Пиротехнические сигнальные средства. Средства сигнализации и связи на спасательных шлюпках и плотах Изменение осадки при изменении солёности воды

Подписаться
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:

Этот сайт посвящен кораблям, пароходам, маломерным судам, гидроциклам и другому водному транспорту.

Раздел «Галерея » мы постоянно пополняем новыми фотографиями судов различного водоизмещения.

На страницах сайт также размещена информация об устройстве и назначении маломерных судов. Надеемся, сайт будет полезен судоводителям.

Счетчики

Пиротехнические средства сигнализации

Пиротехнические средства широко применяют для подачи сигналов бедствия в море.

Парашютная ракета сигнала бедствия — красного цвета, высота взлета не менее 300 м, продолжительность горения 40 с и скорость опускания не более 5 м/с.

Ракета-граната звуковая, подает сигнал бедствия с дальностью слышимости не менее 5 миль.

Ракета одиозвездная — красного цвета, высота взлета не менее 8 м, продолжительность горения не менее 6 с; применяют при спасательных операциях.

Фальшфейер представляет собой картонную или пластмассовую гильзу, заполненную пиротехническим составом; вводится в действие зажигательным устройством; во время горения его держат в руках. Белый фальшфейер горит 20 с и служит для привлечения внимания, красный горит 60 с и является сигналом бедствия.

Шашка дымовая входит в комплект сигнальных средств спасательных шлюпок. После приведения в действие ее выбрасывают за борт, где она в течение 3 мин создает дымовое облако оранжевого цвета, видимое на расстоянии 3 миль.

Буйки светящиеся и светодьшящиеся крепят к спасательным кругам, размещенным на крыльях ходового мостика. При попадании буя в воду автоматически включается световой сигнал продолжительностью не менее 45 мин или светодымовой сигнал оранжевого цвета продолжительностью не менее 15 мин. Конструкция буйков обеспечивает их надежную работу при сбрасывании с высоты 25 м и более.

При использовании пиротехнических средств надо строго соблюдать следующие правила безопасности:

  • использовать пиротехнические средства могут только члены экипажа, прошедшие специальный инструктаж, что оформляется протоколом квалификационной комиссии;
  • при запуске ракет не должно быть поблизости людей;
  • запрещается направлять полет ракет в сторону судов, береговых строений, людей;
  • пиротехнические средства, которые при вводе в действие не сработали, должны быть немедленно затоплены (выброшены за борт);
  • запрещается разбирать ракеты и производить запуск звуковых ракет из рук;
  • не допускаются удары и сотрясения при хранении и использовании ракет и шашек;
  • линеметательная ракета должна запускаться только с присоединенным к ней линем.

Пиротехнические средства должны храниться в специальных водонепроницаемых металлических ящиках, установленных на открытом мостике, а для спасательных шлюпок — в специальных контейнерах; ракетницы хранятся у капитана.

Пиротехнические средства, срок действия которых истек, подлежат замене.

Применение открытого огня и курение вблизи хранения пиротехнических средств и при их применении категорически запрещаются.

К пиро­техническим средствам сигнализации относятся ракеты, дымовые шашки, фальшфейеры, самовоспламеняющиеся буйки и электрические самовоспламеняющиеся буйки, а также различного рода взрывные патроны, имитирующие пушечный выстрел на судне. Применение на морских судах пиро­технических средств для подачи сигналов должно отвечать требованиям Международной Конвенции SOLAS – 74 и Правилам Регистра.

Все пиро­технические средства, запускаемые в воздух, должны начинать гаснуть при падении на высоте 50 м от воды.

Сигнализация пиро­техническими средствами производится как в темное, так и в светлое время суток в виде подачи зрительных и звуковых сигналов. Для осуществления такой сигнализации, в особенности для подачи сигналов бедствия, часто применяются ракеты. Их запускают в воздух обычно с рук или со специального устройства на высоту до 300-400 м, именуемую «потолком взлета ракеты». По способу сигнализации ракеты имеют свои отличительные характеристики.

Ракета, называемая ракетой сигнала бедствия, выбрасывает в воздух 6-8 ярких звезд красного цвета – по одной через короткие промежутки времени. При взлете она оставляет огненный след. Выбрасывание ракетой звезд происходит около потолка ее взлета.

Парашютная ракета сигнала бедствия - красного цвета, имеет специальное устройство, раскрывающее парашют, благодаря которому она горит в воздухе продолжительное время (около 40 с) пламенем ярко-красного цвета и также выбрасывает звезды того же цвета, высота взлета не менее 300 м, продолжитель­ность горения 40 с и скорость опускания не более 5 м/с.

Ракета-граната звуковая (или комбинированная ракета) сочетает в себе звуковой и световой сигналы. При разрыве она производит звук, имитирующий пушечный выстрел, и затем тут же выбрасывает сигнальный огонь красного цвета. Подаваемый сигнал бедствия можно услышать с расстояния не менее 5 миль.

Ракета однозвездная - красного цвета, высота взле­та не менее 8м, продолжительность горения не менее 6 с, применяют при спасательных операциях.



Фальшфейер состоит из гильзы, наполненной пиротехническим составом, и рукоятки. Во время зажигания фальшфейер держат за эту рукоятку. Фальшфейеры, дающие при сжигании ярко красный цвет, служат для подачи сигнала бедствия. Время горения – 60 с. Фальшфейеры, дающие белый цвет, горят в течении 20 с и служат для привлечения вни­мания. Красный горит 60 с и является сигналом бедст­вия. Фальшфейеры с огнем синего цвета применяются для вызова лоцмана; этот сигнал подается только по мере надобности.

Шашка дымовая обладает способностью плавать на воде, входит в комплект сигнальных средств спасательных шлюпок и плотов. При сгорании она образует густой дым оранжевого цвета (видимый на расстоянии 3 миль), стойкость которого равна примерно около 5 минут.

Буйки светящиеся и светодымящиеся крепят к спаса­тельным кругам, размещенным на крыльях ходового мостика. При попадании буя в воду автоматически включается световой сигнал продолжительностью не менее 45 мин., или светодымовой сигнал оранжевого цвета продолжительностью не менее 15 мин. Конструк­ция буйков обеспечивает их надежную работу при сбра­сывании с высоты 25 м и более.

Международные сигналы бедствия на море

Рис. 4. Международные сигналы бедствия на море.

При использовании пиротехнических средств надо строго соблюдать следующие правила безопасности:

Использовать пиротехнические средства могут толь­ко члены экипажа, прошедшие специальный инструк­таж, что оформляется протоколом квалификационной комиссии;

При запуске ракет не должно быть поблизости людей;

Запрещается направлять полет ракет в сторону судов, береговых строений, людей;

Пиротехнические средства, которые при вводе в дей­ствие не сработали, должны быть немедленно затопле­ны (выброшены за борт);

Запрещается разбирать ракеты и производить за­пуск звуковых ракет из рук;

Не допускаются удары и сотрясения при хранении и использовании ракет и шашек;

Линеметательная ракета должна запускаться только с присоединенным к ней линем.

Пиротехнические средства должны хра­ниться в специальных водонепроницаемых ме­таллических ящиках, установленных на откры­том мостике, а для спасательных шлюпок в специальных контейнерах. Ракетницы хранят­ся у капитана. Пиротехнические средства, срок действия которых истек, подлежат замене.

Применение открытого огня и курение вбли­зи хранения пиротехнических средств и при их применении, категорически запрещаются.

Транспортные суда неограниченного района плавания в дополнение к пиротехническим средствам спасательных шлюпок и плотов должны быть, по требованию Регистра и SOL AS 74 , снабжены:

Ракетой парашютной судовой -12 шт.;

Ракетой (гранатой) звуковой - 12 шт.;

Фальшфейером красным - 12 шт.

Одноразовую зеленую ракету -12 шт.;

Однозвездную красную ракету - 12 шт.;

Фальшфейер белого цвета - 12 шт.

Таблица 3. Основные характеристики пиротехнических средств

Морской сайт Россия нет 14 ноября 2016 Создано: 14 ноября 2016 Обновлено: 14 ноября 2016 Просмотров: 11890

Судовые средства связи и сигнализации классифицируют по двум основным признакам: по назначению и характеру сигналов. По назначению средства связи подразделяют на средства внешней и внутренней связи.

Средства внешней связи служат для обеспечения безопасности мореплавания, связи с другими судами, береговыми постами и станциями, обозначения рода деятельности судна, его состояния и т. д.

К средствам внешней связи судна относятся:

радиосвязь;

звуковые;

зрительные;

аварийное радиооборудование;

пиротехнические.

Средства внутренней связи и сигнализации предназначены для обеспечения подачи сигналов тревоги, других сигналов, а также надежной связи между мостиком и всеми постами и службами.
К этим средствам относятся судовая автоматическая телефонная станция (АТС), судовая система громкоговорящей связи,машинный телеграф, звонки громкого боя, судовой колокол, мегафон, носимые УКВ-радиостанции, губной свисток, звуковая и световая сигнализация о повышении температуры, появлении дыма, поступлении воды в судовых помещениях.

Важнейшей частью морской сигнализации являются огни, знаки, световые и звуковые сигналы,предусмотренные МППСС-72.

Звуковые средства связи и сигнализации

Средства звуковой связи и сигнализации предназначены, в первую очередь,для подачи сигналов согласно МППСС-72. Звуковая сигнализация также может быть применена для передачи сообщений как по МСС-65, так и, например, для связи между ледоколом и проводимыми им судами.

К звуковым средствам относятся: судовой свисток или тифон, колокол, туманный горн и гонг.

Свисток и тифон – основные средства для подачи звуковых сигналов согласно МППСС-72. Подачу звуковых сигналов осуществляют из ходовой рубки и с крыльев мостика нажатием сигнальной кнопки.

При плавании в условиях ограниченной видимости включается специальный прибор, который подает туманные сигналы согласно заданной программе.

Судовой колокол устанавливается в носовой части судна, вблизи брашпиля. Он используется для передачи сигналов на мостик при постановке судна на якорь и съемке с якоря, для подачи туманных сигналов при стоянке судна на якоре, на мели, для подачи дополнительного сигнала при пожаре в порту и т. п.

Туманный горн является запасным средством туманной сигнализации. Он используется для подачи туманных сигналов при выходе из строя свистка или тифона.

Гонг применяется для подачи туманных сигналов, предписанных правилом 35(g) МППСС-72.

Звуковые средства связи и сигнализации

Зрительные средства связи и сигнализации

Зрительные средства бывают световые и предметные. К световым относятся различные светосигнальные приборы – сигнальные фонари, прожекторы, ратьер, клотиковый и отличительные огни.

Дальность действия светосигнальных приборов обычно не более 5 миль.

В качестве предметных средств используются сигнальные фигуры и сигнальные флаги Международного свода сигналов (МСС-65).

Сигнальные фигуры – шары, цилиндры, конусы и ромбы на судах применяются в соответствии с требованиями МППСС-72. Фигуры изготовляются из жести,фанеры, проволоки и парусины.

Их размеры определяются Регистром. Хранятся они на верхнем мостике, кроме якорного шара, который находится на полубаке.

На судах морского флота используется Международный свод сигналов (МСС-65), комплект которого состоит из 40 флагов: 26 буквенных, 14 цифровых, 3 заменяющих и ответного вымпела. Эти флаги поднимаются на фалах и хранятся в рубке в специальных ящика-сотах.

, который был принят ИМКО в 1965 г. и введен в действие с 1.04. 1969 г., предназначен для связи различными способами и средствами, особенно в случаях, когда возникают языковые трудности общения. При составлении международного свода учитывалось, что при отсутствии языковых трудностей применение систем морской радиосвязи обеспечивает более простую и эффективную связь.

Свод предназначен для ведения переговоров по вопросам обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море при помощи одно-,двух-, и трёхбуквенных сигналов.

Он состоит из шести разделов:

1. Правила пользования при всех видах связи.

2. Однобуквенные сигналы для срочных, важных сообщений.

3. Общий раздел двухбуквенных сигналов.

4. Медицинский раздел.

5. Алфавитные указатели слов-определителей.

6. Приложения на вкладных листах, которые содержат сигналы бедствия, спасательные сигналы и порядок радиотелефонных переговоров.

Каждый сигнал Международного свода имеет завершенное смысловое значение. С целью расширения значения основного сигнала с некоторыми из них используются цифровые дополнения.

Общие правила

1. Одновременно следует поднимать только один флажный сигнал.

2. Каждый сигнал или группу сигналов следует оставлять поднятыми до появления ответа принимающей станции.

3. Когда на одном и том же фале поднимается более одной группы сигналов, то каждую из них следует отделять от другой разделительным фалом.

Позывной вызываемой станции следует поднимать одновременно с сигналом на отдельном фале. Если позывной не поднят, то это означает, что сигнал адресуется ко всем станциям, расположенным в пределах видимости сигналов.

Все станции, которым адресуются сигналы или которые указываются в сигналах, как только они их увидят, должны поднять ответный вымпел до половины, а сразу же после разбора сигнала - до места; ответный вымпел следует приспустить до половины, как только передающая станция спустит сигнал, и вновь поднять до места после разбора следующего сигнала.

Окончание обмена сигналами

После спуска последнего флажного сигнала передающая станция должна поднять ответный вымпел, указывающий на то, что этот сигнал последний. Принимающей станции следует на это отвечать так же, как и на все другие сигналы.

Действия, когда сигнал не понят

Если принимающая станция не может различить сигнал, передаваемый для нее, то она должна держать ответный вымпел поднятым до половины. Если сигнал различим, но смысл его не понятен, то принимающая станция может поднять следующие сигналы:

Заменяющие вымпелы используются тогда, когда в сигнале необходимо использовать один и тот же флаг (или цифровой вымпел) несколько раз, а имеется только один комплект флагов.

Первый заменяющий вымпел всегда повторяет самый верхний сигнальный флаг того вида флагов (разделение по виду делается на буквенные и цифровые),который предшествует заменяющему. Второй заменяющий всегда повторяет второй, а третий заменяющий − третий сверху сигнальный флаг того вида флагов, который предшествует заменяющему.

Заменяющий вымпел никогда не может быть использован более одного раза в одной и той же группе.

Ответный вымпел, когда он используется в качестве знака десятичной дроби,не следует принимать во внимание при определении, какой заменяющий нужно использовать.

Двухбуквенные сигналы составляют общий раздел свода и служат для переговоров, связанных с безопасностью мореплавания. Например, требуется запросить "Какая ваша осадка кормой?». Слово "осадка" в данном случае будет словом-определителем. На букву "о" находим слово "осадка". На странице, указанной рядом с этим словом, находим, что данному тексту соответствует сигнал NT. Этот сигнал соответствует запросу "Какая ваша осадка?". Ниже этого сигнала следуют сигналы NT с цифровыми дополнениями от 1 до 9. Из этих сигналов выбираем NT9, который и соответствует необходимому запросу.

Для удобства разбора сигналы в Международном своде расположены в алфавитном порядке, и первые буквы их обозначены на боковых клапанах. Например, для разбора сигнала CZ необходимо открыть книгу на клапане буквы "С", затем найти вторую букву "Z" и прочитать значение сигнала "Вы должны стать бортом под ветер для приема шлюпки или плота ".

Трехбуквенные сигналы служат для передачи медицинских сообщений. В качестве цифровых дополнений к сигналам используются таблицы дополнений медицинского раздела, в которых двузначными цифрами кодируются части тела (таблица M l), список общих болезней (таблицы М 2.1, М 2.2), список медикаментов (таблица М З).

Названия судов или географических мест в тексте флажного сигнала следует передавать по буквам. Если необходимо, то предварительно может быть поднят сигнал YZ (Следующие слова передаются открытым текстом).

Особые виды сигналопроизводства

Особые виды сигналопроизводства

Государственный флаг Российской Федерации

Поднятый на судне в установленном порядке Государственный флаг РФ указывает на принадлежность судна Российской Федерации.
Государственный флаг РФ поднимается только на судах, имеющих свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ в соответствии с Кодексом торгового мореплавания. День первого подъема флага считается судовым праздником и отмечается ежегодно.

Государственный флаг РФ поднимается на судне во время стоянки на кормовом флагштоке, на ходу - на гафеле или кормовом флагштоке. Малым и буксирным судам на стоянке и на ходу разрешается нести флаг на гафеле.
Государственный флаг РФ на ходу и на стоянках поднимается ежедневно в 8 часов и спускается с заходом солнца. За полярным кругом зимой Государственный флаг РФ ежедневно должен подниматься в 8 часов и находиться в таком положении в пределах времени его видимости, а в летнее время - с 8 до 20 часов.
Государственный флаг РФ поднимается ранее установленного времени (до 8 часов), а также не спускается после захода солнца при входе судна в порт и выходе из него.

Подъем и спуск Государственного флага РФ и других флагов производится по приказанию вахтенного помощника капитана.

Флаги иностранных государств. Флаги указывают на принадлежность судна соответствующему государству.

На российских судах во время стоянки в иностранном порту, а также при следовании под проводкой лоцмана внутренними водными путями, каналами и подходными фарватерами, одновременно с Государственным флагом РФ, поднятым на кормовом флагштоке, на носовой (сигнальной) мачте должен подниматься флаг страны порта.

В дни общероссийских и местных праздников во время стоянки в портах суда России расцвечиваются флагами Международного свода сигналов, которые разносятся от форштевня через топы мачт к гакаборту.

При расцвечивании флагами сочетание их цветов должно производиться в перемежающемся порядке.

Для расцвечивания не должны употребляться:

государственные и военно-морские флаги Российской Федерации;

кормовые флаги вспомогательных и гидрографических судов;

флаги должностных лиц;

иностранные национальные и военные флаги и флаги иностранных должностных лиц;

флаг Красного Креста и Красного Полумесяца.

Подъем и спуск флагов расцвечивания производятся одновременно с подъемом и спуском Государственного флага.

Флаги должностных лиц. Высшие должностные лица Российской Федерации имеют свои флаги (вымпелы).

Флаги должностных лиц поднимаются на судах, где эти лица имеют официальное местопребывание.

Поднимают и спускают флаги (вымпелы) с разрешения лиц, которым они присвоены в момент вступления этого должностного лица на борт судна.

Позывные судна. Каждому судну присваивается свой позывной в виде букв или цифр. По позывному можно однозначно идентифицировать государственную принадлежность, вид, название судна и его основные характеристики.

§ 63. СРЕДСТВА СВЯЗИ И СИГНАЛИЗАЦИИ

На маломерных судах связь и сигнализация необходимы для связи с берегом и другими судами, для подачи сигналов бедствия.

Все виды средств связи или сигнализации на маломерных судах подразделяются на три основных вида: визуальную, звуковую, радиотехническую.

1. Визуальная сигнализация

К средствам визуальной связи относится флажная и световая сигнализации.

А. Флажная сигнализация

Флажной семафор (рис. 148, а) - наиболее распространенный и доступный вид связи. Сущность его в том, что каждой букве русского алфавита соответствует определенное положение рук. В семафорной азбуке насчитывается 29 буквенных знаков, 8 служебных и 4 знака перемены места. Для того чтобы пользоваться флажным семафором, судоводитель-любитель должен его хорошо знать, а на судне в плавании иметь два флага яркой окраски, прибитых к ручкам для удобства пользования. Необходимо иметь также запасную пару семафорных флажков.

Сигнальные флаги (см. приложение) используются для связи и сигнализации с постами, маяками и проходящими судами. Если мореплаватель-любитель не знает на память значения каждого флага или сочетания флагов, то на судне нужно иметь таблицу, где были бы выписаны эти значения. Сочетания флагов, приведенные в приложении, судоводитель в морском плавании обязан знать наизусть и иметь на судне заготовленные сочетания, чтобы в нужный момент быстро сообщить сигнал предупреждения или бедствия или прочитать сигнал, поднятый другим судном.

Значения однофлажных сигналов

А - «Я произвожу испытания на скорость»

Б - «Я гружу (выгружаю) взрывчатое вещество»

В - «Мне нужна медицинская помощь»

Г - «Мне нужен лоцман»

Д - «Держитесь в стороне от меня. Я управляюсь с трудом»

Е - «Я направляю свой курс вправо»

Ж - «Мне нужна помощь»

З - Предупредительный сигнал вызова береговой станции

И - «Я собираюсь делать сообщение по семафору»

К - «Остановите немедленно свое судно»

Л - «Остановитесь. У меня есть важное сообщение»

М - «У меня на борту доктор»


Рис. 148 а

Н - «Нет», отрицательный

О - «Человек за бортом»

П - В море: «Ваши огни погасли». В порту: «Экипажу собраться на судно»

Р - «Мое судно не имеет хода»



Рис. 148 б
- отдельные знаки и приемы

С - «Мои машины работают полным ходом назад»

Т - «Не пересекайте моего курса»

У - «Вы идете к опасности.»

Ф - «Я не управляюсь. Держите связь со мной»

X - «У меня на борту лоцман»

Ц - «Да», утвердительный

Щ - «Мое судно не заражено»

Ь - «Прекратите свои действия, следите за мной»

Ы - «Я везу почту»

Б. Световая сигнализация

Световая сигнализация используется в темное время суток, когда другими средствами связи нельзя передать сообщение. Каждой букве русского алфавита присвоено определенное сочетание, состоящее из набора точек и тире, передаваемых прожектором, сигнальным прибором или клотиком.

Точка передается коротким нажатием ключа, замыкающего электрическую цепь. Тире должно быть в три раза продолжительнее точки.

При отсутствии электрического освещения сообщение можно передавать электрическим карманным фонарем или масляным фонарем, прикрывая свет ладонью руки или фуражкой.


Рис. 149. а - совмещение солнечного пятна; б - подача сигналов

К световой сигнализации относится также светосигнальное зеркало (гелиограф), которое представляет собой прибор, позволяющий подавать отраженные зеркалом лучи в виде световых сигналов на расстоянии до 20 миль. Основан этот прибор на наведении отражения солнечного диска («зайчика») на интересующий объект. Сигнальное зеркало состоит из двух скрепленных на шарнире металлических пластинок, поверхность одной из которых хромирована и отполирована. Пластинка имеет визирное отверстие. Для подачи сигналов зеркало следует держать в руке таким образом, чтобы в его визирное отверстие на верхней створке было видно судно или самолет, которым подается сигнал (рис. 149, а). Чтобы «зайчик» упал на цель и на судне или самолете заметили ваш сигнал, необходимо развернуть зеркало так, чтобы луч, прошедший через визирное отверстие и отраженный от нижней створки на внутреннюю поверхность верхней створки в виде светлого кружка, совпал с визирным отверстием (рис. 149,6).

Чтобы зеркало не упало в воду, оно должно иметь шнурок, который во время подачи сигналов надевают на шею.

Пиротехническая сигнализация или пиротехнические средства служат для подачи сигналов о местонахождении судна или при бедствии судна. Пиротехнические средства разделяются на дневные (густой оранжевый дым) и ночные (ярковидные звезды или пламя).

Шлюпочная парашютная ракета РБ-40Ш взлетает на высоту не менее 200 м, горит ярко-красным огнем и медленно опускается на парашюте. Продолжительность горения 35 сек. Дальность видимости сигнала 10-15 миль.

Ночной сигнальный патрон, обычно называемый «фальшфейер», при горении удерживается в руках и дает факел красного, голубого или белого огня.

Патроны соответственно обозначаются Ф-2К, Ф-2Г и Ф-2Б.

Фальшфейеры красного огня предназначаются для подачи сигналов бедствия, белого - для привлечения внимания, голубого - для вызова лоцмана. Время действия сигнала у патронов красного и голубого огня - не менее 60 сек., у белого - 30 сек. Дальность видимости 5 миль.

Фальшфейеры безопасны в обращении и не задуваются ветром.

Патрон сигнальный дневной при срабатывании выделяет оранжевый дым, который виден с дистанции 3-4 мили. Время горения патрона не менее 30 сек.

Эффективно применяются в светлое время суток плавающие дымовые шашки. Густой дым оранжевого цвета даже при ясной и тихой погоде виден не менее чем на 5 миль. Дымообразование происходит в течение 5 мин. и проходит без открытого пламени.

Пиротехнические патроны надежны, а подготовка к действию вышеупомянутых пиротехнических средств занимает не больше 7-10 сек.

Для подачи сигнала отвинчивается колпачок патрона и резким движением выдергивается кольцо со шнуром. Все патроны при подаче сигнала необходимо держать от себя по ветру.

К.визуальной сигнализации относятся и красители водной поверхности, хорошо видимые с самолета.

К красителям относятся пакеты с красителями - флоуресцеином или уранином марки «А», окрашивающие поверхность воды на площади до 50 м 2 в желто-зеленый цвет. Дальность видимости такого пятна с самолета достигает 15-20 км.

Не обязательно при плавании на открытых водных пространствах иметь все вышеуказанные средства пиротехнической сигнализации, но как минимум 1-2 средства из каждой из вышеперечисленных пиротехнических групп надо иметь на судне. Можно иметь одно средство, надежно заменяющее другое. Это необходимо для случая подачи сигнала бедствия. Во избежание пожара зажигать пиротехнические сигналы нужно только за бортом с подветренной стороны судна.

2. Звуковая сигнализация

На маломерных судах для подачи сигналов, привлечения внимания, указания своего места нахождения в тумане (плохой видимости), при отсутствии визуальной сигнализации применимы все виды автомобильных сигналов, свистки, сигнальные рожки, колокола. Дальность слышимости автомобильного сигнала 1 миля, рожка - 0,5 мили, свистка - в два раза дальше слышимости голоса, электрических, воздушных сирен и паровых гудков - 2 км.

Патрон сигнала бедствия П12 издает сигнальный звук, слышимый при тихой погоде на расстоянии не менее 5 миль.

3. Радиотехническая сигнализация

В качестве радиотехнического сигнального средства для подачи сигналов бедствия на маломерных судах применима аварийная переносная шлюпочная радиостанция «Шлюп» и аварийная самолетная радиостанция «Кедр-С», которые могут работать как от автоматического датчика сигналов тревоги и бедствия, так и от ручного ключа. Приемник радиостанции «Шлюп» имеет два диапазона волн: 400-550 кгц и 600-9000 кгц. Передачу сигналов можно вести на волнах с частотами 500, 6273 и 8364 кгц. Станция имеет форму цилиндра диаметром 280 мм, высотой 500 мм, весит 25 кг и питается от ручного генератора.

Радиостанция «Кедр-С» работает на частотах 500, 2232, 4465, 8928 и 13392 кгц. В комплект весом 25 кг входят два типа антенн. Питание осуществляется от сухих батарей.

В качестве радиотехнического сигнального средства для малых судов можно рекомендовать и аварийную переносную радиостанцию типа «Плот», предназначенную для подачи и приема телеграфных и телефонных сигналов вызова и бедствия, а также для приема сигналов в диапазонах средних (100-550 кгц), промежуточных (1605-2800 кгц) и коротких (6000-8000 кгц) волн. Имеется автоматический датчик сигнала тревоги.

Питается радиостанция от ручного генератора. Приемник может также работать от водоналивных батарей типа «Дымок», которые входят в снабжение спасательных средств. Радиостанция потребляет при передаче не более 35 вт, а при приеме не более 6 вт. Количество потребляемой электроэнергии от водоналивных батарей при приеме не превышает 1,5 вт.

«Плот» весит 23 кг, имеет размеры 270X300X415 мм и может работать с 6-метровой телескопической антенной, 9-метровой мачтовой и 100-метровой, запускаемой при помощи коробчатого змея.

Радиолокационные пассивные отражатели, установленные на парусных, гребных, деревянных, пластмассовых лодках, также относятся к средствам сигнализации, по которым судоводители судов, где установлены судовые радиолокационные станции, обнаруживают маломерные суда. Установка пассивных радиолокационных отражателей необходима для своевременного обнаружения маломерного судна судами большого флота как на открытых водных пространствах, так и на внутренних водных путях. Известно много случаев, когда своевременное обнаружение маломерного судна при плохой видимости и в тумане предупреждало столкновение мелких судов с крупными при изменении последним своего курса.

Наличие пассивных радиолокационных отражателей на маломерных судах имеет решающее значение в спасательных операциях по розыску судов, унесенных в море.

Пассивный радиолокационный отражатель состоит из трех металлических точно взаимно перпендикулярных дисков диаметром 240 мм и толщиной 1 мм. К одному из дисков прикрепляется стальная трубка диаметром 50 мм и длиной 130 мм. Она насаживается на деревянный двухметровый шток, который вместе с отражателем устанавливается вертикально на мачте.

Дальность обнаружения одиночной фигуры человека, равно как и маленький группы людей, при наблюдении в дневное время с самолета, пролетающего на высоте 200 м, составляет: летом - 1 - 1,5 км, зимой - 1,6 - 1,8 км. Для роста действенности зрительного поиска потерпевшим нужно использовать дополнительные технические средства, к которым сначала относится различной мощности и предназначения сигнальная светодымозвуковая пиротехника (парашютные ракеты, ракетницы, патроны‑мортирки, ПСНД, фальшфейера, дымовые шашки и т.п.).

Не много найдется аварийных наборов, в набор которых не входили бы одна либо несколько сигнальных ракет. Существует огромное количество типов сигнальных, осветительных и других ракет (одно- и многозвездочных, бардовых, белоснежных, зеленоватых и т.д.), созданных для аварийной и иной сигнализации, освещения, других узкоспециальных целей.

! Сигналом бедствия принято считать одну либо несколько ярко‑бардовых либо малиновых звездочек, выпускаемых поодиночке через недлинные промежутки времени при помощи пистолета‑ракетницы, либо длинный красноватый свет планирующей парашютной ракеты (рис. 10).

Как сигнал бедствия могут быть истолкованы огни всех других ракет, выпускаемые сериями по три штуки, с маленькими интервалами меж выстрелами.

Малая сигнальная ракета имеет поперечник 32 мм, длину 230 мм, массу 190 г. Высота подъема звездочки 150 м, время горения - 6 - 12с.

Парашютная ракета бедствия (РПСП‑40, ПРБ‑40, РБ‑40Ш) поперечником 44 мм, длиной 212 мм, массой 390 г отличается более насыщенным и долгим свечением сигнальной звездочки и большей высотой ее подъема (прямо до 300 м). Цвет звездочки - только красноватый. Длительность светового сигнала может составлять 30 с и поболее. Мощность сияния добивается 40 тыс. свеч. При подходящих погодных критериях световой сигнал большой парашютной ракеты может быть увиден за 25 - 30 км от места подачи ночкой и за несколько км - деньком (рис. 11).

Сигнальные ракеты цветных огней имеют подобные с парашютной вид и размеры, но еще более широкий цветовой спектр: одно- и двухзвездочные сигналы красноватого, белоснежного, зеленоватого и желтоватого огней. Длительность свечения - 5 - 40 с. Существует также особая звуковая ракета, взрывающаяся на высоте 300 м с звучным, схожим на пушечный выстрел звуком (рис 12).

Комбинированная сигнальная ракета, схожая на их снаружи, но чуток большая по размеру (поперечник 41 мм, длина 255 мм, вес 450 г), дает на высоте 200 м светозвуковой сигнал: 5 бардовых огней, пылающих в течение 5 с, и воющий звук, длящийся 8с.

Приведу отрывок из аннотации по использованию сигнальных парашютных ракет:

1. Взять ракету в левую руку так, чтоб пальцы плотно обхватывали железную гильзу пусковой трубки, а ладонь не закрывала колпачка.

2. Правой рукою отвернуть колпачок, осторожно высвободить вытяжной шнур с кольцом, взять кольцо в правую руку.

3. Придать ракете требуемое направление: осветительные ракеты держать под углом 50 - 60°, сигнальные - под углом 70 - 90°. В зимнее время угол отстрела осветительных ракет рекомендуется прирастить.

4. Произвести правой рукою повдоль оси ракеты резкий рывок вытяжного шнура на себя (рис. 13).

5. Если необходимость использования ракеты отпала, то шнур с кольцом уложить вовнутрь ракеты и навернуть колпачок.

К недочетам ракет можно отнести их значимые размеры и вес.

На данный момент заместо парашютных ракет время от времени употребляются маленькие патроны‑мортирки, запускаемые при помощи специального механизма, размерами чуток больше авторучки и, кстати, имеющего вид авторучки. При выстреле мортирка, взрываясь на высоте 50 - 80 м, образует колоритную звездочку, которая пылает в небе приблизительно 5 с и может быть увидена на расстоянии до 7 - 10 км (рис. 14).

Очередной тип мортирок, применяемых в российских армейских комплектах, показан на рис. 15.

В охотничьих магазинах на данный момент можно отыскать штатский вариант мортирок, имеющий заглавие «Пиротехнический сигнал охотника». В набор заходит пусковое приспособление и патроны красноватого, желтоватого и зеленоватого огней (рис. 16).

Для приведения «авторучки» в боевой взвод нужно; накрутить на сопло мортирку, за ранее сняв с нее предохранительный колпачок, взвести боевую пружину, отжав кнопку затвора до упора и зафиксировав ее в особом вырезе на корпусе. Сейчас для производства выстрела довольно навести «авторучку» в небо под углом 80 - 90° и вытолкнуть кнопку затвора огромным пальцем из паза.

Туристы, альпинисты и другие самодеятельные путники в большинстве случаев берут с собой в поход в качестве аварийного сигнального средства патроны к ракетнице. Правда, от самой ракетницы из‑за ее лишней величины и веса они отказались и изготовляют из дюралевого сплава самодельные короткоствольные ракетницы, вес которых не превосходит 50 г. Чертежи таких ракетниц можно отыскать в специальной туристической литературе.

В охотничьих магазинах время от времени продаются особенные сигнальные патроны, которые могут отстреливаться из обычного охотничьего ружья. Есть также разные сигнальные пистолетные и винтовочные трассирующие патроны. Они все созданы для подачи аварийного сигнала из боевого и охотничьего нарезного орудия.

В ближайшее время обширное распространение получило газовое орудие, которое, не считая общеизвестных патронов слезоточивого и шумового деяния, способно отстреливать и светосигнальные заряды. Нужно только позаботиться, чтоб в оснащенной обойме находилось хотя бы несколько схожих патронов. Так как слезоточивой внутренностью ведущим поиск спасателям о для себя сказать сложно. Разве только вдосталь поплакать по поводу позабытых дома в тумбочке сигнальных зарядов.

! Следует учесть, что световая мощность схожих вспомогательных боеприпасов, высота выброса заряда и время горения сигнальной звездочки много ниже, чем парашютных осветительных ракет. Потому лучше иметь их больше и отстреливать только тогда, когда есть возможность, что их увидят.

Патроны сигнальные ночного и дневного деяния (ПСНД), имеющие цилиндрический корпус длиной 172 мм, поперечником 35 мм и весом 190 г (рис. 17), пользуются заслуженным признанием у путников. Принцип деяния у их тот же, что и у ракет. Патрон приводится в действие выдергиванием запального шнура. Только нужно держать в голове: размещение пускового шнура в сигнальном патроне обратно ракете! Другими словами сигнал срабатывает в ту же сторону, куда дергается шнур! Если об этом запамятовать и выдернуть шнур не от себя, а по ракетной привычке - к для себя, можно очень опалить лицо (рис. 18)!

! Пусковой шнур у ПСНД размещен там же, куда глядит сигнальное сопло!

Предел обнаружения ночного сигнала ПСНД (ярко‑оранжевое либо малиновое пламя) добивается в черное время суток 15 - 20 км, если следить его с самолета, парящего на высоте 500 м. Дневной сигнал (малиновый дым) с той же высоты может быть увиден на расстоянии до 5 - 8 км. При наблюдении с мостика корабля предел обнаружения ночных и дневных сигналов миниатюризируется на 20 - 30%. Идеальнее всего дневной дымовой сигнал читается на фоне снега, льда, воды, а вот в песках пустыни либо в густолесье его можно не увидеть в 3-х сотках шагов. Действие сигнального патрона краткосрочно - менее 10 - 20с. Для того чтоб не спутать в мгле стороны сигнального патрона, нужно держать в голове, что крышка «дневного» сигнала плоская и ровненькая, а «ночная» имеет углубление.

Не считая того, есть особые фальшфейера, факел‑свечки, дымовые шашки и тому подобные пиротехнические средства, которые способны пылать подольше, время от времени до 10 мин и поболее. Обычно они употребляются для аварийно‑поисковой сигнализации в транспортных, природоохранных и иных ведомствах.

Фальшфейер красноватого огня предназначен для подачи сигнала бедствия. Длина его 225 мм, поперечник 37 мм, вес около 250 г. Время горения светового сигнала 60 с, сила света 10 тыс. свеч (рис. 19).

Патрон наземный сигнальный имеет в два раза наименьшие размеры и вес и соответственно наименьшую длительность и яркость светового сигнала. Все фальшфейера приводятся в действие выдергиванием пускового шнура.

Упомяну о факел‑свече, используемой в жд транспорте для подачи аварийного сигнала приближающемуся к месту аварии составу. Точнее, когда‑то используемой, а на данный момент везде вытесняемой более современными радиотехническими средствами аварийной связи. Факел‑свеча - это тот же фальшфейер, для удобства имеющий две выдвижные проволочные ручки. Они позволяют задерживать руку на неопасном расстоянии от открытого пламени и содействуют полному сгоранию фальшфейера (рис. 20).

По мере надобности подачи сигнала ручки, прижатые к корпусу факел‑свечки 2-мя картонными ободками, выдвигаются во всю длину, верхний, защитный, колпачок снимается и внутренней стороной чиркается по выступающему запальному фитилю. При отсутствии либо намокании колпачка факел‑свечу можно зажечь при помощи боковой стены спичечного коробка либо от пламени спички либо зажигалки. Факел‑свеча пылает в течение 10 мин (что прибыльно отличает ее от других фальшфейеров) ярко‑красноватым пульсирующим пламенем, при этом большей силы вспышка наблюдается в 1-ые секунды горения.

При способности выбора лучше предпочесть факел‑свечки, не боящиеся воды. Есть даже такие, которые способны пылать будучи на сто процентов погруженными в воду.

Благодаря собственному долгодействию фальшфейера может быть использовать для разведения костров в непогодицу.

Несколько слов следует сказать о показавшихся в массовой продаже и не поддающихся поименному перечислению разных китайских и им схожих фейерверков (рис. 21). Как сигнальные средства, все эти ракеты, петарды, «жуки», «бабочки», «самолеты», огни, бенгальские свечки и тому подобные хлопушки не очень надежны. Сначала тем, что некачественно исполнены и не созданы для эксплуатации в сложных метеорологических критериях. Отсюда нередкие осечки, неполное сгорание световых зарядов, невозможность просчитать линию движения полета сигнальной звездочки.

Схожую примитивную пиротехнику очень тяжело транспортировать и использовать в реальных аварийных критериях. Но все‑таки может быть, если ничего более надежного под рукою не оказалось. Лучше иметь возможность подать хоть какой‑то сигнал, чем совершенно никакой! Тем паче в отличие от всех иных пиротехнических средств, у торжественных салютов есть два неопровержимых плюсы - дешевизна и доступность. И как возможных путников от их приобретения ни отговаривай, все они равно могут не прислушаться к хорошему совету.

При выборе схожих импровизированных сигнальных средств следует предпочесть пиротехнику, выполненную на российских заводах оборонного профиля (она в большей степени похожа на реальные сигнальные ракеты и фальшфейера), или пиротехнику развитых в промышленном отношении государств. Такие фейерверки более надежны и неопасны в воззвании, чем собранные в полукустарных мастерских развивающихся государств. Корпуса лучше выбирать не «бумажные», а сделанные как минимум из толстого упрессованного картона с металлическими усилительными кольцами. Корпуса должны владеть наибольшей твердостью и плотностью.

! И самое главное: из всех созданных для фейерверков ракет, «бенгальских огней» и тому схожих торжественных пиротехнических изделий в качестве аварийно‑сигнальных средств может быть использовать только те, которые имеют сигнал ОРАНЖЕВО‑Бардовых расцветок! Красноватый цвет - принятый цвет бедствия! Все остальные, естественно, тоже могут привлечь внимание, посодействуют быть истолкованы как обыденный салют.

Все перечисленные празднично‑сигнальные средства перед тем, как брать с собой в лес, следует проверить в деле: отстрелять и поглядеть, как высоко подымается световая звездочка, куда летит, как длительно пылает, как очень на нее влияет непогодица и сильный ветер и т.п. Если световые сигналы недостаточно ярки и стремительно прогорают, то запускать ракеты лучше, подменяя качество количеством, «кустиком», другими словами несколько и разом либо одну за другой, с маленькими промежутками так, чтоб следующая успевала вспыхнуть до того, как погаснет предшествующая.

! С схожим сигнальным ширпотребом нужно обращаться даже более осторожно, чем с «боевыми ракетами». Необходимо пристально изучить аннотации по применению и произвести несколько «учебных» отстрелов.

Нужно держать в голове, что все парашютные ракеты, ПСНД и некие другие пиротехнические сигнальные средства конструктивно подготовлены к выстрелу, и потому обращаться с ними следует как с заряженным орудием, соблюдая необыкновенную осторожность! При осечке ракеты нужно более 30 секунд ее продержать в положении выстрела, не направляя на людей! Все памятки и аннотации предписывают выкидывать невыстрелившие ракеты и в самой категоричной форме воспрещают чинить несработавшую пиротехнику. Точно так же они предостерегают от использования пиротехники с истекшим сроком годности (обычно 3 - 4 года).

Подходить к ракете, пока под ней пылает огнь, - КАТЕГОРИЧЕСКИ Неприемлимо!

Прямо до полного прогорания костра и остывания корпуса ракеты!

Дальность обнаружения пиротехнических сигналов бедствия почти во всем (время от времени в решающей степени!) находится в зависимости от места их подачи. Даже самую сильную ракету можно ухитриться запустить в таком месте и в такое время, что ее никто никогда не увидит.

Сначала нужно учесть время суток и погодные условия. Колоритная звездочка в небе деньком фактически неприметна, в то время как ночкой она направляет на себя внимание за много км. Потому в светлое время суток лучше использовать дымовые сигналы, приберегая ракету для мглы. Точно так же может сгинуть без всякой полезности ракета, запущенная в случаем проплывающую над вашей головой тучу. Потому, если может быть, отложите подачу сигнала на несколько секунд, дождитесь прохода облачности либо постарайтесь попасть в свободный от туч либо тумана участок неба.

Для работы с фальшфейерами и дымовыми шашками следует выбирать возвышенные точки рельефа. При всем этом нужно стараться, чтоб с подветренной стороны, куда и будет отнесен дым, размещалось открытое место - водоем, ледник, поляна.

!При подаче сигнала всякое пиротехническое средство следует держать в вытянутой руке, развернув соплом от себя. С подветренной стороны не должны стоять люди, находиться легковоспламеняющиеся и огнебоящиеся предметы. Категорически неприемлимо направлять ракеты и патроны в сторону спасательных самолетов, вертолетов, судов!

При использовании ракет следует учесть направление и силу ветра, который может очень сносить парашют с пылающей под ним сигнальной звездочкой. Если вы желаете, чтоб сигнал горел над вашей головой, стреляйте малость навстречу ветру.

Еще одна чисто «ракетная» ошибка заключается в недооценке силы ее отдачи. В особенности это касается огромных парашютных ракет! Если недостаточно прочно задерживать гильзу ракеты, она при выстреле может, дернувшись вниз, выскользнуть из рук. В этом я в один прекрасный момент сумел убедиться, давая световой (не аварийный) сигнал в зимней тайге. Замерзшие до состояния льда рукавицы не позволили с достаточной силой сжать пальцы, и по этой причине ракета выстрелила сходу в две стороны: звездочкой - в небо, гильзой - в землю. Только чудом пошедший не по собственной линии движения световой заряд не сжег мне волосы. А могло быть и ужаснее, еще ужаснее. К примеру, во время рок‑концерта на Дворцовой площади в Санкт‑Петербурге внезапно выпущенная в массе ракета, попав в висок, наповал уничтожила стоящего вблизи зрителя. Вот поэтому ракету следует брать только нагой рукою, за ранее насухо вытерев ладонь и пальцы.

И очередной очень принципиальный совет. Большая часть пиротехнических средств обладает разовым действием, другими словами, подав сигнал один раз, повторить его нереально. Потому подавать сигнал нужно с очень близкого расстояния и только когда есть уверенность, что его увидят. К примеру, когда вы видите спасательный самолет либо судно либо ясно слышите нарастающий шум работающих моторов.

С другой стороны, при наличии припаса разовых пиротехнических средств, при приближении еще невидимого спасательного самолета либо вертолета ракеты лучше не сберегать. Здесь скаредность может сослужить нехорошую службу. Ведущий поиск самолет - не городской трамвай, который по нескольку раз на деньку проходит один и тот же маршрут. Поисковый самолет далековато не всегда ворачивается в место, которое уже облетел. Потому давать сигнал бедствия (снова повторю: если вы не испытываете нужды в пиротехнике!) лучше до того, как его можно будет найти зрительно. Давать в сторону звука, по способности просчитав по его нарастанию или затиханию направление полета. Ракета, пробив низкие облака, может быть увидена пилотами, в то время как вы этот самолет так и не увидите.

Если необходимость в подаче сигнала отпала, запальный шнур с кольцом нужно осторожно уложить в созданное для ракеты гнездо и завинтить защитный колпачок.

Во время движения сигнальные средства нужно хранить в защищенном от ударов и осадков и в то же время вседоступном месте. А во время привалов держать подальше от огня. Многие пиротехнические средства страшатся нагрева, насыщенного трения и ударов, от которых они могут выйти из строя либо даже подорваться!

Не считая прямого предназначения, практически все пиротехнические сигнальные средства могут с фуррором употребляться для отпугивания плотоядных животных - белоснежных и бурых медведей, волков, шакалов и пр.

Хоть и с натяжкой, но простым пиротехническим сигнальным средством можно считать аэрозольные баллончики. Любые - от лака для волос и иных косметических до репеллентов. Струя аэрозоля, выпускаемая из баллончика, если пропустить ее через пламя спички либо зажигалки, вспыхивает броским, длиной в несколько 10-ов см, факелом, различимым с воздуха на несколько км. Выпускать аэрозоль следует маленькими, менее 1 - 2 с, нажатиями с 2 - 5‑секундньши паузами.

!При более продолжительном горении аэрозольной струи баллончик может подорваться в руках!

По мере надобности подачи долгого сигнала баллончик следует вкопать в землю, уложить на пусковую кнопку тонкий камень либо оттянуть его пропущенной через днище резинкой, поставить на пути струи маленькой факел и отступить на несколько метров в сторону.

А если вспомнить детские проказы, можно из серных головок спичек, магния, церия и пр. изготовлять разные «бомбочки», хлопушки, «бенгальские огни» и т.п. самодельные, непонятного характеристики, но все‑таки пиротехнические светозвуковые сигнальные средства. Их изготовка и применение связаны с определенным риском, потому определенную рецептуру я тут не привожу. Кто увлекался схожей «химией» ранее, я думаю, сумеет использовать детские способности уже не для утехи, а для дела.

Морские международные сигналы бедствия (рис. 22):

· выпуск клубов дыма оранжевого цвета (1);

· пламя на судне (к примеру, от пылающей смоляной бочки) (2);

· ракеты либо гранаты, выбрасывающие красноватые звезды, выпускаемые поодиночке через недлинные промежутки времени (3);

· красноватая парашютная ракета или фальшфейер красноватого цвета (4);

· флажковый сигнал NC (НЦ) по Интернациональному своду сигналов (5);

· сигнал, состоящий из квадратного флага с шаром над ним либо под ним (6);

· неспешное, повторяемое поднятие и опускание рук, вытянутых в стороны (7);

· пушечные выстрелы, либо взрывы, производимые с промежутками около одной минутки, либо непрерывный звук, производимый хоть какими аппаратами для подачи туманных сигналов (8);

· сигнал бедствия SOS, передаваемый по радиотелеграфу либо при помощи другой сигнальной системы, или слово «мэйдэй», произносимое по радиотелефону (9).

Все эти сигналы имеют одно‑единственное, известное мореплавателям всего мира значение - «Терплю бедствие, нуждаюсь в помощи».

Дымовые и цветовые сигналы бедствия.

К ним можно отнести (не считая дневного сигнала ПСНД) разные дымовые шашки и петарды, в большинстве случаев применяемые в море. Такие шашки срабатывают после выдергивания запального шнура и пылают, испуская оранжевый дым, от 1 мин (ручная шашка) до 4 мин (плавучая шашка).

Применяемая на российских флотах дымовая плавучая шашка имеет длину 253 мм, поперечник 80 мм и вес 820 г. Расчетная дальность видимости дымового сигнала, длящегося 3 мин, - одна морская миля. Шашка приводится в действие выдергиванием запального шнура (рис. 23).

Есть и другие разновидности дымовых шашек. Прямо до таких, с которыми одному человеку просто не совладать. К примеру, большая дымовая сигнальная шашка имеет длину 74 см, поперечник 21 см и вес 32 кг! Пылает эта огромная «дымовуха» 8 мин, а сигнал ее виден за 20 км (рис. 24)!

Не считая цвето‑дымовых сигналов, есть особые красители, которые, растворяясь в воде, делают огромное, цветовое, издалека приметное пятно.

К таким относится, к примеру, уранин, созданный для использования в море либо на широких пресноводных водоемах. При контакте с водой уранин расплывается по поверхности, образуя большущее пятно насыщенного зелено‑изумрудного цвета (если попал в прохладную воду) либо оранжевого цвета (если оказался в теплой воде). Краситель остается приметным около 4 - 6 ч на размеренной воде и только 2 - 3 ч - при волнении (рис. 25).

В какой‑то степени цветовыми сигналами бедствия могут служить разные оранжевые полотнища, тенты спасательных плотов и шлюпок, одежка и палатки ярко‑бардовых расцветок.

Чтоб поведать о последующем типе сигнальных средств, я попрошу читателя вспомнить свое детство. Кто из вас в то счастливое время не развлекался, пуская карманным зеркалом по стенкам броский солнечный кролик? Вот этот «кролик» и поставили спецы на службу потерпевшим бедствие, создав несколько разных по конструкции сигнальных зеркал.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «page-electric.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «page-electric.ru»