Основные тенденции высшего образования. Современные тенденции развития высшего образования в российской федерации. Современное высшее образование в Польше

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

УДК 378:316.37

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Н.А. СУВОРОВ

Статья представлена доктором философских наук, профессором Панферовым К.Н.

Рассматриваются приоритеты государственной политики в сфере образования, тенденции развития высшего образования в мире, формулируются требования к современному образованию.

Ключевые слова: образование, процесс образования, высшая школа, инновации в образовании, социальные технологии, экономика знаний.

В современную эпоху глобализации и взрывного характера научно-технического прогресса, постоянных вызовов внешней среды, на государство возлагается ответственность за формулировки приоритетов и целей национального развития, выбор путей и инструментов эффективного достижения поставленных целей. Однако кроме этого государство отвечает за производство общественных благ, одним из которых является образование. Возрастает понимание роли и значимости образования для успешного развития страны в современных условиях.

Влияние образования на экономическое развитие подмечено учеными уже давно. Профессор Московского университета И.Х. Озеров, отмечая, что труд английского или немецкого рабочего производительнее труда российского рабочего, прямо связывал это с развитием общего образования, служащего базой для технического, и указывал на огромное отставание в уровне и распространении общего образования населения России от этих стран . Другой наш соотечественник Д. Боголепов отмечал зависимость между распространением народного образования в Германии, а на его основе технического образования, и стремительным усилением ее экономической мощи, что помогло ей (Германии) создать одно из самых могущественных государств и сделаться опасным конкурентом (соперником) главнейших передовых государств .

Уже в начале второй половины ХХ в. приходит массовое осознание решающего значения человеческого фактора в экономике. Сформировалась и получила развитие концепция "человеческого капитала", имеющая истоки в классической политэкономии. Адам Смит писал: "Приобретение таких способностей, считая также содержание их обладателя в течение его воспитания, обучения или ученичества, всегда требует действительных издержек, которые представляют собой основной капитал, как бы реализующийся в его личности. Эти способности..., вместе с тем становятся частью богатства всего общества." . Образование является одной из составных частей "человеческого капитала". Сегодня стало очевидным, что не физический, а человеческий капитал, не машины, а люди представляют движущую силу экономического роста. В понятие национального богатства включают, наряду с вещественными элементами капитала, финансовыми активами, и материализованные знания и способности людей к труду.

Накопленные научные знания (они материализуются в новых технологиях), вложения в здоровье человека - учитываются в макроэкономической статистике как элементы национального богатства, имеющие невещественную форму. Промышленная революция стала важнейшим событием в истории современного образования. Бурное развитие промышленности потребовало развития системы образования в широких масштабах для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности, такие, как электротехники и инженеры. В развитых странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировые рынки, быстро осознали, что победить в конкурентной борьбе поможет превосходство в промышленном развитии тесно связанное с более высоким уровнем образования населения и

рабочей силы в частности. Поэтому во многих странах мира стали совершенствоваться системы образования. Для России и поныне остается актуальным положение, высказанное В.В. Путиным в президентской кампании 2004 г., о том, что отставание в экономическом развитии представляет для России "самую главную угрозу" .

Кто же отвечает за образование сегодня? С точки зрения экономической науки образование (и фактически это реализовано в развитых странах, а также в Китае и Индии) уже длительное время является важнейшей областью ответственности государства. Наряду с инфраструктурой рыночной экономики образование определяется как сфера, где деятельность государства является решающей: "Две области, где участие государства незаменимо для обеспечения условий экономического развития, - это инвестиции в инфраструктуру и базовое образование" . Частный рынок с этими функциями в полном объеме не справится. Системы транспорта и связи во многом определяют развитие и эффективное функционирование рынков, а базовое образование должно позволить людям воспользоваться теми возможностями, которые открывает рынок. И сегодня явно просматриваются тенденции увеличения внимания к вопросам образования в развитых и развивающихся странах. Так расходы на образование составляют 5,2% - 5,5% от ВВП во Франции, Германии, Великобритании. А все страны, бравшие у Всемирного банка займы, тратили на образование 7-10% (Китай - брал больше всех) от общего объема заимствований . Более того, в мировой практике уже считается установленным, что объективным «пороговым» условием обеспечения высокой эффективности образования, является доведение доли образовательной сферы в ВВП, хотя бы, до минимального уровня в 5%. Это позволит иметь необходимое материальное оснащение образовательных заведений всех ступеней, поднять долю расходов вузов до 30% общих затрат на образование, а заработную плату преподавателей школ установить по меньшей мере на 20-30%, выше среднего для данной страны уровня . Отметим, что средняя зарплата в системе высшего образования России составляет 21,7 тыс. руб., что ниже, чем по экономике в целом .

Повышенное внимание к развитию современного высшего образования связано с осознанием того факта, что оно все больше способствует экономическому росту и повышению производительности труда. Отметим, что высшее образование может быть общим и профессиональным. Под общим понимается неспециализированное гуманитарное образование.

Каким должно быть современное высшее образование? Учитывая важнейшую роль образования в современном мире, выявим требования к образованию, предъявляемые в развитых и тех развивающихся странах, которые желают быть конкурентоспособными.

Прежде всего, следует отметить тот факт, что важными последствиями ускорения научно-технического прогресса стало повышение роли методологических знаний и аналитических навыков. Отвечая современным требованиям процесс обучения в настоящее время должен все больше основываться на способности находить и обращаться к знаниям и применять их для решения возникающих задач . Учиться тому, как учиться, как трансформировать информацию в новые знания, как превращать новые знания в конкретные приложения - все это уже давно стало более важным, чем запоминание конкретной информации. Аналитические навыки, т.е. способности искать и находить информацию, облекать вопросы в четкую форму, формулировать проверяемые гипотезы, выстраивать данные в определенном порядке и оценивать их, решать задачи занимают важнейшее место в списке требований к выпускнику высшей школы, будущему работнику в экономике знаний. Сегодня постиндустриальному обществу и новой экономике требуются не столько дисциплинированные исполнители, сколько творцы (creators). Решающую роль приобретает высококвалифицированная рабочая сила, способная к самообучению и непрерывному производству знаний.

Подготовка такой рабочей силы - новая задача, стоящая перед современной системой высшего образования. Производственная деятельность современного человека, в том числе менеджера, это, прежде всего, информационный труд, а информационный труд требует хорошего образования. Основные тенденции в развитии способности человека познавать мир состоят в воз-

растании абстрактности и логической связности мышления. Возрастает скорость интеллектуальных процессов, укрупняются семантические блоки, которыми оперирует мышление, увеличивается информационная емкость вычислительных единиц (высказываний). Молодые люди в современных условиях для того, чтобы быть конкурентоспособными должны развить с помощью учебного заведения такие навыки, как: способность к общению, работа в команде, умение разрешать проблемы, адаптивность, готовность учиться всю жизнь. И более того, сегодня работодатели-производственники при приеме на работу молодых специалистов как первое требование ставят не узкий профессионализм, а талант и человеческую порядочность, способность работать много и добросовестно. А с квалификационной точки зрения наиболее ценится умение делать то, чему напрямую в вузе не учили, способность адаптироваться к совершенно новым задачам и сферам деятельности. При этом важная задача социогуманитарных дисциплин в процессе обучения - передать и привить особый интерес к интеллектуальному порыву, поиску и высокому напряжению духовной энергии. Способности, которые ценят работодатели в условиях экономики, основанной на знаниях, касаются устного и письменного общения, командной работы, взаимного обучения в коллективе, творческого подхода, умения предвидеть, находчивости, умения адаптироваться к переменам . Многие их этих способностей предполагают наличие социальных, личностных и межкультурных навыков, которые обычно не прививаются в процессе обучения научно-техническим дисциплинам. Из этого неумолимо следует необходимость более тесной интеграции точных и гуманитарных наук. Следовательно, в эпоху НТР, крайне важно обогащать учебные программы за счет включения в них синтетических предметов. Гармоничное интеллектуальное дополнение к работе по специальным научно-техническим дисциплинам или программам профессионального обучения поможет расширить базу знаний и еще больше развить в студентах любовь к обучению .

В современном мире четко обозначились следующие тенденции развития высшего образования:

1. Увеличение продолжительности времени общего образования.

2. Необходимость непрерывного образования (на протяжении всей жизни).

3. Индивидуализация высшего образования.

4. Рост значимости методологических знаний и аналитических навыков.

Обратим внимание на важность непрерывности образования в наши дни. Совершенно очевидно, что образование без непрерывного продолжения это скоропортящийся продукт. Так половина знаний инженера устаревает за 5 лет, врача за 7 лет. Нарастающие темпы изменений требуют новых подходов к ведению всех составляющих бизнеса, все время нужны новые идеи. Возникает противоречие между возрастающим количеством и сложностью проблем и умением людей решать их.

Указанные тенденции ярко прослеживаются на примерах стран, лидирующих в мировом развитии. Признанным лидером мирового развития являются США. В США развитие высшего образования сегодня является одним из главных социально-экономических приоритетов государства! Несмотря на проводившиеся сокращения государственных расходов, постоянно осуществлялось стимулирование государственных инвестиций в науку и технологии, образование и переподготовку рабочей силы. Развивалась социальная инфраструктура современной рыночной экономики. В стране множество самых разнообразных учебных заведений высшего образования. Одна из особенностей высшего образования США - множество учебных заведений, дающих общее образование. Но даже в таких учебных заведениях студентам предлагают получить и конкретную специальность, близкую к техническому профилю (другими словами, у студентов есть возможность получить специальность при их желании). Существуют также и заведения, дающие высшее инженерное образование. В этих учебных заведениях, дающих первоклассное техническое образование, обязательно существуют гуманитарные курсы (!) для того, чтобы исключить однобокую подготовку специалистов.

Современные задачи высшего образования США состоят в максимальном расширении доступа к образованию представителям различных социальных групп, прежде лишенных такой

возможности. А также предоставления им качественного высшего образования. Для школьного же образования основная задача - всемерное усиление подготовки по математике и техническим дисциплинам.

Другой лидер современного мира - Япония. Продолжительность школьного образования составляет в этой стране 12 лет, и еще четыре года - получение высшего образования. Основной задачей образования провозглашается воспитание патриота Японии, ее гражданина. Опросы, проведенные в Японии после трагедии на АЭС в Фукусиме, показали, что японцы не собираются иммигрировать в другие страны, более того, они не мыслят себе жизни вне пределов Японии. Один из основных предметов в Японии это японский язык! Строжайше соблюдается требование в обязательном порядке освоения всех учебных дисциплин. Только в этом случае можно получить документ об образовании. У них нет возможности выбрать облегченное изучение (как предлагается сейчас в России) какого-либо предмета и сконцентрироваться на другом (нужном, по мнению учащегося) предмете. А вот усиленно заниматься для поступления в вуз, это, пожалуйста. Это только приветствуется, заниматься сверх обязательной насыщенной и сложной программы.

Неравенство в доступе к образованию - одно из самых пагубных неравенств и для индивида и для общества в целом, которое только может быть в наше время. Не предоставленный шанс молодому человеку получить современное образование обрекает его остаться недоразвитым, неполноценным в современной экономике знаний. Не случайно вопросам качества образования, и, что крайне важно, его доступности для всех слоев населения вне зависимости от величины получаемого дохода уделяется пристальное внимание в развитых странах (в первую очередь в США) и особенно в Китае и Индии. Поэтому важным является изучение возможностей для использования опыта развитых и развивающихся стран в предоставлении равного доступа к образованию и, прежде всего, лицам из малообеспеченных семей, получающим высшее образование.

Используя средства государства, необходимо стремиться предоставить равные возможности для желающих получить образования из всех слоев населения и, в особенности, тем из них, кто получает низкие доходы, поскольку в современном мире без широкого и эффективного развития образования населения экономического развития не бывает.

В США в целях развития доступа к образованию был реализован ряд налоговых мер. Введены крупные налоговые льготы для индивидуальных налогоплательшиков на получение образования, особенно высшего, в том числе, разрешение на вычет из налогооблагаемого дохода процентов по займу, полученному для обучения в университетах (в сумме до 1 тыс. долл. в год) . При этом предельные ставки подоходного налога не только не снизились, но даже несколько возросли, что позволило сохранить налоговую структуру бюджета. Фактически была реализована идея, распространенная в США уже в XIX в. и отстаиваемая в числе прочих и русским экономистом А. А. Исаевым, - чем крупнее получаемый индивидом доход, тем больше в нем доля, обязанная своим происхождением существованию государства, его многочисленных и разнообразных учреждений; чем доход меньше, тем больше доля, являющаяся плодом личных усилий индивида. Поэтому, как носитель финансовых прав, государство должно, прежде всего, отыскать наибольший доход, наиболее обязанный ему своим происхождением, и делать его отправной точкой для взимания налогов .

В России очень велик разрыв в доходах населения. Более трети россиян живут крайне стесненно в средствах. Понятно, что лишний рубль дохода для бедного человека значит больше, чем для богатого. И очевидно, что не являются равными возможности получения образования для этих групп населения. Отражается ли эта ситуация в регулирующей деятельности государства? Сглаживается ли государством неравенство в возможности получения образования для разных слоев населения кроме введения ЕГЭ? Ведь от этого напрямую зависит, как будет развиваться промышленность и вся экономика в целом, займет ли страна передовые позиции в мире в области высоких (в том числе информационных) технологий в эпоху бурно нарождающе-

гося информационного общества или будет продолжать жить только за счет сырьевых ресурсов. Однако ответа на эти вопросы пока нет. Можно отметить, что в последнее время отмечается все более отчетливая тенденция к замедлению динамики реальных располагаемых денежных доходов населения. Продолжает оставаться высокой и даже несколько выросла за последние годы дифференциация населения по уровню доходов.

Еще в «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2002-2004 гг.» в разделе "Политика государства в сфере образования" была обозначена приоритетность развития образования как необходимого условия модернизации российского общества и обеспечения конкурентоспособности российской экономики. И прямо прописано равенство доступа к образованию для всех слоев. Но еще раз зададимся вопросом: "Возможно ли при существующей громадной разнице в доходах, естественным порядком, без вмешательства государства прийти к равенству доступа к образованию?". Для нас по прежнему актуальны слова Джеймса Вулфенсона (бывший президент Всемирного банка), сказанные им 14 апреля 1997 г. в программе НТВ «Герой дня»: "Если вы оставите население на уровне выживания, вы не сможете иметь будущего" .

Стоит отметить, что тенденции скудного выделения средств на народное образование имеют в России вековую историю. Об отставании в народном образовании от других стран и недостаточности выделяемых на образование сумм много писалось еще в начале ХХ в. "...если мы хорошие дороги проведем, но население будет оставаться во тьме, то дороги порастут травой, но если сделаем население образованным, то оно само настроит себе дорог" . Но может ли государство изыскать средства для обеспечения образования и проследить за их эффективным использованием? Да может, если научится, а точнее захочет забрать там, где эти средства есть.

Так что пока мы только можем поставить вопросы: 1. Знает ли государство, где и с кого брать средства на образование и сумеет ли оно создать необходимую для современных условий систему налогообложения? 2. Какие возможности имеют выходцы из малообеспеченных семей для получения качественного высшего образования? 3. Какие льготы имеют лица (из малообеспеченных семей), получающие высшее образование?

ЛИТЕРАТУРА

1. Боголепов Д. Краткий курс финансовой науки. - Харьков, 1929.

2. Болотин И.С. Технологии управления персоналом трудовой организации // Новые материалы и технологии НМТ - 2008: материалы Всероссийской научно-технической конференции. - М.: МАТИ - Российский государственный технологический университет им. К.Э. Циолковского. - 2008. - Т. 3.

3. Волобуев В.П. Эволюция модели смешанной экономики и бюджетная макростратегия в США // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 4.

4. Высшее образование: в поисках компромисса между общественной ценностью и требованиями рынка / под общ. ред. Р. С. Гринберга. - М.: РАН Институт Экономики, 2007.

5. Исаев А.А. Наши финансы и подоходный налог. - М.: Аспект-Пресс, 2008.

6. Наумов И. Премьер призвал ректоров настроить образование под запросы экономики и рынка труда // Независимая газета. - 2011. - 25 августа.

7. Марцинкевич В. Национальная модель социально-экономического развития // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - № 1.

9. Обзор мировой экономики. Глава 5 доклада МВФ // Мировая экономика и международные отношения. -2001. - № 1.

10. Озеров И.Х. Финансовая реформа в России. Откуда у нас государство берет деньги и на что их расходует. - М., 1906.

11. Романкова Л.И. Социальные технологии в инновационном развитии высшего образования: депонент в ИНИОН РАН, № 99. - М.: Министерство образования Российской Федерации НИИВО, 1999.

12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М.: Наука, 1962.

13. Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы. - М.: Весь мир, 2003.

14. Сорокина Н.Д. Управление инновациями в вузах. Социологический анализ. - М.: КАНОН, 2009.

HIGHER EDUCATION IN MODERN WORLD

The article considers the priorities of the state policy in the sphere of education, tendencies of development of higher education in the world, formulate the requirements to the modern education.

Key words: education, the education process. Higher school of innovation in education, society technology, knowledge economy.

Суворов Николай Александрович. 1953 г.р., окончил Таджикский государственный университет (1976), ВА им. Ф.Э. Дзержинского (1993), Экономическую академию Минэкономики РФ (1994), старший преподаватель кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор 24 научных работ, область научных интересов - социология управления и образования, экономика государственного сектора, налоговые системы и налоговая политика.

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. В ней занято более миллиарда учащихся и почти 50 млн педагогов. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Чтобы понять природу и движущие силы развития высшего образования в современном мире, необходимо рассмотреть некоторые общие условия и устойчивые закономерности, непосредственно влияющие на сферу образования в целом и на высшее образование в частности.

Закономерности:

1. рост наукоемких производств, для эффективной работы которых более 50 % персонала должны составлять лица с высшим или специальным образованием.

2. интенсивный рост объема научной и технической информации, приводящей к ее усвоению за 7-10 лет.

3.быстрая смена технологий, вызывающая моральное старение производственных мощностей за 7-10 лет.

4. выдвижение на первый план научных исследований, ведущихся на стыке различных наук.

5. наличие мощных внешних средств мыслительной деятельности, приводящих к автоматизации не только физического, но и умственного труда.

6.рост числа людей, вовлеченных в научную и другие виды сложных деятельностей, приводящих, по мнению ряда исследователей, к падению среднего эвристического потенциала ученого;

7. постоянный и устойчивый рост производительности труда в промышленности, позволяющий уменьшить долю населения, занятого в материальном производстве, и увеличить число людей, работающих в области культуры и духовного творчества;

8. повышение благосостояния и денежных доходов населения, приводящее к росту платежеспособного спроса на образовательные услуги.

Выделяются следующие тенденции.

I. Демократизация высшего образования. Это тенденция к общедоступности высшего образования, свободе выбора вида образования и специальности, характера обучения и сферы будущей деятельности, оатказ от авторитаризма и командно-бюрократической модели управления.

II. Создание научно-учебно-производственных комплексов как специфической для высшей школы формы интеграции науки, образования и производства.

III. Фундаментализация образования. Это противоречивая тенденция расширения и углубления фундаментальной подготовки при одновременном сокращении объема общих и образовательных дисциплин за счет более строгого отбора материала, системного анализа содержания и выделения его основных инвариант.



IV. Индивидуализация обучения и индивидуализация труда студента. Это достигается за счет увеличения числа факультативных и элективных курсов, распространения индивидуальных планов, учета индивидуальных психофизиологических особенностей студентов при выборе форм и методов обучения.

V. Гуманитаризация и гуманизация образования направлена на преодоление узкотехнократического мышления специалистов естественнонаучного и технического профиля. Она достигается увеличением числа гуманитарных и социально-экономических дисциплин, (их доля достигает 30 %), расширения культурного кругозора студентов, привития навыков социального взаимодействия через тренинги, дискуссии, деловые и ролевые игры.

VI. Компьютеризация высшего образования. Во многих ведущих ВУЗах число персональных компьютеров превышает число студентов. Используются они не только для проведения вычислительных и графических работ, но и как способ вхождения в информационные системы, для тестового педагогического контроля, как автоматизированные системы обучения, как средства предъявления информации и т.п.

VII. Тенденция перехода к массовому высшему образованию. Она выражается в опережающем росте расходов на образование по сравнению с другими социальными программами и в росте числа студентов.

VIII. В европейских университетах усилилась тенденция к автономизации, переходу ксамоуправлению и выборности руководящего состава ВУЗов на всех уровнях.



IX. Складывается система регулярной оценки эффективности работы ВУЗов со стороны общества. Например, в США группа из нескольких тысяч специалистов ранжирует учебные заведения по многим показателям, включая такие, как затраты на подготовку одного студента, объем научно-исследовательских работ.

Психологическое образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Психологическое образование обычно дается в ВУЗах, профессорами и преподавателями, по большим систематизированным программам, начиная с азов и заканчивая специализацией.

Психологическое обучение в сравнении с психологическим образованием может быть более фрагментарным, решающим локальные, узконаправленные жизненные или деловые задачи.

Между психологическим обучением и психологическим образованием разница в двух главных моментах: в степени систематичности передаваемых знаний и в том, кто автор происходящего: преподаватель либо учащийся.

Обучение - это то, что делает преподаватель, организованный преподавателем процесс передачи знаний и умений. Образование же - это результат деятельности обучающегося, это то, что усвоил человек на курсах или тренинге от того или иного преподавателя.

Наука определяется, во-первых, как деятельность по производству знаний и, во-вторых, как форма систематизации знаний.
Учебный предмет определяется, во-первых, как система знаний и, во-вторых, как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний.

научная дисциплина - это система знаний, ориентированная на исследователей, а учебная дисциплина - это система знаний, ориентированная на обучающихся.
В связи с этим важно отметить, что структура научных и учебных дисциплин может совпадать, а может и не совпадать.
Учебная дисциплина включает в себя два компонента: систему знаний; систему учебно-познавательной деятельности, направленной на их усвоение.

При разработке обоих компонентов учебной дисциплины учитываются сле­дующие факторы:

· уровень, тип и цели образовательной программы;

· интересы обучающихся;

· знания и способности обучающихся;

· формы и функции активности обучающихся;

· существующий фонд дидактических материалов.

Таким образом, структура учебной психологической дисциплины определяет­ся этими факторами.

Степень систематизации соответствующей области психологического зна­ния. Чем более систематизированы знания, тем в большей степени научная дисциплина может претендовать на то, чтобы стать учебной дисциплиной и быть включенной в учебные планы.

Методологическая позиция, интересы, точка зрения преподавателя. Хотя в рамках учебной дисциплины преподаватель должен изложить и раскрыть все существующие теории, концепции, взгляды, понятия, он вправе придерживаться определенной методологической позиции, иметь собственные интересы и точку зрения на преподаваемый предмет.

Уровень, тип и цели образовательной программы, в рамках которой препо­дается психология. Система знаний, включенных в учебную дисциплину, и си­стема учебно-познавательной деятельности, направленная на их усвоение, должны быть разными в зависимости от того: 1) преподается ли эта дисципли­на в начальной, основной, средней или высшей школе; 2) преподается ли она в общеобразовательном или профессиональном учебном заведении; 3) препода­ется ли она студентам - будущим психологам, педагогам, врачам или же сту­дентам других специальностей.

Интерес учащихся и студентов к определенным темам, проблемам, фактам и понятиям, обусловленный их возрастом, уровнем развития, индивидуально-психологическими особенностями. Преподаватель может уде­лить больше внимания каким-либо темам, фактам, понятиям в зависимости от интересов учащихся.
Знания и способности учащихся и студентов. Преподаватель должен строить учебную дисциплину в зависимости от имеющихся у учащихся и студентов знаний в данной области и по данной проблематике, с учетом того факта, явля­ется ли данный учебный курс первым психологическим курсом для учащегося, или он изучал психологию ранее.

Функции, которые выполняют разные виды и формы активности учащихся в процессе усвоения определенных психологических знаний и умений. Усвое­ние учебной дисциплины может быть более или менее успешным в зависимости оттого, изучается ли она в форме лекций, семинарских, практических занятий, или же в рамках самостоятельной работы, в виде индивидуальной, групповой или фронтальной активности. Каждый из перечисленных видов активности выполняет в учебной деятельности свои функции.

Существующий фонд дидактических материалов. Степень дидактической разработанности учебной дисциплины может быть разной. В частности, может существовать детальная программа занятий по преподаваемому курсу, кон­кретные задания, наглядные материалы, контрольные вопросы, методические рекомендации по изучению определенных тем.

Сфера образования, в том числе система высшего образования, должна не только поддерживать функционирование сложившихся общественно-производственных отношений, но и формировать образцы и идеалы будущей жизни и деятельности людей в стране – демократическом обществе, правовом государстве с социально ориентированной экономикой; готовить для высокотехнологичных производств специалистов, способных к оперативному освоению нововведений в сфере профессиональной деятельности.

Поэтому система высшего профессионального образования должна не просто соответствовать социально-экономическим и политическим изменениям в стране, но и осуществлять свою деятельность на основе ближнесрочных и долгосрочных прогнозов с учетом мировых социокультурных и образовательных тенденций.

Важнейшими тенденциями и особенностями развития системы высшего образования в мире выступают:

1. Быстрые темпы развития высшего образования, массовость высшей школы. Так, количество поступающих в высшие учебные заведения выпускников школ в 1995 г. в развитых странах составило – 60%, в Северной Америке – 84%, в развивающихся странах число охваченных высшим образованием увеличилось за последние годы в 11 раз. В настоящее время в Республике Беларусь насчитывается 340 студентов на 10000 населения, что является высоким показателем для стран Европы.

2. Расширение сферы образовательных потребностей обучающихся студентов , что способствует диверсификации (увеличение разнообразия) учебных планов и программ, возникновению новых специализаций и специальностей, которые находятся на стыке двух или нескольких научных областей или учебных дисциплин. Такая взаимосвязь знаний из различных учебных предметов называется междисциплинарностью, которая ивыступает важнойхарактеристикой учебного процесса в современном вузе. Научная практика подтверждает, что новые знания, новая научная отрасль возникают на стыке знаний из разных научных сфер. Образование в современном мире, как отмечал Генеральный директор ЮНЕСКО Фредерико Майор, формируется по образу и подобию бесконечной вселенной, где скрещиваются и взаимно обогащаются друг с другом процессы непрекращающегося творения.

3. Создание единого образовательного пространства в условиях его интернационализации. В соответствии с Болонской декларацией, принятой министрами образования 29 стран Европы 19 июня 1999г., к 2010 году предполагается создание единого европейского образовательного пространства с целью расширения для выпускников вузов возможностей трудоустройства, повышения мобильности специалистов и их конкурентоспособности. Создание единого образовательного пространства предполагает:


– признание дипломов, ученых степеней и квалификаций,

– реализацию двухступенчатой структуры высшего образования, включающей бакалавриат и магистратуру,

– использование единой системы кредитных (зачетных) единиц при освоении образовательных программ,

– разработку европейских стандартов качества образования с применением сравнимых критериев и способов их оценки.

4. Качественное изменение требований к подготовке специалиста для производства . В современной производственной сфере наблюдается соединение нескольких форм деятельности: производственной, исследовательской и проектно-конструкторской. Это способствует созданию экспериментальных производств, направленных на разработку новых, более эффективных технологий, обеспечивающих повышение качества продукции. Интеллектуальный потенциал современного общества определяется освоением новых типов мышления, развитием новых видов деятельности, созданием новых технологий.

В этой связи изменяется роль вузовской науки и практики: они должны обеспечивать в процессе подготовки будущих специалистов соединение учебной, научно-исследовательской, проектно-конструкторской форм деятельности в единый процесс совершенствования существующих и создания новых технологий и систем деятельности.

Это определяет необходимость обновления содержания образования в современном вузе: оно должно быть не только «знаниевым», но и «деятельностным» и обеспечивать формирование у студентов опыта освоения и создания новых типов деятельности. Выдвигается проблема реорганизации образовательного процесса вуза, в котором учебно-познавательная работа студентов должна превращаться в научно-исследовательскую и проектно-конструкторскую деятельность. Опыт освоения новых типов деятельности, способов мышления, технологий и должен стать предметом изучения студентами. При этом будущие специалисты должны учиться выдвигать и обосновывать целевые установки деятельности, разрабатывать и внедрять научно-производственные и технологические проекты.

5. Повышение роли непрерывного самообразования. В настоящее время в высшей школе в течение 4-6 лет в условиях интенсивного развития науки, производственной сферы осуществляется подготовка специалистов, срок профессиональной пригодности которых исчисляется 3-5 годами . В условиях быстрого «старения» знаний специалист нуждается в повышении квалификации или профессиональной переподготовке. По некоторым оценкам зарубежных исследователей специалист в течение года вынужден проводить в учреждениях системы последипломного образования до трети своего рабочего времени. В этой связи важнейшей задачей в процессе профессиональной подготовки специалистов выступает формирование у них системы аутодидактических умений (умений учить самого себя) и потребности в постоянном самообразовании

6. Изменение способов организации и управления учебным процессом в вузе , что предполагает перевод студента из пассивной позиции объекта учебно-познавательной деятельности в активную, рефлексивно-исследовательскую позицию субъекта. Такой подход определяет необходимость создания в образовательном процессе условий для усвоения студентами умений самоопределения, самообразования и профессионального самосовершенствования. Важнейшими условиями выступают реализация развивающих или личностно-ориентированных технологий, основанных на активных, исследовательских формах и методах обучения; увеличение доли самостоятельной работы, использование INTERNET. Это предполагает серьезную активизацию учебной и научно-исследовательской работы будущих специалистов, увеличение ее плотности и насыщенности, количества отчетных и контрольных мероприятий.

Система образования Российской Федерации в настоящее время представляет собой совокупность:

  • федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, устанавливаемых университетами; образовательных программ различного вида, уровня и направленности, а также программ профессионального обучения;
  • организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их работников и обучающихся;
  • органов государственной власти и местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, создаваемых ими консультативных, совещательных и иных органов;
  • организаций, осуществляющих научно-методическое, методическое, ресурсное, производственное и информационнотехнологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования;
  • объединений юридических лиц, общественных и государственнообщественных объединений, осуществляющих деятельность в сфере образования.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании» (ст. 15) в системе образования устанавливаются следующие уровни образования:

  • дошкольное образование;
  • общее образование: начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование;
  • среднее профессиональное образование: подготовка квалифицированных рабочих; подготовка специалистов среднего звена;
  • высшее образование: бакалавриат; магистратура, подготовка специалиста; подготовка научно-педагогических кадров.

Одним из основных принципов правового регулирования отношений в сфере образования признан демократический, государственнообщественный характер управления образованием; обеспечение права работников, обучающихся и их родителей (законных представителей) на участие в управлении образовательной организацией в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах .

Образовательная деятельность может осуществляться следующими организациями:

  • образовательными организациями;
  • научными организациями и иными организациями.

Образовательной организацией признается некоммерческая организация, основной деятельностью которой в соответствии с целями, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность.

В пределах определенного в уставе образовательной организации предмета основной деятельности образовательная организация вправе реализовывать образовательные программы разного уровня и направленности и оказывать образовательные услуги, как безвозмездно, так и за плату, а также вести в установленном порядке научную и иную, связанную с предоставлением образования и обучением деятельность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «Об образовании» к образовательным организациям определенного типа, вида (категории).

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

  • дошкольная образовательная организация;
  • общеобразовательная организация;
  • профессиональная образовательная организация;
  • образовательная организация высшего образования.

Управление образовательной организацией независимо от ее типа, вида, категории (при наличии) строится на основе сочетания принципов единоначалия, коллегиальности и самоуправления.

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель (администратор)), который осуществляет непосредственное управление образовательной организацией.

Высшее образование в России представлено широкой сетью государственных и негосударственных учебных заведений. По сравнению с 1990/1991 учебным годом (в 1990/1991 - 514) сеть государственных вузов ежегодно возрастала и составила к началу 2000/2001 учебного года 607 учреждений, а к началу 2011/2012 учебного года - 634 вуза (табл. 1.2 и 1.3) .

о> Таблица 1.2

Высшие учебные заведения (на начало учебного года)1

Показатели

  • 2000/
  • 2001/
  • 2003/
  • 2004/
  • 2005/
  • 2006/
  • 2008/
  • 2009/
  • 2010/
  • 2011/

Число вузов всего

В том числе:

Государственных | 607 | 621 | 655 | 652 | 662 | 655 | 660 | 658 | 755 | 662 | 653 | 634

в том числе:

университеты

академии

институты

Негосударственных

Численность студентов - всего, тыс. чел.

В том числе:

в государственных

в негосударственных

Принято студентов всего

В том числе в учебные заведения:

государственные

негосударственные

Выпущено специалистов - всего

В том числе учебными заведениями:

государствен н ы м и

негосударственными

1 Россия 2012: Стат. Справочник/ Росстат. - М., 2012. - 59 с.-С. 13-14

Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. М, 2011. - 795 с. - С. 237-247.

Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования по видам"

Таблица 1.3

Все образовательные учреждения высшего профессионального образования

в них студентов, тыс. человек

Университеты

число образовательных учреждений

в них студентов, тыс. человек

принято студентов, тыс. человек

выпущено специалистов, тыс. человек

Академии

число образовательных учреждений

в них студентов, тыс. человек

принято студентов, тыс. человек

выпущено специалистов, тыс. человек

Институты

число образовательных учреждений

в них студентов, тыс. человек

принято студентов, тыс. человек

выпущено специалистов, тыс. человек

Федеральные университет ы

число образовательных учреждений

в них студентов, тыс. человек

принято студентов, тыс. человек

выпущено специалистов, тыс. человек

1 Российский статистический ежегодник. 2011: Стат.сб./Росстат. М., 2012. - 786 с. - С. 254.

На начало 2000/2001 учебного года работало 358 негосударственных высших учебных заведений (37% от общего числа), в которых обучалось 471 тыс. человек (10% всех студентов).

Количество филиалов высших учебных заведений на начало 2009/2010 учебного года составляло 1637 учреждений, в том числе 571 филиал негосударственных вузов, что составляет 35%.

Численность студентов, обучающихся в высших учебных заведений по сравнению с 1993/1994 учебным годом (2613 тыс.чел.) возросла к 2009/2010 учебного году почти в 3 раза и составила 7419 тыс.чел.

Российские высшие учебные заведения представлены в 2011 году университетами (334 учреждения), академиями (169 учреждений) и институтами (123 учреждения).

Первые федеральные университеты были созданы в 2007 году в Южном и Сибирском федеральных округах в рамках приоритетного национального проекта на базе действующих вузов и академических центров в Ростове-на-Дону и Красноярске. Каждый университет получил на реализацию своих программ развития в 2007-2009 годах около 6 млрд рублей. Кроме того, помимо федерального финансирования в проектах предусматривается активное участие бизнеса и региональных властей.

21 октября 2009 года Президент России Дмитрий Медведев подписал Указ "О создании федеральных университетов в Северо-Западном, Приволжском, Уральском и Дальневосточном федеральных округах". В этих округах созданы 5 новых федеральных университетов: Северный (Арктический), Казанский (Приволжский), Уральский, Дальневосточный и Северо-Восточный.

В 2010 году Распоряжениями Правительства Российской Федерации федеральные университеты путем реорганизации изменяют тип на федеральные государственные автономные образовательные учреждения высшего профессионального образования. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2010 г. N 2483-р принято решение о создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта".

Таким образом, в 2012 году в России функционирует 8 федеральных университетов.

Приказом Минобрнауки России от 29 июля 2009 г. N 276 утвержден перечень показателей, критериев и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет 1:

  • 1. Показатели успешности образовательной деятельности.
  • 2. Показатели результативности научно-инновационной деятельности.

Приказ Минобрнауки России от 29 июля 2009 г. N 276 "О перечне показателей, критериях и периодичности оценки эффективности реализации программ развития университетов, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет"". Электронный ресурс: Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/niu/

  • 3. Показатели развития кадрового потенциала.
  • 4. Показатели международного признания.
  • 5. Показатели финансовой устойчивости.

Оценка эффективности реализации программ развития национальных исследовательских университетов проводится Министерством образования и науки Российской Федерации один раз в год на основании докладов национальных исследовательских университетов о ходе реализации их программ развития, представляемых в Министерство образования и науки Российской Федерации до 1 марта года, следующего за отчетным.

Победителями конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория "национальный исследовательский университет" в 2009 году стали 12 образовательных учреждений из восьми регионов Российской Федерации, в том числе 4 из Москвы и 2 из Санкт-Петербурга :

  • 1. Государственный университет - Высшая школа экономики
  • 2. Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева
  • 3. Московский авиационный институт (государственный технический университет)
  • 4. Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана
  • 5. Московский физико-технический институт (государственный университет)
  • 6. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского
  • 7. Новосибирский государственный университет
  • 8. Пермский государственный технический университет
  • 9. Самарский государственный аэрокосмический университет им. акад. С. П. Королева
  • 10. Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В. Плеханова (технический университет)
  • 11. Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики
  • 12. Томский политехнический университет

В 2010 году статус национального исследовательского университета присвоен еще 15 государственным образовательным учреждениям высшего профессионального образования из 10 субъектов России :

  • 1. Белгородский государственный университет
  • 2. Иркутский государственный технический университет
  • 3. Казанский государственный технологический университет
  • 4. Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева
  • 5. Московский государственный институт электронной техники
  • 6. Московский государственный строительный университет (МГСУ)
  • 7. Московский энергетический институт (технический университет)
  • 8. Пермский государственный университет
  • 9. Российский государственный медицинский университет федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
  • 10. Российский государственный университет нефти и газа им.И.М.Губкина
  • 11. Санкт-Петербургский государственный политехнический университет
  • 12. Саратовский государственный университет

им.Н.Г.Чернышевского

  • 13. Томский государственный университет
  • 14. Учреждение Российской Академии наук Санкт-Петербургский академический университет - Научно-образовательный центр нанотехнологий РАН
  • 15. Южно-Уральский государственный университет

В настоящее время деятельность высших учебных заведений обусловлена новыми социально-экономическими условиями и характеризуется:

  • невозможностью обеспечения эффективной деятельностью вузов без учета внешней среды, возрастанием необходимости укрепления взаимодействия вузов с предприятиями и организациями - работодателями, органами местной и федеральной власти;
  • необходимостью решать проблемы финансового обеспечения и внебюджетного финансирования деятельности вуза, формированием и развитием коммерческой и иной приносящей доход деятельности вузов;
  • отсутствием централизованного распределения выпускников;
  • ростом численности состава преподавателей и сотрудников вузов в связи с наблюдавшимся в последние годы интенсивным ростом обучения студентов на платной основе;
  • появлением большого количества новых вузов, факультетов и кафедр, массовым открытием новых специальностей;
  • интенсивной компьютеризацией учебного процесса, развитием информационных и инновационных технологий, оснащением вузов разнообразными техническими средствами, вычислительной техникой, необходимостью их использования и обслуживания;
  • ростом значения научных исследований в вузах, возрастанием требований к их качеству, повышением роли научной деятельности преподавателей и студентов при оценке деятельности высших учебных заведений;
  • значительным ужесточением порядка лицензирования и аккредитации вузов;
  • интеграцией образования на международном уровне;
  • повышением роли инновационных технологий в учебном процессе и научной деятельности;
  • далеко не всегда позитивным влиянием современных СМИ на студенчество (насилие, секс, попкультура);
  • повышением значимости патриотического воспитания молодежи; борьбы с вредными привычками, наносящими ущерб здоровью студентов - алкоголь, наркомания, курение;
  • более активным участием преподавателей и студентов в реальном бизнесе;
  • демографическим спадом и усилением конкуренции между вузами в сфере реализации их услуг.

Новые условия рыночной экономики определяют и новые приоритеты деятельности руководителей образовательных учреждений. Среди них:

  • 1. Необходимость такой подготовки специалистов, чтобы они могли быть востребованы работодателями, т.е. рынком труда.
  • 2. Необходимость адаптации в международном экономическом пространстве.
  • http://mon.gov.ru/pro/niu/6077/
  • http://mon.gov.ru/pro/niu/7168/

С коренными преобразованиями в сфере образования, меняющими наши представления о его роли в современном обществе. В основе этих преобразований лежит развитие новых подходов к обучению, основанных на использовании современных инновационных технологий в образовании.

Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. Именно образование связано с возрастанием влияния качества человеческого капитала на общественное развитие, с процессом накопления и передачи знаний от поколения к поколению. Поэтому современные и будущие поколения нуждаются в эффективной динамичной системе образования, основанной на инновационных технологиях.

В связи с этим главная задача российской образовательной политики состоит в обеспечении современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Важнейшей мировой тенденцией современного образования является его интеграция и интернационализация, ведущая к сближению стран, созданию условий для формирования единого мирового образовательного пространства. Присоединение России к Болонской декларации (2003 г.), принятой большинством европейских стран, означает движение нашей страны в направлении сближения образовательных систем. Основные положения Болонской декларации можно свести к следующим важным пунктам: внедрение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников.

Интеграция и интернационализация образования формируют мировой рынок образовательных услуг. Уже сегодня появились и действуют более технологичные открытые образовательные системы, которые оказывают образовательные услуги независимо от расстояний и государственных границ. Наряду с традиционным (классическим) образованием стали широко использоваться нетрадиционные способы обучения, основанные на современных образовательных и информационных технологиях. В первую очередь речь идет о системах открытого и дистанционного обучения, которые основаны на Интернет-технологиях или электронном образовании.

К современным тенденциям развития образования относятся такие, как диверсификация, интернационализация, индивидуализация, развитие опережающего и непрерывного образования, его интенсификация и компьютеризация, а также развитие принципов цикличности и многоступенчатости. Все эти тенденции должны способствовать возрастанию качества образования в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития общества. Диверсификация проявляется в расширении разнообразных подходов к содержанию образования, с развитием новых дисциплин и специальностей, форм обучения, методов и технологий образования. На этой основе возникает новое качество специальностей и дисциплин, методов и технологий в управлении образованием.


Диверсификация образования проявляется в различных его характеристиках: организации, методологии, методике, технологии, контроле знаний. Не менее важной тенденцией является индивидуализация обучения, нацеленная на то, чтобы перейти от сложившейся в прошлом системы единообразного обучения для всех к современному качественному образованию для каждого. Такой подход может быть осуществлен посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с индивидуальными возможностями, как учащихся, так и преподавателей с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

В условиях индивидуализации обучения современное образование должно быть непрерывным. Необходимость непрерывного образования обусловлена как потребностью человека к постоянному пополнению знаний в течение своей профессиональной деятельности, так и прогрессом науки и техники.

Инновации в образовании - это актуально значимые и системно самоорганизующиеся нововведения, возникающие на основе разнообразия инициатив и новшеств, которые становятся перспективными для эволюции образования, позитивно влияют на развитие всех форм и методов обучения. Понятие инновационная деятельность применительно к развитию современного образования может быть рассмотрена как целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно-технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Инновации в системе российского образования имеют закономерный характер, их содержание, формы и способы осуществления зависят как от глобальных проблем развития человечества, так и от социально-экономических, правовых, духовных и политических процессов реформирования российского общества.

Основу социальных инноваций составляют модернизация и информатизация российского образования. Основная цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества и государства. Модернизация российского образования - это инновационный процесс преобразования всей системы образования, нацеленный на максимальное удовлетворение образовательных потребностей учащихся по самому широкому диапазону специальностей, уровней образования, учебных заведений и информационно-образовательных ресурсов.

При этом образование должно давать ожидаемый эффект независимо от места нахождения, как учащегося, так и образовательного ресурса или услуги, в которой он нуждается, проводиться с использованием самых современных информационных и телекоммуникационных технологий. Результатом модернизации должно стать достижение нового качества российского образования, которое определяется, в первую очередь, его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. Информатизация образования направлена на реализацию замысла повышения качественного содержания образования, на проведение исследований и разработок, их внедрение, предполагает замену традиционных информационных технологий на более эффективные во всех видах деятельности в национальной системе образования России.

Внедрение инновационных технологий в образование требует новых подходов в обучении на основе современных образовательных технологий. Образовательная технология - это целевое применение системы средств в образовании, определяющее получение заданных характеристик некоторого образовательного феномена (определенных качеств выпускников, содержания образования, повышения квалификации работников образования и т.д.). Современные образовательные технологии, в первую очередь, должны работать на креативное образование, способствуя творческому развитию личности каждого обучаемого.

Образовательная технология включает в себя совокупность действий, относящихся к любым образовательным процессам (управление системой образования, развитие образовательного учреждения, формирование педагогического коллектива и т. п.). В структуру образовательной технологии входят такие компоненты, как целеполагание, мониторинг и оценка, при этом основой современной системы образования оказываются информационные технологии. Существенно при этом, что инновационные технологии в образовании требуют не только развития образования на основе информационных технологий, но и создания соответствующей информационно-образовательной среды.

Единую информационно-образовательную среду можно определить как создаваемую самими людьми управляемую психолого-педагогическую систему, основанную на современных информационно-образовательных технологиях и обеспечивающую едиными технологическими средствами ведение учебного процесса в интернет-среде всем желающим.

В рамках единой образовательной информационной среды происходит становление и развитие системы инновационного образования, обеспеченной организационными, педагогическими и информационными технологиями. В этой среде при помощи архитектурных и структурных решений обеспечиваются открытые стандарты на интерфейсы , форматы и протоколы обмена информацией с целью обеспечения мобильности, стабильности, эффективности и других положительных качеств, достигаемых при создании открытых систем.

Цель и принципы современного образования ориентированы на подготовку обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях рыночных отношений . Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь». На практике эта система реализуется с помощью сетевых технологий. Первоначально сетевые технологии обучения получили широкое распространение среди представителей тех возрастных и социальных групп, которые вынуждены отдавать предпочтение обучению без отрыва от основной трудовой деятельности.

Сегодня открытое и дистанционное обучение предоставляет возможность различным группам населения с помощью Интернет получить дополнительное образование. Многие российские вузы активно используют информационные и сетевые технологии в системе очного обучения. В результате этого более эффективное использование современных образовательных технологий в традиционной системе образования постепенно ведет к тому, что будет стираться грань между очными, заочными и дистанционными формами обучения, что и является характерной чертой системы инновационного образования.

На современном этапе глобальные изменения в целях и содержании образования ориентируют обучаемых на выработку качественно новой модели подготовки людей к жизни и деятельности в условиях постиндустриального общества, формирования у них совершенно новых, необходимых для этих условий личных качеств и навыков. Все это диктует новые требования к специалистам.

Модернизация системы российского образования и внедрение информационных и коммуникационных технологий в процесс обучения по- новому ставят вопрос о качестве образования. Уже сегодня многие страны уделяют большое внимание проблемам качества и эффективности образования, объединяя свои усилия в разработке методологии, технологии и инструментария сравнительных исследований качества образования, создавая тем самым систему мониторинга качества образования в мире.

Сегодня в российской системе образования формируется новая модель подготовки специалистов, учитывающая не только квалификационную модель специалиста, но и модель компентентностную. Компетентность специалиста включает как знания, умения, навыки, так и способы их реализации в деятельности и в общении. В компетентностной модели специалиста цели образования связываются с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. На первое место выступают качественные характеристики личности, которые формируются современными образовательными технологиями. Речь идет не столько о контроле знаний, умений и навыков, сколько о качестве образовательной системы.

Важным направлением повышения качества образования является подготовка и переподготовка преподавательских кадров. Во многом от преподавателей зависит качество подготовки специалистов. В вузах действует система повышения квалификации профессорско-преподавательских кадров, которая в полной мере соответствует требованиям времени и уделяет большое внимание новым технологиям в образовании. Например, в МГЮА им. О.Е. Кутафина в Институте дополнительного профессионального образования повышение квалификации научно-педагогических работников Академии осуществляется по следующим программам краткосрочного повышения квалификации «Переход на двухуровневое высшее юридическое образование на основе компетентностного подхода», «Совершенствование информационной компетентности преподавателей вуза», основанным на инновационных образовательных технологиях.

Создаваемая в России единая система управления качеством образования является методологической основой для перевода образовательных систем в новое состояние, обеспечивающее открытость и новое качество образования, адекватное потребностям развивающейся личности, социума и рынка труда.

Современное инновационное образование - это опережающее образование, отличительной особенностью которого является разработка передовых методов и способов приобретения знаний, формирующих личность в едином мировом информационно-образовательном пространстве.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»