.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание № 1

Разгадав этот кроссворд, вы сможете прочитать слово, которое является самым главным в изученном на прошлом занятии. (Верстак)

Вопросы:

1.Клин должен выступать над крышкой стола на высоту, меньшую, чем высота. (заготовки)

2.Как называется наш учебник? (Технология)

3.Основание верстака - это (подверстачье)

4.Он может быть режущим и измерительным. (Инструмент)

5.Профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины. (Столяр)

6.Служит для закрепления заготовок. (Зажим)

7.Деревянные брусочки, предназначенные для упора заготовок (Клинья)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вопрос № 1. На какие группы можно разделить все породы деревьев

1. Листопадные и вечнозеленые

2. Лиственные и хвойные

3. Высокие и низкие

4. Вечнозеленые, травянистые и кустарники

5. Травянистые и кустарники

Вопрос № 2. В каком из вариантов ответа перечислены только хвойные породы?

1. Сосна, ель, каштан, можжевельник

2. Дуб, осина, береза, тополь

3. Кедр, ель, сосна, лиственница

4. Смородина, крыжовник, ананас

Вопрос № 3. В каком из справочников наиболее вероятно найти информацию по строению древесины и породам деревьев?

1. Справочник молодого слесаря

2. Справочник молодого животновода

3. Справочник молодого столяра

4. Справочник по деталям машин и механизмов

5. Справочник по математике

Вопрос № 4. В каком из предложенных вариантов ответа перечислены только лиственные породы?

1. Туя, сосна, липа, акация

2. Вяз, банан, кедр, ольха

3. Можжевельник, лиственница, кедр, пихта

4. Тополь, ольха, осина, каштан

Вопрос № 5. Древесина какого дерева является наиболее ценной для мебельного производства?

1. Осина

2. Красное дерево

3. Тополь

4. Ель

Вопрос № 6. В чем заключаются наиболее характерные признаки хвойных пород?

Смолистый запах и "полосатая" текстура.

"Полосатая" текстура и муаровый блеск.

Блеск и капиллярная структура.

Недлинные коричневые штрихи по всей поверхности древесины и смолистый запах.

Вопрос № 7 . К какой группе пород принадлежит изображенный на фотографии фрагмент дерева?

Лиственная порода.

Хвойная порода.

Вопрос № 8. Почему в столярном деле наиболее часто используют именно хвойную древесину?

Потому, что она имеет красивую текстуру и приятный смолистый запах, что привлекает к ней внимание многих людей.

Потому, что хвойная древесина легко поддается обработке и к тому же пропитана смолистыми веществами, а следовательно, меньше подвержена гниению по сравнению с лиственными породами.

Потому, что она имеет высокую прочность и плотность, а следовательно, может выдерживать высокие механические нагрузки.

Вопрос № 9. На каких фотографиях изображены текстуры хвойных пород?

На фото 1, 2, 4

На фото 1, 3, 4

На фото 2, 3, 4

На фото 1, 2, 3

Фото 1

Фото 2

Фото 3

Фото 4

Вопрос № 10 . Какая из хвойных пород является наиболее стойкой к гниению?

Сосна.

Лиственница.

Ясень.

Кедр.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

№ п/п

Порода древесины

Признаки

Твердость

Запах

Цвет

Текстура

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Интересные сведения о некоторых породах деревьев

БАОБАБ. Удивляет необычная жизненная сила баобаба. В отличие от большинства деревьев, он не умирает, когда с него срывают кору - она нарастает снова. Не гибнет баобаб даже и тогда, когда повалится на землю. Если хоть один его корень сбережет контакт с почвой, дерево будет продолжать расти лежа.

Обычно баобабы не очень высоки, но согласно некоторым сообщениям, промелькнувшим недавно в прессе, в саваннах Африки обнаружен настоящий великан - высочайшее дерево на нашей планете, которое достигает 189 м высоты с диаметром ствола 43,5 м! в "Книге рекордов Гиннесса" за 1991 г. рассказывается о баобабе обхватом 54,5 м.

БЕРЕЗА ШМИДТА. Это удивительное дерево растет в южной части Приморского края (Дальний Восток). Местное название его "железная береза". Она в полтора раза крепче чугуна. Если выстрелить в ее ствол, пуля отлетит, даже не оставив следа.

КЕДР . Около 41 млн. гектаров занимают в России кедровые леса. Особенно славятся своей продуктивностью кедровники бассейна реки Ангары, верхнего и среднего течения Енисея, а также Саянских гор. Живет кедр долго. Наверное, поэтому он и не спешит расти. В 30 лет дерево достигает лишь среднего роста человека.

Собственно научное название этого дерева - сосна сибирская. Настоящие кедры растут далеко на юге - в Ливане, Северной Африке, на острове Кипр. Это мощные деревья с ценной ароматной древесиной. Они отличаются внушительными размерами и долголетием, т. к. живут в полтора-два раза больше, чем обычные сосны - 800-850 лет.

В кедровниках всегда теплее, воздух здесь, как утверждают, в два-три раза чище, чем в операционной.

КЕТЕМФ. это растение является чемпионом среди сверхсладких растений и растет в тропических лесах Западной Африки. Ученые выделили из него самое сладкое в мире вещество - тоуматин. Оно слаще сахара (трудно представить) в 100000 раз! Это вещество будет сладким даже если тоуматин растворить в концентрации 10 г на целую тонну воды!

ХАНГА. Растет на Филиппинских островах и чаще всего его называют нефтяным деревом. Дело в том, что плоды ханги содержат почти... чистую нефть. Поэтому в стране разрабатывается технология использования ее как источника топлива для двигателей внутреннего сгорания.

СЕКВОЙЯ. Высочайшие из них также достигают свыше 100 м, но при этом стволы у них значительно толще. Так, например, одно из таких деревьев имело в обхвате 46 м и 15 м в диаметре.

Секвойи принадлежат к "живым ископаемым". Они были распространены по всему Северному полушарию, в том числе и на юге Восточной Европы еще в доледниковый период. Под такими деревьями когда-то прогуливались гигантские ящеры - бронтозавры и динозавры, а на ветвях отдыхали предки современных птиц - птеродактили.

Секвойи сохранились на Земле только в штате Калифорния (США), на западных склонах гор Сьерра-Невада. Средний возраст этих деревьев, как и эвкалиптов, 3-4 тысячи лет, а по подсчетам годичных колец на пне одной спиленной секвойи был даже обнаружен рекордный возраст - 4830 лет!

Кстати, свалить такого гиганта очень трудно. Одну секвойю пилили семиметровой пилой на протяжении 17 дней. Для перевозки ее потребовалось 30 больших железнодорожных платформ.

Известны случаи, когда на пне гигантской секвойи располагалась танцевальная площадка. На ней свободно разместились оркестр из 4-х человек, 16 танцующих пар и еще 12 зрителей.

Иногда в дуплах секвой устраивались сувенирные магазины, а в одном даже был оборудован гараж. В одном из музеев Нью-Йорка выставлена часть ствола огромной секвойи, которую спилили в Калифорнии. Она имеет 75 м в обхвате. Внутри оборудован зал, где свободно размещается 150 человек.

Самая большая секвойя называется "Основатель" (112 м высоты).

ПРИЛОЖЕНИЕ 6


Лекция №1

Свойства древесины как конструкционного материала.

Виды и свойства строительной фанеры.

Защита деревянных конструкций от гниения и возгорания.

Наша страна является первой в мире по количеству лесных площадей, которые занимаю почти половину территории России - примерно 12,3 млн. км2. Основная часть лесов России, около3/4, расположена в районах Сибири, Дальнего Востока, в северных областях европейской части страны. Преобладающими породами являются хвойные: 37% лесов занимает лиственница, 19% - сосна, 20% - ель и пихта, 8% - кедр. Лиственные породы занимают около ¼ площади наших лесов. Наиболее распространенной породой является береза, занимающая около 1/6 общей площади лесов.

Запасы древесины в наших лесах составляют около 80 млрд. м3. Ежегодно заготавливается около 280 млн. м3. деловой древесины, т. е. пригодной для изготовления конструкций и изделий. Однако, это количество далеко не исчерпывает естественного годового прироста древесины в отдаленных районах Сибири и Дальнего Востока.

Заготовленный лес в виде отрезков стволов стандартной длины доставляется автомобильным, железнодорожным и водным транспортом или путем сплава по рекам и озерам на деревообрабатывающие предприятия. Там из него изготавливают пилёные материалы, фанеру, древесные плиты, конструкции и строительные детали. При лесозаготовке и обработке древесины образуется большое количество отходов, эффективное использование которых имеет большое народно-хозяйственное значение. Изготовление из отходов древесины изоляционных древесноволокнистых и древесностружечных плит, широко применяемых в строительстве, позволяет экономить большое количество деловой древесины.

Хвойную древесину используют для изготовления основных элементов деревянных конструкций и строительных деталей. Прямые высокие стволы хвойных деревьев с небольшим количеством сучков позволяют получать прямолинейные пиломатериалы с ограниченным количеством пороков. Хвойная древесина содержит смолы, благодаря чему она лучше сопротивляется увлажнению и загниванию, чем лиственная.

Лиственная древесина большинства пород является менее прямолинейной, имеет больше сучков и более подвержена загниванию, чем хвойная. Она почти не применяется для изготовления основных элементов деревянных строительных конструкций.

Дубовая древесина выделяется среди лиственных пород повышенной прочностью и стойкостью к загниванию. Однако, ввиду дефицитности и высокой стоимости она используется только для небольших соединительных деталей.

Березовая древесина так же относится к твердым лиственным породам. Ее используют, главным образом, для изготовления строительной фанеры. Нуждается в защите от загнивания.

Строение древесины

В результате растительного происхождения древесина имеет трубчатое слоисто-волокнистое строение. Основную массу древесины составляют древесные волокна, расположенные вдоль ствола. Они состоят из удлиненных пустотелых оболочек отмерших клеток (трахеидов, длиной порядка 3 мм) органических веществ (целлюлозы и легнина).

Древесные волокна располагаются концентрическими слоями вокруг оси ствола, которые называются годичными слоями, т. к. каждый слой нарастает в течение года. Они хорошо заметны в виде ряда колец на поперечных разрезах ствола, особенно хвойных деревьев. По их количеству можно определить возраст дерева.

Каждый годичный слой состоит из двух частей. Внутренний слой (более широкий и светлый) состоит из мягкой ранней древесины, образующейся весной, когда дерево растет быстро. Клетки ранней древесины имеют более тонкие стенки и широкие полости. Клетки поздней древесины имеют более толстые стенки и узкие полости. Прочность и плотность древесины зависит от относительного содержания в ней поздней древесины.

Средняя часть стволов древесины хвойных пород имеет более темный цвет, содержит больше смолы и называется ядро. Затем идет заболонь и, наконец, кора.

Кроме того в древесине имеются горизонтальные сердцевинные лучи, мягкая сердцевина, смоляные ходы, сучки.

Сортамент, пороки и качество древесины

Лесоматериалы, получаемые строительством, делят на круглые и пилёные .

Круглые лесоматериалы , называемые также бревнами, представляют собой части древесных стволов с гладко опиленными концами – торцами. Бревна имеют естественную усечено-коническую форму. Уменьшение их толщины по длине называется сбегом. В среднем сбег составляет 0,8 см на 1 м длины (для лиственницы 1 см на 1 м длины) бревна. Средние бревна имеют толщину от 14 до 24 см крупные – до 26 см. Бревна толщиной 13 см. и менее используют для временных построечных сооружений.

Пиломатериалы получают в результате продольной распиловки бревен на лесопильных рамах или круглопильных станках. Они имеют прямоугольное или квадратное сечение. Более широкие стороны пиломатериалов называют пластями, а узкие – кромками. Пиломатериалы имеют стандартную длину 1 – 6,5 м. с градацией через каждые 0,25 м. Ширина пиломатериалов колеблется от 75 до 275 мм, толщина – от 16 до 250 мм.

Качество лесоматериалов определяется, в основном, степенью однородности строения древесины, от которой зависит ее прочность. Степень однородности древесины определяется размерами и количеством участков, где однородность ее строения нарушена и прочность снижена. Такие участки называют пороками.

Основными недопустимыми пороками древесины являются: гниль, червоточины и трещины в зонах скалывания в соединениях.

Наиболее распространенными и неизбежными пороками древесины являются сучки – заросшие остатки бывших ветвей дерева. Сучки являются допустимыми с ограничениями пороками.

Наклон волокон (косослой) относительно оси элемента так же является допустимым с ограничением пороком. Он образуется в результате природного винтообразного расположения волокон в стволе, а так же при распиловке бревен в результате их сбега.

Трещины, возникающие при высыхании древесины, тоже относятся к числу ограниченно допускаемых пороков.

К порокам относятся так же мягкая сердцевина, выпадающие сучки и другие, менее распространенные нарушения однородности строения древесины.

Качество лесоматериалов определяется сортом (отборный, I, II, III, IV), устанавливаемым в зависимости от вида, величины, расположения и количества пороков. Древесина для несущих элементов деревянных конструкций должна удовлетворять требованиям I, II и III сортов.

Древесина I сорта используется в наиболее ответственных напряженных растянутых элементах. Это отдельные растянутые стержни и доски растянутых зон клееных балок высотой сечения более 50 см

Косослой ≤ 7%.

d ≤ 1/4 b .

Древесина II сорта используется в сжатых и изгибаемых элементах. Это отдельные сжатые стержни, доски крайних зон клееных балок высотой менее 50 см.; доски крайней сжатой зоны и растянутой зоны, расположенной выше досок 1-го сорта в клееных балках высотой более 50 см., доски крайних зон рабочих клееных сжатых, изгибаемых и сжатоизогнутых стержней.

Косослой ≤10%.

Суммарный диаметр сучков на длине 20 см d ≤ 1/3 b .

Древесина III сорта используется в менее напряженных средних клееных сжатых, изгибаемых и сжато-изгибаемых элементов, а также в мало ответственных элементах настилов и обрешеток.

Косослой ≤12%.

Суммарный диаметр сучков на длине 20 см d ≤ 1/2 b .

Свойства древесины

Физические свойства

Плотность. Древесина относится к классу легких конструкционных материалов. Ее плотность зависит от относительного объема пор и содержания в них влаги. Стандартная плотность древесины должна определяться при влажности 12%. Свежерубленая древесина имеет плотность 850 кг/м3. Расчетная плотность древесины хвойных пород в составе конструкций в помещениях со стандартной влажностью воздуха 12% принимают равной 500 кг/м3., в помещении с влажностью воздуха более 75% и на открытом воздухе – 600 кг/м3.

Температурное расширение. Линейное расширение при нагревании, характеризуемое коэффициентом линейного расширения, в древесине различно вдоль и под углами к волокнам. Коэффициент линейного расширения α вдоль волокон составляет (3 ÷ 5) ∙ 10-6, что позволяет строить деревянные здания без температурных швов. Поперек волокон древесины этот коэффициент меньше в 7 – 10 раз.

Теплопроводность древесины благодаря ее трубчатому строению очень мала, особенно поперек волокон. Коэффициент теплопроводности сухой древесины поперек волокон λ ≈ 0,14Вт/м∙ºС. Брус толщиной 15 см эквивалентен по теплопроводности кирпичной стене толщиной в 2,5 кирпича (51 см)воле, а так же при распиловке бревен в результате их сбега.

ластями, опильных станках. .- торцами. ниванию, чем хвой .

Теплоемкость древесины значительна, коэффициент теплоемкости сухой древесины составляет С = 1,6КДЖ/кг∙ºС.

Еще одним ценным свойством древесины является ее стойкость ко многим химическим и биологическим агрессивным среда. Она является химически более стойким материалом, чем металл и железобетон. При обычной температуре плавиковая, фосфорная и соляная (низкой концентрации) кислоты не разрушают древесину. Большинство органических кислот при обычной температуре не ослабляют древесину, поэтому она часто используется для конструкций в условиях химически агрессивных сред.

Механические свойства древесины

Прочность . Древесина относится к материалам средней прочности, однако, ее относительная прочность с учетом малой плотности позволяет сравнивать ее со сталью.

Древесина является анизотропным материалом, поэтому ее прочность зависит от направления действия усилий по отношению к волокнам. При действии усилий вдоль волокон, оболочки клеток работают в самых благоприятных условиях и древесина показывает наибольшую прочность.

Средний предел прочности древесины сосны без пороков вдоль волокон составляет:

При растяжении – 100 МПа.

При изгибе – 80 МПа.

При сжатии – 44 МПа.

При растяжении, сжатии и скалывании поперек волокон эта величина не превосходит 6,5 МПа. Наличие пороков значительно (~ на30%) снижает прочность древесины при сжатии и изгибе, а особенно (~ на 70%) при растяжении. Длительность действия нагрузки существенно влияет на прочность древесины. При неограниченно длительном нагружении ее прочность характеризуется пределом длительного сопротивления, который составляет только 0,5 предела прочности при стандартном нагружении. Наибольшую прочность, в 1,5 раза превышающую кратковременную, древесина показывает при кратчайших ударных и взрывных нагрузках. Вибрационные нагрузки, вызывающие переменные по знаку напряжения, снижают ее прочность.

Жесткость древесины (ее степень деформативности под действием нагрузки) существенно зависит от направления действия нагрузок по отношению к волокнам, их длительности и влажности древесины. Жесткость определяется модулем упругости Е.

Для хвойных пород вдоль волокон Е = 15000 МПа.

В СНиП II-25-80 модуль упругости для любой породы древесины Ео = 10000 МПа. Е90 = 400 МПа.

При повышенной влажности, температура, а также при совместном действии постоянных и временных нагрузок значение Е снижается коэффициентами условия работы mв, mт, mд < 1.

Влияние влажности . Изменение влажности в пределах от 0% до 30% приводит к снижению прочности древесины на 30% от максимальной. Дальнейшее изменение влажности не приводит к снижению прочности древесины.

Поперечное изменение влажности (усушка и разбухание) приводят к короблению древесины. Наибольшая усушка происходит поперек волокон, перпендикулярно годичным слоям. Деформации усушки развиваются неравномерно от поверхности к центру. При усушке появляется не только коробление, но и усушечные трещины.

Для сравнивания показателей прочности и жесткости древесины установлено значение стандартной влажности 12%

В12=ВW,

где α – поправочный коэффициент, при сжатии и изгибе α = 0,04.

Влияние температуры . При повышении температуры предел прочности и модуль упругости снижаются, а хрупкость древесины повышается. Предел прочности древесины Gt при температуре t в пределах от 10 до 30 оС можно определять исходя из ее начальной прочности - G20 при температуре 20 оС с учетом поправочного коэффициента β = 3,5 МПа.

Gt = G20 – β(t-20).

Строительная фанера

Строительная фанера – это листовой древесный материал заводского изготовления. Она состоит, как правило, из нечетного количества тонких слоев – шпонов. Волокна соседних шпонов располагаются во взаимно перпендикулярных направлениях.

СНиП II-25-80 по проектированию деревянных конструкций рекомендует следующие виды водостойкой фанеры в качестве строительной:

1. Фанера марки ФСФ склеенная фенолоформальдегидными клеями. Эта фанера выпускается:

Из древесины березы (5-ти и 7-ми слойная, толщиной 5 – 8 мм и более).

Из древесины личтвенницы (7-слойная, толщиной 8 мм и более).

Листы клееной фанеры толщиной более 15 мм называют фанерными плитами. Прочность клееной фанеры на срез в плоскости перпендикулярной листу примерно в 3 раза превышает прочность древесины при скалывании вдоль волокон, что является ее важным преимуществом.

Модуль упругости березовой фанеры вдоль волокон составляет 90%, а поперек – 60% от модуля упругости древесины вдоль волокон. Модули упругости фанеры из лиственницы составляют соответственно 70% и 50% от Ео древеспины.

1. Банелизированная фанера (ФБС) отличается от фанеры марки ФСФ тем, что ее наружные слои пропитывают водостойкими спирторастворимыми смолами. Она имеет толщину 7 – 18 м. Ее прочность вдоль волокон в 2,5 раза, а поперек в 2 раза превышает прочность хвойной древесины вдоль волокон. Применяется в особо неблагоприятных влажностных условиях.

Гниение и защита деревянных конструкций от гниения

Гниение – это разрушение древесины простейшими растительными организмами – дереворазрушающими грибками. Некоторые грибы поражают еще растущие и высыхающие деревья в лесу. Складские грибы разрушают лесоматериал во время хранения их на складах. Домовые грибы – (мерилиус, пория и др.) разрушают древесину строительных конструкций в процессе эксплуатации.

Грибы развиваются из клеток – спор, которые легко переносятся движением воздуха. Приростая, споры образуют плодовое тело и грибницу гриба – источник новых спор.

Защита от гниения

1. Стерилизация древесины в процессе высокотемпературной сушки. Прогрев древесины при t > 80оС, что приводит к гибели спор грибов, грибниц и плодовых тел гриба.

2. Конструктивная защита предполагает режим эксплуатации, когда влажность древесины W<20% (наименьшая влажность при которой могут расти грибы).

2.1. Защита древесины от атмосферной влаги – гидроизоляция покрытий, необходимый уклон кровли .

2.2. Защита от конденсационной влаги – пароизоляция, проветривание конструкций (осушающие продухи).

2.3. Защита от увлажнения капиллярной влагой (от земли) – устройство гидроизоляции. Деревянные конструкции должны опираться на фундамент (с битумной или рубероидной изоляцией) выше уровня грунта или пола минимум на 15 см.

3. Химическая защита от гниения необходима, когда увлажнение древесины неизбежно. Химическая защита заключается в пропитке ядовитыми для грибов веществами – антисептиками .

Водорастворимые антисептики (фтористый, кремнефтористый натрий) – это вещества не имеющие ни цвета ни запаха, безвредные для людей. Используются в закрытых помещениях.

Маслянистые антисептики – это минеральные масла (каменноугольное, антросценовое, сланцевое, древесный креозот и др.). Они не растворяются в воде, но вредны для человека, поэтому используются для конструкций на открытом воздухе, в земле, над водой.

Пропитка выполняется в автоклавах под высоким давлением (до 14 МПа).

Защита от жуков точильщиков – нагрев до t>80oC или окуривание ядовитыми газами типа гексахлорана.

Горение и защита деревянных конструкций от возгорания

Характеризуется пределом огнестойкости (порядка 40 мин. для бруса 17 х 17 см, нагруженного до напряжения 10 МПа.).

Защита

1. Конструктивная . Ликвидация условий, благоприятных для возгораний.

2. Химическая (противопожарная пропитка или окраска). Пропитывают веществами, которые называются антипиренами (например, аммонийная соль, фосфорная и серная кислота). Пропитку выполняют в автоклавах одновременно с антисептированием. При нагреве антипирены расплавляются, образуя огнезащитную пленку. Защитная окраска выполняется составами на основе жидкого стекла, суперфтора и т. д.

>>Технология: Древесина - природный конструкционный материал

Дерево состоит из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои. Деревья, имеющие листву, называют лиственными, а имеющие хвою - хвойными. Лиственными породами являются береза, осина, дуб, ольха, липа и др., хвойными породами - сосна, ель, кедр, пихта, лиственница и др. Лиственницей называют дерево за то, что она, как и лиственные породы, на зиму сбрасывает хвою.
Древесина как природный конструкционный материал получается из стволов деревьев при распиливании их на части.
Ствол дерева имеет более толстую часть у основания и более тонкую - вершинную. Поверхность ствола покрыта корой. Кора является как бы одеждой для дерева и состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного (рис. 8). Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой служит проводником соков, питающих дерево. Основная внутренняя часть ствола дерева состоит из древесины. В свою очередь, древесина ствола состоит из множества слоев, которые на разрезе видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева.

Рыхлый и мягкий центр дерева называют сердцевиной. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи. Они имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева.
Сердцевинные лучи создают рисунок (текстуру) древесины.

Камбий - тонкий слой живых клеток , расположенный между корой и древесиной. Только с камбия происходит образование клеток и ежегодный прирост дерева по толщине. «Камбий- от латинского «обмен» (питательными веществами).
Для изучения строения древесины различают три основных разреза ствола (рис. 9).
Разрез 1, проходящий перпендикулярно сердцевине ствола, шиынают торцовым. Он перпендикулярен годичным кольцам н иолокнам.

Разрез 2, проходящий через сердцевину ствола, называют радиальным . Он параллелен годичным слоям и волокнам. Тангенциальный разрез 3 проходит параллельно сердцевине ствола и удален от нее на некоторое расстояние. По этим разрезам выявляются различные свойства и рисунки древесины.
Породы древесины определяют по их следующим характерным Признакам; текстуре, запаху, твердости, цвету.
Сосна -хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Древесина красноватого цвета с ярко выраженной текстурой. Применяется для изготовления окон и дверей, полов и потолков, мебели, в строительстве судов, вагонов, мостов.
Ель -хвойная порода. Мягкая. Пропитана смолистыми веществами. Цвет белый с желтоватым оттенком. Применяется для и н топления музыкальных инструментов, мебели, окон и дверей.
Береза - лиственная порода. Твердая. Цвет белый с буроватым оттенком. Используется для изготовления фанеры, мебели, уды, ружейных лож, ручек инструментов, лыж.
Осина - лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с зеленоватым оттенком. Склонна к загниванию. Используется для изготовления спичек, посуды, игрушек, бумаги.
Липа -лиственная порода. Мягкая. Цвет белый с нежно-розовым оттенком. Применяется для изготовления посуды, чертежных досок, карандашей, изделий с художественной резьбой.
Ольха - лиственная порода. Мягкая. Цвет белый, на воздухе краснеет. Служит сырьем для изготовления фанеры, долбленой уды, упаковочных ящиков.
Дуб - лиственная порода. Твердая. Цвет светло-желтый i коричнево-серым оттенком и ярко выраженной текстурой. На радиальном разрезе просматриваются сердцевинные лучи в виде блестящих полосок. Применяется для изготовления мебели, паркета, облицовывания ценных изделий, а также в конструкциях мостов и вагонов.
Текстура древесины наиболее распространенных пород показана на рисунке 10.

Текстурой древесины называют рисунок на ее поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон. О красивой поверхности древесины говорят, что она имеет богатую текстуру. Например, древесина грецкого или маньчжурского ореха имеет коричневые и серые цвета самых разнообразных оттенков, она высоко ценится при изготовлении из нее мебели, лож охотничьих ружей (рис. 10, а). Особо ценную текстуру образуют непроросшие почки (глазки) на поверхности карельской березы (рис. 10, б). Красивые текстуры имеют дуб, ясень, а также растущие в Африке, Америке , Австралии породы красного дерева (рис. 10, в), дающие древесину красного цвета различных оттенков. Такие ценные породы древесины строгают на тонкие листы (шпон), которые наклеивают на ценные изделия.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Определение пород древесины по образцам
1. Изучите описание или таблицу пород деревьев.
2. Выпишите в тетрадь основные признаки, по которым определяются породы древесины.

3. Определите породы древесины по образцам, выданным учителем.

  • Древесина, дерево, хвойные и лиственные породы, ствол, кора, сердцевина, разрезы ствола (торцовый, радиальный, тангенциальный), годичные кольца, текстура.

1. Из каких частей состоит дерево?

2. Какие породы деревьев вы шипе?

3. Где применяется древесина?

4. Что показывают годичные кольца

5. Что называют текстурой древесины?

А.Т. Тищенко, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, Н.П.Щипицын,Технология 5 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»