Роль и значение науки в современном мире. В чем заключается особая роль науки в современном обществе? Фгоу впо астраханский госудрственный

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Введение…………………………………………………………………..………….3

1. Наука, как сфера человеческой деятельности…………………….….…………4

2. Роль науки в обществе……………………………………………….….………..7

3. Достижения науки и ее перспективы…………………………….…….………..9

Заключение……………………………………………………..…..………………14

Список использованных источников……………………………….…………….15

Введение

В течение последних трех столетий естествознание развивалось невероятно динамично. Горизонт научного познания расширился поистине до фантастических размеров. На микроскопическом конце шкалы масштабов физика элементарных частиц вышла на уровень изучения процессов, которые происходят за время около 10 -23 с и на расстояниях 10 -15 см. На другом конце шкалы космология и астрофизика изучают процессы, происходящие за время порядка возраста Вселенной 10 18 с и радиуса Вселенной 10 28 см. Недавно обнаружены астрономические объекты, свет от которых идет к нам 12 млрд лет. Свет от этих объектов «вышел» тогда, когда до возникновения Земли оставалось еще 7 млрд лет. Человек получает возможность заглянуть в самое начало «творения» Вселенной.

В современном обществе значительно возросла роль науки. На основе научного знания рационализируются, по сути, все формы общественной жизни. Как никогда близки наука и техника. Наука стала непосредственной производительной силой общества. Новые информационные технологии и средства вычислительной техники, достижения генной инженерии и биотехнологии обещают в очередной раз коренным образом изменить материальную цивилизацию, уклад нашей жизни. Под влиянием науки (в том числе) возрастает личностное начало, роль человеческого фактора во всех формах деятельности.

1. Наука как сфера человеческой деятельности

Наука - сложное, многостороннее и динамическое явление. Наука создавалась и развивалась не одним поколением людей, отличающихся яркой индивидуальностью и обстоятельствами их. Исследователи, изучающие науку, рассматривают ее с различных сторон: как форму общественного сознания, особую деятельность человека, подсистему культуры, цивилизации, систему знаний, фактор общественного прогресса и т. д. Изучение науки с различных сторон позволяет понять специфику этого явления общественной жизни человека.

Если науку рассматривать как определенный вид деятельности, то следует указать следующие важные элементы этой деятельности: цель, задача, методы и результаты деятельности.

Великий философ, математик, логик, юрист, один из основателей естествознания и инициаторов создания академии в России Г. Лейбниц (1646-1716) определил цель наукиследующим образом: «Цель науки - благоденствие человечеству, то есть преумножение всего, что полезно людям, но не ради того, чтобы затем предаваться безделью. А для поддержания добродетели и расширения знаний. Всякий талант обязан внести свою лепту».

Эта трактовка цели науки противопоставляется пониманию цели науки как чисто познавательной деятельности человека. Понимание цели науки как исключительно познавательной деятельности было характерно для науки до XVII в.

Приоритет в понимании науки как теоретической и методической основы практической деятельности людей и развития материального производства принадлежит английскому философу Ф.Бэкону (1561-1626).

В его работе «Новый органон» (1620) была разработана идея проекта новой науки, науки экспериментальной, связанной с материальным производством людей. Наука прошлого века на примере научно-технической революции (НТР) убедительно доказала правильность понимания цели науки, сформулированной философами и учеными XVII в. Однако это не означает, что достижения науки напрямую оказывают влияние на рост благосостояния людей в современном обществе (более 1 млрд человек в современном мире живет на 1 доллар в день) и что наука отказалась от своей чисто познавательной функции или «науки ради науки». Использование достижений науки и ее дальнейшее развитие зависят сегодня от политических и других факторов.

Развитие науки связано с поиском решений определенных задач. Например, ученые XVII в. ставили перед собой задачу открытия законов механического движения, знание которых способствовало развитию практической механики. Сегодня наука выполняет следующие функции в развитии общества:

Познавательная функция (расширение знания об окружающем мире, обществе и человеке);

Практическая функция (развитие новых технологий в производительных силах общества);

Образовательная функция (создание новых технологий обучения);

Мировоззренческая функция (систематизация знаний об окружающем мире, обществе и самом человеке).

Важным понятием для научной деятельности является понятие образца, идеала, к которому следует стремиться в познании окружающего мира (природы, Вселенной), общества и человека. Во все периоды развития науки ученые стремились к созданию истинного знания.

Истинное знание - это, грубо говоря, информация, которая адекватно отражает положение дел в самой исследуемой действительности, в мире, в котором живет человек.

Идеалом науки,по мнению большинства ученых, является истина. Другое дело, что понимать под истиной и каким образом ее можно достичь. Здесь существуют разные точки зрения. Некоторые ученые полагают, что в конце концов наука откроет все законы, господствующие во Вселенной, и на этом она закончится. В качестве аргумента приводится знаменитая фраза А. Эйнштейна о том, что как бы ни была сложна природы, тем не менее она открывает свои тайны ученому, вознаграждая его за неимоверные усилия и однообразный образ жизни.

Другие утверждают, что природа - неисчерпаемый источник познания и поэтому наука никогда не кончится. Эта точка зрения признает бесконечное количество законов, господствующих в мире. На самом деле, как говорят представители первой точки зрения, это не соответствует наблюдаемым фактам: природа поступает экономно, расчетливо, с завидной простотой.

Понятие истины в качестве научного идеала предъявляет жесткие требования к методу ее достижения и к результатамнаучной деятельности. Еще в XVII в. французский философ, математик, физик Р.Декарт (1594-1650) выдвинул следующие требования к научному методу познания:

Ничего не принимать за истинное, что не является ясным и очевидным;

Трудные вопросы делить на столько составных частей, сколько нужно для разрешения;

Начинать с исследования простых, удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных;

Останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ни чего не упущено.

Требования Р. Декарта к научному методу оказали большое влияние на понимание науки как активной созидательной творческой деятельности. В дальнейшем метод научного познания стал пониматься как совокупность интеллектуальных и материально-вещественныхспособов достижения истинных знаний в процессе развития научной деятельности.

К интеллектуальным способам относятся методы создания теорий, гипотез и моделей исследуемых объектов, а также разработки технологий создания измерительных приборов, установок для проведения экспериментов и наблюдений. К материально-вещественным способам относятся сами приборы, установки для проведения экспериментов и наблюдений. Такое понимание научного метода отражается в современной трактовке главных черт научных знаний в качестве результата научного познания.

2. Роль науки в обществе

ХХ век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К середине ХХ века фабричный способ производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое распространение получила автоматизация. К концу ХХ века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

В качестве главных же критериев выделения функций науки надо взять основные виды деятельности ученых, их круг обязанностей и задач, а также сферы приложения и потребления научного знания. Ниже перечислены одни из главных функций:

1) познавательная функция задана самой сутью науки, главное назначение которой - как раз познание природы, общества и человека, рационально-теоретическое постижение мира, открытие его законов и закономерностей, объяснение самых различных явлений и процессов, осуществление прогностической деятельности, то есть производство нового научного знания;

2) мировоззренческая функция , безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного мировоззрения и научной картины мира, исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру, обоснование научного миропонимания: ученые призваны разрабатывать мировоззренческие универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в этом деле играет философия;

3) производственная , технико-технологическая функция призвана для внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Исследователи говорят и пишут о превращении науки в непосредственную производительную силу общества, о науке как особом "цехе" производства, отнесении ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует данную функцию науки;

4) культурная , образовательная функция заключается главным образом в том, что наука является феноменом культуры, заметным фактором культурного развития людей и образования. Ей достижения идеи и рекомендации заметно воздействуют на весь учебно-воспитательный процесс, на содержание программ планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит педагогической науке. Данная функция науки осуществляется через культурную деятельность и политику, систему образования и средств массовой информации, просветительскую деятельность ученых и др. Не забудем и того, что наука является культурным феноменом, самым имеет соответствующую направленность, занимает исключительно важное место в сфере духовного производства.

3. Достижения науки и ее перспективы

На начало третьего тысячелетия человечество заселило практически всю поверхность земного шара. Исследователи Земли проникли в нее на значительные глубины и суши, и Мирового океана. Освоена тропосфера: сотни самолетов с тысячами людей в каждый момент времени бороздят околоземное пространство в разных направлениях. Удивительны достижения человечества в изучении Ближнего и Дальнего Космоса. Представители землян побывали на поверхности Луны.

Больших успехов достигла физика. Открытие огромного количества элементарных частиц, гипотезы о строении материи на основе кварков и лептонов, глубокое понимание сил взаимодействия между частицами породили новые идеи в отношении строения материи как таковой и строения Вселенной в частности.

Достижения физики, химии, биологии позволили синтезировать новые молекулы и материалы (полистирол, керамику и т. п.). Ожидается, что в результате применения синтетических волокон, различных пластиков, гелей, материалов с точным функциональным предназначением произойдет переворот в большинстве отраслей народного хозяйства. Известные же материалы обрабатываются в настоящее время новыми способами, приводящими к изменению их прочности, проводимости, точек плавления и т. п. Появляющиеся биоматериалы находят широкое применение в биологии и медицине. Это приводит к созданию «умных» лекарств, действующих в определенное время и на определенную часть организма.

Современная наука и техника обладают удивительными возможностями.

Человечество идет к глубокому, революционному изменению мышления. Одним из основных достижений человечества является то, что наука и техника противопоставили наблюдение и опыт аргументам предвзятости и произвола, что они развили методы, которые, продолжая совершенствоваться с изменением целей исследований, постепенно распространяются на все научные направления, включая экономические, социальные и политические.

До сегодняшнего дня наука стремилась достичь огромных энергий, высоких температур и давлений, больших скоростей и огромных масштабов. Сегодня уже известно, что проявления жизни характеризуются сравнительно небольшой разницей температур и энергий, а тела перемещаются со сравнительно малыми скоростями, что есть системы, для которых Вселенная является сравнительно крохотным объектом.

Современное развитие науки и техники тесно связано с информатикой. Это позволяет решать многие задачи и космического масштаба, и на уровне клетки. Они остались бы нерешенными без использования современных компьютерных технологий: либо по причине огромного объема расчетов, либо из-за необходимости выполнять одновременно большое число действий. Сегодня вычислительная техника широко используется при решении многих задач молекулярной биологии, экологии, планирования. Опыт, накопленный при составлении и реализации масштабных программ, несомненно, найдет применение в самых различных, зачастую неожиданных областях - от защиты окружающей среды до динамики народонаселения, картографии и метеорологии.

Продолжается уменьшение размеров компьютеров при одновременном увеличении их качественных и количественных показателей. Последствия дальнейшей миниатюризации в области информатики будут весьма значительными, и компьютеры смогут выполнять все новые и новые функции. Ведь, например, деятельность сложнейшего клеточного механизма обеспечивается программами, размещающимися на площади размером с микрон и меньше.

Сегодня информатика со своим искусственным умом, с экспертными системами готова внести свой вклад в развитие логики, моделирование процессов, готова помочь логическому мышлению и принятию решений. А это означает, что речь идет о качественном и количественном усилении умственной деятельности человека.

После длительного периода методологических трудностей, связанных с невероятной сложностью живых систем, биология перешла в семью точных наук. Применяя самую современную технику, а также достижения физики, химии, математики, биология продвигается вперед гигантскими шагами: уже проводятся сложнейшие операции на сердце и мозге, обеспечивается развитие эмбрионов в пробирках, осуществляется размножение растений без использования зерна, производятся вакцины, ранее считавшиеся немыслимыми, выращиваются помидорные растения величиной с дерево и дающие урожай целого поля.

Но самым удивительным, пожалуй, является углубление понимания механизма жизни на уровне клетки и нуклеинов. Биология раскрыла удивительную организацию живых существ, тонкость и сложность их строения.

Вполне возможно, что раскрытие этих миниатюрных биологических механизмов и есть самое впечатляющее достижение современной эпохи.

О самом человеке, к сожалению, в прошлом было известно мало. Опыты проводились на животных, и многие из животных были изучены лучше, чем человек. Сегодня положение радикально меняется. Различные операции, которые проводятся на человеке, чрезвычайно сложны и искусны, познан механизм действия гормонов, пигментов, нейромедиаторов и т. п. Человек не только ушел далеко от средневековых запретов, но и стал участником процесса познания.

Последствия этого могут превзойти самые смелые предположения.

Понятие здоровья уже нельзя больше сводить к излечению от каких-то болезней. Оно находится в тесной связи с социальными проектами и становится отправной точкой важных перемен в образе жизни большинства людей и развитии общества в целом. Увеличивается продолжительность жизни, причем даже со значительным продлением действия физических и умственных способностей. Развивается профилактика; открыты эффективные лекарства; повышается уровень санитарии; появились биоматериалы, которые позволяют решать принципиально новые проблемы. Теперь к старости люди достаточно часто сохраняют хорошее здоровье. Оно позволяет им вести нормальную трудовую деятельность.

Рушатся традиционные понятия о пенсионном возрасте, меняются многие социальные взаимоотношения, появляются новые потребности.

Возрастает эффективность вмешательства в процесс воспроизводства человека. Обычным делом стало оплодотворение в пробирке. Стало возможным запланированное появление на свет близнецов, рождение ребенка после смерти отца и даже обоих родителей и т. д. Подобные генетические возможности затрагивают такую социальную единицу, как институт семьи.

Считается, что к концу XXI века население Земли составит 10 млрд человек. На сегодня численность населения Земли, очевидно, уже достигла 6 млрд человек. 90 % увеличения населения падало в последние десятилетия на развивающиеся страны. Однако темп общего прироста населения, достигнув своего пика в 1960-е годы, в настоящее время пошел на убыль. Не исключено, что население Земли в дальнейшем не будет увеличиваться быстрее, чем сегодня, и прибавка будет составлять не более чем 85 млн. в год.

Заключение

Большое многообразие проявлений окружающего нас мира требует глубокого и комплексного восприятия фундаментальных понятий о материи, пространстве и времени, о добре и зле, о законе и справедливости, о природе поведения человека в обществе. Фундаментальные законы, понятия и закономерности отражают не только объективную реальность материального мира, но и мира социального. К сожалению, уходящий век оставляет немало примеров того, что забвение фундаментальных истин наносило и наносит невосполнимый ущерб природе, живому миру, самому человеку.

Современное человечество перешагнувшее грань тысячелетий, и уже одно это заставляет людей уделять больше внимания своему будущему и разумному осмыслению прошлого Достижения науки и техники создали у большинства людей представление об абсолютном превосходстве человека над природой. Космическая техника, наземный транспорт, успехи науки, позволившие получать новые вещества, не существовавшие до этого в природе, - все это усилило антропоцентризм по отношению к природе. Люди как бы стали забывать, что сами они - часть природы, биологический вид, жизнь которого определяется амплитудой природных условий, и все их могущество основано на использовании законов природы, вне которых развитие человеческой цивилизации невозможно.

Близится рубеж тысячелетий. Завершается XX век, явивший миру черты новой цивилизации. Человек вышел в космос, проник внутрь атомного ядра, освоил новые виды энергии, создал мощные вычислительные системы, разгадал генетическую природу наследственности, научился использовать в невиданных масштабах богатство природы. Однако он гораздо менее преуспел в рациональном и бережном отношении к природе и к богатейшим ее ресурсам.

Таким образом, подводя итог, можно констатировать, что роль науки в современном обществе изменилась кардинальным образом. И этот фактор вызывает и будет дальше вызывать существенное влияние на все стороны жизни: политику, экономику, социальную сферу, образование, культуру и т.д.
Список использованных источников

  1. Карпенков С.Х. К26 Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2000. Изд. 2-е, испр. и доп. – 639 с.
  2. Лихин А. Ф. Концепции современного естествознания: учеб. – МТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 264 с.
  3. Турчин В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции.
    Изд. 2-е – М.: ЭТС, 2000. – 368 с.
  4. Хорошавина С. Г. Концепции современного естествознания: курс лекций / Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 480 с.

ФГОУ ВПО АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕСИТЕТ

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ

НА ТЕМУ: «Наука и ее роль в современном обществе»

ВЫПОЛНИЛ:

СТУДЕНТ ГРУППЫ ЗФФ-31

УЧЕБНЫЙ ШИФР

ПРОВЕРИЛ:

ДОЦЕНТ: КОСАРЕВ В.М.

АСТРАХАНЬ, 2008

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1. Современная наука. Основные концепции…………………………………..5

2. Роль науки в современном обществе…………………………………………7

3. Влияние науки на духовную сферу жизни общества………………………10

4. Проблемы негативного влияния развития науки и научно-технического прогресса на человека и общество……………………………………………..14

Заключение………………………………………………………………………20

Список использованной литературы…………………………………………..22

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем в век информации и высоких технологий, кажется, что человек ответил уже на все вопросы, но окружающий мир задает все новые и новые, и мы пытаемся найти на них ответы. Но природу невозможно заставить говорить то, что нам хотелось бы услышать. Научное исследование - не монолог. Задавая вопрос природе, исследователь рискует потерпеть неудачу, но именно риск делает эту игру столь увлекательной. Наука - игра, связанная с риском, а игра - это всегда захватывающе, непредсказуемо и интересно. Именно поэтому из многих тем мой выбор остановился на этой: я хочу разобраться в том, что такое наука, определить ее роль в обществе и месте в развитии России.

Ведь нау­ка яв­ля­ет­ся од­ной из оп­ре­де­ляю­щих осо­бен­но­стей со­вре­мен­ной куль­ту­ры и, воз­мож­но, са­мым ди­на­мич­ным ее ком­по­нен­том. Се­го­дня не­воз­мож­но об­су­ж­дать со­ци­аль­ные, куль­тур­ные, ан­тро­по­ло­ги­че­ские про­бле­мы, не при­ни­мая во вни­ма­ние раз­ви­тие на­уч­ной мыс­ли. Что та­кое нау­ка? Ка­ко­ва глав­ная со­ци­аль­ная роль нау­ки? Су­ще­ст­ву­ют ли гра­ни­цы на­уч­но­го по­зна­ния и по­зна­ния во­об­ще? Ка­ко­во ме­сто ос­но­ван­ной на нау­ке ра­цио­наль­но­сти в сис­те­ме дру­гих спо­со­бов от­но­ше­ния к ми­ру? Воз­мож­но ли вне­на­уч­ное по­зна­ние, ка­ков его ста­тус и пер­спек­ти­вы? Мож­но ли на­уч­ным спо­со­бом от­ве­тить на прин­ци­пи­аль­ные во­про­сы ми­ро­воз­зре­ния: как воз­ник­ла Все­лен­ная, как поя­ви­лась жизнь, как про­изо­шел че­ло­век, ка­кое ме­сто за­ни­ма­ет фе­но­мен че­ло­ве­ка во все­об­щей кос­ми­че­ской эво­лю­ции?

Об­су­ж­де­ние всех этих и мно­же­ст­ва дру­гих во­про­сов со­про­во­ж­да­ло ста­нов­ле­ние и раз­ви­тие со­вре­мен­ной нау­ки и бы­ло не­об­хо­ди­мой фор­мой осоз­на­ния особенностей, как са­мой нау­ки, так и той ци­ви­ли­за­ции, в рам­ках ко­то­рой на­уч­ное от­но­ше­ние к ми­ру ста­ло воз­мож­ным.

Се­го­дня эти во­про­сы сто­ят в но­вой и весь­ма ост­рой фор­ме. Это связано, пре­ж­де всего, с той си­туа­ци­ей, в ко­то­рой ока­за­лась со­вре­мен­ная ци­ви­ли­за­ция. С од­ной сто­ро­ны, вы­яви­лись не­ви­дан­ные пер­спек­ти­вы нау­ки и ос­но­ван­ной на ней тех­ни­ки. Со­вре­мен­ное об­ще­ст­во всту­па­ет в ин­фор­ма­ци­он­ную ста­дию раз­ви­тия, ра­цио­на­ли­за­ция всей со­ци­аль­ной жиз­ни ста­но­вит­ся не толь­ко воз­мож­ной, но и жиз­нен­но не­об­хо­ди­мой. С дру­гой сто­ро­ны, об­на­ру­жи­лись пре­де­лы раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции од­но­сто­рон­не тех­но­ло­ги­че­ско­го ти­па: и в свя­зи с гло­баль­ным эко­ло­ги­че­ским кри­зи­сом, и как след­ст­вие вы­явив­шей­ся не­воз­мож­но­сти то­таль­но­го управ­ле­ния со­ци­аль­ны­ми про­цес­са­ми.

Цель этого реферата ответить на вопрос, какова же роль науки в современном обществе.

1. Современная наука. Основные концепции.

Современная наука возникла в Европе в период XV-XVII вв. Являясь особой формой познания мира и его преобразования, наука сформировала понимание того, что есть мир, природа, как можно и должно относиться человеку к ним. Совершенно очевидно, что научное воззрение на мир могло утвердиться в обществе только потому, что оно было уже готово принять это воззрение как нечто само собой разумеющееся. Следовательно, в период разрушения системы феодального производства в обществе формируется новое, по сравнению со средневековым, воззрение на мир, природу, по своей сути совпадающее с научным.

Современная наука во многих отношениях существенно, кардинально отличается от той науки, которая существовала столетие или даже полстолетия назад. Изменился весь её облик и характер её взаимосвязей с обществом.

Надо заметить, что все же существуют три основные концепции науки: наука как знание, наука как деятельность, наука как социальный институт. Современная наука представляет собой органическое единство этих трех моментов. Здесь деятельность - её основа, своеобразная "субстанция", знание – системообразующий фактор, а социальный институт - способ объединения ученых и организации их совместной деятельности. И эти три момента и составляют полное определение современной науки.

Первая концепция, наука как знание, с многовековой традицией рассматривается как особая форма общественного сознания и представляет собой некоторую систему знаний. Так понимали науку еще Аристотель и Кант. Подобное понимание наук долгое время было, чуть ли не единственным.

Логико-гносеологическая трактовка науки обусловливается как общественно-историческими условиями, так и уровнем развития самой науки. Фактически здесь абсолютизировались те стороны науки, которые выявились в прошлом, на ранних этапах ее существования, когда научное знание представлялось плодом чисто духовных усилий мыслящего индивида, а социальная детерминация научной деятельности ещё не могла быть обнаружена с достаточной полнотой.

Эта концепция не может в своём одиночестве раскрыть полное определение современной науки. Если науку рассматривать только как систему знаний, то возникают некоторые недочеты. А дело всё в том, что такое направление в науке (опора только на достоверные, проверенные факты, знания) довольно однообразно и ограниченно. От исследователей ускользает её социальная природа, творцы, материально-техническая база, ограничиваются возможности для более глубокого и всестороннего исследования специфики, структуры, места, социальной роли и функций науки. Все это привело к необходимости разработки другой концепции науки, к усилению изучения деятельностных и социальных аспектов этого общественного феномена.

Если мы рассмотрим науку как деятельность, то нам сегодня её функции представляются не только наиболее очевидными, но и первейшими и изначальными. И это понятно, если учитывать беспрецедентные масштабы и темпы современного научно-технического прогресса, результаты которого ощутимо проявляются во всех отраслях жизни и во всех сферах деятельности человека. Например, недавно иностранные ученые выдвинули одну, довольно сильную и резкую гипотезу о причине верования людей в божество. После многих исследований они пришли к мнению, что в строении человеческого ДНК находится такой ген, который и дает различные команды мозгу о существовании божества.

Важной стороной превращения науки в непосредственную производительную силу является создание и упрочение постоянных каналов для практического использования научных знаний, появление таких отраслей деятельности, как прикладные исследования и разработки, создание сетей научно-технической информации и др. Причем вслед за промышленностью такие каналы даже за его пределами. Всё это влечёт за собой значительные последствия и для науки, и для практики.

Наука как социальный институт - это социальный способ организации совместной деятельности ученых, которые являются особой социально-профессиональной группой, определенным сообществом.

Институционализация науки достигается посредством известных форм организации, конкретных учреждений, традиций, норм, ценностей, идеалов и т.п.

Цель и назначение науки как социального института - производство и распространение научного знания, разработка средств и методов исследования, воспроизводство ученых и обеспечение выполнения ими своих социальных функций.

Сегодня, в условиях научно-технической революции, у науки всё более отчётливо обнаруживается ещё одна концепция, она выступает в качестве социальной силы. Наиболее ярко это проявляется в тех многочисленных в наши дни ситуациях, когда данные и методы науки используются для разработки масштабных планов и программ социального экономического развития. При составлении каждой такой программы, определяющей, как правило, цели деятельности многих предприятий, учреждений и организаций, принципиально необходимо непосредственное участие учёных как носителей специальных знаний и методов из разных областей. Существенно также, что ввиду комплексного характера подобных планов и программ их разработка и осуществление предполагают взаимодействие общественных, естественных и технических наук.

2. Роль науки в современном обществе

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства. К концу 20 века развились высокие технологии, продолжился переход к информационной экономике. Все это произошло благодаря развитию науки и техники. Это имело несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие знания, а также понимание новых технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост благосостояния и решение многих насущных проблем общества породили веру широких масс в способность науки решать проблемы человечества и повышать качество жизни. Эта новая вера нашла свое отражение во многих областях культуры и общественной мысли. Такие достижения как освоение космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники породили веру в неизбежность научно-технического и общественного прогресса, вызвали надежду скорого решения и таких проблем как голод, болезни и т. д.

И на сегодняшний день мы можем сказать, что наука в современном обществе играет важную роль во многих отраслях и сферах жизни людей. Несомненно, уровень развитости науки может служить одним из основных показателей развития общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного, цивилизованного, образованного, современного развития государства.

Очень важны функции науки как социальной силы в решении глобальных проблем современности. В качестве примера здесь можно назвать экологическую проблематику. Как известно, бурный научно-технический прогресс составляет одну из главных причин таких опасных для общества и человека явлений, как истощение природных ресурсов планеты, загрязнение воздуха, воды, почвы. Следовательно, наука – один из факторов тех радикальных и далеко не безобидных изменений, которые происходят сегодня в среде обитания человека. Этого не скрывают и сами учёные. Научным данным отводится ведущая роль и в определении масштабов и параметров экологических опасностей.

Возрастающая роль науки в общественной жизни породила её особый статус в современной культуре и новые черты её взаимодействия с различными слоями общественного сознания. В этой связи остро ставится проблема особенностей научного познания и его соотношения с другими формами познавательной деятельности (искусством, обыденным сознанием и т. д.).

Эта проблема, будучи философской, по своему характеру, в то же время имеет большую практическую значимость. Осмысление специфики науки является необходимой предпосылкой внедрения научных методов в управление культурными процессами. Оно необходимо и для построения теории управления самой наукой в условиях НТР, поскольку выяснение закономерностей научного познания требует анализа его социальной обусловленности и его взаимодействия с различными феноменами духовной и материальной культуры.

Сегодня в мире наступил информационный этап развития. Всеобщая компьютеризация дала возможность использовать цифровые технологии во многих сферах жизни. Их применение требует новых знаний, навыков и умений, приобретение которых и должна обеспечить современная наука.

Влияние науки на общественную жизнь. Невозможно переоценить роль науки в современном обществе, ведь сегодня она оказывает огромное влияние на многие сферы жизни и деятельности людей. Не вызывает сомнений и то, что от степени развития науки зависят все показатели развития общества - экономические, культурные, образовательные.

Прошлый век принес технологические, экономические и социальные изменения в жизнь людей. И сегодня, оценивая роль науки в современном мире, можно сделать выводы, что на следующих этапах человеческого развития формировать его жизнедеятельность будут следующие основные направления: информатика, генетика, экология, энергетика, генная инженерия, кибернетика и т.д. дает возможность изучение человеческого мозга, материаловедение, исследование.

Развитие науки и решение экологических проблем.

Особенно важна роль науки в современном мире в качестве социальной силы, помогающей решить наболевшие важные проблемы современности. К ним, в частности, относится экологическое состояние планеты. Стремительный научно-технический прогресс, привнося в жизнь человека качественно новые изменения, приводит к значительному уменьшению ресурсов планеты, загрязнению окружающей среды. Поэтому наука становится одной из причин невосполнимых утрат и необратимых изменений, происходящих в той среде, в которой обитает человечество. Научные данные играют главную роль в оценке масштабов экологических угроз.

Влияние науки на современную культуру.

Возрастающая с каждым годом роль науки в современном обществе привела к возникновению ее особого статуса в культуре и новых видов взаимодействия со многими слоями общественного сознания. Поэтому и возникла проблема соотношения особенностей научного познания с другими видами деятельности, ведущей к познанию - обыденным сознанием, искусством.

Эта философская проблема обладает большим практическим значением. Осознание особенностей науки является важной предпосылкой для использования научных методов в управлении культурными процессами. Это осмысление также необходимо для выработки законов, помогающих управлять самой наукой в условиях бурного технического прогресса, ведь для изучения особенностей научного познания необходимо проанализировать его социальную обусловленность, а также его взаимодействие с разными сферами культуры как материальной, так и духовной. В связи с этим роль науки в обществе будет постоянно возрастать.

Какую роль играет наука в современном образовании.

С помощью научных знаний человек постигает мир. Большая роль науки в современном обществе состоит еще и в том, что управлять им, не имея определенных знаний, невозможно. Научные знания привели к изменениям социальной структуры общества: появилось большее количество людей, занимающихся умственным трудом, и уменьшилась численность тех, кто занят неквалифицированным трудом. Наука воздействует на человека непосредственно через образование.

Определяя роль науки в обществе, следует уделить внимание вопросам взаимоотношений ученого и его исследований с человечеством, уровню социальной ответственности деятелей науки. Проблема состоит в том, чтобы новые изобретения не были обращены против человека. Необходимо отказаться от принципов свободы научных поисков, которые ничем не ограничены. Научные исследования должны быть на благо человека, а не во вред ему. Современная наука должна чувствовать свою этическую ответственность за будущее всей планеты.

  • 2. «Общество существует ради сильного государства» или «сильное государство надежно служит обществу»? Какое утверждение из двух представленных в вопросе вы считаете верным и почему?
  • 1. Наука в жизни современного общества.
  • 3. К вам обратилась группа ребят, предложившая вступить в их организацию «Юные защитники справедливости». Как вы будете реагировать на это предложение? Объясните ваши действия.
  • 1. Политический режим. Демократия.
  • 1. Правоохранительные органы в Российской Федерации.
  • 3. Вам поручено составить план ознакомления учащихся вашего класса с учреждениями и памятниками культуры своего города (области). Как вы будете выполнять это поручение? Намечаемые действия объясните.
  • 1. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Конституционные обязанности граждан.
  • 1. Личные
  • 2. Политические права и свободы
  • 3. Социально-экономические права
  • 4. Культурные права
  • 2. Государство или правительство должно гарантировать осуществление прав и свобод человека? Объясните свой выбор ответа.
  • 1. Биологическое и социальное в человеке.
  • 1. Экономика и ее роль в жизни общества.
  • 1. Конституция Российской Федерации о федеративном устройстве России. Полномочия Центра и субъектов Федерации.
  • 1. Экономические системы и собственность. Право собственности.
  • 3. Проанализируйте свой нынешний социальный статус. Попытайтесь спрогнозировать его изменения в ближайшем будущем. Какие новые статусные позиции вы хотели бы обрести? Что вы сделаете для этого?
  • 1. Понятия «гражданское общество» и «правовое государство».
  • 3. Вам поручили сделать в классе сообщение о важнейших событиях за месяц в стране и в мире. Как вы будете готовиться к выступлению? Запланированные действия объясните.
  • 1. Предпринимательство.
  • 1. Социальные конфликты, пути их решения.
  • 1. Органы государственной власти Российской Федерации.
  • 1. Семья как малая группа.
  • 1. Особенности подросткового возраста.
  • 3. Вы принимаете решение, что делать после окончания 9 класса. Что нужно предпринять, чтобы ваше решение выполнить? Дайте обоснование принимаемому решению и намечаемым действиям.
  • 1. Социальные ценности и нормы. Мораль.
  • 1. Социальная структура общества.
  • 1. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.
  • 3. Вам предстоит выполнить учебное социологические исследование по проблемам современной семьи. Какие вопросы вы включили бы в анкету для выяснения отношения различных групп людей к семье и браку?
  • 1. Рынок и рыночный механизм.
  • 1. Понятия «правовая норма» и «нормативно-правовой акт». Отличия правовой нормы от норм морали.
  • Билет № 24
  • 1. Экономические цели и функции государства.
  • 1. Мышление и речь.
  • 1. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.
  • 3. Подойдя к двери своей квартиры, вы обнаружили, что замок взломан. Каковы будут ваши действия?
  • 1. Налоги, уплачиваемые гражданами.
  • 3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?
  • 1. Человек и его ближайшее окружение.
  • 2. Каким кодексом предусмотрена защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина? Приведите примеры соответствующих правоотношений.
  • Билет № 29
  • 1. Личность. Межличностные отношения.
  • 1. Конституция Российской Федерации об основах государственного строя России.
  • Глава 1 Конституции «Основы конституционного строя» характеризует государственный строй России следующим образом:
  • 1. Наука в жизни современного общества.

    Наука - система знаний о законах природы, общества и мышления.

    По объекту изучения науки делятся на естественные (биология, физика),гуманитарные иобщественные (литература, история, право),технические (информатика).

    Философия изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления.

    Математика иногда характеризуется какточная наука, математические методы широко используются остальными науками.

    Ряд научных дисциплин относят к экспериментальным - в их основе лежит эксперимент. Достоверными признаются только те факты, которые могут быть подтверждены опытным путём. Сюда относятся физика, химия и т.п.

    Распространенной ошибкой является применение критериев экспериментальных наук ко всем прочим. Так, в учебнике биологии нередко можно встретить утверждение, что теория креационизма (сотворения мира) не может быть проверена экспериментально и на этом основании не может считаться научной. Мы не выступаем в защиту креационизма, но данный аргумент совершенно неуместен при обсуждении философских теорий и свидетельствует об узости подхода авторов-биологов.

    Целью науки является описание, объяснение окружающего мира и предсказание (прогнозирование).

    Важным критерием истинности научных теорий является практика, то есть применение их в производственной деятельности человека (также в политике и пр.).

    Характерной чертой современного научного познания является как дифференциация - разделение, возникновение новых наук (например, на базе биологии возникли зоология, ботаника и т.д.), так и интеграция - возникновение новой дисциплины на «стыке» двух или нескольких наук и использующей их подходы (зоогеография, физическая химия).

    Функции науки :

      Познавательная - удовлетворение стремления к познанию истины.

      Современное общество характеризуется тем, что наука играет всё большую роль и становится непосредственной производительной силой. Это особенно ярко проявляется на стадии постиндустриального общества (эта стадия наступает после индустриального, на этой стадии находятся развитые западные страны). Основные характеристики:

      Преобладает не промышленность, а информация и сфера обслуживания. Превосходство сферы услуг над сферой производства.

      Изменяется социальная структура: классовое деление заменяется делением по профессиональному признаку.

      Большое значение приобретает уровень образования. Затраты на образование и переподготовку кадров увеличиваются.

    Научные (особенно, технологические) разработки признаются самостоятельной ценностью, являются предметом купли-продажи, находятся под защитой авторского права.

    2. Для приобретения компьютера несовершеннолетний гражданин П. решил продать в антикварный магазин дорогую старинную вазу, доставшуюся ему по наследству. При совершении сделки владелец магазина попросил предъявить завещание и паспорт, после чего выдал подростку деньги за приобретенную у него вещь. Узнав о совершенной сделке, родители подростка подали в суд на владельца магазина. Какое решение должен вынести суд по данному делу? На статьи какого кодекса будет опираться суд при вынесении решения?

    При вынесении решения по данному делу суд будет опираться на статьи Гражданского кодекса РФ , регулирующего имущественные отношения в обществе.

    Суд будет выносить решение после тщательного изучения следующих обстоятельств дела:

    Владелец магазина убедился в наличии паспорта у несовершеннолетнего, следовательно гражданину П. исполнилось 14 лет и он вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, распоряжаться своими доходами, авторскими правами, вносить вклады в банк. Остальные сделки несовершеннолетние до 18 лет совершают с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя (ст. 26).

    К мелким бытовым сделкам относятся сделки, направленные на удовлетворение повседневных потребностей, исполняются обычно при их заключении и незначительны по сумме. Дорогая ваза, скорее всего, не будет признана объектом мелкой бытовой сделки.

    Несовершеннолетний приобретает полную дееспособность (и имеет полное право распоряжаться своим имуществом) в случае вступления в брак в соответствии с законодательством.

    Также данный подросток, если ему исполнилось 16 лет, мог быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, либо при отсутствии такого согласия - по решению суда.

    Если гражданин П. состоит в браке или был ранее объявлен полностью дееспособным, суд оставит сделку без изменений.

    Если суд вынесет решение о признании сделки недействительной, каждая из сторон сделки обязана возвратить другой все полученное в натуре, а при невозможности возвратить все полученное в натуре - возместить ее стоимость в деньгах.

    Владелец магазина (дееспособная сторона) будет обязан, кроме того, возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, так как он знал или должен был знать о недееспособности другой стороны (ст.175, 171).


    Наука - это сфера человеческой деятельности, направленная на создание, производство объективных знаний о самом человеке и окружающем его мире (природа, Вселенная в целом)

    Наука - сложное, многостороннее и динамическое явление. Наука создавалась и развивалась не одним поколением людей, отличающихся яркой индивидуальностью и обстоятельствами их жизни (краткое изложение истории развития естествознания дано в главе 3 данного раздела). Исследователи, изучающие науку, рассматривают ее с различных сторон: как форму общественного сознания, особую деятельность человека, подсистему культуры, цивилизации, систему знаний, фактор общественного прогресса и т. д. Изучение науки с различных сторон позволяет понять специфику этого явления общественной жизни человека.

    Если науку рассматривать как определенный вид деятельности, то следует указать следующие важные элементы этой деятельности: цель, задача, методы и результаты деятельности.

    Великий философ, математик, логик, юрист, один из основателей естествознания и инициаторов создания академии в России Г. Лейбниц (1646-1716) определил цель науки следующим образом: "Цель науки - благоденствие человечеству, то есть преумножение всего, что полезно людям, но не ради того, чтобы затем предаваться безделью. А для поддержания добродетели и расширения знаний. Всякий талант обязан внести свою лепту".

    Эта трактовка цели науки противопоставляется пониманию цели науки как чисто познавательной деятельности человека. Понимание цели науки как исключительно познавательной деятельности было характерно для науки до XVII в.

    Приоритет в понимании науки как теоретической и методической основы практической деятельности людей и развития материального производства принадлежит английскому философу Ф. Бэкону (1561-1626).

    В его работе "Новый органон" (1620) была разработана идея проекта новой науки, науки экспериментальной, связанной с материальным производством людей. Наука прошлого века на примере научно-технической революции (НТР) убедительно доказала правильность понимания цели науки, сформулированной философами и учеными XVII в. Однако это не означает, что достижения науки напрямую оказывают влияние на рост благосостояния людей в современном обществе (более 1 млрд. человек в современном мире живет на 1 доллар в день) и что наука отказалась от своей чисто познавательной функции или "науки ради науки". Использование достижений науки и ее дальнейшее развитие зависят сегодня от политических и других факторов.

    Развитие науки связано с поиском решений определенных задач. Например, ученые XVII в. ставили перед собой задачу открытия законов механического движения, знание которых способствовало развитию практической механики. Сегодня наука выполняет следующие функции в развитии общества:

    Познавательная функция (расширение знания об окружающем мире, обществе и человеке);

    Практическая функция (развитие новых технологий в производительных силах общества);

    Образовательная функция (создание новых технологий обучения);

    Мировоззренческая функция (систематизация знаний об окружающем мире, обществе и самом человеке).

    Важным понятием для научной деятельности является понятие образца, идеала, к которому следует стремиться в познании окружающего мира (природы, Вселенной), общества и человека. Во все периоды развития науки ученые стремились к созданию истинного знания.

    Истинное знание - это, грубо говоря, информация, которая адекватно отражает положение дел в самой исследуемой действительности, в мире, в котором живет человек.

    Идеалом науки, по мнению большинства ученых, является истина. Другое дело, что понимать под истиной и каким образом ее можно достичь. Здесь существуют разные точки зрения. Некоторые ученые полагают, что в конце концов наука откроет все законы, господствующие во Вселенной, и на этом она закончится. В качестве аргумента приводится знаменитая фраза А. Эйнштейна о том, что как бы ни была сложна природы, тем не менее она открывает свои тайны ученому, вознаграждая его за неимоверные усилия и однообразный образ жизни.

    Другие утверждают, что природа - неисчерпаемый источник познания и поэтому наука никогда не кончится. Эта точка зрения признает бесконечное количество законов, господствующих в мире. На самом деле, как говорят представители первой точки зрения, это не соответствует наблюдаемым фактам: природа поступает экономно, расчетливо, с завидной простотой.

    Понятие истины в качестве научного идеала предъявляет жесткие требования к методу ее достижения и к результатам научной деятельности. Еще в XVII в. французский философ, математик, физик Р. Декарт (1594-1650) выдвинул следующие требования к научному методу познания:

    Ничего не принимать за истинное, что не является ясным и очевидным;

    Трудные вопросы делить на столько составных частей, сколько нужно для разрешения;

    Начинать с исследования простых, удобных для познания вещей и восходить постепенно к познанию трудных и сложных;

    Останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, чтобы быть уверенным, что ни чего не упущено.

    Требования Р. Декарта к научному методу оказали большое влияние на понимание науки как активной созидательной творческой деятельности. В дальнейшем метод научного познания стал пониматься как совокупность интеллектуальныхи материально-вещественных способов достижения истинных знаний в процессе развития научной деятельности.

    К интеллектуальным способам относятся методы создания теорий, гипотез и моделей исследуемых объектов, а также разработки технологий создания измерительных приборов, установок для проведения экспериментов и наблюдений. К материально-вещественным способам относятся сами приборы, установки для проведения экспериментов и наблюдений. Такое понимание научного метода отражается в современной трактовке главных черт научных знаний в качестве результата научного познания.

    Главные черты научных знаний

    Новизна, открытие нового, неизвестного ранее отличают науку от других видов человеческой деятельности. Научное открытие - это как раз то событие в науке, в котором выражается новизна научных исследований. Выдающийся немецкий физик-теоретик М. Борн (1882-1970) предложил различать аналитические и синтетические открытия. Но прежде чем говорить о них, приведем одно из определений открытия, принадлежащее канадскому медику Г. Селье: "Открытие - это осознание факта существования чего-то непредсказуемого, но не обязательно очень важного. Для того чтобы стать значительным, открытие должно быть не только неожиданным, но и иметь обобщающий характер, т. е. быть приложенным к различным ситуациям. Только это сообщает ему подлинный характер".

    Современное международное научное сообщество признает открытием создание различного типа технических приборов, установок различного типа, с помощью которых открываются принципиально новые перспективы развития научных исследований.

    Аналитические открытия - это обнаружение новых явлений, объектов на основе вычислений признанной теории. Так, на основе закона всемирного тяготения И. Ньютона (1642-1727) была вычислена траектория планеты Уран. Эти вычисления указывали на существование за Ураном объекта, масса которого влияет на траекторию движения Урана. Используя эти вычисления, астрономы открыли планету Нептун.

    Синтетические открытия - это открытия, которые связаны с принципиально новым пониманием уже устоявшихся в науке принципов и понятий. Теория относительности А. Эйнштейна (1879-1955) является примером синтетических открытий, поскольку она дает совершенно новое понимание таких понятий науки XVII-XIX вв., как пространство, время, масса, сила тяготения и энергия. Кроме указанных выше видов открытий, существуют так называемые неожиданные открытия. Это обнаружение явлений и объектов, для объяснения которых на момент их обнаружения наука не располагает необходимыми знаниями. В 1896 г. французский физик А. Беккерель (1852- 1908) обнаружил случайным образом явление самопроизвольной радиоактивности (радиации). Однако это явление получило свое объяснение лишь в 40-х годах прошлого века.

    Незавершенность. Здесь речь идет о том, что каждая исторически сложившаяся система научных знаний не может быть полной и завершенной.

    Объективность и интерсубъективность научных знаний. Например, формула А. Эйнштейна Е= тс 2 ничего не говорит об индивидуальности ее автора, его чувствах и переживаниях. Эта формула выражает объективный факт связи массы материального тела и сконцентрированной в нем энергии.

    Эмпирическая и теоретическая воспроизводимость. Если установлен научный факт в результате наблюдения и эксперимента, то этот факт может быть воспроизведен, проверен другим исследователем или группой исследователей при наличии соответствующей квалификации и методики. Теоретическая воспроизводимость или доказательность означает, что теорема, доказанная одним исследователем, может быть доказана другим исследователем, имеющим аналогичную квалификацию.

    Согласованность и целостность научных знаний. Ранее доказанные научные знания согласуются с новыми знаниями с указанием, при каких условиях их достоверность подтверждается. Например, при движении материального тела со скоростью существенно меньше скорости света (300 000 км/с) справедлива классическая механика.

    Внутренняя непротиворечивость и внешняя оправданность (критерий А. Эйнштейна). Научные знания не должны быть внутренне противоречивыми (допускать противоречащие друг другу утверждения внутри, например, теории или эксперимента). Внешняя оправданность означает, что научные знания не должны быть умозрительными, они должны объяснять явления объективного мира. Этот критерий относится и к математике, в которой внешняя оправданность означает направленность математических знаний на решение проблем математического содержания.

    Операциональность. В науке большую роль играют различные способы измерения и отображения в форме моделей объектов исследования. Измерение является важнейшей чертой научных знаний. Умение измерять объект исследования открывает путь к пониманию его природы.

    Общедоступность, универсальность научных знаний. Научный метод как способ производства научных знаний является доступным широкому кругу людей разных рас и национальностей. Ему можно обучать.

    Роль науки

    Крупномасштабное и многостороннее влияние науки на современное общество наиболее полно проявилось в научно-технической революции (НТР), которая началась с середины прошлого века и продолжается сегодня. НТР - это качественное преобразование производительных сил ряда промышленно развитых государств на основе превращения их научно-технического потенциала (НТП) в ведущий фактор развития экономики и социальной сферы этих стран.

    В содержание понятия НТП входят: кадровый ресурс науки (люди занимающиеся наукой), а также вся совокупность, система условий, способствующая эффективному развитию науки и техники в соответствующей стране (финансовые, правовые, организационные, управленческие и многие другие). НТР убедительно показала, что социальное развитие государства (благосостояние граждан) определяется во многом не его природными ресурсами, а располагаемым научно-техническим потенциалом. Примером здесь может быть Япония. Сегодня в связи с развитием мировой системы разделения труда ведется острая дискуссия о роли мирового НТП в обществе. Некоторые ученые полагают, что наука имеет интернациональный характер, поэтому не важно, в какой стране работает ученый. Отток научных кадров из нашей страны рассматривается ими как нормальное явление. Другие ученые придерживаются противоположной точки зрения: "утечка мозгов" из страны делает Россию неконкурентоспособной на мировом рынке высоких технологий. Они правы, сегодня ведется напряженная борьба за первенство в разработках новых высоких технологий. Об этом свидетельствуют современные затраты на науку. В 2001 г. Россия на развитие науки (включая гуманитарные) затратила 1 млрд. долларов США, в то же время "семерка" (США, Япония и другие) - 500 млрд. долларов.

    Можно сказать, что ученые, обеспокоенные "утечкой мозгов" из России, более реалистичны, чем первые. Надо подчеркнуть, что в СССР уделялось большое внимание развитию НТП, правда, приоритет придавался военным разработкам. В 1985 г. в СССР в сфере науки было занято 4,5 млн. человек, из них 1,5 млн. человек являлись научными работниками (исследователями). Это было почти в 2 раза больше численности ученых и инженеров в тот период в США. Многие ученые в СССР были заняты в системе образования - высшей школе (33,7% от общего числа научных работников). В СССР было 2,7 тыс. академиков и членов-корреспондентов, 44,6 тыс. докторов наук и 462 тыс. кандидатов наук.

    В настоящее время многие молодые ученые России работают в промышленно развитых странах, тем самым создаются демографические и другие проблемы развития НТП нашей страны.

    Вклад наших ученых в развитие научно-технической революции получил мировое признание. Нобелевская премия присуждена следующим отечественным ученым: 1904 г. - И. П. Павлову (физиология), 1908 г. - И. И. Мечникову (медицина), 1957 г. - Н. Н. Семенову (химия), 1958 г. - П. А. Черенкову, И. М. Франку, И. Е. Тамму (физика), 1962 г. - Л. Д. Ландау (физика), 1964 г. - Н. Г. Басову и A.M. Прохорову (физика), 1978 г. - П. Л. Капице (физика), 2000 г. - Ж. Алферову (физика), 2003 г. - А. Абрикосову и И. Гинзбургу (физика). Рекордсменами среди нобелевских лауреатов в области естествознания и по другим областям (более 240 человек в прошлом веке) являются американцы. Однако большинство из них - это выходцы из Европы.

    Наряду с Нобелевской премией существуют и другие премии, которые высоко оцениваются учеными всех стран. К 1980 г. советским ученым было присуждено более 3300 различных международных премий, включая такую престижную премию, как премия Международного математического союза из фонда Филдса. Д. Ч. Филдс (1863-1932) - канадский математик, создал фонд для поощрения молодых математиков.

    Дискуссия о роли науки в развитии культуры

    Начиная с эпохи Возрождения, многие деятели культуры, науки и философии связывали совершенствование природы человека, его общественной сущности с наукой: только любовь к истине, научный метод, требующий доказательства каждого утверждения, наука как общий язык человечества, ее логика могут предложить человечеству лучший путь, чем естественное вымирание вместе с гибелью Солнечной системы. Этот образ мысли получил название сциентизма от латинского слова "наука". Антисциентизм - это противоположная сциентизму точка зрения. Ярким представителем критики науки в России был Ф. М. Достоевский (1821-1881). Он считал, что претензии науки на создание новой культуры на основе научной рациональности являются опасными и выходят за рамки компетенции науки. Наука, в его понимании, важная, но не самая главная составляющая духовной культуры человека, которая основывается, как он полагал, на религии. Эта дискуссия продолжается и сегодня.

    

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»