Политический строй первых романовых. Россия при первых Романовых: политическое, социально-экономическое и внешнеполитическое развитие Социально политические изменения в период первых романовых

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Во второй половине XVII в. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от самодержавия с Боярской думой, от сословно - представительной монархии к чиновничье - дворянской монархии, к абсолютизму, т. е. неограниченной т бесконтрольной власти монарха.

Вопрос об условиях возникновения абсолютизма в России требует дальнейшего изучения, но уже сейчас с уверенностью можно сказать, что бесполезно искать предпосылки установления этой формы правления в экономике - специфика истории нашей страны состоит в отставании ее экономики от политического устройства. Напомним, решающее влияние на создание единого государства оказала внешняя опасность. Эта же опасность, угроза потерять независимость форсировали утверждение абсолютизма. Угроза со стороны более развитых стран Запада и систематические грабительские набеги с юга вынуждали государство держать в постоянной готовности значительные вооруженные силы, расходы на содержание которых превосходили материальные ресурсы населения. Только неограниченная власть монарха могла принудить население приносить жертвы государству. Имели значение и прочие факторы: огромные размеры территории страны, не прекращавшаяся колонизация, соперничество боярства с основной массой дворян, позволявшее монарху лавировать между ними, городские восстания середины XVII в. и др.

Переход России к абсолютизму прослеживается в разных сферах политической жизни страны: в изменении царского титула, отмирании такого атрибута сословно - представительной монархии, как земские соборы, в эволюции приказной системы, а также состава Боярской думы, в повышении значимости непородных людей в государственном аппарате, и наконец, в победном исходе для светской власти ее соперничества с властью церковной.

В России абсолютная монархия сложилась в ходе петровский реформ. Однако уже с Соборного уложения 1649 г. отчетливо прослеживаются мероприятия, отразившие робкие попытки перехода к новым формам организации власти. Изменился титул московских государей, в котором появилось слово «самодержец». После воссоединения Левобережной Украины с Россией он звучал так: «Великий государь, царь и Великий князь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец…»

Теоретические постулаты самодержавия подкреплялись Уложение 1649 г., две главы которого были посвящены соблюдению престижа царской власти и определению мер наказания за все помыслы и действия, наносившие урон как «государевой чести», так и царскому двору. Строго наказывалось любое бесчестье, даже словом, если оно наносилось кому-либо в резиденции царя.

С 80-х годов XVII в. прекратился созыв Земских соборов. Последний Земский собор полного состава принял решение о воссоединении Украины с Россией в 1653 г. Окрепшее самодержавие более е нуждалось в поддержке сословно - представительского органа. Он был оттеснен правительственными учреждениями - приказами, а также Боярской думой.

Существенные изменения претерпела и приказная система. XVII в. считается временем ее расцвета. Это была довольно сложная и громоздкая система центральных учреждений, в которой отсутствовали как единые принципы создания приказов, так и четкое распределение функций между ними. Этим объясняется многослойность их классификации.

На протяжении XVII в. функционировало в общей сложности свыше 80 приказов, из которых к концу столетия сохранилось немногим более 40. Количество приказов увеличивалось, ибо появлялась надобность в управлении новыми отраслями государственного хозяйства: создание полков нового строя вызвало появление Рейтарского приказа, а воссоединение Украины с Россией сопровождалось созданием Малороссийского приказа, возвращение смоленских земель -- Смоленского приказа и т.д. Это был естественный процесс, отражавший усложнение социально - экономической и политической структуры общества и соответственно ей - усложнение структуры государственного аппарата. Однако не появление новых приказов означало переход к абсолютному, а новшества в структуре каждого из них и рост влияния беспородных людей. Если в 1640 г. приказных людей числилось всего 837 человек, то в 1690 г. их стало почти вчетверо больше--2739. Больше чем по 400 человек в конце века сидели в Поместном приказе и приказе Большой казны. Штат приказа Большого дворца насчитывал более 200 человек. В остальных приказах сидело от 30 до 100 подьячих. Современник отметил, что подьячих в приказах стало так много, что и «сидеть негде, стоя пишут». Рост числа приказных служителей -- свидетельство повышения роли чиновников в управлении государством.

Более важным новшеством в приказной системе было создание таких учреждений, как приказ Тайных дел и Счетный приказ. Приказ Тайных дел отправлял функции контроля за деятельностью остальных приказов, рассматривал подаваемые на имя царя челобитные, ведал царским хозяйством. Он находился в непосредственном ведении царя и не подчинялся Боярской думе. По свидетельству Г. Котошихина, он был создан «для того, чтоб его царская мысль и дела исполнялись все по его хотению, а бояре б и думные люди о том ни о чем не ведали». Контролирующие функции в области финансов выполнял учрежденный в 1650 г. Счетный приказ. Оба приказа прекратили существование после смерти их основателя - Алексея Михайловича. Однако, организация контроля средствами чиновников - один из признаков абсолютизма.

Изменения в местном управлении тоже отражали тенденцию к централизации и падание выборного начала. Власть в уездах, а их в стране в середине столетия насчитывалось свыше 250, сосредоточивалась в руках воевод, заменивших всех должностных лиц земских выборных органов: городовых приказчиков, судных и осадных голов, губных старост. Земское управление сохранилось лишь в Поморье.

В XVII в. получают дальнейшее развитие разряды: военно -административные округа, возникавшие в пограничных районах. Первый из них - Тульский был создан еще в XVI в. В XVII в. в связи с расширением границ на юг, запад и восток возникли Белгородский, Смоленский, Тобольский и другие разряды. Создавались они и в районах, находившихся в центре страны (Московский, Владимирский и др.), но они оказались недолговечными. Воеводами разрядов назначались бояре, им подчинялись воеводы уездов. Разряды являлись отдаленными предшественниками губерний петровского времени. Права и обязанности воевод разрядов не были определены. Их главная задача состояла в мобилизации сил для отпора неприятелю.

Во второй половине XVII в. были предприняты разрозненные попытки реорганизации армии. Создавались так называемые полки «нового строя» из вольных, «охочих» людей: солдатские (пехота), рейтарские (конница) и драгунские (смешанного строя). В них набирали также «даточных» людей. Сто крестьянских дворов давали одного солдата на пожизненную службу. Эти полки собирались только на время войны, а после ее окончания распускались. В армию стали приглашать иноземных офицеров.

Серьезное препятствие на пути перехода к абсолютному создавала церковь, которая по - прежнему претендовала на большую власть.

Во второй половине XVII в. произошел конфликт между руководством церкви и государства. Московский патриарх Никон выдвинул и яростно отстаивал идею независимости и руководящей роли церкви в государстве. Он доказывал, что «священство» (церковь) выше «царства» и что царь получает корону из рук патриарха - представителя Бога на земле. Имея огромное личное влияние на царя, Никон сумел добиться титула «великого государя», что ставило его почти в равное положение с царем Алексеем Михайловичем. Двор московского патриарха мало уступал в роскоши и блеске царским палатам. Как указывалось выше, церковным собором Никон был отрешен от патриаршей власти и выслан из Москвы.

Соборное уложение 1649 г., разрешив обмен вотчин на поместья и наоборот, положило начало слиянию бояр и дворян в один замкнутый класс -сословие. В 1674 г. черносошным крестьянам было запрещено записываться в дворянство. В 1679--1681 гг. было введено подворное обложение. Единицей взимания налогов становился крестьянский или посадский двор. Таким образом, процессы, происходившие в социально - политическом развитии России во второй половине XVII столетия, свидетельствуют, что попытки преобразований имели место до петровских реформ.

Михаил Федорович Романов стал русским царем в сложное время (схема 82). Смута привела Россию к полному экономическому краху. Не сразу установилась и политическая стабильность, система управления в центре и на местах была разрушена. Основными задачами молодого царя было достижение примирения в стране, преодоление хозяйственной разрухи и упорядочение системы управления. Первые шесть лет своего царствования Михаил правил, опираясь на Боярскую думу и Земские соборы. Последние фактически не прекращали работу с 1613 по 1619 г. В 1619 г. из польского плена вернулся отец царя Федор Никитич (в монашестве Филарет) Романов. Принявший патриарший сан Филарет фактически управлял страной до своей смерти в 1633 г. В 1645 г. умер и Михаил Романов. Русским царем стал его сын Алексей Михайлович (схема 83).

К середине столетия хозяйственная разруха была преодолена. Экономическое развитие России в XVII в. характеризуется рядом новых явлений в хозяйственной жизни (схема 84). Ремесло постепенно перерастало в мелкотоварное производство. Все больше изделий производилось не на заказ, а для рынка. Происходила экономическая специализация отдельных регионов. В Туле и Кашире, например, производились металлические изделия. Поволжье специализировалось на обработке кожи. Новгород и Псков были центрами производства льна. Лучшие ювелирные изделия создавались в Новгороде, Тихвине и Москве. В эту же эпоху начали возникать центры художественного промысла (Хохлома, Палех и др.).

Развитие товарного производства привело к появлению мануфактур. Они разделялись на казенные, т.е. принадлежащие государству (например, Оружейная палата), и частновладельческие. Последние возникали в основном в металлургии. Такие предприятия находились в Туле, Кашире и на Урале.

Схема 82

Рост производительных сил способствовал развитию торговли и зарождению общероссийского рынка. Возникли две крупные общероссийские ярмарки: Макарьевская на Волге и Ирбитская на Урале.

В XVII в. в России произошло окончательное юридическое оформление крепостного права. Под этим термином историки понимают наиболее тяжелую форму зависимости крестьян от помещика, власть которого распространялась на личность, труд и имущество принадлежащих ему крестьян. Насильственное прикрепление крестьян к земле практиковалось в ряде европейских стран в Средние века. Однако в Западной Европе крепостное право было сравнительно недолгим и не существовало повсеместно. В России оно окончательно установилось на рубеже XVII в., существовало в самой жесткой форме и было отменено лишь в 1861 г.

Схема 83

Чем можно объяснить подобный феномен русской истории? В литературе одной из причин закрепощения крестьян называется малая производительность крестьянских хозяйств. Другими причинами становления крепостного права историки считают суровые природно-климатические условия и экономическую зависимость крестьян от феодалов. На положение русского крестьянства повлияли и особенности политического развития русской государственности. Основу вооруженных сил России XVII в. составляло служилое сословие помещиков – землевладельцев. Постоянно возникавшие расходы на поддержание обороноспособности страны требовали укрепления этого сословия и обеспечения его бесплатной рабочей силой (схема 85).

Схема 84

Этапы юридического оформления крепостного права проследить несложно. В 1581 г. Иван Грозный ввел "Заповедные лета", до отмены которых крестьянам запрещалось покидать своих владельцев. В реальности это означало, что крестьян лишили древнего права перехода в Юрьев день к другому хозяину, хотя формально закона о его отмене, вероятно, не было. В продолжение политики закрепощения крестьян правительство Бориса Годунова приняло в 1597 г. указ о пятилетнем сыске беглых крестьян. Указами царя Михаила Федоровича от 1637 и 1641 г. государственный сыск был увеличен соответственно до 9 и 15 лет. Датой окончательного оформления крепостного права принято считать 1649 г. Соборное уложение царя Алексея Михайловича установило бессрочный сыск беглых крестьян.

Схема 85

В исторической литературе существуют две основные концепции закрепощения русского крестьянства. Согласно концепции "указного" закрепощения крепостное право было введено по инициативе государственной власти для поддержания обороноспособности страны и обеспечения служилого сословия. Такой точки зрения придерживались историки Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, Н.И. Костомаров, С.Б. Веселовский и Б.Д. Греков, а также современный историк Р.Г Скрынников. В трудах В.О. Ключевского, М.П. Погодина и М.А. Дьяконова отстаивается "безуказная" концепция, согласно которой крепостное право было следствием реальных жизненных условий страны, лишь юридически оформленное государством (схема 86).

В 1649 г. было принято Соборное уложение – кодекс отечественного феодального права, регулировавший отношения в основных сферах жизни общества (схема 87). В июле 1648 г. Земский собор рассмотрел челобитье служилых и торговых людей о принятии нового кодекса законов. Для его разработки была создана специальная комиссия во главе с боярином Н.И. Одоевским. Уже осенью того же года проект Уложения был представлен царю. В начале 1649 г. Уложение было утверждено Земским собором. Вскоре оно было издано тиражом 1200 экземпляров. Уложение разделено на главы, а главы – на статьи. Всего в Соборном уложении 25 глав и 967 статей.

Свод законов начинается главой "О богохульниках и церковных мятежниках", в которой предписывается наказывать всякое богохульство, ересь или выступление против церковных властей сожжением на костре. Следующие две главы регламентируют статус царя. Показательно само название одной из них: "О государьской чести и как его государьское здравие оберегать". Соборное уложение предписывает жестокие наказания не только за мятеж против царя или оскорбление главы государства, но даже за драки и бесчинства на царском дворе. Таким образом происходило законодательное закрепление абсолютной монархии.


Схема 86


Схема 87

В Соборном уложении оформлена социальная структура общества, так как в нем регламентированы права и обязанности всех сословий. Наиболее важное значение имела глава 11 "Суд о крестьянах". Именно в ней указан бессрочный розыск беглых крестьян, что окончательно закрепило крепостное право. Согласно Соборному уложению городские жители прикреплялись к месту жительства и "тяглу", т.е. несению государственных повинностей. Значительная часть Уложения посвящена порядку судопроизводства и уголовному праву. Законы XVII в. выглядят слишком суровыми. Историки права насчитали 60 преступлений, за которые в Соборном уложении предусмотрена смертная казнь. Уложение регламентирует также порядок несения военной службы, выезда в другие государства, таможенную политику и т.д.

Политическое развитие России в XVII в. характеризуется эволюцией государственного строя: от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Особое место в системе сословно-представительной монархии занимали Земские соборы (схема 88). В состав Земского собора входили высшее духовенство ("освященный собор"), Боярская дума и выборная часть ("курия"). Выборные делегаты Собора представляли московских дворян, администрацию приказов, уездное дворянство, верхи "тягловых" слобод московского посада, а также казаков и стрельцов ("служилых людей по прибору"). Черносошные крестьяне были представлены лишь однажды – на Земском соборе 1613 г.

Схема 88

Как уже указывалось, первый в истории России Земский собор был созван Иваном IV в 1549 г. (Собор примирения) (схема 89). Соборы XVI в. решали вопросы о продолжении Ливонской войны и избрании царя. Особую роль в русской истории сыграл Собор 1613 г., избравший на царство Михаила Романова. В первые годы правления молодого царя Земские соборы работали почти непрерывно и помогали Михаилу в управлении государством. После возвращения из польского плена отца Михаила Федоровича Филарета Романова деятельность Соборов становится менее активной. В основном они решали вопросы войны и мира. В 1649 г. Земский собор принял Соборное уложение. Последний Земский собор, работавший в 1653 г., решал вопрос о воссоединении Украины с Россией. Впоследствии земская деятельность угасает. В 1660-1680-е гг. собирались многочисленные сословные комиссии. Все они по преимуществу были боярскими. Окончание работы Земских соборов фактически означало завершение перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму.

Схема 89

В системе органов государственной власти и управления сохранялась существенная роль Боярской думы. Однако во второй половине XVII в. ее значение падает. Из состава Думы выделяется так называемая Ближняя дума, состоящая из особо преданных царю лиц.

Высокого развития в XVII в. достигает приказная система управления (схема 90). Постоянные приказы занимались отдельными отраслями в сфере государственного управления внутри страны или ведали отдельными территориями. Обороной страны и делами служилого сословия ведали разрядный, стрелецкий, пушкарский, иноземный и рейтарский приказы. Поместный приказ оформлял земельные наделы и проводил судебные расследования по земельным делам. Посольский приказ осуществлял внешнюю политику государства. Наряду с постоянными создавались и временные приказы. Одним из них был приказ тайных дел, руководимый лично Алексеем Михайловичем. Приказ занимался надзором за деятельностью высших государственных учреждений и должностных лиц.

Основной административно-территориальной единицей государства был уезд. Система местного управления в XVII в. строилась не на основе выборных органов, а на власти назначаемых из центра воевод. Им подчинялись земские и губные старосты.

Социальная структура русского общества XVII в. была глубоко сословной (схема 91). Термин "сословие" означает социальную группу, обладающую закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Привилегированным сословием были светские и духовные феодалы. Светские феодалы разделялись на чины. В XVII в. это понятие отражало не столько служебное положение, сколько принадлежность к определенной группе феодального сословия. Его верхушку составляли думные чины: бояре, окольничьи, были чины московские – чиновники, стряпчие, московские дворяне. За ними следовали низшие категории привилегированного сословия – чины городовые. К ним относились провинциальные дворяне, которых называли "детьми боярскими".

Большую часть зависимого населения составляли крестьяне. Лично свободные члены общины назывались черносошными крестьянами. Остальные крестьяне были либо частновладельческими, т.е. принадлежащими помещикам, либо дворцовыми, или удельными, принадлежащими царской семье. На положении рабов находились холопы. Прикреплены к своим повинностям были жители городов – ремесленники и купцы. Наиболее богатые купцы назывались "гостями". К числу зависимых сословий относились и "служилые люди по прибору": стрельцы, пушкари и казаки.

Схема 90


Основные даты и события: 1613 г. - воцарение Михаила Федоровича Романова; 1649 г. - принятие Соборного уложения; 1653 г. - последний Земский собор.

Исторические деятели: Михаил Федорович; патриарх Филарет; Алексей Михайлович; Федор Алексеевич.

Основные термины и понятия: местничество; самодержавие; абсолютизм.

План ответа: 1) основные направления перемен в политическом строе; 2) Земские соборы; 3) Боярская дума; 4) приказная система; 5) местное управление; 6) Соборное уложение 1649 г. 7) начало оформления абсолютизма.

Материал к ответу: Первым русским царем новой династии стада Михаил Федорович Романов (1613-1645). К моменту начала правления ему едва исполнилось 16 лет. В таком возрасте он не мог быть самостоятельным политиком. Вступая на престол, Михаил произнес торжественную клятву, в которой обещал не править без Земского собора и Боярской думы. Эту клятву царь выполнял вплоть до возвращения из плена своего отца. Филарет, провозглашенный в 1619 г. патриархом, получил также титул «великого государя» и стал соправителем своего сына. Вплоть до своей смерти в 1633 г. Филарет являлся фактическим правителем России. После смерти Михаила царем стал его сын Алексей Михайлович (1645-1676).

Уже при первых царях династии Романовых произошло значительное укрепление монаршей власти и ослабление роли сословно-представительных органов в государственной жизни.

Обещание Михаила Федоровича править в согласии с Зем­ским собором и Боярской думой не было случайным: в усло­виях хозяйственного разорения и слабости центральной власти царь вынужден был искать опору. Такой опорой стал в первую очередь Земский собор. На протяжении всего царствования Ми­хаила Федоровича особенностью Земских соборов был значи­тельный рост представительства низших сословий. Причем избранные на Собор депутаты получали от своих избирателей «наказы» и должны были отстаивать их перед царем. Однако по мере укрепления царской власти и стабилизации обстановки в стране Земские соборы стали собираться все реже.

После смерти Филарета некоторые дворяне предложили преобразовать Земский собор в постоянно действующий парла­мент. Однако эти идеи не отвечали интересам самодержавной власти. Соборы стали созываться лишь для утверждения уже подготовленных царем проектов, а не для обсуждения путей развития страны. Последний Земский собор, на котором были широко представлены различные слои российского общества, был созван в 1653 г. Он принял в российское под­данство население Левобережной Украины и Киева. В дальнейшем главной опорой самодержавной власти стали бю­рократия и армия.

Постепенно утрачивала свою прежнюю роль и Боярская дума. Состав Думы был расширен Михаилом Федоровичем - так он отблагодарил тех, кто поддержал его воцарение (до ста человек). Причем в Думу входила теперь не толь­ко родовая аристократия, но и представители незнатных ро­дов. Дума по-прежнему была призвана решать наиболее важные вопросы - войны и мира, утверждения законопроектов, введе­ния новых налогов, решения спорных вопросов и т. д. Руково­дил ее работой царь либо назначенный им боярин.


Увеличение численного состава Думы сделало ее слишком громоздкой и вынудило царя создать более гибкий орган уп­равления, состоявший из наиболее доверенных лиц - «ближ­нюю» («малую», «тайную») Думу, которая постепенно замени­ла собой «большую». В полном составе Боярскую думу стали созывать все реже. «Ближняя» дума сосредоточила в своих руках решение многих вопросов государственного управления.

Рост территории страны, усложнение экономических задач привели к значительному увеличению числа приказов. В разное время в России их насчитывалось около ста. Вопросами внешней политики (в том числе освобождения военнопленных за выкуп) ведал Посольский приказ. Дворцовым хозяйством и имуществом царя занимался приказ Большого дворца. Казенный приказ отвечал за сохранность драгоценностей и вещей царской семьи. Конюшенный приказ распоряжался многочисленными царскими конюшнями и снаряжением для царских выездов. Разрядный приказ распределял дворян и бояр на царскую службу. Земельными пожалованиями и сбором налогов с поместий и вотчин ведал Поместный приказ. Ямской приказ отвечал за быструю и надежную почтовую связь. С ростом масштабов каменного строительства в столице и крупных городах возник Приказ каменных дел. Едва ли не центральное место занимал Челобитный приказ, рассматривавший прошения и жалобы царских подданных. При Алексее Михайловиче существовал также Приказ тайных дел, который контролировал деятельность всех государственных учреждений и ведал хозяйством царской семьи.

Однако численный рост приказов негативно отражался на системе управления в целом, запутывал обязанности служащих, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребления служебным положением. Порой приказы занимались решением одних и тех же или близких по характеру задач. Так, судебные вопросы решали Разбойный и Земский приказы. Военными делами ведали Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Иноземский, Рейтарский, Казачий приказы. Целый ряд приказов отвечал за контроль над местным управлением. Все это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения.

В XVII веке главной административной единицей оставал­ся уезд. К концу века их насчитывалось более 250. Уезды, в свою очередь, делились на станы и волости. С самого начала века во главе уездов и ряда приграничных городов царь назначал воевод. Они не только возглавляли местные военные отряды, но и обладали высшей административной и судебной властью: отвечали за сбор налогов, выполнение населением повинностей, вершили суд.

Для преодоления последствий Смуты необходимо было принять множество новых законов. Как и прежде, их проек­ты готовились по поручению царя приближенными к нему лицами и обретали силу после согласия Боярской думы и ца­ря. В тех случаях, когда законопроект был особенно важен, его утверждал Земский собор. Появление в первой половине века новых законов, применявшихся наряду с законами более раннего времени, потребовали их упорядочения, сведения в единый документ - свод законов. Составление такого сво­да было поручено приближенным царя Алексея Михайловича во главе с князем Н. И. Одоевским. При составлении Собор­ного уложения (принятого Земским собором в 1649 г.) ис­пользовались не только российские законы, но и зарубеж­ные. В разработке свода законов участвовал и сам молодой царь Алексей.

Уложение отразило возросшую роль царя в жизни страны. Впервые в закон было введено понятие «государственное пре­ступление» (против чести и здоровья царя и его семьи, предста­вителей государственной власти и церкви), за которое предус­матривалось суровое наказание. Уложение утвердило полное право землевладельца на землю и зависимых (крепостных) крестьян. Был установлен бессрочный розыск беглых кресть­ян и большой штраф за укрывательство беглецов.

Таким образом, в течение XVII века нарастали тенденции усиления самодержавной власти царя, опиравшегося теперь не на сословное представительство, а на бюрократический ап­парат и армию; произошло окончательное утверждение крепо­стничества; значительно возросли права и привилегии дворян­ства - социальной опоры царского самодержавия.

Политическое развитие страны при первых Романовых

Цели урока: проследить общее направление политического развития России в XVII в.; показать учащимся причины усиления самодержавного характера власти и его последствия.

Основные знания: усиление самодержавной власти при первых Романовых; изменение роли и значения Земских соборов; причины утраты властных функций Боярской думой; предпосылки и последствия роста численности приказов; перемены в системе местного управления; основные положения Соборного уложения 1649 г.

Образовательная среда : учебник, рабочая тетрадь, отрывки из сочинения Григория Котошихина «О России в царствование Алексея Михайловича» (полная версия сочинения представлена на сайте http://www.hist.msu. ru/ER/Etext/kotoshih.htm#723) и Соборного уложения 1649 г., настенная карта «Территориальный рост России в XVII в.», репродукции картин К. В. Лебедева «В Боярской думе», А. П. Рябушкина «Сидение царя с боярами в государевой комнате», С. В. Иванова «В приказной избе» и «Суд в Московском государстве».

Внутрипредметные связи: Новая история: Английская революция XVII в., становление абсолютизма во Франции в XVII в.; история России: внутренняя политика Ивана Грозного. Персоналии: Михаил Фёдорович, патриарх Филарет, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич.

Ключевые понятия: самодержавие, абсолютизм, волость, стан, крепостничество.

Даты и события: 1613-1645 гг. - правление Михаила Фёдоровича Романова; 1645-1676 гг. - правление Алексея Михайловича Романова; 1649 г. - принятие Соборного уложения; 1653 г. - последний Земский собор.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий): объяснять значение понятий абсолютизм (с привлечением знаний из курса всеобщей истории), самодержавие, волость, стан, крепостничество; анализировать отрывки из Соборного уложения

1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России; разъяснять, в чём заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, Боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством; характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича.

Основные сведения

При первых Романовых роль и значение царской власти неизмеримо выросли, а роль Земского собора и Боярской думы в государственных делах ослабла.

Земские соборы стали созываться лишь для утверждения уже подготовленных царём проектов, а не для обсуждения путей развития страны, как бывало прежде. А с усилением крепостничества представительство низших слоёв населения в Земских соборах стало минимальным.

Последний Земский собор был созван в 1653 г., он принял в российское подданство население Левобережной Украины и Киева.

С тех пор главной опорой самодержавия стали дворяне, служившие в приказах и армии.

Постепенно утрачивала свою прежнюю роль и Боярская дума. Увеличение численности Думы сделало её слишком громоздкой и вынудило царя создать более гибкий орган управления, состоявший из доверенных лиц, - «ближнюю» («малую», «тайную») Думу, которая постепенно заменила собой «большую». В полном составе Боярскую думу стали созывать всё реже и реже. «Ближняя» же Дума сосредоточила в своих руках решение многих вопросов государственного управления.

Рост территории страны, усложнение экономических задач привели к значительному увеличению числа приказов. В разное время в России существовало около ста приказов.

В XVII в. территория России делилась на уезды, станы и волости.

С самого начала XVII столетия во главе уездов и ряда приграничных городов царь ставил воевод. Они руководили местными войсковыми отрядами, возглавляли управление, суд, сбор налогов. Можно сказать, что воеводы олицетворяли всю власть на местах. Органы, выбираемые населением (земские и губные избы), утратили значительную часть своих полномочий.

Появление многих новых законов в первой половине XVII в. наряду с применением законов более раннего времени потребовало их упорядочения, сведения в единый документ - свод законов. Составление такого свода царь Алексей Михайлович поручил своим приближённым во главе с князем Н. И. Одоевским. При составлении Соборного уложения, принятого Земским собором в 1649 г., использовались не только российские законы, но и зарубежные.

План изучения нового материала:

1. Первые Романовы: усиление самодержавной власти.

2. Земские соборы.

3. Боярская дума.

4. Приказы.

5. Местное управление.

6. Законы. Соборное уложение 1649 г.

Ход урока

Рассмотрение нового материала предваряет повторительная беседа учителя с классом. Актуализация знаний учащихся позволит им лучше понять, в чём заключалось укрепление самодержавия в XVII в.

Вопросы и задания для учащихся: 1. К какому времени относится установление в России самодержавия? 2. Назовите органы управления в России XVI в.

1. Изучение данного пункта плана можно провести в форме лабораторной работы. Основными источниками для анализа здесь могут выступить отрывки из Соборного уложения 1649 г.

Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать

1. Будет кто каким умышлением учнёт мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщется допряма, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смертию.

2. Так же будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злово умышления начнёт рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнёт дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помочь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова изменника по тому же казнити смертию…

5. А поместья и вотчины и животы изменничьи взятии на государя.

6. А жёны будет и дети таких изменников про ту их измену ведали, и их по тому же казнити смертию...

13. А будет учнут извещати про государьское здоровье, или какое изменное дело чьи люди на тех, у кого они служат, или крестьяне, за кем они живут во крестьянех, а в том деле ни чем их не уличат, и тому их извету не верить. И учиняя им жестокое наказание, бив кнутом нещадно, отдати тем, чьи они люди и крестьяне. А опричь тех великих дел ни в каких делех таким изветчиком не верить…

18. А кто Московского государьства всяких чинов люди сведают, или услышат на царьское величество в каких людех скоп и заго-вор, или иной какой злой умысел, и им про то извещати государю царю и великому князю Алексею Михайловичю всея Руси, или его государевым бояром и ближним людям, или в городех воеводам и приказным людем…

21. А кто учнёт к царьскому величеству, или на его государевых бояр и околничих и думных и ближних людей, и в городех, и в полкех на воевод, и на приказных людей, или на кого ни буди приходити скопом и заговором, и учнут кого грабити, или побивати, и тех людей, кто так учинит, за то по тому же казнити смертию безо всякия пощады…

Вопросы для учащихся : 1. Какие поступки Соборное уложение рассматривало как государственное преступление? 2. Какие наказания назначались за эти поступки? Почему наказания были столь жестокими?

По итогам работы учащихся с документом учитель делает вывод о том, что царь защищал интересы феодалов, сам являясь крупнейшим из них (ему принадлежало свыше 80 тыс. крестьянских дворов).

Вопросы для учащихся: 1. Почему Михаил Фёдорович вошёл в историю как Кроткий, а Алексей Михайлович - как Тишайший? 2. Какую роль при дворе Михаила Фёдоровича играл патриарх Филарет? Можно ли назвать его «вторым великим государем»? 3. Чем можно объяснить особую роль патриарха Филарета в системе управления государственными делами?

Этот этап урока можно начать с повторения ранее пройденного материала.

Вопросы для учащихся: 1. Что такое Земские соборы? 2. Когда и почему они начали созываться? 3. Кто и как становился участниками Земских соборов? 4. Чем можно объяснить усиление роли Земских соборов в конце XVI - начале XVII в.?

Отталкиваясь от ответа на последний вопрос, учитель приступает к изложению нового материала, объясняя учащимся, почему происходило постоянное уменьшение роли Земских соборов после Смуты. При рассмотрении этого и двух последующих пунктов плана урока можно предложить учащимся заполнить таблицу:

Органы управления в Российском государстве в XVI-XVII вв.

Государственные учреждения XVI в. XVII в.

Земские соборы Боярская дума Приказы

При объяснении материала о Боярской думе учителю важно показать динамику её развития. В этом ему поможет беседа с учениками.

Вопросы для учащихся: 1. Когда и почему появилась Боярская дума? 2. Какие функции она имела? Как изменились эти функции в период

опричнины? 3. Что нового появилось в работе Думы в Смутное время?

При изложении материала учитель может использовать репродукции картин художников К. В. Лебедева «В Боярской думе» и А. П. Рябушкина «Сидение царя с боярами в государевой комнате», а также отрывок из сочинения подьячего (помощника дьяка) Григория Котошихина «О сидении царя с боярами».

Полученные данные можно свести в таблицу

При объяснении материала о приказах учителю целесообразно иллюстрировать свой рассказ репродукцией картины С. В. Иванова «В приказной избе».

На этой картине показана приказная изба XVII в. в разгар работы. В небольшой комнате - «казёнке» (где хранились казна и наиболее важные документы приказа) - за столом сидят: глава приказа - «судья» из бояр, его товарищи, дьяк - главный секретарь приказа - и подьячие.

У двери, опершись о притолоку, в красном кафтане стоит пристав. От него зависит, кого пропустить к судье и дьяку, а кого нет. Перед дверью теснятся просители. У каждого в руках «приношение»: у одного - гусь, у другого - рыба, у третьего - лукошко с яйцами, у следующего - бублики, кто-то положил на скамейку мешок с мукой. Без взятки в приказ не ходили. Даже в приговорке того времени говорилось: «Не ходи в суд с одним носом, а ходи с приносом».

В центре картины большой стол, на нём чернильницы, горшок с клеем, бумаги, горшочки с киноварью (чтобы красной краской писать первую строку в жалованных грамотах или заглавную букву в рукописях). Подьячие пишут гусиными перьями на листках бумаги и подклеивают их один к другому, наматывая на палочке в длинный свиток. Чем дольше тянулось дело, тем длиннее становился свиток. До нашего времени дошли свитки по 50-80 м длины. Чтобы найти нужную строку, надо было перематывать весь свиток. Лента волочилась, отсюда пошло название «бумажная волокита».

Другим вариантом изучения этого пункта плана является беседа с учащимися по репродукции картины С. В. Иванова «В приказной избе».

Вопросы для учащихся: 1. Как на картине показано взяточничество в приказах? 2. Что было предметом взяток? 3. Что можно сказать по картине о ведении дел в приказах, о работавших в них людях?

Изучение этого пункта можно построить в виде беседы с учащимися по репродукции картины С. В. Иванова «Суд в Московском государстве», на которой изображён суд на воеводском дворе в уездном городе. Завершает разговор о государственном аппарате обсуждение сущности законодательной базы Российского государства в XVII в. Учитель, подводя итог, делает вывод о том, что жестокими пытками, суровыми приговорами (ученики должны уточнить, какие виды приговоров существовали по Соборному уложению 1649 г.) царский суд поддерживал господство феодалов, охранял их жизнь и имущество.

Выводы. В течение XVII столетия значительно укрепилась царская власть. Российские самодержцы перестали созывать Земские соборы и считаться с мнением Боярской думы. Усиливалось крепостное право. Законы прикрепили крестьян к земле.

Домашнее задание: § 6, вопросы и задания к нему.

Понадобилось несколько десяти-летий для восстановления разрушенного хозяйства.

Укреплялось положение феодальных землевладельцев; особенно выросло дворянское землевладение (дворяне требовали не только новых земель, но и упрочения прав на землю, чтобы превратить свои поместья в вотчинные владения).

Больше половины населения России находилось в крепостной зави-симости. Крестьяне дворцовых и черносошных волостей и посадское население тоже не были свободными людьми, подвергаясь эксплуатации со стороны государства.

Внутренняя торговля в России значительно возросла: проводились ежегодные ярмарки (Москва имела широкие торговые связи), из Сибири везли меха, с Нижней Волги - рыбу, с Севера - соль, из Орла - хлеб.

Социально-политическое развитие:

Ослабление самодержавия в начале XVII века. Значение в государ-стве феодальной знати оставалось весьма большим.

На смену старой выросла новая аристократия.

При решении государственной вопросов все большее значение стали приобретать думные дворяне.

Наряду с Боярской думой в первой половине XVII века часто соби-рались Земские соборы из выборных представителей различных сосло-вий. С укреплением царской власти созывы Земских соборов к концу XVII века прекратились.


Существовала разветвленная система приказов.

Вооруженные силы - предмет постоянных забот правительства. Были сформированы постоянные солдатские полки «нового строя». Было усилено вооружение армии.

Во внешней политике: налаживание нарушенных международных отношений.

Отражение нападений с юга.

Восстановление государственного единства русских земель.

Московское правительство начало войну за возвращение Смоленска (1632-1634).

1648 год - в Москве произошло крупное восстание.

1650 год - произошли крупные восстания в Новгороде и Пскове, которые обнаружили классовое размежевание в среде горожан.

1649 год - Земским собором был принят новый свод законов, кото-рый получил название Соборного уложения.

Зарождение абсолютизма. Теперь, когда усилилось дворянство и выросло купечество, значение Боярской знати в государстве уменьши-лось.

Церковный раскол (появление течения старообрядцев. Люди выхо-дили из подчинения официальной церкви под предлогом борьбы за сохранение старой веры).

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»