Как организовать пространство в детской комнате? Советы дизайнера Татьяны Замаховой. Порядок открытия детской игровой комнаты Организация детской комнаты в квартире

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Сегодня в нашей рубрике “Совет эксперта” мы представляем интервью с руководителем студии “Дом для жизни” (Domus Concept Studio) Татьяной Замаховой. Помимо того, что Татьяна дизайнер и руководитель собственной студии, она еще является мамой очаровательной дочки Кристины. Ну а кто как ни опытная мама знает, как правильно организовать пространство в детской комнате, как быстро и грамотно убрать игрушки по местам и как создать гармоничную обстановку дома. Своими секретами Татьяна щедро делится с нашими читателями.

– Татьяна, вначале мы хотим попросить Вас рассказать немного о себе и своей студии Domus Concept, чтобы познакомить с Вами наших читателей. Чем Вы занимаетесь и где можно увидеть Ваши проекты?

– Очень рада познакомиться с Вами и с читателями. Большую часть времени я посвящаю своей дочери Кристине, ей сейчас 2,5 года. Профессионально занимаюсь организацией домашнего пространства. Я начинала с детских комнат, теперь организую любые уголки дома. Это не только дизайн интерьера как таковой, но создание удобного, эффективного пространства из новой или уже имеющейся мебели. Наша компания пока совсем небольшая, но мы изначально выстраивали работу не по принципу свободного найма, а как полноценный коллектив сотрудников, где каждый качественно делает свое дело. Сейчас команду составляют дизайнер, художник, психолог, инженер и бухгалтер. Кроме того, есть компании, с которыми мы тесно сотрудничаем. Это мебельные производства, производители и магазины отделочных материалов, строители, детский развивающий центр.

Наши работы мы публикуем на сайте: do-concept.ru и в группе «ВКонтакте» . По некоторым из них мы делаем мастер-классы и отправляем их читателям нашей рассылки.

– Идея заняться детскими интерье рами пришла к вам после рождения дочки или Вы занимались этим раньше?

– Насколько интересны детские комнаты, я поняла после рождения Кристины. Идея студии пришла, когда я проектировала комнату для нее. Тогда я уже взаимодействовала с детским центром с очень думающими педагогами, читала книги о развитии детей, поэтому изучая портфолио дизайнеров и каталоги детской мебели, я пришла в ужас от того, как мало есть интересных функциональных решений. Дизайнеры делают очень красивые комнаты, но не способствующие развитию, а иногда и мешающие. Это, конечно, не нарочно, просто дизайнер – не психолог и не педагог. Так мы начали проектировать детские комнаты: дизайнер + психолог. Было много открытий и интересных обсуждений. Сначала мы позиционировали это как «развивающее пространство у Вас дома», но самой животрепещущей проблемой для родителей оказался порядок в детской, поэтому сейчас мы больше говорим о нем. Примечательно, что именно порядок очень важен для развития, так что говорим о том же, но другими словами.

Детская комната Кристины

– Как Вам удается совмещать карьеру и материнство? Откуда берете время?

– В работе мне очень помогает супруг, наши родители и режим дня ребенка. Обычно я посвящаю Кристине будние дни, а выходные она проводит с папой, а я занимаюсь своими делами. Кристина любит играть с бабушками и дедушкой, так что у меня бывают и свободные вечера. Ну, и конечно, время после 21:00 мое – для себя, обучения, чтения… Я стараюсь качественно проводить время с дочкой, делать вместе с ней домашние дела, играть, гулять, плавать. Тогда она хорошо отпускает меня по делам.

– Дайте свои фирменные советы, как правильно организовать пространство в детской комнате? Как правильно устроить игровую зону и создать творческую среду?

– Самое главное – думать о том, что в этой комнате должно быть удобно делать. Мы исходим из активностей, спрашиваем о том, чем ребенок любит заниматься, какие задачи стоят перед комнатой. Важно то, как дети делают те или иные действия: в какие-то игры играют вместе, в какие-то по-отдельности, в какие-то вместе со взрослым.… Или, например, в дом часто приходят гости с детьми, тогда нужно, чтобы было удобно играть нескольким детям вместе. За счет грамотной планировки можно сократить число конфликтов между детьми, потому что у них будет просто меньше поводов ссориться.

У родителей есть возможность наблюдать за ребенком, это очень важно. Посмотрите, как он рисует, как играет. Часто можно понять, что сделать с комнатой, просто почувствовав, что ребенку делать удобно, а что нет. Если ребенок не хочет делать уроки или рисовать за своей партой, скорее всего, эту зону нужно переделать или переместить, если игрушки постоянно разбросаны, вероятно, они неудобно хранятся, без системы.

Мы начинаем всегда с зонирования, рисуем вид комнаты сверху и перемещаем зоны, пока не найдем такой вариант, при котором все зоны удобны. Самое главное – удобная зона сна и учебная (творческая). Есть много нюансов, но могу дать простой совет: если Ваш ребенок сидит за партой лицом к стене и спиной к комнате, пожалуйста, поверните его стол так, чтобы за спиной была стена или окно. Скорее всего, от одного этого изменения ребенок станет спокойнее, а может, и лучше учиться.

Простой совет про порядок: попробуйте отказаться от больших контейнеров для игрушек. Если разместить материалы так, чтобы в одной коробке были предметы только для одного занятия, то порядок станет держаться дольше. А если подписать коробочки (картинками, пока ребенок не умеет читать), эффект будет еще сильнее. Например, в одной коробке могут быть краски, кисти, стаканчики и фартуки – это коробка для рисования красками. Достаточно ее достать и поставить на стол, чтобы занятие было готово. Убрать все в одну коробку, когда закончили, тоже не сложно. Примеры удачных коробок: железная дорога, все для лепки, конструктор, песочница с камешками и лопатками и т.п.

Ну, и помним, что в детской для игры предназначено все: и стены, и потолок, и пол. Их тоже хорошо задействовать.

– Как организовать пространство в детской комнате маленьких размеров или в комнате, где родители живут вместе с ребенком? Чем, в этом случае, можно пожертвовать и что должно присутствовать в комнате обязательно? Например, так ли необходим спортивный уголок в детской или можно обойтись без него?

– Обязательно нужна детская зона. То есть, не размазанные по комнате детские предметы, а пусть небольшой, но отдельный угол. Что именно будет в этой зоне, конечно, зависит от возраста ребенка. Для школьника обязателен стол. Для дошкольника тоже хорошо бы столик для творчества. Свой стол помогает ребенку концентрироваться на том, что он делает. Так что, если выбор стоит между удобным столом и каким-то столом и спортивным центром, я посоветую удобный стол. Поактивничать можно на детской площадке. Хотя спортивные элементы очень важны. Если нет места для полноценной спортивной зоны, можно сделать турник и кольца в дверном проеме или в коридоре – это уже очень хорошо.

Если в комнате мало места, стоит сделать все миниатюрным, но существующим. Небольшой столик, небольшой стеллажик для игрушек, можно использовать двухъярусные конструкции. Например, мы сделали полноценную детскую на 6 кв.м, убрав шкафы под кровать. Если места достаточно, лучше так не делать, но в маленьком пространстве это очень помогает.

Полнофункциональная детская комната на 6 кв.м.

Вариант планировки детской комнаты с двухъярусной конструкцией

– Как на Ваш взгляд лучше организовать пространство в комнате, где живут 2 ребенка? Какие наиболее удачные методы зонирования?

– Это опять зависит от того, какую мы ставим цель. Бывает, что мы хотим «подружить» детей, а бывает, что надо защитить одного ребенка от активности другого, если у них разные темпераменты. Для близнецов мы делаем комнату, как для одного ребенка, если они еще маленькие. Можно подталкивать детей к совместной деятельности: общая зона сна с двумя параллельными кроватками, общая игровая, но обязательно с отдельными стеллажиками, чтобы каждый ребенок знал, где именно его игрушки и что там их никто не возьмет. Хорошо помогает и общая творческая зона с большим столом, но тогда нужно внимательно ее оснастить, чтобы было удобно заниматься вдвоем.

Варианты планировок детской комнаты для двоих детей

Если нужно развести активности (полезно при ощутимой разнице в возрасте детей), то хорошо делать так, чтобы занимающийся спокойным делом ребенок был в уютном месте, не на проходе и не на виду. Можно, например, поставить стеллаж поперек стены и защитить тем самым учебную зону.

Мое мнение такое: разделяя детей в среде, мы помогаем их здоровой психике и хорошим отношениям между ними. Чтобы чувствовать себя комфортно и безопасно, человеку нужно свое пространство, личное. Поэтому если дети в одной комнате, стоит сделать им персональные уголки, чтобы реализовать базовые потребности каждого из детей. Человек со здоровой психикой может быть добрым и заботливым, а тот, чьи базовые потребности ущемлены – не может.

Планировка детской комнаты для двоих детей

– В ситуации, когда в детской не хватает места, многие родители используют мебель-трансформер. Можете ли Вы порекомендовать наиболее удачные модели из тех, что есть на российском рынке?

– Полноценно трансформирующаяся мебель пока что стоит очень дорого, но первые шаги в этом направлении мы уже делаем. Можно сделать вполне приемлемые по бюджету выдвижные и откидные конструкции. Я люблю выдвижные элементы еще и за то, что с ними легко поддерживать порядок: не сложно научить ребенка заправлять постель, если для этого ее нужно задвинуть в подиум, например. Мне нравится идея, когда в дневном варианте комнаты в ней совсем нет кроватей, а в ночном они появляются. Это особенно хорошо для двоих и более детей, ведь 2-3 кровати могут занять почти всю комнату.

В плане реализации, такие конструкции лучше делать на заказ, чтобы они точно вписывались в размеры комнаты. Вообще, чем меньше комната, тем больше индивидуальный проект мебели может вложить в нее в плане функциональности.

– Поделитесь секретами, как правильно хранить игрушки, чтобы избежать беспорядка?

– Главное – система. Дети очень здорово откликаются на системность пространства и это полезно для их спокойствия и развития. Логика в организации комнаты помогает сформировать представление о мире, о себе и закладывает основу полноценного интеллекта. Окружающий беспорядок эту основу рушит, ведь тогда ребенок тратит много сил на защитные реакции. Так что порядок очень важен. Основа порядка – у каждой вещи свое место. Это очень простой и при этом трудновыполнимый принцип. Чтобы облегчить задачу, стоит классифицировать игрушки и выделить каждому типу свои полки или коробки. Но здесь есть нюанс: довольно бесполезно хранить похожие игрушки с похожими. Лучше, если в одной коробке или секции будут игрушки для одной игры или занятия. Самые популярные и универсальные игрушки можно размещать просто на открытых полках, чтобы их было легко взять и положить обратно. Про правильные коробочки мы уже говорили.

В какой-то момент мы поняли, что организация игрушек, материалов и вещей – это даже более ценная часть наших проектов, чем сами интерьеры, поэтому теперь мы делаем не только комнаты с нуля, но и оптимизируем существующие (lp.domusconcept.ru/kids).

Организация хранения игрушек в детской комнате

– Самые главные родительские ошибки в обустройстве детских комнат и советы их избежать?

– Самая популярная сложность – огромное количество игрушек. В действительности, для полноценного развития ребенку нужно не так уж много игрушек. А от их чрезмерного количества все основные проблемы: ребенок их мало ценит, они быстро надоедают, не бывают в порядке, заполоняют пространство не только комнаты, но всей квартиры или дома. Так что первое – это убрать лишние игрушки (подарить, продать, отдать, спрятать).

Ну, и второе важное – это правильное понимание роли родителя. Мы для детей – лидеры, но они самостоятельные люди. Пока ребенок мал, нужно много участия родителя, потому что мы показываем детям, как наводить порядок и пр. Потом все больше в этом участвует сам ребенок и в какой-то момент мы отпускаем. Если ребенок не поддерживает порядок сам, скорее всего, родители нарушили этот механизм. Тогда нужно участие и нужна конкретная работа родителя, чтобы научить (но не заставить!) создавать и адаптировать пространство для себя, ну и поддерживать в нем порядок, конечно.

А если говорить о расстановке мебели, то стол спиной к комнате, кровать на виду от входа, как ни странно, отсутствие стола в детской и присутствие лишних вещей (иногда вообще не детских) – это самые популярные причины неэффективных детских, их я встречаю чаще всего.
Среда очень важна для человека. Есть люди, которые хорошо умеют создавать среду, интуитивно или логично ее обустраивают и счастливо в ней живут. Это очень ценно. Мы создаем обучающие материалы и делимся ими в своем еженедельнике, пользуйтесь, внедряйте! Если Вы чувствуете, что что-то дома неудобно, что-то постоянно раздражает и отнимает силы, то стоит посоветоваться с теми, кто занимается этим профессионально. Приедем, подскажем, поможем. Всем желаем уютного дома, радостных детей, много сил и времени для своей содержательной активности!

» Дизайн детских комнат

Как организовать пространство в детской комнате?

Дети познают мир в игре. Так что основная функция детской комнаты - это место для игр, развлечений, творчества. Но нельзя забывать и о других задачах, выполняемых детской. Мы говорим об отдыхе, учебных и спортивных занятиях. Как организовать пространство в детской. Давайте разбираться!

Рис. 1. Источник: liveinternet.ru

Начнем с зоны отдыха. Ребятишкам нужно обеспечить полноценный ночной и дневной сон. В детской должна быть удобная кроватка, прикроватный коврик (малышу приятно будет наступать на него с утра) и локальное освещение. Если ребенку не очень нравится спать в темноте, не переживайте и ни в коем случае не ругайте его. Эта проблема со временем пройдет. Если у вас двое детей, то разумно купить двухэтажную кровать. Она позволит высвободить кучу полезной площади в детской.



Рис. 2. Источник: liveinternet.ru

Так… На очереди самое интересное (мы не стали оставлять зону развлечений «на сладкое»).
Площадь игровой площадки, конечно, зависит от размера детской. Но в любом случае без детского стола со стульчиком тут не обойтись. За столиком малыш сможет рисовать, лепить, раскрашивать, мастерить поделки. Ну а со временем будет учить уроки (заранее предусмотрите полки для тетрадок и учебников).
Интересное решение - доска для рисования мелом или планшет. Вы сможете использовать эти предметы для разъяснения домашнего задания. А ребенок c удовольствием порисует «с размахом».


Рис. 3.

Детская является самой функциональной комнатой, ведь в она одновременно выполняет функции спальни, игровой комнаты, спортзала, рабочего места.
Детская комната – это очень важное помещение в доме, где есть малыши, поскольку даже у самых маленьких членов вашей семьи должно быть личное пространство. Там дети развлекаются, познают мир, занимаются личными делами и, конечно, отдыхают.

Детская является самой функциональной комнатой, ведь в она одновременно выполняет функции спальни, игровой комнаты, спортзала, рабочего места. Чтобы ребенку было максимально комфортно, важно правильно организовать пространство, и не важно, каких размеров помещение. В этой статье дизайнеры из архитектурно-дизайнерского бюро расскажут о способах организации пространства в детской.

1
1

При оформлении детской нужно учесть несколько факторов:

  • пол, возраст и количество детей;
  • правильное использование цветов и оттенков;
  • наличие всевозможных ящиков и полок для хранения вещей;
  • удачная расстановка мебели и аксессуаров.


Цветовое оформление

Чтобы комнату визуально сделать больше, рекомендуется использовать светлые тона при отделке стен: бежевый, персиковый, салатный, кремовый. Приверженцы старых традиций могут выкрасить стены в нежно-голубой – для мальчика и в бледно-розовый – для девочки. А счастливым родителям двоих детей можно разграничить пространство контрастными оттенками или различными материалами.

Цвет пола лучше подбирать близким к цвету стен, чтобы он органично вписался в общую картину. Однако надо помнить - в детской комнате полы должны быть нескользкими, теплыми и из натуральных материалов.




Освещение

Освещение в детской играет большую роль. Это может быть точечный свет, люстра, всевозможные бра и настольные лампы. При этом в выборе основного источника света – потолочного – стоит отдать предпочтение лаконичной конструкции без стеклянных украшений, подвесок и прочих предметов декора. Отлично, если детская будет оснащена диммером – регулятором мощности. Если ребенок в кровати любит читать или засыпать под сказки, то вам непременно пригодится бра. Кстати, грамотно развешенные зеркала, отражая свет, помогут усилить освещение.



Мебель

При выборе мебели можно остановиться на одном из предложенных вариантов.

Модульная мебель – это отличный вариант для тех, кто не желает тратить огромные деньги на интерьер детской. Ее основное преимущество – возможность подобрать необходимые элементы, самостоятельно определив, сколько полок и ящиков отвести под вещи и игрушки. Еще один плюс такой мебели – если что-то из составляющих гарнитура придет в негодность, нужно будет поменять лишь эту часть, существенно сэкономив семейный бюджет.


1

Мебель-трансформер, как правило, служит своим хозяевам очень долго: детская кровать становится полноценным спальным местом для подростка или превращается в шкаф, освобождая днем место для игр, небольшой столик раздвигается и становится рабочим столом для выполнения домашних заданий. Это очень удобно и также экономит пространство и денежные средства.


1

Если в детской живет двое детей , то здесь не обойтись без разделения пространства всевозможными комодами, стеллажами и низкими перегородками. Это обеспечит каждому ребенку личное пространство и сохранит нервную систему родителей, которым не придется участвовать в детской борьбе по отвоевыванию территории.


1


Сэкономить место вам также поможет традиционная двухъярусная кровать , спальные места в которой могут быть расположены не только одна над другой, но и перпендикулярно. Кроме того, такую мебель производители делают максимально функциональной: ящики-ступеньки, письменный стол под верхним «этажом», под нижним ярусом – выдвижная полка для постельного белья и других вещей. Такие кровати могут совмещать в себе спальню со спортзалом, поскольку есть модели, оснащенные шведской стенкой.



1

Зона отдыха

Что касается зоны отдыха, то в детской комнате не обойтись без письменного стола и стула для рисования, лепки. Ведь обучение, саморазвитие и познание мира – это одна из составляющих гармонично развивающейся личности.
Украшать комнату детей аксессуарами и предметами декора не стоит, они не оценят. А вот разрешить рассадить по полкам игрушки или расставить любимые безделушки – это будет лучшим подарком для вашего ребенка.

Продумайте вместе с малышом дизайн его комнаты, дайте ему возможность самовыражаться и вы будете самыми лучшими родителями на земле.


1

При обустройстве детской комнаты необходимо позаботиться о создании развивающей среды для ребенка, ведь первое познание окружающего мира происходит именно здесь, когда новорожденный, ещё лежа в люльке, рассматривает игрушки, следит глазами за погремушками, затем, когда начинает ползать, делать первые шаги и так далее. В детской происходит эмоциональное насыщение малыша, и было бы крайне неосмотрительно не использовать это помещение для эффективного развития ребенка.

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок рос и развивался полноценно, а каждый прожитый день приносил ему радость нового познания и интерес к предстоящим открытиям. Поэтому все родители с момента появления малыша в семье должны постараться обустроить для ребенка развивающее пространство в детской комнате.

Правила организации предметно-развивающего пространства

Споры о необходимости развивающих компонентов в окружающей среде ребенка не утихают. Мамочки делятся личным опытом, критикуют разные методики раннего развития, но продолжают записывать ребенка на групповые занятия.

Иногда взрослые забывают о том, что ребенок словно чистый лист, все надписи на котором зависят от желания родителя сделать эту запись. Человек рождается с комплексом задатков, которые можно развить в способности, а в некоторых случаях возможно говорить о таланте.

Маленькие дети одинаково готовы , играть на фортепиано, различать палитру цветов или разбираться с математическими формулами. Эта особенность напрямую связана с особенностями развития и роста головного мозга. Ученые выяснили, что наиболее интенсивный период развития умственных, творческих и личностных задатков ребенка приходится на интенсивный рост головного мозга, который значительно замедляется к трем годам.

Развитие ребенка не обязательно выстраивать на методических постулатах мастеров педагогики. Обустраивая детскую комнату как естественную развивающую среду для малыша, достаточно следовать особенностям возрастного развития ребенка и учитывать его личностные потребности.

При организации предметно развивающего пространства следует помнить естественности и ненавязчивости. Не хватайтесь за все и сразу, выделите для себя несколько образовательных областей, в рамках которых вы бы хотели развивать способности своего ребенка, добавьте к ним физическое воспитание и эмоциональный комфорт пространства. Исходя из этого, планируйте дальнейшее обустройство детской комнаты.

Особенности предметно-развивающей среды для детей различны для каждого возраста, но существует ряд общих правил, ниже перечислены основные из них.

  • При обустройстве детской комнаты помните о физиологических потребностях малыша. Выбирайте нетоксичные материалы, безопасные предметы и лояльные к психике цвета. Например, нельзя, чтобы в детской комнате доминировал черный или красный цвет: в первом случае у ребенка может развиться страх, а во втором вы рискуете столкнуться с перевозбуждением нервной системы.
  • При оформлении развивающей среды а детской комнате учитывайте пожелания вашего ребенка. Реализуйте обучающий компонент через привычные предметы или любимые мотивы в интерьере, знакомом вашему малышу.
  • Особое внимание уделяйте здоровьесберегающему фактору окружающей ребенка развивающей среды. Правильно распределяйте освещение в комнате. Выделяйте рабочую зону и зону для релаксации, подбирайте в спортивный уголок безопасные снаряды.
  • Во избежание аллергических явлений используйте в декоре детской комнаты простые предметы. Чем меньше пыли соберется в коврах, гобеленах и мебели, тем здоровее будет дыхательная система у малыша.
  • Задумав организовать предметно-развивающую среду для ребенка, если вы не уверены в том, что через пару месяцев ваш интерес к развитию малыша сохранится, лучше не начинайте изображать в комнате деятельность. Дети очень тонко чувствуют желания и эмоции взрослых. Так как развивающая компонента в рамках дома проводится в тесном общении родитель - ребенок, то без вашей заинтересованности в занятиях интерес к ним пропадет и у малыша.
  • Даже если вы до рождения ребенка были уверены в том, что будете заниматься с ним по программам раннего обучения, не спешите. Еще до начала первого занятия вы сможете понять потребности вашего ребенка и адаптировать любую теорию под его особенности.
  • Организуя развивающую среду в доме для ребенка от рождения и до двух лет, не забывайте следовать основным этапам взросления ребенка. Делайте упор на потребности возраста, а не на указания «знающих людей».
  • Интерьер детской комнаты для маленького ребенка должен обладать мобильностью, должен меняться настолько быстро, насколько стремительно растет ребенок.
  • Наглядность - первый необходимый компонент в деле развития маленького ребенка. Творчество помогает не просто украсить детскую комнату, но и привлечь к работе ребенка, заинтересовать его конечным результатом.
  • Не спешите выбрасывать поломанные предметы: подумайте, как их можно починить или переделать под запросы развивающего пространства здесь и сейчас.
Как создать развивающую среду с учетом возраста ребенка

Чтобы создавать развивающую среду так, как советуют психологи, нужно учитывать возраст ребенка. Наверное, каждая мама задолго до рождения первенца представляет себе, как будет выглядеть его комната, какие игрушки она поставит на полку у колыбели, в какие игры будет играть с малышом, как радостен и счастлив будет их совместный досуг. Мечтает каждая. Реализуют мечты далеко не все.

Узнав о долгожданной беременности, предстоящих родах и о хлопотах первых дней материнства, женщина может начать заботиться о детской комнате для ребенка. Забудьте о предрассудках, которые навязывают нам бабушки и мамы. От того, что вы все подготовите, ничего плохого случиться не может, а вот если покупку «приданого» и оформление детской вы доверите мужу в те несколько дней, что будете в роддоме с малышом, вы рискуете потратить нервы и средства для восстановления желаемой гармонии в душе и в детской.

Не откладывайте в долгий ящик вопрос с организацией предметно-развивающей среды дома, вы можете разработать дизайн-проект как самостоятельно, так и с дизайнером, но не забывайте о нескольких правилах: никаких ярких цветов на большие поверхности. На стенах должны преобладать спокойные тона; красивые картинки и яркие фигурки можно расположить у изголовья колыбели. Это, с одной стороны, внесет разнообразие в комнату, с другой - станет неплохим тренажером в развитии зрения новорожденного.

В комнате новорожденного должна быть хорошая вентиляция и теплый пол, настольная лампа-ночник и музыкальная подвеска на кроватку. Можно подобрать к кровати комплект мебели: комод, пеленальный стол, а можно позаботиться о регуляции света в помещении.

Когда ребенок идет в сад, детская комната снова претерпевает изменения. Теперь пришла пора обратить внимание на : нужны и спортивные тренажеры, и маты, и мячи.


Надо помнить о прикладных видах искусства и выделять в домашней развивающей среде место для лепки, рисования, конструирования и других увлечений малыша. Дети любят играть. Игра становится основным видом деятельности к трем годам и уступает свои позиции только к середине начальной школы. В обустройстве детской комнаты дошкольника особое внимание следует уделить игровым компонентам: покупке готовых игровых комплектов или созданию собственного игрового пространства.

В третий раз о перестройке домашней предметно-развивающей среды родители задумываются, когда их ребенок поступает в первый класс. Тут на лидирующие позиции выходит образование, обучение, организация рабочего пространства и зоны отдыха.

Следуя правилам организации развивающего пространства для детей с учетом возраста, родителям остается только подогревать свой интерес в развитии ребенка организацией совместных игр, творческих мастерских или читального зала.

При создании развивающей среды дома следует избегать нарочитой праздничности. Не перегружайте пространство картинками с буквами, мозаикой с цифрами или карточками с изображением предметов. Помните, что все в детской комнате должно легко включаться в игру. Ваша задача - превратить познавательную деятельность в часть увлекательного игрового процесса в рамках привычной среды родного дома.

Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд. Со временем родители сами получают кучу положительных эмоций от успехов детей и от собственной включенности в жизнь чада.

Цветовое оформление развивающей предметно-пространственной среды

Приступая к оформлению предметно-развивающей среды, родители сталкиваются с ремонтом. На этом этапе важно убедиться в том, что выбранные материалы не токсичны, быстро сохнут и не оставляют на мебели несмываемых следов.

Психологи рекомендуют в обустройстве детской комнаты использовать несколько цветовых решений. Например, фиолетовый цвет активизирует работу мозга, способствуя познавательной активности ребенка, - его лучше использовать в рабочей зоне развивающего пространства детской комнаты или в зонах активного отдыха.

Зеленый цвет несет расслабление и успокоение после длительного дня, все оттенки светло-зеленого, салатного цветов рекомендуется использовать в зоне для сна. Белый цвет - нейтральный компонент, который вместе с предметами декора носит роль выделителя. На белых стенах отлично смотрятся цветные буквы и цифры, разноцветные картины и всевозможные обучающие наглядные пособия.

Обязательно при оформлении развивающей среды в домашних условиях наличие желтых оттенков в интерьере. Желтый цвет - цвет радости, внутренней гармонии. Он ассоциируется с утром, солнцем и хорошим настроением. Покрасьте противоположную от окна стену детской в желтый цвет, и вы получите яркое продолжение рассвета в доме.

Правильное создание предметно-развивающей среды в домашних условиях

Но не только цвет играет определяющую роль в правильно подобранном интерьере детской развивающей комнаты. Для маленького ребенка очень важны тактильные ощущения, которые облегчают познание окружающего мира, открывают перед малышом загадочный мир формы, текстуры и плотности игрушек, предметов интерьера, окружающей действительности. Вот почему при выборе в комнату обоев с рисунком необходимо позаботиться об их текстурной компоненте.

Например, выступающая клубника, или фигуры цыплят, или лепестки цветов или деревья. Главное, чтобы этот рисунок был доступен ребенку, т.е. находился внизу стены.

А вот для развития остроты зрения при правильном создании предметно-развивающей среды в домашних условиях рекомендуется использовать обои с множественным рисунком. Такой материал может совмещать в себе две компоненты: с одной стороны, ребенок может раскрашивать понравившиеся элементы рисунка, с другой - тренирует зрение.

На пол в детской комнате обычно советуют стелить ламинат или паркетную доску. В качестве подложки используйте пробку, она поможет повысить шумоизоляцию и спасет ваши отношения с соседями нижнего этажа.

В детской можно и нужно использовать разнообразные коврики. Их ценность - в массажном эффекте и в сохранении тепла в холодное время года. Яркие тематические рисунки на ковриках могут также сыграть свою роль в обустройстве развивающей среды. Единственное, о чем придется позаботиться при выборе ковра в детскую: проверить качество материала, из которого он сделан.

Не гонитесь за ценой. Не всегда ковры из стопроцентной шерсти подойдут в детскую вашего ребенка, так как шерсть легко заполняется пылью и может спровоцировать приступ аллергии у ребенка. Также с осторожностью нужно выбирать ковер из искусственных материалов: иногда производитель может использовать токсичные краски или чрезмерно жесткое полотно.

Хорошо дополнит развивающий интерьер комнаты вашего ребенка коврик, сплетенный из ткани или созданный из пеноблоков. Во втором случае он может заменить мат в спортивном уголке, например.

Важнейшим компонентом правильной организации развивающей среды в детской комнате является ее освещение. Если комната расположена окнами на восток, то естественное освещение будет интенсивно в утренние часы, а если окна смотрят на запад или юг - весь естественный свет придется ждать до вечера. При таких раскладах комната с окном на восток потребует меньших затрат на освещение, чем комната с окнами на другую сторону, но стоит учитывать освещение рабочей зоны, зоны игр.

Например, в рабочей зоне свет должен падать с противоположной стороны от рабочей руки ребенка. Если ваш ребенок - правша, то лампу следует располагать слева. Если ребенок левша, то лампу нужно поставить с правой стороны. При освещении альбома, тетради или книги тень не должна заслонять поле деятельности.

В игровой зоне можно устроить точечное освещение: например, повесить несколько эркерныхламп с поворотным механизмом, позволяющим корректировать поток света в зависимости от нужд игры. Если это театр теней, то направить свет на ширму, если это игра с машинками на ковре, то повернуть лампы так, чтобы максимально осветить игровое пространство.

Запомните, в полумраке ребенок может находиться только перед сном, в своей постели. Неяркий свет ночника дает успокаивающий эффект. Во все остальное время глаза ребенка не должны подвергаться неоправданной нагрузке.

При создании развивающей среды для ребенка дома с осторожностью нужно относиться к наличию в детской комнате техники. В современном обществе невозможно представить дом без компьютера, большого телевизора или игровой приставки, но не обязательно нагружать этими предметами пространство детской комнаты.

Если без компьютера в детской развивающей среде не обойтись - или без телевизора, например, - то постарайтесь выбрать для них правильное место. Располагайте монитор так, чтобы угол обзора для ребенка был ниже уровня его глаз. А вешая телевизор на стену, позаботьтесь о том, чтобы ребенок не задирал голову для его просмотра.

В идеале, при наличии в детской комнате одного бытового прибора площадь для одного человека должна составлять не меньше 2,5 метров квадратных. А вентиляция в комнате обязана сглаживать чрезмерное нагревание воздуха.

Говоря о физиологическом комфорте предметно-развивающей среды для ребенка дома, нельзя не упомянуть о мебели в ней. Для малышей следует покупать низкие тумбы без острых углов либо позаботиться о специальных насадках на утлы. Цвет мебели не должен выделяться из общей цветовой гаммы, но здесь можно использовать более яркие, насыщенные цвета. Так, дверцы у платяного шкафа могут быть яркого красного цвета, а полки и стенки этой мебели выполняются в спокойных цветах.

Отдельная тема - выбор ортопедического матраца в кровать ребенка. С одной стороны, он должен быть удобен для ребенка, с другой - максимально корректировать недостатки позвоночника и снимать напряжение прошедшего дня. На матраце экономить нельзя, так как это один из ключевых факторов сохранения правильной осанки и здоровой спины у вашего ребенка.

Развивающая среда в комнате для детей раннего возраста

Обнаружив, что ребенок развивается стремительно, родители задаются вопросом, как помочь ему в этом развитии. Первое, о чем следует помнить при организации развивающей среды: в раннем возрасте дети больше узнают, пощупав или попробовав на вкус интересный предмет. Все погремушки, игрушки и развивающие пособия не должны иметь мелких деталей, а также должны быть выполнены из нетоксичных материалов.

Начиная с шести месяцев к активному росту всего организма к наличию познавательного интереса прибавляется этап появления первых зубов. У каждого ребенка этот период проходит индивидуально. Одни родители не заметят изменений в поведении ребенка, разве что интенсивное слюноотделение будет сигнализировать о росте зубов. Для других появление у малыша первого зубика может быть связано с ночными истериками, желанием ребенка все попробовать на зуб, с отказом от приема пищи.

Чтобы облегчить себе и ребенку этот непростой период, попробуйте разнообразить его игровую деятельность. Подберите игрушки таким образом, чтобы их поверхность была текстурного характера, удобна для покусывания и посасывания. С другой стороны, позаботьтесь о специальных водяных эспандерах: их можно сначала положить на несколько минут в холодильник и тем самым охладить воду внутри, а потом уже дать ребенку.

Первый зуб прорежется, но желание тянуть все в роту ребенка останется еще надолго. С развитием умения ползать малыш начинает познавать окружающий мир. Наступает время массажных развивающих ковриков на пол. Можно купить готовые варианты из отдельных разноцветных частей, можно изготовить такой массажный трек самостоятельно.

Для этого вам потребуется большой отрез ткани, синтепон в качестве наполнителя, швейная машинка и желание творчески мыслить. Массажный коврик необходимо дополнить игрушками из натуральных материалов. Из личного опыта могу сказать, что мой ребенок с большей радостью гремел бутылкой с карандашом внутри, чем заводской погремушкой.

Как только ваш ребенок пополз, активизировалось развитие его тактильного восприятия, а это значит - развивается мелкая моторика пальцев рук. Перебирая пальчиками бусинки в массажном коврике или исследуя рельеф новой погремушки, малыш развивает руку, активизируя познавательные процессы в головном мозге. На данном этапе важно, чтобы вокруг ребенка было много предметов к познанию. Не всегда это игрушки.

Вы когда-нибудь замечали, как радуется малыш, если «находит» муку на кухне, мамины украшения в спальне? Все это можно пощупать, почувствовать, а важнейшим стимулом к развитию годовалого малыша является его тактильное познание мира окружающего.

Отсюда и потребность все пощупать, попробовать на вкус, отсюда тяга не рассмотреть, но изучить вручную. В детской комнате годовалого ребенка должно быть много игрушек и предметов, игрушки заменяющих. Не нужно относиться со скепсисом к бытовым предметам, переделанным под игровой инвентарь.

Это не говорит о том, что развивать зрение и слух, например, у годовалого ребенка не нужно.

Наоборот, при оформлении развивающей предметно-пространственной среды для эффективного развития ребенка все яркие картины теперь следует располагать на уровне глаз малыша. Можно и нужно задумываться о занятиях по расширению словарного запаса. Ошибочно мнение о том, что ребенок до трех лет самостоятельно усваивает слова, которые слышит. Усваивать-то он усваивает, но для этого с ним необходимо проговаривать все увиденное. Например, рассматриваете с ним фото на стене - озвучивайте, кто на фото; изучаете книгу с яркими картинками - проговаривайте четко, но не по слогам предметы, которые там нарисованы.

Еще одним универсальным предметом развивающей среды для годовалого ребенка выступают книги. Купите большую многофункциональную книжку в магазине.

С ребенком, недавно научившимся ходить, читать книги надо простые. На первом этапе достаточно яркой картинки, веселого оформления, шершавого материала или поющей игрушки в книге, чтобы пробудить интерес малыша. Тексты в таких книгах не могут быть большими.

Для ребенка от года до трех вся литература должна строиться на смысловых повторах. Помните, как в «Колобке» или в «Теремке»? С каждым новым витком сюжета идет повтор пройденного.

Если вы умеете шить, вязать или хотите этому научиться, то создание первой книги для вашего малыша может стать хорошим стартом к дальнейшему творчеству.

Как сделать кукольный театр при создании развивающей среды

Первое, что приходит в голову при создании кукольного театра в предметно-развивающей среде в домашних условиях – это мягкие игрушки, ширма для представления и освещение в комнате. Но если вы решите обойтись без громоздких реквизитов, то реализация кукольного театра в рамках детской комнаты может стать забавной игрой и развивающим элементом в жизни ребенка и его родителя.

Например, для ширмы, за которой будут прятаться актеры, не обязательно сооружать целую установку из дерева. Достаточно использовать дверной проем, а для пальчикового театра и того проще - картонную коробку на уровне глаз зрителя.

Куклы в театре могут быть тоже разные. Для пальчикового тетра марионеток можно связать, можно выполнить в технике квиллинг, можно сшить из старой перчатки, для ростового театра подойдут маски и плащи.

А как сделать в развивающей среде детской комнаты теневой кукольный театр? Для создания тетра теней придется немного потрудиться. Первое, что важно в этом виде театра, - освещенный экран. Если экран можно сделать из печатной белой бумаги, закрепленной в проеме картонного листа, то для освещения следует использовать лампу с дневным светом, выставляя поток освещения так, чтобы на экране отражались персонажи, но никак не актеры этого театра.

Отдельно необходимо сказать про персонажей для театра теней. Они вырезаются из плотной бумаги. На экране отражаются их силуэты, поэтому точность передачи деталей зависит от умения актера правильно фиксировать свет на своей «сцене».

Вообще, кукольный театр в более широком понимании этого слова вы можете устраивать без всяких сцен, экранов и ширм. Достаточно разыграть перед ребенком сценку двумя-тремя любимыми игрушками - это уже развивающий элемент театрального представления. А если малыш вместе с куклами-актерами включится в игру и станет придумывать продолжение истории, то можно говорить об успехе.

Статья прочитана 4 826 раз(a).

С раннего возраста воспитание ребенка должно включать обучение организации. Взрослый должен помогать ему, создавая такие условия, в которых малышу будет легче всего формировать необходимые навыки. Организация пространства в детской комнате очень важна. От нее зависит правильное восприятие отпрысками жилищного комфорта и спокойствие родителей за чистоту в доме.

Прежде чем выбрать подходящий вариант, необходимо отсортировать игрушки и прочие атрибуты детской комнаты. Если система хранения подбирается для малыша, игрушечный запас которого еще будет пополняться, целесообразно периодически «чистить» созданную коллекцию. Необходимо удалять из постоянного обихода старые, поломанные или неактуальные игрушки, давая место для новых предметов. Аналогичный подход можно использовать для комнаты старших деток.

Существует несколько вариантов, которые помогут организовать пространство детской территории.

Разделение по видам деятельности

Данный подход поможет определиться, какого типа и габаритов требуется система хранения. В его основе сортировка всех предметов детской по роду деятельности: книги в одно место, мелкие игрушки в другое, крупные – в третье. Пространство также можно поделить на зоны:

  • творческую;
  • рабочую;
  • зону для активных игр;
  • зону для отдыха.

Чтобы все сделать правильно, нужно знать . Они помогут использовать каждый квадратный метр с пользой.

Одно место для всех вещей

Системы вертикального хранения с выезжающими контейнерами станут отличным решением для комнаты с большим количеством детских вещей. Такой вариант подойдет для семьи с детьми разных возрастов: на нижних полках можно поместить вещи младшего крохи, а наверху – собственность старшего ребенка.

Маркировка контейнеров

Использование наклеек с тематическими картинками научит ребенка правильно сортировать свои вещи. Родителям данный вариант тоже понравится, ведь они всегда будут знать, где что лежит.

Оригинальные идеи для хранения вещей

Умелые родители по всему миру придумывают множество необычных решений для размещения детских атрибутов. Выбрать есть из чего:

  • Коллекцию машинок поместить на магнитный держатель.
  • Металлические корзины для цветов прикрепить к стене и использовать для хранения игрушек.
  • Деревянные поддоны использовать в качестве винтажных контейнеров для хранения.
  • Пошить из пестрой ткани мешки или настенные кармашки для игрушек.
  • Сделать из пластиковых ведер или других глубоких емкостей цельную конструкцию для хранения.
  • Поместить игрушки на стеллаже, сконструированном из обычных досок.
  • Рабочую зону можно сделать из подручных аксессуаров: рейлингов, различных пластиковых емкостей, органайзеров и прочего.

Основные правила

В детской комнате обязательно должны быть открытые полки, до которых малыш сможет дотянуться. На них он будет складывать игрушки, когда решит взять перерыв для игр.

На полу комнаты следует постелить плотный и удобный ковер. Ребенок должен ассоциировать его с зоной для игры, игрушки допустимо разбрасывать только здесь.

В обустройстве комнаты лучше использовать . Предметы должны быть выполнены из качественных материалов, без токсинов и химических красок. Если площадь комнаты позволяет, можно организовать укромное местечко с бескаркасными креслами. Они легкие и ребенок может переставлять их по своему желанию.

Прекрасная идея – организовать в комнате отдельную игровую зону. Ее место можно выделить перегородкой из гипсокартона, шкафом с детскими игрушками или просто выстелить ярким ковролином. Эта будет свободная зона для реализации детских желаний. Ребенку не захочется мусорить в комнате, когда у него будет место, где его не ограничивают.

В организации пространства детской комнаты обязательно должен участвовать ребенок. Его необходимо поощрять к уборке своей игровой зоны и хвалить за соблюдение чистоты.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»